Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

olesja.ryndo 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.06.2022
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 6 1.1 Речевой онтогенез и причины нарушения речи в дошкольном возрасте 6 1.2 Значение семьи в процессе речевого воспитания ребёнка дошкольного возраста 10 1.3 Логопедическая работа с семьёй ребёнка, имеющего нарушения речи 12 Выводы по первой главе 18 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 19 2.1 Организация исследования 19 2.2 Результаты констатирующего эксперимента 24 Выводы по второй главе 37 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ РЕБЁНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 38 3.1 Содержание модели взаимодействия логопеда с семьёй ребёнка с речевыми нарушениями 38 3.2 Результаты апробации модели взаимодействия логопеда с семьёй ребёнка с речевыми нарушениями 52 Выводы по третьей главе 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Введение

ВВЕДЕНИЕ Семья и родители представляют собой первый и наиболее важный социальный институт для ребенка в процессе его развития и воспитания, где он обучается всем моделям поведения в обществе. Кроме семьи, существенное влияние на развитие подрастающего ребенка имеет дошкольная образовательная организация, являясь дополнительным звеном в процессах социализации и развития. В последнее время число детей, имеющих различные нарушения речевого развития, стремительно увеличивается. И в данном аспекте тесное сотрудничество родителей и коррекционных педагогов, логопедов формирует системную основу, на которой возможно оптимально развивать ребенка в процессе его воспитания. Заслуживает внимания тот факт, что в условиях нынешней социально-экономической реальности развитие российского общества требует качественно новых и эффективных подходов, методов и технологий к системе совершенствования отношений между логопедами и родителями детей, имеющих различные речевые нарушения. Таким образом, проблемы современной системы взаимодействия на основе модели работы логопеда и родителей при диагностике и коррекции речевых нарушений у детей являются с прикладной точки зрения очень важными на сегодняшний день. Особенности развития современного российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования разных сфер в жизни и деятельности людей, включая также сферу коррекционного образования в аспекте тесного сотрудничества и взаимодействия с семьей ребенка. Современное образование характеризует наличие изменений, обусловленных необходимостью совершенствования педагогических процессов, а также оптимизации качества в контексте взаимодействия. Предполагается, что важным прикладным фактором создания оптимальной социальной ситуации развития подрастающего ребенка представляется взаимодействие с родителями по вопросам диагностики и коррекции речевых нарушений, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Таким образом, данными положениями определяется актуальность и практическая значимость работы. Объект исследования: взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Предмет исследования: Организация взаимодействия логопеда с семьёй на основе проектной деятельности при диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Цель работы – исследование особенностей взаимодействия логопеда и родителей дошкольников на основе проектной деятельности при помощи компьютерных технологий. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: 1) проанализировать особенности логопедической работы с семьёй ребёнка, имеющего нарушения речи; 2) осуществить практический анализ особенностей взаимодействия логопеда и родителей при работе с детьми с речевыми нарушениями; 3) разработать и апробировать модель взаимодействия логопеда и родителей при диагностической и коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Теоретико-методологическая основа работы включает в себя следующие положения: 1) система взаимодействия субъектов социально-образовательного процесса (Крупина И.В.); 2) положения личностно-ориентированного подхода и полисубъектного сотрудничества в воспитании (Л.И. Божович, Л.Н. Куликова и др.). Практическая значимость работы может состоять в применении на практике компонентов организации цифрового информационного пространства при взаимодействии с родителями на основе проектной деятельности. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (47 источников). ?
Содержание

1.1. Речевой онтогенез и причины нарушения речи в дошкольном возрасте Предпосылками возникновения собственно речевой деятельности в раннем возрасте выступают психофизиологические особенности развития детей первых лет жизни, характеристики которых требует логика нашего исследования. В плоскости этой проблемы лежит вопрос взаимосвязи мышления и речи в онтогенезе [6, с. 51]. Важной предпосылкой употребления речи является возникновение и развитие символической функции, предполагающей способность находить для объекта представления о нем и знаки, соответствующие этому представлению [3, с. 12]. Овладение такой функцией является важным приобретением раннего детства. Мышление человека в онтогенезе, особенно в раннем, развивается через собственное практическое познание реальности, через собственную деятельность, в отличие от речевой деятельности, формируется через усвоение готовых образов. Учитывая это, в раннем детстве наблюдается формальное овладения речью, когда ребенок оперирует словами с неадекватным или приблизительным значением [6, с.69]. Такие ученые, как А.А. Леонтьев, А.Е. Супрун и др. указывают на относительную автономность интеллектуальной и речевой деятельности: развитие речевых и интеллектуальных способностей не является синхронным, а происходит с опережением интеллектуальных способностей относительно речевых. Так, ребенок сначала начинает действовать с предметами, ориентироваться в свойствах, а на основе этого овладевает знаками языка. В основе речевого развития лежат интеллектуальные процессы, источником которых является практическая деятельность. Учитывая единство психических процессов и физического развития ребенка в первые годы жизни, рассмотрим становление и развитие различных видов деятельности детей раннего возраста в контексте их психомоторного развития. В современном определении психомоторика рассматривается как разновидность психически обусловленных движений человека, которые типологически завися от положения и строения тела, основных установок, возраста и т.д. [10, с. 16]. На первом году жизни моторные действия требуют также уровня развития функций центральной нервной системы, как и умственные, при этом умственное и моторное развитие происходит параллельно. С каждым новым положением тела появляются новые моторные задачи, которые ставят движения на более высокий уровень иерархического строения, когда руководство осуществляется центральными отделами головного мозга.
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Авакян К.А. Психолого-педагогические условия стимулирования речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития // В сборнике: Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 21-23. 2. Акулиничева А.Ф., Фуреева Е.П. Развитие психомоторных функций у дошкольников с задержкой психического развития как средство коррекции речевого недоразвития // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. 2020. С. 141-143. 3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // Нейропсихология сегодня. — М.: Изд-во МГУ, 2019. С. 160 – 170. 4. Блохина С.И., Гольдштейн С.Л., Трубина М.С. Развитие системы интеграционно-педагогической поддержки реабилитации детей с задержкой речевого развития // Системная интеграция в здравоохранении. 2018. № 1. С. 60-75. 5. Бушинская Е.А. Задержка речевого развития: новый взгляд на проблему речевого развития малыша // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2021. № 10 (43). С. 27-34. 6. Быкова А.О. Сравнительное изучение уровня развития устной речи у детей раннего возраста с нормой и задержкой речевого развития // Вестник научных конференций. 2020. № 5-1 (57). С. 31-33. 7. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 2019. 173 с. 8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. СПб., 2016. 144 с. 9. Гавриш Н.В. Развитие речевой творчества в дошкольном возрасте. Донецк: ООО "Лебедь", 2021. 218 с. 10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 11. Голубева С.А., Чаркина Н.В. Исследование уровня развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2019. № 4 (48). С. 133-139. 12. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. М.: Лабиринт, 2020. 320 с. 13. Григоренко Н.Ю. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 88-93. 14. Григоренко Н.Ю. Современные подходы к формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни с отклонениями в развитии // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 104-109. 15. Гусельникова Е.Е., Добромиль Я.Ю. Профилактика задержки речевого развития и нарушений в развитии речи у детей раннего возраста // В сборнике: Голос и коммуникации в современном мире. Материалы научно-образовательной конференции, посвященной Международному дню голоса. Под ред. Н.А. Калугиной, Е.А. Лариной. 2019. С. 10-15. 16. Делягин В.М. Задержка речевого развития у детей // РМЖ. 2021. Т. 21. № 24. С. 1174-1177. 17. Долгова Ю.С. Особенности познавательного развития детей третьего года жизни с задержкой речевого развития // В сборнике: Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ». 2020. С. 49-52. 18. Дорошина Ю.С. Особенности познавательного развития детей третьего года жизни с задержкой речевого развития // В сборнике: современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ». 2020. С. 52-55. 19. Дунаева, 3. М., Ростягашова, Л. И. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии // Дефектология. 2019. – 211 с. 20. Екжанова, Е.А., Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2018. 326 с. 21. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 2. С. 9-19. 22. Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии / С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинкова. М., 2019. 322 с. 23. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии // под ред. Г.А. Мишиной, Е.А. Стребелевой. – М., Полиграф-сервис, 2021. 378 с. 24. Казакова И.Э. Описание логопедической технологии при обучении детей с задержкой речевого развития посредством развития сенсорных систем // В сборнике: Современные проблемы дефектологии глазами студента. Материалы VII Всероссийского конкурса студенческих публикаций в рамках XII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор А.А. Андреева. 2018. С. 71-74. 25. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова — М.: Академия, 2016. 320 с. 26. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии // Психолог в детском саду. 2020. № 2-3. С. 126-138. 27. Кудряшова А.С. Речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития // В сборнике: от детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития. сборник докладов III межвузовской конференции молодых ученых. Московский педагогический государственный университет, Институт детства. 2018. С. 141-143. 28. Лазуренко С.Б. Современные задачи и содержание медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях амбулаторно-поликлинического участка // Дефектология. 2018. № 3. С. 35-46. 29. Лазуренко С.Б. Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2020. № 3. С. 111-112. 30. Лазуренко С.Б., Намазова-Баранова Л.С., Конова С.Р., Ильин А.Г. Медико-психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: пути совершенствования // Российский педиатрический журнал. 2021. № 2. С. 39-43. 31. Лазуренко С.Б., Масленникова В.А. Особенности развития речи детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2021. № 7. С. 86-93. 32. Лимаренко А.О., Демидова А.П. Проблема развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития // В сборнике: Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. Научный редактор Л.Л. Буркова. Москва, 2019. С. 54-58. 33. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед.вузов. / под.ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2019. 680 с. 34. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. М.: Академия, 2022. – 384 с. 35. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. М.: Айрис-пресс, 2015. – 506 с. 36. Мамайчук, И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: Дис. докт. пед. наук / СПб. гос. ун-т. СПб., 2019. – 133 с. 37. Меженцева Г.Н., Бокач У.И. Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 192-195. 38. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2015. 240 с. 39. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. М.: Академия, СПб.: Союз, 2019. – 312 с. 40. Приходько О.Г. Развитие ранних форм общения ребенка в онтогенезе // В сборнике: Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 218-224. 41. Приходько О.Г. Актуальные проблемы логопедии в современном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 209-216. 42. Приходько О.Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О.Г. Приходько, О.В. Югова; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – Москва: ООО «Деловые и юридические услуги «Лекс-Праксис», 2021. – 145 с. 43. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодолении /Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Московский психол.-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2019. – 412 с. 44. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2021. – 417 с. 45. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004. 256 с. 46. Филичева Т.Б. Состояние лексико-грамматических средств языка у детей с IV уровнем речевого развития // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: материалы международной научно-практической конференции. М., 2002. С. 141 - 143. 47. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений дошкольников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2020. 136 с.
Отрывок из работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование показало, что в настоящее время в системе коррекционной работы наблюдается следующая выраженная тенденция: внедрение на системной основе различных инновационных технологий и методов работы именно на базе регулярного взаимодействия со всей структурой окружения ребенка с речевыми нарушениями с целью непрерывного развития. И в данном аспекте взаимодействие логопеда с семьей дошкольника имеет существенное прикладное значение и важность для развития детей. Необходимо обратить внимание на результаты, которые являются прикладными возможностями для эффективного проектного формата взаимодействия в диагностическом и коррекционном процессе взаимодействия логопеда с семьей ребенка: 1. Развитие и воспитание детей как общественно активных, творческих членов современного социума, которые в полной мере овладели всей системой общечеловеческих ценностей. 2. Формирование условий для развития воспитанника как социального субъекта. 3. Интеграция различных организационных форм развития актуализирует проблематику всего взаимодействия. 4. Технологии диалогового взаимодействия как основного метода с целью формирования и развития особенностей и характеристик полисубъектных общностей. В указанных технологиях современные исследователи обнаруживают такие значимые по своей сути преимущества проектного взаимодействия логопеда и родителей: 1) приобретается опыт системного контроля и организации группового и парного взаимодействия, а кроме этого, вырабатываются правила этики разных взаимодействий в системе дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия; 2) используемые методы работы и технологии помогают современному педагогу образовательной организации приобретать и на практике совершенствовать компетенции инновационной педагогической деятельности на системном и практическом уровне сотрудничества в системе такого взаимодействия; 3) активное диалоговое сотрудничество всех участников педагогического процесса формирует и устойчиво совершенствует субъектную позицию самого педагога как основного участника коммуникаций; 4) предоставление возможностей соотносить свои интересы с интересами коллег, что предоставляет практические возможности для достижения общих воспитательно-развивающих целей. В нынешних условиях формирования и развития принципиально новых нормативно-правовых положений всей системы дошкольного образования, детерминируется именно практическая необходимость и важность профессионального навыка разрешать постоянно возникающие нестандартные вопросы и проблемы взаимодействия в образовательной среде между логопедом и родителями. В ходе исследования нами был проведен: ? Анализ медицинской и психолого- педагогической документации (были изучены медицинские карты детей, заключения психологов и коррекционных педагогов); ? Беседа с родителями, врачами (определение анамнестических данных, условия семейного окружения, заболевания ребенка и родителей, социально-бытовые условия); ? Наблюдение как в свободной, так и в организованной деятельности; ? Экспериментальное психолого-педагогическое обследование детей; Анкетирование родителей. Комплексное обследование детей экспериментальной группы мы проводили по методике, предложенной О.Г. Приходько. Были изучены все основные линии развития детей раннего возраста, а именно: ? социальное развитие ребенка, включающее следующие параметры: контактность ребенка, его эмоциональная сфера, использование доступных средств общения и навыки самообслуживания; ? речевое развитие, которое включало диагностику импрессивной и экспрессивной речи. ? двигательное развитие, которое включало изучение общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Необходимо отметить, что в ходе изучения познавательного развития мы использовали методику Е.А. Стребелевой, которое включало изучение психических процессов: внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления, ведущая деятельность ребенка, запас знаний об окружающей действительности. Проведенное практическое исследование позволило сформулировать следующие выводы: 1. У детей экспериментальной группы нарушения развития ведущих линий имеют разноуровневые сочетания и различную степень выраженности. Дети экспериментальной группы, испытывают отчетливые трудности в речевом, познавательном, двигательном, а также в социальном развитии участников эксперимента. 2. У большинства детей во время совместной деятельности преобладал неустойчивый эмоциональный фон с проявлением негативизма, капризов, отказа от сотрудничества, при этом использовали невербальные средства общения – голосовые реакции, улыбку, взгляд, специальные жесты. 3. Комплексное диагностическое изучение ребенка позволяет выяснить специфику его развития в каждом индивидуальном случае для разработки оптимального, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, коррекционного-образовательного маршрута. Полученные результаты показали необходимость разработки содержания комплексной модели работы логопеда и родителей для помощи детям в условиях медицинских учреждений. В целях организации комплексной помощи детям экспериментальной группы нами была разработана Модель медико-психолого-педагогической помощи детям экспериментальной группы в условиях медицинского учреждения, которая представляет собой системную конструкцию, объединяющую основные компоненты взаимодействия и оптимальные условия его обеспечения. Таким образом, можно определить основные цели системного взаимодействия логопеда и родителей, которые состоят в таких положениях: 1. Рост общего уровня сотрудничества с целью повышения процессов воспитания и развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 2. Повышение уровня вовлеченности сотрудников дошкольной организации в свою трудовую деятельность. 3. Формирование и совершенствования системы взаимодействия с родителями. Подход на основе единой цифровой образовательной среды к реализации взаимодействия на базе организации проектной деятельности логопеда и родителей позволяет решать задачи: 1) оптимально и своевременно разрешать воспитательные проблемы семьи ребенка дошкольного возраста; 2) снижать влияние неблагоприятных факторов в сфере воспитания ребенка; 3) актуализировать потенциальные возможности детского сада и семьи.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg