Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Восстановление спортсменов после травм опорно -двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры

baby_devochka 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.05.2022
Объектом исследования является лечебная физическая культура. Предметом исследования является эффективность лечебной физической культуры для спортсменов 18-22 лет после перелома плечевой кости на постиммобилизационном (функциональном) периоде. Цель: разработать организационно – методическое сопровождение лечебной физической культуры спортсменов после травм опорно – двигательного аппарата и оценить его эффективность. Задачи исследования: 1. Изучить подходы применения средств лечебной физической культуры спортсменов после травм опорно – двигательного аппарата; 2. Составить комплекс лечебной физической культуры для спортсменов после травм опорно – двигательного аппарата; 3. Оценить эффективность лечебной физической культуры для спортсменов после травмам опорно – двигательного аппарата. Методы исследования: теоретические: анализ литературных источников по проблеме исследования; эмпирические: метод контрольных измерений. Структура работы: курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

Актуальность исследования. Проблема восстановления спортсменов продолжает оставаться одной из самых актуальных в спортивной медицине. Это связано с увеличением частоты возникновения травм и заболеваний ОДА и временным снижением количества дней нетрудоспособности, вследствие интенсификации физических нагрузок, ранней спортивной специализации и возросшей конкуренции на международной арене и переходе спорта на профессиональный уровень. Возникновение травм и заболеваний ОДА во время тренировок (соревнований) вынуждает спортсмена прекратить их. Временное прекращение двигательной деятельности отрицательно сказывается на общем уровне тренированности, резко ухудшает функциональное состояние и качество жизни спортсмена. Исследования показали, что применение общепринятых консервативных методов лечения и профилактики травм и заболеваний ОДА, к сожалению, мало эффективно и не сокращает сроки временной нетрудоспособности, особенно это выявлено у юношей. Существующее положение может быть обусловлено тремя причинами: во-первых, с опозданием начинают проводить лечение; во-вторых, малоэффективны применяемые методы; в-третьих, в недолеченном состоянии спортсмен возобновляет тренировки и участвует в соревнованиях. Поэтому при выборе способов восстановления или разработке методов профилактики, необходимо учитывать специфику спортивной деятельности, сроки репаративной регенерации травмированных тканей, возраст, пол и спортивный стаж спортсмена. Исследования показали, что применение физической культуры без учета этих факторов в ряде случаев бывает малоэффективным и, при возобновлении тренировок, приводит к повторным травмам или переходу их в хроническую форму. Эффект упражнений проводимые на лечебной физической культуре осуществляется по средствам восстановления функций поврежденного отдела опорно-двигательного аппарата; улучшение общего и местного крово- и лимфообращения; происходит стимулирование процесса регенерации тканей; тренировка нарушенной системы двигательного аппарата и всего организма до полного восстановления трудоспособности с применением компенсаторных возможностей организма. В последнее время данная проблема приобрела особую актуальность. Грамотный подход к методике проведения занятий лечебной физической культурой позволяет успешно пройти курс реабилитации после травм опорно-двигательного аппарата Таким образом, поиск новых, эффективных методов профилактики восстановлении, оказывающих воздействие на основные звенья патогенеза возникновения травм и заболеваний ОДА, а также применения их в амбулаторных (на учебно-тренировочных сборах) условиях имеет большое социальное и научно-практическое значение. В настоящее время спортивный травматизм, по разным источникам, составляет 2–5% от общего травматизма (бытового, производственного и др.). Некоторые разногласия в цифрах связаны с тем, что спортивный травматизм зависит, как от травматичности спорта, так и от степени вовлеченности опрашиваемых людей в занятия спортом. Переломы плеча встречаются довольно часто, они составляют 25,6% переломов костей верхней конечности и занимают второе место после переломов костей предплечья [45]. При переломе кости плеча деформация и отечность выражены не так сильно, а локальная болезненность определяется только в области поврежденной кости. Известно, что переломы плеча могут привести к тугоподвижности и боли в области надплечья и плечевого сустава у лиц среднего и пожилого возраста, нередко сопровождаются инвалидизацией больного [45]. Трудоспособность возвращается к пациенту при переломе плеча через 2,5- 3 месяца [21]. В связи с этим представляется интерес изучения комплекса средств лечебной физической культуры при переломе плеча.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОССТАНОВЛЕНИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ТРАВМ ОПРОНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………………………………………6 1.1. Лечебная физическая культура: понятие, признаки, формы, средства……..6 1.2. Формы организации и основные методические направления лечебной физической культуры для спортсменов после перелома плечевой кости…………………………..……………………………………………………..13 Выводы по первой главе…………………………………………………………...18 ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ПЕРЕЛОМА ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ………………………………………………………………………………202.1. Характеристика средств лечебной физической культуры при переломе плечевой кости……………………………………………………………………...20 2.2. Оценка эффективности лечебной физической культуры при переломе плечевой кости…………………………………………………………………..….23 Выводы по второй главе………………………………………………………..….29 Заключение………………………………………………………………………….30 Список использованной литературы……………………………………………...32 Приложение…………………………………………………………………………37
Список литературы

1. Агаджанян, Н.А. Физиология человека: учебник (курс лекций) [Текст] / под.ред. Н.А. Агаджаняна. – СПб: СОТИС, 1998. – 528 с. 2. Атаев, З.М. Изометрическая гимнастика при лечении переломов длинных трубчатых костей [Текст] / З.М. Атаев. – М.: 2003. – 104 с. 3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культ. [Текст] / Ашмарин Б.А. – М.: «Физкультура и спорт», 1999. – 223 с. 4. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст] / В.В. Бойко – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с. 5. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / И.С. Барчуков [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Академия, 2009. – 528 с. 6. Белая, Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников [Текст] / Н.А. Белая. – М.: Советский спорт, 2004. – 324 с. 7. Биологические и социальные основы физической культуры: пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей [Текст] / сост. В.А. Пасиченко, Д.Н. Давиденко. – Минск: БГТУ, 2007. – 66 с. 8. Бирюков, А.А. Лечебный массаж: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «физическая культура» [Текст] / А.А. Бирюков. – М.: Советский спорт, 2008. – 296с. 9. Васильков, А. Теория и методика спорта: Учебник [Текст] / А. Васильков. – М.: Феникс, 2008 – 189 с. 10. Гончарова, М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / М.Н. Гончарова. – Л.: Наука,1998. – 290 с. 11. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техникумов физ. культ. [Текст] / А.А. Гужаловский. – М. Физкультура и спорт, 2006. – 352 с. 12. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура: учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.И. Дубровский – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с. 13. Древинг, Е.Ф. Лечебная физкультура в травматологии [Текст] / Е.Ф. Древинг. – М.: 2000. – 134 с. 14. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Ю.И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 382 с. 15. Епифанов, В.А. Восстановительное лечение больных с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / В.А. Епифанов. – М.: Медицина, 2004. – 188 с. 16. Епифанов, В.А. и др. Лечебная физическая культура: Справочник [Текст] / Под ред. В.А. Епифанова. – Изд. 2-е, перераб., доп. – М., 2001. – 232 с. 17. Епифанов, В.А. ЛФК: Учебное пособие для вузов [Текст] /В.А. Епифанов. – М.: Гэотар-мед, 2002. – 345 с. 18. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека [Текст] / М.Ф. Иваницкий. – М.: ФиС,1998. – 463 с. 19. Краснов, А.Ф. Справочник по травматологии [Текст] / А.Ф. Краснов. – М.: Медицина, 2011. – 400 с. 20. Каптелин, А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата [Текст] / А.Ф. Каптелин. – М.: 2000. – 156 с. 21. Карсаевская, Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека [Текст] / Т.В. Карсаевская. – Ленинград, 2001. – 247с. 22. Кукушкина, Т.Н. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность [Текст] / Т.Н. Кукушкина. – Л.: Медицина, 2010. – 152 с. 23. Лечебная физическая культура в травматологии: Уч. пособие/Т.В.Карасёва, А.И. Замогильнов, Е.В. Перевозчикова и др. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 163 с. 24. Лечебная физическая культура в хирургии [Текст] / под ред. В.К. Добровольского. – Ленинград, 1990. – 143 с. 25. Лечебная физическая культура: Справочник [Текст] / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 1997. – 528 с. 26. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации [Текст] / Под. ред. А.Ф. Каптелина и И.П. Лебедевой. – М.: Медицина, 1995. – 398с. 27. ЛФК : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова. – М.:Издательский центр Академия, 2004. – 422 с. 28. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью: Вопросы теории [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2007. – №6. – С.12-14. 29. Макарова, Г.А. Система подготовки специалистов по физической реабилитации [Текст] / Г.А. Макарова // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 8. – С. 13-15. 30. Марков, Л.Н. Физическая реабилитация спортсменов после оперативного лечения ахиллова сухожилия [Текст] / Л.Н. Марков // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 9. – С. 17-27. 31. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии [Текст] / А.А. Маркосян. – М.: Просвещение, 2004, – 223 с. 32. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с. 33. Медицинский контроль в системе организации занятий по физической подготовке: информ справочник РГОО БФСО «Динамо» [Текст] / Под общ. ред. Сивец В.И. – Минск, 2007. – 102 с. 34. Милюкова, И.В., Евдокимова, Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник [Текст] / Под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. – СПб.: Сова, 2008. – 86 с. 35. Найдин, В.Л. Реабилитация нейрохирургических больных с двигательными нарушениями [Текст] / В.Л. Найдин. – М.: Медицина, 1997. – 209 с. 36. Павлов, С.Е. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты [Текст] / С.Е. Павлов // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 1. – С. 23-26. 37. Правосудов, С.А. Учебник инструктора ЛФК [Текст] / С.А Правосудов. – М.: ЛираПресс, 2004. – 233 с. 38. Полуструев, А.В. Теоретические и методические основы восстановления физической работоспособности травматологических больных с переломами верхних и нижних конечностей: Учебное пособие [Текст] / А.В. Полуструев. – Омск: ОГАФК, 2002. – 150 с. 39. Попов, В.А. Лечебная физическая культура [Текст] / А.В. Попов. – М., 2004. – 245 с. 40. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ культ.: в 2 т. 2 т.: Специализированные направления и особенности основных возрастных звеньев системы физического воспитания [Текст] / редкол.: Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 255 с. 41. Транквиллитати, А.Н. Восстановить здоровье [Текст] / А.Н. Транквиллитати. – 2-е изд., перераб. – М.: ФиС,1999. – 156 с. 42. Физкультура и спорт: Информационный Бюллетень №3 [Текст]. – Мн, 2012. – 65 с. 43. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [Текст] / Под ред. Н.А. Гросс. – М.: Советский спорт, 2000. – 224 с. 44. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 480 с. 45. Физическая реабилитация [Текст] / Под ред. Попова С.Н. – Ростов н\Д, 2004.– 608 с. 46. Юмашев, С.П. Оперативная травмотология и реабилитация больных с повреждением опорно-двигательного аппарата [Текст] / С.П. Юмашев. – М.: Медицина, 2000. – 234 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты лечебной физической культуры в восстановлении спортсменов после травм опорно – двигательного аппарата 1.1. Лечебная физическая культура: понятие, признаки, формы, средства Лечебная физическая культура (ЛФК) – научно-практическая, медикопедагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также для профилактики различных заболеваний [4, с. 16]. Лечебную физическую культуру можно определить как метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса, а так же как раздел клинической медицины, изучающий рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений [17, с. 23]. Отличительная особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения – мощный стимулятор жизненных функций организма [3, с. 24]. ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебновоспитательным средством, воспитывающим у больного сознательное отношение к применению физических упражнений, а также активное участие в лечебном и реабилитационном процессах, в основе которого лежит обучение физическим упражнениям. В этой связи лечебная физкультура является не только лечебным, но и педагогическим процессом. Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями состояния организма [9, с. 56]. Метод ЛФК имеет ряд особенностей, которые существенно отличают его от всех других лечебных методов. Во-первых, этот метод физиологичный и естественный, так как он основан на применении биологического фактора – движения. Во-вторых, он отличается тем, что больной сам активно участвует в своем лечении. В процессе тренировки, с одной стороны, формируются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, а с другой – развиваются различные физические качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость). В-третьих, это универсальный метод. Нет ни одного человеческого органа, который не реагировал бы на движение. В-четвертых, ЛФК при правильной дозировке и рациональной методике не оказывает никаких отрицательных побочных влияний. В-пятых, это метод который можно применять длительно и который переходит из лечебного в профилактический и общеоздоровительный [12, с. 88]. В соответствии с методикой лечебно-физической культуры при переломе плечевой кости нужно придерживаться следующих педагогических принципов: - При разработке лечебно-восстановительных программ нужно учесть пол пациента, его возраст, профессию, физическую подготовку, диагноз, степень и характер процесса заболевания, наличие сопутствующих заболевании. - Сознательность и активность больного в ходе лечения формирует у него нужный эмоциональный тон и настрой в психологическом плане, что увеличивает результативность применения ЛФК. - Принцип наглядности предполагает обучение больных упражнениям ЛФК происходит при помощи зрительного восприятия. Показательные упражнения делают устное разъяснение инструктора наиболее доступным, и способствует верному выполнению упражнений. - Доступность, реализовывается на основе оценивающей характеристики врача или инструктора лечебной физической культуры степени физической подготовки пациента и клинического протекания заболевания. -Систематичность, выступает плацдармом лечебного восстановительного хода, продолжительность которого может протекать до несколько лет. Но регулярное применение различных вариантов реабилитации, может обеспечить наилучшее для пациента влияние на организм, которое способствует усовершенствованию его функционального состояния. - Постепенное повышение физической нагрузки по характеру объема, интенсивности, числу осуществляемых упражнений, числа воспроизведений, уровня сложности упражнений. - Цикличность - смена в ходе занятий работы с отдыхом при соблюдении наилучшего перерыва. - Новизна и разнообразие – в ходе занятий 10-15% физических упражнений обязаны быть обновлены, а 85-90% воспроизводиться повторно в качестве этапа закрепления. Часто пациенты недостаточно физически подготовлены, таким образом, необходимо достаточно полно соблюдать эти принципы, другие занятия ЛФК возможно вызовут осложнения и лишат пациента надежды в эффективности физических упражнений в ходе лечения и реабилитации [7, с. 44]. В ЛФК существуют следующие формы занятий: - Гигиеническая гимнастика утром (УГГ). Для нездорового организма она выступает определенно подобранным комплексом физических упражнений, способствующим переключению организма из положения сна к положению бодрствования [10, 39]. - Лечебная гимнастика (ЛГ) выступает главным видом осуществления занятий в лечебной физической культуре. ЛГ заключает в себе три части: вводную, основную и заключительную. В первой (водной) части реализовываются простые дыхательные и гимнастические упражнения, готовящие организм пациента к увеличивающейся физической нагрузке. Вторая (основная) часть разрешает важные лечебные задачи. В данном этапе занятия используются общеразвивающие и определенные упражнения, которые оказывают плодотворное влияние на поврежденную часть тела, а, соответственно, и на общее состояние человека. В третьей части занятия применяются простые дыхательные и гимнастические упражнения, которые помогают мышцам расслабиться и снижают физическую нагрузку в общем [2, с. 11]. Терренкур – лечебные прогулки, оздоровительная ходьба, вид поэтапной ходьбы с дозированными подъемами и спусками на определенных маршрутах. Реализовывается во время лечения заболеваний сердечнососудистой и дыхательной систем, во время лечения нарушений обмена веществ, во время поражений опорно-двигательного аппарата и нервной системы травматического характера. От угла подъема, зависит маршрут терренкура который подразделяется на группы: 4?-10?; 11?-15? и 16?-20? [7, с. 17]. Дозированные ходьба, плавание, бег на лыжах и многое др. – выступают и формой ЛФК и отдельной формой проведения занятий. Данная форма помогает последующей тренировке функциональных возможностей травмированного органа и увеличения степени работоспособности пациентов. Лечебная гимнастика может проводится индивидуально, самостоятельно и в группе. К групповым видам ЛФК отнесены элементы спортивных игр, ближний туризм, определенные элементы спорта. Последние формы используются во время завершающего этапа выздоровления для тренировки всех органов и систем организма; подбираются индивидуально. Применяются как с лечебной и реабилитационной, так и с целью профилактики [19, с. 78]. Все упражнения ЛФК подразделяются на общеразвивающие и специальные. Упражнения, направленные на общее развитие организма – это общеразвивающие упражнения. Задачей специальных упражнений является назначенное влияние на определенную часть опорно-двигательного аппарата [6, с. 13]: при травме стопы или ее повреждении, при травме позвоночника или его деформации, при травме сустава или его ограничении движений и т.д. Физические упражнения, направленные на физиологическое воздействие туловища человека – это общеразвивающие упражнения для здорового человека. Для человека с заболеванием позвоночника, например, сколиоз, данные упражнения входят в группу специальных упражнений, потому что они направлены на лечебные задачи – повышению мобильности позвоночника и разработке мышц вокруг позвоночника и др. Разнообразные движения ног включены в состав общеразвивающих во время занятий со здоровыми людьми. Указанные упражнения, которые применяются по поставленной методике послеоперационным пациентам, выступают специальными, потому что благодаря им осуществляется функциональное восстановление поврежденных конечностей [22, с. 81]. Итак, исходя из вышеизложенного, следует, что общеразвивающие упражнения для одного человека являются специальными для другого. Упражнения гимнастического характера можно классифицировать по некоторым признакам: анатомическому, по признаку активности, по видовому признаку и характеру выполнения, по характеру мышечного сокращения, с использованием предметов и снарядов [11, с. 17]. По признаку анатомического характера – упражнения для мышц шеи, туловища (передняя, боковая и задняя поверхности), плечевого пояса, верхних конечностей, брюшного пресса, тазового дна, нижних конечностей, а также упражнения для мелких, средних, крупных мышечных групп. Лечебные физические упражнения по признаку активности могут быть: - активными, которые способны выполняться самим больным. Пациенты их выполняют в условиях облегченности, не применяется сила тяжести, сила трения, реактивных мышечных сил, а именно, в сгибании в локтевом суставе с опорой на горизонтальную поверхность или в отведении нижней конечности, скользя по горизонтальной плоскости. Для облегчения движений могут предлагаться определенные плоскости, роликовые тележки, которые способствуют устранению силы трения в период активного движения; - пассивные, которые способны выполнятся инструкторомметодистом, во время этого нет активного сокращения мышц, они стимулируют появление активных движений благодаря рефлекторным связям, назначаются в случаях если активные движения не могут выполнятся пациентом, для улучшения кроволимфообращения, профилактики трудноподвижности в суставах; - активно-пассивные, которые способны выполнятся пациентами при помощи инструктора-методиста по лечебно-физической культуре; - автопассивные упражнения – больной сам себе делает пассивные упражнения [18, с. 72]. - упражнения в сопротивлении. Для того чтобы затруднить мышечные сокращения необходимо использовать движения с сопротивлением, выказываемым инструктором. Поэтапное применение сопротивления осуществляется в разные периоды движения – в начале, в середине и в конце. Упражнения в сопротивлении помогают укрепить мышцы, повышают их эластичность; способствуют стимулирующему влиянию на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, обмену веществ; - упражнения дыхательного характера: динамические, статические, дренажные. Применяются во время всех форм ЛФК. Благоприятное воздействие данные упражнения оказывают на функцию сердечно-сосудистой и дыхательной системы, способствуют стимуляции обменных и пищеварительных процессов. Их успокоительное действие используют во время нарушения нервной регуляции разных функций организма [5, с. 55]. Статические упражнения характеризуются выполнением дыхательных упражнений из различных исходных положений: без движений ног, рук и туловища. Данные упражнения способствуют тренировке определенных фаз дыхательного цикла: пауз на вдохе и на выдохе; уменьшения глубины дыхания; удлинения выдоха, толчкообразного выдоха; ровного, ритмичного дыхания; урежения дыхания [36]. Дренажные упражнения – это дыхательные упражнения, специально направленные на отток экссудата. К ним относятся: - упоры, подскоки, прыжки. Разные виды гимнастических упражнений, включающиеся в занятия ЛФК на этапе выздоровления. Указанные упражнения выполняются поэтапно, под контролем инструктора ЛФК; - упражнения ритмопластической направленности. Применяются в период санаторной и поликлинической реабилитации – для окончательного восстановления функции опорно-двигательного аппарата; - упражнения, направленные на растягивание мышц. Проводятся для эластичности мышечного и связочного аппарата и расслабления мышц, увеличивает восстановление мышечной работоспособности после физических нагрузок; - упражнения водного характера (гидрокинезотерапия). Вода выше комнатной температуры ванной или бассейна улучшает расслабление мышц, размягчение мягких тканей, повышение их эластичности, уменьшение спастики. Вода способствует снижению веса тела и его отдельных частей и выполнению упражнений; - упражнения на расслабление мышц. Способствуют развитию тормозных процессов в головном мозге, создают благоприятные условия для кровоснабжения мышц после напряжения, помогают бороться со скованностью движений. Снижают тонус артериальных сосудов [10, с. 64]. По характеру мышечного сокращения: -динамические (изотонические). При выполнении этих упражнений происходит чередование сокращения мышцы с расслаблением, при этом приводятся в движения суставы; - статические (изометрические). Происходят ритмические напряжения мышц, которые могут быть кратковременными 30-50 раз в минуту и длительными 3-7секунд, без движения в суставах. Статические упражнения мог выполнятся в виде удержания определенного положения. Поэтапная (дозированная) ходьба. Способствует укреплению мышц как нижних конечностей, так организма в целом при помощи чередования напряжения и расслабления мышц. В итоге следует улучшение кровообращения, дыхания, обмена веществ, общеукрепляющее воздействие на организм. Поэтапный (дозированный) бег. Гармонично развивает все мышцы всего тела, упражняет сердечно-сосудистую систему и дыхательный ритм, способствует обмену веществ и улучшению дыхательной функции. В ЛФК бег инструктор применяет в своей работе для физически подготовленных больных, но с использованием индивидуальной дозировки [39]. Поэтапные (дозированные) прыжки. Применяются в процессе выздоровления с использованием индивидуальной программы при контроле ЧСС. Поэтапные (дозированные) игры: неподвижные, малоподвижные, подвижные и спортивные – используются в ЛФК, чтобы сформировать у пациента настойчивость, решительность, ловкость, сообразительность, смелость, дисциплинированность; хорошо влияет на все органы и системы. Также положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние больного. Игры используются на занятиях в период выздоровления. Применение игр реализовывается при контроле врача [21, с. 85]. Лечебная физическая культура людей с травмами опорно-двигательного аппарата осуществляются при различных формах организации занятий: - коллективные; - групповые и малогрупповые (занятия ЛФК); - индивидуальные занятия [16, с. 12]. Травматические повреждения опорно-двигательного аппарата подразделены на три периода ЛФК: 1. Период вынужденного положения – иммобилизационный; 2. Функциональный период – постиммобилизационный; 3. Восстановительный период – тренировочный [1, с. 82]. Общие задачи лечебной физической культуры в первый период: 1) нормализовать психоэмоциональное состояния пациента; 2) ускорить очищение организма от наркотических средств; 3) улучшить обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы; 4) провести профилактику возможных осложнений (дисбактериоз, метеоризм и др.). Специальные задачи: 1) ускорить рассасывание кровоподтеков; 2) ускорить формирование костной мозоли (при травмах в виде переломов); 3) улучшить ход регенерации травмированных тканей; 4) предупредить атрофию мышц, возникновение контрактур и малоподвижности в суставах; 5) провести профилактику процесса спаек; 6) сформировать мягкий и эластичный рубец [6, с. 16]. На занятиях лечебной физкультуры применяется одно или два исходных положения. Физиологическая кривая нагрузки – одновершинная; выполнение упражнений проводятся как в медленном, так и в среднем темпе. Занятие заключает в себе 25 % специальных упражнений для травмированных частей тела и 75 % общеразвивающих и дыхательных упражнений [7, c. 62]. 1.2. Формы организации и основные методические направления лечебной физической культуры для спортсменов после перелома плечевой кости Перелом плечевой кости является тяжёлой травмой. Плечевой сустав самый подвижный. Его травмы заметно сказываются на трудоспособности и активности спортсмена. Переломы плеча бывают открытыми и закрытыми, со смещением и без смещения. В зависимости от локализации нарушения целостности костной ткани различают следующие виды переломов плечевой кости: - перелом головки, хирургической, анатомической шейки, бугорков; - перелом тела плечевой кости; - перелом блока, наружного и внутреннего надмыщелков [23]. В настоящее время спортивный травматизм, по разным источникам, составляет 2–5% от общего травматизма (бытового, производственного и др.). Некоторые разногласия в цифрах связаны с тем, что спортивный травматизм зависит, как от травматичности спорта, так и от степени вовлеченности опрашиваемых людей в занятия спортом. Переломы плеча встречаются довольно часто, они составляют 25,6% переломов костей верхней конечности и занимают второе место после переломов костей предплечья [45]. При переломе кости плеча деформация и отечность выражены не так сильно, а локальная болезненность определяется только в области поврежденной кости. Перелом кости — полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета. Переломы могут возникать как вследствие травмы, так и в результате различных заболеваний, сопровождающихся изменениями в прочностных характеристиках костной ткани. В своей работе мы рассматриваем перелом плеча - состояние, при котором происходит перелом (полный или частичный) тела плечевой кости (руки человека). Как правило, возникает при механических ударах или падениях, главным образом на локоть [42]. Спортсмен после перелома плеча долгое время воздерживается от любой деятельности, вызывающей боль. Врачи рекомендуют избегать тянущих и толкающих движений, подъёма тяжестей, а также действий, сопряжённых с поднятием рук. Лечебная физкультура позволяет пройти процессу заживления без осложнений. Инструктор ЛФК индивидуально подбирают комплекс упражнений, учитывая время и место перелома, состояние пациента и наличие сопутствующих заболеваний. Для ускорения восстановления функции верхней конечности физиотерапевты проводят комплексное лечение [38]. Диафизарные переломы плеча составляют более 50% от числа всех переломов плечевой кости. Диафизарные переломы плечевой кости, как правило, — результат прямого насилия (удара, падения на плечо) или падения на локоть, или кисть вытя¬нутой руки. Нередко в основе механизма повреждения плечевой кости лежит чрезмерное мышечное сокращение (метание диска, копья) или скручивание. Чаще наблюдаются переломы в средней трети, где поперечник кости наиболее узок [33]. В первый иммобилизационный период в занятия включаются упражнения для здоровых конечностей и туловища, дыхательные упражнения, всевозможные движения пальцами, а также изометрическое напряжение мышц плеча, идеомоторные упражнения с движениями руки во всех суставах и различных плоскостях. Кроме этого в занятия включаются ходьба, упражнения на воспитание осанки. Упражнения выполняются индивидуально, в медленном темпе, количество повторений 6–8 раз, в течение дня занятия ЛГ проводятся 3–4 раза. Продолжительность занятий 15–25 мин. Специальные задачи ЛФК в первый период: 1. Повысить психоэмоциональный тонус больного. 2. Улучшить функцию вегетативных систем (кровообращения, дыхания, пищеварения и др.). 3. Активизировать обменные процессы. 4. Улучшить трофику иммобилизованной конечности за счет интенсификации локального крово- и лимфообращения. 5. Стимулировать процессы регенерации в месте перелома. 6. Предупредить атрофию мышц и тугоподвижность суставов иммобилизованной конечности. 7. Развить необходимые жизненные навыки. Инструктор ЛФК индивидуально подбирают комплекс физических упражнений, которые пациент выполняет по 30 минут 6-8 раз в день. Рука постоянно должна быть в повязке, за исключением занятий. Активные движения (вращения, сгибания и разгибания, повороты внутрь и наружу) в кисти, лучезапястном и локтевом суставах стимулируют кровообращение в руке, уменьшают отёк и снижают риск образования тромбов [23]. Маятникообразные движения руками отлично помогают снять болевой синдром в любое время. Пациент может вынуть больную конечность из повязки и в положении стоя с наклоном вперед сделать рукой несколько маятникообразных покачиваний. В комплекс ЛФК после перелома плечевой кости инструктор ЛФК включает следующие упражнения: - отведение и приведение верхней конечности или локтя к туловищу; - скрещивание рук перед грудью; - хлопок сначала перед грудью, а затем за спиной; - повороты туловища с руками, сцепленными в замок перед грудью [27]. При выписке домой пациент получает список упражнений, которыми необходимо заниматься ежедневно. Функциональный этап восстановления длится 3-6 недель. Спустя 3-4 недели после травмы плеча спортсмену рекомендуют регулярные занятия лечебной физкультурой. Инструктор ЛФК для восстановления функции конечности применяет современные аппараты ведущих европейских производителей. Целью реабилитации на этом этапе является восстановление прежнего объема активных и пассивных движений. Комплекс упражнений постоянно расширяется, но исходное положение остаётся прежним. Пациенту следует стремиться к постепенному разгибанию руки и выполнению упражнений стоя без наклона вперёд. Он ежедневно должен 4-6 раз выполнять следующие физические упражнения: - подъём прямой руки перед собой; - махи руками вперёд, назад и в стороны из исходного положения «стоя с небольшим наклоном вперёд»; - отведение рук за спину со сведением лопаток (согнутые в локтях руки вначале должны находиться перед грудью)[23]. На этом этапе восстановления инструктор ЛФК использует блочные тренажёры. Спортсмены выполняют на них подъём и опускание травмированной конечности, разведение рук в стороны. Лечебная физкультура дополняется водными процедурами. Пациенту рекомендуют в бассейне выполнять разнообразные движения конечностями, скрещивание рук перед грудью, упражнения, имитирующие плавание вольным стилем и брассом. Пребывание в воде повышает эффективность тренировки, даёт дополнительную нагрузку на мышцы, улучшает кровообращение в них. Физиотерапевты включают в комплекс реабилитации по 10-12 процедур магнитотерапии, бальнеологического лечения [16]. Тренировочный этап восстановления. Через 7-8 недель после перелома плечевой кости спортсмен под наблюдением инструктора ЛФК полностью восстанавливает функциональность травмированного плеча и верхней конечности. Дальнейшие физические упражнения направлены на укрепление мышц и полное восстановление амплитуды движений. Занятия ЛФК должны проходить 3-4 раза в день. Пациенту составляют комплекс упражнений, каждое из которых ему рекомендуют повторять 10-12 раз [13]. В III периоде (восстановительный) ЛФК направлено на восстановление полной амплитуды движения в суставах, дальнейшее укрепление мышц, завершение процессов консолидации перелома и формирование полноценной костной структуры, отвечающей строению нормальной кости. Одновременно устраняются остаточные двигательные и координационные нарушения поврежденной конечности (контрактура, гипотрофия мышц, хромота и т.д.) [21]. Главная цель - подготовка больного к мышечным напряжениям, свойственным здоровому организму, что является необходимым условием его адаптации к спортивным нагрузкам [23]. Лечебная физкультура на этом этапе восстановления после перелома плеча состоит из следующих упражнений: - подъём перед собой рук из положения стоя; - отведение, приведение, вращение, пронация и супинация верхней конечности; - упоры на руки и отжимания; - вис на перекладине или шведской стенке; - манипуляции гантелями весом не более 5 кг и с медболами. Эффективны упражнения на растяжку: заведение гимнастической палки или полотенца за спину, «ходьба» пальцами по стене в стороны и вверх. Эти манипуляции позволяют добиться полного восстановления подвижности руки во всех направлениях. При рационально подобранной схеме реабилитации полное восстановление пациента с переломом плеча происходит через 2-3 месяца. Только после этого инструктор назначает упражнения, рассчитанные на развитие растяжки, физической силы, выносливости [10]. Выводы по первой главе Таким образом, лечебная физическая культура (ЛФК) – это метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса; раздел клинической медицины, изучающий рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений. ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным средством, воспитывающим у больного сознательное отношение к применению физических упражнений, а также активное участие в лечебном и реабилитационном процессах, в основе которого лежит обучение физическим упражнениям. Восстановление после перелома плечевой кости важно начать как можно скорее. Чаще всего достаточно консервативного лечения (гипсовая повязка, и ЛФК и др.), в особо тяжелых случаях требуется операция. Терапия должна проводиться ежедневно, иногда до нескольких раз в день, если врач не подобрал другой график. Прерывать тренировки не рекомендуется, если на это нет показаний. Все методы подбираются индивидуально с учетом диагноза и особенностей пациента: реабилитация после перелома плечевой кости со смещением значительно отличается от лечения после травмы без смещения, так как иммобилизационный период в первом случае будет более длительным.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 54 страницы
540 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 41 страница
520 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 33 страницы
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg