Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности психологических защит и совладающего поведения у людей с разным типом гендерной идентичности в молодом возрасте

baby_devochka 3420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 114 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.05.2022
Тема данной работы – «Особенности психологических защит и совладающего поведения у людей с разным типом гендерной идентичности в молодом возрасте» - в рамках которой были рассмотрены определения, структуры, содержания и взаимосвязь психологических защит и совладающего поведения. Задача состоит в изучении и уточнении влияния гендера (маскулинный, феменинный, андрогинный) на особенности защитно-совладающего поведения. Современный человек для успешной адаптации к требованиям ситуации применяет неосознанные защитные механизмы, осознанное совладающее поведение. Для преодоления сложных жизненных ситуаций необходимы усилия самой личности. В зависимости от принадлежности к одной из трех групп психологического пола (маскулинный, андрогинный, феминный), человек имеет различные возможности для реализации данных усилий. В зависимости от влияния разнообразных факторов, человек предпочитает определенный тип защитно-совладающего поведения. Новизна исследования заключается в том, чтобы определить соотношения защитных механизмов личности и влияния разных типов гендерной идентичности у людей в молодом возрасте. В связи с этим целью исследования является доказательство существования гендерных различий в защитно-совладающем поведении. В данной работе нами проводилось исследование гендерных особенностей защитно-совладающего поведения. Поскольку разные гендеры (маскулинный, фемининный, андрогинный) обладают различными психологическими особенностями, результаты исследования показали, что маскулины предпринимают активные действия, направленные на разрешение проблемной ситуации, феминины нуждаются в эмоциональной поддержке и ожидают принятия решения от других людей, андрогины – наиболее эффективно защищают свое Я от стрессов.
Введение

В свете последних мировых событий, когда конфликты и стрессы неизбежно присутствуют в нашей жизни, особенно актуальными являются исследования, посвященные изучению способов защиты личностью своего Я. Для преодoления напряженных ситуаций, возникающих на жизненном пути человека, необходимо задействовать весь потенциал личности, актуализировать способности и умения, которые не используются в обычных условиях. Для того чтобы справиться со сложными ситуациями, личность прикладывает определенные усилия. В зависимости от принадлежности к одному из трех гендеров (маскулинный, феминный андрогинный), личность имеет различные возможности для реализации данных усилий. Следует отметить, что черты характера, присущие каждому из трех гендеров (маскулинному, фемининному, андрогинному), определяют поведение человека. Изучением различий между гендерами занимались как отечественные (Е.П. Ильин, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Бендас, И. С. Клецина, В. В. Знаков, Л. А. Гановой и др.), так и зарубежные (С. Бем, Ш. Берн, О. Вейнингер, Г. Эллис, Г. Гейманс, К. Гиллиган и др.) исследователи. Защитно-совладающее поведение предполагает использование личностью определенных стратегий для преодоления жизненных проблем. Сложность изучения взаимосвязи гендерных особенностей и защитно-совладающего поведения связана с тем, что в науке не существует, на сегодняшний день, единого понимания того, что такое «защитно-совладающего поведение». Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в современной психологии проблемы психологических защит и совладающего поведения в молодом возрасте, поскольку большинство исследований приходится на период детства и подросткового возраста. Данное исследование вносит вклад в разработку особенностей психологических защит и совладающего поведения. Особое внимание уделяется психологическим защитам и совладающему поведению у людей с разным типом гендерной идентичности в молодом возрасте. Таким образом, можно констатировать, что исследование особенностей психологических защит и совладающего поведения является актуальной проблемой, которая обусловливается необходимостью разрешения противоречий, связанных с тем, что: - несмотря на то, что последнее время можно говорить об активном изучении психологических защит и совладающего поведения, их соотношение друг с другом остается одним из дискуссионных вопросов; - при возрастании роли гендера как одного из ведущих факторов формирования личностных особенностей нет четкой системы различий в используемых способах психологических защит и совладающего поведения у фемининных, маскулинных и андрогинных типов личности. Цель исследования является доказательство существования гендерных различий в защитно-совладающем поведении. На основании данной цели были поставлены следующие задачи исследования: 1) изучить и провести анализ теоретических подходов к определению защитно-совладающего поведения; 2) раскрыть взаимосвязь защитных механизмов личности и совладающего поведения; 3) проанализировать теоретические и экспериментальные исследования гендерных особенностей защитно-совладающего поведения; 4) осуществить подбор методов и методик для проведения экспериментального исследования гендерных особенностей защитно-совладающего поведения; 5) провести обработку и анализ полученных результатов исследования; 6) сформулировать выводы на основе полученных закономерностей и сделать заключение о доказанности гипотез. Общая гипотеза исследования: существуют различия в предпочитаемых формах защитно-совладающего поведения, связанные с гендером испытуемых. Частные гипотезы: 1. Лицам маскулинного гендера свойственны: - типы психологических защит: вытеснение, замещение, рацонализация, проекция; - стратегии совладающего поведения: решение проблемы, конфронтация, планирование решения проблемы. 2. Лицам фемининного гендера свойственны: - типы психологических защит: компенсация, регрессия, проекция; - стратегии совладающего поведения: поиск социальной поддержки, принятие ответственности, избегание проблем. 3. Лицам андрогинного гендера свойственны: - типы психологических защит: нет явной предрасположенности к конкретным механизмам защиты; - стратегии совладающего поведения: планирование решения проблем, поиск социальной поддержки, самоконтроль, принятие ответственности, положительная переоценка. Объект: защитно-совладающее поведение. Предмет: гендерные особенности защитно-совладающего поведения в молодости. Выборку исследования составили: 1) 30 человек андрогинного гендера (23 человека женского пола и 7 человек мужского пола); 2) 26 человек маскулинного гендера (26 человек мужского пола); 3) 28 человек фемининного гендера (28 человек женского пола); Всего в исследовании приняло участие 84 испытуемых. Методы исследования, используемые в работе: 1. Эмпирические психодиагностические методы: 1) «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптированный Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским); 2) «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера (адаптированный Т.А. Крюковой); 3) «Определение психологического пола личности по методике С. Бэм (в модификации О. Г. Лопуховой)»; 4) Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х. Конте (адаптирован Л.И. Вассерманом, О.Ф. Ерышевой); 5) Копинг-тест «Опросник о способах копинга» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой); 6) «Копинг-поведение» Э. Хейма (адаптированный Л.И. Вассерманом); 7) «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» В. В. Бойко. 2. Методы обработки данных: методы математико-статистического анализа данных – выборочное среднее (среднее арифметическое), контент-анализ, точный тест Фишера, непараметрические критерии: критерий U-Манна-Уитни, критерий знаковых рангов Уилкоксона. Положения, выносимые на защиту: - Защитные механизмы и совладеющее поведения взаимосвязанные элементы единой системы, способствующей адаптации личности и защите от стрессов. В основу их различения следует закладывать степень сознательного контроля за своим поведением и действиями в условиях преодоления и стресса. - Гендерные различия в предпочитаемых моделях защитно-совладающего поведения базируются на существующих в обществе стереотипных представлениях о маскулинности, фемининности и андрогинности. - Поскольку разные гендеры (маскулинный, фемининный, андрогинный) обладают различными психологическими особенностями, то в плане защитно-совладающего поведения можно говорить о наличии гендернотипических моделей подобного поведения. Так маскулины чаще предпринимают активные действия, направленные на разрешение проблемной ситуации, с элементами конфронтации, агрессивности, бескомпримиссности; феминины нуждаются в эмоциональной поддержке и ожидают принятия решения от других людей, в основе поведения лежит стремление к избеганию конфликтов, нахождению компромисса, смирению; адрогины – наиболее эффективно защищают свое Я от стрессов, активно адаптируя свое поведение к текущим обстоятеьствам за счет склонности к планированию, взятию ответственности и переориентации. Практическая значимость исследования. Традиционно в отечественной психологии наиболее адаптивным для представителей мужского пола признавали маскулинный тип половой идентичности, для представительниц женского пола - фемининный. Однако в последнее время появляются исследования (Т.Л. Бессонова, A.B. Герасимов, Н.В. Дворянчиков, М.В. Коваленко, С.Н. Ениколопов и другие) доказывающие, что наиболее высокими адаптационными возможностями обладают мужчины и женщины с андрогинным психологическим полом. Изучение гендерных особенностей защитно-совладающего поведения необходимо и для того, чтобы прогнозировать специфику поведения в стрессовой ситуации. Кроме того, можно увидеть, насколько схожи или различны предпочитаемые формы защитно-совладающего поведения, что может помочь в понимании взаимоотношения гендеров в настоящее время. Полученные данные конкретизируют, расширяют и дополняют имеющиеся в русле данной проблематики представления. Их можно использовать: 1) в консультативной практике для коррекции межличностных отношений, полового воспитания детей и подростков, для формирования более адаптивных способов защитно-совладающего поведения личности; 2) результаты можно включить в учебные дисциплины «Гендерная психология», «Психология развития», «Социальная психология» и пр.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 9 1.1. Защитные механизмы личности: определение, структура, содержание 9 1.2. Совладающее поведение личности: определение, структура, содержание 14 1.3. Взаимосвязь защитных механизмов личности и совладающего поведения 20 1.4. Гендер и защитно-совладающее поведение 26 ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В МОЛОДОСТИ 31 2.1 Защитно-совладающее поведение личности на разных этапах возрастного развития 31 2.2 Психологические особенности молодого возраста в контексте становления защитно-совладающего поведения 35 ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование гендерных особенностей защитно-совладающего поведения 39 3.1. Гипотезы, цели и задачи исследования 39 3.2. Описание выборки, методов и методик исследования 41 3.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 51 3.4. Общие выводы 107 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109 Библиографический список 111
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1. Брушлинский А.В. Психология субъекта / В.В. Знаков. СПб.: Алетейя, 2003. С. 29-46. 2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. №l, 1981. С. 3-19. 3. Анцыферова Л.Я. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-18. 4. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. 9 с. 5. Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. М: Медицина, 1968. 469с. 6. Белан Е.А. Совладание личности с жизненными трудностями: активность, поведение, деятельность аспект // материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 19-21. 7. Белорукова Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи: дисс. канд. психол. наук.: 19.01.200513 / КГУ им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2005. 240 с. 8. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 318 с. 9. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. М.: Академия, 2003. 455 с. 10. Гончарова С.С. Процедура создания опросника «Способы преодоления негативных ситуаций»: психометрическая оценка и стандартизация // Психологический журнал. 2005. N3. С. 56-67. 11. Горохова Л.Г. Особенности копинг-предпочтений подростков: гендерный аспект // материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. С. 140-142. 12. Грановская Р.М. Система психологической защиты копинг-стратегии // материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. С. 26-28. 13. Демина И.С. Особенности отношения многодетных родителей к семье: дисс. канд. психол. наук: 10.07.2004/ Институт психологии РАН. М., 2004. 199 с. 14. Денисова Е.А. Гендерные особенности самореализации студентов: дис. канд. психол. наук: Тольятинский Государственный Университет. Тольяти, 2010. 290 с. 15. Драбкина Т.С. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. 576 с. 16. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1989, № 2. С. 14-22. 17. Заика Л.Л., Разуваева Т.В. Некоторые теоретические проблемы совладающего поведения в психологической науке // материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А . Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. С. 33-35. 18. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. 544 с. 19. Карвасарский Б.Д. «Неврозы», М.: Медицина, 1990. 576 с. 20. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. СПб.: Смысл, 2005, 122 с. 21. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с. 22. Крюкова Т. Л. О диагностике совладающего (копинг) поведения современной молодежи // Психология на рубеже эпох. Тула, 2000, С.48-51. 23. Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2004, № 4. С. 58-68. 24. Крюкова Т.Л Психология совладающего поведения. Монография. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. 25. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – с. 55 – 65. 26. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с. 27. Либина А.В. Совладающий интеллект. М: Эксмо, 2008. 400 с. 28. Лукьянова Е.Л. Этнические проявления психологической защиты. М.: Москва, 2007. 23с. 29. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): Учеб. пособие. Казань: Казанская государственная медицинская академия, 2003, 99 с. 30. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: АН Армянской ССР. 236 с. 31. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 4. С. 12-19. 32. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. 655 с. 33. Никольская И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека // материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 52-54. 34. Плутчик Р. Диагностика типологий психологической защиты (в адаптации Вассемана Л.И., Ерышева О.Ф., Клубовой Е.Б.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/192/ (дата обращения: 20.10.2013). 35. Решетников М.М. Интерперсональный психоанализ Гарри Салливана // Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии / пер. с англ. СПб.: Ювента, 1999. 47 с. 36. Романова Е.С., Гребенников Л.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Талант, 1996. 144 с. 37. Самохвалова А.Г. Связь психологической защиты личности с типом темперамента // материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е. А . Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 111-113. 38. Сацук А.В. К вопросу о подходах к анализу совладающего поведения // материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. С. 60-62. 39. Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: дисс. канд. псих. наук. М., 2003. 192 с. 40. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под ред. Журавлева А.Л. и Сергиенко Е.А., М.: Институт психологии РАН, 2011, 511 с. 41. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. / Под ред. М.В. Ромашкевича, Екатеринбург: , 1998. 277 с. 42. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 368 с. 43. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. А. Лактионова. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. 284 с. 44. Хазова С.А. Совпадающее поведение одаренных старшеклассников: дисс. .конд. психол .наук. Кострома, 2002. 173 с. 45. Хорни К. Невроз и развитие личности. M.: Смысл, 1998. 374 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 1.1. Защитные механизмы личности: определение, структура, содержание Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологию З. Фрейдом в 1894 году. В работе «Психология Я и защитные механизмы» в полной мере раскрыла данное понятие А. Фрейд. Она полагала, что защитные механизмы нацелены на снижение тревоги, вызванную интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд писала о существовании бессознательных, приобретенных в течение жизни способов достижения компромисса между Оно или Сверх-Я и реальностью [12]. З. Фрейд, а впоследствии и его дочь А. Фрейд считали, что защитный механизм основывается на двух типах реакций: 1. Блокирование выражения импульсов в сознательном поведении; 2. Искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в иную сторону. Психоаналитики считают, что человек отдает предпочтение определенным механизмам, которые оказывается неразрывной частью его индивидуального способа защиты от сложностей. Э. Бибрингу и С. Лагашу предложили концепцию о противопоставлении защитных механизмов психики и механизма отработки. Ученые полагали, что личность использует защитные механизмы для безотлагательного снижения внутреннего напряжения, а механизм отработки необходим для осуществления возможных способов действия личности в сложившейся ситуации [26]. К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм в своих работах делали акцент на межличностных отношениях. Необходимость в психологической защите вызывают социокультурные факторы: недостаток любви, чувство одиночества, растерянности [12]. Впоследствии идея защитных механизмов была развита как в трудах психоаналитической направленности, так и в ряде других психологических направлений - экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии. Сторонники динамического подхода в экзистенциальной психологии опирались на структуру возникновения защитных механизмов, предложенную З. Фрейдом. Формула З. Фрейда: влечение > тревога > защитный механизм. Формула экзистенциалистов: сознавание конечной данности > тревога > защитный механизм. И З. Фрейд, и представители экзистенциального подхода определяли тревогу как движущую силу психической активности. Психическая активность и является, в свою очередь, защитным механизмом личности. Разница в данных подходах состоит в том, что формула З. Фрейда начинается с импульса, а экзистенциальная – с сознавания и страха [15]. Экзистеналисты разделяли защитные механизмы на две группы: конвенциональные, ограждающие от тревоги, независимо от ее источника; специфические, необходимые для преодоления одного из первичных страхов. Представитель гуманистического направления в психологии К. Роджерс считал психологическую защиту реакцией организма на опасности, которая необходима для сохранения целостной структуры Я и самоуважения: «Эта цель достигается осознанным искажением переживания в сознании, чтобы уменьшить несоответствие между переживанием и структурой Я, или отрицанием любого переживания, и, таким образом, любой угрозы для Я» [17, c. 34]. К. Роджерс в своей концепции выделил два механизма защиты: искажение и отрицание. Искажение личность использует в случаях, когда недопустимые эмоции таким образом проникают в сознание, чтобы соотнестись с одной из сторон представлений человека о себе. Отрицание – защитная реакция, при которой человек не осознает угрожающих переживаний. Представители гештальт-психологии проводили параллели между понятием «защитный механизм личности» и «прерывание контакта со средой». По их мнению, защитные механизмы – это формы поведения и мышления, которые применяет личность для снижения эмоционального накала ситуации. Выделяют пять форм нарушений взаимодействия между индивидом его окружением: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия и слияние. Эти формы нарушений называют сопротивлениями или защитными механизмами [20]. В отечественной психологии тема психологической защиты получает активное распространение, начиная с работ Ф.В. Бассина. Представления о психологической защите привлекаются для объяснения эмпирически выделяемых феноменов в практике психотерапии (В.М. Воловик, В.Д. Вид) и теоретически вводятся в терминологию общепсихологических концепций установки (Ф.В. Бассин), отношений личности (В.А. Ташлыков), самооценки (В.В. Столин). Также предлагается семиотическая (В.Н. Цапкин) и психофизиологическая (В.С. Ротенберг) интерпретации защитных механизмов. Психологическая защита определяется как «пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации» (Р.А. Зачепицкий); «механизмы, поддерживающие целостность сознания» (В.С. Ротенберг); «механизмы компенсации психической недостаточности» (В.М. Воловик, В.Д. Вид); «способы репрезентации искаженного смысла» (В.Н. Цапкин) [16]. Ф.Б. Бассин полагал, что защитные механизмы препятствуют развитию какого-либо расстройства и относил их к способам активности нормальной психики. Личность использует защиту для поддержки Эго. Психологическая защита - «динамика системы установок личности в случае конфликта установок» [5, c. 34] Механизмы психологической защиты искажают действительность. Эго в стрессовых ситуациях изменяет реальность, чтобы наименьшим образом травмировать личность. Изначально они формируются в межличностных отношениях, впоследствии переходят во внутренний план действий человека. Как правило, личность использует несколько механизмов для сохранения своей целостности. Ф.Б. Березин пишет о возможности ослабления тревоги путем снижения уровня побуждений и обесценивания исходной потребности [5]. Б.Д. Карвасарский полагал, что психологическую защиту личность использует для уменьшения негативного влияния на Я-концепцию и определял ее как комплекс реакций, нацеленный на снижение значимости дезадаптивных компонентов отношений (когнитивных, эмоциональных и поведенческих) [19]. Объединяет подходы отечественных исследователей следующее: наличие стрессовой ситуации является пусковым механизмом для действия психологической защиты, а также общая цель – уменьшение эмоциональной реакции. Современные исследования, посвященные изучению защитных механизмов личности, определяют их как выражение мыслимых, но не воплощенных в действительность мотиваций личности. Они говорят об их расположении между потребностью личности и ее удовлетворением. В своем исследовании под психологической защитой мы понимаем: неосознанные реакции человека, используемые с целью защиты внутренних структур своего Я от чувства тревоги, стыда, гнева, вины, фрустрации и других ситуаций, переживаемых личностью как опасные. Рассмотрим классификации защитных механизмов личности, предложенные в зарубежной и отечественной научной литературе. З. Фрейд выделял семь защитных механизмов: подавление - устранение из сознания фантазий, в связи с невозможностью их удовлетворения; отрицание – погружение в мечты, восприятие случившегося как «неправды»; рационализация – создание допустимых нравственных, этических, закономерно вытекающих доказательств, суждений для толкования и оправдания неподходящих поступков, мыслей, мечтаний; инверсия – замена реальных желаний, мыслей обратным способом поведения; проекция – присвоение другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств; изоляция – отсоединение стрессовой ситуации от остальной психической сферы; регрессия – возврат к элементарному способу реагирования. А. Фрейд предложила считать защитными следующие "психодинамические" механизмы: 1) вытеснение (подавление); 2) регрессия; 3) образование реакции; 4) изоляция; 5) отрицание (аннулирование) совершенного действия, происходящего; 6) проекция; 7) интроекция; 8) обращение на собственную личность; 9) превращение в свою противоположность; 10) сублимация [29]. В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов: 11) бегство (уход) от ситуации; 12) отрицание; 13) идентификация; 14) ограничение Я. Однако, и этот список следует дополнить следующими важнейшими защитно-адаптивными механизмами: 15) рационализация; 16) фантазия; 17) конверсия; 18) символизация; 19) перемещение [12]. Б.В. Зейгарник выделяет деструктивные (соединяются с неосознанностью их субъектом) и конструктивные (соотносятся с осознанным принятием и регуляцией) меры защиты. И.С. Кон классифицировал психологические защиты следующим образом: вытеснение (репрессия) – удаление из сознания очага тревоги; образование реакций (гиперкомпенсация) – реконструкция недопустимых мыслей, чувств, на противоположные; проекция – приписывание своих неприемлемых желаний другим людям; рационализация – попытка создать стройное, логически верное объяснение собственных действий [21]. Рассмотрев классификации защитных механизмов, мы можем сказать, что они имеют следующие значимые особенности: - не осознаются и не воспринимаются; - тревога устанавливает связь с объектом; - переосмысление тревоги, направленное на адаптивное поведение в стрессовой ситуации. На наш взгляд классификация защитных механизмов личности может выглядеть следующим образом: 1) удаление из сознания неприемлемых мыслей, чувств, желаний: - отрицание (аскетизм, нигилизм); - вытеснение (подавление, уход в виртуальный мир); 2) проецирование неприятных сознанию чувств, эмоций, мыслей другим лицам: - перенос (интроекция); 3) возврат на более раннюю стадию развития защитных механизмов: - регрессия (агрессия); 4) замещение неприемлемых для личности мыслей, чувств, допустимыми: - компенсация (замещение); 5) логическое объяснение собственных переживаний, действий в стрессовой ситуации: - сублимация; - рационализация (интеллектуализация); - юмор. Пятая группа защитных механизмов является наиболее адаптивной и эффективной для применения в наличных тревожных ситуациях. 1.2. Совладающее поведение личности: определение, структура, содержание Термин «совладающее поведение» является переводом английского термина «coping behavior». С 60 - х годов ХХ века изучением совладающего поведения преимущественно занимались зарубежные исследователи. В литературе зарубежных ученых выделяют три основных подхода к определению совладающего поведения. Первый подход – диспозиционный. Представители данного подхода полагают, что существуют предрасположенности к определенному поведению в стрессовых ситуациях, а также выявляют особенности характера необходимые для оптимального совладания с ними. Изучая черты личности можно прогнозировать ее способ совладания со стрессовой ситуацией. Второй подход – ситуативный. Сторонники данного подхода полагают, что решающую роль в способе совладании играет непосредственно стрессовая ситуация. Р. Лазарус: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [3, c. 15]. С. Фолкман и Р. Лазарус предложили два способа совладания со стрессами: проблемно-ориентированный, направленный на разрешение сложившейся ситуации, и эмоционально-ориентированный, применяемый в случаях неподдающихся трансформации. Проблемно-ориентированный копинг дает возможность решить сложную ситуацию, эмоционально-ориентированный упорядочивает эмоции, изменяя наше отношение (причастность) к ней. «Проблемно-фокусированное совладание может включать в себя как агрессивные межличностные усилия, направленные на изменение ситуации, так и холодные, рациональные, преднамеренные усилия, направленные на разрешение проблемы… Эмоционально-фокусированное совладание включает в себя дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, принятие на себя ответственности и позитивную переоценку» [27, c. 5]. Третий подход – интегративный. Представители данного подхода полагают, что предпочтение того или иного способа совладания со стрессом определяется как личностными характеристиками, так и ситуативными. Представителем данного подхода является А. Маслоу. Под копинг-поведением он понимает способ действия ориентированный на адаптацию и приспособление к определенному событию, а также способность использовать необходимую тактику (способ) для совладания со стрессом. Копинг-поведение подразумевает, что индивид будет применять определенные средства и прилагать усилия для удовлетворения своих потребностей [23]. В современной зарубежной литературе применяются понятия «активный копинг» (active coping), «преобразующий копинг» (transformational coping), «регрессивный копинг» (regressive coping), «копинг, направленный на избегание» (avoidance coping). В России начало изучения совладающего поведения связано с особым отношением ученых к вопросу о саморегуляции и приростом знаний о способах активности индивида. В отечественной науке термин «совладающее поведение» был введен Л.И.Анцыферовой в 90 – х годах XX века [2]. В отечественной психологии на сегодняшний день совладающее поведение изучают такие психологи: В.А. Абабков, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, И.А. Горьковая, А.В. Махнач, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, В.Д. Сапоровская, Н.И. Сирота, В.А. Ташлыков, С.А. Хазова, В.М. Ялтонский и другие. Большинство из них придерживаются диспозиционного подхода [6]. Е.В. Куфтяк, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская являются сторонниками ситуационного подхода к изучению совладающего поведения. В их работах совладающее поведение представляется как поведение субъекта [22]. Наибольшую популярность в России приобрел субъектно-деятельностный подход. Т.Л. Крюкова определяла совладающее поведение как целенаправленные действия человека, дающее возможность справиться со стрессом доступными личности и адекватными ситуации способами через осознанные стратегии действий, которые либо адаптируют к требованиям ситуации, либо помогают преобразовать её [24]. Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский придерживаются мнения, что субъект совладающего поведения выделяет его способность к регуляции и самоорганизации. Это является основным проблемным аспектом в данном подходе отечественных ученых по изучению совладающего поведения [1]. Особое внимание исследователи в России уделяют изучению различий между защитными механизмами и совладающим поведением. Последнее они определяют как способ поведения имеющий цель, осознанный и конструктивный. Человек, разрешая сложные ситуации, изменяя их накапливает личный опыт совладания с ними, тем самым растет личностно. Рассмотрим основные классификации совладающего поведения. В зарубежной литературе наиболее распространенными являются следующие классификации: Р. С. Лазарус и С. Фолкман классифицировали восемь стратегий совладания с трудными ситуациями: планирование решения проблемы и конфронтацию отнесли к проблемно-ориентированному копингу; поиск социальной поддержки, самоконтроль, дистанцирование, принятие ответственности, положительная переоценка, бегство-избегание - к эмоционально-ориентированному копингу. Проблемно-ориентированы копинг соотносится с осмысленным, разумным анализом ситуации, а эмоционально-ориентированный связан с эмоциональным реагированием [24]. Э. Хейм акцентирует внимание на когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах психики человека. Каждую их низ он делит еще на три составляющие: адаптивную, относительно адаптивную и неадаптивную. К когнитивному адаптивному совладающему поведению он относит: «проблемный анализ», «установку собственной ценности», «сохранение самообладания» – способы поведения, нацеленные на анализ имеющихся проблем и вариантов их преодоления. В результате происходит осознание собственной значимости, повышение самооценки, появляется вера в то, что личность способна самостоятельно справится со стрессовой ситуацией. К когнитивному относительно адаптивному поведению относятся: «относительность», «придача смысла», «религиозность». Данное поведение оценивает степень сложности проблемы, наделяет особым значением ее преодоление, вера в Бога в трудных ситуациях. К когнитивному неадаптивному поведению относятся следующие пассивные способы поведения: «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование». К эмоциональному адаптивному поведению относятся: «протест» и «оптимизм» – эмоциональное состояние, характеризующееся раздражением либо гневом и уверенностью в наличии выхода из сложившейся ситуации. К эмоциональному относительно адаптивному поведению относятся «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация». В данном случае, личность или снимает эмоциональное напряжение, или перекладывает ответственность за решение проблемы на посторонних людей. К эмоциональному неадаптивному поведению относятся «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» – личность сдерживает свои эмоции, покорна, конфликтует с окружающими. К поведенческому адаптивному поведению относятся «сотрудничество», «обращение», «альтруизм». Характеризуется сотрудничеством с близкими людьми, поиском поддержки и опоры у семьи и друзей, способностью оказывать помощь другим в совладании со стрессовой ситуацией. К поведенческим относительно адаптивным способам поведения относятся «компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность». Личность уклоняется от разрешения сложностей, употреблением алкогольных напитков, медикаментов, любимой еды, у нее появляются новые интересы и увлечения. К поведенческим неадаптивным способам поведения относятся «активное избегание» и «отступление». Уход от неприемлемых мыслей и чувств, стремление остаться наедине с собой, изоляция [28]. Х. Вебер определял копинг как наилучший способ адаптации и совладания со стрессовой ситуацией. Основной задачей копинг-поведения он называл стабилизацию физического и психического гомеостаза. В классификации Х. Вебер предложил опираться на психологическое преодоление и выделил восемь копинг-стратегий: реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; поиск социальной поддержки; перетолкование ситуации в свою пользу; защиту и отвержение проблем; уклонение и избегание; сострадание к самому себе; понижение самооценки; эмоциональную экспрессию [39]. Опираясь на изученные теоретические аспекты совладающего поведения мы можем определить его как осознанную стратегию поведения (действия), направленную на безтравматическое совладание со сложными жизненными обстоятельствами. Измеряется частотой использования тех или иных стратегий. В качестве классификации стратегий совладающего поведения мы предлагаем следующую: копинг, направленный на - разрешение проблемы; - поиск социальной поддержки; - избегание сложностей. Стратегии совладающего поведения делятся на девять типов: конфронтацию и планирование решения проблемы - копинг, направленный на разрешение проблемы; избегание, отвлечение, компенсация - копинг, направленный на избегание сложностей; сотрудничество, эмоциональное поведение, растерянность, самообвинение – поиск социальной поддержки. 1.3. Взаимосвязь защитных механизмов личности и совладающего поведения В условиях стрессовой ситуации психологическая адаптация личности реализуется, в основном, путем взаимодействия двух механизмов: психологической защиты и совладания (копинг-стратегий). Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Цель и функциональное назначение ее – ослабление внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия [12, 19]. Ослабляя конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его уровень адаптации и уравновешивая психику. При этом конфликт между потребностью и страхом человек может выражаться разными способами: - при помощи психических перестроек, - посредством телесных нарушений, - в форме изменения способов поведения. Проблематика защитных механизмов нашла свое отражение и в исследованиях стресса (Т. Кокс, Г. Селье, Р. Лазарус). В более поздних исследованиях стресса механизмы защиты, как правило, сопоставляются с категорией психической регуляции – механизмами совладания. Р. Лазарус и Р. Плучик определяют совладание как осознанные способы бессознательных защит или осознанные поведенческие и интрапсихические усилия по разрешению внешне-внутренних конфликтов [31]. В других случаях механизмы совладания считаются родовым понятием по отношению к механизмам защиты и включают в себя как бессознательные, так и осознанные защитные техники (Д. Улич) [41]. Х. Томэ определял механизмы совладания следующим образом - «поведенческие усилия, так и внутрипсихические усилия по разрешению внешних и внутренних требований, а также возникающих между ними конфликтов (т. е. попытки их разрешения, редукции или усиления по созданию терпимого отношения к этим конфликтам), которые требуют напряжения сил или даже превышают эти силы» [28, c. 24]. Другие авторы утверждают, что речь о совладающем поведении может идти лишь в трех случаях: 1. Когда умения и навыки подвергаются испытанию; 2. Когда заранее не составлен план действий в проблемной ситуации; 3. Когда заблаговременно не продумана структура проблемы, когда возникают сложности с оценкой допустимости принимаемых решений при разрешении трудной ситуации. Р. Лазарус, рассматривая психологическую защиту как пассивное копинг-поведение, выделил следующие различия между защитными механизмами и механизмами совладания: 1. Временная направленность. Защита, как правило, предпринимает попытки разрешить проблему в данный, конкретный момент, не связывая насущную ситуацию с будущим. Тем самым защитные механизмы личности обеспечивают ее актуальный психологический комфорт. 2. Инструментальная направленность. Психологическая защита не принимает во внимание интересы окружающих, а если и прислушивается к ним, то лишь для удовлетворения собственных потребностей; 3. Функционально-целевая значимость. В данном случае механизмы регуляции могут либо возобновить нарушенные взаимоотношения между личностью и средой (копинг-стратегии), либо лишь контролировать эмоциональное состояние (психологическая защита); 4. Модальность регуляции. Имеют ли место поиск информации, непосредственные действия, рефлексия (характерно скорее для совладания) или подавление, уход и т. д. [36]. Б. Д. Карвасарский считает, что механизмы защиты нацелены на смягчение психического дискомфорта, а процессы совладания (по Р. Лазарусу) направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей [19]. «Х. Шредер считает, что в общем, континууме психической регуляции защитные реакции занимают последний уровень совладения с эксквизитными ситуациями, уровень, который уже имеет характер прогрессирующей декомпенсации. Защитный вариант регуляции поведения направлен на маскировку актуальной социальной недееспособности (в том числе маскировку перед самим собой), на купирование тревоги, на вытеснение информации, которая противоречит Я-концепции» [20, с. 3]. По мнению Л. И. Анцыферовой, механизмы психологической защиты при возникновении проблемной ситуации чаще используют пессимисты с невысокой самооценкой, а стратегии совладающего поведения предпочитают оптимисты с положительной самооценкой, с ярко выраженной мотивацией достижения [2]. Стратегии совладающего поведения личность использует сознательно, выбор определенной стратегии зависит от того, каким образом будет оценена ситуация. Механизмы психологической защиты неосознаваемы, в случае их закрепления становятся дезадаптивными (Е.Б. Варшаловская). Н. Хаан полагает, что в основе совладающего поведения и защитных механизмов личности лежат сходные процессы, но направлены они противоположно: психологическая защита – на слабую адаптацию, копинг-поведение – на эффективную. Совладающее поведение возникает, когда личность оказывается в новых обстоятельствах, при которых не знает как действовать. В этом случае начинают действовать когнитивные, эмоциональные, мотивационные, поведенческие структуры. Совладающее поведение трансформируется в защитные механизмы, тогда, когда личность не в силах справиться с требованиями новой ситуации. Н. Хаан определяет защитные механизмы как ригидные, эмоционально неадекватные, несоответствующие реальности способы защиты своего Я. Н. Хаан представил наглядную схему функционирования защитных механизмов и копинг-поведения (рисунок 1) [7]. Рисунок 1 - Функционирование стилей реагирования Таким образом, механизмы психологической защиты направлены на снятие (уменьшение) эмоционального напряжения, тревоги, механизмы совладания позволяют личности эффективнее адаптироваться к действительности. Психологическую защиту личность использует по принципу «здесь и теперь», совладающее поведение требует большей затраты когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg