Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста

baby_devochka 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.05.2022
Объект исследования – процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края. Предмет исследования – народная педагогика как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально разработать проект формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края. Гипотеза - основана на предположении о том, что формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края будет эффективным, при следующих педагогических условиях: ? разработать и внедрить проект в образовательные процесс дошкольного образования; ? повысить компетентность родителей в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края; ? обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе. Задачи исследования: 1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей представлений о социокультурных ценностях. 2. Изучить уровень сформированности знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и внедрить проект в образовательный процесс дошкольного образования. 4. Разработать консультации для родителей с целью повышения компетентности родителей в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края. 5. Провести опытно-экспериментальную работу и анализ результатов. Методологическая основа исследования: 1. теоретические методы – анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта; 2. эмпирические методы – анкетирование родителей, беседа с детьми; 3. методы обработки результатов – качественный и количественный анализ результатов исследования, обобщение и систематизация материалы. Теоретико-методологической основой исследования являются: – философские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева и др.; – концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.; – современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, В.И. Журавлева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.; – идеи народности в воспитании Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др. - концепция развивающей среды (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.); Теоретическая значимость исследования - раскрыты противоречия, несоответствия, выявлены новые проблемы в создании педагогических условий, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края. Практическая значимость исследования – разработан проект, результаты исследования могут быть использованы в практике работы детского образовательного учреждения. Этапы исследования: Первый этап – подготовительный (апрель 2021 - август 2021) на данном этапе изучалась, анализировалась, систематизировалась информация по исследуемой теме педагогической, психологической, методической литературы по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края. Уточнен понятийный аппарат исследования, формулировались исходные позиции на основе изученных теорий. Определены цель, объект, предмет исследования, сформирована гипотеза, поставлены задачи. Второй этап – опытно-экспериментальный (сентябрь 2021 – декабрь 2021). Проведение констатирующего и формирующего этапа педагогического эксперимента, создание необходимых педагогических условий, апробация проекта по формированию у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края. Третий этап – обобщающий (декабрь 2021). На данном этапе проводился сравнительный анализ и обобщение полученных результатов опытно-экспериментальной работы по формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края. Формулировались выводы, систематизировали полученные данные. База исследования: проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Березка». Исследованием были охвачены 48 ребенка старшей группы, 2 воспитателя. Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Апробация исследования: результаты исследования рассмотрены на педагогическом часе и родительском собрании группы в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Когалыма «Березка».
Введение

Актуальность исследования. «Ребенок с первых лет жизни должен всем сердцем полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю» (С.Н.Федорова). Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. [4]. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога, которую выделяют Г.Н.Осипова, Н.А.Рыжова, С.А.Козлова. В связи с чем имеет огромное значение помощь ребенку в формировании первичных представлений о родном крае. В детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через историко-культурные, национальные традиции, географические и климатические особенности региона. В соответствии c федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание дошкольного образования включает задачу формирования первичных представлений детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях ее природы [67]. Концепция развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагает включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс важна и актуальна. Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена важностью формирования первичных представлений о социокультурных ценностях для социализации дошкольников, развития понимания и уважения других культур, воспитания этнотолерантности. Такие ученые как С.А.Козлова, Е.И. Корнева, С.Н. Морозюк, Э.К.Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др. в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний чувств, оценок, интересов. Анализ настоящей практики дошкольного образования указывает на то, что педагоги не во всех случаях обладают содержанием и методами формирования у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях, что приводит к отсутствию у детей системных представлений о культурных особенностях народов России. Родители и педагоги в связи с недостаточными знаниями основ родной истории и культуры не стараются воспитать у детей интерес к этим источникам формирования культурно-духовных ценностей. Следует углубить содержание дошкольного образования, разработать педагогические условия приобщения дошкольников к социокультурным ценностям народов России. Это определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне. Однако формирование первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста изучена недостаточно, что определило выбор темы исследования. Актуальность исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между: - между необходимостью работой в детском саду, как условие формирования интересов к культуре и истории родного края у детей дошкольного возраста и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников; - между формированием нравственно-патриотических качеств у дошкольников и недостаточной педагогической компетентностью родителей к данной теме.
Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3 Глава 1. Теоретические основы формирования первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста…………....................................................9 1.1 Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста…............................................................................................................9 1.2 Народная педагогика как средство формирования первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..19 1.3 Педагогические условия формирования первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..31 Выводы по 1 главе…..………………………………………………………37 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста…………………38 2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования проблемы формирования первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………32 2.2 Проект «Мы дети Югры………………………………………………...42 2.3 Анализ результатов исследования по формирования первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….……………..49 Выводы по 2 главе……………………………………………………………51 Заключение………………………………………..…………………………..53 Список литературы………………………………………………………….55 Приложение……………………………………..…………………………….63
Список литературы

1. Александрова, Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 с. 2. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст].-М.:УЦ «Перспектива»,2011.-280с. 3. Боровлева, А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования Управление ДОУ[Текст].2006. №7. 4. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС [Текст] / Р. С. Буре. М.: «Мозаика-Синтез». 2015. — 80 с. 5. Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [Текст] / О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика: научно-методический журнал. – 2011. – №9. – С. 82 – 89. 6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса [Текст]. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 7. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: учеб. пособие [Текст] / Н. Е. Веракса. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 108 с. 8. Виноградова Н. Н. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7 лет [Текст] / Н.Ф.Виноградова, Р.Ш.Файзуллина//Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.-М., 1983.-С.24-29 9. Виноградова Н. Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/143/40247/ (дата обращения: 18.03.2019). 10. Винокурова В.В., Сем.Ю.А. Сказки народов Севера [Текст]. Л.: Просвещение, 1991. 11. Волобуева, Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 68-71. 12. Волобуева, Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем [Текст] / Н. Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 68 – 71. 13. Воспитательная система «Маленькие россияне» [Текст] / Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2014.-280с. 14. Гасанова Р. Х. «Земля отцов» Программа-руководство [Текст]. Уфа. 2004. 15. Гасанова Р.Х. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста: Монография [Текст]. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 144 с. 16. Герасимова, Е. Родной свой край люби и знай [Текст] / Е. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – С. 96 – 97. 17. Деркунская В.Р. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду [Электронный ресурс] https://portal.iv-edu.ru/dep/mouovich/vichuga_mbdou9/commondocs/Деркунская%20Вера%20Александровна.pdf 18. Деркунская, В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников [Текст] / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4. 19. Евдокимова, М. Н. Изучаем с детьми историю родного города: проект по патриотическому воспитанию [Текст] / М. Н. Евдокимова, В. В. Ушакова // Воспитатель ДОУ. – 2012. – №9. – С. 34 – 39. 20. Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68. 21. Ерофеева Н. Управление проектами в образовании [Текст] / Н. Ерофеева // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 94–106. 22. Жуковская, Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с. 23. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст]. Пособие В.Н.Журавлева. Волгоград: Учитель, 2011. 24. Захарова, Л. М., Пурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] / http://www.teoria-practica.ru 25. Захарчук, А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 25-27. 26. Земскова-Названова, Л. И. Люби и знай родной свой край: занятия по краеведению с малышами: практ. Пособие [Текст] / Л. И. Земскова-Названова. – М.: Чистые пруды, 2015. – 80 с. 27. Ильина, Л. С. Воспитание историей родного края [Текст] / Л. С. Ильина, Е. Ф. Загайнова // Воспитание дошкольников. – 2012. – №3. – С. 83 – 85. 28. Казакова, Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада [Текст] / Н. В. Казакова // Воспитатель ДОУ. 2008. -№ 12. — С.31–36. 29. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Г. КаразМурза. — М.: «Эксмо», 2005. — 524 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: — URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf. 30. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учеб. -метод. пособие [Текст] / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – М.: Детство-пресс, 2011. – 324 с. 31. Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Татьяна Геронимовна. – Волгоград, 2014. – 347 с. // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. 32. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №9. – С.98 – 101. 33. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст]. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 416 с 34. Кокуева, Л.В. Особенности региональной программы «Я и моя Родина» [Текст]/ Л. В. Кокуева // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - N 12. - С. 57-59. 35. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников [Текст]/ Современное дошкольное образование. 2010 – №1. С.30-35. 36. Комарова, Т.С., Пантелеева Н.Г. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю [Текст]/ Дошкольное воспитание. 2006 -№2. С.3-8. 37. Концепция дошкольного воспитания [Текст] : Проект. – М.: ВНИК «Школа», 1988. 38. Кочетов А. И. Педагогическая диагностика [Текст]. — М.: Академия, 2012.— 223 с. 39. Крупка, Т. И. Ознакомление дошкольников с малой родиной [Текст] / Т. И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2016. – №3. – С. 56 – 66. 40. Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] / Е.Ф. Купецкова // Управление ДОУ. – 2013. – № 4. – С. 18–24 41. Малеева, С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста [Текст]/ С. П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. – С. 95 – 97. 42. Мещеряков, Б., Зинченко В. Большой психологический словарь [Текст]. М.: 2003 - 672 с. 43. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе [Текст] / А.М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Этвейс, 2010. – 272 с. 44. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c. 45. Организация деятельности региональных инновационных площадок Ханты Мансийского автономного округа – Югры [Текст] / А. Г. Пачина. – автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2018. – 41 с. 46. Пантелеева, Н.Г. Воспитание любви к истории края у старших дошкольников [Текст] / Современное дошкольное образование.- 2013 -№2. -С.64-69. 47. Пантелеева, Н.Г. Достопримечательности, заповедные и памятные места региона в патриотическом воспитании дошкольников на примере г.Можайска [Текст] / Воспитание дошкольников. - 2010 -№3. - С.68-77. 48. Пантелеева, Н.Г. Знакомим дошкольников с архитектурой города [Текст] // Детский сад от А до Я. - 2011 - №5. - С.138-146. 49. Пантелеева, Н.Г. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам [Текст] // Дошкольное воспитание. 2011 –№ 2. С.36-42. 50. Пантелеева, Н.Г. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем [Текст] / Инновац. деят. в ДОУ. М.: ИРОТ. 2011. С.228 -231. 51. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М. : Большая Рос. энцикл., 2012. - 527 с. 52. Петренко А. Образовательные и социально-педагогические проекты-условия эффективной управленческой деятельности / А. Петренко // [Текст] Управление школой. – 2015. – № 2 (409). – С. 19–22. 53. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Текст] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265). 54. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» [Текст]/ авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464 с. 55. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» [Текст]/ Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. — М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с. 56. Программа Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. 57. Программа Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]. – 5 –е издание. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 150 с. 58. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с. 333 59. Программа Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. 60. Психологический словарь. Под. общ.ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. [Текст]. – 2-е изд., - М.: «Политиздат», 2007, - 494 с. 61. Пурскалова, Ю.В. Педагогические условия социокультурного воспитания детей дошкольного возраста/ Ю.В.Пурскалова // Теория и практика общественного развития. – 2014.- № 21. -С.305-308. -URL:http://teoria-ractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/21/pedagogics/purskalova.pdf 62. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 6. – С. 45 – 55. 63. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность [Текст] / Г.К. Селевко // Управление сельской школой. – 2014. – № 3. – С. 29–34. 64. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2017.-370с. 65. Слободский А. Л. Управление компетенциями [Текст] : учеб. пособ. / А.Л. Слободский. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ. – 2013. – 75с. 66. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст]. - М.: Школьная пресса, 2003.- 345 c. 67. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html 68. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации:[сайт]. [2014]. URL: http://www.pravo.gov.ru 69. Хурда, Т. А. Воспитываем любовь к родному городу [Текст]/ А. Хурда, Л. А. Ситникова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №7. – С. 25 – 28. 70. Чуканова И. С. Проблема формирования ценностных представлений у детей дошкольного возраста // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2013/159/1551 (дата обращения: 18.03.2019). 71. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. САД ДЕТСТВА. Новая модель дошкольного образования [Текст] . – М.: Русское слово, 2012. 72. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста И.В. Штанько [Текст] /Управление дошкольным образованием. №4. 2004.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы формирования первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства [67]. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о родном крае. Л. Ф. Фатихова, И. С. Чуканова указывают, что у детей дошкольного возраста еще отсутствует субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. В результате этого дети еще не способных выделять ценности, которые привлекательны для них в других людях, у них не сформировано отношение к детскому коллективу [70]. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих взаимоотношений. Термин «социокультурное развитие», по мнению Н. Я. Большуновой, означает процесс формирования у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социокультурного развития происходит усвоение социального опыта, знаний, умений и навыков, социальных норм, опыта взаимодействия с другими людьми [9]. Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова считают, что социокультурное развитие в дошкольном возрасте связано с воспроизводством норм и правил общества, благодаря чему обеспечивается сохранение традиций народа. Традиция представляет собой социокультурную коммуникацию между поколениями людей, которая определяет последующее развитие культуры. Множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступают важным регулятором общественных отношений [24]. Процесс социокультурного развития и формирования социокультурных ценностей в детском саду, согласно ФГОС ДО, направлен на формирование самостоятельной и зрелой личности, развитие и совершенствование всех сфер ребенка, корректировку системы ценностей с учетом выработанных обществом. Достижение этих целей предполагается через создание условий для саморазвития, развития творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей, формирование активной жизненной позиции, реализацию принципов гуманизма и личностно-ориентированного воспитания [67]. По мнению О. Б. Широких, на протяжении дошкольного возраста процесс развития социокультурных ценностей включает ряд этапов. На первом этапе у детей формируется умение видеть нравственные отношения между людьми, осознание значимости взаимопонимания, сопереживания, содействия [69]. На втором этапе основное внимание уделяется достижению согласованности в проявлении мыслей, чувств, поведения в деятельности. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников [50]. На третьем этапе формируется готовность проявлять ценностное отношение в виде понимания, сопереживания, содействия. Четвертый этап включает в себя закрепление приобретенных умений и навыков. Пятый этап направлен на достижение устойчивости сформированного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, историческому прошлому [50]. По мнению С. В. Кахнович, С. А. Козловой, М. Д. Маханевой присоединение к группе социокультурных ценностей способствует формированию у ребенка первичного социокультурного опыта, восприятия традиций своего народа, обретению памяти рода. Социокультурные ценности выступают базисом для формирования характера ребенка, нравственных основ его личности [9]. Усвоению социокультурных ценностей в старшем дошкольном возрасте способствует весь предшествующий ход развития ребенка, сформировавший предпосылки социокультурного развития. Остановимся на них. Н. И. Непомнящая говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте в процессе развития личности ребенка происходит формирование детской компетентности, которая включает в себя развитие личностных новообразований, овладение новыми видами деятельности, становление ценностных установок, развитие навыков общения как со сверстниками, таки со взрослыми, способность оценивать себя в рамках норм и правил социума [46]. Важное значение для социокультурного развития имеет развитие чувств, на это обращают внимание А. М. Виноградова, Н. В. Микляева, Н. Ф. Мулько. Главным источником проявления чувств в дошкольном возврате являются различные виды детской деятельности. Дошкольники наиболее ярко выражают свое отношение к окружающему в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Данные виды детской деятельности дают дошкольникам возможность отображать наблюдаемые ранее явления окружающей их действительности, при этом выражая не только зрительные впечатления, но и сложившееся в процессе воспитания восприятие окружающего мира, их интересы, оценку наблюдаемых событий и т. д. [8]. Процесс развития личности дошкольника заключается в развитии чувств и воли; развитии осознанного понимания места, которое он должен занимать в окружающем социуме. К этим двум сторонам Л. И. Божович добавляет еще формирование самосознания, которое заключается в наличии четких знаний о себе; о месте, которое он занимает в своем окружении; развитии умения взглянуть со стороны и оценить собственные поступки, сравнив их с поступками окружающих [4]. Н. Мельникова указывает, что формирование ценностных представлений личности детей старшего дошкольного возраста строится в следующих направлениях: – развитие положительного эмоционального отклика на проявления социально значимых ценностных представлений; – развитие эмоциональных реакций адекватных ситуации проявления ценностных представлений; – актуализация общественно значимых ценностных представлений через их узнавание в новых контекстах; – знакомство с амбивалентностью понятиями, характеризующие в ясных и знакомых детям социальных отношениях позитивное и негативное ценностное представление: добро — зло, правда — ложь, труд — лень, безделье, щедрость — жадность и др.; – обогащение активного словаря посредством слов, обозначающих ценности и их антиподы; – воспитание ценностного отношения (оценку) к явлениям социальной жизни через побуждение к выражению эмпатии, сочувствия и содействия как проявления ценностного представления к окружающим; – развитие умений проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социально ценные представления, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности; – формирование целостной картины мира на основе первичных ценностных представлений [9]. По мнению Н. Я. Большуновой, в старшем дошкольном возрасте развитие социокультурных ценностей может осуществляться с помощью следующих форм и методов работы: викторины, тематические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, игры, театрализованная деятельность, изучение традиций и обычаев народа, проектная деятельность и т. д. Особое внимание автор уделяет роли сказки в формировании представлений о социокультурных ценностях у дошкольников [4]. В рамках нашего исследования нами был проведен анализ современных образовательных программ дошкольного образования. Изучение регионального компонента в ознакомлении детей с родным краем по комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой включает: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к национальным традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах Республики; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи в программе предлагается решать во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как нужно воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Решая задачи ознакомления дошкольников с родным краем, работа педагога должна строиться в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: - научность (отбор материала); - непрерывность и преемственность педагогического процесса; - дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; -рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; - деятельностный подход; - развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам. Неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изо-деятельностью. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Не менее важным условием ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов родного края является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний - формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, он должен подумать об использовании специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. М. Д. Маханева к основным направлениям в изучении регионального компонента, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем относит: - ознакомление дошкольников с окружающей природой; - ознакомления с особенностями своего города; - ознакомление с культурой и искусством родного края; - ознакомление с родной страной. Программа «Планета детства» – является комплексной программой и автором этой программы является Т.Н. Таранова. Направление данной программы состоит: в развитии малыша как личности, при этом приобщая его к ценностным ориентациям, которые представлены во всемирной и отечественной культуре. В данной программе присутствует такой принцип, как интеграция. Он выдвигается в качестве основного замысла отдельных блоков программы: -«Наследники мира» (историко-культурный блок, он показывает нам основные духовные устои всех людей на планете); -«Мастерская солнца» (эстетико-культурный блок, показывает возникновение всевозможных видов искусств и их виды); -«Наш дом – планета Земля» (экологический блок, ориентирован на развитие ценностного отношения к миру). Комплексная программа «Я – человек», составитель С.А. Козлова. Здесь можно рассмотреть такой раздел, как «Земля – наш общий дом», в котором прослеживается тема этнокультурной воспитанности детей. Целями данной программы выступают: -воспитание заинтересованности и уважительного отношения малышей ко всему народу, к тому, чем они занимаются, к их культурным традициям, к быту; -формировать представления о нашей Земле и об особенностях жизни на Земле, о том, что такое страна; -воспитание чувства гражданственности, патриотизма, терпимости по отношению к людям, живущим на нашей Земле. Приведем теперь примеры, когда в комплексных программах этнокультурное воспитание включается в другие направления работы с детьми. Существует такая программа как “Истоки” Л.А. Парамоновой. В ней существует раздел под названием “Элементарные историко-географические представления”. Целью для ввода этого раздела в программу выступает воспитание поколения людей, которые осознают то, что они являются членами непрерывного контакта с историей, они связаны с прошлым, настоящим и будущим своей культуры и приходятся членами всемирного цивилизованно-многознаменательного движения. Авторы программы ставят ряд задач, которые должны решаться на занятиях: -приобщение ребят к прошедшему и настоящему своей собственной культуры; -воспитание у детей чувства любви к своей Родине; -развитие осознания детьми принадлежности к своему народу. Этнокультурное воспитание детей в Программе “Детство” В.И. Логиновой происходит во время художественно-эстетического развития и сотрудничества малышей с разными областями культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим огромная заинтересованность отводится работам устного народного творчества, всенародной музыке и пляскам, декоративному искусству народностей страны. В программе «Радуга» Т.Н. Дороновой этнокультурное воспитание введено в такие области как «ИЗО» и «Занятия по развитию речи». Базу данных разделов составляет устное народное творчество, большое количество времени уходит на знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства. В заключение вышесказанного можно сказать о том, что раскрытые нами комплексные программы по отдельности не могут в полной мере охватить проблему приобщения и знакомства детей с народной культурой. Каждая из этих программ описывает лишь одну сторону проблемы. К примеру, программа “Истоки” более полно знакомит с историей возникновения государства, а программа “Детство” представляет родную страну через ее культуру и традиции. Существуют парциальные программы, они в полном объеме решают вопросы этнокультурного воспитания малышей. Приведем примеры. Программа нравственного развития детей "Мой родной дом" (под ред. Т.И. Оверчук) ведет направление на вхождение малыша в общество, на развитие любви к Отчизне на основании приобщения к культуре народа. Программа имеет последующую направленность в работе: -развитие уважительного отношения к родному жилью, к семье, к городу, Отчизне, к России; -ознакомление детишек с основами национальной культуры, быта и формирование межличностных взаимоотношений; -развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего пространства в согласии с национальными традициями. Обобщая обзор программ этнокультурного развития малышей, мы делаем вывод, что инновационные программные исследования дают воспитателю разместить свои акценты при осуществлении соответствующих направлений этнокультурного развития детишек: -в ходе усвоения малышами базы традиционной этнической культуры и традиций семьи детей вместе с родителями -посредством знакомства детей с народным искусством; -посредством ознакомления малышей с красой родного края и усилением краеведческого направления работы по патриотическому воспитанию детишек; -ознакомление детей с разными национальностями, их бытом, традициями, культурой. Старший дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. У эвенков есть мудрая пословица: «Человек начинается с детства». С раннего детства необходимо развивать у детей стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера, знакомить с устным народным творчеством, формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос. Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного ознакомления с культурой народа. При формировании социокультурных ценностей родного края у детей старшего дошкольного возраста необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Таким образом, большое значение при формировании социокультурных ценностей родного края у детей старшего дошкольного возраста имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом своей родины - это не только знать и любить свой край, но и активно действовать на его благо. Педагог должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. 1.2 Народная педагогика как средство формирования первичных представлений о социокультурных ценностях родного края у детей старшего дошкольного возраста Народная педагогика (синоним - этнопедагогика) - совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса. Конкретизируем понятие народная педагогика народов Севера, под которым понимается как область художественного творчества, изначально связанного с северным народом, его историей, обычаями, праздниками, хозяйственно-промысловой деятельностью, изготовление предмета быта, оружия, утвари, украшения, игрушек. Малочисленными называют народы Севера и Дальнего Востока. В этот термин вложена не только демография этноса, но и его культура - традиции, обычаи, быт и т. д. В законодательстве уточнили понятие малочисленности. Это народы, имеющие численность менее 50 тыс. человек. Такая манипуляция позволила «выкинуть» из списка северных народов карелов, коми, якутов. Какие известны сегодня малые народы Севера России? Это юкагиры, энцы, тувинцы-тоджинсы, кереки, орочи, кеты, коряки, чукчи, алеуты, эскимосы, тубалары, ненцы, телеуты, манси, эвены, эвенцы, шорцы, эвенки, нанайцы, нганасаны, алюторцы, вепсы, чулымцы, тазы, чуванцы, сойты, долганы, ительмены, камчадалы, тофалары, умандинцы, ханты, чулканцы, негидальцы, нивхи, ульта, саамы, селькупы, теленгиты, ульчи, удэгейцы. Народы Севера России соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Это в основном охотники, рыболовы, оленеводы. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове. Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся: – животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство). – переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg