1 Теоретические основы управления бюджетом организаций жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Жилищно-коммунальное хозяйство: структура, нормативно-правовые источники реформирования
В государственной политике РФ одна из основных программ заключается в улучшение жилищно-коммунального хозяйства. Главная задача ставится перед правительство РФ это обеспечение доступности жителей к приобретению самого жилья. На сегодняшний день производственная структура многопрофильного жилищно-¬коммунального хозяйства России осуществляет в себя более 40 видов деятельности.
Автор Гончарова О. В. утверждает, что характеризует жилищно-коммунальное хозяйство как основную отрасль народного хозяйства, и главная целью функционирования которой считается в удо¬влетворении использования жителей в предоставляемых услугах населению, а также в нормальных условиях жизни населения[17, с. 28].
Следующий автор Жуков Н.Н. утверждал, что ЖКХ - это комплекс учреждений, основная задача которого считается в обслуживании системы обществен¬ного пользования, на пример: отопление, канализация, водопровод холодной и горячей воды, также в обязанности организации входит благоустройство территорий и содержание надлежащего вида домов и осуществлять капитальный ремонт зданий [26, с. 33].
Смирнова В. Т. говорит, что ЖКХ - это основная отрасль в обеспечении жизни и работы населения в РФ в нормальных условиях, а также снабжение организаций отраслей народного хозяйства необходимыми для использования ресурсами холодной и горячей воды, газа и т.д.[27, с. 29].
Жуков Н.Н. характеризует жилищно-коммунальное хозяйство как сферу де¬ятельности организации, направленную на обслуживание и ремонт многоквартирных домов. Функционирование жилищно-коммунальное хозяйство - это обеспечение сохранности и эффективного исполь¬зование жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-¬коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности населения [46, с .22].
Наиболее хорошим представляется определение, представленное Антипенко Е. В., а именно «ЖКХ- это комплекс задач для осуществления обслуживания сетей общественно¬го пользования населения, таких как водопровод холодной и горячей воды, отопительные системы домов, обслуживания канализаций, так¬же в обязанности учреждения ЖКХ входит порядок и уборка территорий, также содержание и ремонт домов населения» [41, с. 120].
Структура услуг ЖКХ включает в себя несколько категорий. Данная структу¬ра представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Структура услуг ЖКХ
Услуги ЖКХ подразделяются на жилищные услуги и коммунальные услуги. К жилищным услугам относится содержание и ремонт многоквартирных домов и вывоз твердых бытовых отходов. К коммунальным услугам относится: горячее и холодное водоснабжение, теплоснабжение многоквартирных домов, электроснабжение и утилизация отходов .
ЖКХ также можно разделить на две группы:
? монопольная отрасль, к которой относится центральное водоснабжение, энергетика,
? конкурентные отрасли ЖКХ, где в качестве экономически обоснованных тарифов могут выступать рыночная стоимость услуг.
В системе ЖКХ используются следующие группы, такие как: частный жилищный фонд, многоквартирные дома.
ЖКХ обслуживает: земельные насаждения, дороги и дороги которые прилегают к многоквартирным домам, мосты, освещение уличное и т.д.
ЖКХ считается частью единого производственного и социального комплекса, входящего, в свою очередь, в хозяйственный комплекс городов и России. Данная сфера жизнедеятельности ЖКХ несет на себе большие признаки общего кризисного состояния в стране.
РФ считается одной из высокоурбанизированных стран мира, она имеет 80 % городского населения и 20 % сельского населения, однако, продолжительность жизни населения существенно сокращается, быстрее чем в других странах, особенно высокоразвитых странах, таких как США, Германия и др. Главной причиной такого положения считается экологическая обстановка регионов.
Рассмотрим на рисунке 1.2 структуру ЖКХ следующим обра¬зом) [45, с. 95].
Рисунок 1.2 - Структура ЖКХ
РФ характеризуется огромными основными фондами в ЖКХ и считается муниципальной собственностью, которой можно распоряжаться и пользоваться для повышения качества оказываемых услуг населению. В ЖКХ РФ прописаны нормативы и законодательные акты для оказания социальной поддержки людям.
Наряду с климатическими существуют значительные технологические особенности предоставления жилищно-коммунальных услуг. К особенностям можно отнести следующий вид топлива, используемый в теплоснабжении и способ его поставки, поверхностный или подземный водозабор, технология водоподготовки и т.д. Технологические особенности также могут существенно влиять на подходы к развитию конкуренции и демонополизации отрасли.
Существуют также и другие классификации структуры ЖКХ. Рассмотрим классификацию (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 - Структура ЖКХ
Рассмотрим основное нормативно-правовое регулирование ЖКХ. ЖК РФ основан в 1980 г. в который включаются в состав гражданского законодательства, согласно ЖК РФ, делится на несколько групп, такие как: законы РФ в ЖК РФ и нормативные акты.
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно¬коммунальной сферах определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [14, с. 101], а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [7, с. 78].
Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2020 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
Реализуется государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [8, с. 44].
Таким образом, законодательство Российской Федерации в области регулирования деятельности жилищно-коммунального комплекса имеет развитую структуру и охватывает практически все сферы этой отрасли. Ключевыми документами являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
1.2 Основные элементы управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне
Анализ управления в сфере ЖКХ необычен тем, что главным органом управления многоквартирных до¬мом считается общее собрание жильцов. Согласно закону, жильцы должно проводить собрание не реже 1 раза в год среди многоквартирных домов, решение вопросов жильцов проводится голосованием. Жильцы многоквартирных домов на собрании утверждает план работ на определенный год, размеры затрат на обслуживание дома, предварительный срок ремонтов, стоимость ремонта и величину оплаты.
Главными задачами в управлении жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне являются следующие:
? разработка улучшения качества оказываемых услуг в ЖКХ, которые предоставляют жителям многоквартирных домов;
? использование частных инвестиционных вложений в данную отрасль;
? сокращение расходов на оказание услуг в сфере ЖКХ;
? рост устойчивости функционирования ЖКХ.
Рассмотрим на рисунке 1.4 общую схему управления ЖКХ.
Рисунок 1.4 - Общая схема управления в ЖКХ
Далее рассмотрим на рисунке 1.5 структуру управления ЖКХ в условиях административно-командной экономики
Рисунок 1.5 - Структура управления ЖКХ в условиях административно-командной экономики
В каждом городе создана на муниципальном уровне структу¬ра ЖКХ и система управления, так автор Жуков Н.Н. рассматривает данную систему следующим образом, которая представлена на рисунке 1.6. [20, с. 26]
Жилищно-¬коммунальные услуги обладают определенной самостоятельностью в управлении и не имеют права на создание юридического лица, таким образом, для нижестоящих уров¬ней не существовало практически свободы выбора в принятии управленческих решений. Главные задачи решались на первом уровне. В 1990 г. положение коммунальных учреждений было создано как монополия и ничем не было ограничено [41, с. 79].
Рисунок 1.6 – Структура управления ЖКХ в условиях рыночной экономики
.
Деятельность местных органов самоуправления по управле¬нию учреждений, выполняющих общественно значимые функции необходимо рассматривать глубоко.
На рисунке 1.7 представлена структура управления ЖКХ на современном этапе.
Основные задачи участников формирования и исполнения муниципального заказа раскрываются следующими подзадачами:
? соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использо¬ванию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
? обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания и разви¬тия жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
? заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежи¬лых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;
? заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной ор¬ганизацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также на предо¬ставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов (энергосервиса);
? обеспечение систематического контроля реализации договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности и развитию жилищного фонда, соблюдения объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Рисунок 1.7 – Структура управления ЖКХ на современном этапе.
Далее следует определить цели, задачи и функции управления участников формирования и исполнения муниципального заказа (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Цели, задачи и функции управления участников формирования и исполнения муниципального заказа
Субъекты управления Цели Функции управления Задачи
1 2 3 4
1 Муниципалитет Обеспечить «правила игры» на рынке ЖКУ Законодательство и нормотворчество Разработка и реализа¬ция эффективных до-говорных отношений при исполнении
Продолжение таблицы 1.1
1 2 3 4
му¬ниципального заказа
2 Муници-пальный за-казчик Обеспечить со-хранность и
развитие ЖФ, эффективное использование бюджетных средств Функции планирования и регулирования ис¬пользования финансо¬вых средств участника¬ми исполнения муни¬ципального заказа Разработка и заключе¬ние эффективных до-говоров с генераль¬ным подрядчиком
(управляющей компа¬нией)
3 Управля¬ющая ком¬пания Организовать работы по
обеспечению сохранности и развития ЖФ Планирование, органи¬зация и контроль по жилищному фонду и инженерным сетям г. Орска (района, микрорайона) Заключение договор¬ных отношений
участников исполне¬ния МЗ и потребите¬лей
4 Исполни¬тели МЗ Проведение ра-бот по обеспе-чению сохран-ности и разви¬тия ЖФ, предо-ставлению ка-чественных ЖКУ Планирование и орга¬низация работ по кон-кретным объектам (до¬мам, элементам ЖД, инженерным сетям) Реализация договор¬ных отношений между управляющей компа¬нией и исполнителем МЗ
Основными подзадачами Генерального заказчика (Управляющей компании) должны быть следующие:
? поддержание в надлежащем состоянии и модернизация на основе современ¬ных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижи¬мости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандар¬тами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
? выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предостав¬ления жилищно-коммунальных услуг (или выполнение этих функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление жилищном фонде;
? заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставле¬ние ресурсов объема, качества и стоимости;
? осуществление системы контроля выполнения договоров;
? организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Конструктивным примером изменения условий конкурса может служить эко¬номическая концессия, обеспечивающая инвестиционную привлекательность от¬расли. Таким образом, прозрачные и эффективные договорные отношения фор¬мирования и исполнения муниципального заказа, нацеленные на гармонизацию интересов всех участников, ликвидируют противоречия и конфликты, обеспечи¬вают эффективное решение задач, осуществление функции управления для до¬стижения целей муниципального заказа, сокращают число степеней свободы для злоупотреблений со стороны местных органов власти и управления ЖКХ.1.3 Методика оценки эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании
В составе мониторинга состояния ЖКХ два направления:
финансовый мониторинг;
технологический мониторинг.
Каждому значению показателя присваивается соответствующий балл от 1 до 3 (возможно использование и других шкал в зависимости от необходимой точности представления, например от 1 до 5 или от 1 до 10), характеризующий рекоменду¬емые, средние нормативные и критические значения, определенные экспертно-¬статистическим путем. На основе этих параметров рассчитывается средний балл по комплексному показателю (формула 1.1) с учетом его веса.
КП=(?_(i=1)^k-?ЧП?_к )/к (1.1)
где, КП – комплексный показатель состояния ЖКХ;
ЧПi – балл i-го частного показателя;
к- количество частных показателей комплексного показателя.
Вес показателей принимался в расчет с учетом приоритета основной задачи ЖКХ - бесперебойного и своевременного обеспечения населения качественными услугами по экономически обоснованной цене. Веса, отражающие относительную значимость показателей, определены экспертным путем и выражены в долях еди¬ницы. Сумма весов показателей равна 1. Итоговым результатом является ком¬плексный суммарный обобщающий показатель состояния отрасли.
Полученный результат представляет собой обобщенную оценку состояния ЖКХ данного муниципального образования и характеризует, соответственно, не¬удовлетворительное, удовлетворительное и хорошее состояние оцениваемой си¬стемы (формула 1.2).
I=?_(j=1)^m-??КП?_j??ВЕС?_J ? (1.2)
где, I – общий показатель состояния ЖКХ;
КПj – балл j-го комплексного показателя;
ВЕСj – вес j-го комплексного показателя;
m – количество комплексных показателей.
Детализированная структура задач мониторинга состояния ЖКХ представлена на рисунке 1.8.
Рисунок 1.8 - Мониторинг состояния жилищно-коммунального хозяйства
Данная методика применима не только ко всей системе ЖКХ, но и к отдель¬ным ее элементам (качество, стоимость услуг и т.д.) или их совокупности (воз¬можно формирование сводных показателей, обобщающих технологический и экономический уровень развития системы городского жилищно-коммунального хозяйства).
Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации. Ряд мер на государственном уровне уже предприняты, такие, например, как введение обязательных отчислений на капитальный ремонт многоквартирных домов. Однако, многие проблемы до сих пор не решены.
Общая структура системы показателей состояния ЖКХ представлена на ри¬сунке 1.9.
Рисунок 1.9 - Структура системы показателей состояния ЖКХ
Совершенствование нормативной базы тарифного регулирования в сфере ЖКХ должно осуществляться по следующим основным направлениям:
установление долгосрочных тарифов на ЖКУ на уровне, обеспечивающем возможность реализации производственных и инвестиционных программ пред¬приятий и организаций ЖКХ;
установление двухкомпонентных тарифов, включающих стоимость гаран¬тированного доступа к ЖКУ (взимается в виде абонентской платы) и плату за фактическое потребление материального носителя ЖКУ;
обеспечение надлежащего контроля со стороны субъектов РФ в области экономической обоснованности тарифов;
разработка инструментов, позволяющих органам исполнительной власти субъектов РФ учитывать особенности отдельных регионов при установлении та¬рифов.
?
2 Оценка состояния управления бюджетом УЖКДХТ Администрации г. Орска за 2018- 2020 гг.
2.1 Финансовый анализ организации
Полное наименование учреждения: Управления жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Орска. Сокращенное наименование предприятия: УЖКДХТ Администрация г. Орска.
Юридический адрес: 462404, обл. Оренбургская, г. Орск, ул. Нефтяников, 10.
УЖКДХТ Администрация г. Орска осуществляет следующие виды деятельности:
ремонт и содержание объектов внешнего благоустройства города;
ремонт и содержание ливневой канализации и других сооружений, обеспечивающих отвод поверхностных вод;
вывоз твёрдых бытовых и технических отходов;
вывоз жидких нечистот;
эксплуатация и содержание свалок;
механизированная уборка территории поселка и других населённых пунктов;
обеспечение водоснабжения и водоотведения;
очистка сточных вод;
эксплуатация коммунальных систем канализации;
установка водосчётчиков у абонентов;
лабораторные исследования сточных вод;
ремонт и содержание жилищного фонда и нежилых помещений;
содержание зелёных насаждений.
Управление УЖКДХТ возглавляет начальник управления, назначаемый и освобождаемый от должности распоряжением главы города (рисунок 2.1)
Начальник сектора обеспечения деятельности УЖКДХТ отвечает за сектор юридических сопровождений деятельности УЖКДХТ и контрактную службу в учреждении.
Заместитель начальника УЖКДХТ по транспорту и организации дорожного движения осуществляет свою деятельность на основании Положения об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Орска и настоящей должностной инструкции.
Заместитель начальника УЖКДТХТ по экономическим вопросам:
осуществляет руководство управлением на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих полномочий;
без доверенности действует от имени управления в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями.
Рисунок 2.1 - Структура управления УЖКДХТ Администрации г. Орска
Сектор по организации проведения капитального ремонта и строительства осуществляет следующее:
осуществляет контроль за подготовкой жилищного фонда города к сезонной эксплуатации в соответствии с планом мероприятий по подготовке жилищного фонда к зиме;
контролирует качество проведенного капитального и текущего ремонта жилищного фонда, объектов внутри дворового благоустройства, соответствие выполненных видов работ утвержденным титульным спискам.
В таблице 2.1 представлен горизонтальный анализ баланса УЖКДХТ Администрации г. Орска за 2018-2020 гг.
Таблица 2.1 – Горизонтальный анализ баланса УЖКДХТ Администрации г. Орска за 2018-2020 гг.
В тыс. руб.
Показатель 2018г. 2019г. 2020г. Абсолютное отклонение Темп роста, %
2019г.
от
2018г. 2020г.
от
2019г. 2019
/
2018 2020
/
2019
1 2 3 4 5 6 7 8
АКТИВ
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы 0 12 9 12 -3 0 75,00
Основные средства 17193 16893 13483 -300 -3410 98,26 79,81
Итого по разделу I 17193 16905 13492 -288 -3413 98,32 79,81
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы 216 296 312 80 16 137,04 105,41
Дебиторская задолженность 5120 5078 5148 -42 70 99,18 101,38
Денежные средства и денежные эквиваленты 170 29 267 -141 238 17,06 920,69
Итого по разделу II 5506 5403 5727 -103 324 98,13 106,00
БАЛАНС 22699 22308 19219 -391 -3089 98,28 86,15
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 100 100 100 0 0 100 100
Переоценка внеоборотных активов 1057 0 0 -1057 0 0 0
Добавочный капитал (без переоценки) 0 2217 2217 2217 0 0 0
Продолжение таблицы 2.1
1 2 3 4 5 6 7 8
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) -242 -1975 -987 -1733 988 816,12 49,97
Итого по разделу III 915 342 1330 -573 988 37,38 388,89
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Заемные средства 7000 3000 0 -4000 -3000 42,86 0
Итого по разделу IV 7000 3000 0 -4000 -3000 42,86 0
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Кредиторская задолженность 7503 4437 5464 -3066 1027 59,14 123,15
Доходы будущих периодов 0 0 180 0 180 0 0
Прочие обязательства 7281 14529 12245 7248 -2284 199,55 84,28
Итого по разделу V 14784 18966 17889 4182 -1077 128,29 94,32
БАЛАНС 22699 22308 19219 -391 -3089 98,28 86,15
Таким образом, из таблицы 2.1 видно, что основные средства в 2019 г. составляли 16893 тыс. руб., что по сравнению с 2018 г. произошло сокращение на 300 тыс. руб. Основные средства в 2020 г. составляли 13483 тыс. руб., что по сравнению с 2019 г. сократились на 3410 тыс. руб.
Запасы в 2019 г. составляли 296 тыс. руб., по сравнению с 2018 г. они выросли на 80 тыс. руб. или на 137,04 %. В 2020 г. запасы составляли 312 тыс. руб., что по сравнению с 2019 г. произошел рост на 16 тыс. руб. или на 105,41 %. Рост запасов за рассматриваемый период произошел из-за предоставления поставщиками скидки на покупку материалов.