Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Лечебная физическая культура для детей с умственной отсталостью

baby_devochka 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.05.2022
Объектом исследования является лечебная физическая культура. Предметом исследования эффективность лечебной физической культуры для детей с умеренной умственной отсталостью. Цель: разработать организационно-методическое сопровождение лечебной физической культуры при умеренной умственной отсталости и оценить её эффективность. Задачи исследования: 1. Изучить подходы применения средств лечебной физической культуры у детей умеренной умственной отсталостью 2. Составить комплекс лечебной физической культуры для детей с умеренной умственной отсталостью 3. Оценить эффективность лечебной физической культуры для детей с умеренной умственной отсталостью Методы исследования: теоретические: анализ литературных источников по проблеме исследования; эмпирические: метод контрольных измерений. Структура работы: курсовая работа состоит из: введения, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Введение

Актуальность исследования. Дети и подростки с умеренной умственной отсталостью не только страдают выраженным снижением интеллектуальных функций, но во многом проведение коррекционной работы с ними осложняется наличием у них тяжелых двигательных нарушений. Несмотря на то, что в последнее время стала появляться учебная и методическая литература, посвященная данной категории детей и подростков, как правило, она касается общеобразовательных предметов и не так немного работ, посвященных физическому развитию, особенно занятиям лечебной физической культурой. Тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей влияют на физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке детей. У детей с умеренной умственной отсталостью выявляется нарушение физического развития в виде аномалии строения черепа (микроцефалия, гидроцефалия, атипические формы черепа), конечностей, кистей, пальцев, кожи, внутренних органов, гениталий, зубов, лица, глаз, ушей. Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. По данным Л. В. Шапковой, мелкие диспластические признаки встречаются у 40 % умственно отсталых школьников. У детей с умственной отсталостью отмечается значительное отставание в развитии скоростно-силовых качеств, особенно во времени двигательной реакции. Таким образом, появляется необходимость в разработке определённой программы лечебной физической культуры для детей с умственной отсталостью. Такая программа должна: включать в себя все особенности данной патологии и основные моменты организации и проведения занятия, послужить ценным ресурсом для педагогов, как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах реабилитации, а самое главное помочь ребёнку с умеренной умственной отсталостью улучшить показатели двигательной деятельности.
Содержание

Введение 2 ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. 4 1.1. Особенности методики проведения занятий ЛФК 5 1.2. Организация и содержание занятий по ЛФК для детей с интеллектуальной недостаточностью 10 Выводы по 1 главе 17 ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 18 2.1. Организация исследования 18 2.2. Оценка эффективности лечебной физической культуры для детей с умеренной умственной отсталостью 25 Выводы по 2 главе 29 Заключение 32 Список использованной литературы: 33
Список литературы

1. Частные методики адаптивной физической культуры : учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений / под ред. Л.В. Шапковой.М. : Советский спорт, 2004. 464 с. 2. Гайцхоки Д. Г. Подводное плавание эффективный метод лечения ДЦП : тез. докл. 1-го Всеукраин. съезда педиатров. Одесса, 1993. С. 13. 55. 3. Мосунов Д. Ф. Как преодолеть водобоязнь : учеб. пособие. СПб. : ПЛАВИН, 1998. 45 с. 4. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М. : Советский спорт, 2003. 464 с. 4. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе : учеб. пособие. М. : Учеб. лит-ра, 1997. 320 с. 5. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей : пособие для учителей и воспитателей школ. М. : Советский спорт, 1991. 6. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 176с. 7. Учебные программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. V–IX классы. Минск : НМУ «Национальный институт образования», 2008. 268 с. 8. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып. 1. СПб. : Образование, 1996. 9. Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : [учеб. пособие] / Л. В. 10. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 190 с 11. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков : руководство для врачей. СПб. : Речь, 2003. 391 с 12. Особенности методики проведения занятий ЛФК для детей с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-osobennosti-metodiki-provedeniya-zanyatij-lfk-u-detej-s-narusheniem-intellekta-5283890.html 13. Методическая разработка: "Адаптивное физическое воспитание детей с умственной отсталостью" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-adaptivnoe-fizicheskoe-vospitanie-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-5243190.html 14. Методы оценки координационных способностей у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/metodi-ocenki-koordinacionnih-sposobnostey-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-686081.html 15. Методы диагностики и развития координационных способностей у детей 6-7 лет [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625a3bc78a4d43b88521316c27_0.html 16. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с. 17. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №3. - С. 12-18. 18. Оценка выносливости и быстроты реакции: тесты [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fitbar.ru/articles/ocenka-vynoslivosti-i-bystroty-reakcii-testy/ 19. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studopedia.ru/3_72520_kontrolnie-uprazhneniya-testi-dlya-opredeleniya-urovnya-razvitiya-skorostnih-sposobnostey.html 20. Карточка подвижной игры "День и Ночь" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/kartochka-podvizhnoj-igry-den-i-noch-5308417.html 21.Филиппова, Е. С. Особенности занятий на батуте для детей с ментальными нарушениями — 2020. — № 43 (333). — С.137. 22.Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей : пособие для учителей и воспитателей школ / А. А. Дмитриев. М.: Советский спорт, 1991.32 с. 23.Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под. ред. Л. Б. Баря-евой, Н. Н. Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. 296 с. 24.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : програм.-метод. материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. М.: ВЛАДОС, 2007. 181 с. 25. Физическая реабилитация: учебник для студентов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья": в 2 т. Т. 2 / С. Н. Попов [и др.]; под ред. С. Н. Попова. - Москва: Академия, 2013. - 304 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). 26. Коняхина Г.П. Лечебная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие / Коняхина Г.П., Захарова Н.А. – Челябинск : Издательский центр «Уральская академия», 2019. – 81 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. 1.1. Особенности методики проведения занятий ЛФК Лечебная физическая культура как учебный предмет составляет неотъемлемую часть учебного процесса для детей с умеренной умственной отсталостью. Уроки ЛФК предусматривают охрану и укрепление здоровья, профилактику осложнений имеющихся нарушений, физическое развитие (развитие двигательных навыков, развитие интереса к различным видам двигательной активности, развитие личности). На этих уроках ребенок познает окружающий мир через движения. Целью проведения занятий ЛФК является самореализация детей и подростков через лечебную физическую деятельность. Работа по ЛФК включает в себя несколько направлений: учебно-развивающее, выравнивающее, терапевтическое и спортивное. На практике эти направления часто пересекаются. Из-за быстрой утомляемости детей с умеренной умственной отсталостью во время уроков необходимы большие паузы для отдыха. Освоение новых видов двигательной деятельности многим детям дается с трудом, особенно в более старшем возрасте. Это происходит из-за недостаточной пластичности центральной нервной системы, сложившихся двигательных стереотипов, недостаточного жизненного опыта. Многие дети имеют обостренное «чувство погоды», которое негативно отражается на их самочувствии [12]. Кроме задач собственно коррекционного физического развития, инструктор ЛФК на всех занятиях решает и другие, не менее важные задачи: расширение речевых способностей и образование понятий в связи с содержанием спортивного занятия, развитие эмоциональной сферы, формирование стереотипов социального поведения, выработка гигиенических навыков. Все занятия проводятся с учетом подготовленности учащихся, особенностей характера, возрастных различий; инвентарь и оборудование также должны соответствовать возрасту и уровню психомоторного развития детей и подростков. Главная предпосылка для успешного занятия — это создание специалистом положительного эмоционального настроя. На этом фоне может начинаться целенаправленная работа. Ввиду малой способности учеников абстрагировать и недостаточной речевой компетенции большое значение придается однозначной и точной речи инструктора. Незаменима визуальная, тактильная, кинестезическая ориентировка. Часто должны быть включены несколько ориентиров, чтобы обеспечить успех обучения (совместное выполнение действия и сопровождающая речь). Действия необходимо членить на маленькие шаги. При разучивании новых движений применять разные варианты этого движения (разные исходные положения, разный темп выполнения, амплитуду и т. д.). Быстрая утомляемость и разный уровень активизации учеников требует продуманной смены нагрузки и отдыха. Лучше использовать короткие упражнения игрового характера. Они меньше утомляют и поддерживают мотивацию на высоком уровне. Инструктор ЛФК должен контролировать эмоциональное состояние учащихся, узнавать агрессивное и депрессивное состояние и устранять его [1]. При планировании урока надо предусматривать время на переодевание и гигиенические процедуры. В примерных программах для массовых общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ отражены следующие основные задачи физического развития: укрепление здоровья, закаливание организма; обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков; развитие физических способностей; формирование необходимых знаний, гигиенических навыков; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься лечебными физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности; воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности [12]. К специальным задачам относятся: 1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.: согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы); согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений; согласованности движений и дыхания; компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций; формирование движений за счет сохранных функций. 2. Коррекция и развитие координационных способностей: ориентировки в пространстве; дифференцировки усилий, времени и пространства; расслабления; быстроты реагирования на изменяющиеся условия; статического и динамического равновесия; ритмичности движений; точности мелких движений кисти и пальцев. 3. Коррекция и развитие физической подготовленности: целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств; развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах. 4. Коррекция и профилактика соматических нарушений: формирование и коррекция осанки; профилактика и коррекция плоскостопия; коррекция массы тела; коррекция речевого дыхания; укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей: развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия; дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие зрительного и слухового внимания; дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений; развитие воображения; коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. 6. Развитие познавательной деятельности: — формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий; расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений (формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т. п.). 7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка. Основным средством лечебной физической культуры являются лечебные физические упражнения, дополнительными — естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы [13]. Программный материал по лечебной физической культуре включает следующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные лечебные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения. Одни и те же упражнения могут использоваться на занятиях лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами Л. В. Шапкова объединяет их в следующие группы [1]. 1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах. 2. Общеразвивающие упражнения: — без предметов; — с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.); — на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах). 3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. 4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления. 5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног. 6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения. 7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. 8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики. 9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность. 10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов. 11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности. 12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др. На занятиях и во внеурочное время необходимо использовать естественно-средовые факторы, такие как воду, воздушные и солнечные ванны в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма. Благоприятные условия внешней среды усиливают и оптимизируют воздействие лечебных физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся радость и бодрость [1]. Рядом авторов установлено, что для детей с умственной отсталостью плавание с первых месяцев жизни оказывает не только благотворное влияние на все функции организма ребенка, но является эффективным средством коррекции двигательных и психических нарушений [2, 3, 4]. Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для умственно отсталых детей важны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов, но и приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку. Даже детям, имеющим грубые нарушения моторики в виде параличей и парезов, а также часто болеющих пневмонией, ангиной, бронхитом, необходимо закаливание, сначала местное — обтирание рук, ног, а затем общее — обливание теплой водой с постепенным снижением температуры. Педагогам, воспитателям, медицинским работникам, проводящим закаливание, следует внимательно наблюдать за реакцией детей на эти процедуры — поведением, сном, аппетитом [5]. 1.2. Организация и содержание занятий по ЛФК для детей с интеллектуальной недостаточностью Разберём принципы комплектования групп для занятий ЛФК, содержание и методики занятий, вопросы осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к занимающимся, педагогического и врачебного контроля. Все эти вопросы были рассмотрены А.А. Дмитриевым в своих учебных пособиях [6,7]. Занятия по ЛФК предназначены для детей с грубыми нарушениями физического развития и моторики. Наиболее целесообразным следует считать зачисление в группы для коррекционных занятий по ЛФК детей, имеющих по сравнению с основным составом группы более грубые нарушения физического развития, это нарушения осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, а также недостатки моторики — слабость мышечных групп, нарушения координации движений, точности мышечных усилий и др. Комплектование групп производится на основании заключения врача врачебно-физкультурного диспансера (отделения, кабинета). Индивидуальные занятия проводятся с детьми, получающими образование на дому, имеющими сочетанные нарушения. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, приемы лечебно-восстановительных и коррекционно-компенсаторных мероприятий, оперативно контролировать состояние ребенка. При этом надо отметить, что очень важно организовывать не только индивидуальные занятия. Для социализации детей и формировании коммуникативных навыков необходимо организовывать другие формы. Индивидуально-групповые занятия проводятся с группой от двух до шести человек, как правило, с приблизительно одинаковыми вторичными нарушениями, например осанки. Такие занятия типичны для коррекционных занятий. Особенность их состоит в том, что часть занятия (урока) проводится совместно, при этом подбираются упражнения доступные всем, другая часть состоит в персональных заданиях каждому и выполнении их под руководством и контролем педагога. Такая форма занятий обусловлена многообразием дефектов и требованиями индивидуального подхода. Малогрупповые занятия (2–3 человека) — наиболее распространенный вид организованных занятий урочной формы по лечебной физической культуре в специальных детских садах, школах, школах-интернатах. Относительная однородность группы позволяет упорядочить учебный процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, создавать условия взаимодействия, вербального и невербального общения, повышать педагогическую и моторную плотность урока. Недостатком является ограниченный индивидуальный подход. Положительные особенности таких занятий в том, что дети получают достаточно общения со сверстниками, а также учатся навыкам взаимодействия с другими. На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения. Ориентиром может служить программа по физкультуре для соответствующего класса специальной школы. Основными видами занятий являются специальные упражнения с целью избирательного коррекционного воздействия [7]. Совершенствованию регуляции направления, амплитуды, быстроты мышечного усилия движений способствуют упражнения, требующие точной дозировки этих характеристик движения и при выполнении которых учащимся очевидна связь между характером и результатом движения. Такими упражнениями являются бросание и ловля мячей, метания в цель, упражнения на равновесие, подвижные игры «Прыжки по кочкам», «Охотники и утки», «Мяч — среднему» и др. Развитию регуляции движений способствует также повторное выполнение общеразвивающих упражнений с соблюдением одинаковой амплитуды, направления, быстроты мышечного усилия, а также выполнение упражнений с изменением какой-либо из этих характеристик. Например, упражнение выполнить в медленном, среднем и быстром темпе; свободно или с мышечным напряжением; плавно или прерывисто; меняя амплитуду и направление. Такая вариативность приводит к более глубокому чувственному познанию детьми своих движений, а это повышает четкость их регуляции. С целью развития движений кисти и пальцев рук применяются упражнения в сжимании и разжимании кистей рук; одновременное сжимание кисти в кулак на одной руке и разжимание на другой; то же с разведением и сведением пальцев; последовательное сгибание пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца) и разгибание в таком же порядке (вначале это упражнение выполняется правой рукой, потом левой, а позже одновременно двумя руками). Эффективно способствуют развитию движений кистей и пальцев рук упражнения с предметами (малыми и средними мячами, малыми обручами, флажками). К тому же эти упражнения совершенствуют взаимодействие функций рук и глаз. Коррекционное влияние занятий лечебной физкультурой зависит не только от подбора упражнений, но и от методики их применения. На первом занятии следует объяснить детям значение этих занятий для их здоровья и физического развития. Обратить внимание учащихся на то, что их успехи зависят от добросовестного и правильного выполнения упражнений. Структура занятия по лечебной физкультуре имеет свои особенности. Длительность занятия составляет для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составляет 35– 40 мин. и имеет ту же структуру, что и лечебные занятия для детей, имеющие отклонения в состоянии постоянного или временного характера. На занятиях нужно делать 2—3 перерыва по 1—2 мин. для отдыха детей. Отдых протекает более эффективно в положении сидя или лежа при расслабленных мышцах. Вводная часть занимает от 30 до 50 % времени урока (15– 17 мин.) и состоит из общеразвивающих и корригирующих ранее изученных упражнений. Движения выполняются в медленном и среднем темпе, охватывают основные группы мышц. Заканчивается дыхательными упражнениями. Основная часть предусматривает изучение нового материала, усложнение ранее усвоенных упражнений. Упражнения с напряжением чередуются с упражнениями на дыхание и расслабление. Продолжительность — 18–20 мин. В конце этой части целесообразно проводить специально подобранные игры. Заключительная часть (5–6 мин.) выполняет задачу привести организм в спокойное состояние, восстановить дыхание и частоту сердечных сокращений. Заканчивается урок ходьбой, дыхательными упражнениями, упражнениями на расслабление мышц. Все части занятия связаны между собой. В процессе проведения занятий следует уделять особое внимание овладению детьми правильными навыками дыхания. С этой целью применяются дыхательные упражнения, а также упражнения для выработки умения согласовывать дыхание с различными движениями руками, наклонами и поворотами туловища при ходьбе и т. п. [6]. С целью стимулирования познавательных процессов следует побуждать учащихся анализировать и сравнивать движения, точно регулировать их по направлению, быстроте, усилию, сочетать выполнение простых движений по показу и словесному объяснению. Осознанное выполнение упражнений способствует формированию у детей умения планировать движения, осуществлять анализ и коррекцию их выполнения, давать конечную оценку двигательного действия. Эффективность ЛФК во многом зависит от интереса учащихся к этим занятиям. Интерес обеспечивается посильностью, привлекательностью и разнообразием упражнений, правильной индивидуальной дозировкой физической нагрузки [9]. Необходимо своевременно и тактично оказывать помощь учащимся, вселяя в них уверенность в собственные силы и возможности, обеспечивать положительное эмоциональное состояние детей на занятиях, проявление ими волевых, умственных и физических усилий. Положительный эмоциональный климат на уроках способствует формированию доброжелательных отношений между учащимися, атмосферы взаимопомощи, моральной поддержки. Особого внимания в этом вопросе требуют дети, отличающиеся повышенной возбудимостью, и дети с психопатоподобными проявлениями [8]. Учет индивидуальных особенностей физического развития и моторики, а также уровня интеллектуального развития детей позволяет более целенаправленно и эффективно корригировать имеющиеся у них недостатки. В одной и той же группе часто оказываются дети, которым требуются разные средства ЛФК. В таких случаях внутри группы следует формировать микрогруппы или подгруппы детей с аналогичными нарушениями. Индивидуальный и дифференцированный подход должен осуществляться с учетом состояния здоровья детей. Так, например, дети, имеющие соматические отклонения, должны быть ограничены по сравнению с остальными детьми в длительности выполнения упражнения. Такому ребенку лучше выполнять упражнения небольшими, но частыми, дробными дозами. Специалист, ведущий занятия по ЛФК, должен постоянно обращаться к индивидуальным картам медицинского освидетельствования детей и на основе их данных планировать объем и интенсивность упражнений для каждого ребенка. При реализации индивидуального и дифференцированного подхода следует помнить, что коррекция имеющихся у детей грубых нарушений физического развития и моторики должна сочетаться с общим всесторонним физическим развитием, иначе узконаправленное воздействие физических упражнений на нарушенные функции не принесет желаемых результатов. Педагогический контроль за коррекцией нарушений. 1. Врачебный контроль за лечебной физической нагрузкой детей с умственной отсталостью включает систематическое проведение динамических наблюдений за здоровьем и физическим развитием. Реакция на лечебные физические упражнения в процессе урока должна проявиться умеренными сдвигами показателей — частоты сердечных сокращений, артериального давления, частоты дыхания. Наиболее информативным методом является подсчет частоты сердечных сокращений непосредственно перед началом урока и в конце каждой части (вводной, основной и заключительной) или после выполнения комплекса упражнений по десятисекундным отрезкам (умножается на 6). Полученная физиологическая кривая (графическое изображение изменения частоты сердечных сокращений на протяжении урока) отражает реакцию организма, вызванную упражнениями, дает возможность проследить ее в динамике [11]. 2. С учетом особенностей детей с умеренной умственной отсталостью необходимо тестировать следующие направления двигательной активности: Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение 5–6 мин. Тестируемый выполняет задание в удобном для него темпе. Результатом теста является подсчет пульса и определение выносливости по пятибалльной системе. Скоростно-силовые качества оцениваются при проведении прыжков с места. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех прыжков. Показателем координации движений, двигательных реакций, ловкости являются броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30–60 с вмаксимальном темпе. Засчитывается количество пойманных мячей. Силу мыщц ног, выносливость позволяют оценить приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления; прыжки через скакалку на двух ногах — засчитывается количество прыжков до момента отказа тестируемого. Гибкость позвоночника определяется из исходного положения: основная стойка, стопы параллельны. Тестируемый должен наклонить туловище и коснуться пола пальцами или ладонями, не сгибая ног в коленях. Если пальцы не достают пола, значит, подвижность недостаточна. Расстояние от пола измеряется сантиметровой лентой. Сила мышц брюшного пресса определяется числом переходов из положения лежа на спине в положение сидя и обратно. Темп медленный. В возрасте 12–14 лет — 15–20 раз. Тонус мышц спины определяется из исходного положения: лежа на животе, руки вперед — подъем верхней части туловища и ног удерживание в течение 10–60 с. Оценивается по 6-балльной системе. Икроножные, бедренные мышцы — стоять на носках от 5 до 15 с. Статическое равновесие можно определить следующими заданиями: 1) Исходное положение (И.п.) — стопы вместе, руки вперед, глаза закрыть. Стоять прямо, не качаясь. 2) Стоять на одной ноге, руки на поясе, глаза открыты (закрыты). Удерживаться в данном положении 15–30–60 с [4]. 3. Критериями коррекционной работы по преодолению недостатков двигательной сферы ребенка являются уровень его физического развития, двигательных способностей, а также степень восстановления нарушенных функций. Это определяет необходимость для преподавателя ЛФК овладения методикой систематического контроля за физическим развитием и двигательными возможностями занимающихся. С этой целью на каждого ребёнка заводится карта контроля за его физическим развитием и моторикой . По существу это своеобразный учительский журнал, состоящий из отдельных карт на каждого ребенка. Данные контроля отражаются в карте в течение всего периода занятий человека в группе ЛФК. Необходимо дать советы родителям, какие упражнения должны выполнять дети дома и каких видов физической нагрузки, а также каких поз ребенку следует избегать [10]. Выводы по 1 главе Таким образом, лечебная физическая культура является неотъемлемым средством реабилитации сопутствующих заболеваний и самореализации для детей с интеллектуальной недостаточностью, путём активной двигательной деятельности и взаимодействием с остальными занимающимися. Комплекс ЛФК предусматривает выполнение ряда важных задач, таких как: повышение эмоционального состояния и общего тонуса, уменьшение атрофии мышц, увеличение подвижности в суставах и позвоночнике, поддержание двигательных качеств и умений и многих других. Также в нём выделяются следующие направления, которые часто пересекаются на практике: учебно-развивающее, выравнивающее, терапевтическое и спортивное. Помимо основных задач ЛФК, также имеются и специальные задачи, которые направлены в первую очередь на коррекцию и развитие важных качеств, как двигательных, так и психологических. Большая ответственность лежит на инструкторе ЛФК, который разрабатывает и методическую часть курса ЛФК. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого занимающегося и при этом заставлять его поверить в себя, помочь ему выработать уверенность в своих силах. Не стоит забывать и про эмоциональный фон занятия, который также должен создавать инструктор. Эффективность ЛФК во многом зависит от интереса учащихся к этим занятиям, в связи с этим на каждом занятии должны проводиться подвижные игры. ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 2.1. Организация исследования Многообразие средств ЛФК, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор лечебных физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 54 страницы
540 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 41 страница
520 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 33 страницы
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg