Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Анализ функционирования автомобильного транспорта Московской области

baby_devochka 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.05.2022
Цель работы заключается в разработке и направления оптимизации функционирования автомобильного транспорта как фактора экономической безопасности территории. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи: Изучить понятие и элементы экономической безопасности территории Определить роль автомобильного транспорта в обеспечении экономической безопасности территории Исследовать факторы, влияющие на функционирование автомобильного транспорта Рассмотреть экономическое состояние Московской области на современном этапе Провести оценку функционирования автомобильного транспорта Московской области Проанализировать проблемы автомобильного транспорта Московской области Разработать мероприятия по совершенствованию функционирования автомобильного транспорта Московской области Оценить эффективность разработанных мероприятий Объектом исследования является экономическая безопасность территории. Предметом исследования роль автомобильного транспорта в обеспечении экономической безопасности территории. Теоретической основой исследования выступили труды исследователей, изучающих проблематику обеспечения экономической безопасности транспортного предприятия. Методологической основой исследования послужила совокупность методов и подходов к изучению заявленной темы работы: применялись общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение, экономико-статистические методы, использованы системный, институциональный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой подходы. Практическая значимость результатов выпускной квалификационной работы являются мероприятия по совершенствованию функционирования автомобильного транспорта Московской области. Исходными материалами являлись данные общественных организаций, предпринимательских структур, публикации в экономических изданиях, информация, размещенная в сети Интернет и т.д. При проведении исследования использована система общенаучных методов диалектического познания, системного и факторного анализа экономической безопасности. При решении конкретных задач использовались абстрактно-логический и экономико-статистические методы, метод индукции и дедукции. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение

В настоящее время человечество вступает в совершенно новую фазу своего развития – так называемый транспортный комплекс, основой функционирования которого является производство, распространение, а также обеспечение экономической безопасности на уровне частных лиц, бизнеса, общества и государства. Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена потребностью осмысления проблем в обеспечении экономической безопасности и роли автомобильного транспорта, который обладает серьезным потенциалом в решении государственных экономических, социальных и даже геополитических проектов: субъекты автотранспортной деятельности обладают высокой мобильностью, способностью гибкого реагирования на различные изменения рыночной среды, что, в свою очередь, способствует своевременному заполнению перспективных ниш производства новых услуг и товаров, осуществлению внедрения инновационных продуктов. Роль автомобильного транспорта проявляется в оснащенности потребителей в продукции (работах, услугах), обеспечении занятости граждан, а также в решении вопросов импортозамещения. Общеизвестные проблемы, с которыми сталкивается автотранспортная отрасль: высокие административные барьеры, недостаток инвестиций, низкая кредитная обеспеченность, нестабильные налоговые и тарифные режимы, несовершенная законодательная база, стимулирующая развитие транспортного предприятия и пр. С введением антироссийских санкций, доступ к иностранному капиталу российским предприятиям значительно ограничен, ограниченны и долгие (длинные) иностранные кредиты под небольшой процент. А с уменьшением влияния на валютные торги Регулятором в 2014 году, а также ужесточение и контроль над расчетными счетами предприятий, несомненно, отразилось на состоянии экономической безопасности транспортного предприятия, что подтверждает особую актуальность настоящей работы в современных реалиях. Состояние изученности проблемы. Вопросу значения автомобильного транспорта в обеспечении экономической безопасности территории посвящены работы отечественных ученых, таких как: М.В. Беспалов, И.А. Бланк, О.И. Дранко, О.В. Зубкова. Среди зарубежных авторов, исследующих данную проблему, следует назвать Хорн Ван Дж.К., Уильямса Т., Хоффмана Дж. Л., Норта Д.
Содержание

Содержание 2 Введение 3 1 Теоретические аспекты функционирования автомобильного транспорта как фактора экономической безопасности территории 6 1.1 Понятие и элементы экономической безопасности территории 6 1.2 Роль автомобильного транспорта в обеспечении экономической безопасности территории 13 1.3 Факторы, влияющие на функционирование автомобильного транспорта 18 2 Анализ функционирования автомобильного транспорта Московской области 23 2.1 Экономическое состояние Московской области на современном этапе 23 2.2 Оценка функционирования автомобильного транспорта Московской области 31 2.3 Анализ проблем автомобильного транспорта Московской области 33 3 Повышение экономической безопасности Московской области посредством разработки мероприятий по совершенствованию функционирования автомобильного транспорта Московской области 47 3.1 Мероприятия по совершенствованию функционирования автомобильного транспорта Московской области 47 3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий 53 Заключение 58 Библиографический список 61
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ, изм. одобр.в ходе общерос. голосов. 01.07.2020) // Рос. газета. – 1993. – 25 дек. 2. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О транспортной безопасности"// электронный ресурс [http://www.consultant.ru] 3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"//"Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 290 4. Закон Московской области от 16 декабря 2019 г. № 261/2019-ОЗ «О бюджете Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // «Российская газета» от 25.12.2019 № 8049. 5. Государственная программа Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2014-2019 годы // Официальный сайт Правительства Московской области [Электронный ресурс] // URL: https://mosreg.ru/ (Дата обращения: 06.01.2022) 6. Авакьян С. А., Лютцер В. Л., ПешинН. Л., Сивицкий В. А., Тимофеев Н. С. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). – М.: Проспект, 2017 – 544 с. 7. Аврамчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2016. – 579 с. 8. Александров, В. Размышления о логистических центрах / Александров В. // 9. Логистика. - 2017. - №5. - С. 39-41 10. Аникин Е.Н. Проблемы моделирования развития регионального транспортного комплекса // Вестник ЧГУ. – 2018. – №3. – С.11-19. 11. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Велби, 2017. – 806 с. 12. Ванеев О.Н. Транспортное обслуживание населения на муниципальном уровне: к проблеме законодательного регулирования // Транспортное право. – 2016. – № 3. – С. 9–13. 13. Воронина А. В., Гончарова С. Н. Итоги развития транспортной инфраструктуры в региональном аспекте // Kant. – 2017. – №2. – С65-67. 14. Габричидзе Б.Н. Административное право России / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. – М.: Велби; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. – 680 c. 15. Гильденскиольд С.Р. Проблемы экологии Московской области: сборник научных материалов / Гильденскиольд С.Р.; М-во экологии и природопользования Московской обл. - М.: МГОУ, 2015. - С. 115. 16. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. – 560 с. 17. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М.: Велби, 2016. – 632 с. 18. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. М.: Дело и Сервис, 2015. – 544 с. 19. Гордеева С.Н. Транспортное обслуживание населения в рамках госзаказа // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. – № 1. – С. 35–42. 20. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 620 с. 21. Гречуха В. Н. Транспортное право России: учебник для магистров / В. Н. Гречуха. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 583 с. 22. Губанова Е. Е. Программный бюджет: региональный уровень // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2016 г.). Уфа: Лето, 2016. – С. 101-103. 23. Дмитриев Ю. А. Административное право Российской Федерации: учебник для студентов юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 461 с.; 24. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. 8-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2015. – 608 с. 25. Егоренков Л.И., Матвеев Н.П. Природа и экология Московской области: учебное пособие / Л.И. Егоренков, Н.П. Матвеев; М-во образования Московской обл. - М.: Информ.- изд. упр. МГОУ, 2013. - С. 13. 26. Жигарь О. В. О подходах к определению качества и эффективности управленческих решений в органах местного самоуправления // Вестник Челябинского университета. Сер. 8. Экономика. Социология. Социальная работа. – 2017. – № 1. – С. 75–79. 27. Землин А. И. Актуальные правовые аспекты противодействия коррупции при осуществлении закупок для государственных нужд // Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. – №1(33). – С. 238–244. 28. Зотова А. И. Проблемы развития и размещения транспортного комплекса национальной экономики // Проблемы экономики и юридической практики. – 2018 – №6. – С.35-39. 29. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. В 2-х тт. Учебник. М.: Статус, 2015. – 366 с. 30. Лексин В. Н. Оценка результативности государственных программсоциально-экономического развития регионов России / В. Н. Лексин, Б. Н. Порфирьев // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 4. – С. 81-94. 31. Лексин В.Н., Лексин И.В., Чучелина Н.Н. Качество государственного муниципального управления и административная реформа. М.: Европроект, 2015. – 59 с. 32. Меньщикова В. И., Загуменнов Н. Р., Загуменнов В. Р. Государственное регулирование транспортного комплекса // Вестник ТГУ. 2015. – №4 (144). – С.25-29. 33. Морозов, С. Ю. Транспортное право: учебник для академического бакалавриата / С. Ю. Морозов. – 5-е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 305 с. 34. Налоговая аналитика. Поступления по субъекту РФ: Московская область [Электронный ресурс] // URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru (Дата обращения: 06.01.2022.) 35. Новик А.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования // Транспортное право. – 2015. – № 1. – С. 41–44. 36. Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. –М.: Издательство «Дело» АНХ, 2019. – 512 с. 37. Орлов С. В. Транспортный кластер как форма территориальной организации транспортного комплекса // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2019. – №2(38). – С.39-42. 38. Портнягин А.И. Особенности управленческих решений в органах государственного и муниципального управления // Проблемы регионального и муниципального управления: Материалы Международ. науч. конф. Москва, 26 апреля 2016 г. / Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т экономики, управления и права, Рос. Акад. Наук, Ин-т проблем управления, Мэрия Москвы, Международ. журн. «Проблемы теории и практики управления». М.: РГГУ, 2016. – С. 6-10. 39. Портнягин А.И. Проблемы разработки и принятия управленческих решений в органах государственного и муниципального управления // Проблемы регионального и муниципального управления: Сб. докладов Междунар. научн. конф. Москва, 21 апреля 2017 г. М.: РГГУ, 2017. – С. 28-34. 40. Прусова В.И., Безновская В.В., Прозументова В.В. Роль транспортного комплекса в экономике РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. №4-1. – С.49-52. 41. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с. 42. Савельева Ю.В., Савельева М.Ю. Концепция программного бюджетирования: проблемы и перспективы внедрения // Управление экономическими системами. – 2016. – № 11. – С. 33-37. 43. Сафронов, Э. А. Транспортные системы городов и регионов: учеб, пособие для вузов. М.: АСВ, 2014. – 288 с. 44. Симоненко, Н. Н. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика фирмы: Учебник / Н. Н. Симоненко. - М.: Магистр, 2018. - С. 74 45. Тугов А.Н. Перспективы использования твердых бытовых отходов в качестве вторичных энергетических ресурсов в России // Теплоэнергетика. - 2013. - № 9. - С. 4. 46. Туризм в Московской области // Официальный сайт Правительства Московской области[Электронный ресурс] // URL: https://mosreg.ru/ (Дата обращения: 06.01.2022) 47. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области [Электронный ресурс] // URL: https://mosstat.gks.ru (Дата обращения: 06.01.2022). 48. Фахрутдинова А.З. Принятие и исполнение государственных решений. – Новосибирск: Издательство СибАГС, 2017. – 210 с. 49. Фирсова И.А. Управленческие решения: Учебник для бакалавров / И.А. Фирсова, О.В. Данилова, С.В. Карпова; Финуниверситет; под общ. ред. И.А. Фирсовой.М.: Юрайт, 2018 – 400 с. 50. Ханалиев Г.И. Моделирование сбалансированного развития транспортного комплекса // Социально-экономические явления и процессы. –2017. – №3. – С.21-24. 51. Харитонова Т.В., Вапнярская О.И., Голикова О.М. Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики) // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 6 (53). - С. 54. 52. Шишкова Г.А., Козлов А.В. Управленческие решения: Учеб. Пособие. М.: РГГУ, 2015. – 207 с. 53. Шульженко Ф. П., Гайдулин А.К., Кундрик Р. С. Транспортное право: Учебник. пособие. – М.: Финансы, 2015. – 244 с. 54. Экономика транспорта. Часть 1: учеб. пособие / А. Н. Ефанов. – СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2018. – 111 с. 55. Экономическая безопасность России: определения, гипотеза, расчеты // Жандаров А. М., Петров А. А. – Безопасность № 3, 2017. – С. 10 56. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Архипов А., Городецкий А. Михайлов Б. – Вопросы экономики № 12, 2018. – С. 36 57. Южаков В., Добролюбова Е., Александров О. Как оценить результативность государственных программ: вопросы методологии // Экономическая политика. – 2015. – №6. – С. 79-98. 58. Юкаева В.С. Принятие управленческих решений: учебник. М.: Дашков и К, 2017. – 325 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты функционирования автомобильного транспорта как фактора экономической безопасности территории 1.1 Понятие и элементы экономической безопасности территории Безопасность является одной из главных составляющих полноценного и эффективного становления и развития общества. Необходимость в защищенности от различных угроз внешнего мира, является одной из основных его потребностей. Понятие безопасности можно толковать по-разному. Например, доктор политических наук С. З. Павленко указал пять групп определения безопасности: I - безопасность как отсутствие опасности; II - безопасность как защищенность жизненно важных интересов; III - безопасность как свойство системы; IV - безопасность как специфическая деятельность государственных органов; V - безопасность как определенное состояние1. Разберем более подробно первую и вторую группы. С одной стороны, термин «безопасность» рассматривается как антоним термина «опасность», а само состояние обладает обратными опасности особенностями. Под опасностью же понимается вероятность наступления какого-либо события или явления, способного нанести урон (материальный, физический или духовный) человеку, обществу или государству. Следовательно, безопасность зарождается в связи с определенными факторами, обращенными на предотвращение опасности. С другой стороны, понятие «безопасность» можно обозначить как состояние защищенности объекта от различных угроз или негативного влияния других объектов. С. И. Ожегов определил безопасность как «состояние, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба, есть защищенность от опасности». Экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности (рис. 1). Она определяет не только положение нации, но и состояние ее хозяйственного комплекса. Из этого следует, что экономическая безопасность может выступать как самостоятельное социальное явление. Рис. 1. Структура национальной безопасности Рассмотрим что представляет из себя экономическая безопасность. Впервые, экономическая безопасность заинтересовала США в первой половине двадцатого века. В разгар тяжелейшего и самого продолжительного для Соединенных штатов кризиса, так называемой «Великой депрессии», обеспечение экономической безопасности было отнесено к важнейшим государственным задачам. Для того, чтобы поскорее преодолеть кризис и восстановить национальную экономику необходимо было отойти от рыночной экономики. Под руководством главы государства был разработан и успешно реализован комплекс мер, который способствовал успешному сочетанию рыночных мотивов, а также государственного участия в экономических процессах. Дело в том, что официального определения этого термина в США до сих пор не существует. Сущность экономической безопасности для американцев заключается в поддержании экономической стабильности, устойчивой тенденции развития и защищенности от угроз. В большинстве азиатских стран в основу обеспечения экономической безопасности лежит свободное поддержание системы свободной торговли, а также обеспечение дружеских отношений со странами торговыми контрагентами. В России экономическая безопасность как научная категория не была изучена влоть до 90-х годов двадцатого века, но еще за сто лет до ее появления люди понимали необходимость защиты экономики от различных угроз. В нашей существует большое количество различных друг от друга толкований понятия термина «экономическая безопасность». Например, законодательное определение экономической безопасности звучит так: «Экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации ». Так же под экономической безопасностью можно понимать «состояние, при котором общество может самостоятельно выбирать направления и формы экономического развития » или «уровень экономического развития, при котором будет обеспечена экономическая, социальная и политическая стабильность, несмотря на вероятность возникновения угроз ». Вопрос обеспечения экономической безопасности перед Российской Федерацией остро встал вследствие перехода от административной системы хозяйствования к рыночной. Важность проблемы обеспечения экономической безопасности страны возникла в результате резко обострившихся кризисных явлений, которые сопровождали процесс реформирования экономики. Стало понятно, что в новых политических и экономических условиях требуются качественно современные методы к обеспечению правильного функционирования и формирования экономики страны. Данные методы основывались на принципах и критериях, которые существенным образом отличались от «советской экономики». В конечном итоге возникло и получило развитие понятие «экономическая безопасность. Данное понятие очень быстро вошло в число проблем, которое привлекало пристальное внимание специалистов самого разного профиля, работающих в сфере политики, экономики и международных отношений. В 1990-х гг. термин «экономическая безопасность» появился в научных статьях российских учёных, которые впервые были опубликованы в 1994 году. Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 1993 г. № 1807 был образован Научный совет при Совете Безопасности Российской Федерации, что фактически означало официальное признание теории безопасности как особой отрасли науки. В 1996 году были разработаны основные положения Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации11. Несмотря на то, что вопросы экономической безопасности активно исследуются практически два десятилетия, в отечетственной науке нет сложившегося определения данного понятия, что сивдетельствует об отсутствии в научной среде унифицированного понимания сущности рассматриваемой категории. Поэтому, формулировки многих ведущих ученных отличаются друг от друга. В отечественной науке, к числу основателей теории экономической безопасности следует отнести Е.А. Олейникова. Его подход к определению понятия «экономическая безопасность» во многом схож с подходом В.К. Сенчагова и формулируется следующим образом: «Экономическая безопасность страны - это защищённость экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз» . Согласно определению Л.И. Абалкина экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию . В данном определении можно выделить три главные характеристики категории «экономическая безопасность», представленные на рисунке. Рис. 2. Главные характеристики категории «экономическая безопасность» Помимо Л.И. Абалкина, В.К. Сенчагова и Е.А. Олейникова исследования на эту тему проводили и другие учёные, которые предложили свои определения термину «экономическая безопасность», представленные на рисунке 3. Рис. 3. Определения термина «экономическая безопасность» Результаты анализа перечисленных выше понятий экономической безопасности свидетельствуют, что отечественные учёные-экономисты включают в это определение социальные аспекты (обеспечение приемлемого уровня жизни населения), однако акцент делается, в основном, на интересы государства, а не общества и личности. Помимо этого определения либо излишне детализированы и сфокусированы на краткосрочных проблемах, либо размыты, когда в понятие «экономическая безопасность включается всё, вплоть до военно-политической стабильности. Академик В.К. Сенчагов выделяет 5 видов экономической безопасности - финансовую, энергетическую, оборонную, оборонно-промышленную и продовольственную безопасность16. Финансовая безопасность включает в себя безопасность федерального бюджета, бюджетов территорий, консолидированного бюджета, финансового рынка, внутреннего и внешнего государственного долга, платежного баланса, финансов коммерческих организаций и домашних хозяйств. Экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента, представленных на рисунке 4. Рис. 4. Элементы ЭБ В связи с этим, можно сказать, что эффективное развитие экономики невозможно без обеспечения ее безопасности. Под обеспечением экономической безопасности государства понимается реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере . 1.2 Роль автомобильного транспорта в обеспечении экономической безопасности территории Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является ее составной частью. В эпоху глобализации без транспорта не могут функционировать успешно не только экономики отдельных стран, но и мировая экономика в целом. В настоящее время существует достаточное количество определений транспорта. Например, Введенский Б.А. дает определение транспорту как одной из важнейших отраслей материального производства, осуществляющую перевозки пассажиров и грузов. В толковом словаре Ожегова дается определение транспорта как отрасли народного хозяйства, связанной с перевозкой людей и грузов, а также как вида перевозочных средств: наземный, водный, воздушный, подземный железнодорожный, городской, пассажирский, грузовой. Трофименко Ю.В. и Якимов М.Р. определяют транспорт как совокупность технических систем, которые предназначены не только для перемещения пассажиров и грузов, но также и перемещения информации из одного места в другое. Зайцев Е.Н дает определение транспорту как множества элементов, объединенных в единое целое для осуществления транспортного процесса. Основываясь на приведенных выше мнениях отечественных ученых, можно сформулировать актуальное определение транспорта как основной отрасли экономики, обеспечивающей базовую потребность государства и общества в транспортировке пассажиров, грузов и информации, представляющей из себя сложную систему взаимосвязанных элементов. В определение транспорта как сложной системы включены такие основополагающие термины как транспортная система, транспортный комплекс, транспортная инфраструктура и виды транспорта. При рассмотрение нормативно-правовой базы, касающейся проблематики транспорта, активно используется два понятия: транспортный комплекс и транспортная система. Например, в Транспортной стратегии РФ до 2030 года говорится о необходимости развития транспортной системы из-за огромного влияния на экономику, экологию, безопасность и социальную сферу, однако дается оценка состояния развития транспортного комплекса. В ходе анализа состояния транспортного комплекса разработчик Стратегии, а именно Министерство транспорта РФ, ссылается на документы, относящиеся к развитию транспортной системы, такие как ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» (с 2010 года - федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы, на данный момент федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)»)». В Транспортной Стратегии также есть ссылка на Концепцию долгосрочного Социально-Экономического развития, в данном документе используются также понятия комплекса и системы, особое внимание уделяется уровню развития, устойчивости, безопасности, экологичности, конкурентоспособности транспортной системы, количества инвестиций в развитие транспортного комплекса, а также доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения. В Стратегии Национальной Безопасности нет упоминания транспортного комплекса или системы, однако говорится о важности развития транспортной инфраструктуры, формирования единого транспортного пространства. Также говорится о транспортной безопасности, как о составляющей национальной безопасности, что будет рассмотрено более детально далее в диссертации. В ФЗ «О транспортной безопасности» есть определение транспортного комплекса, как объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных средств. Несмотря на использование понятий транспортный комплекс и транспортная система, сущность данных понятий не раскрывается или раскрывается неполностью в вышеописанных документах. Для раскрытия понятий следует обратиться к литературным источникам. Л. Фон Берталанфи, первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем», дает определение системе как комплексу взаимодействующих компонентов. Батоврин В.К в толковом словаре по системной и программной инженерии определяет систему как совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданную для достижения определенных целей, важно отметить, что отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность или функциональность системы намного лучше, чем у простой суммы элементов. В отраслевой литературе, встречаются понятия системы, приведенные ниже. Транспортная система может быть определена, как все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный, городской электрический, трубопроводный, выполняющий в рамках транспортной системы определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими развития. Терешина Н.П., Галабурда В.Г. и Трихунков М.Ф. придерживаются мнения, что транспортная система страны – это совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, которые обслуживают процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей. Согласно академическому словарю, транспортная система – это совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации. Транспортная система обладает сложной структурой, включая подсистемы, состоящих из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе также относятся транспортные узлы и коридоры, и промышленный и общественный транспорт. В литературе существует также множество определений понятия комплекс, например в словаре Ожегова комплекс определяется как система или совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, отвечающего какой-либо определённой общей цели. Данное определение очень близко по сущности определениям системы, представленных выше. В отраслевой литературе, посвященной транспортному комплексу РФ, дается следующая, представленная ниже, интерпретация понятия комплекс. Кистанов В.В и Копылов Н.В. определяют транспортный комплекс как структуру железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного, морского и речного видов транспорта, которые, взаимодействуя друг с другом создают единую систему. Бабкина Т.В., Буранова А.А., Трембач К.И. придерживаются мнения, что понятие транспортный комплекс синонимично понятию транспортная система и представляют собой крупнейшую многоотраслевую сферу, включающую все виды и категории транспорта. В некоторых источниках можно найти трактовку транспортного комплекса как совокупности всех видов транспорта, состоящих из транспортных средств и транспортной сети, включающей в себя магистрали, второстепенные пути и транспортные узлы. В рамках данной работы будем придерживаться подхода Бабкиной Т.В., Бурановой А.А., Трембача К.И в контексте аналогичности понятий транспортная система и транспортный комплекс. Транспортный комплекс будет рассмотрен как совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих и взаимозависимых элементов, включающей подсистемы всех видов транспорта, в том числе транспортную инфраструктуру и информационное обеспечение. Следует отметить, что каждая система обладает собственной системой показателей, наиболее детально система показателей приводится в Транспортной стратегии 2030, в рамках предстоящего анализа транспортного комплекса мной будут учитываться в основном следующие показатели: грузооборот; пассажирооборот; объем перевозок грузов и пассажиров; протяженность сети; густота сети; степень износа; пропускная и провозная способность элементов транспортной сети; средняя грузонапряженность; средняя дальность перевозки; скорость доставки грузов; среднесуточный пробег; себестоимость перевозки; экономическая эффективность; фондоотдача; аварийность; безопасность; экологичность. Для проведения анализа необходимо также дать определение понятия транспортная инфраструктура. В настоящее время существует множественность (как и с понятиями транспортный комплекс и транспортная система) определений транспортной инфраструктуры. Ряд отечественных авторов, например Сергеев В.И. и Воронцова С.Г, придерживаются мнения, согласно которому транспортная инфраструктура представляет собой совокупность отраслей и предприятий, которые непосредственно участвуют в процессе транспортировки. В данном случае понятие транспортной инфраструктуры тождественно понятию транспортной системы и транспортного комплекса. Другая группа авторов понимает под транспортной инфраструктурой совокупность отраслей, предприятий и их подразделений не только непосредственно участвующих в процессе транспортировки, но и создающих условия для выполнения вышеописанного процесса. Доктор экономических наук Дыбская В.В. дает определение понятия логистическая инфраструктура на транспорте, которое включает в себя транспортные сети, включающие путевое и дорожное хозяйство, а также постоянные технические устройства и сооружения, и подвижной состав различных видов транспорта. В контексте данной работы, по-моему мнению, необходимо придерживаться трактовки понятия транспортной инфраструктуры, приведенной Дыбской В.В. 1.3 Факторы, влияющие на функционирование автомобильного транспорта В настоящее время в связи с ростом экономических рисков и угроз на данном этапе экономического цикла в России политика предприятий транспортного комплекса должна быть в максимальной степени сосредоточена и направлена на обеспечение своей экономической безопасности. Правительство РФ столкнулось с неизбежными проблемами развития внутренней транспортной системы, спровоцированными целым рядом факторов: децентрализация экономики, процесс разноуровневого развития субъектов страны, усиление противоречий и конкурентной борьбы между разными видами транспорта. Всё это происходит на фоне возникновения глобальной логистической транснациональной транспортной системы . Востребованные услуги в сфере грузоперевозок Международная практика, основанная на современной рыночной маркетинговой стратегии, свидетельствует, что современный услуги перевозки грузов уже не ограничиваются простой доставкой товара от грузоотправителя к грузополучателю. Необходимо располагать возможностью предоставить клиенту дополнительные сопутствующие услуги, которые представлены на рисунке 5. Рис. 5. Сопутствующие услуги Периодический спад экономики не может остановить увеличение транспортно-логистической составляющей. Эксперты фиксируют 19- процентный прирост данного сектора экономики, причём лидирующим сегментом оказались услуги экспедирования грузов. Современный национальный рынок транспортно-экспедиционных услуг имеет огромные возможности. Но существуют объективные причины, которые открыто препятствуют их реализации, представленные на рисунке 6. Рис. 6. Причины, которые препятствуют развитию рынок транспортно-экспедиционных услуг . В тоже время решение данных проблем могло бы вывести российские транспортно-экспедиционные компании на международный уровень, способствовало бы созданию трансконтинентальной компании со штаб- квартирой, например, в городе Москве. Следует отметить, что таковая на сегодняшний день не может существовать априори и не только по вышеназванным причинам, но и вследствие весьма двусмысленного политического положения страны в рамках мирового сообщества. Кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону призвана Транспортная стратегия развития. Её успешная реализация позволит существенно увеличить долю нашей страны на мировом рынке грузоперевозок. Для этого необходимо использовать сложившуюся рыночную конъюнктуру. Эксперты весьма высоко оценивают потенциальную ёмкость российского рынка транспортно-экспедиционных услуг. Об этом ярко свидетельствуют уже существующие направления транспортного сервиса, которые широко востребованы у пользователей услуг перевозчиков. Активно формируется автоматизация оказываемых услуг, повышается уровень информатизации, создаются интернет-платформы, работающие со всеми сторонами в режиме реального времени. Изменения происходят в столь активном темпе, что сложившиеся экономические реалии в правовом поле уже не соответствуют существующей транспортной системе и в целом препятствуют её вовлечению в глобальную трансконтинентальную сеть. В опросе среди грузоперевозчиков, приняли участие 195 компаний малого, среднего и крупного бизнеса. По мнению респондентов, наиболее негативно на бизнес влияют: существующая система весогабаритного контроля и мониторинга режима труда и отдыха, а также сложившаяся система работы в «серой зоне». По результатам опроса 64% респондентов отметили, что действующая система весогабаритного контроля оказывает негативное влияние на экономическую устойчивость бизнеса. В первую очередь, бизнес беспокоит существующая проблема с некорректными показаниями при взвешивании на передвижных пунктах весового контроля 37%, в результате 72% компаний получают штрафы от 150 000 рублей даже при загрузке по норме, которые в 80% случаев невозможно оспорить. Практически 70% компаний отмечают, что регулярно сталкиваются с фактами коррупции на постах весогабаритного контроля. Более 80% компаний отмечают, что грузоотправители и грузополучатели должны нести равную ответственность за превышение норм весового контроля. В условиях высокой конкуренции транспортный бизнес вынужден соглашаться на нарушение требований законодательства и брать на себя все риски, связанные с перегрузом либо сокращать прибыль, недогружая транспорт на 20%, как отметили 40% респондентов .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Транспортные средства, 118 страниц
2950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg