Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические основы применения метода проблемного изложения при обучении математике

stitova 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.05.2022
Итак, чем же отличается проблемное обучение от непроблемного, традиционного? При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения.
Введение

Перед любым человеком рано или поздно встает вопрос об образовании: что понимать под образованием; какова его общественная и личностная ценность; что лучше получить – образование или профессию и так далее. Очевидно, что от самого человека, от его внутренних ресурсов, от его нравственных ценностей и установок зависит настоящее и будущее человечества. Основная цель современного образования соответствие актуальным и перспективным потребности личности, общества и государства, а также подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Основными целями математического образования являются: 1) интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; 2) овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; 3) воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности; 4) формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности. Содержание современного образования – целостная система взаимосвязанных различных видов знаний: - предметных научных знаний; - рефлексивных знаний, способствующих осознанию целей, ценностей и мотивов получения образования школьником через накопление и преобразования личного опыта. В основу отбора содержания современного математического образования положен принцип реализации поставленных целей на небольшом по объему информационно емком и практически значимом материале, доступном для учащихся школьного возраста. При этом представляется необходимым руководствоваться принципом преемственности, или разумного консерватизма, что обусловлено в первую очередь тем объективным фактом, что традиционное содержание обучения математике, сложившееся в течение многих десятилетий, отражает тот объем математических знаний, которые, с одной стороны, являются фундаментом математической науки, а с другой – доступны учащимся. Принцип преемственности должен сочетаться с современными тенденциями развития отечественной и зарубежной школы. Содержание математического образования можно представить в виде нескольких крупных блоков: арифметика; алгебра; функции; геометрия; анализ данных. Наряду с этими блоками естественно выделить методологические принципы, в которых содержание прослеживается с точки зрения развития общих методологических понятий и идей: математические методы и приемы рассуждений; математический язык; математика и внешний мир; история математики. Ниже в общих чертах представлено содержание блоков и описано распределение материала по ступеням обучения. Арифметика. В начальной школе у учащихся формируются представления о натуральных числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел, вырабатываются навыки устных и письменных вычислений, накапливается опыт решения арифметических задач. Удельный вес арифметики в начальном курсе математики должен быть повышен. При обучении в основной школе учащиеся приобретают систематизированные сведения о рациональных числах и овладевают навыками вычислений с ними, получают элементарные представления об иррациональных числах; уделяется внимание процентным расчетам, приемам прикидки и оценки, использованию калькулятора. В старшем звене вычислительная культура совершенствуется в связи с введением новых операций, вычислением значений алгебраических, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений. Алгебра. В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления об использовании букв для записи математических выражений и предложений, знакомятся с компонентами арифметических действий и учатся находить неизвестные компоненты по известным. В основной школе алгебраическое содержание группируется вокруг стержневого понятия «рациональное выражение»; учащиеся овладевают навыками преобразований целых и дробных выражений, получают представления об операции извлечения корня (на примере квадратных и кубических корней), знакомятся с понятием уравнения, овладевают алгоритмами решения основных видов рациональных уравнений, неравенств и систем. В старшем звене сосредоточен материал, относящийся к иррациональным, показательным и логарифмическим выражениям, расширяется класс изучаемых уравнений в связи с введением новых видов функций; развиваются представления об общих приемах решения уравнений, неравенств, систем. Функции. Содержание обучения в начальной школе дает возможность осуществить пропедевтику изучения функций при введении буквенных выражений, при рассмотрении зависимостей между компонентами арифметических действий, при решении текстовых задач, в ходе которого используются зависимости между различными величинами (например, между скоростью, расстоянием и временем). При обучении в основной школе учащиеся приобретают систематизированные знания об элементарных функциях и их свойствах (прямая и обратная пропорциональность, линейная функция, квадратичная функция), овладевают навыками построения графиков. В старших классах развитие функциональной линии происходит в нескольких аспектах: рассматриваются новые свойства функций; изучаются новые классы функций – тригонометрические, показательные, логарифмические функции; вводятся элементы математического анализа, которые находят применение при решении различных задач, связанных с исследованием функций, решением физических задач и т. п. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. Изучение геометрии подвергается весьма существенному пересмотру, предлагается отказаться от строго дедуктивного построения курса, усилив внимание к его наглядно-эмпирическому аспекту. Овладение пространственными формами должно проходить непрерывно, начиная с первых лет обучения, чему может способствовать усиление внимания к предметному моделированию стереометрических объектов в 5–6 классах и к рассмотрению планиметрических форм как составных частей пространственных – на следующей ступени обучения. Анализ данных. В содержании этого блока естественным образом выделяются три взаимосвязанных направления, каждое из которых в той или иной мере проявляется на всех ступенях школы: подготовка в области комбинаторики с целью создания аппарата для решения вероятностных задач и логического развития учащихся, формирования важного вида практически ориентированной математической деятельности; формирование умений, связанных со сбором, представлением, анализом и интерпретацией данных; формирование представлений о вероятности случайных событий и умений решать вероятностные задачи. Уже на первой ступени школы учащиеся должны встретиться с задачами на перебор возможных вариантов и научиться находить необходимую информацию в таблицах, на диаграммах, в каталогах и т. д. В среднем звене в центре внимания оказывается понятие случайного события и его вероятности. Учащиеся знакомятся с вероятностными моделями реальных ситуаций, учатся находить и сравнивать простейшие вероятности случайных событий, приобретают навыки обработки реальных данных, получают представление об использовании электронно-вычислительной техники для хранения и обработки числовой информации. На старшей ступени обучения предполагается знакомство с основными вероятностно-статистическими закономерностями и вероятностно-статистическими моделями, характерными для отдельных отраслей знаний, особенностями сбора и обработки статистических данных в зависимости от целей исследования, применением ЭВМ для обработки информации. Принципиально важным является обучение математическому языку как специфическому средству коммуникации в его сопоставлении с реальным языком. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления, и владение этим языком, понимание точного содержания предложений, логических связей между предложениями распространяется и на владение естественным языком и тем самым вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом. Метод обучения в педагогике — это комплекс поэтапных и связанных друг с другом вариантов работы педагога и учащихся, нацеленных на решение определенных дидактических задач. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на: • методы работы учителя(рассказ, объяснение, беседа), • методы работы учащихся(упражнения, самостоятельная работа). Известна классификация методов обученияв зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: • репродуктивный, • объяснительно-иллюстративный, • проблемное изложение, • частично-поисковые, в частности, эвристическая беседа, • исследовательский. Распространенной является классификация методов обученияпо источнику получения знаний: • словесные методы (источником знания является устное или печатное слово:рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой); • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: метод иллюстраций и метод демонстраций); • практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия:упражнения, лабораторные и практические работы). Классификация Саранцева Г.И., исходяиз характера учебно-познавательной деятельности и организации содержания материала: • индуктивно-репродуктивный метод; • дедуктивно-репродуктивный метод; • обобщённо-репродуктивный метод; • индуктивно-эвристический метод; • дедуктивно-эвристический метод; • обобщённо-эвристический метод; • индуктивно-исследовательский метод; • дедуктивно-исследовательский метод; • обобщённо-исследовательский метод. Одной из основ такой классификации послужила та или иная степень объёма и сложности самостоятельной поисковой деятельности учащихся. От репродуктивных до исследовательских методов самостоятельная поисковая деятельность учащихся возрастает. Проблемное обучениеосновано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемное обучение включает несколько этапов: 1) осознание общей проблемной ситуации; 2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их); 4) проверка правильности решения проблемы. Эффективность проблемного обучения доказана в работах отечественных А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов. Итак, вопрос применения проблемного изложения в процессе обучения применительно к школе, в частности, к урокам математики исследован достаточно полно, но у большинства учителей вызывает трудность правильное и полное применение метода проблемного изложения. Возникает противоречие между необходимостью применения метода проблемного изложения в процессе обучения математике и отсутствием необходимых методических рекомендаций. Все выше сказанное определяет актуальность проблемы исследования, которая состоит в разрешении указанного противоречия путем выявления теоретических основ использования проблемного изложения при обучении. Объект исследования – процесс обучения математике в основной школе. Предмет исследования–методическая система применения проблемного изложения в обучении математике. Цель исследования – рассмотреть теоретические основы применения проблемного изложения при обучении математике. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: - провести теоретический анализ психолого-педагогической, методической, математической литературы по проблеме применения метода проблемного изложения; - провести анализ программных документов, школьных учебников по вопросу применения метода проблемного изложения; - изучить состояние дел по исследуемой проблеме в практике работы школы; - выявить теоретико-методическую концепцию, на основе которой можно проектировать применение проблемного изложения при обучении математике. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы, изучение передового педагогического опыта, метод теоретического анализа и синтеза, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования. Методологической основой исследования послужили: концепция развивающего обучения математике (Давыдов В.В, Скаткин М.Н. и др.); основные положения деятельностного подхода (Леонтьев А. Н., и др.); исследования по использованию проблемного изложения в процессе обучения математике (Махмутов М.И., Лернер И.Я., Матюшкин А.М., и др.). Курсовая работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка литературы (23 наименований). Общий объем работы 35 страниц.
Содержание

Введение……………………………………………………………...….……….3 § 1. Понятие метода обучения, основные классификации методов….11 § 2. Проблемное обучение, его основные составляющие……….……15 § 3. Проблемное изложение как метод обучения ………………………….….22 Заключение………………………………………………………….……..……31 Список литературы………………………………………………….…….…..34
Список литературы

1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобрзоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 1995-2003. 2. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобрзоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 1995-2003. 3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. 5-6 кл.: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2002 4. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобрзоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 1998 – 2003 5. Математика. 6 кл.: Учеб. для общеобрзоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2003 6. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. 5-6: Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 1998-2002. 7. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобрзоват. учреждений. – Ч. 1,2. – М.: Ювента, Просвещение, 1998-2002. 8. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобрзоват. учреждений. – Ч. 1,2. – М.:Баласс, С-Инфо, 2001-2002. 9. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобрзоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2002 10. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобрзоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2003 11. Математика: Учебник-собеседник для 5 кл. общеобрзоват. учреждений / Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков. – М.: Просвещение, 2001-2002. 12. Математика: Учебник-собеседник для 6 кл. общеобрзоват. учреждений / Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков. – М.: Просвещение, 2001 13. Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография. – Нижний Новгород: НГПУ, 1998 14. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Изд. центр «Академия», 1999 15. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 16. Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учеб.пособие / Под ред. Т.А. Ивановой. – Н.Новгород: НГПУ, 2003 [88]. 17. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. 18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.:ИНТОР, 1996. 19. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. 20. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995. 21. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. 22. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. 23. Таймасханов У.Д. Создание проблемных ситуаций // Математика в школе. – 1994. - № 5.
Отрывок из работы

§ 1. Понятие метода обучения, основные классификации методов Методами обученияназывают способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения наметоды работы учителя(рассказ, объяснение, беседа) иметоды работы учащихся(упражнения, самостоятельная работа). Известна классификация методов обученияв зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский. В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
280 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg