Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКИ (ПЕРЕВОДЫ)

Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ГИА и ЕГЭ

baby_devochka 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.05.2022
Актуальность данной работы. Применение личностно-ориентированных технологий с целью обучения письменной речи является весьма актуальной темой, поскольку может помочь в решении таких проблем, как трудности в построении письменного высказывания, в написании сочинения, трудности, связанные с правильным употреблением грамматических структур, способствовать повышению мотивации учащихся к учебной деятельности и индивидуализации образовательного процесса. Применение личностно-ориентированных технологий может стать одним из ключевых методов, которые помогают установить взаимосвязь между учащимися, активизировать их познавательную и речевую деятельность, раскрыть индивидуальность каждого школьника, помогать ребенку в самореализации, самопознании и предоставлять возможность творчески подходить к поставленной задаче. Используя эти технологии, учитель может значительно улучшить и ускорить процесс обучения монологической речи. В настоящее время имеется достаточно богатый опыт методической организации обучения письменной речи в старшей школе. В течение последнего десятилетия в отечественной и зарубежной методике активно вели исследования письма и письменной речи Глазунова Т. В., Демьяненко Л. М., Каменева Т. М., Квасова А. Г., Мельник И. М., Мильруд Р. П., Лушникова Г. И., Назина Л. И., Немов Р. С., Потапова Р. К., D. R. Ferris, J. Lane, E. Lange, A. C. Winkler. Цель данной работы заключается в изучении и проверке эффективности применения личностно-ориентированных технологий с целью формирования и совершенствования навыков письменной речи учащихся старшей школы на уроках иностранного языка. Реализация поставленной цели заключается в решении следующих задач: - раскрыть содержание понятия «письменная речь» и выяснить особенности обучения письменной речи учащихся старшей школы на уроках английского языка; - изучить сущность личностно-ориентированного обучения; - определить роль личностно-ориентированного обучения при обучении письменной речи на уроках иностранного языка; - создать модель обучения владению письменной речью с использованием личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка в старшей школе. - апробировать модель обучения с использованием личностно-ориентированных технологий на уроках английского языка в старшей школе в процессе проведения методического эксперимента и исследовать ее эффективность. Гипотеза исследования: использование личностно-ориентированного подхода позволяет повысить мотивацию учащихся и сделать процесс обучения письменной речи более эффективным, что особенно важно при обучении письменной части государственных экзаменов. Объектом научного исследования является обучение письменной речи на уроках иностранного языка в старшей школе. Предметом исследования является использование личностно-ориентированных технологий с целью формирования и совершенствования навыков письменной речи. Методы исследования. В данной работе использованы методы наблюдения, анализа и синтеза, с помощью которых было выяснено понятие письменной речи и личностно-ориентированных технологий, изучена литература по данному вопросу. Также был использован сравнительный метод для установления эффективности предложенной модели обучения письменной речи с помощью личностно-ориентированных технологий. Для доказательства целесообразности использования личностно-ориентированных технологий с целью формирования и совершенствования навыков письменной речи на уроках иностранного языка в старшей школе был использован метод педагогического эксперимента. Для итога и вынесения выводов данного исследования был использован описательный метод. Новизна исследования заключается в установлении значения использования личностно-ориентированных технологий для формирования навыков письменной речи на уроках английского языка. Теоретическое значение. Данная работа является вкладом в теорию методики преподавания иностранного языка. Она распространяет теоретические знания о речевую деятельность на уроках английского языка в 10-11 классах основной школы и освещает методику обучения письменной речи с помощью личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка. Практическое значение. Материалы исследования могут быть применены в лекционных курсах, семинарских занятиях по методике преподавания английского языка и педагогики. Упражнения и фрагменты уроков могут использоваться учителями при подготовке к урокам английского языка в старшей школе. Структура работы. Настоящая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе раскрыты теоретические основы обучения письму и письменной речи. Вторая и третья главы - это опытно - экспериментальная работа по обучению письму и письменной речи.
Введение

Современная система обучения предопределяет новые тенденции развития образования. Основу современного информационного общества составляют не традиционные материальные, а информационные ресурсы, знания, наука, организационные факторы, способности людей, их инициатива, креативность. Появилась потребность в деятельных, одаренных, интеллектуально и духовно обогащенных гражданах, поэтому основной задачей образовательных учреждений является развитие индивидуальных способностей учащихся в процессе обучения и воспитания. Поскольку изучение английского языка – это не только овладение учебным предметом, но и процесс развития речевой культуры, которая является своеобразной визитной карточкой каждого человека, она информирует о ее образованность, интеллект, эрудицию, моральные и жизненные принципы и установки. Итак, речь как инструмент получения знаний, как средство жизнедеятельности человека сегодня имеет большое значение для всех членов общества, а языковые знания – это один из основных компонентов профессиональной подготовки, особенно тех специалистов, которым часто придется выступать публично. Сегодня перед преподавателями иностранного языка в школах стоит целый ряд важных задач и проблем при подготовке современного школьника к успешной сдаче итоговых выпускных экзаменов. Ситуация с овладением навыками письменной речи существенно изменилась за последнее десятилетие, так как общество постоянно сталкивается с тем, что умение в области письма стали широко востребованными. Нельзя не учитывать практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, смс – переписка с помощью современных гаджетов и т.п. Иноязычное письменное общение, в частности в глобальной сети Интернет, необходимо не только школьникам, но и взрослым: письменная коммуникация требуется как в различных профессиональных сферах деятельности человека, так и на бытовом уровне для опосредованного общения с близкими людьми и друзьями в любой точке Земли. Профессиональное письменное иноязычное общение с помощью электронных средств связи стало неотделимой частью деятельности индивидуумов в современном обществе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА 7 1.1.Понятие письменной речевой деятельности 7 1.2. Понятие и технологии личностно-ориентированного обучения иностранному языку в старшей школе 15 1.3. Обучение письму при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и ИГЭ 23 ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 28 2.1. Организация исследования владения письменной речью у учащихся старших классов 28 2.2. Результаты диагностики состояния письменной речи у учащихся 11 классов 39 ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТРАШЕЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 46 3.1.Организация обучения учащихся с помощью личностно-ориентированных технологий 46 3.2.Анализ результатов повторного исследования уровня развития письменной речи 55 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 64 ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Список литературы

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. — 448 с. 2. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам : учебник / В. А. Артемов. - М.: Просвящение, 1969. - 279 с. 3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – 2-е изд., стер. - М.: УРСС, 1986. - 608с. 4. Балыхина, Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов / Т. М. Балыхина. - М., Издательство Российского университета дружбы народов, 2006. – 185 с. 5. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам и проблемы школьного учебника : учеб. пособие / И. Л. Бим. ? М.: Русский язык, 1977.- 288с. 6. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т психологии. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1966. - 308с. 7. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение иностранному языку специальности: учебно-методическое пособие / А. А. Вербицкий, О. А. Григоренко. — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. — 205 с. 8. Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / И. Н. Верещагина, Г. В. Рогова, Н. В. Языкова. — М.: Просвещение, 2008.- 224с. 9. Выготский, Н. В. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1998. - №6. 10. Гальскова, И. Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студен??? лингвистических институ??? и факульте??? иностранных языков высших пед.заведений / И. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- С. 247-252. 11. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - Москва: Академия, 2006. - 336 с. 12. Зимняя, И. А. «Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании» / И. А. Зимняя //Иностранные языки в школе, 2012. - №6 13. Иванова, А. М. Обучение письменной речи на английском языке / А. М. Иванова. - М.: Просвещение, 1981.- 127с. 14. Изаренков, Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д. И. Изаренков // Русский язык за рубежом. – 1990. – № 4. – С.54-60. 15. Ильина, И. Методика преподавания английского языка: учебное пособие / И. Ильина. – Астана: Фолиант, 2010. – 201 с. 16. Каменский, А. И. Основы интенсификации обучения иностранным языкам: Лекционно-практический курс для студентов второго курса дневной, заочной форм обучения и экстерната специальности 6.030500 "Английский язык и литература" / А. И. Каменский. - Симф.: ТНУ, 2004. 17. Комков, И. Ф. Методика преподавания иностранным языкам / И. Ф. Комков. – Минск, 1983.- 352. 18. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения /А.В. Конышева. – Минск: Тетра Системс, 2007. – 352 с. 19. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие / Н.Ф. Коряковцева. – М.: Академия, 2010. – 201 с 20. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справ.пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. – 6-е изд., стереотип.- Мн.: Выш. Шк., 2000.- 522с. 21. Мильруд, Р. П. Методика обучения иноязычной письменной речи / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе- 1997.- №2.- С. 5- 11. 22. Миролюбов, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам: уч.пособие / А. А. Миролюбов, И. В. Рахманова, В. С. Цетлин. – М.: Просвещение, 1967.- 504с. 23. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведе-ний: В3 кн. / Р. С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688с. 24. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с. 25. Панина, А. А. Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ЕГЭ / А.А. Панина // Молодой ученый. — 2016. — №4.1. — С. 48-51. 26. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / И. Е. Пассов. – М.: Русский язык, 1989.- 276с. 27. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. - М.,1977.- 39с. 28. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. – 2- е издание.– М.: Просвещение, 1988. – 223с. 29. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учеб.для студентов высших учебных заведений / И. П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»,2001. – Кн.1. Общие основы ПО. – 576 с.87 30. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 1991. - с.62 31. Саврушева, М. И. Сборник материалов по организации и проведению внеклассной работы по иностранным языкам в школе для непрерывной педагогической практики студентов педагогического факультета: учебное пособие / ред.; сост., Айтпаева. М.- Алматы: ИнтерПрессК, 200с. 32. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: учеб.пособие / Е. Н. Соловова. - 2-е изд. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 271 с. 33. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М: Просвещение, 2002.- 239с. 34. Сосенко, Э. Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения / Э. Ю. Сосенко. - М.,1979.- 140с. 35. Сысоева, Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам / Е. Э. Сысоева // Иностранные языки в школе- 2006.- №7. - с. 43-46. 36. Трубанева, Н. Н., Спичко Н.А. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. / Н. Н. Трубанева, Н. А. Спичко. – Москва, 2016.- с. 62. 37. Утробина, А. А. Методика преподавания и изучения иностранных языков / А.А. Утробина. - М., 2006. - С. 77-78. 38. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В. М. Филатов. - Ростов – на – Дону, изд-во «Феникс»,2004.- 416с. 39. Филонова, В. В. Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным языкам для среднего (полного) образования (10-11 кл.) // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 102-104. 40. Фридман, Л. М. "Мотивация учения и её воспитание у школьников" / Л. М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. - 64с. 41. Халтагарова, О. Д.. Краткий психологический словарь: Учебное пособие / О. Д. Халтагарова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006 42. Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 122 с 43. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. 44. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. – М.: ИОСО Рао, 2002. – 488 с. 45. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов / С. Ф. Шатилов. — 2-е изд.,дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с. 46. Щукин, А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов / А. Н. Щукин. – М: Издательство Икар, 2011.- 454с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА 1.1. Понятие письменной речевой деятельности Письменная речевая деятельность - это целенаправленное и творческое выражение мысли посредством письма. Главной целью обучения письму является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции. Письменная речь, так же как и говорение, считается экспрессивным видом коммуникации. Процесс письменной речи начинается именно с внутренней. В целом во внутренней речи проходит подготовка и обоснование программы высказывания, строится верное грамматическое оформление высказываний или предложений и группировка их в абзацы, происходит отбор лексических единиц, активно проходит тренировки и улучшение воображения и фантазии учащихся [4, с. 62]. Весь этот процесс состоит из проговаривания и также написания подготовленного текста на бумаге, что требует автоматизировать оборудование звуко-графическими ассоциациями. Отличием письменной речи от устной является то, что она является более сложной по общему количеству операций [11, с. 114]. Основная функция письма заключается в фиксации устной речи, чтобы сохранить ее в пространстве и времени. Как свидетельствует языковед А. Р. Лурия, с самого начала овладение письмом считается осознанным актом. Уже на начальном этапе обучения письму, даже на родном языке, все элементы, формы и средства, при передаче нужного содержания являются предметом осознания того, кто пишет [10, с. 63]. Письменная речь оказывает значительное влияние на формирование мышления у учащихся. Она используется не только для того, чтобы передать свое сообщение, но и для того, чтобы уточнить и в совершенстве отработать собственное мнение. Перед тем как что-то написать мы сначала тщательно это обдумываем, чтобы верно построить предложение. Ведь написанное можно исправлять и изменять, добиваясь улучшения содержания. Известно, что у значительного количества людей более развито зрительное восприятие информации. Во время процесса письма осуществляется опора на все виды ощущений, работают все анализаторы: речево-двигательный, акустический и зрительный [1, с. 23]. Письменная речь включается в интеллектуального поведения человека, при этом регулируя его теоретическую и практическую деятельность. Поэтому, можно сделать вывод, что объем и прочность полученного материала, который был воспринят через зрительный канал, будут значительно выше. Во время обучения ученики записывают материал и активно используют эти записи при изучении, повторении и закреплении; в то время они привыкают к различным письменным упражнениям, что является неотъемлемой составляющей развития умений и навыков письма. Языковеды К. В. Гаращук и Л. А. Гаращук указывают на то, что в настоящее время существует недостаточное количество упражнений для каждого из этапов обучения письменной речи учебных пособиях и учебниках, которые используются в школах. Они утверждают, что в ходе обучения письму педагогам следует использовать дополнительные материалы и упражнения, интересоваться современными достижениями в этой сфере [6, с. 25]. Овладение письменной речью предусматривает наличие у ученика определенного уровня социокультурной компетенции, то есть правила написания дат, адресов, обращений к определенному лицу; формы написания официальных или неофициальных писем [15, с. 126]. Во время письменной речи четче проявляется принцип связного и правильно построенного высказывания, чем во время устной. Обычно связное высказывание состоит из нескольких, логически связанных между собой предложений. В основном письмо служит средством коммуникации между людьми, для развития этого служит сеть Интернет, которая сейчас набирает невероятную популярность. Итак, умение письменно выражать свои мысли позитивно влияет как на письменную, так и на устную речь, совершенствуя чистоту и логичность выражения мысли. Навык свободно оперировать письменной речью на иностранном языке способствует сокращению времени для получения определенной информации. Так как письмо играет значительную роль в процессе обучения устной речи, грамматике, чтению и лексике, будет целесообразным рассмотреть его роль именно в данных аспектах. Письменная и устная речь лингвистами рассматриваются как две формы общения, которые в своей основе имеют общие базовые модели, общий план содержания, но планы его выражение несколько различаются [7, с. 5]. Вообще письменное оформление мыслей наделено значительными преимуществами. Например, по сравнению с устной речью, это замедленный процесс, который дает возможность сконцентрироваться на отдельных этапах его осуществления. В свою очередь, это создает условия для употребления таких языковых форм, которые еще недостаточно автоматизированы. В устной коммуникации такие языковые формы еще не могут активно употребляться. Использование этих форм в письменной речи гарантирует свободное оперирование ими в устной [5, с. 210]. Процесс написания в большинстве случаев связан с ассоциированием звукового и орфографического образа слов. При переписывании предложения, например, ученик сначала внимательно читает, а потом уже пишет. Поэтому происходит переход от написанного слова или предложения к услышанному. При написании учеником под диктовку, он слышит звукокомплексы, ассоциирующиеся с буквокомплексами. Письменная речь требует развернутого, последовательного и полного изложения мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, особенно точного отбора слов и выражений. Такой вид речевой деятельности как письмо улучшает уровень запоминания при закреплении нового лексического или грамматического материала, помогает поддерживать процесс чтения и говорения. Ведь написанный текст легче запоминается и удерживается в памяти, при этом дает возможность избежать повторений. Два этапа письменной речи, которые называются декодирование и кодирование в графике, и наличие устного опережения подчеркивают связь письма с устным языком и чтением. Письменная и устная речь одинаково относятся к репродуктивной деятельности. Исследователи указывают, что в обучении лексике и грамматике письменная фиксация материала дает учащимся возможность: 1) заучивать, повторять или закреплять материал, который ученик самостоятельно записал в тетради; 2) выполнять письменные упражнения, которые будут способствовать развитию умений и навыков использования лексического или грамматического материала; 3) создавать ассоциации, которые помогают запоминать лексические единицы, предложение и структурные образцы; 4) организовывать устные упражнения, опираясь на зафиксированные в тетрадях или на доске структурные образцы, лексические элементы [14, с. 12]. На начальном этапе происходит само овладение техникой письма. На среднем этапе обучения орфографии в связи с появлением нового языкового материала. А на старшем этапе обучения письму ранее приобретенные навыки совершенствуются наряду с устной речью. Кроме этого письмо выполняет еще одну довольно важную роль - становится вспомогательным средством во время самостоятельной работы над языком [13, с. 85]. Следует обратить внимание на то, что письмо на всех этапах служит эффективным средством контроля. Письменные контрольные или текущие работы, так и итоговые, применяются с целью проверки уровня знаний языкового материала, практических умений аудирования, а также устного высказывания и чтения. Так, обучение письменной речи связано с другими видами речевой деятельности. Письменная речевая деятельность позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует именно такие процессы как говорение, слушание и чтение на иностранном языке. У учащихся старших классов проявляется стремление к самовыражению, к возможности отстаивать свои взгляды и убеждения, и именно коммуникативная направленность обучения иностранному языку и создания благоприятного психологического климата для общения являются теми факторами, которые на этой ступени имеют особую значимость. В связи с этим очень важно подобрать на уроки такой материал, стимулирующий обмен мнениями, побуждающий к размышлениям [10, с. 167]. В ФГОС по иностранным языкам отмечается, что владение письмом помогает в достижении элементарной коммуникативной компетенции. Использование различных видов упражнений в течение периода обучения письму у учащихся старших классов на уроках английского языка позволяет сделать процесс обучения более интересным, более творческим, активизирует познавательные и креативные возможности учащихся; делает процесс обучения письменной речи увлекательным. Задание на написание письменного текста обязательно должно предшествовать четкими инструкциями, разъяснениями, цель которых - подготовить учащихся к выполнению письменного задания [21, с. 66]. Обучение письму на иностранном языке является важной задачей современной школы. Оно способствует запоминанию лексико-грамматического материала, аудированию, говорению, чтению. Поэтому, формированию умений и навыков письма нужно уделять, начиная с младших классов, закрепляя приобретенные знания на старшем этапе. Существует ряд различных упражнений, которые я использовала во время прохождения педагогической практики у учащихся одиннадцатого класса, которые касаются обучения письму на уроках английского языка. Одна из них - это написание плана прослушанного текста в формате вопросов. Данное упражнение помогает ученикам думать логически, повышать свой уровень креативного мышления. Происходит последовательное изложение мыслей, выделение главного, различения существенной информации и второстепенной. Психологи утверждают, что составление плана помогает запоминанию информации. Способность корректно письменно выражать свои мысли на иностранном языке следует развивать постепенно. Для развития этого навыка существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Владение письмом предусматривает достижение коммуникативной компетенции, которая обеспечивает ученику умения и навыки в типовых ситуациях повседневного общения с помощью письма: 1) самостоятельно высказываться на основе вербальных или зрительных опор; 2) написать краткое сочинение по теме и кратко передать в письменной форме содержание услышанного или прочитанного; 3) написать открытку другу; 4) заполнить анкету; 5) составить заметки для себя или других; 6) сделать краткие записи относительно прочитанного или прослушанного материала [12, с. 11]. К формам письменных речевых задач, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся: личные или деловые письма, в частности письма о приеме на работу, благодарственные письма (bread-and-butter letters), письма с жалобами, обращения, различные поздравительные открытки, записки, вывески, подписи к рисункам, объявления - информации, меню, рекламы, приглашения, ответы на заявления, автобиографические сведения, характеристики (confidential references), анкеты и бланки, справки, опорные схемы типа mind-maps), диктанты, конспекты (notes), тезисы (abstracts), обзоры, рецензии, (reviews), проекты (projects), очерки (essays) и другие. При обучении письменной речи важное значение имеет тренировка воображения. С невероятным любопытством ученики берутся к выполнению такого упражнения как «составление цепочных историй». Задача состоит в том, что учитель предлагает тему или первое предложение, чтобы направить учеников. Далее каждый ученик дописывает несколько предложений к тому, что уже написано его одноклассниками. Каждый участник неограничен в выборе лексико-грамматических средств и имеет свободную формулировку идей. Но в то же время каждый старается быть оригинальным и последовательным, чтобы проникнуться идеей и качественно выполнить свою часть коллективного труда. Эта задача позволяет учащимся развить свой творческий потенциал. Групповое произведение является хорошим примером деятельности, когда учеников просят работать небольшими группами над конкретной задачей. Взаимодействие группы и вклад каждого участника является коллективным творчеством [24, с. 11]. Зарубежные методисты рекомендуют не прибегать к стереотипному подходу, подчеркивая, что ступени творческого процесса могут меняться: начиная от составления плана до его просмотра, написание чернового варианта и его доработка [20, с. 131]. Еще одно направление развития творческих письменных способностей старшеклассников - это фрагменты занятий, когда письмо является единственным видом применяемой на них речевой деятельности. Средством обучения на таких уроках является тишина, основной мотив: “I let my silence speak for me”. Американский методист Эдвин Стив отмечает по этому поводу: «мы позволяем тишине говорить за нас и она, в свою очередь, активизирует наши мысли, побуждает изложить их на бумаге» [23, с. 33]. Достаточно действенным способом для улучшения письменной речи на уроках английского считается творческое письмо, которое помогает учащимся учиться рассуждать, бороть страх перед ошибками, развивать творческий потенциал, улучшает коммуникативные навыки. Американская исследовательница креативного письма Джо Элен Симпсон предлагает ряд задач, направленных на развитие у учащихся навыков «быстрого письма» [19, С. 33]. Их цель - учить учеников за ограниченный промежуток времени подбирать и письменно преподавать как можно большее количество слов, словосочетаний или предложений, Объединенных определенным смыслом. Перед выполнением упражнения необходимо дать инструкцию-совет, описать процедуру выполнения, предусмотреть возможные трудности. Такой вид письменной деятельности помогает ученикам побороть комплексы неуверенности. Пользуется популярностью такой вид заданий, как написание преданий и изложение краткого содержания материала, то есть summary. “A summary is a short version o f the original piece. It should restate the central idea o f the piece, maintain its organization, and recapitulate its logic” [22, c. 128]. Некоторые лингвисты даже утверждают, что умение писать summary может стать предпосылкой для успешной карьеры: “Being competent in the use o f non-fiction written genres in our society offers the language user access to power” [25, с. 17]. Особого внимания стоят написание писем разных жанров. Прежде всего, ученикам нужно научиться различать официальные и неофициальные письма. Выполнять упражнения для формирования умений построения текстов, писем: ученики учатся составлять вводную и заключительную части письма, его основную часть, пользуясь представленным логическим планом и речевыми образцами, типичными для каждого жанра. Примером написания деловых писем может быть такое упражнение: 1) You write a formal letter, always put your address (but not your name) in the top right-hand corner. 2) Put the date below the address. 3) Always start “Dear Sir or Madam” if you don’t know the person’s name you’re writing to. 4) End the letter with “Your sincerely”, “Best wishes”, “We are looking forward to hearing from you”. На сегодняшний день довольно распространенным способом написания писем является воспроизведение их в электронном варианте. Это могут быть или обычные повседневные письма зарубежному другу, деловые переписки, или же письмо-благодарность, письмо-жалоба; или письма-отзывы на различных форумах, официальных сайтах или непосредственно прямого обращения на почту до владельца заведения или продукции. Именно на примере писем-отзывов в следующем подразделе мы рассмотрим формирование умений и навыков письма у учащихся на старшем этапе. 1.2. Понятие и технологии личностно-ориентированного обучения иностранному языку в старшей школе Личностно-ориентированные технологии обучения, основанные на последних достижениях психологии и педагогики, серьезно усовершенствовали процесс формирования личности, предоставили ему научно-теоретическое обоснование, обеспечили методически. Методика преподавания английского языка постоянно находится в поиске наиболее эффективного способа обучения. Каждый год создаются новые учебники, разрабатываются новые методики преподавания, проводятся многочисленные исследования для изобретения лучшего способа обучения иностранному языку. Ученые и практики все больше склоняются к мысли, что именно личностно-ориентированные технологии обучения иностранным языкам создают необходимые предпосылки как для развития речевой компетенции учащихся и старшеклассников, так и для формирования умений принимать коллективные и индивидуальные решения с целью воспитание активных граждан общества. Начиная с конца 90-х годов ХХ века, значительное количество лингвистов разрабатывает эффективные методики и технологии преподавания иностранных языков [25,с.107]. В Общеевропейских Рекомендациях языкового образования указано, что основным методологическим принципом является положение о том, что методы, используемые в изучении, преподавании и исследовании иностранных языков, должны рассматриваться с точки зрения их наибольшей эффективности для достижения целей, согласованных с потребностями отдельных старшеклассников в социальном контексте [44]. Предметом изучения иностранного языка является не только иностранный язык как система, но и речевая деятельность, знание культуры народа – носителя языка, а также определенные лингвострановедческие знания [23, с. 517]. Основной целью преподавания грамматики языка является коммуникативная направленность старшеклассников, а эта цель может быть достигнута через интерактивные модели общения [16, с. 106]. Определение эффективности и обоснование целесообразности использования ряда интерактивных методов в преподавании английского языка, раскрытие значения этих методов как средства интенсификации, оптимизации и стимуляции процесса обучения осуществлено О. Стрельниковой [15]. Исследовательница обращает внимание на то, что для повышения эффективности процесса обучения необходимо наличие трех компонентов общения, а именно: коммуникативный (передача и сохранения вербальной и невербальной информации), интерактивный (организация взаимодействия в совместной деятельности) и перцептивный (восприятие и понимание человека человеком). Эти три составляющие своей структурой определяют конечный результат, стимулируют процесс познания, вызывают интерес, усиливают языковые навыки старшеклассников. Личностно-ориентированный подход в изучении иностранных языков означает усиление акцента на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. [16, с. 95]. Анализ практики применения личностно-ориентированного подхода в изучении иностранных языков показал, что широкое использование в старшей школе нашли технологии интерактивного обучения («Работа в парах», «Мозговой штурм», «Интервью», «Круглый стол», «Анализ ситуации», имитационные игры, дискуссии, дебаты и тому подобное). Благодаря применению этих технологий на занятиях по иностранным языкам создаются условия для обсуждения разнообразных проблем, аргументирования собственного взгляда, развития коммуникативных навыков. Однако в обучении иностранным языкам используются некоторые специфические технологии. Рассмотрим их поподробнее. Учебный диалог-общение ученика с учителем или двух учеников на иностранном языке. Диалогичность на уроках иностранного языка, по мнению А. Черняковой, выступает как одна из сущностных характеристик учебного процесса, как источник личностного опыта, фактор актуализации содержательных, рефлексивной, критической и других функций личности [44, с. 98]. Опыт диалогического общения накапливается у учащихся постепенно. Поэтому на начальных этапах он требует жесткой алгоритмизации, применения речевых клише. Со временем не менее важным становится развитие у учащихся умений слушать, понимать интонацию, настроение собеседника. Во время диалога ученики критически мыслят, решают сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, участвуют в дискуссиях, общаются с другими людьми. Диалог способствует развитию умений взаимопонимания, взаимопонимания; воспитывает стремление к самораскрытию и пониманию другого. Практика показывает, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и такая технология как дискуссия. Дискуссии и дебаты как одно из средств обучения английскому языку предлагают использовать И. Корыткина и Н. Егорова [9, с. 3]. Учеными доказано, что дискуссия дает возможность развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности: чтение (на стадии подготовки к дискуссии), говорение и аудирование (непосредственно в процессе обсуждения), письмо (во время или после обсуждения проблемы в качестве резолюции). Она предполагает значительную самостоятельную работу со стороны студента, чем позволяет интенсифицировать процесс обучения [5]. Кроме того, дискуссия способствует развитию критического мышления, формирует социальную мобильность, развивает коммуникативную, информационную и технологическую компетенции, креативность, навыки сотрудничества. Именно в процессе дискутирования ученики учатся выражать собственную позицию, аргументировать и отстаивать ее, уважать мнения других, избегать конфликтных ситуаций и тому подобное. У них формируется умение «активного» слушателя, который не только внимательно слушает, но и активно обрабатывает информацию, задает уместные вопросы, делает критические выводы, генерирует новые идеи благодаря сочетанию услышанного с личным опытом и прочее. Дискуссии разделяют на такие виды: подиумная дискуссия, панельная дискуссия, диспут, дебаты, дискуссия в мини-группах, ток-шоу, дискуссия с распределением ролей, форум, форум одного спикера, интервью, «круглый стол», «открытый микрофон», аквариум, пресс-конференция и тому подобное. Имитационно-игровые ситуации – моделирование различных речевых ситуаций с использованием ролей. Ролевые игры направлены на приведение в действие механизмов мотивации, а потому и на повышение эффективности обучения иноязычному общению. Ролевая игра является особым типом деятельности, в котором мотив заключается в самом процессе, в содержании самого действия. Она одновременно опирается на сознательное и подсознательное овладение учебным предметом, в частности предполагает влияние на эмоциональную сферу старшеклассников с целью облегчения запоминания материала. Именно в ролевой игре создаются предпосылки для использования всех средств воздействия на психику старшеклассников, а также соблюдается принцип индивидуального обучения через групповое [18, с. 196]. В изучении иностранных языков достаточно эффективными являются скетчи (ролевые ситуации), во время которых участник выражает свое отношение к определенному событию, поступку и свою точку зрения как носитель русской культуры и представляет себя на месте человека-носителя другого языка и культуры. Ролевая игра помогает общению, способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков. Она развивает коммуникативные навыки, память, мышление и воображение [14, с. 151]. Это подтверждается опытом проведения нами ролевых игр и ярко иллюстрируется на игровом этапе, во время которого учащиеся демонстрируют не только знания лексико-грамматического материала и навыки спонтанной речи, но и творческие способности. При этом каждый ученик имеет возможность почувствовать себя профессионалом, который стремится выполнить свою задачу как можно лучше, ведь от успеха каждого зависит успех всей команды. Обучение в сотрудничестве – обучение в малых группах. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Успешность этой технологии признана многими учеными и практиками, а потому ее используют при изучении различных учебных предметов. Так, например, технология обучения в сотрудничестве (cooperative learning), разработана тремя группами американских педагогов: Г. Славина из университета Джона Хопкинса, Г. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота, группой Е. Аронсона из университета штата Калифорния. Ее суть заключается в том, чтобы создать такую благоприятную среду, в которой каждый из учеников имел бы возможность максимально проявить свои способности в ходе активной совместной учебной деятельности на базе различных учебных ситуаций. Эта технология дает возможность взаимообучения, когда более сильные ученики заинтересованы научить более слабых, поскольку успех группы зависит от результатов обучения каждого. Для этого на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, происходит работа с документами и разнообразными источниками информации, используются творческие работы и тому подобное. Наиболее эффективными, с точки зрения усвоения языкового материала и содействие заинтересованности учащихся процессом обучения, является проектный метод, метод «мозговой атаки» и метод деловых ролевых игр. Главной целью метода проектов является предоставление учащимся возможности для самостоятельного получения знаний в процессе выполнения практических задач и проблем, которые нуждаются в поиске необходимой информации в различных научных источниках. Проекты имеют некоторые общие черты:
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языки (переводы), 74 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Языки (переводы), 59 страниц
3500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg