Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальная поддержка детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

baby_devochka 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.06.2022
Актуальность выбранной темы- сложное экономическое положение государства. Цель исследования – раскрыть сущность правовой основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сокраще-ние бюджетных доходов отражается на многих слоях нашего населения и в первую очередь на семьях, имеющих детей. Их поддержка является особенно важной в такой сложный момент. Отсутствие такой поддержки может приве-сти к резкому росту сиротства и безнадзорности в нашей стране. Кроме это-го, сокращение социальной сферы может негативно сказаться и на обеспече-нии государственных учреждений, осуществляющих опеку над детьми-сиротами. Объект исследования – дети-сироты как социальная проблема. Предмет исследования – правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными задачами исследования являются: рассмотреть правовой статус детей сирот и детей оставшихся без попе-чения родителей и правовые основы их социальной защиты; рассмотреть правовой статус органов власти осуществляющих защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей; изучить нормативно-правовое регулирование предоставления гарантий детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; проанализировать основные меры социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определить проблемы и предложить пути совершенствования соци-альной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В процессе написания дипломной работы были использованы различ-ные методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой доку-ментации по теме работы, метод обобщения и сравнительно-правовой метод.
Введение

Каждый год в России появляются дети – социальные сироты, сироты при живых родителях т.е. дети, оставшиеся без попечения родителей. Про-блема сиротства с каждым днем становится все более актуальной и болезнен-ной темой для нашего общества. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшиеся без попече-ния родителей, приняло устрашающие размеры. Ежегодно в России без по-печения родителей остаются более 50 тыс. детей. В настоящее время их чис-ленность составляет около 330 тыс., в том числе более 160 тыс. воспитыва-ются в интернатных учреждениях. Свыше 170 тыс. детей находятся под опекой и попечительством граж-дан. 90% этих детей являются «социальными сиротами», имеют живых роди-телей. За одно поколение семья, семейные роли и семейные ценности, прио-ритеты претерпели глубокие изменения. В обществе изменилось отношение к институту семьи. Большинство россиян продолжают признавать значение брака, но все же около половины населения допускают, что развод является лучшим выходом для пары, не сумевшей решить свои проблемы. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Резкое социальное расслоение общества, безработица, невозможность обеспечить семью, детей необходимыми для полноценного развития средствами, несо-стоятельность многих мужчин в качестве главы семьи, алкоголизм и суицид, в качестве способов ухода от проблем, падение авторитета отца-главы семьи, резкий дефицит материнской заботы, физического присутствия из-за необхо-димости содержать всю семью, - привели к воспитательной несостоятельно-сти большинства семей. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. «Социальное сирот-ство» - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Со-циальные сироты — это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся ро-дителей по социально-экономическим причинам, т.е. сироты при живых ро-дителях. Законодательное определение термина «дети, оставшиеся без попече-ния родителей» содержится в ст. 121 Семейного кодекса. В п. 1 данной ста-тьи приведен примерный перечень оснований (причин) утраты детьми роди-тельского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населе-ния и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причи-ны (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел). В качестве уклонения родителей от воспитания детей особо выделен от-каз родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учрежде-ний. Сегодня российское общество поставлено перед необходимостью фор-мирования современной целостной системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию насе-ления и оказывающих им социальную поддержку в деле жизнеустройства. В основу реализации государственной социальной политики в направ-лении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо не только заложить работу по преодолению причин самого явления – сирот-ства, но и систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по социа-лизации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо совершенствовать механизмы передача таких детей в семью на воспитание (усыновление, опека или попечительство, устройство в приёмную семью, ли-бо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью). От того, насколько успешно дети-сироты будут инте-грироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства. Защита прав и интересов несовершеннолетних детей — приоритетная задача любого государства. Приняв на себя ответственность по защите ре-бенка, государство обязано постоянно осуществлять поиск наиболее эффек-тивного механизма, позволяющего реально защитить права и интересы де-тей. Особо в данной защите нуждаются дети, оставшиеся без попечения ро-дителей. О необходимости особой защиты данной категории детей сегодня го-ворят на разных уровнях власти. Обязанности по защите прав сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, возлагаются на органы опеки и попечительства: опека и попечение несовершеннолетних возлагается на орга-ны народного образования; в отношении недееспособных или частично недееспособных родите-лей- на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по со-стоянию здоровья - на отделы социального обеспечения. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения должны провести обследование условий жизни ребенка и обеспе-чить его защиту и устройство; на них возлагаются обязанности по выявле-нию, учету и избранию форм устройства детей и контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Чтобы ребенок комфортно себя чув-ствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окру-жающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учрежде-ниях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сирот-ская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских до-мов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Их деятельность осуществляется со-гласно Конвенции ОНН о правах ребенка 1989г, Конституции РФ, Граждан-ского кодекса РФ (ст. 34, 35, 39) Семейного кодекса РФ (ст. 121-125) Жи-лищного кодекса РФ (ст. 53, 60, 62). Государством предусмотрены дополнительные виды пособий и льгот положение которых закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1996г № 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в президентской программе «Дети России» (Указ Президента РФ от 1 июня 1992г. №543) в целевой про-грамме «Дети сироты». Эти меры направлены на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самосто-ятельной жизни в современных экономических условиях, на различные фор-мы устройства детей-сирот, улучшения их медицинского обслуживания, а также на улучшение кадровой и материальной базы социального обеспече-ния.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 7 1.1. Правовой статус детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации 8 1.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая социальную работу с детьми-сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей 14 1.3 Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23 ГЛАВА 2. Социальная поддержка детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей 29 2.1 Общая характеристика субъектов, осуществляющих защиту прав детей-сирот 29 2.2. Системы социальной адаптации и жизнеустройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на примере Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 Список использованной литературы 53
Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Гене-ральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. // Рос-сийская газета. 1998. 10 декабря. 2. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и полити-ческих правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 12. 52 3. "Конвенция о правах ребенка"// "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993 4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (от 28.12.2016) "О допол-нительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей" // Российская газета. N 248. 1996. 27 декаб-ря. 5. Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (ред. от 01.01.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных по-ложений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"// "Россий-ская газета", N 148, 10.07.2013. 6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации"// "Российская га-зета", N 303, 31.12.2012. 7. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (в ред. от 01.01.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. 28 июня. Ст. 3177; Российская газета. N 121. 1999. 30 июня. 8. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015 "Об опеке и попечительстве"// "Российская газета", N 94, 30.04.2008. 9. Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения 53 жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-дителей") 10. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"// "Российская газета", N 94, 27.05.2009. 11. Постановление Правительства РФ от 15. 04. 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социаль-ная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ.2014. № 17. Ст. 2059 12. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попече-ния родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения роди-телей» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2014. N 22. Ст. 2887. 13. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан 54 Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспе-чении их необходимыми видами довольствия» (ред. от 10. 09. 2016 г.) // Со-брание законодательства РФ. 2000. № 8. Ст. 962. 14. Приказ Минздрава РФ от 24.01.2003 № 2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка» (вместе с «Положением об организации деятель-ности дома ребенка», «Положением о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка») // Здравоохранение. 2003. № 5. 15. Приказ ФСБ России от 16.02.2012 N 73(ред. от 10.10.2014)"Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях ФСБ России"// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 27, 02.07.2012. 16. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей» 17. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей» 18. Азарова, Е. Г. Конституционные гарантии социального обеспече-ния детей- 2020. - № 2. 19. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2019. 20. Вып. 2. Ребенок в пространстве права / Под ред. Н. Н. Таруси-ной. Ярославль, 2018. С.61. 21. Гончарова А.В. Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. 2018. N 2. С. 7 - 9. 22. Доржиева С.В. Система устройства детей, оставшихся без попе-чения родителей, в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2020. № 6. С. 11. 23. Какие льготы предусмотрены при уплате госпошлины? //2017. 56 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения ро-дителей Курпацкая Е. Г. Опека и попечительство как способ защиты прав детей, утративших родительское попечение: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 03. М., 2019. С. 16. 24. Михайлова А., Музалева Л., Суслова И. Пост-интернатное со-провождение детей-сирот // ЭЖ-Юрист. 2020. N 25. С. 14. 25. Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 03. - М., 2019. 26. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учеб-ное пособие. М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2020 С. 88. 27. Певцова И. Е. Право ребенка на семью и его конституционно-правовое обеспечение: дис. … канд. юрид. наук: 12. 00. 02. Хабаровск, 2013. С. 12. 28. Поддубная, Т. Н. Социальная защита семьи и детства в Россий-ской Федерации. Справочник социального педагога и социального работни-ка / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - М.: Феникс, - 2019. -254 с. 29. Подопригора С.Я. Философский словарь. М.: Феникс, 2019. С. 238. 30. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"// "Российская газета", N 94, 27.05.2009. 31. Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. М.: Статут, 2019. С. 136. 32. Семейное устройство в России: пособие / Под ред. Л. Сандановой. Благотворительный фонд Е.и Г. Тимченко. М.: ООО «РПФ НИК», 2020. С. 100 33. Горбунова Е. А. Социальная адаптация в замещающей семье де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2020. 34. Дети сироты. Банк детей сирот. Детские дома и приюты. Дома ребенка и школы-интернаты - Дети сироты. Банк детей сирот. (siroty.su) 35.Статистика - Республиканское государственное учреждение "Центр со-циальной поддержки населения" Министерства социальной защиты населе-ния Республики Бурятия (cspn-rb.ru)
Отрывок из работы

Глава 1. Правовое регулирование социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей 1.1. Правовой статус детей-сирот и детей оставшихся без попечения родите-лей в Российской Федерации Правовой статус, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-телей – является специальным или как его еще называют родовым правовым статусом. Дети, оставшиеся без попечения родителей – это своего рода отдельная группа граждан, которых объединяет отличительная черта, такая как отсут-ствие родительской опеки, что выражается в фактическом лишении некото-рых прав, закрепленных в законодательстве. Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, опреде-ляется следующим: - правовой статус личности несовершеннолетнего ребенка – совокуп-ность прав и свобод, сущность которых определяется Конституцией РФ; - правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, опреде-ляется действующим законодательством. Но есть особенность, что для реа-лизации имущественных прав, значительное влияние оказывают иные субъ-екты, которые прямо или косвенно воздействуют на права ребенка. В российском законодательстве нет четкого определения о правовом статусе детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому ученые по-своему трактуют и раскрывают данное понятие. Его можно рассматривать по определенным критериям: - отраслевому; - возрастному; - в зависимости от объема дееспособности. Сырых В.М. полагает, что совокупность свобод, прав и обязанностей, которыми личность обладает в соответствии с нормами внутринационально-го и международного права, следует понимать в качестве правового статуса личности [2, с. 475]. Притом автором проведена классификация видов статуса личности за-висимо от уровня правовых норм, предоставляющих соответствующие обя-занности и права, выделяя 5 видов: международно-правовой; конституцион-ный; отраслевой; специальный и индивидуальный. Помимо этого, в контексте нашего исследования необходимо опреде-лить, что понимать под «личностью», выявить содержание последней в соот-ношении с такими понятиями как «субъект правоотношения» и «субъект пра-ва». Личность – это человеческий индивид, представленный в аспекте его соци-альных качеств, которые формируются в процессе конкретных видов дея-тельности, а также общественных отношений [3, с. 238]. В таком определении, в понимании личности акцент направлен на со-циальность. Действительно, без социальных взаимосвязей личность предста-ет только биологическим существом, и, в связи с этим, имеющим довольно неполную характеристику [4, c.72]. В пределах правового поля каждый человеческий индивид существует под воздействием правовых норм, определяющих правовое его положение. Как указывает Витрук Н. В., как правило, в юридической литературе, поня-тия правового статуса личности и правового положения отождествляются, правовое положение - обобщающая широкая категория, раскрывающая все элементы состояния личности, закрепленного в праве, находящиеся в опре-деленных связях между собой, обусловленные в социальном плане тем ме-стом, которое личность заняла в системе общественных отношений. При-знанные государством свободы, права, обязанности и законные интересы, в единстве составляют правовой статус – ядро, основу правового положения личности [5, c.27]. Под правовым положением личности понимаются его основы, иными словами - конституционное положение, конституционный статус. Они все по-крываются понятием «основа правового статуса (положения) личности» [6, c. 8]. В правовой теории существуют разнообразные интерпретации понятия «субъект права». Алексеев Н. Н. под субъектом права понимал все, что мо-жет стать носителем права либо обладать правоспособностью. Примеры данного использования возможно встретить в нормах меж-дународных актов. Например, статья 6 Всеобщей декларации прав челове-каустанавливает, что каждый человек обладает правом на признание своей правосубъектности, где бы он ни находился. Подобную норму повторяет статья 16 Международного пакта о политических правах. Тем не менее, при решении определенных категорий судебных дел, правоприменитель прибе-гает к применению термина «правосубъектность», даже и для характеристи-ки правосубъектности, которая присуща особому субъекту права - народу. В этой связи, признание физического лица в качестве субъекта того или другого правоотношения, происходит из-за распространения на это ли-цо действия конкретных законодательных актов. Семейными правоотношениями затрагивается та сторона жизни общества, которая имеет связь с принадлежностью личности к семье. Как любые другие виды правоотношений, семейные правоотношения, имеют свои специфические элементы, особенности и содержание. Субъекты указанных правоотношений - лица, имеющие в отношении друг друга семейные права и обязанности. Конкретизируя их, Ворожейкин Е. М. выделил правоотношения брачные, правоотношения по поводу содер-жания и воспитанияпоскольку, по справедливому замечанию автора, харак-тер обязанностей и прав субъекта зачастую не однороден. Очевидно, тем не менее, что стержнем при определении субъекта семейных отношений служит статья 2 Семейного кодекса РФ, устанавливающая круг отношений, которые регулируются семейным законодательством. Необходимо сделать вывод, что субъектами семейных правоотношений являются супруги, родители (их за-меняющие лица) и дети, но в случаях и в пределах, установленных законода-тельством, другие родственники и другие лица, которые принимают семейно-правовые обязанности, в частности по содержанию и воспитанию несовер-шеннолетних детей [7, c. 64]. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что у детей есть право на особую защиту и заботу. Конвенция «О правах ребенка»наложила на РФ, как правопреемника Совет-ского Союза, определенные обязательства по отношению детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. К категории детей, которые остались без попечения родителей, дей-ствующее законодательство относит лиц возраста до 18 лет, которые нахо-дятся без попечения единственного или обоих родителей по какой – либо из следующих причин: - при отсутствии родителей или лишении их родительских прав; - ограничением в родительских правах родителей; признанием родителей не-дееспособными, безвестно отсутствующими или ограниченно дееспособны-ми, которые находятся в лечебных учреждениях; - объявлением их умершими; отбыванием родителями наказания в тех учре-ждениях, которые исполняют наказание в виде лишения свободы, нахожде-нием под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступных деяний; уклонением от воспитания детей либо от защиты их интересов и прав, отказом родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных учреждений, учреждений соцзащиты населения и иных аналогичных учре-ждений.Указанный перечень причин, в установленном законом порядке, мо-жет быть расширен другими случаями признания ребенка в качестве, остав-шегося без попечения родителей. Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ «О внесении изменений отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу зако-нодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федера-ции в связи с принятием ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», за-крепил понятие детей, оставшихся без попечения родителей, каковыми явля-ются лица возраста до 18 лет, оставшиеся вне попечения своего единственно-го родителя либо обоих родителей по причине лишения их родительских прав, их ограничением в родительских правах, признание родителей недее-способными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими, объ-явлением умершими, установлением судебными органами факта утраты по-печения родителей, нахождение родителей в учреждениях, исполняющих наказание - лишение свободы,содержанием под стражей, обвиняемых иподо-зреваемых в совершении преступных посягательств, уклонением от воспита-ниядетей либо от защиты их интересов иправ, отказом родителей забрать де-тей из образовательных организаций, организаций, предоставляющих соци-альные услуги, медицинских организаций, а равно в случае, когда един-ственный родитель либо оба родителя неизвестны, в других случаях призна-ния оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом по-рядке. Субъекты из числа детей, что остались без попечения родителей, могут иметь гражданство не только Российской Федерации, но и иностранных гос-ударств или не иметь его вообще (лица без гражданства). Поскольку в Рос-сийскую Федерацию дети лиц без гражданства и иностранных граждан попа-дают разными способами, они увеличивают число беспризорных, помещен-ных в специализированные учреждения. Согласно Постановлению от 27 но-ября 2000 г. N 89617 для оставшихся без попечения детей, создаются специ-альные социально-реабилитационные центры несовершеннолетних; центры помощи детям, оказавшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и др. Такие учреждения следует считать органами, обеспечиваю-щими реализацию правового статуса указанного типа детей. Анализ положений вышеуказанного N 159-ФЗ позволяет установить круг детей, которые относятся к категории оставшихся без попечения роди-телей: а) дети-сироты, лица возраста до 18 лет, у которых умерли родители (един-ственный родитель); б) оставшиеся без попечения родителей; к данной группе детей, в отличие от первой группы, относятся те лица возраста до 18 лет, которые находятся без попечения обоих или единственного родителя по таким причинам как: - отсутствие родителей или лишение их родительских прав. Согласно ст. 69 СК РФ, оба родителя или один из них может быть лишен родительских прав в случаях: - уклонения от исполнения родительских обязанностей, в т. ч. при злостном уклонении от выплаты алиментов; - без уважительных причин отказываются забрать своего ребенка из родильного отделения либо из другой медицинской организации, организа-ции социального обслуживания, воспитательного учреждения и аналогичных организаций; - злоупотребления родительскими правами; - жестокого обращения с детьми, в т. ч. физического или психического насилия над ними, покушения на половую неприкосновенность; - хронического алкоголизма или наркомании; - совершения умышлен-ного преступления против жизни либо здоровья детей, второго родителя, супруга, в т. ч. не являющегося родителем детей, или против жизни и здоро-вья другого члена семьи; - ограничение родителей в их родительских правах; - признание их безвестно отсутствующими, ограниченно дееспособны-ми или недееспособными, состоящими в лечебных учреждениях, объявлени-ем их умершими; - отбывание родителями наказания в виде лишения свободы, нахожде-ние в местах содержания под стражей, обвиняемых и подозреваемых в со-вершении преступлений [8, ФЗ-159]; - если родители (единственный родитель) неизвестны, а также в других случаях признания детей находящимися без попечения родителей в преду-смотренном законом порядке. Как видно, ко второй категории детей законодатель относит (кроме си-рот - детей без родителей) также и детей, имеющих родите-лей.Следовательно, общим, объединяющим правовой статус детей, остав-шихся без попечения родителей, является то, что эти дети живут без родите-лей и фактически лишены отдельных прав, закрепленных в Семейном кодек-се Российской Федерации. Подведем итог к вышесказанному. Итак, правовой статус детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, определяется, с одной стороны, правовым статусом личности несовершеннолетнего ребенка. Он включает в себя систему прав и свобод, закрепленных Конституцией и иными нормативно-правовыми актами. Также статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен в нормах семейного права и регламентируется нормами соответствующего нормативного акта (Семейного Кодекса РФ). С другой стороны, правовой статус данной категории детей, опреде-ляется тем, что юридическое содержание правоотношений с таким субъек-том, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанно-стей. Как уже упоминалось выше, обязанности за него несет лицо, принявшее его под свою опеку или попечительство. 1.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая социальную работу с детьми-сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей В Российской Федерации задачей государственной важности является: создание условий для полноценного физического,интеллектуального, духов-но-нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни в совре-менном обществе. В этих целях предусматривается комплексная реализация мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, и их социального обеспечения, про-фессиональное обучение, трудоустройство и полноценную интеграцию в об-щество. Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными международными документа-ми. Основными из них являются: - «Декларация прав человека и гражданина» (1948) [9]; - «Декларация прав ребенка» (1959) [10]; - «Конвенция о правах ребенка» (1989)[11]. 20 ноября 1989 года ООН в рамках своего заседания приняла Конвен-цию о правах ребенка, в которой установила в статье 1, что ребенком являет-ся каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего воз-раста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает со-вершеннолетия ранее. Конвенция также содержит указание на то, что ребенок должен быть зарегистрирован сразу после своего рождения, и устанавливает право на имя и приобретение гражданства именно с момента своего рождения (ст.7). В Конвенции также указано приобретаемое с рождения право ребенка знать своих родителей и право на их заботу. Кроме вышеперечисленных прав, Конвенция указывает право ребенка свободно выражать свое мнение, содер-жание это право заключается в «свободе искать, получать и передавать ин-формацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, в письмен-ной и печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью дру-гих средств по выбору ребенка» (ст.13). В Российской Федерации в качестве правовой основы социальной за-щиты Детства выступает Конституция РФ, а также Семейный и Гражданский кодексы [12], Федеральный закон «Об основах системы профилактики без-надзорности и беспризорности правонарушений несовершеннолетних», Указ Президента «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних, защите их прав», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». Конституция Российской Федерации [13]в своих статьях 7, 38, 39 ука-зывает на то, что важнейшим принципом социальной политики государства является именно правовая охрана детства. Основываясь на ст. 39 Конститу-ции можно сказать о том, что воспитание детей является полноценным пра-вовым основанием для предоставления социального обеспечения от государ-ства, которое выражается в виде пособий, пенсий, компенсаций, социального обслуживания и другое. Согласно п.2 ст. 121 Семейного Кодекса и п.1 с. 34 Гражданского Ко-декса органами опеки и попечительства являются органы местного само-управления, выборные и другие органы, наделенные полномочиями в реше-нии вопросов местного значения и не входящие в систему органов государ-ственной власти. Семейный кодекс определяет, что не допускается деятель-ность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физи-ческих лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения ро-дителей.Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспи-тание в семью. Для оказания соответствующей помощи очень важно свое-временно выявлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей. В соответствие со, ст. 122 Семейного о Кодекса, решение этих вопросов входит в обязанности органов опеки и попечительства по фактическому ме-сту проживания детей. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может больше оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попече-ния родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [14]. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи спредо-ставлением и обеспечением органами государственной власти дополнитель-ных гарантий социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 23 лет. В нем содержится важное положение, со-гласно которому предоставляются и охраняются государством дополнитель-ные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попе-чения родителей, предусмотренные в соответствии с действующим законода-тельством. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях посоциальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-дителей», предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии: 1. Личные неимущественные права: а) Право на образование. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" [15] в Рос-сийской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Российская Федерация гарантирует общедоступность и бесплатность в соот-ветствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего об-разования, среднего профессионального образования, а также бесплатного получения высшего образования на конкурсной основе, если гражданин по-лучает образование на этом уровне впервые. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличен не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. б) Право на здоровье. Согласно ст.5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об осно-вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство обес-печивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от лю-бых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо забо-леваний. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предо-ставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе диспансеризация, реабилитация, регулярные меди-цинские осмотры за счет соответствующего бюджета. Для данной категории лиц, предусмотрены путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показа-ний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно. В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами или приемными родителями им мо-жет предоставляться компенсация стоимости путевки и проезда к месту лече-ния и обратно в размере и порядке, предусмотренных нормативными право-выми актами органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции и органов местного самоуправления. в) Право на труд. Основной задачей государства в области труда и трудоустройства выпуск-ников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-телей, является предоставление им реальных возможностей для реализации права на труд и выбор профессии. Для этого принимаются соответствующие меры, в том числе профессиональное обучение, определение норм труда, мо-тивация работодателей к приему на работу этих граждан, а также выделение специальных видов работ для трудоустройства таких граждан. 2. Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попече-ния родителей: а) Право на имущество, находящееся в собственности ребенка до воз-никновения статуса сироты или статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст. 60, 148, 155.3 СК РФ, ст. 17-23 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве» и другие) [16]. б) Право на приватизацию жилого помещения (ст. 2 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Фе-дерации» : «В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты по-печения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключи-тельно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. в) Право на жилое помещение. Ст. 98.1 ЖК РФ предусматривает особый вид жилых помещений – жи-лые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей. Обязанность по обеспечению жильем таких лиц возлагается на орган ис-полнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории кото-рого находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попе-чения родителей. Законные представители ребенка должны быть ознакомле-ны с законодательством субъектов Российской Федерации, регулирующим предоставление жилья ребенку на территории субъекта.Помощь в этом им могут оказать прокуроры, органы местного самоуправления, органы власти субъекта РФ, органы опеки и попечительства, уполномоченный по правам ребенка субъекта РФ, адвокаты, оказывающие бесплатную юридическую по-мощь в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Статьи 8, 9 и глава 4 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», СК РФ, ГК РФ возлагают на органы опеки и попе-чительства и опекунов, попечителей, приемных родителей обязанность по сохранению имущества подопечного. Таким образом, ответственность за сохранность жилого помещения ре-бёнка возлагается на органы опеки и попечительства в лице органов испол-нительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, кото-рые исполняют данные полномочия в пределах, предоставленных им зако-нами субъектов РФ. 3. Право на социальные выплаты и льготы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в соответствующей орга-низации, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей имеют льготы на бесплатное питание, бесплатный комплект одежды, обуви и мягкого инвента-ря, проживание в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гаранти-ях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поте-рявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государствен-ным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобре-тение учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литера-туры и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются за счет средств бюджетов субъек-тов Российской Федерации или местных бюджетов, устанавливаются закона-ми субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Право на получение пенсии. Статья 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что право на страховую пенсию по случаю потеря кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исклю-чением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родите-лей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 данной статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное от-сутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодатель-ством Российской Федерации.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 61 страница
1050 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 68 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 68 страниц
3500 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 53 страницы
7000 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 65 страниц
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg