Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Механизмы формирования здоровьесберегающего пространства муниципального образования

baby_devochka 2450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.05.2022
Цель исследования: разработать и обосновать теоретико-методические основы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Объект исследования: процесс формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Предмет исследования: теоретико-методические основы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Основная идея исследования: формирование здоровьесберегающего образовательного пространства представляет собой процесс развивающегося взаимодействия между субъектами, относящимися к разным секторам общества на основе системно-синергетического подхода, с целью сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи. Гипотеза исследования. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, предполагающего развитие взаимодействия между субъектами образовательного пространства на основе системно-синергетического подхода с целью сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, будет успешным, если: - в его основе заложена целостность реализации инвариантных и вариативных саморазвивающихся здоровьесберегающих технологий; - уделено внимание топологической конфигурации начального воздействия, формирующей мотивационное поле, превращающее стихийную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей и молодежи в самоорганизующуюся здоровьесберегающую систему; - учтено появление новых факторов развития мотивационного поля, стимулирующего субъектов образовательного пространства к здоровьесберегающей деятельности и сотрудничеству друг с другом на основе реализации потенциала информационных средств и различных форм непосредственного общения субъектов исследуемого пространства; - создана система обучения лиц, принимающих решения в сфере образования и других секторов общества, проектированию и реализации программ формирования исследуемого пространства на основе межсекторального сотрудничества; - определены нормы, регламентирующие механизмы межведомственного взаимодействия с целью формирования здорового образа жизни обучающихся в сфере образования. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия «здоровьесберегающее образовательное пространство», его основные признаки, а также критерии и показатели его сформированности. 2. Обосновать концепцию формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в контексте системно-синергетического подхода, определить факторы, влияющие на процесс его самоорганизации, и концептуальные подходы к формированию здорового образа жизни как целевой функции исследуемого пространства. 3. Выявить закономерности и принципы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. 4. Разработать комплекс средств, обеспечивающих системность в функционировании здоровьесберегающего образовательного пространства. 5. Обосновать организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего образовательного пространства и содержание управленческой деятельности, направленной на их реализацию. Методологическую основу исследования составляют: учение о личности как субъекте культуры, о природной и социокультурной обусловленности развития личности, идеи гуманизации и демократизации воспитательного процесса (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, В.П. Зинченко, В.В. Сериков и др.); теории, раскрывающие социально-педагогическую сущность формирования здоровой личности, общечеловеческие ценности как основу становления активной, высоконравственной, здоровой личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Петровский, Е.А. Склярова и др.). Теоретической основой исследования стали: концептуальные идеи о взаимодействии школы и среды (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); концепции развития образовательных организаций и систем (Н.Г. Алексеев, В.В.Краевский, В.С. Лазарев, Л.И. Лурье и др.); идеи валеологии (Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко и др.); теории межведомственного взаимодействия в воспитании (В.Г. Бочарова, Н.М. Таланчук, Н.Ф. Талызина). Для решения поставленных задач в соответствии с методологической основой исследования использованы следующие методы: общетеоретические (анализ, синтез, обобщение фактов, теорий и идей; систематизация, типизация; моделирование, проектирование), эмпирические (наблюдение; изучение и обобщение опыта; опытно-экспериментальная работа; тестирование, диагностика, беседа, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок) и математические (регистрация, ранжирование, моделирование, методы математической статистики). Аппробация. На первом этапе анализировалось состояние проблемы, изучался опыт реализации программ сохранения и укрепления здоровья в общеобразовательных школах города, формы и методы работы различных ведомств по сохранению и укреплению здоровья детского населения, опыт их взаимодействия в решении социальных вопросов, осуществлялось теоретическое осмысление изучаемой проблемы. На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой были апробированы основные организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия семейного социального педагога и врача общей практики в формировании здорового образа жизни школьников. На третьем этапе проводился констатирующий эксперимент, изучался опыт сохранения здоровья в различных социальных институтах. Определялась оптимальность использования в исследовании системно-синергетического подхода. На четвертом этапе продолжалась опытно-экспериментальная работа в экспериментальном и контрольном районах Научная новизна исследования состоит в следующем: на основе системно-синергетического подхода выявлены и осмыслены особенности формирования здоровьесберегающего образовательного пространства на четырех уровнях - семьи, локальном, муниципальном и региональном, раскрывающие сущность данного процесса на основе развивающегося взаимодействия субъектов образовательного пространства с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Положения, выносимые на защиту. 1. Актуальность, цель, задачи исследования. 2.Процесс формирования муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства. 3. Критерии и эмпирические показатели эффективности формирования муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства. 4. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы. 5. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Введение

Актуальность исследования обусловлена возрастающим общественным вниманием к ценностному отношению к здоровью людей. Несмотря на усилия российского правительства и общества по охране и укреплению здоровья населения, результатом которых стало снижение смертности и увеличение продолжительности жизни россиян, проблема здоровья остается весьма актуальной и значимой. Она является проблемой не только нашей страны, но и стран всего мира, поскольку связана с глобальными негативными изменениями в экологии, бурно развивающимся научно-техническим прогрессом, масштабными техногенными катастрофами, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья людей. За последние годы значительно вырос уровень заболеваемости в различных возрастных группах населения. Существенно ухудшилось состояние здоровья подрастающего поколения. За последние 10 лет распространенность функциональных отклонений среди учащихся младшей школы повысилась на 84,7%, хронических болезней - на 83,8%, среди учащихся старшей школы -соответственно на 73,8% и 39,6% (А.А. Баранов). Несмотря на особую значимость работы по формированию здорового образа жизни детей, на практике наблюдается разрозненность действий различных секторов общества по решению этой задачи и просматривается явное противоречие между предпринимаемыми усилиями и реальным результатом, выражающимся в низких показателях состояния здоровья детей. Данное противоречие пока не нашло своего разрешения в педагогической теории. В связи с этим возникает необходимость поиска оптимальных и эффективных путей организации работы по формированию здорового образа жизни среди детей и молодежи в системе образования на основе взаимодействия с другими социальными институтами. Поиск осуществляется группами ученых во многих регионах России. Степень разработанности исследуемой проблемы. В отечественной педагогике существуют исследования и накоплен практический опыт разрешения проблем, касающихся сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи на основе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. В теоретических разработках основной идеей формирования такого пространства выдвигается взаимодействие субъектов образовательного процесса и создания здоровьесберегающих условий в образовательных организациях с целью формирования здорового образа жизни обучающихся (Л.Н. Волошина, Л.С. Елькова, И.П. Золотухина, Л.Г. Крыжановская, О.Е. Подгорочная и др.). Данные исследования преимущественно базируются на системной основе. Л.Н. Волошина выдвигает идею ориентации при исследовании здоровьесберегающего образовательного пространства на механизмы самоорганизации, саморазвития, саморегуляции. Проведенный нами анализ показал, что специального исследования процесса формирования здоровьесберегающего образовательного пространства на основе межведомственного взаимодействия, предполагающего формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса и создание соответствующих организационно-педагогических условий, с позиции системно-синергетического подхода в педагогической науке не проводилось. Технологии и механизмы формирования муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства на основе межсекторального взаимодействия остаются слабо изученными. Решение данной проблемы является основополагающим в нашем исследовании и может положительно повлиять на многие стороны развития здоровьесберегающей деятельности как в сфере образования, так и в других сферах. Актуальность исследования обусловлена наличием ряда противоречий между: - объективной потребностью общества и государства в эффективно действующей целостной системе охраны и укрепления здоровья детей на основе взаимодействия специалистов разных сфер и отсутствием в педагогической науке обоснованной концепции. - необходимостью осуществлять координацию деятельности между субъектами образовательного пространства, взаимодействующими с целью сохранения и укрепления здоровья, обучающихся в масштабе региона, и неразработанностью в теории и практике механизмов координации такого взаимодействия; - необходимостью вовлечения в процесс формирования исследуемого пространства специалистов из различных сфер деятельности и их недостаточной подготовленностью к этой деятельности на основе взаимодействия; - необходимостью решать проблему ухудшающегося состояния здоровья детей и неготовностью управленческих структур системы образования решать ее как одну из приоритетных задач сферы образования. Исходя из вышеизложенных противоречий, проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методические основы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях реформирования российской системы образования?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...............................................................................................10 1.1 Социально-культурные предпосылки развития здоровьесберегающего образовательного пространства в России.................10 1.2 Здоровьесберегающее образовательное пространство муниципального образования как педагогическая проблема....................................................................................19 1.3 Формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса как целевая функция здоровьесберегающего образовательного пространства муниципального образования…………………………………………………………………….26 1.4 Технологии управления муниципальным здоровьесберегающим образовательным пространством.......................................................................32 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ...............................................................40 2.1 Проектирование процесса формирования муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства.................................40 2.2 Критерии и эмпирические показатели эффективности формирования муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства....46 2.3 Содержание и организация опытно-экспериментальной работы…..........63 2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы........................................74 Заключение...........................................................................................................84 Список использованной литературы.................................................................88
Список литературы

1. Абаев, А.М. Формирование основ здорового образа жизни у подростков в учреждениях дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Абаев. - Владикавказ, 2015. - 22 с. 2. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа-ВУЗ) : автореф. дис. ... док. пед. наук / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск, 2016. - 48 с. 3. Абракова, Л.В. Интеграционные тенденции в мировом высшем образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Абракова. - Рязань, 2013. - 25 с. 4. Абрамова, И?.В. «О?брзование? детей с ограниченными возможностями? здоровья?: проблемы?, поиски?, решения?» // Педагогическое? образование? и?наука?. – 2016. - №11. – с.98-102 5. Абу Ибн Сина (Авиценна) Канон врачебной науки / Абу Ибн Сина (Авиценна). - Ташкент : Фан, 1981. - Кн. 1. - 142 с. 6. Авчинникова, С.О. Формирование здорового стиля жизни старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.О. Авчинникова. -Курск, 2002. - 16 с. 7. Агаджанян, Н.А. Экология и здоровье человека / Н.А. Агаджанян // Вестник новых медицинских технологий. – 2019. – №2. – С. 53-55 8. Аллакаева, Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников : автореф. дис…. канд. пед. наук / Л.М. Аллакаева. – Нижний Новгород, 2004. – 22 с. 9. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М. : Молодая гвардия, 2016. – 192 с. 10. Анализ состояния проблемы информирования населения по вопросам ВИЧ/СПИД : отчет / Ю. Е. Абросимова [и др.]. – Ижевск-Москва, 2005. 11. Анастасова, Л.П. Формирование здорового образа жизни школьников: методическое пособие для учителя / Л.П. Анастасова // Первое сентября. Биология. – 2000. – № 40. – С. 7-10 12. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань : Изд-во Казанского ун-та. 2020. – 568 с. 13. Андреев, Ю.А. Три кита здоровья / Ю.А. Андреев. – М. : Физкультура и спорт, 2019. – 332 с. 14. Андреева, Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста : автореф. дис…. канд. пед. наук / Н.А. Андреева. – Екатеринбург, 2005. – 23 с. 15. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. – М., 2017. 16. Анисимов, П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования (организационно-управленческий аспект) : автореф. дис. … канд. эконом. наук / П.Ф. Анисимов – М., 2010. – 24 с. 17. Ансимова, Н.П. Психология постановки научных целей в совместной деятельности учителя и учеников: автореф. дис. … док. психол. наук / Н.П. Ансимова. – М., 2017. – 51с. 18. Анциферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. – М. : Наука, 2020. – С. 3-5. 19. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2018. – 368 с. 20. Базарный, В.Ф. Сорок четыре патента на здоровье / В.Ф. Базарный. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 256 с. 21. Байбородова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи / Л.В. Байбородова. -Ярославль : Академия развития ; Академия холдинг, 2013. - 224 с. 22. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе : учебное пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Изд-е 2-е, испр., доп. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2016. - 356 с. 23. Байбородова, Л.В. Педагогические основы социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся : дис. ... д-ра. пед. наук / Л.В. Байбородова.- Ярославль, 2006. - 431 с. 24. Бак, П. Самоорганизованная критичность / П. Бак, К. Чен // В мире науки. - 2010. - № 3б. 25. Балыгин, М.М. Особенности формирования здоровья детей раннего возраста в зависимости от типа семьи : автореф. дис. ... канд. мед. наук / М.М. Балыгин. - Оренбург, 2012. - 23 с. 26. Бальсевич, В.К. Физическая активность / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. - К. : Здоровье, 2018. - 224 с. 27. Башмаков, М.И. Теория и практика продуктивного обучения : монография / М.И. Башмаков. – М. : Народное образование, 2020. – 245 с. 28. Белецкая, В.И. Школьная гигиена / В.И. Белецкая, Э.П. Громова, Т.И. Егорова. – М. : Просвещение, 2019. – с. 4-5. 29. Бирюкова, Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ на основе здоровьесберегающих технологий : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.Н. Бирюкова. – Краснодар, 2014. – 23 с. 30. Вавилова, Л.Н. Коррекция девиантного поведения у воспитанников детского дома : дис. …канд. пед. наук / Л.Н. Вавилова. – М., 2013. – 154 с. 31. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М. : Академия, 2018. - 352 с. 32. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Т.П. Васильева. - М., 2017. - 21 с. 33. Вахитова, Г.А. Формирование здоровьесберегающих технологий у детей подросткового возраста в условиях негосударственного образовательного учреждения : автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.А. Вахитова. – Уфа, 2017. – 25 с. 34. Вержбицкая, Е.Г. Педагогическое просвещение родителей как компонент деятельности школы по здоровьесбережению обучающихся : дис.… канд. пед. наук / Е.Г. Вержбицкая. – Майкоп, 2016. – 179 с. 35. Виленский, М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни»: вопросы теории / М.Я. Виленский, С.О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №11. – С.2-7. 36. Виноградов, В.В. Педагогическая концепция социального сопровождения осужд?нных в исправительном учреждении : автореф. док. пед. наук./ Е.В. Виноградов. – М., 2019. – 50 с. 37. Вишнякова, Э.А. Здоровьесберегающие основы вальдорфской педагогики : автореф. дис…. канд. пед. наук / Э.А. Вишнякова. – Пятигорск, 2016. – 18 с. 38. Волков, В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа : дис. … док. пед. наук / В.Н. Волков. – Коломна, 2020. – 331 с 39. Гаджиев, Р.Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.Д. Гаджиев. - Ростов н/Д., 2017. - 26 с. 40. Ганзен, В.А. Системное описание в психологии / В.А. Ганзен. - Л. : Изд-во ЛГУ, 2010. - 176 с. 41. Гущина, Т.Н. Педагогические основания развития субъектности старшеклассников в системе дополнительного образования : дис. док. пед. наук / Т.Н. Гущина. - М., 2013. - 547 с. 42. Донозологический контроль и укрепление соматического здоровья и функциональных резервов организма человека (Технология «Навигатор здоровья») / А.И. Григорьев [и др.]. - М. : ЗАО «Диалог-Реклама», 2016. -42 с. 43. Дунаев, В.И. Здоровье детей и подростков в условиях социальных изменений российского общества: региональный аспект : дис... канд. социол. наук / В.И. Дунаев. - М., 2015. 44. Дэбэека, Т.Б. Социальные функции семьи в процессе формирования здорового образа жизни учащейся молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Т.Б. Дэбэека. - Улан-Удэ, 2018. - 25 с. 45. Егорова, Н.Н. Экологическая культура педагога: аксиолого-педагогический аспект : дис . канд. пед. наук / Н.Н. Егорова. - Томск, 2012. - 196 с. 46. Елькова, Л.С. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы : дис. … канд. пед. наук / Л.С. Елькова. – М., 2016. – 207 с. 47. Жалмагбетова, Б.Ч. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях средней общеобразовательной 307 школы : автореф. дис. … канд. пед. наук / Б.Ч. Жалмагбетова. – Караганда, 2018. – 31 с. 48. Зайцев, Г.К. Структурный анализ здоровья и обоснование валеологических принципов / Г.К. Зайцев // Экология человека и валеология: научные прикладные аспекты здоровья детей и подростков. -СПб., 2010. - С. 35-37. 49. Зарипова, А.И. Комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей среды школы: автореф. канд. пед. наук / А.И. Зарипова. - Уфа, 2016. - 27с. 50. Звездина, М.Л. Здоровьесберегающее образование в Тверской области: инновационный опыт : монография / М.Л. Звездина ; М-во образования и науки РФ, Тверской государственный университет. – Тверь : ТвГУ, 2019. – 195с. 51. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края : учеб.-метод. пособие. - Ставрополь : Сервисшкола, 2013. - 495 с. 52. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном пространстве : материалы регион. науч.-прак. семинара, г. Новокузнецк, 16-17 мая 2002 г. / С.В. Кривых [и др.]. - Новокузнецк : Изд-во ИПК, 2012. - 107 с. 53. Здоровьесберегающий потенциал профильного обучения : учебно-методические материалы и программы электронных курсов / авт. -сост., науч. ред. Т.В. Черникова. М. : АПКиППРО, 2015. - 192с. 54. Земский, Х.С. История олигофренопедагогики. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 398с. 55. Золотухина, И.П. Здоровьесберегающее образовательное пространство как феномен взаимодействия детского сада и начальной школы : дис. … канд. пед. наук / И.П. Золотухина. – М., 2016. 56. Иванова, В.А. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды : дис. … док. пед. наук / В.А. Иванова. – М., 2019. – 662 с. 57. Иванова, М.М. Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.М. Иванова. – Вологда, 2013. – 20 с. 58. Итоги деятельности Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения 2016 - 2017 гг. - М., 2018. - 247 с. 59. Игнатова, В.А. Системно-синергетический подход и перспективы его развития в педагогических исследованиях. Проблемы методологии / В.А. Игнатова // Образование и наука. – 2010. – №1(69). – С. 3-10. 60. Ирхин, В.Н. Школа здоровья : практические материалы по валеологизации школьной образовательной системы / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина. – Барнаул : БГПУ, 2014 61. Исаев, А.П. Система здоровьесберегающей среды образовательного учреждения / А.П. Исаев // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Здоровьесбережение участников образования : сб. науч.-метод. матер. – Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2019. – Вып. 2 (10). – С. 114-119. 62. Коваль, М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / М.Б. Коваль. - М., 2017. - 33с. 63. Коган, В.З. Отношение к здоровью и пути его адекватного формирования как проблема общественного здоровья / В.З. Коган // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2016. - № 4.- С. 31-34. 64. Константинов, С. Медиапланирование: термины первой необходимости / С. Константинов // Рекламодатель: теория и практика.- 2011.- № 1. 65. Крыжановская, Л.Г. Здоровьесберегающее образовательное пространство как фактор оптимизации личностного развития студентов колледжа : дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Крыжановская. - Оренбург, 2016. -201 с. 66. Крылов, И. Введение в медиапланирование / И. Крылов // Рекламные технологии. - 2018. - № 2-4. 67. Крысин, Л.П. Толковый словарь иностранных слов / Л.П. Крысин. – М. : Эксмо, 2018. – 944 с. 68. Куган, Б.А. Реализация системного подхода к управлению образованием в регионе : учеб. пос. / Б.А. Куган. – Шедринск : Исеть, 2010. – 222 с. 69. Кудрявцев, М.Д. Теоретико-методологическое обоснование преподавания образовательного компонента физической культуры в начальной школе : дис. …доктор пед.наук / М.Д. Кудрявцев. – Улан-Удэ, 2012. 70. Левченко, А.Н. Социально-педагогические технологии формирования здорового образа жизни у старшеклассников : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Н. Левченко. – Ставрополь, 2015 – 18 с. 71. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения : в 2 т. - М., 2010. - Т.1 -С. 57-241. 72. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М., 2012. - 508 с. 73. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М. : Юрайт, 2013. – 607 с. 74. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Лодкина. – М. : Академия, 2013. – 192 с 75. Маджуга, А.Г. Педагогическая концепция здоровьесберегающей функции образования : автореф. дис. ... док. пед. наук / А.Г. Маджуга. -Владимир, 2019. 76. Маджуга, А.Г. Экзистенциально-гуманистический подход к здоровью человека / А.Г. Моджуга, И.А. Синицина // Вестник СВФУ. - 2013. - Т. 10. - № 5. - С. 91-95. 77. Маланов И. А. Развитие регионального образовательного пространства в контексте цивилизационного подхода : автореф. дис. ... док. пед. наук / И.А. Маланов. - Улан-Удэ, 2012. - 46 с. 78. Малинин, В.М. Развитие системы физкультурно-оздоровительной деятельности сельской школы : дис. ... канд. пед. наук / В.М. Малинин. -М., 2019. - 176 с. 79. Новикова, Л.И. Школа и среда / Л.И. Новикова. - М. : Знание, 1985. - 80 с. 80. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. - М. : Наука, 2017. - 261 с. 81. Новолодская, Е.Г. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы : дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Новолодская. - Бийск, 2013. - 176 с. 82. Орехова, Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования : дис. ... докт. пед. наук / Т.Ф. Орехова. -Магнитогорск, 2015. - 389 с. 83. Осадчая, Н.В. Общественное психическое здоровье населения региона: на примере Вологодской области : дис. ... канд. эконом. наук / Н.В. Осадчая. - М., 2016. 84. Подгорная, О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования : дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Подгорная. - Тирасполь, 2015. - 196 с. 85. Савина, Н.В. Механизм реализации сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста : автореф. дис. . доктора мед. наук / Н.В. Савина. - М., 2016. - 48 с. 86. Сенников, С.А. Школы укрепления здоровья : рекомендации по внедрению программы / С.А. Сенников, Л. Костович. - М., 2010. - 52 с. 87. Сентизова, М.И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности : дис. ... канд. пед. наук / М.И. Сентизова. - Якутск, 2018. - 178 с. 88. Таланчук, Н.М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н.М. Таланчук. - Магистр, 2017. - С. 32-41. 89. Устинова, Г.Н. Становление и развитие «Школы здоровья» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Устинова. - М., 2015. - 20 с. 90. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Лодкина. – М. : Академия, 2013. – 192 с. 91. Флоренская, Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье / Т.А. Флоренская // Воспитание школьников. – 2011. – № 10. – С. 75-76. 92. Фокин, В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы : автореф. дис. … док. пед. наук / В.А. Фокин. – М., 2015. – 47 с. 93. Чайнова, В.Н. Роль воспитательных практик в формировании здорового образа жизни подростков / В.Н. Чайнова, А.Ю. Березанцев // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. – 2016.– №4. – С. 39- 42. 94. Чернявская, А.П. Концепция развития партнерской позиции педагога / А.П. Чернявская // Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского / науч. ред. В.А. Мазилов. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. – 243 с. 95. Чурганов, О.А. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков – Проект Всемирной организации здравоохранения в России / О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова, Т.В. Попова // Профилактическая и клиническая медицина/ СЗГМУ. – СПб., 2014. – №3 (52) – С. 6-11. 96. Шабунова, А.А. О социальной опасности наружной рекламы табачных изделий / А.А. Шабунова, Г. В.Тихомирова, О. Н. Политова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – 2014 .– Вып. 24. – С. 56-59. 97. Шкель, В.Ф. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе : учебно-методическое пособие / В.Ф. Шекель. – Саратов : Научная книга, 2010. – 24 с. 98. Шогенов, А.А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона : дис. … докт пед. наук / А.А. Шогенов. – М., 2018. – 353 с. 99. Шустер, О.С. Психология здорового образа жизни и средства массовой информации : автореф. дис. … док. психол. наук / О.С. Шустер. – СПб., 2015. – 39с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Социально-культурные предпосылки развития здоровьесберегающего образовательного пространства в России В современной России не удалось избежать проявления глобальных общечеловеческих проблем, связанных с ухудшающимся состоянием здоровья детей. В связи с этим возникла новая образовательная парадигма, которая ориентирует общество на реализацию комплексного межсекторального подхода к сохранению и укреплению здоровья детей в сфере образования на основе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Формирование такого пространства предполагает, с одной стороны, обучение детей здоровому образу жизни, с другой, создание условий для его реализации в социуме. К решению этой задачи должны быть привлечены все социальные институты, ответственные за здоровье подрастающего поколения. История проблем здоровья детей, связанных с неправильно организованным воспитанием и условиями их обучения, уходит в те времена, когда появились групповые формы обучения. Я.А. Коменский, развивая идею групповой системы обучения, видит структуру его реализации через призму развития живого дерева, которое сравнивает с мнением врачей, о том, что здоровье зависит от образа жизни. С того времени многократно выросли объем и интенсивность подачи учебного материала, что не могло не сказываться на здоровье не только обучаемых, но и всех субъектов образовательного процесса. Данное явление стало рассматриваться вначале как неправильно организованная образовательная среда, в последующем как неправильно организованное образовательное пространство. Сегодня понятие «здоровьесберегающая образовательная среда» трактуется нами как определенные условия для эффективного функционирования здоровьесберегающих социальных, психологических, педагогических, медицинских и др. технологий, программ, планов, а также объекты и средства здоровьесбережения, представляющие возможности для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса и формирования у них здорового образа жизни. Понятие «здоровьесберегающее образовательное пространство» рассматривается как развивающиеся взаимоотношения между субъектами образовательного процесса, обладающими педагогическим потенциалом, с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся и самих субъектов, формирования у них культуры здоровья в соответствующих для этого условиях. Возвращаясь к истории проблемы, мы обратились к трудам ученых. Влияние условий обучения детей на их здоровье рассматривали в своих работах А.П. Доброславин, Г.В. Хлопин, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Вихров, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, Ф.Ф. Эрисман и другие. Д. Локк считал важнейшими факторами, влияющими на формирование человека, его воспитание, окружающую среду и обстановку. В 1871 году была опубликована книга «Училищная гигиена», которая стала первым оригинальным русским руководством по школьной гигиене. Ф.Ф. Эрисман дает определение понятию «школьная гигиена» как науке, «призванной изучать влияние условий жизни на здоровье детских коллективов и разрабатывать гигиенические требования к условиям окружающей среды». В 1904 году на съезде российских врачей были предложены основы концепции здоровьесбережения в школьной среде: изменение поведения, ориентированного на здоровье; осуществление медицинскими службами профилактических мероприятий; создание здоровых условий в школе. Участники съезда предлагали мероприятия в «целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие обучающихся [44]. В 1905 году при Министерстве народного просвещения было создано структурное подразделение – врачебно-санитарная часть, осуществляющее надзор за условиями обучения и оборудованием учебных заведений [44]. Это событие стало первым шагом на национальном уровне, направленным на воплощение в практику достижений науки в области школьной гигиены. Как показывает вышеизложенное, одним из условий познания исторического процесса развития здоровьесберегающей деятельности в России этого периода являлись изучение, отбор и систематизация научной литературы в соответствии с исторически сложившимися теоретическими открытиями и существующей практикой. Теоретические исследования и практика здоровьесберегающей деятельности этого периода определили основные концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в учреждениях образования на предстоящие десятилетия. Революция в октябре 1917 года положила начало Советскому периоду развития социальных институтов охраны, укрепления здоровья и концептуальных разработок здоровьесбережения детского населения в отрасли образования России. В это время основную опасность для детского населения представляли инфекционные заболевания, в связи с чем системе школьного образования требовались специалисты санитарно-гигиенического профиля [14]. Создание здоровьесберегающей среды в образовательных организациях было направлено на соблюдение санитарно-гигиенических норм путем повышения грамотности субъектов образовательного процесса в этих вопросах, поддержания чистоты и порядка в помещениях школы. В январе 1919 года вышел декрет «Об учреждении Совета защиты детей». В основу развития системы медицинского обслуживания детей вошли «три принципа: полный охват детей всех возрастов высококвалифицированной лечебной и профилактической помощью; тесная связь медицинского обслуживания детей в школах с общими задачами внебольничной и больничной помощи; воспитательно-образовательные мероприятия с оздоровительными» [83]. В двадцатые годы и предвоенные годы прошлого столетия появились исследовательские работы, внесшие значительный вклад в развитие концепции формирования здоровьесберегающей среды в образовательных организациях (В.В. Гориневский, А.В. Мальков, А.П. Нечаев, В.А. Правдолюбов, С.Е. Советов, Н.А. Семашко и другие). Н.А. Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры. В.В. Гориневский создал труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию. С.Е. Советов разработал и издал учебники по гигиене для студентов педагогических вузов [47]. С 1930 года в России вводится всеобщее обучение: школа становится массовой системой образования. В 1932 году впервые при участии Наркомздрава и Наркомпроса на законодательном уровне решаются проблемы учебной и внеучебной нагрузки, нормативно определяются условия сохранения физического и психического здоровья школьников. В 1934 году вводится обязательное семилетнее обучение [44]. В систему школьного обучения включается большое количество детей и молодежи. Проблема сохранения здоровья в школе как организованной популяции детского населения становится еще более актуальной. Анализ деятельности ведущих ученых и органов исполнительной власти в сфере образования и здравоохранения по развитию теории и практики формирования здоровьесберегающей среды в образовательных организациях в довоенные годы (1930–1941 гг.) показал, что: – с введением всеобуча проблема здоровьесбережения в школе заметно актуализируется, с одной стороны, с другой – становится более сложной для реализации в связи с массовым, всеохватывающим характером данного образовательного процесса; – впервые на законодательном уровне разрабатывается нормативная база, определяющая безопасные для здоровья школьников учебные и внеучебные нагрузки, а также условия, обеспечивающие сохранение их физического и психического здоровья. Переход к всеобщему среднему образованию в 60-е и 70-е годы XX века, меры по реформированию общеобразовательной школы в середине 80-х расширили количество школьных факторов, ухудшающих здоровье детей. Первые серьезные научные подходы к комплексному решению проблемы здоровья подрастающего поколения в 80-е годы предложили И.И. Брехман и его сподвижники. По сути, появилось новое научное направление о здоровье – «валеология» [66]. Здоровье рассматривалось как категория педагогическая, предлагалось сохранять и формировать его на основе образовательных и воспитательных технологий. Задачу сохранения и укрепления здоровья детского населения школьного возраста предлагалось решать, как межведомственную. Обобщая достижения советского периода становления и развития здоровьесберегающей деятельности в системе общего образования, следует отметить, что были сформированы концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в образовательной организации, создающей условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Однако данные подходы не реализовались по ряду причин: несмотря на ухудшающееся состояние показателей успеваемости и здоровья школьников, на государственном уровне не рассматривалась проблема зависимости качества образования от здоровья обучающихся; учебно-материальная база образовательных организаций устарела и не содействовала сохранению здоровья обучаемых; в решении проблем здоровья подрастающего поколения не применялся межведомственный подход; проблемы охраны здоровья учителей оставались без должного внимания; не вовлекался должным образом в процесс охраны и укрепления здоровья обучающихся институт семьи; не осуществлялась адекватная информационная поддержка мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся через СМИ. В 80-е годы на смену трехкомпонентной модели программ, содействующих сохранению и укреплению здоровья в школе, пришла восьмикомпонентная модель, которая включала в себя следующие элементы: «образование в области здоровья; физическое воспитание; школьная медицинская служба; система питания; служба здоровья школы; консультирование, психологическая и социальная службы; здоровая среда школы; вовлечение родителей и общественности» [37]. В последующем все эти элементы были объединены в две группы, которые определили два взаимосвязанных направления: формирование здорового образа жизни субъектов образовательного процесса и создание здоровьесберегающих условий в образовательной организации. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», совместным приказом Министерства здравоохранения и Министерства образования РФ от 30 июня 1992 года № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» стали создаваться медико-психологические, медико-социальные и другие центры в системе школьного обучения. Глобальные социально-экономические перемены в стране дали новый импульс развитию системы образования. В этих обстоятельствах основной акцент науки и практики был сделан на изучении проблем, связанных с внешними факторами, ухудшающими здоровье детей в образовательных организациях, и создании благоприятных условий для их коррекции, но этого оказалось недостаточно для улучшения сложившейся ситуации. К середине 90-х годов возникли предпосылки для развития новой концепции сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных организациях путем формирования в них здоровьесберегающего образовательного пространства. Этот период характеризуется развалом авторитарной системы образования, ухудшением условий обучения в образовательных организациях, отсутствием эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям школьников и окружающей их социальной среде. В 1992 году опыт множества стран по созданию школ, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, был одобрен Всемирной организацией здравоохранения, а также нашел поддержку со стороны других международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, Комиссии ЕС, Совета Европы. Проект «Здоровая школа» прошел апробацию в странах бывшего социалистического пространства: Чехии, Польше и Венгрии. Россия включилась в этот масштабный международный проект в 1993 году. В нем приняли участие 12 субъектов Российской Федерации. В международном проекте «Здоровая школа» участвовало более 500 школ из 40 стран мира [18]. Он стал моделью создания здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации любого типа и показал, что его успешно можно тиражировать в любой из стран. Особое значение для развития здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях Российской Федерации имела европейская концепция «Школы укрепления здоровья» (ШУЗ). Она предполагала освоение новых методов и технологий, способных управлять многочисленными факторами, определяющими здоровье всех субъектов образовательного процесса: педагогов, работников школы, обучающихся и их родителей, на основе комплексного подхода с использованием элементов современного менеджмента. В 1994 году Российская Федерация была включена в международную сеть «Школы укрепления здоровья». Основными документами, регламентирующими развитие здоровьесберегающих программ в образовательных организациях этого периода, стали: Указ Президента РФ «Об утверждении Президентской программы «Дети России» (1994 г.); Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей Российской Федерации до 2005 года» (2000 г.); Постановление Правительства РФ «О типовом положении об общеобразовательном учреждении «Школа здоровья» (2002 г.); Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении Примерного положения о центре содействия и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательного учреждения» (2000 г.); в 2006 году появляются национальные проекты «Здоровье» и «Образование», в которых профилактический подход представлен в качестве одного из определяющих в достижении целей проекта. Важным событием, усиливающим медико-профилактические мероприятия в системе школьного образования, стал приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 ноября 2013 года № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». В данном документе четко определены задачи медицинских служб по оказанию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, скорой и паллиативной медицинской помощи детям за период обучения в школе, определена зона ответственности учреждений системы образования в реализации этих задач. За счет увеличения штата подразделений, оказывающих вышеуказанные виды медицинской помощи, появляется возможность усиления первичной и вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний обучающихся. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Министерство образования России, органы управления образования субъектов Российской Федерации стали уделять больше внимания проблемам охраны здоровья обучающихся. В регионах наметилась тенденция к развитию целевых программ, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний среди детского населения, ставшую мощной поддержкой процессу разработки и реализации здоровьесберегающих программ в образовательных организациях. В качестве примеров можно привести программы «Золотое поколение» в Иркутской области, «Здоровье детей Башкортостана», «Дети Владимирской области», «Образование и здоровье» в Алтайском крае, «Здоровый ребенок» в Вологодской области и другие. Анализ социально-культурных предпосылок развития здоровьесберегающей деятельности в российской и зарубежной системе школьного образования, позволил нам выявить ряд требований к совершенствованию системы охраны и укрепления здоровья детей в образовательных организациях на современном этапе. Эти требования выражают подходы к развитию новой образовательной парадигмы, которая ориентировала бы общество на реализацию комплексного межсекторального подхода в сохранении и укреплении здоровья детей в сфере образования на основе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Дальнейшее изучение исторического опыта здоровьесберегающей деятельности в России предполагает его научное обобщение по следующим направлениям: - выявление научных проблем развития здоровьесберегающей деятельности в новейшей истории нашей страны; - активное проведение обсуждения исследований по истории развития здоровьесберегающей деятельности в сфере образования на основе межотраслевого взаимодействия на научно-практических конференциях, конгрессах и форумах, в том числе с международным участием; - усиление научно-организационного обеспечения развития исследований процесса формирования здоровьесберегающего образовательного пространства регионального и национального уровня на основе межотраслевого подхода в нашей стране и за рубежом ведущими научно-исследовательскими институтами. ? 1.2 Здоровьесберегающее образовательное пространство муниципального образования как педагогическая проблема Термин «здоровьесберегающее образовательное пространство» в мировой, отечественной науке и практике стал широко использоваться в конце двадцатого столетия. Он включает в себя слова: «здоровье», «сбережение», «образование» и «пространство». Для определения понятийного поля данного словосочетания следует раскрыть сущность каждого из них и в целом исследуемой терминологии. В настоящее время существует множество различных определений понятия «здоровье». Исследованию сущности здоровья посвящены работы Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосова, В.Ф. Базарного, С.П. Боткина, И.И. Брехмана, В.И. Гордеева, А.А. Горелова, И.В. Давыдовского, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, Ю.П. Лисицина, М.Я. Мудрова и других авторов. Анализ вышеизложенных работ и позволил выявить единую для определения понятия «здоровье» структуру, в основе которой лежит состояние благополучия человека и три компонента, определяющие это благополучие – физическое, психическое (душевное) и социальное совершенство. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рассматривает дефиницию «здоровье» как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В термине «здоровьесберегающее» часть «здоровье» обретает значение определенного качественного состояния конкретного человека или группы людей (хорошее или плохое), вторая часть – «сбережение» – характеризует необходимые действия в интересах сохранения или улучшения данного состояния. В словаре под ред. Д. Ушакова слово «сберечь» обозначает «сохранить, не дать испортиться, истратиться» [38]. Словарь под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «сберечь» трактует как «не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости» [27]. Ссылаясь на принятые нами значения слов «здоровье» и «сберечь», слово «здоровьесберегающее» можно истолковать следующим образом: позволяющее стабильно сохранить, не дать испортить, истратить раньше времени потенциал физического, духовного и социального благополучия человека при условии гармоничной саморегуляции и динамичном равновесии его со средой. К субъектам, обладающим педагогическим потенциалом, мы относим учреждения и организации, входящие в структуру системы общего образования, а также другие, не входящие в эту систему, но обладающие педагогическим потенциалом и реализующие педагогические задачи в сфере образования. Первых мы определяем, как формальные субъекты, вторых как неформальные субъекты образовательного пространства. «Педагогическую систему можно определить, как множество структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых» [84]. Общим во взглядах ученых на определение понятия «образовательное пространство» являются развивающиеся взаимосвязи между субъектами и объектами образовательного процесса в целях обучения и воспитания личности. Количественные показатели пространства могут отражать рост числа субъектов и объектов образовательного процесса, участвующих в здоровьесберегающей деятельности, и используемых педагогических средств. Это дает нам основание выделить два направления развития здоровьесберегающего образовательного пространства: как системного процесса и развивающегося на принципах самоорганизации уже в самом начале его зарождения. Процесс развития здоровьесберегающих технологий и комплексных программ в рамках отдельных образовательных организаций или системы муниципального образования стали отождествлять с двумя понятиями: формированием здоровьесберегающей образовательной среды и формированием здоровьесберегающего образовательного пространства. Взгляды ученых на понятия «здоровьесберегающая образовательная среда» и «здоровьесберегающее образовательное пространство» неоднозначны. А.В. Казанникова, И.Ю. Кокаева, Л.Г. Крыжановская здоровьесберегающую образовательную среду рассматривают как условие, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья детей в образовательной организации [17]. Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что здоровьесберегающая образовательная среда – это условия, которые обеспечивают эффективность взаимодействия субъектов образовательного пространства в целях обучения и воспитания детей сохранению и укреплению здоровья и содействует формированию здорового образа жизни обучающихся. Здоровьесберегающая образовательная среда – это определенные условия для эффективного функционирования здоровьесберегающих социальных, психологических, педагогических, медицинских и др. технологий, программ, планов, а также объекты и средства здоровьесбережения, представляющие возможности для взаимодействия субъектов образовательного пространства с целью сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса и формирования у них здорового образа жизни. Здоровьесберегающее образовательное пространство – это развивающиеся взаимоотношения между субъектами образовательного пространства, обладающими педагогическим потенциалом, с целью формирования здорового образа жизни у обучающихся либо других субъектов образовательного процесса в соответствующей для этого здоровьесберегающей образовательной среде. Среда является социально-педагогической платформой, условием для эффективного формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Данное заключение и анализ определений среды предоставляют нам основание считать, что развивающаяся здоровьесберегающая среда (условия) является одним из признаков формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Здоровьесберегающее образовательное пространство, как и всякое пространство, обладающее протяженностью и объемом, структурностью, взаимосвязями и взаимозависимостью элементов, может формироваться на следующих уровнях: локальном (семьи, учебного заведения), муниципальных образований, региона и государственном. Понятие «муниципалитет» разъясняется как административно-территориальная единица [27]. Это позволяет обосновать наш взгляд на понятие «территориальная единица» как на один из компонентов здоровьесберегающего образовательного пространства, характеризующий его протяженность, где реализуются взаимосвязи и взаимоотношения субъектов образовательного пространства, обладающих педагогическим потенциалом, в целях сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни у детей и молод?жи, основное свойство которого определяется уровнем образовательного пространства. Понятие «территориальная единица» выражает основное свойство, позволяющее определить уровень здоровьесберегающего образовательного пространства: региональный, муниципальный, образовательной организации, семьи. Здоровьесберегающее пространство формируется на определенной территории, на основе развития взаимоотношений между субъектами образовательного пространства, обладающими педагогическим потенциалом, в определенных условиях, характеризующейся как здоровьесберегающая среда, с целью формирования здорового образа жизни у детей и молод?жи. О.Е. Подгорная предполагает, что здоровьесберегающее образовательное пространство можно рассматривать на трех уровнях: региональном, муниципальном и уровне образовательной организации [28]. На наш взгляд, можно согласиться с данным предположением, однако следует выделить еще один наиболее значимый социальный институт данного пространства – семью. Развивающиеся взаимосвязи и взаимозависимости субъектов института семьи в интересах собственного здоровья и здоровья детей интегрируют их педагогический потенциал, что можно считать еще одним признаком формирования здоровьесберегающего пространства семьи. Территориальной единицей здоровьесберегающего образовательного пространства семьи является место, где проживают все члены семьи, которое характеризует его протяженность. Семья — это первый уровень в структуре локального здоровьесберегающего образовательного пространства, она может именоваться как самостоятельное семейное здоровьесберегающее пространство. Территориальная единица данного пространства имеет самую маленькую протяженность и самый низкий уровень. Это ещ? одна особенность семейного пространства. Вместе с тем оно является наиболее эффективным по своему педагогическому потенциалу. Исследованию формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательных организациях посвящены работы Н.П. Абаскаловой, Л.Н. Волошиной, Б.Ч. Жалмагбетовой, Л.С. Ельковой, Т.Ф. Золотухиной, Т.Ф. Ореховой, А.В. Казанниковой, Л.Ф. Тихомировой и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 43 страницы
799 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 68 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 66 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 74 страницы
3500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg