Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Источники древнеегипетского права

baby_devochka 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.06.2022
Актуальность данной работы заключается в том, что в древнеегипетском обществе право оставалось в первобытном состоянии и не получило такого развития, как в других древневосточных обществах. В то же время степень развития государства в Древнем Египте считается очень высокой. Есть очевидное противоречие. После такого утверждения до сих пор неясно, как бывшему египетскому государству удалось достичь высокого уровня организации в отсутствие интенсивной законотворческой деятельности, развитых правовых форм, сложившегося в языке концептуально-терминологического правового аппарата, стабильного правопорядка в стране и зрелого правосознания в обществе. Представление о древнеегипетском праве как о первобытном и неразвитом явлении проистекает главным образом из недостатка знаний о нем: правовая культура является одним из наименее изученных элементов древнеегипетской цивилизации. Правосознание же древних египтян — самый загадочный феномен такого рода, пожалуй, во всей мировой истории. Цель работы: изучить истоки древнеегипетского права. Задачи: 1. Рассмотреть понятие, сущность и принципы права Древнего Египта. 2. Изучить источники права. 3. Проанализировать особенности права Древнего Египта.
Введение

Древние египтяне вывели свое законодательство из божественных институтов, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Древним источником египетского права был обычай, позже большое значение приобрело законодательство фараонов. Источником закона были также приказы визиря (главы администрации). Легитимизации власти и управления способствовали характерные представления мифологии о божественном источнике всех правил человеческого общения, в том числе и правового общения. Олицетворением справедливости в каждом конфликте, связанном с нарушением личных неимущественных прав и заповедей, были также отдельные божества. Древнеегипетская мифология характеризуется описанием различных юридических процедур и юридических символов. Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа правосудия и справедливого суда.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ПРАВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 5 ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 9 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Список литературы

1. Графский В. Г.Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В. Г. Графский. - М.: Норма, 2019. - 345 с. 2. Зивс С. Л. Источники права / С. Л. Зивс. - М.: Наука, 2018. - 240 с. 3. Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран / А. И. Косарев. - М., 2020. – 127 с. 4. Крашеникова Н.А. История государства и права зарубежных стран / Н. А. Крашеникова. - М., 2018. – 329 с. 5. Кузьмин В. Н. Египетская цивилизация / В. Н. Кузьмин. - М: Инфра-М, 2020. – 271 с. 6. Кучма В. В.Государство и право Древнего мира и Средних веков / В. В. Кучма. – Волгоград, 2020. - 548 с. 7. Томсинов В. А. Краткая история египтологии / В. А. Томсинов. - М.: Наука, 2021. - 233 с. 8. Трикоз Е. Н. Формирование древнеегипетского права: у истоков древнейшей правовой традиции / Е. Н. Трикоз // Правоведение. - 2019. - № 1. С. 12-15. 9. Тураев Б. А. История Древнего Востока / Б. А. Тураев. – СПб., 2021. – 127 с. 10. Спиридонов Л. И. Теория государства и права / Л. И. Спиридонов. - М., 2019. – 381 с. 11. Шмелев И. П. Феномен Древнего Египта / И. П. Шмелев. – Минск: Лотац, 2020. – 294 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ПРАВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Древний мир – это одна из эпох человеческой истории, в основу древнего мира легло развитие рабовладельческого способа производства, возникновение первоклассных обществ и государств. Одной из основных социальных форм, сыгравших важную роль в эволюции древних восточных обществ, была сельская община, во многом сохранившая черты патриархально-родовой организации. По большей мере она определила характер политической власти в этих обществах, роль и функции регулирования и контроля бывшего восточного государства, особенности правовых систем . Развитие права стран Древнего Востока было обусловлено исторически. Отражая присущую праву склонность всех народов, находившихся на начальном этапе развития правовой мысли, она долгое время оставалась обычной и писалась лишь постепенно. Закон состоял в основном из рядов наиболее часто повторяемых дел судебной практики. Выражая четкую классовую ориентацию, он также сохранял свою национальную направленность. Важнейшие сохранившиеся памятники права древнего Востока – законы Хаммурапи (Вавилон) и законы Ману (древняя Индия) – подтверждают, как первое, так и второе. В то же время законы Ману особенно четко устанавливают один из первых в истории юриспруденции подходов к проблеме сочетания права и морали, права и религии. В законах Ману было впервые представлено большое количество способов права на собственность, к ним относились: наследование, покупка, дарение, непрерывное владение (более 10 лет), ростовщичество, получение милостыни, завоевание, исполнение работ. Право в Египте приравнивалось к религиозным и моральным нормам, Нарушение правовой нормы также считалось нарушением моральных и религиозных предписаний. В то же время право стран Древнего Востока характеризовалось высокой степенью национальной обособленности и, соответственно, самобытностью и исключительностью. Причиной этого во многом была относительная географическая разобщенность государств. История государства и права древнего мира начинается с возникновения древнейших государственных образований в странах Востока и заканчивается (весьма условно) завоеванием Рима варварами (V век н.э.). Уже в столь далекие от нас времена, согласно сохранившимся источникам, отчетливо различимы причины формирования государства и права, их природа и назначение, роль в становлении и развитии древних обществ и их культуры. Первоначальные принципы государства – демократия и централизация власти в государственном устройстве стран древнего мира – приобрели различные формы и контуры. Среди их многообразия деспотизм в Древнем Египте и афинская демократия выделяются как наиболее полное, крайнее, даже преувеличенное выражение централизации и демократии государственного управления. Правовые нормы древних восточных государств были схожи, и суть их заключалась в следующем: - Патриархальное превосходство в семье; - Приоритет государственной собственности и ограничение права частной собственности. - Казуистический характер верховенства права. Она заключалась, в свою очередь, в том, что нормы основывались на конкретных жизненных ситуациях, решения которых являлись моделями для последующего рассмотрения аналогичных дел; - Недемократический режим государственного управления. Правовое регулирование осуществляется правящей элитой в своих интересах и без учета общественного мнения, а представления о правовых нормах, правилах поведения, правах и обязанностях претерпевают изменения в пользу людей, обладающих публичной властью. - Осознание и определение процесса правового регулирования отношений. - Неравенство отдельных групп населения. Правовой статус человека определялся, прежде всего, его принадлежностью к определенному классу, а право на свободу личности не признавалось. Право в странах Древнего Востока основывалось на определенных принципах: Во-первых, он аморфный. Это выражалось в том, что закон не был полностью отделен от религии особыми средствами регулирования общественных отношений и что правовые и религиозные обязанности не различаются. Зачастую религия поддерживала государство, и вводило санкции за нарушения норм права. Она наделила закон божественного учреждения аурой святости, одетая в религиозную одежду. В свою очередь, государство использовало авторитет религии для повышения своего положения относительно общества. Следует отметить, что изначально закон также был тесно связан с простыми нормами морали и древними обычаями. Первыми памятниками права часто были реестры обычного права. Во-вторых, это индифференция - недоразвитость основных правовых понятий, институтов, структуры права, самой правовой нормы. Поэтому уголовное право не отделено от гражданского права, а уголовное судопроизводство от гражданского судопроизводства. При этом понятия преступления и правонарушения зачастую не различались. Широкое использование термина «объективное вменение» объясняется также недоразвитостью концепции вины как решающего основания для ответственности. При определении приговора умысел и небрежность иногда не расходились. Правовая норма еще не сложилась в чистом виде: широко распространены особые социальные нормы с перемежающимися правовыми предписаниями. Правило поведения в такой норме, в виде религиозного предписания или древнего обычая, обеспечивалось, прежде всего, религиозной санкцией или силой общественного мнения. Со временем от нее были изолированы правовые нормы, которые все больше подкреплялись возможностью и реальностью государственного принуждения. В-третьих, это консерватизм. То есть, сохранение религиозных и правовых норм. Святость и неприкосновенность религиозных догматов и древних обычаев перенесены в закон. Связь между правом и религией и обычаями, застойный характер социально-экономического развития привели к крайне медленным темпам его изменения. Следует, однако, иметь в виду, что фрагментарный характер сведений о праве стран Древнего Востока не позволяет в полной мере показать его развитие и изменения. В-четвертых, речь идет о жестокости наказаний, испытаниях и возмездии в судебном процессе. Все наказания характеризовались жестокостью - телесными мучениями (поркой) и членовредительством (нанесением рваных ран), рабством за совершенные преступления. Убийство раба каралось смертью так же, как и убийство египтянина. Такое же наказание грозило нарушителю присяги . Таким образом, право Древнего Мира стало складываться параллельно с образованием древневосточных государств. Оно имело немало общих черт, таких как, например, открытое закрепление социального и сословного неравенства и неразрывная связь с религией, а также подчинялось своим характерным принципам: принципу талиона. ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА Существует не большое количество информации об источниках права. Письменные источники, дошедшие до нас в виде папирусных документов и надписей на каменных плитах, слишком ограничены, их количества не достаточно для всестороннего изучения данного вопроса. Правовые принципы и отдельные нормативные предписания древних египтян нашли отражение в различных мифических легендах о богах, биографиях фараонов, хрониках храмов, жреческих трактатах, типографских учениях об образе жизни и профессиональной деятельности, а также в «Книге мертвых», «Текстах пирамид» и других надписях на стенах храмов, на фресках, обелисках и папирусах. Согласно источникам, были предприняты попытки кодифицировать верховенство права, но ни один из этих памятников не сохранился. Однако некоторые исследователи считают, что в Египте, этой стране «тотального рабства», можно было обойтись вообще без кодифицированного закона – его вполне можно было заменить регламентами центральной администрации . Несмотря на скудность информации, все источники древнеегипетского права можно разделить на несколько категорий: 1. Обычаи. Они относятся к древнейшим источникам египетского права, тесно связанным с мифическими заповедями и религиозными нормами. Государство признавало, фиксировало и санкционировало в своих правовых документах только исторически сложившиеся правила поведения людей в первобытном обществе, отражавшие интересы людей, обладающих политической властью. 2. Юридическая практика (преимущественно судебная). Формирование и развитие юридической практики (преимущественно судебной) – при разрешении конкретных конфликтов и споров судебные органы принимали решения, основанные на обычаях, собственных представлениях о справедливости. Эти решения были руководящими принципами для рассмотрения аналогичных конфликтов и споров между отдельными лицами в будущем. В результате были созданы правовые прецеденты и сформирована судебная практика. В ряде случаев власть источника права приобреталась через судебные решения фараона и джати, административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры. Так, известен торговый договор египетской царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) с королем Параху, главой государства Пунт (современное Сомали) . 3. Государственное законодательство. Это была разработка и принятие нормативных документов (договоров, уставов, законов), обязательных для всех субъектов и подкрепленных силой государственного принуждения. Согласно легенде, начало древнейшего законодательства в Египте было положено богом Тотом, который, как говорят, дал 42 священные книги египетским жрецам, первые тринадцать из которых были посвящены власти фараона и основным законам. Мемфисский договор, составленный жрецами бога Птаха во времена Древнего царства, описывает деяния богов-творцов, которые не только создавали имена и храмы, устанавливали ритуалы и жертвоприношения, но и провозглашали всеобщую гармонию, особый социальный строй и истину в виде важнейшего для египтян принципа справедливости, называемого маат и воплощенного в одноименном образе богини Маат. Учение Мерикара говорит о древних канонах египтян, о императивных обычаях поведения: «Будь так, как выглядят отцы и предки твои, их рассуждения сохранились в (древних) писаниях. Откройте (папирусные свитки), чтобы вы могли читать их и действовать в соответствии со знанием. Делайте маат, и вы будете жить на земле в течение длительного времени» . В Египте нет различия между частным и публичным правом, но существуют общие законы в письменной форме. С развитием государства активизировалась законотворческая деятельность фараонов. Законодательство было очень изменчивым, и сам фараон считался постоянным живым источником своих законов. Возможно, именно потому, что замороженный писаный закон был несовместим с божественным величием фараона, которое не могло быть ограничено в его инициативах, попытки большей систематизации законодательства были столь редки в истории права Древнего Египта. Считается, что первым законодателем Египта был Менес - первый царь первой династии (конец четвертого тысячелетия до нашей эры). Конкретные кодексы древнеегипетского права были составлены при трех фараонах, взошедших на престол после Менеса: при фараоне Сазичисе во времена Древнего царства, при фараоне XX династии Рамзесе II Великом и при фараоне XXIV династии Бохори (720-715 гг. до н.э.). Французский египтолог Ж.-Ф. Чапмоллион в своем кратком описании царствования Рамзеса Великого указывает, что «он хотел укрепить благосостояние своих жителей и обнародовал новые законы», среди которых «самым важным был тот, который предоставлял права собственности во всей ее полноте всем классам его подданных». Рамзес Великий разделил свое государство на 36 провинций, управляемых чиновниками, назначенными в соответствии с «полным кодексом писаных законов». Фараон Бохорис известен как социальный реформатор и важный законодатель, деятельность которого послужила образцом для Солона в период его реформ в Афинах (594 г. до н.э.). В Кодексе Бохориса, который состоял из папирусных ролей, большое значение придавалось регулированию коммерческих сделок и других договоров, устанавливая формы частноправовых договоров. Королевские «законы» отличались от «наказов», или инструкциями, законами, которые регулировали официальное право и относились к джати, жрецам, воинам, ремесленникам и т. д. В результате разработки государственного законодательства формируется источник права, такой как нормативный правовой акт . 4. Источником права может служить древнеегипетская мифология, в которой можно найти описание различных юридических процедур и правовых символов. Именно египтяне стали рассматривать весы как символ справедливости, справедливого суда. Самого фараона сравнивали с весами: «Вы весы. Твой язык – стрела весов, твое сердце – гиря, твой рот – это качающаяся рука» . Символом, олицетворявшим саму справедливость, было соответствующее верховное божество: сначала бог Осирис, «владыка справедливости и двух истин» (для земного и для загробной жизни), а позже богиня справедливости и порядка Маат, которая символически изображалась как «перо истины». Во дворе загробной жизни Осириса, которая проходила в «Дворце Двух Истин», этот символ Маата помещался по одну сторону шкалы справедливости, а душа (или сердце) умершего – по другую. Иероглифический знак, представляющий собой рисунок птицы, помещенной между двумя полукругами, относился к понятию «законный», которое, по мнению английского исследователя Т. Юнга, «происходит вполне естественно от божества в его способности судить» . Магические предсказания и ритуалы, игравшие роль свода мифологически закрепленных законов и детально регламентировавшие жизнь каждого египтянина, традиционно совершались жрецами. Поэтому огромные роли в формировании правовой системы Древнего Египта сыграли такие правовые источники, как обычаи, мифология, судебная практика и создание законов верховных правителей (фараонов). Они и составляли главные источники права Египта. Но на данный момент наука не располагает значительными публикациями древнеегипетского законодательства, о которых нам известны лишь фрагменты и сохранившиеся отдельные сочинения древнегреческих авторов. Однако древняя и древнеегипетская литература располагает свидетельствами активной законотворческой деятельности ряда известных фараонов, таких как Менес, Сашичи, Бохори, Амасья и другие. ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Как и в других странах Древнего Востока, первоисточником права в Египте был обычай, о чем я уже упомянул ранее. С развитием государства и законодательной деятельностью фараонов были созданы кодификации, но до нас они не дошли, а сведения о египетском праве весьма кратки. Египетские законы содержат положения о праве собственности, ее формах, владении и распоряжении имуществом. Древнеегипетское право знало ряд договоров, среди которых: кредитный договор, договор аренды, договор купли-продажи, аренда земли, багажа, товарищества. Брак был заключен на основании договора, от имени мужа и жены. Египет изначально матриархальная страна, но начиная с пятой династии авторитет женщин, начинает снижаться. Вскоре, они стали даже не равны мужской части населения, а зажиточные мужчины уже могли иметь целый горем. Договор также предусматривал правовой режим привозимого женщиной имущества в виде приданого, оно оставалось собственностью жены, а также допускалась передача жене всего семейного имущества. В Египте развод был бесплатным для обеих сторон . Египетское право знало наследование по закону и по завещанию. Наследниками были, согласно закону, дети обоих полов. Завещание может быть исполнено как мужчиной, так и женщиной. Египетское право знакомо с довольно широким кругом деяний, признанных преступлениями. Наиболее серьезными рассматривались посягательства на государство и общественный строй. Ответственность, а также непосредственные исполнители в таких случаях брали на себя все члены семьи. Преступления религиозного характера сурово наказывались. По отношению к социально-экономическим особенностям древнего восточного общества право имело там определенные специфические характеристики. Основным источником права на протяжении веков оставались обычаи, которые долгое время не записывались, но сохранялись в устной традиции и памяти других племен . С развитием государства источником права становится законодательная деятельность фараонов. В Египте существовали следующие виды земельных владений : - государственные; - храмовые; - частные; - общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок. Виды договоров, известные в древнеегипетском праве : - договор займа; - договор найма; - договор купли-продажи; - договор аренды земли; - договор поклажи; - договор товарищества. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию, как уже было сказано ранее. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы : - посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн; - преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство; - преступления против личности - убийство, членовредительство; - имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание; - преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Целью наказаний было устрашение, которого зачастую удавалось добиваться путем жестокости. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. Для доказательства своей правоты зачастую использовались показания свидетелей и клятвы, именно они служили основной доказательной базой того периода. При следствии зачастую применялись пытки, что было естественно. Делопроизводство имело строго письменный характер. Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тыс. до н.э. - это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. Политический строй раннеклассовых обществ Древнего Шумера представлял собой города-государства, результат объединения общин. Их насчитывалось несколько десятков. Между городами существовала конкуренция за господствующее положение. Главы государств Древнего Шумера - энси и лугали - избирались сходкой, народным собранием граждан, либо советом старейшин, что свидетельствует о пережитках патриархально-родовой демократии. Старовавилонское царство из деспотической монархии превратилось в многонациональную империю, что закреплялось в официальном титуле: царь Шумера и Аккада, "отец амореев". Объединение мелких государств в крупную державу с централизованным управлением, с единой системой законов имело положительное значение для организации ирригационных работ, орошения, водообеспечения . Древний Вавилон по устройству и политическому режиму являлся деспотическим государством. Во главе древневавилонской империи был царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа. Вавилонский царь Хаммурапи создал мощную централизованную державу, которая стала типичной восточной деспотией. Реформы Хаммурапи повлияли на социально-экономическое устройство государства, его систему управления и право. Есть все основания полагать, что этот правитель был незаурядной личностью. Централизация власти прослеживается и в том, что по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась. Это была коренная реформа правосудия. Законы Хаммурапи, это единственный свод законов, который дошел до наших дней в относительно большом количестве копий. Это позволяет историкам более детально рассматривать право того времени. В настоящее время, насчитывается около 40 копий законов Хаммурапи.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 21 страница
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 16 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 23 страницы
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 23 страницы
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 17 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg