Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста

baby_devochka 600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.06.2022
Цель исследования:выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника. Объект исследования:произвольное внимание дошкольника. Предмет исследования:игровая деятельность дошкольников как средство развития произвольного внимания. В качествегипотезы исследованиявыдвинуто предположение о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические и практические источники по теме исследования. 2. На основе изученных материалов вывести определения понятий «внимание», «произвольное внимание». 3. Охарактеризовать основные подходы отечественных и зарубежных психологов к определению природы произвольного внимания. 4. Охарактеризовать основные характеристики произвольного внимания. Методы исследования. Для решения поставленных нами задач использовались: - теоретические методы - анализ, синтез и обобщение литературы; -эмпирические методы - беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы математической обработки эмпирических данных.
Введение

Актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между тем, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения и развития. В связи с этим, остро встала проблема необходимости развития внимания у детей старшего дошкольного возраста при недостаточной разработке психологических средств его коррекции. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка. Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. Степень разработанности: Изучению внимания посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов. Среди них Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 Глава 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА……………………………………………………….4 1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания…………………………………………………………………………..5 1.2 Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………16 1.3 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного внимания дошкольника…………………………………………………………20 Выводы по 1 главе.................................................................................................25 Глава 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА………………..………30 2.1 Игра как ведущая деятельность дошкольника……………………..………32 2.2 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного внимания старшего дошкольника………………………………………………35 2.3 Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников……………………………40 Выводы по 2 главе................................................................................................45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………51 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………52
Список литературы

1. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст]/Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева. -М.: Просвещение: Владос, 1995. - 52 с. 2. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/А.Анастази.- М.: Педагогика, 1982. - 39 с. 3. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов [Текст]/В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова.-М.: Просвещение, 1981. -87 с. 4.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Союз, 1997. - 234 с. 5.Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст]/Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.:Просвещение, 2001. – с.123. 6.Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст]/А.В.Запорожец.- М.:Просвещение, 1964. - 75 с. 7. Ильина, М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающихся упражнений [Текст] /М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева.- СПб.: Дельта, 2013. – 243 с. 8.Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей [Текст]/А.Максимова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 26 с. 9. Немов, Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика [Текст] /Р.С.Немов.- М.: Просвещение; Владос, 2015. - 78 с. 10. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. [Текст] /Р.В.Овчарова. - М.:Просвещение,2016. -324 с. 11. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст]/Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный институт, 2015. - 234 с. 12. Психологический журнал. -2016. -Т.З.-№5 -с. 54- 65. 13. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2017. - 44 с. 14. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей [Текст]/Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль, 2016. - 153 с. 15.Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов.- Ярославль, 2015. - 64 с. 16. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2017. - 225 с. 17. Урунтаева, Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2017. - 423 с. 18. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии/ Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст]/Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 2015. - 53 с. 19. Фесюкова, Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек [Текст] / Л.Б.Фесюкова. - Харьков, Ростов-на-Дону «Феникс», 2017. - 70 с. 20. Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева, А.Н., Пузырея, А.А., Романова, В.Я. – М:Просвещение, 2016. - 312 с. 21. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Л.В.Черемошкина. - Ярославль, 2017. - 55 с. 22. Чистякова, М.И. Психогимнастика. 2-е изд./ Под ред. М.И. Буянова М.И.Чистякова. - М.:Просвещение, 2015. - 153 с. 23. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений [Текст]/О.А.Шаграева.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2019.- 234 с. 24. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2017. 25. Шванцара, Йозеф и коллектив авторов. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 2018.
Отрывок из работы

Глава 1. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА 1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания Внимание - этонаправленность и концентрированность нервной системы человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого. Внимание предполагает собой психологическое явление, в отношении которого до данного периода среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается проблема о существовании внимания как независимого психологического явления. Другие ученые не рассматривают внимание как независимое явление, так как с их точки зрения оно, так или иначе, присутствует в любом другом психическом процессе. Кроме того ведутся дискуссии относительно того к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание – это познавательный процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность человека, в том числе и познавательная невозможна без внимания, а само внимание требует проявления волевых усилий. Г.Р. Худайгулова рассматривает внимание как универсальный психический процесс, структуру которого образуют оригинальные компоненты, позволяющие ему «отличатся от других познавательных процессов при их максимальной сплочённости и взаимодействии». При этом, отмечается, что внимание как процесс, не имеет собственного содержания, оно проявляется за счёт других когнитивных процессов и выполняет дополнительную функцию. Следовательно, внимание является сквозным процессом, обеспечивающим переход от одной деятельности к другой. Внимание обеспечивает человеку, в том числе ребенку, подбор нужной информации, сохранение должного контроля над своим поведением и т.д. Внимание характеризуется сосредоточенностью работы субъекта в определенный период времени на каком-либо объекте, которым может быть предмет, событие, образ, рассуждение и др. Произвольное внимание в данном случае предполагает собой вид внимания, который управляется с сознательной целью, заключающейся в концентрации ребенка, на каком-либо конкретном объекте или деятельности. Произвольное внимание считается продуктом общественного формирования и формируется в процессе общения ребёнка с взрослым. Развитие произвольного внимания у детей связано с усвоением средств управления вниманием. В старшем дошкольном возрасте в качестве такого средства выступает речь ребёнка. Именно возрастание роли речи в регуляции поведения ребенка связано формирование произвольного внимания. С точки зрения П.Я. Гальперина, механизм произвольного внимания представляет собой сокращенную форму контроля за действием, который осуществляется на основании подготовленного плана с помощью установленных критериев. А.А. Осипова отмечает, что внимание является психическим состоянием, характеризующим «интенсивность познавательной деятельности и выражающемся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении)»[2]. В зарубежной и отечественной литературе психологии проблеме развития произвольного внимания уделяется немало внимания. Изучением развития внимания в течении многих десятков лет занимались и продолжают заниматься зарубежные психологи и педагоги: (У. Джеймс, Дж. Миль, И. Гербарт, Д.К. Узнадзе, Т. Рибои многие др.), а также отечественные психологи (Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Ланге, Р.С. Немови др.). Одна из наиболее известных психологических теорий внимания была предложенаТ. Рибо. Он сказал, что внимание независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Для Т. Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Н.Ф. Добрынин искал в аффективно-волевой сфере психики, используя термины интереса, волевого усилия и потребности. Он выстраивает феноменологию внимания, но линии классификации его типов, различающихся количественно по степени активности личности и качественно характеру данной активности. Уровень активности определяется развитием потребностной сферы, которое осуществляется в определенных исторических условиях, благодаря намеренно организованному обучению и воспитанию. Существенный вклад в исследовании формирования внимания внесли Л.С. Выгодский, а затем Леонтьев. Они указали на значительное значение речи для внимания: при посредстве слова осуществляется указание дисциплины, на котором надо сконцентрироваться, побуждение к устойчивости внимания, осуществляется организация работы, поисковая умственная деятельность. Внимание, как и все психические факторы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. В онтогенезе осуществляется развитие внимания. Выше всего сказанного, можно сделать вывод о том, что культурное развитие внимания состоит в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных мотивов знаков, посредствам которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. 1.2 Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте Произвольное внимание - это механизм сосредоточения внимания на определенном объекте с применением волевых стараний. Из определения понятно, что для дошкольника это очень сложная проблема, требующая значительного напряжения. Произвольное внимание задействует волевую отрасль, которая в этом возрасте еще только лишь образуется. Однако все школьное обучение строится на произвольности познавательных процессов. Поэтому произвольное внимание нужно развивать, начиная с дошкольного возраста. Развитие произвольного внимания тесно сопряжено со становлением волевого процесса. К примеру, дошкольник увлеченно смотрит мультфильм и хотел бы продлить это занятие как угодно на длительное время. Но звучит строгое распоряжение матери, что нужно собрать игрушки, а затем пора спать. Каким бы трудным ни был переход от просмотра мультфильма до складывания игрушек, но ребенку приходится перенаправить свое внимание. Без волевых стараний здесь никак не обойтись. Способность подчинять свои действия цели не дана человеку от рождения. Так же, как и воля в целом, она складывается в процессе жизни. Но поведение человека традиционно определяется не изолированными целями, а целями, данными в определенных условиях их достижения. В данном случае их называют задачами. Исследованиями экспертов в области детской психологии (Л.Н. Запорожца и его сотрудников Т.О. Гиневской, Я.3. Неверович и др., Д.Б. Эльконина) установлено, что одна и та же проблема может приниматься ребенком по-разному в зависимости от ее предметного содержания и стимулов, побуждающих деятельность. Главное изменение внимания в дошкольном возрасте заключается в том, что дети вначале начинают руководить своим вниманием, осознано направлять его на конкретные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне индивидуума ребенка. Это означает, что само по себе развитие непроизвольного внимания не ведет к проявлению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые типы деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он потом начинает сам управлять своим вниманием. Произвольное внимание выступает очень важным регулятором работы ребенка в целом и создает необходимую основу для его успешного обучения. Кроме этого, большей степени формирования свойств внимания хорошо оказывает влияние на эффективность обучения. Ученый Рубинштейн С. Л. рассматривает понятие внимание - как избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в познавательную деятельность, направленную на объект. За вниманием всегда стоят интересы и нужды, установки и направленность индивидуума. Они вызывают изменение отношения к объекту, которое и выражается во внимании: то есть объект становится более отчетливым. Произвольное внимание представляет собой сознательное регулируемое акцентирование на объекте, направляемое требованиями работы, в психологии его называют активное или волевое. С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин полагают, что при произвольном внимании акцентирование осуществляется не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что нужно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания взаимоувязано с постановкой задачи работы и волевым усилием. Произвольное внимание как свойство индивидуума не может быть сформировано вне зависимо от самой личности. Организация произвольного внимания требует учёта ряда условий: 1.Акцентирование внимания на умственной работы облегчается, если в познании включено практическое действие. 2. Правильная обстановка рабочего места. 3.Психическое состояние человека. 4.Словесное напоминание самому себе. Произвольное внимание также подразделяют на подвиды, а именно, собственно произвольное внимание, при котором необходимость во внимании в конфликта выбранным объектом или деятельности и непроизвольного внимания. В работе Ю. Б. указывается, что внимания по причине того , что взрослые при разных и средств внимание, им, тем давая ребёнку средства, с помощью он и сам управлять вниманием. стимулами выступают руководство, виды работы, наглядностей. Произвольное внимание складывается благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи конкретных средств направляют и организуют его внимание. Внедряя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных предписаний. Ребенка направляют на необходимость осуществлять заданные действия, учитывая те или иные ситуации. Одним из главных средств формирования произвольного внимания представляет собой игра, которая выступает как главный ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Важное значение в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения показателя формирования главных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, независимости и целеустремленности. На протяжении дошкольного возраста поэтапно развиваются все свойства внимания: повышается объем внимания, повышается вероятность распределения внимания в связи с автоматизацией множества поступков ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно сопряжено с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее задачи. Развитие свойств внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием ребенка. Исследование результатов педагогической работы по данной теме показывает, что современные педагоги и психологи занимаются развитием внимания у детей дошкольного возраста с помощью методов и типов деятельности: 1) дидактическая игра (Перевертайлова В.В., Селитухина А.П.); 2) театрализованная игра (Алымов Е.В.); 3) сюжетно-ролевая игра (Власова Е.Ю.); 4) конструктивная деятельность (Мхитарян С.В.). 5) коррекционно-развивающие задания (Дьяченко Е.И.); 6) наглядность (Маранцева Л.В., Петрикова Л.А.). Рассмотрим вышеуказанные методы более подробно: Дидактическая игра - представляет собой многоречивое, сложное, педагогическое явление: она представляет собой игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и методом всестороннего воспитания ребенка. Театрализованная игра - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, именно она увязывает детей между собой, детей с взрослыми в единое чудесное целое. И если педагог выступает компаньоном в детской игре, ребенок ему начинает доверять, означает, может творить, сочинять и воображать. Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных обстоятельствах повторяют ту или другую отрасль деятельности и общения взрослых с целью усвоения главных общественных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. 1.3 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного внимания дошкольника Как известно, ведущая деятельность дошкольника - игра. Именно в игре складываются и результативно развиваются психические факторы (воображение, произвольное внимание, память). Игра - источник формирования и создаёт зону недалекого развития. В игре ребёнок накапливает знания, компетенции, развиваются его способности. Но, на сегодняшний день актуальным остаётся вопрос об изменениях, которые происходят в играх детей. Но наиболее явное из них - дети стали реже играть. Отношение дошкольников к игре значительно изменилось: уходит её смысл, то есть ответственное и осмысленное поведение играющего. Игра не появляется сама собой, она передаётся от одного поколения детей к другому - от старших к младшим. Наблюдение за реальным образовательным процессом в детском саду показывает, что в самостоятельной работе детей дошкольного возраста, который развивает возможность игры не применяется в полном объёме. В результате, игра уходит из существования ребёнка, а вместе с ней уходит и само детство. Данный факт отрицательно сказывается на общем психическом и личностном развитии ребёнка. О развивающем значении игры говорится в исследованиях Выготского Л.С., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., и прочих. Игры вызывают у детей положительные эмоции и интерес, что является одним из условий формирования произвольного внимания. В соответствии результатам опросов среди дошкольников, ролевые игры занимают второе место по известности среди дошкольников, уступая лишь подвижным играм с правилами. Сюжетно ролевая игра рассматривается как главный вид игры дошкольника (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.). Основа сюжетно-ролевой игры - представляемая ситуация, в ней очень явно выражено разделение действительности реальную и символическую. Представляемая ситуация включает в себя сюжет, значение и связанные с ней процессы. В роли в единстве предстают аффективно-эмоциональная и операционно-техническая стороны деятельности. Сюжет - та сторона реальности, которая находит отражение в игре (Эльконин Д. Б.). В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Роль - образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с прочими играющими. Принимаемая роль часто соответствует идеалу ребенка. Выбор роли в игре - это выбор мотива поведения. Игровой процесс носит условный характер. Главный механизм игры - действия замещения (условные игровые процессы). Вся ролевая игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все главные элементы произвольного поведения. Функция контроля еще очень слаба и не редко требует поддержки со стороны обстоятельств. В данном слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой «произвольного поведения». Развитие игрового творчества сюжетно – ролевой игры содействует воспитанию целенаправленности, настойчивости, произвольности поведения и психических процессов. Но у любого возраста имеются «свои» игры. Сюжетно – ролевая игра не представляет собой вершиной формирования игровой работы дошкольного возраста, так как к концу дошкольного возраста возникают игры с правилами. Сюжет в игре дошкольников - та сфера реальности, которая выделяется в игре. Вначале дети ограничены рамками семьи и, таким образом, игры их связаны основным образом с бытовыми, семейными проблемами. Далее, по мере овладения детьми новых областей существования, окружающей реальности, дети начинают применять более сложные сюжеты - военные, производственные и т.д. С возрастом у дошкольников формы игры на старые сюжеты становятся более всевозможными. Помимо этого, сюжетно-ролевая игра одного и того же сюжета поэтапно становится более длительной, устойчивой. Если в три-четыре года дошкольник может посвятить сюжету лишь 10-15 минут, а далее ребенку нужно переключиться на что-то иное, то в четыре-пять лет одна игра детей уже продолжается сорок-пятьдесят минут. К старшему дошкольному возрасту, дети более способны играть в один и тот же сюжет несколько часов подряд, а некоторые их игры у них могут растягиваться на несколько дней. Из этого следует, что с повышением разнообразий сюжетов увеличивается время, длительность игр. Одни и те же сюжеты детских игр расходуются как младшими, так и старшими дошкольниками. При этом разыгрываются эти игры по-разному. Для младших дошкольников в игре открываются в первую очередь само действие; в игре ступенькой выше на первый план выступают социальная иерархия и внешние социальные отношения, в итоге, к старшему дошкольному возрасту у детей в игре в центр сюжета ставятся этические суждения, внутренние социальные взаимные отношения. Младшие и старшие дошкольники играют в сходные игры, но по-разному. В ролевой игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом поведения стоит значение. Правило, соотнесенное с ролью, осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой работы, адресованное напрямую самому ребенку. «Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все главные элементы произвольного поведения. Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны обстоятельства, со стороны соучастников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения». В игре ребенок удовлетворяет собственные психологические потребности - быть как взрослый. Желание ребенка делать то, что делают взрослые и стремление использовать те же методы - это свидетельство старания ребенка жить общей с взрослыми жизнью и участвовать в их работе. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Лишь в сюжетно-ролевой детской игре осуществляется перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой обстоятельства. Воображение выделяется и формируется также в поиске средств для осуществления задуманного. Любая детская сюжетно-ролевая игра носит совместный характер. В игре ребёнок начинает ощущать себя членом коллектива, он может правильно оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Вывод: Итак, игра осуществляет значительные функции в формировании индивидуума ребенка. В ней отражаются и развиваются знания и компетенции, полученные на занятиях в ДОУ, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Игра выступает как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. В игре развиваются необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, степень формирования которых, несомненно, отражается в процессе школьного обучения. Именно поэтому необходимо особое внимание уделять игровой деятельности дошкольников. Выводы по первой главе: Проведенное теоретическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы: 1 Проблемой исследования внимания занимались огромное количество выдающихся ученых. Среди них Д.Б. Эльконин [50], О.А. Шаграева [49], А.В. Запорожец [21], А.А. Осипова [33] и другие. 2 Внимание выступает одним из ведущих критериев, используемых в диагностике психологического развития дошкольника. Внимание ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей, роль и учет которых актуальны как в плане диагностики готовности к обучению в условиях школы, так и для создания наилучших условий для обучения и воспитания. 3 Высокий уровень формирования внимания старших дошкольников определяется тем, что ребята первый раз начинают управлять своим вниманием, намеренно нацеливать его на те или иные предметы, явления, закрепляться на них, то есть появляется произвольное внимание. 4 Отдельная роль в формировании внимания отводится волевой регуляции поведения. Контролируемое,целеустремленное поведение, коим является волевое поведение, характеризуется, в первую очередь, настойчивым следованием к достижению поставленной цели, даже в случае появления трудностей в процессе ее достижения. Глава 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 2.1 Организация и методы исследования Проанализирвовав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что необходимо провести диагностику развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании участвовало 15 детей старшей группы общеразвивающего вида, из них 7 девочек и 8 мальчиков. Возраст детей 6 лет. Базой исследования послужил детский сад. Эмпирическое исследование проводилось в два этапа: 1 этап – констатирующий, срок проведения 9.09.2021 - 21.09.2021 г. 2 этап – формирующий, срок проведения 23.09.2021 – 17.01.2022 г. 3 этап – контрольный, срок проведения 20.01.2022 – 25.01.2022 г. Используемые методики: «Запомни и расставь точки» Автор: Р.С. Немов. «Проставь значки» Автор: Р.С. Немов. «Найди и вычеркни» Автор: Р.С. Немов. Прежде чем приступить к методикам, мы неделю наблюдали за поведением детей, фиксировали все в блокнот. Рассмотрим подробнее выбранные нами методики. Методика 1. «Запомни и расставь точки» Автор: Р.С. Немов. Сама методика представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1. Ребенку давали следующую словесную инструкцию: Сегодня мы с тобой будем играть в игру, на внимание. Посмотри, пред тобой лежит лист, я сейчас буду показывать тебе картинку, на которой будут изображены точки. Твоя задача, после того как я уберу картинку, нарисовать на своем листе такие же точки. Главное, внимательно смотри, где они изображены.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg