ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте
Понятие «культурно-гигиенические навыки» является собирательным. В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого определения этого понятия. С одной стороны, исследователи рассматривают его в контексте навыков, которые укрепляют здоровье, а с другой стороны - общих культурных норм поведения в обществе. В дошкольной педагогике культурно-гигиенические навыки рассматриваются в контексте воспитания культуры поведения (Л. Ф. Островская, С.В. Петерина), то есть в совокупности устойчивых форм повседневного поведения (в общении, в быту, различных видах деятельности), полезных для общества [56,82]. По определению С.В. Петериной культурно-гигиенические навыки – «это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви» [56,83]. В дошкольной педагогике проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста рассматривается как в контексте физического (Р. А. Алексашина, Ю. К. Бабанский, Т. Л. Бодина, Г.Н. Година, В. И. Логинова, Н.Т. Терехова, Г.В. Хухлаева), так и в контексте трудового воспитания (С.В. Буре, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, А.А. Люблинская). Исследователи, занимающиеся вопросами физического воспитания, утверждают, что формирование культурно-гигиенических навыков является средством сохранения жизни и здоровья детей - это соблюдение правил культуры еды, чистоты тела, поддержание порядка в окружающей обстановке (в группе, дома, в общественных местах, на улице). Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова отмечают, что воспитание у детей культурно-гигиенических навыков способствует правильному поведению в общественных местах, в быту, играет важную роль в охране их здоровья. От того, как дети знают и выполняют необходимые культурно-гигиенических правила и нормы поведения зависит в целом не только их здоровье, но и здоровье взрослых и окружающих их детей. В каждом из режимных моментов можно и нужно находить благоприятные условия для культурно-гигиенического воспитания дошкольников, потому как прочное знание ими основ гигиены и выполнение их на практике является гарантией сохранения здоровья [9,36]. Параллельно с организацией правильного режима, закаливания, питания, большое место в работе дошкольной организации отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических привычек, навыков. От этого в большей мере зависит здоровье ребенка, его контакты с окружающими людьми. «Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения» [9,38].
Многие считают, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников, но они глубоко не правы. Это первостепенное дело родителей. Тем более что граница, которая отделяет навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько не четкая, что ее можно считать несуществующей. К культурно-гигиеническим навыкам относят навыки по соблюдению культуры еды, чистоты тела, поддержанию порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей со взрослыми и друг с другом.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек являются выработка динамических стереотипов, образование условно-рефлекторных связей. Так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения, то соответственно культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность. Ряд факторов влияет на гибкость и прочность навыков и привычек: условия, возраст, с которого начинается эта работа, эмоциональное отношение ребенка, упражнения в определенных действиях. Так как центральная нервная система ребенка в дошкольном возрасте высшей степени пластична, а действия, которые связаны с одеванием, умыванием, принятием пищи, повторяются каждый день и неоднократно, то культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени и формируются в этом возрасте. У детей раннего и младшего дошкольного возраста гигиенические навыки и привычки формируются наиболее успешно. Далее все приобретенные навыки нуждаются в постоянном закреплении и расширении. В раннем и младшем дошкольном возрасте у детей уже проявляется самостоятельность в самообслуживании. Впечатлительность нервной системы, внимание и интерес ребенка к ряду бытовых действий предоставляют возможность взрослым быстро научить его определенной последовательности операций. Из этих операций складывается каждое действие, приемы, помогающие выполнять задание быстро, экономно. Если же это время будет упущено, то неправильные действия приобретут автоматический характер, и ребенок начнет привыкать к небрежности и неряшливости. Таким образом, в дошкольной организации воспитанию здорового дошкольника уделяется важное внимание. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одним из важных факторов развития здоровой личности. Воспитанием культурно-гигиенических навыков нужно начинать заниматься как можно раньше. Создание у ребенка положительного отношения к умыванию, одеванию, приему пищи является подготовкой к формированию культурно-гигиенических навыков.
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Орудийные действия предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого ребенок воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. Соотносящие действия приводят предметы в положения, соответствующие пространству: ребенок открывает и закрывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, зашнуровывает ботинки, застегивает замочек или пуговицы. Взрослые должны всегда помнить об этом и стараться создавать соответствующие условия: на полотенце должна быть петелька и крючок, куда можно повесить это полотенце, в ванной комнате полочки должны быть расположены на удобном для ребёнка уровне и т. д.
Вся окружающая обстановка и все целенаправленные действия взрослых оказывают влияние на формирование привычек и навыков. На содержание детских привычек отражается многое: манеры, поведение окружающих людей, в особенности близких. Систематичность необходимых операций – важное условие для формирования культурно-гигиенических навыков. Так, ребенок привыкает, что после утреннего пробуждения его всегда умывают. Взрослые должны предоставлять ребенку самостоятельность там, где он сам что-то может сделать. Вместе с этим каждый ребенок испытывает потребность в помощи, показе, поощрении поэтому основной методикой в дошкольном учреждении является работа с подгруппами детей (3-4 человека). В начале второго года жизни ребенок должен в значительной степени уметь умываться, вытираться, пользоваться ложкой, вытирать рот, есть хлеб с первым блюдом. В полтора-два года ребенок может почти все снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть.
На втором году жизни ребенку необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: за столом сидеть спокойно, при укладывании спать не разговаривать или разговаривать тихо, за оказанную помощь всегда благодарить. На третьем году жизни ребенок не только более самостоятельно одевается, раздевается и т. д., но также и знает определенный порядок действий, которые входят в каждый процесс, приемы их выполнения. Когда идет активное формирование навыков самообслуживания, важно первоочередно отрабатывать те из них, которые непосредственно связаны с организацией всего коллектива. В младшем дошкольном возрасте дети отличаются большой подражательностью, поэтому как выполнить новое действие взрослым нужно неоднократно показывать, при этом сопровождая показ пояснениями. Это нужно для выделения наиболее существенных моментов данного действия, последовательности отдельных операций. Со второго года жизни, с детьми используются игровые приемы, проводятся специальные дидактические игры. На третьем году жизни дети все действия выполняют быстрее. В этот период детей готовят к дежурствам, посредством приучения их к взаимопомощи, поручения несложных заданий. Помощь воспитателя заключается больше в постоянном контроле, поощрениях, словесных указаниях, нежели в действиях. К четвертому году жизни дети должны научиться правильно мыть руки, соблюдать культуру поведения за столом, полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком. Дети научаются поддерживать чистоту и порядок, бережно обращаться с игровым материалом, игрушками. Для формирования культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются следующие методы: беседа, пример, показ, объяснение, пояснение, поощрение, упражнения в действиях. Большое предпочтение, особенно в младшем возрасте, отдается игровым приемам: дидактическим играм, потешкам, стихотворениям. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется, прежде всего в самостоятельной деятельности, а также в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского дошкольного учреждения и родителей. Поэтому взрослым необходимо выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок их выполнения, четко определить месторасположение игрушек, вещей, порядок их уборки и хранения.
1.2. Условия формирования культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте
Культура взаимоотношений между людьми является частью общечеловеческой культуры. С ранних лет дети вступают во взаимоотношения со взрослыми и с ровесниками. А любые взаимоотношения требует от человека соблюдения общепринятых правил поведения. Из-за чего детей не следует ограничивать «детским обществом», а с ранних лет нужно воспитывать культуру поведения.
Формируемый на основании обычаев и привычек, нравственных традиций образ действий и жизни представляет собой поведение человека. Привычка – это сложившийся способ поведения, который стал для человека постоянным, обычным. С ранних лет ребенок должен овладевать нормами этикета. «Этикет - установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений» [9,38].
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внутренняя» и «культура внешняя». Внешняя культура заключает в себе культуру поведения, взаимосвязанную с осуществлением конкретных правил этикета. А внутренняя культура подразумевает взаимосвязь с нравственными представлениями, понятиями и чувствами детей. Эти два понятия между собой очень тесно переплетаются.
Овладение такими культурно-гигиеническими навыками как аккуратность, опрятность, умение содержать в чистоте свое тело и одежду является важнейшей составляющей культуры поведения. Необходимость соблюдения этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих взаимоотношений.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено прежде всего на укрепление здоровья ребенка. Забота о здоровье ребенка, его физическом развитии начинается с воспитания у него любви к чистоте, опрятности, порядку. Главными условиями успешного формирования культурно-гигиенических навыков являются: руководство взрослых, четкий режим дня, рационально организованная обстановка. Рационально организованная обстановкой подразумевает наличие просторного чистого помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, занятия, сон и игры). Также для формирования культурно-гигиенических навыков необходимо разработать общие критерии оценки отдельных действий, четко и точно определить места хранения вещей, игрушек и порядок их уборки. Для каждого ребенка особое значение имеет единство и постоянство условий, знание места хранения и назначения каждой вещи, необходимой в течение дня. Ежедневный повтор гигиенических процедур в одно и то же время обеспечивает режим дня дошкольника, что способствует последовательному и систематическому формированию навыков и привычек культуры поведения. Происходит это во всех видах деятельности: в трудовой, игровой, учебной и в быту. Режим дня способствует приучению детского организма к конкретному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему ребенка от переутомления, а также способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.
Гигиеническое обучение и воспитание очень тесно связано с воспитанием культурного поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков, включающее широкий круг задач, для успешного разрешения которых рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов, при этом обязательно учитывая возраст детей: прямое обучение, показ, выполнение обучающих действий в процессе дидактических игр. Детям нужно регулярно напоминать о необходимости соблюдения правил гигиены и последовательно повышать требования к ним. От детей нужно добиваться того, чтобы они четко и точно выполняли действия в их правильной последовательности.
Как говорилось выше, формирование культурно-гигиенических навыков реализуется непосредственно под руководством взрослых - педагогов и родителей и, в связи с этим, должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях семьи и дошкольного учреждения.
Приемы и методы, которые помогают эффективно формировать у детей дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки: пояснение, объяснение, показ, беседы, поощрение, упражнения в действиях, личный пример взрослых, прием повторения действий, непосредственно образовательная деятельность; дидактические игры; викторины, развлечения, стихотворения; потешки, пословицы, поговорки, игровые приемы [24,78].
Критерии опрятной еды включают: умение не крошить хлеб; правильно пользоваться чайной и столовой ложками, вилкой, салфеткой; пережевывать еду с закрытым ртом; не разговаривать во время еды, особенно с полным ртом, тихо выходить по окончании принятия пищи из-за стола; благодарить взрослых; пользоваться только своими приборами.
Критерии личной гигиены и мытья рук включают: умение мыть уши, лицо и руки; соблюдение последовательности - смочить руки, закатать рукава, взять мыло, намылить до появления пены, смыть, насухо вытереть руки; аккуратно сложить полотенце и повесить его в свою ячейку; умение пользоваться расческой.
Критерии одевания и раздевания одежды в определенном порядке включают: умение расстегнуть пуговицы; снять платье (брюки); аккуратно повесить; снять рубашку и аккуратно ее повесить на брюки, шорты; снять колготки, повесить на рубашку (платье); снять обувь; надеть все в обратной последовательности [37,14].
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
- удобная и привлекательная для выполнения действий обстановка в детском саду и дома (мебель, соответствующая росту детей, определенные места хранения вещей, которые всегда доступны для использования и т.д.);
- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что в большой степени способствует наиболее быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
- выделение порядка и способа осуществления при выполнении многократных упражнений детей в действиях (в особенности на начальных этапах обучения).
Характер действий при этом должен быть следующим:
- неизменным, а формы - разнообразными;
- с каждым ребенком проводится индивидуальная работа, при этом учитывается уровень его темпов развития и овладения культурно-гигиеническими навыками;
- безукоризненное выполнение педагогами и родителями всех культурно-гигиенических требований, организация ситуаций, обеспечивающих контроль над реализацией осваиваемых детьми действий в непривычной обстановке.
Педагоги и родители должны помнить, что привитые в детстве культурно-гигиенические навыки, человеку приносят огромную пользу на протяжении всей его последующей жизни. При формировании у дошкольников культурно-гигиенические навыков, происходит параллельно воздействие на многие психические процессы развития ребенка, при этом взрослые обязаны набраться большого понимания и терпения. При овладении детьми правилами поведения происходит образование у них твердых нравственных привычек, помогающих становлению взаимоотношений с ровесниками, взрослыми, воспитанию организованного поведения.
По мере того, как правила детьми усваиваются, они дают направление деятельности и становятся им нужными: они опираются на них. Если с раннего возраста ребенком выполняется режим, создаются известные предпосылки для осознания того, что необходимо осуществлять действия, взаимосвязанные с режимом, в известной последовательности и нужном темпе.
При освоении культурно-гигиенических навыков нужно создавать атмосферу заинтересованности успехами ребенка, предоставлять большую самостоятельность – это вызовет у него интерес и желание добиться результата. Если сначала детям младшего возраста имеет важность показ действия, личная помощь взрослого ребенку, то в последующем времени большую роль приобретают поощрение усилий, напоминание ребенку. Он стремится самостоятельно оказать помощь другим. Первые дружеские привязанности и симпатии детей не складываются на основе неаккуратности и неопрятности, они успешно формируются на основании навыков вежливости, культуры речи, организованности поведения.
В силу того, что дети - дошкольники особенно восприимчивы, очень важно, чтобы они видели только положительные примеры. Важное условие соблюдения правил поведения - это их понимание детьми. Важно, чтобы дети убедились в том, что исполнение правил оказывает им помощь в налаживании игр со сверстниками, помогает более успешно достигать результата на занятиях, в труде.
Усвоение старшими дошкольниками правил поведения обеспечивается развитием организованности. А так как эти правила являются одним из важных показателей нравственной готовности к школьному обучению, то будущему школьнику придется осуществлять, учебные обязанности, рационально распределять свои силы на уроке, под руководством педагога и самостоятельно в домашних условиях.
Организованность - сложное качество личности. Внешние его проявления отражаются в точности, собранности, аккуратности. Внутренняя сторона этого качества состоит в умении планирования своих действий, в настойчивости, в умении контролировать себя и осуществлять заданное в срок, оценивать свою работу и работу товарищей.
Организованность - умение управлять своими эмоциями, поведением, желаниями и волевое развитие. Организованность к концу старшего дошкольного возраста может приобрести новые ценные качества, имеющие значение в нравственной подготовке ребенка к школьному обучению.
Если мы ведем речь о культуре поведения детей дошкольного возраста, то имеем в виду определенную сумму умений и навыков. Эти умения и навыки позволяют поддерживать общий порядок в доме, жизни семьи, в режиме дня, в установлении хороших взаимоотношений ребенка со взрослыми и с ровесниками. Эти навыки тесно взаимосвязаны с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды и обуви; с культурой еды; с культурой взаимоотношений ребенка со сверстниками и со взрослыми; с культурой учебных занятий, игры, выполнением трудовых обязанностей; с культурой речи.
Начало любого рода деятельности ребенка лучше всего подсказывает какой культурно-гигиенический навык целесообразнее прививать именно сейчас. Так, когда дети в три - четыре года начинают принимать активное участие в самообслуживании, их нужно приучать к чистоте, опрятности, аккуратности. В этом же возрасте, так как активно развивается речь, у ребенка вырабатывают умение обращаться с просьбой, просить об услуге и т.д.
При воспитании навыков культурного поведения у ребенка, необходимо влиять на его чувства и сознание, но вместе с тем и заботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться в этих навыках. В этом случае большое значение имеет пример близких. Дети у родителей, бабушек и дедушек перенимают бытовые навыки, выражающие предупредительное и вежливое отношение к другим людям.
Для воспитания культуры поведения детей требуется учить конкретным умениям и навыкам. Многим взрослым кажется, что если они сказали ребенку: «Будь аккуратным», «Береги игрушку», то они это сделают. Нет, не сделают. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыку бережного обращения с ней. Ежедневно взрослые широко используют показ с объяснением во время умывания, одевания, еды, наведения порядка в комнате. И здесь не нужно забывать родителям, подкреплять показ своим личным примером, поведением. Для того, чтобы облегчить усвоение детьми навыка, полезно расчленить его на более конкретные, мелкие действия. Например, беречь игрушки - это значит: машину не бросать, не садиться на нее, на колеса не нажимать; куклу не пачкать; убирать игрушки на место; неисправную игрушку просить взрослых отремонтировать и т.д.
Постепенное запоминание детьми этих маленьких определенных правил обращения с игрушками в дальнейшем помогает усвоению большого правила - беречь игрушки.
Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определяет культуру поведения ребенка. Взрослые должны относиться к играм и занятиям ребенка уважительно и продуманно. Важно поощрять положительные поступки детей. Детям 5 - 7 лет следует объяснять, доводить до сознания, убеждать, что плохого или хорошего в их поступках. Здесь взрослые могут опираться на самооценку и умение разбираться в своих и чужих поступках.
То, что вы читаете детям – рассказы, сказки, стихи, помогают разобраться во многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения. В беседах с детьми на этические темы не следует злоупотреблять нравоучениями, отвлеченными категориями. Такие беседы помогают детям усваивать некоторые нравственные определения, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость. Отметим, что нужно не только беседовать с детьми, но требовать выполнения правил и норм поведения.
Если предъявлять требования вовремя и последовательно, то дети очень легко с ними справляются. Одно из основных качеств личности, закладывающегося в дошкольном возрасте - честность. У ребенка успешнее осуществляется развитие правдивости в условиях справедливых требований. Также для воспитания правдивости, довольно важно использовать определенные примеры нравственного и честного поведения самих детей.
1.3. Из опыта работы воспитателей ДОО по созданию условий для формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков
Педагогические работники дошкольных учреждений уделяют большое внимание созданию условий с целью формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков. Изучая опыт работы воспитателей опубликованных в 2016-2021г.г. по данному вопросу, нами выделены несколько работ:
1. Опыт работы воспитателя младшей группы Музычук Ольги Васильевны МБДОУ № 188 г. Кемерово опубликованного в международном педагогическом портале «Солнечный свет», по теме формированию культурно-гигиенических навыков большое внимание уделяет дидактическим играм и упражнениям.
В своей практике она старается предоставлять детям большую самостоятельность действий, и тогда, когда детям удается выполнить гигиенический процесс самостоятельно обучение проходит гораздо эффективнее.
Проводя работу в данной области она стремится:
- заинтересовывать детей выполнять культурно-гигиенические действия, сделав для них увлекательным процесс самообслуживания;
- учитывать особенности младшего возраста (кризис 3-х лет «Я сам»), ставить ребенка в позицию субъекта в процессе самообслуживания;
- употреблять разнообразные педагогические приемы при формировании культурно-гигиенических навыков.
Ольгой Васильевной подготовлен и применен комплекс дидактических игр «Кто поможет», «Мамины помощники», «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед». Также педагог использует специальные дидактические упражнения: «Что за чем?» (закрепление знаний детей об алгоритме умывания, одевания) «Что изменилось» (с дидактическими картинами); упражнение с дидактическими пособиями (застежки, шнуровки, пуговицы).