Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Русская школа вокально-педагогического мастерства в исторической перспективе от М. Глинки до нач. XXI в.: Традиции и инновации

baby_devochka 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2022
Объект исследования – отечественное вокальное образование XIX -XXI вв. Предмет исследования – русская школа вокально-педагогического мастерства в исторической перспективе от М. Глинки до нач. XXI в.: Традиции и инновации. Цель исследования: охарактеризовать процесс становления и развития русской школы вокально-педагогического мастерства на протяжении XIX - нач. XXI веков как культурного и педагогического феномена. Задачи исследования: – охарактеризовать процесс становления традиций русской классической вокальной школы в 1-й пол. XIX в.; – проанализировать теоретико-методологические принципы выдающихся представителей русской классической вокально-педагогической школы 2-й пол. XIX в.; – осветить историю становления советской вокальной школы, раскрывая эстетические и педагогические принципы в области вокального искусства; – выявить и изучить особенности вокальной методики в период расцвета советской вокальной школы; – выявить современные тенденции в ракурсе соотношения традиций и инноваций русской школы вокально-педагогического мастерства. – определить способы актуализации и адаптации традиций русской школы вокально-педагогического мастерства в современной педагогической практике. В процессе исследования использовался следующий комплекс методов: метод теоретического анализа научно-педагогической, вокально-методической литературы, а также трудов, посвящённых вопросам истории вокального искусства; метод анализа передового педагогического опыта, системного анализа, метод оценки и сравнения альтернатив, парадигмально-педагогический и сравнительно-исторический методы. Научная новизна исследования заключается в том, что: Представлены педагогические традиции становления и развития русской школы вокально-педагогического мастерства XIX – нач. XXI вв. Определены ведущие тенденции реализации потенциала русской вокальной школы в сфере массового вокально-музыкального образованиии, формирования научно-педагогических основ вокального образования; складывания вокально-педагогических систем. Установлено актуальное значение и определены способы адаптации в современных условиях методов обучения русской классической школы вокально-педагогического мастерства. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: Установлено традиционное и инновационное в вокально-педагогических методах основателей русской классической вокальной школы, ведущих педагогов-вокалистов XIX в. А. Е. Варламова, М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, благодаря чему внесён вклад в обогащение истории отечественной вокальной педагогики. Актуализированы в современных условиях педагогические методы русской классической вокальной школы XIX в., доказана их высокая эффективность на всех ступенях вокального образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем научно-педагогические данные и сделанные выводы могут быть использованы при составлении программ по курсу «Академическое пение», «История вокального искусства». Апробация результатов исследования. Структура выпускной квалификационной работы складывается из введения, трех глав (6 параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. Русская вокальная школа, являясь в основании поликультурной, синтезировала традиции русского народного пения, обучения храмовому певческому искусству, западноевропейских методик подготовки вокалистов. В России на протяжении веков сложились крупнейшие педагогические, исполнительские, инструментальные, музыковедческие, хоровые, вокальные школы. При этом важную роль всегда играли традиции певческого обучения. Значимо, что традиции и достижения российского вокально-музыкального образования общепризнаны. В данной связи существенным является обращение к исторически сложившимся отечественным вокально-педагогическим традициям и школам, которые должны быть сохранены и вместе с тем обогащены, адаптированы к современности. В соответствии с этим повышается значение изучения истории вокального образования, являющейся существенным фактором интеграции основ педагогической традиции певческого обучения с задачами современного вокального образования. Выполнение таких исследований в контексте связи эпох создаёт возможность использовать при осуществлении вокального образования в современных музыкальных учебных заведениях вокально-педагогические достижения предшествующего времени. Все это актуализирует задачу обращения к истокам российских традиций певческой культуры. В фундаментальном исследовании нуждаются исторически сложившиеся традиционные педагогические основы вокального образования. Необходимо представить, критически осмыслив, апробированные в прошлом методы и формы вокального образования, обосновать возможность применения их в современных условиях. Потребность в изучении отечественного вокально-педагогического наследия обусловлена и тем, что, выполняя важную функцию социальной памяти, такие ретроспективные исследования способствуют сохранению этого наследия от забвения, помогают восстановить столь необходимую в настоящее время, но во многом утраченную преемственность в развитии отечественного вокального образования. В ходе исследования были обнаружены следующие противоречия: – между стремлением к сохранению и упрочению отечественных традиций вокального образования и отсутствием обобщающих исследований, посвященных анализу традиций отечественной вокальной педагогики; – накопленными в музыковедческих трудах знаниями о творчестве педагогов-вокалистов и недостатком исследований педагогических основ русской вокальной школы; – использованием в современной вокально-педагогической практике принципов и методик работы русских педагогов-вокалистов и отсутствием целостного обобщения их творческого потенциала. Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, необходимость разрешения выявленных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Русская школа вокально-педагогического мастерства в исторической перспективе от М. Глинки до нач. XXI в.: Традиции и инновации».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...… ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………….…………………........ 1.1. Становление традиций русской классической вокальной школы в 1-й. пол. XIX в..……………………………….……. 1.2. Теоретико-методологические принципы русской классической вокальной школы 2-й пол. XIX в……………. ГЛАВА 2 РУССКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА В XX ВЕКЕ………... 2.1 Становление советской вокальной школы………………….. 2.2 Период расцвета советской вокальной школы……………... ГЛАВА 3 АДАПТАЦИЯ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ… 3.1. Современные тенденции в ракурсе соотношения традиций и инноваций русской школы вокально-педагогического мастерства……………………………………………………... 3.2. Актуализация и адаптация традиций русской классической школы вокально-педагогического мастерства в современной педагогической практике………………..……. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…….. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………...
Список литературы

1. Агин М.С. История вокального искусства: учебное пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. - 304 с. 2. Агин М.С. История отечественного вокального искусства. Учеб. пособие. -М.: Пробел, 2017. - 500 с. 3. Агин М.С. Мастера вокального искусства. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. - 498 с. 4. Алиев И.Ю. Методическое содержание деятельности педагога-вокалиста (теоретический аспект): дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 152 с. 5. Антонова Л.В. Становление вокального образования в России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 35(76), ч.1: (Общественные и гуманитарные науки). - С. 29-34. 6. Асафьев Б.В. М. Глинка. - М.: Музгиз, 1950. - 225 с. 7. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 3. - М.: Музгиз, 1954. - 423 с. 8. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. - М.-Л.: Академия, 1930. - 305 с. 9. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. - М.-Л.: Музгиз, 1952. - 191 с. 10. Багадуров В.А. Глинка как певец и вокальный педагог. Сб. материалов и статей. - М.: Музгиз, 1950. - 343 с. 11. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. - М.: Музгиз, 1956. - 268 с. 12. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. - Л.: Музыка, 1967. - 65 с. 13. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки: дисс. ... канд. искусствоведения. - Л., 1968. - 216 с. 14. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 155 с. 15. Горяйнов Ю.С. Г.Я. Ломакин. Дирижер. Композитор. Учитель. М., Музыка, 1984. - 231 с. 16. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т.2. Ч. 2. - М.: Музгиз, 1959. – 492 с. 17. Гуревич П.С. Культурология. Учеб. для вузов / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2003. - 336 с. 18. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007. - 367с. 19. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. - М.: Музгиз, 1962. - 171 с. 20. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М.: Музыка, 1965. - 147 с. 21. Зиберова Л. В Социокультурные аспекты модернизации российского образования в контексте европейской интеграции // Современные проблемы профессионального образования – [электронный ресурс] – Точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-aspekty-modernizatsiirossiyskogo-obrazovaniya-v-kontekste-evropeyskoy-integratsii. 22. Иванов, А. П. Об искусстве пения / А. П. Иванов. - М. : Профиздат, 1963. - 104 с. 23. Косовцев Н.Е. Классическое вокальное образование в России в XIX веке. Теоретические основы и традиции // Ценности и смыслы. 2018. №1 (53). С.45?64. 24. Кочарова Д. А. Педагогические основы русской вокальной школы А.В. Неждановой: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2014. – 27 с. 25. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь. 2 изд. - Л.: Музыка, 1988. - 70 с. 26. Кюи Ц.А. К характеристике А.С. Даргомыжского. Избранные статьи. - М.: Музгиз, 1952. - 172 с. 27. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. - М.: Музгиз, 1953. - 134 с. 28. Ломакин Г.Я. Руководство к обучению пению в народных школах. СПб.: 8 с. 4. Никольская-Береговая К.Ф. Развитие школы хорового пения в России. М.: Музыка, 1979. - 141 с. 29. Луканин В.А. Обучение и воспитание молодого певца / Сост. и общ. ред. Е.Е. Нестеренко. - Л.: Музыка, 1977. - 86 с. 30. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. - М.: Прометей, 1995. - 30 с. 31. Назаренко И.К. Искусство пения. - М.: Музыка, 1963. - 618 с. 32. Нестеренко Е.Е. Размышление о профессии. - М.: Музыка,1987. -184 с. 33. . Никольская-Береговая К.Ф. Развитие школы хорового пения в России. М.: Музыка, 1979. - 141 с. 34. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2008. - 384 с. 35. Рыцарева М.Г. Композитор Д. Бортнянский. Л.: Музыка, 1979. - 256 с. 36. Серов А.Н. Избранные статьи. Т. 2. М.,1957. - 391 с. 37. Серова С.В. Руководство к обучению в народных школах Н.Афанасьева. Руководство к обучению в народных школах Г.Я. Ломакина // Музыка и театр. 1867. - № 1 (62) - с. 9. 38. Стасов В.В. Статьи о музыке. Вып. 3., 1880–1886. М.: Музыка, 1977. - 382 с 39. Фигнер Н.Н. Воспоминания, письма, материалы / сост. Л.М. Кутателадзе. общ. ред. А.Я. Альтшуллера. - Л.: Музыка, 1968. - 191 с. 40. Яковлева А.С. Вокальная школа Московской консерватории. Первое пятидесятилетие; 1866-1916. - М., Лань,1999. - 108 с. 41. Яковлева А.С. Вокальная школа Московской консерватории: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1994. - 52 с. 42. Яковлева А.С. Выдающиеся профессора вокального факультета Московской консерватории начала XX века. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 1975. — 45 с. 43. Яковлева А.С. О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е.А. Лавровской // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. - М., Музыка, 1982. - С. 36-56. 44. Яковлева А.С. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия. Учеб. пособие к лекционному курсу «История вокального искусства». - М., Лань, 1999. - 96 с. 45. Яковлева А.С. Умберто Мазетти и его педагогические взгляды // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. - М.: Музгиз, 1976. - С. 110-134.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 1.1. Становление традиций русской классической вокальной школы в 1-й. пол. XIX в. Русская народная песня на Руси играла основополагающую роль в создании профессионального светского и вокального искусства. М. И. Глинка в беседе с А. Н. Серовым говорил : «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». Объективно, русская народная песня имея широкий спектр образов, вдохновляла многих композиторов на создание первых опер. С IX-X вв. после крещения Руси начинается развитие русской национальной школы пения, определяющую роль в подготовке певцов играло церковное пение. Древнерусское пение характеризовалось унисоном – это давало возможность интонационного и тембрового ансамбля. М. И. Глинка является основателем русской классической вокальной школы. Понимая под пением сложный психофизический процесс, М. И. Глинка считал оперного певца – певцом-актёром и необходимость исполнять произведения по иному побудили его к созданию нового метода воспитания. Это его роднит с выдающимся театральным деятелем К. С. Станиславским. Изучив во время поездки в Италию стиль бельканто, зная традицию русского церковного пения композитор пытался объединить это в работе в придворной певческой капелле. Поэтому в 1830 г. им были написаны Семь этюдов для контральто, посвящённые младшей сестре Н. И. Гедеоновой, в 1833 г. Шесть этюдов для голоса и фортепиано, в 1836 г. Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса знаменитому басу О. И. Петрову, в 1856 г. Школа пения для А. Н. Кашперовой. Этюды М. И. Глинки состоят из 2-х частей и базируются на методе «вытягивания» тонов снизу вверх. По его мнению первоочерёдной задачей является «усовершенствование натуральных тонов» и их постепенное расширение в пределах октавы. 1-я часть состоит из 18 упражнений, а 2-я отличается отсутствием аккомпанемента, состоит из мордентов и трелей, чистота и точность которых достигается постепенным ускорением темпа. Осознавая препятствие аккомпанемента естественной координации между голосом и слухом, их развитию и замедлению атаки звука, невозможности взаимно направляться к искомым тонам подтолкнули к созданию подобных упражнений. М. И. Глинка советует О. А. Петрову петь «литеру а» слегка «прикрыто», «округлённо» в средней динамике и прямо попадая в ноту. Доказательством действенности метода является тот факт, что О. А. Петров на протяжении 40 лет был величайшим артистом оперной сцены. В 1840 г. был опубликован первый вокально-методический труд А. Е. Варламова «Полная школа пения», обобщивший многолетний опыт и высокие достижения в практике русского хорового искусства. В отличие от «концентрического» метода М. И. Глинки, опиравшегося на опыт итальянской школы, А. С. Даргомыжский был приверженцем «синтетического» метода обучения певцов. Отвергая каноны европейских вокальных школ, «внешнюю эффектность и вычурность» А. С. Даргомыжский воспринимал педагогический процесс пения не как цель, а как средство реализации для воплощения своих композиторских открытый. В 1738 г. открывается частная капелла графа Шереметева, которая одной из первых ставила целью устранить недостатки в теоретической подготовке певцов, удовлетворить растущий интерес к светскому певческому искусству. Тщательным подбором певцов с вокально-слуховыми данными занимался талантливый хормейстер и дирижёр С. А. Дегтярёв, выведший капеллу на высокий уровень в России во второй половине XVIII в. Анализируя хоровое творчество С. А. Дегтярёва, управляющий Придворной певческой капеллой в 1901-1903 гг. С. В. Смоленский напишет восторженные слова о богатстве голосов хора, удивительной технике автора. В дальнейшем все хоры крепостных переименуют в капеллы и при них создадут драматические и оперно-балетные труппы. Например, в 1720 г. хор государевых певчих дьяков переименован в Придворный хор, а 1763 г. приказом Екатерины II в Придворную певческую капеллу. Постоянная потребность в обновлении штата певцов способствовала учреждению первой детской церковной хоровой школы для воспитания профессиональных кадров. Глуховская школа, основанная в 1738 г. обучала знаменному и партесному пению. В 1755 г. в Петербурге первую оперу на русском языке «Цефал и Прокрис» исполнили её воспитанники. С приходом Д. С. Бортнянского Придворная певческая капелла превратилась центр по профессиональной подготовке певцов и обусловила расцвет русской вокально-хоровой школы. Основные вокальные навыки ученики Придворной певческой капеллы получали при пении в церковном хоре, что приучало их к длительному спокойному дыханию, кантилене, владению динамикой звука, legato. Композитор и педагог бережно хранил и развивал традиции, среди которых были тембровая ровность и техническая работа над ансамблем, что открывало огромные выразительные возможности в пении. Блестящая, виртуозная вокальная техника хористов складывалась на основе следующих факторов: ? работа над элементами вокальной техники и навыками чтения с листа на уроках сольфеджио. В капелле была введена индивидуальная постановка голоса певцов. Занятия пением проходили ежедневно в течение трех часов. Хор делился не по партиям, а на четыре небольших состава с равным количеством голосов. Пение в хоре сочеталось с сольным пением, развитием вокально-технических навыков; ? контроль учителя за ходом выучивания программы; ? особое внимание к звучанию, избегание излишне форсированного звука, внимание к ансамблевому пению; ? приобщение певцов к традициям национального исполнительства, знакомство со старинными напевами; ? передача мастерства от более опытных певцов детям, к каждому ученику был прикреплен взрослый певец, который обучал подопечного основам светского пения» [32, с. 200]. Дальнейшее развитие теории и практики вокального образования связано с деятельность руководителя Шереметевской певческой капеллы Г. Я. Ломакиным. В 1830 г. назначенный графом хормейстер, составляет методические разработки для обучения музыке и воспитанию слуховых и вокальных данных певцов. Совмещая деятельность руководителя капеллы и педагога в театральном училище, Г. Я. Ломакин обучает А. и К. Лядовых, после чего первый становится дирижёром императорского театра, а второй – капельмейстером Русской оперной труппы в Петербурге. Среди известных воспитанников Г. Я. Ломакина А. Я. Воробьёва – первая исполнительница партии Вани в опере «Иван Сусанин» и Ратмира в «Руслане и Людмиле», Н. С. Мартынов – известный музыкальный и общественный деятель, Л. И. Кармалина – певица, которой восхищались А. С. Даргомыжский, М. И. Глинка, «балакиревцы». Особенным событием в жизни Г. Я. Ломакина стало знакомство с М. А. Балакиревым, переросшее в дальнейшем в тесное сотрудничество. В мае 1859 г. в Петербурге было открыто Русское музыкальное общество (РМО), устав которого гласил «Развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Учреждённую конкурсную комиссию общества возглавлял В. Ф. Одоевский, представляли А. С. Даргомыжский, Г. Я. Ломакин, А. Г. Рубинштейн, Ф. М. Толстой и К. Б. Шуберт. В их обязанности входило оценивание мастерства исполнителей и художественных достоинств отечественных музыкальных произведений, предлагаемых для исполнения на концертах при обществе. В декабре 1859 г. комитет директоров РМО постановил организовать бесплатное, доступное музыкальное образование для талантливых русских. Не смотря на трудности, А. Г. Рубинштейн при поддержке В. В. Стасова и Г. Я. Ломакина организовал открытие училища и новых классов РМО, но они не оставляли мысли о создании действительно демократической организации, которая способствовала бы приобщению простого народа к музыкальному искусству [21]. 1.2 Теоретико-методологические принципы русской классической вокальной школы 2-й пол. XIX в В конце XIX в. русское музыкальное образование имело массовый характер и для бедных слоёв общества осуществлялось в виде пения в церковно-приходских школах. Занятия часто проводили люди не имеющие базового музыкального образования, поэтому репертуар хоров был скуден и упрощался до примитивных песен и молитв. Подобная ситуация подтолкнула к реформации форм и методов массового музыкального образования во второй половине XIX в. За этим последовало утверждение хорового пения как доступного вида музыкальной деятельности, совмещающего в себе общее музицирование и индивидуальное. Под этим подразумевается, что хоровое искусство в России было традиционным и имело глубокие национальные корни. Педагоги-музыканты решали проблему разноплановости и расширения репертуара для широкого музыкального воспитания. Но одним из главных сдерживающих факторов общего музыкального образования в XIX в. стало отсутствие системы образовательных учреждений. Следствием этого стало открытие в 1862 г. Г. Ломакиным и М. Балакиревым ? Бесплатной музыкальной школы, преподавательский состав которой возглавили создатели и А. Гольд, П. Бларамберг. Обязательным стало изучение элементарной теорией музыки, гармонии, полифонии, сольфеджио, хорового класса и сольного пения. Накопленный педагогический опыт Г. Ломакина был осмыслен в ряде работ – «Метода пения» в 1837 г., «Метода пения, содержащая гаммы в разных тонах и делениях» и «Метода пения для общего учения воспитанников Императорского училища правоведения» в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в., «Краткие методы пения» и «Руководства к обучению пению» 1860-х гг. Занятия постановкой голоса Г. Я. Ломакин строил с учетом природы образования звука, его зависимости от дыхания и резонаторов, от положения корпуса, шеи, головы, гортани, неба, языка, губ. Исследователь К. Ф. Никольская-Береговская обращает внимание на то, что капельмейстер впервые сформулировал приемы воспитания так называемого «головного звука»: «Когда ученики упражняются на высоких звуках, то они должны начинать с головного регистра. В этом случае полезно произносить в вокализации букву «у», потому что она способствует вызову головного голоса» [30, с. 14–15]. Освещая принципы работы, Г. Я. Ломакин в своих трудах настаивал на изобретении системы всеобщего обучения начальным хоровым навыкам пения, а также важности наличия и доступности учебных пособий для педагогов и их воспитанников. Поэтому в 1861 г. в Петербурге была издана «Краткая метода для общего учения с примерами со словами», а в следующем «Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам». Так, к одному из последних изданий Г. Я. Ломакин писал: «Много есть у нас известных и полезных метод для пения одиночного, но для пения общего или многих учащихся вместе ещё нет принятого руководства, тогда как в Германии и Франции давно составлены подобные методы пения и с пользою употребляются во всех учебных заведениях…» [25, с 14?15]. К концу 1860-х гг. в России была сильная композиторская школа и как следствие написаны произведения национального характера, но омрачал факт удовлетворения вкуса слушателя не лучшими образцами репертуарной итальянской оперы. А. Н. Серов, В. В. Стасов, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, «Могучая кучка» во главе с М. А. Балакиревым и В. В. Стасовым предпринимали действия для кардинального изменения музыкального образования. Распространение камерной и симфонической музыки, создание Русского музыкального общества (Императорского русского музыкального общества, РМО) А. Г. Рубинштейном стали предпосылкой к открытию в 1862 г. Петербургской консерватории. В первую очередь стали обучать вокальному искусству, затем теории музыки и композиции, фортепиано, игре на оркестровых инструментах. По приглашению А. Рубинштейна в 1860 г. Г. Ниссен-Саломан, являясь шведкой по происхождению, ученицей М. Гарсиа-сына, камерной певицей (сопрано) и педагогом стала преподавателем музыкальных классов РМО. Проработав 12 лет в консерватории, Г. Ниссен-Саломан воспитала 27 русских певиц – В. Зарудную, Н. Ирецкую, А. Крутикову, Е. Лавровскую, М. Славину и заложила основы вокальной педагогики. Основываясь на принципах работы своего учителя Г. Ниссен-Саломан уделяла большое внимание интонации, совершенствованию выразительности тембра голоса, единству слова и вокального звука. Отмечала в женских голосах наличие двух регистров – грудного и фальцетного, а головной развитием фальцетного, подразумевая микст. Считала единственным верным совершенствовать голос с помощью упражнений. В 1881 г. в Санкт-Петербурге по просьбе А. Рубинштейна Г. Ниссен-Саломан создала методическое пособие «Школа пения», состоящее из трёх разделов. Первый – теоретический, второй – практический в двух тетрадях упражнений), а третий состоял из арий с каденциями знаменитых певиц конца XVIII – середины XIX в. Совершенно иным в Петербургской консерватории был подход известного европейского баса-баритона, бельгийца по происхождению – К. Эверарди. Будучи одарённым ребёнком солировал в церковном хоре, а затем учился в Льежской консерватории в классе Ж. Жеральди, после чего рекомендован Д. Обером для обучения в Парижской консерватории. Совершенствуясь вокальному искусстве у М. Гарсиа-сына в Париже, у Маццини в Неаполе, а у Ф. Ламперти в Милане К. Эверарди отрицал объяснение техники голоса показом. Считая единственно-верным грудобрюшной тип дыхания, К. Эверарди уделял особое внимание глубокому вдоху, медленному выходу и пению при этом гамм. Опора звука должна быть в точке задержки дыхания, высокие звуки браться «ударом живота», «ставить грудь на голову, а голову на грудь», верхний регистр формировать за счёт притемнения голоса, но чтобы он не был глухим. За 29 лет преподавательской деятельности К. Эверарди воспитал 79 профессиональных певцов, среди которых И. Тартаков, М. Дейша-Сионицкая, Ф. Стравинская, В. Лосский, Н. Сперанский, Д. Усатов (Санкт-Петербургская консерватория); В. Зарудная-Иванова (Московская консерватория). С. Габель – камерный певец (бас-кантанте) и режиссёр стал продолжателем школы К. Эверарди и составителем 11 сборников «Репертуар певиц и певцов», собрания арий и романсов, прошедших в классе учителя. В них указаны характер исполнения, фразировки, оттенки и ударения. Проработав 44 года в должности педагога воспитал 46 певцов – И. Ершов, О. Камионский, М. Каракаш, В. Касторский, А. Секар-Рожанский. Основы школы дошли до наших дней через поколение учеников К. Эверарди, С. Габель, Томарс, В. Луканин, Е. Нетеренко. В 1889 г. профессор И. П. Пряшников опубликовал книгу «Советы обучающимся пению», в которой отразились его исполнительское и педагогическое мастерство. Он считал важным развивать голос постепенно, продвигаясь вперёд по мере закрепления пройденного, был противников форсированного пения и искусственного увеличения силы голоса. Отводя внимание технике, подчёркивал значимость владения дыханием, верной постановки голоса, чёткого произношения слов. По инициативе Н. Рубинштейна после создания РМО при нём открывается московское отделение, затем в 1866 г. и Московская консерватория. До конца XIX в. на вокальном факультете проработали 20 педагогов-вокалистов, а профессор А. Д. Александрова-Кочетова выпустила 28 певцов, среди которых Е. Кадмина, Е. Карелин, Д. Лазарева, А. Святловская, П. Холов и др. Для педагога основополагающим были музыкальность, культура и внешность будущего исполнителя. Важным считалось найти контакт с учеником, дать ему соответствующую физическим особенностям постановку, открыть художественную индивидуальность и достойно её представить. Основными принципами А. Кочетовой были ? поиск тона и гласной, на которых голос звучал естественно, а затем постепенно увеличивая нагрузки на голосовой аппарат расширяла границы диапазона; обращала внимание на расположение переходных звуков и звучание среднего регистра голоса учения. В 1869 г. по приглашению ректора в Московскую консерваторию был принят Дж. Гальвани ? итальянский тенор, артист оперы и педагог. Будучи с 1879 г. профессором воспитал ряд учеников – А. Андронову, А. Антоновского, Е. Аренскую, И. Байц, А. Бадлевича, А. Больска, И. Будлин и др. Являясь верным последователем итальянской национальной школы, Дж. Гальвани особое внимание отдавал эталону звука и считал не допустимым нарушения красоты певческого тона техникой беглости, диапазоном и силой Вне зависимости от возможностей голоса критики отмечали у его учеников естественность звучания и филигранное владение всеми выразительными возможностями голоса. «Практические наблюдения за голосовым аппаратом» Дж. Гальвани была одобрена в то время и по сей день находит практическое применение в вокальной школе Московской консерватории. Целая плеяда выпускников консерватории продолжила творческий путь на сцене Большого театра, среди них – М. Климентова-Муромцева, А. Скомпская, А. Антоновский, М. Коровина, позднее С. Власов, М. Михайлов, А. Успенский, М. Медведев. Выдающимися артистами стали Н. Гинцбург, И. Байц. Характерной особенностью для методики преподавания Московской консерватории первого десятилетия было наличие одного педагога итальянского происхождения, либо прошедшего итальянскую школу. Например, А. Осберг (1866 – 1869 гг.), Дж. Гальвани (1869 – 1887 гг.), Э. Тальябуэ (1880 – 1891 гг.), А. Казати (1880 – 1884 гг.), Д. Джиральдони (1891 – 1897 гг.), К. Эверарди (1897 – 1899 гг.), У. Мазетти (1899? 1919 гг.). Последним ярким представителем русской вокальной культуры была В. М. Зарудная – артистка оперы (лирическое сопрано), камерная певица и педагог, жена композитора М. М. Иполитова-Иванова. В 1876 г. обучалась пению в К. Прохоровой-Маурелли при харьковском музыкальном училище РМО. В 1879 г. у Н. Ирецкой, Г. Ниссен-Соломан и К. Эверарди в Перебургской консерватории. В 1883 г. принимая участие с мужем в организации музыкальных классов в тифлиском музыкальном училище, становится преподавателем. Активно участвуя в жизни учебного заведения по её инициативе силами студентов с 1890 г. ставились отрывки из опер «Жизнь за царя», «Русалка», «Фауст», «Риголетто» и «Свадьба Фигаро» полностью. В. М. Зарудная-Иванова внесла вклад в развитие вокальной культуры Грузии, в 1903 г. была удостоена звания профессора Московской консерватории, а в 1914 г. – заслуженного профессора. Выпускниками её класса стали 65 певцов. Педагог применяла гаммообразные упражнения, развивая технику беглости и была сторонницей эмпирического метода, стремясь к ровности голоса и красоте тембра. В последней трети XIX в. Россия стала первой в области профессионального музыкального образования и завоевала международное признание. Придворная певческая капелла в Петербурге под руководством М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова и Московское Синодальное училище возглавляемое С. В. Смоленским, становятся ещё одним центром профессиональной вокальной подготовки певчих и руководителей хоров, поэтому их можно считать основой отечественного дирижерско-хорового образования.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 76 страниц
24000 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 83 страницы
15000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg