Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методика развития координационных способностей хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки

baby_devochka 1710 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.05.2022
Ключевые слова: координационные способности, хоккей, этап начальной подготовки. Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методику развития координационных способностей хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Объект исследования – тренировочный процесс, направленный на развитие координационных спо¬собностей детей, занимающихся хоккеем. Предмет исследования – методика развития координационных способностей хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки во время проведения учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях. Задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы развития координационных способностей у хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. 2. Определить комплексы тестов для оценки координационных способностей занимающихся хоккеем. 3. Разработать методику развития координационных способностей у хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. 4. Определить эффективность предложенной методики развития координационных способностей у хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Методы исследования: При написании магистерской диссертации, мы руководствовались современными принципами и требованиями, предъявляемыми к методам исследования, которые подбирались в соответствии с целью и задачами поставленной проблемы. В работе использовались следующие методы: анализ литературных источников; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической статистики. Магистерская диссертация является педагогическим исследованием, посвященным изучению проблемы физической и технической подготовленности хоккеистов занимающихся на базе «Профессионального хоккейного клуба «Тамбов». В исследовании выявлено, что сегодняшний уровень развития хоккея требует поиска новых средств и методов тренировки, позволяющих значительно улучшить физическую и техническую подготовленность спортсменов.
Введение

Актуальность исследования. Игровая деятельность в хоккее с шайбой отличается многообразием и сложностью движений циклического и ациклического характера. Эти движения выполняются в самых разнообразных сочетаниях, проявляясь в сложной координационной согласованности определенных частей тела: одновременное и последовательное сочетание разнохарактерных действий с ведением шайбы и без нее с максимальной быстротой и на максимальной скорости передвижения; специфичные исходные и промежуточные положения тела, непрерывная, быстрая смена игровых ситуаций, непосредственный контакт с противником – все это требует высокого уровня координационных возможностей спортсмена, проявляемых в игре и являющихся основой технико-тактических действий хоккеиста. Координационные способности спортсмена в хоккее с шайбой занимают особое значение, как технических, так и тактических действиях. Этот сложный комплекс способностей имеет самые многообразные связи с остальными физическими качествами и двигательными навыками. Важной предпосылкой развития координационных способностей является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми сочетаниями вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Чем точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, и больше сформирован запас условнорефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков владеет хоккеист, тем легче он усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим условиям. В свою очередь, хорошо развитые координационные способности способствуют развитию навыков, при этом время их формирования существенно сокращается. По мнению А. А. Абрамова, в порядке их значимости, в хоккее важны следующие координационные способности: ориентационная способность, дифференцировочная способность, способность к равновесию, реагирующая способность, способность к перестроению движений, ритмическая способность. На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технической подготовке, направленной на овладение разнообразными координационными способностями. Техническую подготовку юных хоккеистов всегда следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Недостаточная теоретическая разработанность вопроса по технической подготовке, направленной на овладение разнообразными координационными способностями, существенно сказывается на практической стороне проблемы в тренировочном процессе детей 8-9 лет, занимающихся хоккеем с шайбой на начальном этапе подготовки. Современный уровень спортивных достижений в хоккее, интенсивность действий хоккеистов на льду предъявляют высокие требования к их общей физической и специальной подготовке. Хоккей становится более жестким, увеличивается темп игры и вместе с тем зрелищность, что подразумевает повышение уровня физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки спортсменов. Хоккей – популярный вид спорта. Исследования в области хоккея проводятся регулярно. На сегодняшний день имеется ряд научных работ, раскрывающих особенности подготовки хоккеистов. В своем большинстве они касаются подготовки высококвалифицированных спортсменов. Вопросам обоснования системы подготовки юных хоккеистов в последние годы посвящены лишь небольшое количество работ, в основном посвященных педагогическому контролю общей и специальной физической подготовленности на учебно-тренировочном этапе подготовки в ДЮСШ; здоровьесберегающим методикам спортивной подготовки; методикам формирования игрового внимания юных хоккеистов 8-9 лет; формированию состояния готовности к игре хоккеистов-юниоров и другим вопросам. А вот число научных и методических работ, касающихся непосредственно начального этапа учебно-тренировочного процесса ограничено. В работе А. В. Маслюкова отмечается, что на начальном этапе учебно-тренировочного процесса необходим поиск резервов повышения уровня развития физических качеств, совершенствования функций анализаторных систем и технико-тактического мастерства. A.B. Маслюков в своей научной работе выделяет следующее – поскольку хоккей является сложно-координационным видом спорта, на начальном этапе учебно-тренировочного процесса необходима система целенаправленного развития различного вида координационных способностей. В других работах говорится о том, что на начальном этапе учебно-тренировочного процесса, главное место должно отводиться процессу овладения техникой катания на коньках. Совершенствование спортивной подготовки связано с разработкой и выбором наиболее рациональной системы на первых этапах многолетнего процесса, способствующей равномерному развитию всех способностей юного спортсмена, а на этапе высшего спортивного мастерства – с выбором адекватной его индивидуальным особенностям системы подготовки. При комплектовании групп предусмотрена известная этапность, определенная процессом всесторонней подготовки спортсмена (Ю.Ф. Курамшин, B.C.Кузнецов, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, Ж.К. Холодов и др.). В основе планирования групп начального этапа учебно-тренировочного процесса в игровых видах спорта в целом, и в хоккее в частности, традиционно решаются задачи привитие интереса к занятиям спортом, укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и овладения техническими навыками. Из этой структуры выпадает такая направленность стороны воспитания, как будущая спортивная деятельность. В работах, посвященных подготовке юных хоккеистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса этому не уделяется должного внимания. Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, постановку его цели и задач. Объект исследования – тренировочный процесс, направленный на развитие координационных спо¬собностей детей, занимающихся хоккеем. Предмет исследования – методика развития координационных способностей хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки во время проведения учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях. Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методику развития координационных способностей хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование в тренировочном процессе хоккеистов сочетание основных средств и методов физической и технической подготовки, а также анализа игр ведущих команд мира, моделирование игровых ситуаций даст положительную динамику. В соответствии с актуальностью, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы развития координационных способностей у хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. 2. Определить комплексы тестов для оценки координационных способностей занимающихся хоккеем. 3. Разработать методику развития координационных способностей у хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. 4. Определить эффективность предложенной методики развития координационных способностей у хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Новизна исследования: в результате проведенного исследования была разработана методика развития координационных способностей у хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Практическая значимость заключается в разработке и внедрении методики развития координационных способностей у хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки, а также рационального использования их физических возможностей физкультурно-оздоровительной и трудовой деятельности. Даны практические рекомендации по развитию координационных способностей у юных хоккеистов, которые могут быть использованы в работе ДЮСШ. Теоретико-методологической основой исследования являются: ? по методологии физических качеств В.М. Зациорского, Л.П. Матвеева, Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Ю.В. Менхина, Ю.Ф. Курамшина, В.И. Ляха, В.Н. Платонова; ? по возрастным особенностям мальчиков 8-9 лет И.П. Дегтярева, А.С. А. А. Гужаловского, Солодкова, Е.П. Ильина, Н.А. Фомина; ? по развитию координационных способностей у хоккеистов А. В. Маслюков, В.П. Савин, В.А. Быстров. Для решения поставленных задач в исследовании использован комплекс методов исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Достоверность и обоснованность результатов обеспечены надежной методологической базой исследования, разнообразием применяемых в работе средств, методов и их адекватностью цели и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с полученными экспериментальными данными, корректностью использования методов математической статистики, применением современных методик информационных технологий. База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе «Профессионального хоккейного клуба «Тамбов» города Тамбова в период с сентября 2020 по май 2021 года, определялась эффективность применения разработанной методики путем сравнения показателей хоккеистов 8-9 летнего возраста экспериментальной и контрольной группы, прошедших одинаковый уровень подготовки. В каждой группе по 10 человек, продолжительность занятий у которых составило 2 года. Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ специализации хоккей, а экспериментальная группа по разработанной нами методики развития координационных способностей у хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Апробация результатов исследования. Ход исследования и его результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры игровых и циклических видов спорта Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Структура диссертационного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объём работы составляет 73 страницы компьютерного текста, содержит 4 таблицы, 5 рисунков. Список использованных источников включает 29 наименований.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 4 Глава I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ …………………………….. 10 1.1 Определение и классификация координационных способностей............................................................................. 10 1.2 Особенности обучения и развития физических качеств юных хоккеистов на этапе начальной подготовки…………………… 23 1.3 Развитие координационных способностей детей, занимающихся хоккеем ………………………………………… 29 1.4 Методические приемы развития координационных способностей в хоккее…………………………………………… 33 Глава II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………….. 38 2.1 Цель исследования…………………………………………….… 38 2.2 Задачи исследования……………………………………………... 38 2.3 Методы исследования……………………………………………. 38 2.4 Организация исследования………………………………………. 45 Глава III РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………………….. 47 3.1 Обоснование методики развития координационных способностей хоккеистов 8-9 лет занимающихся на базе «Профессионального хоккейного клуба «Тамбов»…………………………………………………………. 47 3.2 Анализ результатов исследования методики развития координационных способностей хоккеистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки ……………………………….. 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. 67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …….….. 70
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1.1 Определение и классификация координационных способностей Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. По мнению В.И. Ляха (2006) вместо существующего основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», в теорию и практику ввели термин «координационные способности» и стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию ?8, 9,10?. Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходит на различных этапах центральной нервной системы (ЦНС) по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда регулируют смысловые и программирующие стороны движений, низшие («фоновые») уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские, или моторные, стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательному действию устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.д. При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий исполнители отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательным действиям и регулированию им. Как отмечает В.И. Лях, координация движений является объективным показателем развития двигательной функции человека. Координацию движений можно рассматривать как организацию управляемости двигательного аппарата ?8, 9,10?. Существует множество определений понятия «координация движений», но, несмотря на некоторые различия, в этих определениях есть много общего. В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик (1994) определяют координацию, как способность реализовать движение в соответствии с его замыслом. По мнению В.П. Назарова (1969) координация движений – это согласование их во времени, пространстве и по усилиям, как результат приспособления организма к окружающей среде. Некоторые авторы под двигательной координацией человека понимают его способность к согласованию определенных двигательных действий и объединению операций в единое целое с учетом поставленной цели и взаимодействия с другими уровнями координационной деятельности человека. По мнению Ю.В. Верхошанского, координация связывается с полноценностью восприятия и анализа собственных движений во времени и пространстве. В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. Coordination – согласование, сочетание, приведение в порядок) (Ю.Ф. Курамшин, 2003). В 1946 году крупнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движение есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы» ?2?. В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие «координация движений» – «организация управляемости двигательного аппарата» (Н.А.Бернштейн, 1966). Терминологий Н.А. Бернштейна координационных способностей придерживаются такие исследователи как М.В. Антропова, 1967; А.М. Козлов; 1964; В.И. Лях 1983, 1989; В.Н. Платонов, М.М. Булатова, 1992. Когда в первый раз нужно выполнить движение, действия часто бывают неуклюжими. В течение всего движения в коре головного мозга осуществляется мыслительная деятельность. Путем повторения упражнения движения становятся координированными, т.е. улучшается согласованность между работающими мышцами. Координация движений при освоении двигательных навыков характеризуется согласованием работы мышц (синергистов, агонистов и антагонистов), динамической стабилизацией движений, проявляющейся точностными двигательными актами, своевременным выполнением движения с максимальной экономией времени и силы. В сложном процессе координации движений принимают участие лобные доли больших полушарий мозга, средний мозг, таламус, мозжечок, вестибулярный аппарат, спинной мозг, двигательный анализатор и все проводящие пути, соединяющие эти части нервной системы между собой (В.Л. Карпман, 1987; Р. Хедман, 1980). Координация движений обусловлена рядом факторов, наиболее важным из которых представляется уровень координационных способностей. Определить уровень развития координационных способностей возможно только косвенно с помощью тестов, оценивающих различные виды координационных проявлений. Большое значение в разработке проблем, связанных с развитием «координационных способностей» принадлежит исследованиям В.И. Ляха, Д.Д. Донского, И.М. Туревского и других авторов. В.И. Лях соотносит координационные способности со свойствами личности, определяющими готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательных действий. По его мнению, координационные способности в большей мере, чем другие физические качества, обусловлены центрально-нервными влияниями, и в меньшей мере – морфологическими и биологическими, поэтому координационные способности нередко идентифицируются с ловкостью ?8, 9,10?. По определению В.И. Ляха, под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека. В.И. Лях предлагает при выполнении двигательных действий выделять три вида координации – нервную, мышечную и двигательную. Нервная координация – согласование нервных процессов, управляющих движениями человека через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи. Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею» (Н.А. Бернштейн, В.И. Лях и др) ?2, 8, 9,10?. Одним из основных методов определения координационных способностей является психомоторный тест (В.П. Губа, 1991), в основе которого лежат различные методологические подходы. Н.В. Зайцева и В.В. Наседкин (1970) определяют координационные способности по движению руки, по траектории, ограниченной шириной и длиной пути. В.Г. Арефьев для этой цели использовал тест разницы высоты прыжка вверх с взмахом руки и без него. С.В. Дмитриев (1979) исследовал особенности координационных особенностей, регистрируя биоэлектрическую активности мышц и силовой компонент в суставах в процессе выполнения упражнения. А.А. Ажищенко (1987) с этой же целью исследовал такие показатели, как точность согласования движений, быстрота мышечного расслабления, точность воспроизведения ритма, восприятия величины мышечных сокращений, микроинтервалов времени, амплитуды движений, сохранение статического и динамического равновесия ?3?. Ж.К. Холодов (2001) для исследования координационных способностей применял прибор, позволяющий одновременно измерять временные и силовые параметры двигательного действия ?26, 27?. В исследованиях В.И. Ляха координационные способности тестируются с помощью подвижных игр. Таким образом, многообразие способов диагностики координационных способностей, свидетельствует и о многообразии самих способностей, что требует их четкой классификации ?8, 9,10?. Первые попытки классификации координационных способностей относятся к концу 70-х годов. Отмечалось, что «ловкость» больше не отвечает требованиям практики, это понятие слишком общее и неконкретное. В.И. Лях один из первых предложил использовать термин «координационные способности». Говоря о системе координационных способностей, он отмечал, что упорядочение ее структуры должно вестись на основе многосторонних исследований, базирующихся на ясной теоретической концепции. Опираясь на дедуктивные рассуждения, он обосновал представление о трех основных координационных способностях: 1) способность управлять движениями; 2) способность к перестроению и приспособлению; 3) способность обучаться движениям. Кроме этих координационных способностей он отмечает существование еще ряда частных координационных способностей, таких как равновесие, моторная комбинационная способность, способность к сложной реакции, ручная ловкость, ритм и т.д. Л.П. Матвеев в структуре ловкости выделяет две координационные способности: 1) способность целесообразно строить целостные двигательные акты; 2) способность преобразовывать формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям меняющихся условий. А В.И. Зациорский предлагает иметь ввиду еще несколько частных способностей: способность к расслаблению, пространственную точность движений, способность сохранять равновесие и др. ?1, 6, 11, 27?. В.И. Фарфель обосновал мнение о существовании, по меньшей мере, восьми координационных способностей: 1) способность к произвольному мышечному расслаблению; 2) способность управлять скоростью мышечного сокращения; 3) способность ориентироваться в пространстве; 4) способность управлять временем движения; 5) равновесие; 6) координация движений; 7) обучаемость сложно-координационным движениям; 8) способность к быстроте и правильности решения ситуационно-возникающих двигательных задач. В.И. Филиппович предлагает различать в принципиальном плане координационные способности, проявляемые в моделях ручных действий, которые включают в себя упражнения тонкой координации движений кисти и пальцев, а также упражнения, основанные на рациональном взаимодействии всех звеньев руки, плеча, предплечья, кисти и в моделях гетерогенных систем движения, в которых участвуют все звенья тела. В другой работе он предлагает различать: 1) способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться); 2) способность к «моторной адаптации», которая может проявляться в относительно стандартных и вариативных (вероятных и стохастических), быстро меняющихся ситуациях ?24, 25?. Е.П. Ильин (1981), считает неправомерным причисление способности «обучаться» кординационным способностям, так как она зависит от ряда психологических способностей: объема восприятия, зрительной памяти на форму и последовательность движений, концентрации внимания, его распределения и переключения. D.-D. Blume (1984) предлагает выводить виды координационных способностей из видов, (классов) спортивной деятельности и, анализируя сложные в координационном отношении виды спорта (гимнастика, бокс, футбол, плавание, баскетбол), предлагает шесть координационных способностей: 1. Способность к связи (соединению), под которой понимается способность целесообразно координировать движения частей тела, отдельные движения или отдельные фазы движений, и в связи с определенной целью направлять движения всего тела; 2. Способность к ориентированию, под которым понимается способность к определению и изменению положения и движения тела в пространстве и во времени, относящиеся к определенному полю деятельности (игровое поле, боксерский ринг, гимнастический снаряд); 3. Способность к реакции, выражающаяся в быстром начале и выполнении целесообразных кратковременных двигательных актов по сигналу; 4. Способность к равновесию, как способность поддерживать равновесие всего тела и восстанавливать его; 5. Способность к перестроению, как способность приспосабливаться к изменению ситуаций во время выполнения движений на основе восприятия или предвидения; 6. Способность к ритму – это способность постигать внешне заданный ритм и двигательно воспроизводить его, а также «вспомнить» его, и реализовать в двигательной деятельности на основе собственных представлений. Данные способности автор считает основными. Такие способности как антиципация, расслабление мышц и некоторые другие, как считает D.-D. Blumе (1984), проявляются определенным образом в названных шести способностях. В более поздней своей работе он ставит вопрос об ограничении числа координационных способностей, которые образуют систему. Как видим из анализа основных подходов к определению структуры феномена «координационных способностей», единой точки зрения среди исследователей этой проблемы нет. Некоторые координационные способности от одной работы к другой повторяются, некоторые называются по-другому. Представление о структуре координационных способностей, как показывают результаты теоретических и экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых, еще окончательно не сформулированы, особенно в установлении числа так называемых специфических координационных способностей (В.И. Лях) ?7, 8, 9, 10?. По мнению ряда авторов (В.И. Лях, М.А.Годик, 1975) это связано, с отсутствием теоретико-методологической концепции, лежащей в основе координационных способностей, различными методиками их измерения. Число специфических координационных способностей по мнению В.И. Ляха, Ю.В. Верхошанского может быть безграничным, точно также как безгранично число видов трудовой и спортивной деятельности. Однако, это вовсе не значит, что попытки выявить структуру этих способностей не представляет научного и практического интереса. На основе изучения научной литературы по теории и методики физического воспитания можно выделить следующие виды координационных способностей: специальные, специфические и общие. Специальные координационные способности относятся к однородным по психофизиологическим механизмам, группам целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности (Л.Т. Майоров, Н.Т. Логина, 1996). Неправомерность развития психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений – причина проявления специфических, или частных, координационных способностей, количество которых может быть бесконечным, как бесконечны виды деятельности человека. Сюда можно отнести способности к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности, вестибулярной устойчивости, связи или соединению (О.П. Панфилов, 1998). Результат развития ряда конкретных специальных и специфических координационных способностей, их обобщение, составляет понятие общие координационные способности. Под ними следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различному по происхождению и смыслу двигательными действиями. Общие координационные способности существуют лишь в сознании человека, как обобщение и результат развития специальных координационных способностей. Координационные способности существуют и проявляются в процессе выполнения реальных двигательных действий. В этой связи правомерно высказывание, что чем выше специальные координационные способности, тем выше и уровень развития общих координационных способностей. Специальные координационные способности – это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями ?1, 6, 8, 11?. Необходимо различать элементарные и сложные координационные способности. Элементарными являются координационные способности, проявляемые в ходьбе и беге, а более сложными – в сложнокоординационных видах спорта (спортивных играх, гимнастике и др.). Относительно элементарной является способность точно производить пространственные параметры движений и более сложной – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки (А.С. Некрасов, 2006; Л.Т. Майоров, Н.Т. Логина, 1996) ?14, 22, 27?. Названные виды координационных способностей можно представить как существующие потенциально (то есть до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности), когда они присутствуют в скрытом, нереализованном виде в форме анатомо-физиологических задатков, которые могут быть врожденными или наследственными, поэтому их можно назвать потенциальными координационными способностями, и как проявляющиеся реально в начале и в процессе выполнения этой деятельности, поэтому их можно назвать актуальными координационными способностями. При этом понятие «потенциальные способности» нельзя понимать как предел, что едва ли кто-то может предсказать возможности развития у ребенка различных двигательных, включая координационные, способностей ?2, 6, 7, 12, 25, 27?. Таким образом, определение координационные способности и их классификация представляет собой исключительно трудную задачу, не говоря уже о выявлении их критериев. В самом общем виде, уточняя сущность координационных способностей, следует помнить возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. Для этого необходимо выделить критерии, на основании которых оцениваются координационные способности. Остановимся на их краткой характеристике ?1, 2, 11, 21, 27?. Правильность выполнения двигательных действий, как критерий, имеет две стороны: качественную, названную «адекватностью», которая заключается в приведении движения к намеченной цели, и количественную – «точность движений». Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом «меткости» или может принимать процессуальный характер и проявляться в направленности, протяженности и дозировании мышечных усилий. Быстрота как критерий оценки координационных способностей, выступает в виде скорости выполнения сложных двигательных действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.п. ?4, 13, 16, 20?. Рациональность двигательных действий имеет также качественную и количественную стороны. Если качественная сторона рациональности проявляется в «целесообразности» движений, то количественная – в их «экономичности». Экономичность двигательной деятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим координационные способности. Показатели экономичности зависят не только от эффективности техники двигательных действий, но и от функциональных возможностей ребенка. Находчивость – психическое качество, которое складывается из «устойчивости» (стабильности) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, его отдельные компоненты и детали, и из «инициативности» (активная сторона находчивости), проявляющейся в поиске наилучших вариантов решения двигательной задачи. Стабильность – это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательного действия с относительно малыми диапазонам отклонений. Стабильность следует отличать от надежности, хотя они похожи. Как отмечает А.С. Некрасов (2006), все критерии оценки координационных способностей являются сложными и многозначными. Они специфично проявляются в реальных видах двигательной деятельности и в разном сочетании друг с другом. Все это надо учитывать при выборе и разработке соответствующих методов для оценки координационных способностей ?22, 24?. Особое место в решении проблем координационных способностей играет использование разнообразных средств и методов их развития. Поскольку существует множество координационных способностей человека, поскольку можно выделить огромное количество физических упражнений на координацию движений. Другими словами, определенная система упражнений, наиболее полно отвечающая задаче формирования фундаментальных и специальных координационных способностей, так как именно она лежит в основе совершенствования двигательного тренинга. При этом координационные способности целесообразно развивать в комплексе с другими способностями человека. Средства должны подразделяться на общие, посредством которых повышается общий уровень координационных способностей (физические упражнения выполняются в грубой форме) и специальные, способствующие совершенствованию определенных координационных проявлений (физические упражнения выполняются с высокой точностью). Для развития координационных способностей привлекают упражнения, отличающиеся известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении, причем все они эффективны до тех пор, пока не будут выполняться автоматически. Затем тренировочные упражнения теряют свою ценность. Причем выбор упражнений или комплекса упражнений должен иметь «точку критичности», критерием чего должны быть новизна, необычность, сложность ?15, 23, 26?. По мнению Н.В. Зимкина (1956) главным методом развития координационных способностей является варьированное выполнение самих упражнений, при этом вариативность относится как к изменению выполнения самих упражнений, так и к преобразованию условий этого выполнения. Так, D.-D. Blumе выделяет методические приемы, с помощью которых можно повысить координационную сложность тренировочных средств. К их числу он относит: варьирование способа выполнения движения, изменение внешних условий, комбинирование двигательных навыков, выполнение упражнений при недостатке времени, варьирование принимаемой информации – зрительной, слуховой, вестибулярной и др. Эффективным путем развития координационных способностей является выполнение упражнений с внезапноизменяющимися ситуациями, требующими быстрого реагирования и принятия оптимального решения, что проявляется в конкретном двигательном действии. Весьма эффективным средством оптимизации координационных способностей являются подвижные игры, которые можно определить как универсальное средство развития многих координационных способностей. Следует также учитывать, что механизмы регуляции позы при воздействии однотипных факторов не изменяются. Поэтому существует положительный перенос способности к поддержанию устойчивости в родственных условиях (например, удержание равновесия на одной или двух ногах). Однако, это относится к упражнениям, родственным по основным биомеханическим характеристикам движениям. Если же условия различны (например, баскетбольные упражнения), то связь практически не обнаруживается. Каждому отклонению тела от оптимального положения должно отвечать восстанавливающее усилие ребёнка (В.Д. Мазниченко, 1976; А.А. Маркосян, 1974). Таким образом, многие исследователи считают (Р.И. Городничев, 1991; Ю.И. Данько, 1974; Н.В. Зимкин, 1956), что систематически выполняемые произвольные движения оказывают стимулирующее влияние на деятельность нервной системы, при этом, за счет условно-рефлекторных связей в работу вовлекаются новые нервные механизмы. Положительно влияя на моторику, они, ко всему прочему, акцентировано воздействуют на функционирование и развитие высших психических процессов. Наиболее эффективными являются те физические упражнения, которые требуют четкой регуляции движений, а именно упражнения на развитие координации и в которых зависимость результата движения (от его направления, амплитуды, быстроты, мышечного усилия) очевидна для учащихся (В.И. Лях, 1987, 1991; Б.А. Ашмарин, 1990; Б.В. Сермеев, 1980). 1.2 Особенности обучения и развития физических качеств юных хоккеистов на этапе начальной подготовки По мнению ряда авторов (Абрамов А. А., Быстров В.А., Букатин А.Ю., Колузганов В.М., Горский Л.П., Дьячков В.М., Колосков В. И., Костка В., Маслюков А. В., Платонов В.Н., Савин В.П.) юному хоккеисту очень важно хорошо кататься на коньках. Надо уметь бегать по прямой и непринужденно выполнять различные повороты, торможения, освоить бег спиной вперед. Спортсмен, овладевший техникой бега, может в дальнейшем быстро осваивать и совершенствовать технические приемы с шайбой и тактику игры. Для этого с первых занятий следует вводить упражнения, способствующие совершенствованию техники бега на коньках: различные игровые упражнения в виде эстафет, салочек, бега с преодолением препятствий (например, бега между стоек с преодолением невысокого бортика). Прививая на занятиях правильный навык по технике бега, следует занимающимся рекомендовать больше самостоятельно кататься на коньках. Одновременно с освоением техники бега с первого же занятия начинают обучение техническим приемам игры с шайбой [12]. Занимающимся важно с первого занятия правильно держать клюшку.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Физическая культура, 68 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg