Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Гипнотерапия как инструмент психологического консультирования по вопросам тревоги

baby_devochka 2725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 109 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.06.2022
Цель исследования: изучить влияние гипнотерапии на уровень тревоги в практике психологического консультирования. Объект исследования – люди с высоким уровнем тревоги. Предмет исследования – тревога в психологическом консультировании и снижение ее после проведения гипнотического сеанса. Гипотеза исследования состоит в предположении, что гипнотическое состояние, может быть, одним из наиболее эффективных средств для актуализации резервных возможностей человека в борьбе с тревогой. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к психологическому консультированию людей с высоким уровнем тревоги. 2. Дать характеристику современных методологических подходов к диагностике тревоги. 3. Изучить возможные варианты гипнотического воздействия и подобрать наиболее эффективные техники для внушения. 4. Исследовать и выявить необходимую группу людей с высоким уровнем тревоги для проведения дальнейшего исследования. 5. Провести сравнительно-экспериментальное исследование влияния гипнотерапии, в практике психологического консультирования, на уровень тревоги у испытуемого. 6. Разработать рекомендации психологического консультирования по вопросам тревоги. Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностический, статистический метод. В качестве методов математической статистики был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В ходе исследования были использованы следующие диагностические методики: - Шкала тревоги Спилбергера-Ханина; - Шкала тревоги А. Бека; - Интегративный тест тревожности, ИТТ; Теоретико-методологическая основа. Изучению развития научных представлений о природе гипноза и методах его применения достаточно полно представлена в работах К.И. Платонова, П.И. Буля, В.Е. Рожнова, A.Katzenstein, L.Chertok и др. А также проблемами связанными с тревогой занимались зарубежные ученые, такие как А. Адлер, Л.В. Бороздина, Ч.Д. Спилбергер, О. Ранк, З. Фрейд и др., так и отечественных авторов: В.М. Астапов, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, К.Р. Сидоров, и др. Практическая значимость работы - результаты исследований будут полезны для практикующих психологов, клинических психологов, студентов и преподавателей психологии. Исследование проводилось в Муниципальном казенном учреждении «Единая дежурно-диспетчерская служба» города Ставрополя. В исследовании приняли участие оперативные дежурные в количестве 15 человек.
Введение

Актуальность темы. Современная ситуация социального характера, складывающаяся в условиях пандемии и взрывного роста тревоги в связи с военными действиями на Украине и нестабильным экономическом состоянием, что требует от психолога максимально скоординированной и эффективной работы, а также непрерывного развития и совершенствования в инструментах своей деятельности. В связи с чем, становится актуальным вопрос изучения проблемы влияния определенных техник работы психолога по снижению уровня тревоги у клиентов за время проведения консультирования. Одним из таких методов является гипнотерапия. Гипноз — это терапевтический инструмент, который можно использовать бесконечно большим числом способов. Он представляет собой гуманное средство воздействия на психику не только больных, но и здоровых людей . Гипнотерапия затрагивает бессознательные процессы и ответ бессознательного всегда представляет собой резервуар ресурсов. Проблема тревоги в настоящее время стоит очень остро и остается одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. На ее фоне формируется тревожность, как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. И это приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, и трудностям в общении. Поэтому своевременная диагностика по выявлению высокого уровня тревоги и коррекционные мероприятия могут позволить избежать негативных личностных изменений. И предотвратить различные психосоматические заболевания. Поэтому следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Степень научной разработанности. Особое значение и популярность в последние время приобрело консультирование людей с высоким уровнем тревоги. Целью этого вида психологического консультирования стало оказание консультативной помощи клиентам по вопросам мобилизации внутренних ресурсов и гармонизации эмоционального фона. Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. И эти трудности сопровождаются высокой ситуативной тревожностью. Психологическое консультирование – это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей . Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Именно консультант выбирает тот профессиональный инструментарий, который позволит сделать работу действительно глубокой, а консультирование эффективным. Психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ и психолог может использовать различные инструменты во время работы. И одним из таких инструментов является гипнотерапия.
Содержание

Стр. Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы гипнотерапии как инструмента психологического консультирования по вопросам тревоги 7 1.1. Представления о тревоге и тревожности в психологической литературе 7 1.2. Консультирование людей с повышенным уровнем тревоги 19 1.3. Гипнотерапия и ее влияние на эмоциональное состояние клиента 34 Глава 2. Исследование влияния гипнотерапии на уровень тревоги работников 64 2.1. Характеристика выборки, а также методов исследования уровня тревоги в условиях психологического консультирования 64 2.2. Результаты оценки уровня тревоги работников 70 2.3. Результаты исследования влияния гипнотерапии на уровень тревоги контрольной группы испытуемых 75 2.4. Рекомендации по использованию гипнотерапии в психологическом консультировании 80 Заключение 84 Список литературы 86 Приложение 94
Список литературы

1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: теория и практика// учебное пособие - Москва: Прометей, 2018 2. Аминов Н. А., Азаров В. Н. Изучение индивидуальных различий и предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух витальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М.: Наука, 1981. - С. 98-112. 3. Астапов В. М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека // Методические проблемы оснований науки. - Киев: Политиздат, 1986. - 186 с. 4. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117. 5. Астапов, В. М. Диагностика тревожных расстройств и фобий в зарубежных исследованиях / В. М. Астапов // Прикладная психология. — 1998. — №1. — С. 64—73. 6. Ахмедов Т. И. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация // Серия «Будь здоров!» - Ростов н/Д: «Феникс», Харьков: «Торсинг». - 2002. - 448 с. 7. Бакеев В. А. О тревожно-внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. - 1974. - № 1. - С. 56-65. 8. Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз: Практическое руководство / Пер. с франц. М.Р. Гинзбурга. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 160 с. 9. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // М. 1988 8. Боровиков В. П., Боровиков И. П. STATISTICA: Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: Филинъ, 1998. - 608 с. 9. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. — М. : КСП, 1996. 10. Броннер К. Индустриальные следствия стресса // Эмоциональный стресс. - Л.: ЛГУ, 1970. - С. 261-274. 11. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Прогресс, 1984. - 200 с. 12. Вилюнас В. К., Астапов В. М. О психических функциях состояния тревоги // М. 1990 13. Габдреева Г. Ш. Состояние тревоги и процессы самоуправления // Теоретические и прикладные аспекты исследования психической саморегуляции. - Казань, 1982. - С. 63-65. 14. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. - 2000. - № 5. 15. Гаврищук В. В.; Психология обучения учред. Современная гуманитарная академия. – Москва : Современный гуманитарный университет, 2017. – № 7. – 172 с. 16. Шорохова С.П., Киселев В.В. Гипнотеррапия как средство повышения качества жизни и результаты деятельности ст. 160 17. Гелыорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства / под ред. П. К. Анохина. - М.: Наука, 1966. - 672 с. 18. Гордон Д. Терапевтические метафоры. — Москва, 1995. 19. Горин С. А вы пробовали гипноз? — Канск, 1994. 20. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе//Либроком, 2009г. 21. Гримак Л.П. Тайны гипноза. Современный взгляд//Питер, 2004 год. 22. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. - СПб.: Питер, 1994. - 384 с. 23. Григорьев Н. Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: учебное пособие - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012. 24. Гриндер Д., Бэндлер Р. Наведение транса. — Москва, 1995. 25. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). 26. Захарова Л. Н. Основы психологического консультирования организаций: учебное пособие - Москва: Логос, 2012; 27.Зейг Д. Психотерапия - что это? Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — 432 с. 28. Изард К. Е. Эмоции человека. - М.: Наука, 1980. - 440 с. 29. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональной системы в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978. - С. 325-346. 30. Архивъ внутренней медицины / гл. ред. Л. Ю. Ильченко; учред. и изд. ООО "Синапс". – Москва : Синапс, 2016. – Специальный выпуск. – 136 с. 31. Калина Н. Основы психотерапии. — Москва, 1997. 32. Кэмерон-Бэндлер, Лесли. Лучшие техники в семейной терапии : с тех пор они жили счастливо / Л. Кэмерон-Бэндлер ; [пер. с англ.: А. Татлыбаева]. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 286 33. Катыгин Ю. А. и др. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками // Психофизиология. - Л.: Лениздат, 1979. - С. 46-49. 34. Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1971. - 178 с. 35. Козьяков Р. В., Цветкова Н. А. Психологическое консультирование: учебная программа: учебная (рабочая) программа - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 36. Козьяков Р. В., Поташова И. И., Басин М. А. Организация и содержание специальной психологической помощи: учебник и практикум - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 37. Кондратьева А. С. Социально-психологические аспекты подверженности стрессу: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1981. - 18 с. 38. Кондрашов В. Всё о гипнозе. — Ростов-на-Дону, 1998. 39. Краткий психологический словарь // М. : Политиздат, 1985 40. Крауклис А. А. Вегетативные компоненты реакции тревоги: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Рига, 1968. - 27 с. 41. Куликов, Л.В., Психология эмоций и чувств : учебное пособие / Л.В. Куликов, Д.А. Донцов. — Москва : Русайнс, 2021. — 246 с..Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М.: Наука, 1964. - 380 с. 42. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С.131-138. 43. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. - М.: МГУ, 1983. - Т. 2. - 318 с. 44. Мальцева Т. В., Реуцкая И. Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие - Москва: Юнити, 2015; 45. Маданес Клу, Стратегическая семейная терапия : Учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Клу Маданес; Пер. с англ. Т. В. Снегиревой. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. - 267 с. 46. Макаров В.В. Основы психотерапии. Хрестоматия методов психотерапии и психологического консультирования принятых в Российской Федерации // Москва 2011 47. Мельниченко О. Г. Исследование тревожности в связи с личностными и биохимическими особенностями // Психофизиология. - Л.: ЛГУ, 1979. - С. 49-53. 48. Морган У. П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 155-161. 49. Мотков О. И. Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психологического стресса: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1978. - 18 с. 50. Мэй Р., 2001; Тиллих П., 1995 Левитов Н. Д., 1969. Тревога и тревожность. 51. Наенко Н. И. Психическая напряженность. - М.: Наука, 1976. - 111 с. 52. Пинчук В. А. Психологический анализ устойчивых особенностей эмоциональности: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1982. - 18 с. 53. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 11-17. 54. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб, 1998. 55. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2005. - 672 с. 56. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Наука, 1979. - 392 с. 57. Ротенберг В. С., Аршавский А. В. Стресс и поисковая активность // Вопросы философии. - 1979. - № 4. - С. 39-47. 58. Рубцова Н. Е., Леньков С. Л. Статистические методы в психологии: учебное пособие. - 2-е изд-е, перераб. и доп. - М.: УМК «Психология», 2005. - 384 с. 59. Семенова О. В. Психологическое консультирование: учебное пособие - Москва: А-Приор, 2010 60. Семиков С.В., Симаков Ю.Г. // Изменение адгезии эритроцитов под влиянием психотерапии (эриксоновский гипноз) ст. 128 61. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика. С.-ПБ. «Речь», 2003 62. Социально-психологическое консультирование: учебное пособие - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2021 63. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // - М.: Наука, 1983. - С. 12-24. 64. Суворова В. В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 237 с. 65. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992, с. 104-109, 116-135. 66. Теппервайн К. Высокая школа гипноза. Гипноз — самогипноз. Практическое руководство // Москва «Крон-Пресс» 2001г., 288 ст. 67. Фрейд З. Введение в психоанализ// АСТ 2021, 320 ст. 68. Ханин, Ю. Л. Русский вариант шкалы соревновательной личностной тревожности / Ю. Л. Ханин // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. — С. 146—156. 69. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов: [учебное пособие для вузов по специальности "Психология"] / С. А. Шапкин. - Москва : Смысл : Ин-т психологии РАН, 1997. - 140 с.; 21 см. - (Серия "Практикум"; Вып. 1).; 70. Щербатых, Ю.В., Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева - Воронеж: Истоки. 1998 71. Эриксон М. Мой голос останется с вами. — СПб, 1995. 72. Эриксон М., Росси Э., Роси Ш. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения/Пер. с англ. М.А. Якушиной. — М.: Не¬зави¬симая фир¬ма “Класс”, 1999. — 352 с. 73. Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: учебное пособие - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015 74. Blocher D. Н. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966. 75. Bramer L. M., Shostrom E. L. Therapeutic Psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. 4th Ed. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1982. 76. Burks Н. M., Steffire B. Theories of Counseling, 3rd Ed. N. Y.: McGraw-Hill, 1979. 77. Joyce C.Mills, Richard J. Crowley THERAPEUTIC METAPHORS FOR CHILDREN AND THE CHILD WITHIN BRUNNER/MASEL Publishers New York 2000. -144; 78. Gelso С. J., Fretz. В. С. Counseling Psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992. 79. George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990. 80. Gilliland В. E., James R. K., Bowman J. T. Theories and Strategies in Counseling and Psychotherapy. 2nd Ed. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1989. 81. May R. The Art of Counseling. N. Y.: Abingdon Press, 1967. 82. Myers R. A., Layton W. C., Morgan Н. Н. The Counseling Psychologist. Washington, D. C.: American Psychological Association, 1968.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы гипнотерапии как инструмента психологического консультирования по вопросам тревоги 1.1. Представления о тревоге и тревожности в психологической литературе Практикующие психологи в повседневном профессиональном общении могут употреблять слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, для психологической науки эти понятия неравнозначны. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще полвека назад это различие было не очевидным. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства. В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Конкретизация этого определения позволяет рассматривать тревогу как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Состояние тревоги возникает тогда, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе элементы потенциальной или актуальной угрозы, опасности, вреда. Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом, который разводил страх как таковой, конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безотчетный страх - тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (нем. Angst). В философии подобное разграничение было предложено С. Кьеркегором, и в настоящее время чрезвычайно актуально в философско-психологической системе экзистенциализма . Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному 3. Фрейдом, поддерживается и многими современными исследователями. Считается, что, в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх . Согласно другой точке зрения, страх — это реакция на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека (витальная угроза), его физическая целостность и т. п., в то время как тревога представляет собой переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе. В этом случае тревога рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью фрустрации социальных потребностей . Аналогичная позиция представлена в теории дифференциальных эмоций К. Изарда: состояние тревоги состоит из доминирующей эмоции страха, взаимодействующей с другими базовыми социально-опосредуемыми эмоциями . Оригинальное представление о сущности тревоги и страха предложено экзистенциальной психологией и философией. В экзистенциализме тревога понимается как результат осознания и переживания того, что все имеет преходящий характер, скрытого осознания нашей неизбежной конечности. В силу этого она естественна и неустранима, в то время как страх вызывается более или менее идентифицируемыми индивидом стимулами (объектами, событиями, мыслями, воспоминаниями) и вследствие этого более подконтролен ему. При этом подчеркивается, что тревожиться может только человек как наделенное самосознанием существо. Тревога, как и любое другое психическое переживание, непосредственно связана с ведущими мотивами и потребностями личности и призвана регулировать поведение личности в потенциально опасной ситуации . Соответственно, тревога — это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.). Тревога выполняет несколько важнейших функций: предупреждает человека о возможной опасности и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности на основе активного исследования окружающей действительности. Следует отметить, что, хотя на уровне субъективного переживания тревога скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека неоднозначно. Именно тревога иногда становится фактором мобилизации потенциальных возможностей. Неслучайно в концепции Г. Селье тревога анализируется как первая фаза общего адаптационного синдрома . А само слово «тревога», появившееся в русском языке около трехсот лет назад, изначально означало «знак к битве». В связи с этим в психологии выделяют два вида тревоги: мобилизующую и расслабляющую. Мобилизующая тревога дает дополнительный импульс к деятельности, в то время как расслабляющая снижает ее эффективность вплоть до полного прекращения . Вопрос о том, какой вид тревоги будет чаще испытывать человек, во многом решается в детстве. Важную роль здесь играет стиль взаимодействия ребенка со значимыми другими. Причины склонности испытывать расслабляющую тревогу исследователи видят прежде всего в формировании у ребенка так называемой «выученной беспомощности», которая, закрепившись, резко снижает эффективность учебной деятельности . Второй фактор, определяющий характер «тревожного опосредования» деятельности, — это интенсивность данного психического состояния. Исследованиями показано, что состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается человек. Ф. Б. Березин, анализируя «яркость» переживания тревоги, выделил в нем шесть уровней, объединив их названием «явления тревожного ряда». Тревоге наименьшей интенсивности соответствует ощущение внутренней напряженности, выражающееся в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Оно не несет в себе признаков угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение. На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяется или дополняется гиперестезическими реакциями, благодаря которым ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску (на этом основана раздражительность, которая, по сути, представляет собой недифференцированное реагирование). Третий уровень — собственно тревога — проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности, которое может перерасти в страх (четвертый уровень) — состояние, возникающее при нарастании тревоги и проявляющееся в опредмечивании неопределенной опасности. При этом объекты, идентифицированные как «пугающие», необязательно отражают реальную причину тревоги. Пятый уровень назван ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы. Оно возникает в результате нарастания тревоги и переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, что связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Наиболее интенсивное проявление тревоги (шестой уровень) — тревожно-боязливое возбуждение — выражается в потребности в двигательной разрядке, поиске помощи, что максимально дезорганизует поведение человека . Существует несколько точек зрения на взаимосвязь интенсивности переживания тревоги и эффективности опосредуемой им деятельности . Согласно теории перевернутого U, опирающейся на известный закон Йеркса—Додсона, тревога до определенной степени может стимулировать деятельность, но, преодолев рубеж «зоны оптимального функционирования» индивида, начинает производить расслабляющий эффект . Пороговая теория утверждает, что у каждого индивида существует свой порог возбуждения, за которым эффективность деятельности резко (дискретно) падает. Очевидно, что обобщающим моментом этих теорий выступает представление о том, что деорганизующим эффектом обладает интенсивная тревога. Для практикующих психологов именно она представляет наибольший интерес, поскольку этот вид тревоги, в субъективном опыте клиентов, является «проблемным». Ниже мы постараемся охарактеризовать расслабляющую тревогу. Состояние расслабляющей тревоги, как и любое другое психическое состояние, находит свое выражение на разных уровнях человеческой организации (физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом). На физиологическом уровне тревога проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, появлении сухости во рту, слабости в ногах и т. д. Эмоциональный уровень характеризуется переживанием беспомощности, бессилия, незащищенности, амбивалентностью чувств, порождающей затруднения в принятии решений и целеполагании (когнитивный уровень). Наибольшее разнообразие встречается среди поведенческих проявлений тревоги — бесцельное хождение по помещению, грызение ногтей, качание на стуле, стук пальцами по столу, теребление волос, кручение в руках разных предметов и т. д. Очевидно, что тревога, оказывающая дезорганизующее влияние на деятельность, — это крайне неблагоприятное для человека состояние, требующее преодоления или трансформации. Совладание с этим состоянием возможно следующими путями : · преодоление состояния за счет надситуативной активности в (потенциально) опасной ситуации; · трансформация состояния в определенное поведение (уклонение, сопротивление, ступор); · вытеснение состояния тревоги с помощью психологических защит. Итак, состояние тревоги возникает как функция (потенциально) опасной ситуации и личностных особенностей человека, связанных с ее интерпретацией. В этой связи особого внимания заслуживает невротическая тревога - тревога, формирующаяся на основе внутриличностных противоречий (например, из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т. д.). Она может привести к неадекватному представлению о существовании угрозы для личности со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и т. д., и таким образом, по сути, нивелирует значение ситуации в развитии состояния тревоги. Формирование у человека невротической тревоги является признаком невротизации личности и требует психотерапевтической помощи. В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги . Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности . В этом статусе тревожность впервые была описана 3. Фрейдом , который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги». В отечественной психологии тревожность также традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия, вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы. В настоящее время отношение к явлению тревожности в российской психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности становятся менее однозначными и категоричными. Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не следует рассматривать как изначально негативную черту личности. Она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности. К настоящему времени тревожность изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом. Ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное свойство человека. Первая точка зрения принадлежит В. С. Мерлину и его последователям, которые анализируют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента . Трактовка тревожности как личностного свойства во многом опирается на идеи психоаналитиков «новой волны», согласно которым она является следствием фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения . Соответственно, к настоящему моменту механизмы формирования тревожности остаются неопределенными, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Попытку примирить эти, в сущности, противоположные позиции предприняла А. М. Прихожан, описавшая два типа тревожности: · беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами; · тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения. При этом первый вариант тревожности обусловлен особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с особенностями формирования личности в течение жизни. В целом, можно отметить, что, вероятнее всего, у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, в то время как у других данное психическое свойство является приобретенном в индивидуальном жизненном опыте. Исследования А. М. Прихожан показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности. Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например: · как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека; · регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях; · культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте). Скрытая тревожность — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т. д.); неадекватное спокойствие (реакции по принципу «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается); уход от ситуации. Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно. Специфическая особенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что она имеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга»). Расшифровать механизм «замкнутого психологического круга» можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективно неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком. Учитывая обнаруженную В. А. Бакеевым, прямую взаимосвязь между тревожностью и внушаемостью личности, можно предположить, что последняя приводит к усилению и укреплению «замкнутого психологического круга», контролирующего тревожность. Анализ механизма «замкнутого психологического круга» позволяет отметить, что тревожность зачастую подкрепляется той ситуацией, в которой она однажды возникла. В последнее время в экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте, сколько на особенностях ситуации и взаимодействия личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций . Согласно «Краткому психологическому словарю», ситуация представляет собой систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Она предъявляет к человеку определенные требования, реализация которых создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Тревожность могут вызывать только те ситуации, которые личностно значимы для субъекта, соответствуют его актуальным потребностям. При этом возникшая тревожность может как оказывать мобилизующий эффект, так и вызывать дезорганизацию поведения в рамках данной ситуации по принципу «выученной беспомощности» . Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Несмотря на то, что существование феномена тревожности у практикующих психологов (да и не только) не вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, таких как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат «выученной беспомощности», ложная гиперактивность, уход в болезнь и т. д. Подводя итог анализу результатов исследований, посвященных проблемам тревоги и тревожности, можно отметить следующие существенные моменты. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность — как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно. Состояние тревоги и тревожность как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для конкретного человека состоянию. В целом, эффект может быть как мобилизующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект. Тревожность обладает силой самоподкрепления и может приводить к формированию «выученной беспомощности». Тревога и тревожность не всегда осознаются субъектом и могут регулировать его поведение на неосознаваемом уровне. Наблюдение тревожного поведения «со стороны» также зачастую затруднительно в силу того, что тревожность может маскироваться под другие поведенческие проявления. 1.2. Консультирование людей с повышенным уровнем тревоги Консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс. Цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно. Распределение психологического консультирования и психотерапии, этих двух сфер психологической помощи — сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия "психологическое консультирование" и "психотерапия" как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога. Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по которым их можно было хотя бы частично разделить. Bramer и Shostrom, говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования . На другом полюсе — большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией. Gelso, Fretz , Bloсher выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: • консультирование ориентировано на клинически здоровую личность, это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности; • консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения, эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста"; • консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; • консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч); • консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; • в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; • консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента. Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Bramer, Shostrom подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники . Каждая теория выполняет четыре основные функции: - обобщает накопленную информацию; - делает более понятными сложные явления; - предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов. Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 71 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg