ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЗДОКУМЕНТАРНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Бездокументарные ценные бумаги: понятие и их виды
Бездокументарные ценные бумаги – это обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со статьей 149 ГК РФ. Бездокументарными ценными бумагами являются акции и облигации.
Закон о РЦБ в ст. 2 под акцией понимает эмиссионную ценную бумагу, которая закрепляет права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации .
Акции выпускаются только в рамках акционерных обществ. Таким образом, другие коммерческие и некоммерческие юридические лица не имеют права выпускать акции. Выпуск и размещение акций позволяет сформировать уставной капитал акционерных обществ. Получается, что уставный капитал акционерного общества состоит из номинальной стоимости акций общества, которые были приобретены акционерами (ст. 25 Закона об АО).
В ст. 143 ГК РФ перечислены документы, которые являются ценными бумагами. В их число относятся и облигации. Вследствие этого, признаки ценных бумаг, которые перечислены в ст. 142 ГК РФ, присущи и облигациям как ценным бумагам. Рассмотрим этот вывод подробнее.
В легальном определении ценной бумаги (ст. 142 ГК РФ) указаны четыре признака ценной бумаги.
Во-первых, исходя из содержания ст. 142 ГК РФ видно, что ценной бумагой признается документ. Однако облигаций в виде документа (бумажного, электронного, магнитного или какого другого) не существует. Документ является носителем информации. Единственное требование, которое предъявляется к документу чтобы он мог быть идентифицирован в качестве такового достигается при помощи сочетания реквизитов – определенных обозначений . Никаких реквизитов, основным из которых является подпись, облигация не содержит.
Сертификат ценной бумаги как правовой инструмент не известен ГК РФ. С учетом того, что в теории права сама ценная бумага выступает основанием такой легитимации, выделение для этого нового явления представляется нецелесообразным. Так как согласно содержанию ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, если владелец не имеет сертификата ценной бумаги, он не может рассматриваться законным держателем ценной бумаги. Этот вывод также представляется нам сомнительным, если у держателя на руках имеется сама ценная бумага. Отметим, что отсутствие сертификата ведет к нарушению документарной формы эмиссионной ценной бумаги. Нарушение формы должно приводить к недействительности ценной бумаги, что вытекает и из положений гражданского права России.
Мы считаем, что на сегодняшний день сложились три способа фиксации прав. Они выражаются в следующих формах:
? ценная бумага;
? сертификат;
? запись в системе реестра.
Права, которые удостоверяются облигацией и перечисленные в ст. 816 ГК РФ, а также в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг, удостоверяются, таким образом, не самой облигацией. Они могут быть удостоверены сертификатом. Сертификат в свою очередь является документом, в котором присутствуют определенный перечень реквизитов либо записей в системе ведения реестра, а также решение о выпуске облигации.
Во-вторых, в статье 142 ГК РФ выделяется такой признак ценной бумаги как установленная форма и обязательные реквизиты. Учитывая все изложенное об отсутствии облигации как документа, совершенно невозможно существование и второго признака ценной бумаги у облигации. Реквизиты сертификата не могут признаваться в качестве реквизитов облигации, т.е. сертификат не является облигацией, а выступает в качестве документа, удостоверяющего право на определенное количество облигаций.
В-третьих, ценная бумага удостоверяет имущественные права. Облигация в свою очередь удостоверяет лишь строго определенные имущественные права. Получается, что в отличие от других ценных бумаг (к примеру, акций, ипотечных сертификатов участия, др.) облигация не удостоверяет неимущественные права .
Анализ места облигации в системе ценных бумаг позволяет прийти к следующим выводам:
Во-первых, облигация относится к обязательственным ценным бумагам, т.к. она удостоверяет права требования (обязательственные права);
Во-вторых, облигация является смешанной ценной бумагой. Она может быть денежной и (или) товарной. Характер облигации определяется эмитентом волевым решением;
В-третьих, облигация относится к срочным ценным бумагам. Срок погашения облигации определяется в решении о выпуске облигаций;
В-четвертых, облигация относится к доходным ценным бумагам, поскольку предоставляет ее держателю возможность получить доход от одного только держания ценной бумаги.
В качестве четвертого признака ценной бумаги выступает начало презентации, т.е. когда осуществление и передача прав по ценной бумаге осуществляются только при предъявлении ценной бумаги.
В случае, если облигация является предъявительской, то необходимость в идентификации ее владельца попросту отпадает. Вследствие этого ведение записей о держателях в реестре эмитента также не производится. Права держателя облигации удостоверяются соответствующим сертификатом.
Таким образом, облигация является инвестиционной ценной бумагой. Она может быть именной и предъявительской, документарной и бездокументарной.
1.2. Способы использования бездокументарных ценных бумаг
Бездокументарные ценные бумаги в виде акций удостоверяют право на участие в управлении делами акционерного общества и на получение части имущества акционерного общества, которое остается после его ликвидации. В этом проявляется способы использования бездокументарных ценных бумаг.
Согласно общим правилам акции позволяет удостоверить следующие права ее владельца:
Во-первых, получение дивидендов;
Во-вторых, участие в управлении корпоративными делами;
В-третьих, получение части имущества акционерного общества, которое остается после его ликвидации.
Таким образом, акция как ценная бумага удостоверяет не только не только имущественные, но и следующие организационно-управленческие права акционера: право на участие в управлении акционерным обществом, право на получение информации о деятельности этого общества.
Однако акция не наделяет ее владельца никакими вещными правами в отношении имущества акционерного общества .
В научной литературе дискуссионным выступает вопрос по поводу правовой природы прав, удостоверяемых акцией. Устоявшейся является точка зрения о наличии права «членства в обществе» .
Особенность акции как корпоративной ценной бумаги состоит в том, что объем прав акционера напрямую зависит от количества принадлежащих ему акций.
Акционеры – владельцы обыкновенных акций общества согласно пункту 2 статьи 31 Закона об АО имеют право на участие в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества – право на получение части его имущества. Раскроем содержание рассматриваемых прав более подробно. Право на участие в управлении акционерным обществом по своей правовой природе носит неимущественный характер. Несмотря на это, рассматриваемое правомочие владельца акции тесно связано с имущественными правами, что обусловлено характером деятельности акционерного общества – коммерческой организации, основная цель которой заключается в извлечении прибыли. Особенность права на участие в управлении акционерным обществом как неимущественного права заключается в том, что это правомочие может передаваться другим субъектам гражданских правоотношений. Д.В. Ломакин отмечает, что «передача неимущественных прав сопровождается их увязкой с имущественными правами и без этого невозможна» .
Управлением могут заниматься участники корпорации. Однако, только в акционерных обществах управлением могут заниматься только лица, которые имеют акции.
Правом голоса наделяется владелец акции только после ее полной оплаты. Судебная практика в полной мере подтверждает этот вывод (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2013 года по делу №А53-17170/2012) .
Акции, которые перешли к акционерному обществу, не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, а также по ним не производится начисление дивидендов.
Право на получение информации о деятельности акционерного общества тесно связано с правом на участие в его управлении. Это право позволяет акционеру наиболее полно реализовывать и защищать права, которые предоставлены акцией .
Помимо общедоступной информации акционеры имеют право на получение дополнительных сведений об акционерном обществе. Эти сведения можно разделить на две группы. В первую группу входит общедоступная всем акционерам информация. К примеру, акционерное общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, которые предусмотрены в п. 1 ст. 89 Закона об АО. Во вторую группу входят сведения, которые предоставляются отдельным акционерам по их инициативе. К примеру, лицо может получить информацию о его включении в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании.
Следующее право, которое предоставляется акцией, - это право на получение дивидендов.
Обязанность выплачивать дивиденды у акционерного общества возникает только после принятия соответствующего решения об их выплате. До этого у акционерного общества существует лишь право на выплату дивидендов.
Наконец, акция предоставляет право на получение ликвидационной квоты – части имущества акционерного общества при его ликвидации.
1.3. Виды нарушений прав владельцев бездокументарных ценных бумаг
Нарушения прав владельцев бездокументарных ценных бумаг нередко осуществляется при помощи злоупотребления правами как со стороны корпорации, так и со стороны участников корпорации.
В Законе об АО не содержится понятие «злоупотребление правом акционерами». Отсутствие легально закрепленной дефиниции и ответственности за злоупотребление прав владельцев бездокументарных ценных бумаг, ведет к тому, что акционер не может быть привлечен к ответственности за свои действия. Нередко злоупотреблением занимаются миноритарные акционеры. Злоупотребление правом со стороны мажоритарных акционеров, как правило, проявляется в деятельности самого АО .
Злоупотребление правом со стороны акционера следует определить как реализация им своих прав, направленных против целей и интересов акционерного общества и противоречащие принципу добросовестности. Злоупотребление ведет к причинению вреда акционерному обществу и (или) другим его участникам либо к совершению действий в пользу злоупотребляющего акционера .
Правовой основой получения информации об АО предоставлено акционеру выступают нормы статьи 67 ГК РФ и статей 89-91 Закона об АО. Формой реализации данного права выступают: непосредственное ознакомление акционера с документами либо получение копий этих документов (ст. 91 Закона об АО).
Особенность реализации права на получение информации акционером относительно АО выражается в том, что в законодательстве не прописаны цели получения такой информации.
В качестве разновидности злоупотребления правом со стороны акционера следует отнести требование им получения информации от акционерного общества, которая содержит в себе информацию, которая является конфиденциальной или составляющей коммерческую тайну. Исходя из содержания норм ст.ст. 89-91 Закона об АО видно, что акционерное общество не обязано предоставлять такую информацию акционеру. Более того, информацией, составляющей коммерческую тайну, признаются протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа АО; документы бухгалтерского учета и др.
Одним из проявлений злоупотребления правом со стороны акционера следует признать и требования предоставления информации о договорах, которые были заключены акционерным обществом.
Предоставление документов бухгалтерского учета АО осуществляется по требованию акционеров, которые в совокупности имеют более 25% голосующих акций этого АО. Нередко в практике бывают случаи, когда акционеры требуют предоставить договоры АО. Свою позицию они обосновывают тем, что договора по смыслу ст. 91 Закона АО выступают в качестве документов бухгалтерского учета. Эта позиция является ошибочной, т.к. договоры не являются первичными учетными документами и документами бухгалтерской отчетности.
Данное ограничение было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ в определении от 18 июня 2004 года №263-О указал, что положения Закона АО об обязанности акционерного общества обеспечить акционерам доступ к своим документам направлено, среди прочего, на обеспечение открытости хозяйственной деятельности акционерного общества и возможности реализации акционерами своих прав, однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Попытка выработать критерии злоупотребления акционером правом на получение информации относительно деятельности АО дана в работе И.Т. Тарасова. Он указывает, что критериями выступают:
Во-первых, как действия акционера повлияют на управление акционерным обществом;
Во-вторых, каким образом действия акционера могут навредить АО .
Особенность АО выражается в том, что в его составе имеется множество мелких акционеров. Это ведет к тому, что в АО действует специальный режим охраны и доступа к сведениям, которые не обладают признаками общедоступности. Это ведет к установлению ограничений относительно предоставления информации. Норма Закона об АО, в которой говорится о том, что доступ к документам бухгалтерского учета предоставляется лишь тем акционерам, которые в совокупности обладают не менее чем 25% голосующих акций АО, не нарушает конституционный принцип равенства, т.к. введение этой нормы связано со спецификой корпоративных отношений .
В рамках статьи 174 АПК РФ говорится, что при принятии арбитражным судом решения он определяет, какие конкретные действия должен совершить ответчик. К примеру, если решение касается предоставления документов, то в нем должно быть указан перечень этих документов, их реквизиты и т.п. Получается, что документы должны обладать индивидуально-определенными признаками, которые позволят идентифицировать их. При отсутствии индивидуализации решение суда не может быть исполнено.