ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Социально-культурные предпосылки развития здоровьесберегающего образовательного пространства в России
В современной России не удалось избежать проявления глобальных общечеловеческих проблем, связанных с ухудшающимся состоянием здоровья детей. В связи с этим возникла новая образовательная парадигма, которая ориентирует общество на реализацию комплексного межсекторального подхода к сохранению и укреплению здоровья детей в сфере образования на основе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Формирование такого пространства предполагает, с одной стороны, обучение детей здоровому образу жизни, с другой, создание условий для его реализации в социуме. К решению этой задачи должны быть привлечены все социальные институты, ответственные за здоровье подрастающего поколения. История проблем здоровья детей, связанных с неправильно организованным воспитанием и условиями их обучения, уходит в те времена, когда появились групповые формы обучения. Я.А. Коменский, развивая идею групповой системы обучения, видит структуру его реализации через призму развития живого дерева, которое сравнивает с мнением врачей, о том, что здоровье зависит от образа жизни. С того времени многократно выросли объем и интенсивность подачи учебного материала, что не могло не сказываться на здоровье не только обучаемых, но и всех субъектов образовательного процесса. Данное явление стало рассматриваться вначале как неправильно организованная образовательная среда, в последующем как неправильно организованное образовательное пространство.
Сегодня понятие «здоровьесберегающая образовательная среда» трактуется нами как определенные условия для эффективного функционирования здоровьесберегающих социальных, психологических, педагогических, медицинских и др. технологий, программ, планов, а также объекты и средства здоровьесбережения, представляющие возможности для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса и формирования у них здорового образа жизни.
Понятие «здоровьесберегающее образовательное пространство» рассматривается как развивающиеся взаимоотношения между субъектами образовательного процесса, обладающими педагогическим потенциалом, с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся и самих субъектов, формирования у них культуры здоровья в соответствующих для этого условиях.
Возвращаясь к истории проблемы, мы обратились к трудам ученых. Влияние условий обучения детей на их здоровье рассматривали в своих работах А.П. Доброславин, Г.В. Хлопин, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Вихров, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, Ф.Ф. Эрисман и другие. Д. Локк считал важнейшими факторами, влияющими на формирование человека, его воспитание, окружающую среду и обстановку. В 1871 году была опубликована книга «Училищная гигиена», которая стала первым оригинальным русским руководством по школьной гигиене. Ф.Ф. Эрисман дает определение понятию «школьная гигиена» как науке, «призванной изучать влияние условий жизни на здоровье детских коллективов и разрабатывать гигиенические требования к условиям окружающей среды».
В 1904 году на съезде российских врачей были предложены основы концепции здоровьесбережения в школьной среде: изменение поведения, ориентированного на здоровье; осуществление медицинскими службами профилактических мероприятий; создание здоровых условий в школе. Участники съезда предлагали мероприятия в «целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие обучающихся [44]. В 1905 году при Министерстве народного просвещения было создано структурное подразделение – врачебно-санитарная часть, осуществляющее надзор за условиями обучения и оборудованием учебных заведений [44]. Это событие стало первым шагом на национальном уровне, направленным на воплощение в практику достижений науки в области школьной гигиены.
Как показывает вышеизложенное, одним из условий познания исторического процесса развития здоровьесберегающей деятельности в России этого периода являлись изучение, отбор и систематизация научной литературы в соответствии с исторически сложившимися теоретическими открытиями и существующей практикой.
Теоретические исследования и практика здоровьесберегающей деятельности этого периода определили основные концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в учреждениях образования на предстоящие десятилетия. Революция в октябре 1917 года положила начало Советскому периоду развития социальных институтов охраны, укрепления здоровья и концептуальных разработок здоровьесбережения детского населения в отрасли образования России. В это время основную опасность для детского населения представляли инфекционные заболевания, в связи с чем системе школьного образования требовались специалисты санитарно-гигиенического профиля [14]. Создание здоровьесберегающей среды в образовательных организациях было направлено на соблюдение санитарно-гигиенических норм путем повышения грамотности субъектов образовательного процесса в этих вопросах, поддержания чистоты и порядка в помещениях школы. В январе 1919 года вышел декрет «Об учреждении Совета защиты детей». В основу развития системы медицинского обслуживания детей вошли «три принципа: полный охват детей всех возрастов высококвалифицированной лечебной и профилактической помощью; тесная связь медицинского обслуживания детей в школах с общими задачами внебольничной и больничной помощи; воспитательно-образовательные мероприятия с оздоровительными» [83]. В двадцатые годы и предвоенные годы прошлого столетия появились исследовательские работы, внесшие значительный вклад в развитие концепции формирования здоровьесберегающей среды в образовательных организациях (В.В. Гориневский, А.В. Мальков, А.П. Нечаев, В.А. Правдолюбов, С.Е. Советов, Н.А. Семашко и другие). Н.А. Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры. В.В. Гориневский создал труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию. С.Е. Советов разработал и издал учебники по гигиене для студентов педагогических вузов [47].
С 1930 года в России вводится всеобщее обучение: школа становится массовой системой образования. В 1932 году впервые при участии Наркомздрава и Наркомпроса на законодательном уровне решаются проблемы учебной и внеучебной нагрузки, нормативно определяются условия сохранения физического и психического здоровья школьников. В 1934 году вводится обязательное семилетнее обучение [44]. В систему школьного обучения включается большое количество детей и молодежи. Проблема сохранения здоровья в школе как организованной популяции детского населения становится еще более актуальной. Анализ деятельности ведущих ученых и органов исполнительной власти в сфере образования и здравоохранения по развитию теории и практики формирования здоровьесберегающей среды в образовательных организациях в довоенные годы (1930–1941 гг.) показал, что: – с введением всеобуча проблема здоровьесбережения в школе заметно актуализируется, с одной стороны, с другой – становится более сложной для реализации в связи с массовым, всеохватывающим характером данного образовательного процесса; – впервые на законодательном уровне разрабатывается нормативная база, определяющая безопасные для здоровья школьников учебные и внеучебные нагрузки, а также условия, обеспечивающие сохранение их физического и психического здоровья.
Переход к всеобщему среднему образованию в 60-е и 70-е годы XX века, меры по реформированию общеобразовательной школы в середине 80-х расширили количество школьных факторов, ухудшающих здоровье детей. Первые серьезные научные подходы к комплексному решению проблемы здоровья подрастающего поколения в 80-е годы предложили И.И. Брехман и его сподвижники. По сути, появилось новое научное направление о здоровье – «валеология» [66]. Здоровье рассматривалось как категория педагогическая, предлагалось сохранять и формировать его на основе образовательных и воспитательных технологий. Задачу сохранения и укрепления здоровья детского населения школьного возраста предлагалось решать, как межведомственную.
Обобщая достижения советского периода становления и развития здоровьесберегающей деятельности в системе общего образования, следует отметить, что были сформированы концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в образовательной организации, создающей условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Однако данные подходы не реализовались по ряду причин: несмотря на ухудшающееся состояние показателей успеваемости и здоровья школьников, на государственном уровне не рассматривалась проблема зависимости качества образования от здоровья обучающихся; учебно-материальная база образовательных организаций устарела и не содействовала сохранению здоровья обучаемых; в решении проблем здоровья подрастающего поколения не применялся межведомственный подход; проблемы охраны здоровья учителей оставались без должного внимания; не вовлекался должным образом в процесс охраны и укрепления здоровья обучающихся институт семьи; не осуществлялась адекватная информационная поддержка мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся через СМИ.
В 80-е годы на смену трехкомпонентной модели программ, содействующих сохранению и укреплению здоровья в школе, пришла восьмикомпонентная модель, которая включала в себя следующие элементы: «образование в области здоровья; физическое воспитание; школьная медицинская служба; система питания; служба здоровья школы; консультирование, психологическая и социальная службы; здоровая среда школы; вовлечение родителей и общественности» [37]. В последующем все эти элементы были объединены в две группы, которые определили два взаимосвязанных направления: формирование здорового образа жизни субъектов образовательного процесса и создание здоровьесберегающих условий в образовательной организации.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», совместным приказом Министерства здравоохранения и Министерства образования РФ от 30 июня 1992 года № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» стали создаваться медико-психологические, медико-социальные и другие центры в системе школьного обучения. Глобальные социально-экономические перемены в стране дали новый импульс развитию системы образования. В этих обстоятельствах основной акцент науки и практики был сделан на изучении проблем, связанных с внешними факторами, ухудшающими здоровье детей в образовательных организациях, и создании благоприятных условий для их коррекции, но этого оказалось недостаточно для улучшения сложившейся ситуации. К середине 90-х годов возникли предпосылки для развития новой концепции сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных организациях путем формирования в них здоровьесберегающего образовательного пространства. Этот период характеризуется развалом авторитарной системы образования, ухудшением условий обучения в образовательных организациях, отсутствием эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям школьников и окружающей их социальной среде.
В 1992 году опыт множества стран по созданию школ, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, был одобрен Всемирной организацией здравоохранения, а также нашел поддержку со стороны других международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, Комиссии ЕС, Совета Европы. Проект «Здоровая школа» прошел апробацию в странах бывшего социалистического пространства: Чехии, Польше и Венгрии. Россия включилась в этот масштабный международный проект в 1993 году. В нем приняли участие 12 субъектов Российской Федерации. В международном проекте «Здоровая школа» участвовало более 500 школ из 40 стран мира [18]. Он стал моделью создания здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации любого типа и показал, что его успешно можно тиражировать в любой из стран. Особое значение для развития здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях Российской Федерации имела европейская концепция «Школы укрепления здоровья» (ШУЗ). Она предполагала освоение новых методов и технологий, способных управлять многочисленными факторами, определяющими здоровье всех субъектов образовательного процесса: педагогов, работников школы, обучающихся и их родителей, на основе комплексного подхода с использованием элементов современного менеджмента. В 1994 году Российская Федерация была включена в международную сеть «Школы укрепления здоровья».
Основными документами, регламентирующими развитие здоровьесберегающих программ в образовательных организациях этого периода, стали: Указ Президента РФ «Об утверждении Президентской программы «Дети России» (1994 г.); Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей Российской Федерации до 2005 года» (2000 г.); Постановление Правительства РФ «О типовом положении об общеобразовательном учреждении «Школа здоровья» (2002 г.); Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении Примерного положения о центре содействия и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательного учреждения» (2000 г.); в 2006 году появляются национальные проекты «Здоровье» и «Образование», в которых профилактический подход представлен в качестве одного из определяющих в достижении целей проекта. Важным событием, усиливающим медико-профилактические мероприятия в системе школьного образования, стал приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 ноября 2013 года № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». В данном документе четко определены задачи медицинских служб по оказанию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, скорой и паллиативной медицинской помощи детям за период обучения в школе, определена зона ответственности учреждений системы образования в реализации этих задач. За счет увеличения штата подразделений, оказывающих вышеуказанные виды медицинской помощи, появляется возможность усиления первичной и вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний обучающихся. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Министерство образования России, органы управления образования субъектов Российской Федерации стали уделять больше внимания проблемам охраны здоровья обучающихся. В регионах наметилась тенденция к развитию целевых программ, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний среди детского населения, ставшую мощной поддержкой процессу разработки и реализации здоровьесберегающих программ в образовательных организациях. В качестве примеров можно привести программы «Золотое поколение» в Иркутской области, «Здоровье детей Башкортостана», «Дети Владимирской области», «Образование и здоровье» в Алтайском крае, «Здоровый ребенок» в Вологодской области и другие.
Анализ социально-культурных предпосылок развития здоровьесберегающей деятельности в российской и зарубежной системе школьного образования, позволил нам выявить ряд требований к совершенствованию системы охраны и укрепления здоровья детей в образовательных организациях на современном этапе. Эти требования выражают подходы к развитию новой образовательной парадигмы, которая ориентировала бы общество на реализацию комплексного межсекторального подхода в сохранении и укреплении здоровья детей в сфере образования на основе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Дальнейшее изучение исторического опыта здоровьесберегающей деятельности в России предполагает его научное обобщение по следующим направлениям: - выявление научных проблем развития здоровьесберегающей деятельности в новейшей истории нашей страны; - активное проведение обсуждения исследований по истории развития здоровьесберегающей деятельности в сфере образования на основе межотраслевого взаимодействия на научно-практических конференциях, конгрессах и форумах, в том числе с международным участием; - усиление научно-организационного обеспечения развития исследований процесса формирования здоровьесберегающего образовательного пространства регионального и национального уровня на основе межотраслевого подхода в нашей стране и за рубежом ведущими научно-исследовательскими институтами.
?
1.2 Здоровьесберегающее образовательное пространство муниципального образования как педагогическая проблема
Термин «здоровьесберегающее образовательное пространство» в мировой, отечественной науке и практике стал широко использоваться в конце двадцатого столетия. Он включает в себя слова: «здоровье», «сбережение», «образование» и «пространство». Для определения понятийного поля данного словосочетания следует раскрыть сущность каждого из них и в целом исследуемой терминологии.
В настоящее время существует множество различных определений понятия «здоровье». Исследованию сущности здоровья посвящены работы Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосова, В.Ф. Базарного, С.П. Боткина, И.И. Брехмана, В.И. Гордеева, А.А. Горелова, И.В. Давыдовского, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, Ю.П. Лисицина, М.Я. Мудрова и других авторов. Анализ вышеизложенных работ и позволил выявить единую для определения понятия «здоровье» структуру, в основе которой лежит состояние благополучия человека и три компонента, определяющие это благополучие – физическое, психическое (душевное) и социальное совершенство. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рассматривает дефиницию «здоровье» как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В термине «здоровьесберегающее» часть «здоровье» обретает значение определенного качественного состояния конкретного человека или группы людей (хорошее или плохое), вторая часть – «сбережение» – характеризует необходимые действия в интересах сохранения или улучшения данного состояния. В словаре под ред. Д. Ушакова слово «сберечь» обозначает «сохранить, не дать испортиться, истратиться» [38]. Словарь под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «сберечь» трактует как «не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости» [27]. Ссылаясь на принятые нами значения слов «здоровье» и «сберечь», слово «здоровьесберегающее» можно истолковать следующим образом: позволяющее стабильно сохранить, не дать испортить, истратить раньше времени потенциал физического, духовного и социального благополучия человека при условии гармоничной саморегуляции и динамичном равновесии его со средой.
К субъектам, обладающим педагогическим потенциалом, мы относим учреждения и организации, входящие в структуру системы общего образования, а также другие, не входящие в эту систему, но обладающие педагогическим потенциалом и реализующие педагогические задачи в сфере образования. Первых мы определяем, как формальные субъекты, вторых как неформальные субъекты образовательного пространства. «Педагогическую систему можно определить, как множество структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых» [84]. Общим во взглядах ученых на определение понятия «образовательное пространство» являются развивающиеся взаимосвязи между субъектами и объектами образовательного процесса в целях обучения и воспитания личности. Количественные показатели пространства могут отражать рост числа субъектов и объектов образовательного процесса, участвующих в здоровьесберегающей деятельности, и используемых педагогических средств. Это дает нам основание выделить два направления развития здоровьесберегающего образовательного пространства: как системного процесса и развивающегося на принципах самоорганизации уже в самом начале его зарождения.
Процесс развития здоровьесберегающих технологий и комплексных программ в рамках отдельных образовательных организаций или системы муниципального образования стали отождествлять с двумя понятиями: формированием здоровьесберегающей образовательной среды и формированием здоровьесберегающего образовательного пространства. Взгляды ученых на понятия «здоровьесберегающая образовательная среда» и «здоровьесберегающее образовательное пространство» неоднозначны. А.В. Казанникова, И.Ю. Кокаева, Л.Г. Крыжановская здоровьесберегающую образовательную среду рассматривают как условие, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья детей в образовательной организации [17].
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что здоровьесберегающая образовательная среда – это условия, которые обеспечивают эффективность взаимодействия субъектов образовательного пространства в целях обучения и воспитания детей сохранению и укреплению здоровья и содействует формированию здорового образа жизни обучающихся. Здоровьесберегающая образовательная среда – это определенные условия для эффективного функционирования здоровьесберегающих социальных, психологических, педагогических, медицинских и др. технологий, программ, планов, а также объекты и средства здоровьесбережения, представляющие возможности для взаимодействия субъектов образовательного пространства с целью сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса и формирования у них здорового образа жизни. Здоровьесберегающее образовательное пространство – это развивающиеся взаимоотношения между субъектами образовательного пространства, обладающими педагогическим потенциалом, с целью формирования здорового образа жизни у обучающихся либо других субъектов образовательного процесса в соответствующей для этого здоровьесберегающей образовательной среде. Среда является социально-педагогической платформой, условием для эффективного формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Данное заключение и анализ определений среды предоставляют нам основание считать, что развивающаяся здоровьесберегающая среда (условия) является одним из признаков формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Здоровьесберегающее образовательное пространство, как и всякое пространство, обладающее протяженностью и объемом, структурностью, взаимосвязями и взаимозависимостью элементов, может формироваться на следующих уровнях: локальном (семьи, учебного заведения), муниципальных образований, региона и государственном.
Понятие «муниципалитет» разъясняется как административно-территориальная единица [27]. Это позволяет обосновать наш взгляд на понятие «территориальная единица» как на один из компонентов здоровьесберегающего образовательного пространства, характеризующий его протяженность, где реализуются взаимосвязи и взаимоотношения субъектов образовательного пространства, обладающих педагогическим потенциалом, в целях сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни у детей и молод?жи, основное свойство которого определяется уровнем образовательного пространства. Понятие «территориальная единица» выражает основное свойство, позволяющее определить уровень здоровьесберегающего образовательного пространства: региональный, муниципальный, образовательной организации, семьи. Здоровьесберегающее пространство формируется на определенной территории, на основе развития взаимоотношений между субъектами образовательного пространства, обладающими педагогическим потенциалом, в определенных условиях, характеризующейся как здоровьесберегающая среда, с целью формирования здорового образа жизни у детей и молод?жи. О.Е. Подгорная предполагает, что здоровьесберегающее образовательное пространство можно рассматривать на трех уровнях: региональном, муниципальном и уровне образовательной организации [28]. На наш взгляд, можно согласиться с данным предположением, однако следует выделить еще один наиболее значимый социальный институт данного пространства – семью.
Развивающиеся взаимосвязи и взаимозависимости субъектов института семьи в интересах собственного здоровья и здоровья детей интегрируют их педагогический потенциал, что можно считать еще одним признаком формирования здоровьесберегающего пространства семьи. Территориальной единицей здоровьесберегающего образовательного пространства семьи является место, где проживают все члены семьи, которое характеризует его протяженность. Семья — это первый уровень в структуре локального здоровьесберегающего образовательного пространства, она может именоваться как самостоятельное семейное здоровьесберегающее пространство. Территориальная единица данного пространства имеет самую маленькую протяженность и самый низкий уровень. Это ещ? одна особенность семейного пространства. Вместе с тем оно является наиболее эффективным по своему педагогическому потенциалу.
Исследованию формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательных организациях посвящены работы Н.П. Абаскаловой, Л.Н. Волошиной, Б.Ч. Жалмагбетовой, Л.С. Ельковой, Т.Ф. Золотухиной, Т.Ф. Ореховой, А.В. Казанниковой, Л.Ф. Тихомировой и др.