Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

РАЗВИТИЕ АНТИЦИПАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТХЭКВОНДИСТОВ 14-15 ЛЕТ

stitova 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.05.2022
Анализ специальной литературы выявил недостаточную освещенность вопроса технической подготовки на основе оперативной информации о действиях соперника. Авторы выделяют два типа реакции: простую и сложную. Время реакции, в свою очередь, делится на два периода: латентный (передача нервного импульса) и моторный (сокращение мышцы). Помимо самого понятия реакции, авторы выделяют такой компонент, как антиципация или предвосхищение, высокий уровень развития которого является решающим для победы. Большинство авторов отмечают, что антиципация является результатом накопленного опыта спортсмена. С его помощью спортсмену легче сравнивать ситуацию на площадке в данный момент, с прошлыми боями и быстрее реагировать на действия соперника, предвосхищая их. Еще одним важным компонентом для оценки пространственно-временных характеристик движений противника является ощущение временных интервалов. Эта способность изучалась в работах по фехтованию, в тхэквондо этот вопрос только начинает изучаться.
Введение

Антиципация или вероятностное прогнозирование как личностное но-вообразование играет важную роль, как в обыденной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности. Термин «антиципация» (от англ. tо anticipatе – предвидеть) как психический феномен в психологии был предложен В. Вундтом (1912), который рассматривал его как способность человека представлять возможный результат своей деятельности, прежде чем осуществлять её [9, 15]. На сегодняшний день научные исследования по проблеме антиципа-ции и вероятностного прогнозирования в психологической литературе достаточно обширны. Многие из этих исследований направлены на выявление общих закономерностей антиципационной активности, изучение онтогенетических особенностей, познавательных функций антиципации, нервных процессов антиципации, роли антиципации в профессиональном развитии, личностном росте и т.д. Во многих работах отмечается, что феномен антиципации лежит в основе любого мыслительного процесса, даже в тех случаях , когда прогнозирование не является целью [3]. Теоретической основой для изучения антиципации являются взгляды и мнения П. Анохина, Ю. Сергиенко, Е. Суркова, Б. Ломова и других авторов, которые рассматривают антиципацию как объективное психическое свойство, позволяющее отражать действительность. В психологической науке при изучении антиципации, экстраполяции зачастую рассматриваются такие проблемы, как восприятие, творчество, мышление, эмоции и активность. Именно в деятельности как особой форме активности человека, в которой трансформируются и субъект, и объект, наблюдается рост ожиданий, антиципации и прогнозирования [18]. Антиципация – это свойство личности, связанное с принятием решений в условиях прогнозирования определенных пространственно-временных событий [9]. Е. Сергиенко отмечает, что данное определение не в полной мере раскрывает психологическую сферу функционирования антиципации [3]. Известно, что ожидание является неотъемлемой чертой любого психологического процесса, но оно выражается по-разному. При этом важно отметить, что специфика антиципации подтверждается тем фактом, что в ней, как в психологическом отражении, прошлое, настоящее и будущее связаны. В монографии Б. Ф. Ломова и Е. Суркова предвидение представлено как репродуктивно-прогностический механизм, в котором прогнозирование играет роль организатора и сборщика всей информации в памяти [18]. Без предыдущего опыта невозможно предсказать развитие системы, как и при отсутствии сознательной модели будущего. То есть антиципация основана на прошлом при выстраивании образа будущего. Используя имеющуюся в памяти информацию, человек способен прогнозировать будущие события. В рамках системного подхода антиципация рассматривается как системное свойство психики, отражающееся на различных уровнях функционирования личности. Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что антиципация – это системное свойство личности, которое проявляется на всех уровнях деятельности человека как субъекта, профессионала и личности. Антиципация выполняет когнитивную, познавательную и регулятив-ную функции. Когнитивная функция антиципации проявляется в построении моделей будущего на основе имеющихся данных. Познавательная функция антиципации проявляется в познании себя и других путем предвидения действий в определенных пространственно-временных условиях. Особый интерес представляет собой регулятивная функция антиципации. Известно, что показателем эффективности саморегуляции индивида является гармоничное сочетание прошлого, настоящего и будущего, где каждая из этих временных характеристик предопределяет другую и зависит от другой. Низкий уровень саморегуляции - это и конструирование настоящего без учета прошлого опыта, и сознательное конструирование будущего, и прогнозирование будущего без анализа настоящего и прошлого. Исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что антиципационную состоятельность можно отнести к классу изменяющихся свойств личности, которые можно развить посредством целенаправленного воздействия. Достаточно много работ было посвящено роли антиципации в спор-тивной деятельности. В частности, в работах А. Пуни, Н. Бернштейна, Б. Ломова и других авторов была показана значимая роль антиципации на всех уровнях и этапах спортивной деятельности, начиная с этапа начальной подготовки до этапа прекращения спортивной деятельности. Можно сказать, что антиципация определяет уровень профессионализма всех индивидов спортивной деятельности. Так, от способности предвидеть пространственно-временные характеристики действий, планировать будущие действия, ведущие к реализации намеченного плана, а также от способности предвидеть действия своего соперника во многом зависит успешность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Немаловажным является также антиципационная способность тренеров в избранном виде спорта, как один из показателей их профессиональной компетентности, влияющий на эффективность принятия решений тренером в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов и предопределяющий вектор развития спортивной деятельности в целом. Анализируя исследования концепции антиципации, можно сказать, что при целенаправленном воздействии в определенных условиях деятельности можно достичь развития антиципационной состоятельности. В то же время спортивная деятельность представлена как цепочка задач и целей, поставленных перед тренером и спортсменом, для реализации которых необходимо предвидеть, прогнозировать будущее, что во многом определяет эффективность их деятельности. Актуальность исследования. В технико-тактическом взаимодействии спортсменов наблюдается смещение акцента от силовой борьбы в сторону внезапности опережающего удара. В этом контексте для успешного выступления в современном поединке по тхэквондо спортсмен должен технически продемонстрировать быстроту сложной двигательной реакции, точное ощущение пространственно-временных параметров собственных действий и движений противника, своевременность и дифференцированность в определении момента нанесения удара. Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать методику технико-тактической подготовки спортсменов по тхэквондо ИТФ на основе антиципирующих реакций. Несмотря на важность способности к прогнозированию как важного компонента профессиональной компетентности в спортивной деятельности, существует достаточно мало работ, посвященных проблеме антиципации и структурным особенностям антиципационной состоятельности. На основании вышеизложенного нами была предложена гипотеза о том, что экспериментальная методика технической подготовки спортсменов тхэквондистов будет эффективной и педагогически целесообразной, если в качестве основного средства развития способности к получению и обработке оперативной информации о действиях соперника использовать программно-диагностический комплекс, который позволит определять и улучшать показатели двигательной реакции, повышать точность отмеривания временных интервалов движений, быстрее выявлять ошибочные действия соперника, обеспечивать своевременное реагирование на первоначальные атакующие действия соперника. Объект исследования: тренировочный процесс юных тхэквондистов в возрасте 14-15 лет. Предмет: развитие антиципации для успешности технико-тактической подготовки тхэквондистов. Для достижения цели исследования были определены следующие за-дачи: 1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования; 2. Выявить у тхэквондистов различной спортивной квалификации специфику демонстрации быстроты двигательной реакции и способности к отмериванию временных интервалов движений, выявить особенности двигательных проявлений предстоящего атакующего действия противника; 3. Разработать и научно обосновать методику технической подго-товки тхэквондистов, позволяющую с помощью программно-диагностического комплекса повысить уровень и качество обработки опера-тивной информации о двигательных действиях соперника; 4. Оценить эффективность методики технической подготовки тхэквондистов на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника. Методы исследования: ? анализ и обобщение материалов научно-методической литерату-ры; ? комплекс методов для диагностики; ? педагогические наблюдения; ? педагогический эксперимент. Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что реализация в учебно-тренировочном процессе тхэквондистов 14-15 лет предложенной методики технической подготовки на основе оперативной информации о двигательных действиях соперника способствует повышению уровня технической подготовленности и тактической оснащенности юных единоборцев. Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АНТИЦИПАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОСТИ 8 ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ 14-15 ЛЕТ 8 1.1 Механизм прогнозирования (антиципации) и ее особенности в 8 спортивной деятельности 8 1.2. Место и роль антиципирующих реакций в системе подготовки юных тхэквондистов 11 1.3. Методы развития и диагностики антиципирующих реакций юных тхэквондиста 17 1.4. Формирования технического мастерства юных тхэквондистов на 20 основе исследования антиципирующих реакций 20 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28 2.1 Методы исследования 28 2.2 Организация исследования 31 ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ НА 33 ОСНОВЕ АНТИЦИПИРУЮЩИХ РЕАКЦИЙ 33 3.1. Сравнительный анализ антиципирующих реакций в 33 экспериментальной и контрольной группах на начальном этапе 33 эксперимента 33 3.2. Содержание методики технической подготовки юных тхэквондистов на основе антиципирующих реакций 36 3.3 Оценка эффективности содержания методики технической 46 подготовки юных тхэквондистов на основе антиципирующих реакций по итогам педагогического эксперимента 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51 ПРИЛОЖЕНИЕ А 54 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
Список литературы

1. Агафонов, А.И. Биомеханический анализ техники выполнения бокового удара ногой в рукопашном бою / А.И. Агафонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 5 (159). – С. 11-14. 2. Агафонов, А.И. Анализ показателей тренировочной и соревновательной деятельности в рукопашном бою / А.И. Агафонов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2020. – № 1 (59). – С. 139-142. 3. Анохин, П.К. Опережающее отражение действительности / П.К. Анохин// Вопросы философии. – 1962. – № 7. – C. 30-36. 4. Вандышев, С.В. Содержание отбора юных тхэквондистов на начальном этапе спортивной подготовки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Сергей Владимирович Вандышев. – Волгоград, 2016. – 140 с. 5. Вершинин, М.А. Модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов-единоборцев / М.А. Вершинин, А.О. Плотников // Самарский научный вестник. – 2017. – № 1 (18). – C. 165-169. 6. Вершинин, М.А. Особенности развития внимания и аналитиче-ских способностей тхэквондистов с учетом действий соперника в условиях соревновательной деятельности / М.А. Вершинин, А.О. Плотников // Акту-альные проблемы педагогики, психологии, образования: материалы Всероссийской науч.- практ. конференции. – Прокопьевск: Парус, 2017. – C. 77-85. 7. Воронов, И.А. Создание и апробация психодиагностического теста «А-5 - пять видов антиципации у спортсменов» / И.А. Воронов, Г.В. Пантелеева // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173) - С. 231-236. 8. Грушко, А.И. Диагностика времени моторной реакции в различ-ных видах спорта / А.И. Грушко // Спортивный психолог. – 2016. – № 1(40). – C. 82-87. 9. Еганов, А.В. Особенности структуры психического здоровья спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств / А.В. Ега-нов, А.М. Кузьмин, С.С. Коровин, В.С. Быков // Теория и практика физиче-ской культуры. – 2016. – № 5. – С. 50-52. 10. Исаев, А.В. Количественные и качественные индикаторы формирования антиципации у спортсменов-борцов / А. В. Исаев, С. А. Исайчев // Национальный психологический журнал. – 2015, № 2(18), С. 25-32. 11. Коробейников, Г.В. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний у борцов / Г.В. Коробейников // Актуальные вопросы развития физической культуры и массового спорта. – М., 2014. – С. 251-260. 12. Лукьянчук, Д.В. Влияние расслабления мышц ног на скорость реакции выбора тхэквондистов / Д.В. Лукьянчук, С.А. Саулите // Актуальные вопросы развития физической культуры и массового спорта: материалы Всероссийской науч.-практич. конференции. – Чурапча: ЧГИФКиС, 2014. – C. 290-293. 13. Миронов, М.А. Формирование логических компонентов защит-ных действий в тхэквондо: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Максим Антонович Миронов. – Малаховка: МГАФК, 2012. – 185 с. 14. Пантелеева, Г.В. Проблема группирующей переменной «спор-тивные звания и разряды» при исследовании антиципации у спортсменов / Г.В. Пантелеева // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175) С. 388-391. 15. Плотников, А.О. Пути повышения объема внимания юных тхэк-вондистов в условиях спортивного поединка / А.О. Плотников, М.А. Вершинин // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2 16. Степанян, Л.С. Антиципация как фактор успешности спортивной деятельности. // Проблемы психологического обслуживания в спорте высших достижений : материалы 1-й международной научной конференции. – 2017, 23-26 октября, Ереван. – С. 243 -250 17. Степанян, Л.С. Антиципационная состоятельность в структуре акмеориентированного развития / Л. С. Степанян // Актуальная психология. – 2017. – С. 617-622 18. Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте / Е.Н. Сурков. – М.: Физ-культура и спорт, 1982. – 144 с. 19. Fontani, G. Attention in athletes of high and low experience enganged in different open skill sports / G. Fontani // Perceptual and Motor Skills. – 2015. – № 102(3). – р. 791-816. 20. Mori, S. Reaction times and anticipatory skills of karate athletes / S. Mori, T. Ohtani, K. Imanaka // Hum Mov Sci. – 2002. – № 21. – p. 213-230.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АНТИЦИПАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ 14-15 ЛЕТ 1.1 Механизм прогнозирования (антиципации) и ее особенности в спортивной деятельности Механизм действия человеческого восприятия и памяти являются ключевыми и могут привести в движение механизмы прогнозирования и антиципации. Важен не только процесс восприятия, и не только объем памяти, но и организация памяти. Само действие прогнозирования в значительной степени зависит от того, как информация организована в памяти. Взаимосвязь прогнозирования и памяти заключается во влиянии памяти на процессы прогнозирования. Человек, находящийся в процессе выполнения какой-либо деятельности, образно говоря, движется вдоль оси времени. В процессе такого движения материал о текущем событии записывается в память. Однако в то же время, в зависимости от произведенной активности, сохраненный там материал удаляется из памяти [6]. Прогнозирование оказывает значительное влияние на процессы вспо-минания, то есть извлечения из памяти хранимых материалов. И то, что именно нужно извлечь из памяти в конкретный момент настоящего, завиcит не столько от самого момента, сколько от отношения индивида к ожидаемому будущему.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 52 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 60 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg