Роль налогов, налоговой системы и налоговой политики в экономическом развитии страны невозможно переоценить. Они влияют на экономический рост, устойчивость развития, структурные сдвиги в экономике, в конечном счете, на качество жизни и уровень благосостояния населения. Важными задачами любого государства являются: установление оптимальной структуры налогообложения; достижение высокой эффективности всех функций налогов (фискальной, распределительной, регулирующей, контрольной); поддержание справедливости в налогообложении и максимально возможное устранение искажающих воздействий налогов; минимизация издержек функционирования налоговой системы с точки зрения разных экономических субъектов; высокое качество налогового администрирования, поддержание налоговой дисциплины и уменьшение уклонения от налогов. Очевидно, достичь выполнения всех этих задач одновременно невозможно, поэтому в обществе всегда существует компромисс между разными целями.
В декабре 2016 года исполнилось 25 лет российской системе налогообложения, начало формирования которой было положено принятием Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов, определивших порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. За этот небольшой в историческом плане срок она прошла сложный путь допущенных ошибок и их исправлений, вводились одни налоги и отменялись другие, повышались и снижались налоговые ставки. В середине 1995 года в Минфине России была сформирована рабочая группа по подготовке Налогового кодекса Российской Федерации, перед которой была поставлена задача осуществить серьезные преобразования в системе налогообложения. В середине 1998 г. была принята и вступила в действие с 1 января 1999 года первая часть Кодекса, которая ознаменовала собой начало налоговой реформы. С ее принятием установлены общие положения налоговой системы страны, регламентированы все аспекты взаимоотношений государства и налогоплательщика, установлен порядок введения и отмены налогов и сборов. Более чем через 15 лет после принятия первой части Кодекса завершена работа над второй его частью. Принятие Налогового кодекса Российской Федерации в целом обеспечивает в целом стабильность и предсказуемость налоговой системы, ее упрощение, максимальную унификацию налоговых баз и правил исчисления и порядка уплаты отдельных налогов. Это наряду с другими мерами по созданию благоприятных условий для развития экономики и сокращению нелегального теневого оборота, должно способствовать существенному росту доходов как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом. После многочисленных экспериментов, допущенных и исправленных ошибок, неоднократных изменений в принятые главы Налогового кодекса в настоящее время имеется существенная основа для завершения формирования налоговой системы страны. Осталось, казалось бы, сделать небольшие шаги, и страна будет иметь постоянную, четко оформленную и научно обоснованную налоговую систему. Но это все кажется на первый взгляд — до формирования такой системы мы еще достаточно далеки. Налоговая реформа уже идет более восемнадцати лет, но конца ей не видно. Практическое применение принятых глав Налогового кодекса показывает, что наряду с решением многих имевшихся до его принятия проблем, возникли новые, не менее серьезные, проблемы. Они обусловлены поспешностью, непродуманностью некоторых решений, принятых при формировании и уточнении глав Кодекса. Поэтому в него продолжают вноситься многочисленные поправки. При этом ежегодное уточнение положений как первой, так и второй частей Налогового кодекса не смогло решить целый комплекс проблем, накопившихся в российской налоговой системе за годы налоговых преобразований. Без их решения налоговая реформа в нашей стране не может считаться окончательной. Поэтому необходимо выработать основные направления завершения реформы, завершить ее в ближайшее время и затем не изменять Налоговый кодекс в течение несколько лет.
В современной действительности в налоговой политике нашей страны укоренилась практика бездумного заимствования отдельных звеньев, элементов западной системы налогообложения без правильного понимания их значения и роли в общей системе государственного регулирования в этих странах и предварительной оценки их приемлемости и последствий от их применения для реального положения в России. При этом уже стало правилом, что всякое нововведение в налоговой сфере вначале представляется как «единственно верное, не имеющее иных альтернатив, решение», и лишь после того, когда оно доказывает свою несостоятельность, неадекватность российским условиям, пагубность для целей экономического и социального развития, власти начинают задумываться о том, как изменить свою политику или устранить последствия этих «единственно верных решений».
В результате вместо налоговой системы мы имеем хаотический, бессистемный подбор, методом «проб и ошибок», различного рода не «стыкующихся» между собой произвольно отбираемых видов налогов (налог с продаж то появляется, то исчезает, социальный налог то «налог», то «не налог», вместо подоходного налога фактически действует налог «на фонд зарплаты предприятий», налог на наследства внезапно пропадает, а таможенным пошлинам вообще отказано в праве называться «налогами»), а из налогового администрирования выпадает такой важный момент, как выявление скрытых доходов (даже «собираемость налогов» у нас определяется не как в других странах (от потенциальной налоговой базы), а как процент поступлений в казну от суммы «начисленных налоговых платежей» (т.е., фактически, только по объектам обложения, фигурирующим в отчетности, собираемой налоговыми органами).
В силу всего вышесказанного считаю выбранную тему работы актуальной на сегодняшний день, особенно в условиях экономической нестабильности характерной для экономики России.