1 Глава. Теоретические аспекты логистики и логистических процессов на торговых предприятиях
1.1 Организация логистики на торговом предприятии.
Логистика в торговой компании представляет собой единую, взаимосвязанную и взаимозависимую систему, соединяющую логистическими цепочками процессы закупок и сбыта. Грамотно организованная логистическая система на торговом предприятии позволяет наладить процесс торговли с учетом особенностей всех ее этапов и процессов, происходящих с товаром от момента его закупки до момента сбыта конечному потребителю, и, как следствие, значительно сократить издержки и повысить эффективность работы торговой компании. Объединение всех торговых процессов в единой системе — и есть понятие торговой логистики.
Основной задачей торговой логистики является организация движения и взаимодействия потоков ресурсов и продуктов. Конечная цель внедрения системы логистики на торговом предприятии — это повышение эффективности и прибыльности работы компании за счет максимальной интеграции материальных, технических, информационных ресурсов в единую систему.
Организация торговой логистики помогает достичь экономии издержек обращения товаров в системе «закупки-сбыт» за счет минимизации складских запасов ресурсов, времени следования товаров в пути, сокращение статьи непредвиденных расходов, устранения из системы неэффективных операций.
Для реализации поставленной цели торговая логистика решает множество крупных, основополагающих задач, среди которых в качестве основных можно выделить разработку способов управления движением товаров, внедрение системы качества на предприятии, разработку и оптимизацию системы физического перемещения товаров, прогнозирование объемов спроса, оптимизацию работы складских комплексов, координацию деятельности всех подразделений торговой компании, разработку логистической стратегии предприятия, систематизированный учет и анализ логистических издержек.
Цель рационализации торговой логистики создание высокоэффективных товаропроводящих систем, способных обеспечить наличие нужного товара в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, с минимальными затратами и по приемлемой цене. Применительно к деятельности посреднических организаций логистика заключается в выборе стратегии управления приобретением, движением и хранением материалов, изделий и запасов готовой продукции, а также стратегии управления соответствующими информационными потоками.
Принципиальная схема организации торговой логистики предполагает такую последовательность:
? планирование закупок товаров для последующей перепродажи (для этого необходимо знать платежеспособный спрос покупателей и располагать необходимыми ресурсами для удовлетворения выявленного спроса);
? выбор форм организации закупок (эффективность торговой логистики во многом предопределяется наличием альтернатив в планировании и организации закупок);
? организация закупок товаров для последующей перепродажи (желательно придерживаться принятого плана и оптимальных форм организации закупок, оперативно реагируя на изменения внешней и внутренней среды торговой логистики);
? выбор форм управления запасами (возможны различные варианты коммерческого посредничества в области управления запасами, но эффективной признается такая политика, при которой максимум надежности поставок товаров покупателям обеспечивается при минимуме товарных запасов);
? управление запасами товаров (совокупность мер по управлению товарными запасами предполагает их поддержание на оптимальном уровне);
? выбор форм организации поставок (преимущественным направлением деятельности коммерческих посредников является продажа товаров покупателям);
? планирование и организация поставок товаров потребителям (план поставок должен быть сбалансирован по финансовым и трудовым ресурсам, по технологии товародвижения, по контрагентам и другим элементам);
? выбор форм обслуживания потребителей (торговая логистика обретает совершенные формы, когда включает не только закупочную и поставочную деятельность, но и максимально возможный комплекс услуг, связанных с физическим перемещением товаров и подготовкой их к потреблению);
? организация обслуживания потребителей (после принятия решения услуге должна быть разработана технология ее оказания и созданы необходимые организационно-экономические предпосылки).
Торговую логистику можно определить, как науку и практику организации управления физическим перемещением товаров в сфере коммерческого посредничества.
Логистика предполагает наличие устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров по бизнесу возникает необходимая прозрачность систем учета издержек, появляется возможность разработки и применения согласованных технологий переработки грузов и информации.
Стремительное использование современных технологических методов приводит к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур. Выделяют внешние (по отношению к торговле) и внутренние факторы развития интеграции в отрасли.
Внешние для торговли факторы, стимулирующие развитие интеграционных процессов в отрасли:
? рыночная неопределенность;
? снижающийся по различным причинам спрос;
? обострение проблемы реализации товаров;
? многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.
Внутренним фактором интеграции в торговле является усиление конкуренции, пусть даже в ее неразвитых формах.
1.2 Автоматизация основных логистических процессов в торговой компании.
Автоматизация логистики наиболее важна для компании, когда сферой деятельности является розничная торговля. Большое количество распределенных торговых точек и многочисленной номенклатуры делает проблемы автоматизации логистических процессов наиболее важными.
Можно выделить пять направлений логистики: закупочная, транспортная, складская, производственная, распределительная и исходя из этого можно определить процессы, которые нужно и можно автоматизировать в данных областях.
1) Закупочная логистика
Эффективное сотрудничество с поставщиками — одна из важных составляющих получения конкурентных преимуществ. Возможность автоматизированной системы учитывать режим и ассортимент работы каждого поставщика позволяет избежать многих проблем с поставками и временным отсутствием товаров на прилавках.
Централизованное управление закупками — самая важная часть автоматизации закупочной логистики. Зачастую закупки в торговых сетях осуществляются децентрализовано, т.е. каждый менеджер по закупкам сам заказывает товар, определяя условия сделки, а руководство видит только уже совершенные закупки.
2) Распределительная логистика
Автоматизация процесса взаимоотношения с клиентами позволяет исследовать предпочтения покупателей, повышать их лояльность за счет предоставления скидок, сегментировать покупательскую аудиторию, делать массовые рассылки корреспонденции, выдавать отчеты для принятия решений оптимизации маркетинговых расходов.
3) Складская логистика
Автоматизация складской логистики выполняет такие функции, как контроль хранения и физического перемещения товаров по складу, оптимизация используемого пространства склада и потока товаров, предотвращение кражи товаров, повышение точности в идентификации товара, использование штрихкодирования и терминалов сбора данных, проведение инвентаризации.
4) Производственная логистика
К производственной логистике в розничной торговле можно отнести кулинарию, пекарню, разделку мяса, сборку готового изделия. Несмотря на то, что производство в ритейле зачастую является сопутствующим видом деятельности, оно может расширить резервы рентабельности
5) Транспортная логистика
Система управления транспортом помогает ритейлерам оптимизировать поставки товара и является дополнительным методом сокращения издержек. Однако для эффективного использования существующих сегодня на рынке решений по автоматизации транспортной логистики важным фактором являются взаимоотношения ритейлера с поставщиком. [3]
Одним из вариантов использования автоматизации транспортной логистики является метод динамической маршрутизации (применяется в системе управления цепочками поставок компании Manhattan Associates).
1.3 Совершенствование товаропроводящих торговых систем на базе концепции логистики.
Концепция логистики представляет собой систему взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путём рационализации материальных потоков. Она основывается на базовом принципе системности, означающем организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.
Оптимизация материального потока возможна как в пределах одного предприятия или его подразделений, так и в его связях с внешней средой. Однако максимальный эффект можно получить лишь, оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении - от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, включая отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм.
Активизирует торговые предприятия внедрять и использовать методы и принципы логистики на практике следующее:
1) ужесточение конкуренции на рынке розничных операторов;
2) появление цепных организаций: кооперирование и интеграция торговых предприятий;
3) развитие розничных сетей с централизованным управлением и собственной дистрибьюцией;
4) развитие и повышение уровня сервиса в торговом предприятии;
5) создание системы потребительской лояльности и т.д.;
6) расширение фирм и компаний, специализирующихся на отдельных логистических операциях и т.д.
Совершенствование розничной и оптовой торговли с точки зрения концепции логистики следует в первую очередь рассматривать как оптимизацию системы товародвижения.
В этой связи логистика позволяет более эффективно решать следующие задачи коммерческой деятельности торгового предприятия:
? выбор оптимального варианта системы складирования, включающей такие элементы как здание, складская грузовая единица, вид складирования, подъёмно-транспортное оборудование и др;
? дислокация складов относительно обслуживаемых потребителей;
? оптимизация количества складов в зоне обслуживания;
? формирование партнёрских взаимоотношений между поставщиками и потребителями, их развитие и рационализация
? определение оптимального коэффициента звенности товародвижения;
? поиск оптимального перевозчика в соответствии с наиболее важными критериями: время доставки, ассортимент, качество и цена;
? выбор вида транспортного средства;
? управление транспортным хозяйством, что предполагает решение вопроса о наличии собственного автопарка либо привлечения транспортных средств по договору;
? составление оптимальных маршрутов движения транспорта при доставке товаров в магазины розничной сети и др.
Таким образом, целью совершенствования торговли на базе концепции логистики является создание высокоэффективных товаропроводящих систем, способных обеспечить наличие нужного товара, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, с минимальными затратами и по приемлемой цене. Эти системы должны иметь высокую способность адаптироваться к изменениям окружающей среды. [9]
?
2 Глава. Организация процессов логистики в торговой компании ООО «Лента».
2.1. Организационно – экономическая характеристика ООО «Лента».
ООО «Лента» - организация, основным видом деятельности которой является розничная реализация продовольственных товаров и непродовольственных товаров. Основное преимущество формата ООО «Лента» - сокращение затрат на складские помещения за счет размещения запасов в самом торговом зале. Таким образом, работа в таком формате позволяет перенести в сферу розничной торговли все преимущества и методы, характерные для торговли оптом.
На российском рынке розничной торговли продуктами питания «Лента» имеет хорошие возможности для роста за счёт своей интегрированной бизнес-модели.
Имеет широкую продукцию собственного приготовления, поэтому для этого предприятию не обходимы все циклы производства. Лента классический пример предприятия, в котором есть полноценное деление на цеха доготовочные, заготовочные, мучной цеха. Главнейшей функцией предприятия является удовлетворение потребностей покупателя в сфере питания. Здесь представлен разнообразный выбор рыбных, мясных, кулинарных, кондитерских и других изделий.
Организационная структура организации линейная. Представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Организационная структура ООО «Лента».
Рассмотрим финансовые результаты компании ООО «Лента» за 2019 – 2020 года.
Таблица 1. Отчет о финансовых результатах ООО «Лента». тыс. руб.
Наименование показателя 2019, руб. 2020, руб. Темп роста Темп прироста Абсолютное отклонение Удельный вес за 2019 г. Удельный вес за 2020 г.
Выручка 438 811 980 445 021 308 101,40% 1,40% 6 209 328 100 100
Себестоимость 332 123 508 338 847 855 102,02% 2,02% 6 724 347 75,69 76,14
Прибыль от продаж 16 968 316 19 555 211 115% 15% 2 586 895 3,87 4,39
Прочие доходы 3 746 275 6 177 435 165% 65% 2 431 160 0,85 1,39
Чистая прибыль 8 136 433 14 810 398 182,03 82,03% 6 673 965 1,85 3,33
Как видно из данных, выручка компании в 2020 году по сравнению с 2019 увеличилась на 11 841 371 (1,4%) тыс. рублей и составила 445 млрд. руб.
Себестоимость компании в 2020 году составила 338 млрд. рублей, что на 2% выше, чем в 2019 году.
Наибольший удельный вес в отчете о финансовых результатах составляет себестоимость, в 2019 году она составила 75,69%, но в 2020 увеличилась на 0,45% и составила 76,14%. Удельный вес прибыли от продаж в 2019 году составил 3,87%, а в 2020 произошло увеличение на 0,52%. Если рассматривать статью «Проценты к получению», то в 2020 году они составили 0,84%, произошло увеличение на 0,7 по сравнению с прошлым периодом. Также прочие доходы увеличились на 0,51% в 2020 году.
Прибыль от продаж на 2020 год составила 6 млрд руб., что в сравнении с 2019 годом увеличилась на 2,5 млрд руб. (15%).
Чистая прибыль в конечном итоге за рассматриваемый период увеличилась на 82%, что составило 14,8 млрд. руб. Это связано с тем, что гипермаркеты и супермаркеты ООО «Лента» на фоне изменения потребительского поведения, вызванного пандемией СOVID – 19 успешно расширяли программы лояльности и проводили успешные рекламные кампании. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что компания является прибыльной и рентабельной.
2.2. Анализ логистической деятельности торговой компании ООО «Лента».
В компании создана собственная логистическая служба, которая призвана обеспечить надежность поставок и сократить расходы на логистику. В зоне компетенции логистической службы ООО «Лента» находятся управление заказами, управление запасами и внутренними перемещениями товаров, а также управление собственными и привлеченными складами. Кроме того, ООО «Лента» пользуется услугами по перевозке и экспедированию грузов в Москве, Петербурге и регионах.
В «Ленте» используется смешанная система поставки товаров. В нее входят прямые поставки в гипермаркеты и супермаркеты, поставки через распределительные центры в каждом регионе присутствия – Петербурге, Подмосковье, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове и Тольятти.
Тщательная проверка приходящих грузов в распределительных центрах ООО «Лента» на предмет соответствия логистических параметров, внутритарных вложений, контроль качества товаров и проверка упаковки позволяют нам сократить издержки на транспортировку товаров. Поставщики сокращают расходы на логистику за счет доставки товаров для нескольких гипермаркетов в один распределительный центр. [2]
Важнейшим конкурентным преимуществом в такой огромной по территории стране как Россия, с ее разной региональной спецификой, является развитая логистическая система федерального масштаба, обеспечивающая низкий уровень затрат, короткие сроки поставки и, благодаря этому, стабильное наличие в магазинах широкого ассортимента товаров. Компания оперирует двенадцатью распределительными центрами для гипермаркетов и супермаркетов, что позволяет обслуживать более 230 гипермаркетов и 120 супермаркетов.
В зоне компетенции логистической службы ООО «Лента» находятся управление заказами, управление запасами и внутренними перемещениями товаров, а также управление собственными и привлеченными складами. Кроме того, ООО «Лента» пользуется услугами по перевозке и экспедированию грузов в Петербурге и регионах.
Компания ООО «Лента» с 2004 года использует технологию EDI для электронного обмена данными с поставщиками: информация об участнике (PARTIN), заказ на поставку (ORDER), заказ на возврат (RETANN), уведомление об отгрузке (DESADV) и акт приемки товара (RECADV).
Сегодня по технологии EDI с ООО «Лента» обмениваются информацией более 95% всех поставщиков. По результатам исследования, проведенного компанией ООО «Лента», время приемки товара в гипермаркетах сети и распределительных центрах сократилось в 1,5-3 раза.