ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
1.1 Понятие и классификация спортивного туризма
Каждый из нас любит отдыхать. Наиболее популярным видом отдыха является туризм. Самое прекрасное в туризме то, что каждый хочет найти что-то для себя. В современном мире разработано множество подходов к определению понятия «туризм», но определение принято в соответствии ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ представил определение «туризма», согласно которому: «туризм» - поездки временного характера от места проживания в различные учреждения, такие как лечебные и профилактические, чтобы человек отдохнуть и поправить здоровье, отели для временного проживания, выезд в места отдыха – такие как горы, реки, моря и т.д.
Спортивный туризм Для РФ - это абсолютно новый вид туризма. Развиваться спортивный туризм стал после летних Олимпийских игр в 1980 году в Москве. Анализируя, как развивался спортивный туризм в РФ необходимо исследовать само понятие «туризм» и «спортивный туризм» как его составляющая.
«Спортивный туризм» в наше время - это энергично развивающаяся отрасль мировой индустрии туризма, набирающая огромнейший темп роста, с одной стороны, и вносящей значительный вклад в получении доходов от туризма в мире. Если учитывать статистику, на спортивный туризм приходиться 25% доходов от туризма во всем мире.
И. Д. Горшков под «спортивным туризмом» понимает улучшение общего комплекса познаний, приобретение навыков и умений, которые нужны чтобы в безопасности перемещаться по пересеченной местности и преодоливать разнообразные сложные природные рельефы
С.Н. Казначеева, Агаев Натиг Фарман-оглы, Е.А. Челнокова, ставят своей целью привлечение спортивного туризма к крупным спортивным мероприятиям, таким как соревнования, чемпионаты и олимпиады, как индивидуальных, так и организованных групп туристов.
В правилах спорта дана такая дефиниция: «Спортивный туризм» - это вид спорта, который соревнуется по маршруту спортивного туризма, который преодолевает различные препятствия и соревнуется за дистанцию прохождения через естественную среду и искусственную местность.
«Спортивный туризм» дает возможность приобрести туристу определенные качества, которые присущи тем людям, кто занимается спортом. Эти качества помогают укрепить здоровье, проявить физическую активность, оказать хорошее влияние на формирование личности и помочь приобрести нравственные качества, получить самоутверждение благодаря естественной силе природы и чувству первопроходца.
Глобализация сделала спортивный туризм интересным популярным явлением. Спортивные мероприятия сочетаются с шоу, индустрией и маркетингом. Спортивные мероприятия посещают зрители, которые идут на стадион или смотрят дома у телевизора, и они становятся участниками данных мероприятий, любители видеоигр, путешествующие на спортивные мероприятия и отдыхающие.
«Спортивный туризм» создал многочисленные предприятия, участвуя в формировании новых культур здорового образа жизни, новых моделей общественной жизни, насыщенной развлечениями и событиями. Спорт становится решающим фактором в обеспечении туристических направлений. Это создает преимущества и делает ваше направление более конкурентоспособным на международном рынке .
Таким образом, «спортивный туризм» - это один из видов «активного туризма», оказывает содействие ублажению нужды личности в спортивных мероприятиях. Туристы, которые путешествуют преследуя цель, чтобы посетить спортивное мероприятие, приобретают чувство причастности к спорту, в результате, его нужда как болельщика решена.
В спортивном туризме, соревнования, которые проходят в разных уголках мира носят любительский характер. Данный туризм регулируется администрациями города и компаниями, которые их организуют. Этот туризм относят к социальной сфере, необходим для психического и физического улучшения человеческой натуры. Формы спортивного туризма выражены в таких направлениях (Рисунок 1)
Рисунок 1 Формы спортивного туризма
По масштабу соревнования делятся на (Рисунок 2):
Рисунок 2 – Соревнования по масштабу
Отправляясь в путешествие, у каждый туристический маршрут имеет потенциал к знакомству с культурой проживающих людей в данной местности, дает возможность получить эмоциональную разрядку находясь в природной среде.
«Спортивный туризм» имеет отличие от всех видов туризма тем, что каждый человек может посетить любое спортивное сооружение и почувствовать себя сопричастным к данному виду спорта:
Рисунок 3. Спортивные сооружения
Приведем пример, каждый год 50000 туристов приезжают в Нью-Йорк, и посещают Мэдисон-Сквер-Гарден - это арена баскетбольной команды «Нью-Йорк Никс», а также приезжают, чтобы увидеть в США «Национальный зал славы и музей бейсбола», а в Торонто «Зал хоккейной славы», в Японии «Зал славы и музей бейсбола», Спрингфилде - специализированный ритейлер площадью более 350 000 квадратных метров Bass Pro Shops. Все эти места посещают больше 4 миллионов туристов.
«Спортивное путешествие» - это необычный вид чтобы совершить путешествие, и окунуться в мир спорта.
Если говорить о «спортивном туризме» как о спорте, то предполагается огромное число дополнительных направлений, которые и определяют его популярность. К таким направлениям можно отнести спортивно-оздоровительный туризм, туры активного отдыха на природе, формирование у молодежи пристрастий к занятию спортом, у пожилых людей необходимость физической нагрузки. «Спортивный туризм» можно разделить на подвиды:
Рисунок 4. Подвиды спортивного туризма
Новым видом спортивного и оздоровительного туризма стала организация туров для активного отдыха и любых способов физической активности. Направления маршрутов могут быть разными (Рисунок 5):
Рисунок 5. Направления маршрутов
Итак, можем сделать вывод, что спортивный туризм является социально ориентированным направлением и образом жизни важной части общества, функционирующим как результативное средство к физическому оздоровлении, нравственному развитию, самосовершенствованию, бережного отношения к памятникам природы и культуры, взаимопонимания между людьми и народами.
1.2 Нормативно – правовое обеспечение спортивного туризма
Конституция - это главный документ, который напрямую не выполняет функцию регулирования, но имеет главные нормы, для всех участников данной отрасли. В ст. 27 присутствует право «свободного перемещения границ»; ст. 37 «право на отдых»; ст. 41 «право здоровье»; ст. 44 «право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям»; ст. 61 «защита граждан за пределами РФ».
1) К федеральным законам, регулирующим отношения в сфере туризма, относятся: Конституция РФ ;
2) Федеральный Конституционный закон (Закон о правительстве ; Закон о чрезвычайном положении );
3) ФЗ (Закон о туристической деятельности, Закон о безопасности);
4) Акты и указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 , Указ Президента РФ от 12.11.1994 №2058 );
5) Акты Федерального правительства РФ (Постановление Федерального Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» );
6) Акт Палаты Парламента РФ (Постановление 12.01.2005 №1424–IV )
7) Приказы федеральных органов исполнительной власти (Приказ № 2 Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 , Приказ № 313 Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ от 18.06.2003 , Приказ № 484 Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ от 25.10.2004 );
Сферу туризма регулирует ФЗ № 132-ФЗ от 24.11.1996 , который устанавливает принципы политики страны с данной отрасли, и направлена на правовые основы мирового рынка туристической отрасли. В частности, ФЗ № 132-ФЗ от 24.11.1996 дает определения «туризм», «туристическая отрасль», «туроператорская деятельность» и многие другие.
Единый федеральный реестр туроператоров предоставляет информацию о местонахождении и обновлении Ростуризма на сайтах в сети Интернет в соответствии со статьей 4.1 Закона о туристической деятельности , что важно не только как способ легализации деятельности туроператоров, но и в области обеспечения права на безопасность туристов. Информация о юридических лицах, имеющих право осуществлять деятельность туроператоров на территории РФ.
Законодательство о туризме сделало весомый шаг в разработке правовых основ туристской отрасли, были прописаны взаимоотношения между всеми участниками данного рынка.
Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года , когда туризм относится к социальной сфере. Поэтому спортивный туризм по своей сути не является сферой услуг, а является достаточно самостоятельной и социально ориентированной территорией, образом жизни всех слоев общества.
Следуя перечню поручений Президента РФ по развитию въездного и внутреннего туризма РФ в Постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2020 г. № 1903 и Постановлении Правительства РФ от 20 Сентябрь 2019 г. № 2129-р утверждена Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года.
Стратегия основывается на приоритетах устойчивого развития (Рисунок 6):
Рисунок 6 - Приоритеты устойчивого развития
Кроме того, в каждом муниципальном образовании утверждается программа муниципального округа к примеру: «Об утверждении постановлением администрации города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 21 января 2019 года № 71 Программы местного самоуправления «Развитие туризма города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 годы»
Согласно приказу Министерства спорта РФ от 12 февраля 2016 г. № 132 сёрфинг включили в общероссийский спортивный реестр и дали код вида спорта 1370001511L. 03.08.2016 года Международный олимпийский комитет включили сёрфинг в программу Олимпийских игр 2020 года в Токио.
Е.Л. Писаревский осуществляет анализ, что такое эффективные и безопасные функции в сфере рекреационного, спортивного и оздоровительного туризма в соответствии с определенными нормами и правилами (ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ ; соответствующие ГОСТы; нормативно-правовые документы и инструктивные письма соответствующих министерств (Минобрнауки России, Минспорт России), ведомств (Ростуризм) и организаций (Федерация спортивного туризма России) и т. п.).
Однако, как показано практикой, многие нормативные документы противоречат друг другу (например, ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ определил категории персонала, такие как гиды-инструкторы, экскурсоводы (гиды), гиды-переводчики и т.д., а «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» Определяет следующие должности сотрудников: консультанты по туризму, инструкторы-методисты по туризму, руководители туристических групп, организаторы экскурсий, гиды-экскурсоводы, переводчики туристических гидов).
Некоторые нормативные документы прямо препятствовали развитию рекреационного, спортивного и оздоровительного туризма (например, СанПиН 2.4.4.2605-10 был отменен в 2013 г. благодаря активным действиям туристического сообщества).
Для решения этой проблемы был создан совет по развитию детского туризма в РФ. Его основные задачи (Рисунок 7):
Рисунок 7 – Задачи совета по развитию детского туризма в РФ
Поднят вопрос безопасности спортивно-оздоровительных туристических мероприятий в ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ
Итак, можем сделать вывод, что для России спортивный туризм является относительно новым видом туризма. Все новые нормативные документы, относящиеся к направлениям рекреации, спортивного и оздоровительного туризма, с учетом оценки экспертов, реально работающих в данной сфере, во избежание развития сложившейся ситуации должны быть согласованы. Мало кто знает все стороны деятельности в этом направлении, а знают отдельные направления деятельности по отдыху и туризму.
1.3 Направления и перспективы развития спортивного туризма
Туризм в современном мире проявляется в многообразии связей, явлений и отношений, что обуславливает его классификацию, необходимость группировки по отдельным однородным признакам. Направление развития спортивного туризма выглядит следующим образом (Рисунок 8):
Рисунок 8 – Направления развития спортивного туризма
Водный туризм (водные байдарки, катамараны, рафты, байдарки, сплавы по рекам на яхтах) – давно известный и активный вид деятельности в странах, обладающих водными ресурсами. В последнее время, с появлением новых современных форм, требуется водный туризм. Имеется в виду использование различных типов судов (парусных или моторных), которые туристы покупают или арендуют. Основной инфраструктурой для этого вида туризма является гавань.
Лыжный туризм (планирование путешествия возможно зимой. Основная задача: рельеф и преодоление ландшафтных препятствий) - Движение по маршруту в основном осуществляется на лыжах. Экскурсионные лыжи используются для преодоления препятствий на природе.
Пеший туризм - движение по маршруту в основном осуществляется пешком. Основная цель группы – преодолеть маршрут пешком по слабопересеченной местности. Вы можете проложить свой собственный маршрут, не полагаясь на технику (парки, леса, водоемы). На маршруте спортсмены преодолевают естественные препятствия (лесные горы, кустарники, каньоны, водные преграды).
Горные экскурсии-походы в высокие горы. Поход требует выносливости, подготовки и ловкости. Для него характерно прохождение перевала и подъем на вершину горы.
Спелеотуризм (маршруты проходят через пещеры, пещеры, образованные природой, при строительстве, горных работах) - вид спортивного туризма, подразумевающий перемещение по естественным подземным полостям (полостям) и их различным препятствиям, заключающееся в преодолении с помощью предметов (сифонов, колодцев) различное специальное снаряжение (акваланги, карабины, веревки, крюки, индивидуальные страховочные системы и т.д.). Открытие нового спелеологического маршрута связано с исследованием пещер, или спелеологией.
Парусный туризм-Путешествие по внутренним водным путям, морским и прибрежным водам на парусной лодке.
Конный туризм (Конный туризм) - Верховая езда или катание на повозке. Вид спортивного туризма, состоящий из конных переходов по маршруту, включающих препятствия (тропы, леса, реки), присущие конному туризму.
Велотуризм (велотуризм) – один из видов туризма, в котором велосипед выступает в качестве основного или единственного средства передвижения. Понятие «велотуризм» неоднозначно и относится как к виду активного отдыха, так и к разнообразному спортивному туризму.
Автомобильная экскурсионная поездка (пешеходная) по маршруту, выбранному на автомобиле или мотоцикле для личного пользования.
В каждом виде спорта есть свои сложности (соблюдение техники безопасности, наличие дорогостоящего снаряжения и снаряжения). Поэтому разработаны маршруты разной технической сложности (наиболее сложные категории с 1 по 6) и будут доступны на разных материально-технических основаниях, уровнях подготовки и состояниях здоровья.
Система туризма динамична и сложна из-за множества связанных с ней факторов и наличия многих секторов, которые способствуют ее успеху. Эти факторы и сектора связаны с предоставлением туристического опыта и получением доходов от туризма и рынка. Из-за динамического характера туристической системы необходимо регулярно сканировать внешнюю и внутреннюю среду дестинации, чтобы вносить необходимые изменения для обеспечения здоровой и жизнеспособной индустрии туризма .
Таким образом, общепризнано, что развитие туризма больше не может функционировать в отрыве от окружающей среды и сообществ, равно как нельзя игнорировать социальные и культурные последствия туризма.
Туризм может способствовать экономическому росту страны следующим образом (Рисунок 9):
Рисунок 9 – Туризм способствующий экономическому росту
Создание или развитие индустрии туризма означает не только получение прибыли, но и затраты. Принимая во внимание различные последствия для туризма с самого начала плана, вы можете максимизировать сильные стороны и возможности и свести к минимуму слабые стороны и угрозы. Туристическая деятельность влияет не только на экономику страны, но и на региональную экономику страны назначения.
Туризм создает местные рабочие места непосредственно в туристическом секторе, а также в секторе поддержки и управления ресурсами.
Туризм вдохновляет на прибыльную домашнюю промышленность, отели и другие помещения, рестораны и услуги общественного питания, транспортные системы, ремесла и услуги гидов. Туризм создает иностранную валюту для страны и вкладывает капитал и новые деньги в местную экономику.
Туризм помогает диверсифицировать местную экономику. Способствует увеличению налоговых поступлений от туризма. Повышенный спрос, создаваемый туристской деятельностью, может повысить стоимость земли, жилья и ряда товаров, необходимых для повседневной жизни. Потребности в предоставлении медицинских услуг и полицейских услуг возрастают в туристический сезон за счет местной налоговой базы.
Туризм также имеет как положительные, так и отрицательные последствия для общества назначения. Это выгодно и дорого для общества. Вы можете улучшить качество жизни своего сообщества за счет диверсификации экономики, основанной на туризме.
Рекреационные и культурные объекты, созданные для туризма, доступны как местным жителям, так и местным или иностранным посетителям. Однако социальная структура дестинации, такая как социальные связи, демография и институты, может измениться. Доверие к социальной и культурной среде может быть изменено в соответствии с требованиями туризма.
Туристическая деятельность также влияет на культуру принимающей страны. Так, туризм может улучшить местную культурную осведомленность. Туризм может приносить доход, помогая оплачивать сохранение археологических памятников, исторических зданий и районов.
Несмотря на критику по поводу изменения культур до неприемлемого уровня, обмен культурными знаниями и опытом может быть полезным для хозяев и гостей туристических направлений и может привести к возрождению местных традиций и ремесел.
Однако, исторические места могут быть повреждены в результате развития туризма и это может привести к долгосрочному ущербу культурным традициям и разрушению культурных ценностей. Туризм воздействует на окружающую среду как положительно, так и отрицательно. Так могут быть созданы парки и природные заповедники, а экологическая охрана поддерживается как необходимость для природного туризма. Повышение осведомленности и забота об окружающей среде может быть результатом природной туристской деятельности и развития.
Но, быстрое развитие, чрезмерное развитие и перенаселенность могут навсегда изменить физическую среду и экосистемы региона. За эти годы туризм стал популярной глобальной деятельностью. В зависимости от характера и цели их путешествия, туристы нуждаются и требуют определенные удобства и услуги. Это привело к широкому спектру коммерческой деятельности, которая приобрела отраслевые масштабы.
Таким образом, путешествия и туризм в наши дни представляют широкий спектр смежных отраслей. Так в индустрии путешествий и туризма гостиничная индустрия играет очень важную роль, поскольку всем туристам нужно место, где они могут остановиться в пунктах назначения, и им требуется гораздо больше услуг и удобств, соответствующих их конкретным потребностям и вкусам.
Также важны рестораны и другие места для еды и напитков, поскольку туристам нравится экспериментировать с местной кухней тех мест, которые они посещают. Особое значение имеет индустрия розничной торговли, так как туристы делают покупки для повседневных нужд, а также ищут сувениры и сувениры. Хорошо развитая транспортная индустрия, а также инфраструктура являются неотъемлемой частью успеха любого туристического и туристического предприятия.
Туристские предприятия играют очень важную роль, поскольку они планируют маршрут своих клиентов и принимают необходимые меры для их поездки, пребывания и осмотра достопримечательностей, помимо облегчения их паспорта, визы и т. д. Туроператоры собирают различные элементы тура. Поскольку индустрия путешествий объединяет различные сектора, которые продвигают туристские услуги. Эти сектора относятся к поставщикам туристских услуг, а их услуги и товары называются «туристическими продуктами» .
Итак, прямое, косвенное и опосредованное влияние туризма на социально-экономическое развитие территорий неоспоримо. Научные исследования в области влияния туризма на экономику российских регионов находятся в стадии формирования. Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития .
На развитие индустрии туризма в XX веке повлияли несколько изменений, которые определили дальнейшее развитие индустрии. В целом можно выделить технологические изменения и социокультурные изменения, которые повлияли на развитие индустрии туризма.
Важные технологические изменения, произошедшие во второй половине XX-го века, были связаны с развитием телекоммуникационных и информационных технологий. Фактически, новые телекоммуникационные и информационные технологии постоянно меняют индустрию туризма. Благодаря этим технологиям туризм перерос в массовую индустрию, хотя в прошлом он был довольно экзотическим, даже экстремальным, поскольку путешествия сопровождались отсутствием информации о пунктах назначения, а у туристов было относительно мало возможностей общаться друг с другом и их родственниками или друзья по всему миру. Более того, в первой половине XX -го века они могли оставаться в изоляции от своей родины, если, например, туристы из Европы отправились в африканскую или любую другую развивающуюся страну. Развитие современных телекоммуникаций, включая мобильные телефоны и информационные технологии, включая Интернет, устранило физические границы между странами и местами, сделав их доступными для массы туристов.
Таким образом, туристы не могут быть просто проинформированы о потенциальных направлениях, но они могут путешествовать в любую точку мира и поддерживать связь со своими друзьями, родственниками и другими людьми с помощью современных телекоммуникационных систем.
На социокультурном уровне мир стремится стать однородным. В прошлом, особенно в первой половине XX-го века, мир был чрезвычайно разнообразным в культурном отношении, и каждая страна была уникальным местом для туристов. В середине XX -го века мир стал биполярным, когда две сверхдержавы, США и СССР, разделили мир на две отдельные части. Такое разделение ограничивало возможности для развития индустрии туризма во всем мире, потому что люди из демократических стран имели ограниченный доступ в страны советского блока и наоборот. К концу XX -го века мир резко изменился после окончания холодной войны. Устранение физических барьеров для путешествий и быстрое развитие экономической глобализации стимулировали рост экономического сотрудничества и развитие индустрии туризма.
Прежде всего следует сказать, что появление массового туризма стимулировалось развитием технологий и улучшением инфраструктуры, особенно транспорта, что способствовало облегчению большого количества туристов из одного места в другое. В такой ситуации развитие массового туризма подразумевает развитие инфраструктуры местной экономики, а также растущее международное сотрудничество местной экономики с внешними рынками, если местная туристическая индустрия ориентирована на иностранных туристов. Это означает, что развитие местной инфраструктуры может стимулироваться массовым туризмом. Очевидно, что развитие инфраструктуры будет стимулировать развитие экономики, потому что в современном мире эффективная логистика является одним из основных условий успешного бизнеса, а эффективность логистики возрастает в тех областях, где существует хорошо развитая инфраструктура. Следовательно, массовый туризм можно рассматривать как стимул для развития местной экономики.
С другой стороны, наряду с относительно высокой рентабельностью массового туризма из-за большого количества туристов, необходимо помнить об определенных рисках, которые сопутствуют этому виду туризма. Под этим подразумевается необходимость постоянного и стабильного потока туристов по туристическим направлениям. В этом отношении можно оценить, что эта проблема может быть решена, если устойчивое развитие туристической отрасли будет продолжаться и в этой отрасли не будет кризисов.
Говоря об экономическом влиянии нишевого и массового туризма на ситуацию устойчивого развития туризма, необходимо подчеркнуть, что массовый туризм можно рассматривать как более экономически выгодный, поскольку он ориентирован на крупный и постоянный поток туристов, но такая зависимость делает массовый туризм чрезвычайно уязвимым для кризиса, вызванного некоторыми стихийными бедствиями или любыми другими внешними угрозами, такими как террористические акты.