Акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты). Это постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Их издают на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе самих органов [1, 2, 3, 4, 5].
Посредством права, выраженного в форме нормативных договоров (международных и внутренних), законов и различных по предмету правового регулирования, органу принятия, а значит по видам и по юридической силе подзаконных нормативных правовых актов, государственная власть оживляет статичные предписания, вдыхает в них жизнь, когда осуществляет свою внутреннюю и внешнюю публичную политику государства. Это объясняется тем, что цели и задачи государственной власти не могут осуществляться только с помощью федеральных программ, проводимой политической деятельности и освящении ее результатов в средствах массовой информации, важную роль в модернизации институтов государства играет нормотворчество и, непосредственно, его результаты (нормативные документы), на основе которых в процессе применения права принимаются различные правовые акты (указы, приказы, распоряжения и. т.п.).
При этом существует два взаимосвязанных вида правовой политики, т.е. нормотворческой, ее еще называю правотворческой и правоприменительной, которые с общетеоретических позиций следует отнести к структурным элементам механизма правового регулирования в виде средств-действий, выводящих из статичного состояния такие инструментальные средства правового регулирования общественных отношений, какими являются нормы права. В данном случае речь идет преимущественно о материальных нормах, закрепляющих права и юридические обязанности субъектов правooтношений. Какие-же органы власти в государстве формируют правовую политику?
На первый взгляд может показаться, что такая задача - это исключительная прерогатива федеральных законодателей, поскольку предметы их ведения и полномочия, закреплены в 18 пунктах ст. 71 Конституции. Анализ этой статьи приводит к выводу о том, что федеральный законодатель правомочен осуществлять следующие виды правовой политики: конституционную (это вытекает из пунктов "а", "б" и "в" данной статьи), финансовую, таможенную (это следует из содержания пунктов "ж" и "з" ст. 71), судебную, уголовную, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, гражданскую, гражданско-процессуальную (на это указывает пункт "о" анализируемой статьи). Конституция не оставила без внимания и органы законодательной власти субъектов РФ. На это указывает ст. 72 Конституции, в которой содержится перечень полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Здесь справедливым будет задать вопрос: что другие ветви государственной власти получаются отстраненными от формирования правовой политики государства?
С этим вряд ли можно согласиться, поскольку такие высшие судебные органы власти, как Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, а также Конституционный Суд Российской Федерации, согласно ст. 104 Конституции обладают правом законодательной инициативы. Указанные инстанции, в случаях, определенных законодательством, сами непосредственно участвуют в формировании правовой политики. Между тем пределы их участия в данном процессе ограничены установленными конституционными нормами "вопросами их ведения", то есть вопросами осуществления правосудия.
Президент Российской Федерации, хотя формально и не является главой исполнительной власти в государстве, обладает большими полномочиями в этой области. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что говорит о его руководящей роли по отношению к исполнительной власти. Что же касается его полномочий относительно формирования политики государства, то в ст. 104 Конституции говорится, что Президент определяет только "основные направления внутренней и внешней политики государства". Из анализа этой законодательной нормы следует, что Конституция предоставляет возможность принимать участие в данном процессе и другим органам власти.
При этом, исполнительные органы власти тоже не находятся в стороне при реализации указанной проблемы. Это обусловлено, прежде всего, спецификой системы данных органов и ее структурным построением, а также их полномочиями, закрепленными посредством конституционных и других законодательных предписаний. В силу своей компетенции органы исполнительной власти участвуют в реализации как нормотворческой, так и правоприменительной правовой политики государства в различных сферах правовой жизни.
Что касается первой, то данное мнение основывается на том, что исполнительные органы власти принимают различные по юридической силе нормы права. Такое положение дел может навести на мысль о несоблюдении ими конституционного принципа разделения властей. Однако данный принцип не следует понимать буквально и осуществление нормотворческих функции, направленных на развитие положений норм законов в нынешних условиях усложнения социума вполне оправдано.
В настоящее время важным является синтез властей, при этом их разделение не должно быть очень жестким. Они должны взаимодействовать, что способствует более эффективной деятельности государства.
Нормативные акты органов исполнительной власти на современном этапе модернизации государства и права являются такими же необходимыми правовыми средствами в работе механизма правового регулирования, как и федеральные законы, поскольку они выражают волю того или иного органа власти, осуществляя при этом различные нормотворческие функции.
На сегодняшний день функции нормативно-правового регулирования реализуют в основном федеральные министерства, поскольку в норме-дефиниции, содержащейся в Указе Президента Российской Федерации от
9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" говорится, что "федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности". Из данной нормы-дефиниции вытекает, что федеральные органы исполнительной власти правомочны не просто принимать ведомственные нормативные акты, но и определять правовую политику "в установленной сфере деятельности". Как же можно увязать между собой эти две функции? Есть ли между ними взаимосвязь?
Здесь следует отметить, что данные функции не являются полностью самостоятельными направлениями деятельности федерального органа исполнительной власти, так как они взаимooбусловлены и напрямую взаимосвязаны. Указанные функции в сегодняшних условиях выступают определенными составляющими политической системы современного социума, в которую, по нашему мнению, входят не только партии, партийные блоки, фракции, но и нормы, регулирующие их деятельность и другие императивы, реализующие правовую политику, а также общественные отношения, которые возникают на основе этих норм. Следовательно, можно говорить о том, что функции федеральных органов исполнительной власти непосредственно связаны с реализацией политических программ, идей, замыслов. Данное утверждение исходит из того, что они закреплены государством в лице Президента в ходе определения им структуры данных органов (это его конституционная обязанность). Поэтому, их необходимо относить к элементам осуществления государственной политики.
Ведомственные нормативные правовые акты, как результаты осуществления функции правового регулирования, в силу своей специфики, всегда выступают правовыми инструментами в реализации политики Президента и Правительства Российской Федерации в различных сферах жизни общества.
Как свидетельствует история, вектор в осуществлении направлений того или иного вида правовой политики практически всегда зависел от целого ряда обстоятельств. Это и субъективный фактор, т.е. те силы, которые реально, а не декларировано находятся у власти в государстве, уровень правового сознания, правовой культуры лидеров государства, это и объективный фактор, определенный общественно-экономической формацией, приоритетом в осуществлении целей и задач государства, обусловленных существующим политическим режимом.
Поэтому, в силу своей специфики, ведомственное нормотворчество и его результаты, нормативные документы (акты и договоры) часто подвергались справедливой критике.
В-первую очередь, это объясняется тем, что в советское время ведомственные нормативные акты часто подменяли собой законы, а не служили средством реализации законов.
Во-вторых, негативное отношение к ведомственным нормативным актам связано с их неимоверным количеством. По данным Минюста России на сегодняшний день действуют более 104 тыс. ведомственных нормативных правовых актов. Помимо этого, не отменены такие акты, в которые внесено более 50 различных изменений и дополнений. Естественно, что разобраться в них довольно сложно, даже высоко квалифицированным юристам. Поэтому, в целях повышения эффективности системы ведомственных нормативных правовых актов, следует провести ревизию данной группы документов посредством отмены устаревших актов, а также их систематизации (кодификации, консолидации) и согласования.
В-третьих, ведомственные нормативные правовые акты не всегда являются образцом законности, что в свою очередь затрудняет осуществление правовой политики государства в определенных сферах правовой жизни. Не во всех министерствах осуществлена работа по приведению ведомственных нормативных правовых актов в сooтветствие с международными стандартами в области прав и свобод человека и гражданина. Встречаются действующие ведомственные акты, явно противоречащие нормам российского законодательства. То есть имеют место юридические коллизии.
Довольно часто в ведомственных актах отсутствует механизм выполнения, содержащихся в них норм права. Остается значительным объем актов, противоречащих правилам нормотворческой юридической техники. В этой связи следует указать на необходимость осуществления постоянного наблюдения, так называемого мониторинга, за всеми без исключения элементами системы нормативных правовых актов и их применением, что, несомненно, будет способствовать реализации различных видов правовой политики государства. Для этих целей во многих органах власти создаются специальные управления, департаменты, отделы, осуществляющие такой мониторинг (отделы правового мониторинга, аналитические отделы и т.п.).
Учесть и устранить такие коллизии в условиях большого объема и разнooбразия рассматриваемых нормативных правовых актов достаточно сложно. Эффективно решить такую проблему возможно посредством использования современных интеллектуальных технологий.
Таким образом, в курсовой работе рассматривается актуальная тема, затрагивающая особенности сущности, разработки и принятия ведомственных правовых актов и возникающих коллизий при их разработке и применении. Кроме того, поднимается вопрос автоматизации с использованием интеллектуальных технологий процесса выявления различных коллизий в ведомственном нормативном правотворчестве.
Степень научной разработанности темы определяется трудами отечественных авторов С.А.Авакьяна, С.С.Алексеева, Ю.Г.Арзамасова, М.В.Баглая, В.М.Баранова, А.Б.Венгерова, Н.А.Власенкова, Б.Н.Габричидзе, Е.И.Козлова, О.Е.Кутафина, Е.А.Лукашева, А.В.Малько, А.В.Мицкевича, А.А.Нашица, В.С.Нересянца, А.С.Пиголкина, С.В.Полениной, А.А.Соловьева, Ю.А.Тихомирова, Е.Е.Тонкова, Б.Н.Торопина, А.А.Ушакова, А.Ф.Черданцева, Б.С.Эбзеева, М.К.Юкова. В работах этих авторов проведен глубокий анализ предметной области и поставлены основные научно-правовые проблемы и частные задачи, требующие решения. В ряде работ предложены пути решения проблем и частных задач, в настоящее время уже нашедшие отражение в нормативных правовых актах и правоприменительной практике Российской Федерации.
Цель исследования заключается в системном анализе в современных условиях сущностей, видов, а также особенностей разработки и принятия ведомственных правовых актов.
В связи с вышеизложенным, основной задачей исследования является анализ проблем, возникающих при разработке и принятии ведомственных правовых актов, а также использовании новых интеллектуальных технологий для разрешения таких проблем.
Объектом исследования ведомственные правовые акты, а предметом исследования особенности и специфика разработки и принятия ведомственных правовых актов в современных условиях.
Нормативно правовая основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации; Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 03.03.2022) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"; Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 20.07.2021) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022); Указ Президента РФ от 16.05.1997 N 490 "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Границы исследования определены рассмотрением ведомственных правовых актов на примере Министерства науки и высшего образования РФ.
Методология исследования включает общенаучные теоретические методы исследования, в том числе – анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.