Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития

stitova 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.05.2022
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста[18]. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет. В данном случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении темпа ее развития[17]. Для детей этой категории учащихся характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, дезадаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности, обусловливающий недоразвитие речи и мышления, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.
Введение

Тема данной курсовой работы - «Особенности педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития». Актуальность данной темы заключается в следующем: В современной педагогической теории и практике процесс обучения детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными детьми при создании дополнительных условий (организационных, педагогических, психологических), облегчающих процесс обучения[19]. Для учителя, работающего со школьниками в условиях интегрированного класса, постижение сути процесса обучения детей с задержкой психического развития является чрезвычайно важным[19]. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20-25 лет возросло в 2-2,5 раза (30% и более). Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин, затрудняющих их адаптацию к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка[15]. Ситуация усугубляется такими факторами, как создание сети гимназических, лицейских классов и внедрение усложненных программ без должной предварительной подготовки, что вызывает отток более способных учеников в престижные классы и школы и, как следствие, тенденцию к преобладанию в общеобразовательной школе детей с проблемами в обучении и в развитии[24]. Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР) [23]. Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и связано с именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский, С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева и продолжается до сих пор. Однако успешному осуществлению коррекционной работы с учащимися данной категории зачастую препятствуют дефицит специально подготовленных кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР, недостаточная осведомленность специалистов о механизмах возникновения и сущности задержки психического развития, а также приоритетность нозологической (медицинской) диагностики в характеристике уровня психического развития ребенка: диагноз «Задержка психического развития» определяется исключительно в результате обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), где, несмотря на комплексность этого процесса, решающее слово остается за врачом-психиатром. При этом в ходе исследования, как правило, недостаточно глубоко раскрываются истинные причины школьной неуспеваемости, не определяются механизмы и перспективы индивидуального развития потенциалов ребенка[7]. Очевидно, что для педагога массовой общеобразовательной школы, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходима сформированность некоторых специальных знаний и умений, личностных качеств, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным. При обучении школьников с задержкой психического развития такого рода знаниями являются, в первую очередь, знания о психолого-педагогических особенностях этой категории детей[16]. Объектом нашего исследования является работа с детьми, имеющими ЗПР. Предметом: особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР. Гипотеза: знания о психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития помогают педагогам и специалистам психологической службы в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям данной категории, в выработке тактики их обучения, способствующей более прочному овладению образовательной программой. Целью работы является: разработка рекомендаций для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР. Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач: 1.Рассмотреть ЗПР как одну из форм дизонтогенеза; 2.Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР; 3.Раскрыть содержание педагогического диагностирования младших школьников с ЗПР; 4.Определить специфику работы педагога с детьми имеющими ЗПР; 5.Определить принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися имеющими ЗПР; 6.Определить основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР; 7.Разработать рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР. Методы, используемые при проведении исследования: Теоретические: изучение и анализ литературы; структурирование; синтез; систематизация; конспектирование; обобщение.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1.Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема...................................................................................................................... 4 1.1 ЗПР как одна из форм дизонтогенеза………………………………….4 1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР………….7 1.3. Педагогическое диагностирование младших школьников с ЗПР….11 Глава 2.Особенности работы педагога с детьми, имеющими ЗПР……..14 2.1 Специфика работы педагога-психолога с детьми, имеющими ЗПР..14 2.2 Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР…………………………………………………………………….14 2.3 Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР………………………………………………………17 2.4 Рекомендации для педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР.19 Заключение Литература
Список литературы

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1999. .Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2004. .Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. .Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1995. .Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.:Педагогика,1971. .Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984. .Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С. Г. . Шевченко . - М.: АРКТИ, 2004. 8.Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - М., 1999. 9.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. - М., 1996. .Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2004. .Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2004. .Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1999. 13.Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с.) 14.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993. .Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. - М.: АРКТИ, 2005. .Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. - М., 1987. .Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. Л.В. Кузнецова, Л.Н. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 .Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. - М., 2005. .Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. - Спб.: Речь, 2004 .Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения) / Под редакцией Шевченко С.Г. - Самара: Изд-во Самарского ИПК ПРО 1998.. 21.Толмачева Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал, № 2 (14), 2006. 22.У. В. Ульбенкова Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994. 23.Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М., 1999. 24.Щербо И.Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе. - М.: Сентябрь, 2003.
Отрывок из работы

Глава 1. Задержка психического развития детей как психолого-педагогическая проблема 1.1ЗПР как одна из форм дизонтогенеза Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия[10]. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка[6]. Причины возникновения ЗПР: органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.). М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966, 1971) были выделены две основные формы задержки психического развития: )ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом; )ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка[5]. С.С. Мнухин (1968) предлагал определять подобные состояния термином «резидуальная церебрастения с западением школьных навыков» [14].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
280 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg