Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МАРКЕТИНГ

Разработка маркетинговой стратегии предприятия (на материалах ООО «Эдельвейс»)

baby_devochka 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.05.2022
Объектом исследования является предприятие ООО «Эдельвейс» как субъект реализации комплекса маркетинга, являющегося результатом изу-чения потребительского поведения. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие по поводу взаимодействия потребителей про-дукции ООО «Эдельвейс» с ее производителем с помощью реализации комплекса маркетинга в системе согласования взаимных интересов и по-требностей. Целью выпускной квалификационной работы является формирова-ние целостных представлений об этапах разработки маркетинговой страте-гии предприятия. В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие основные задачи: 1) рассмотрены теоретические основы формирования маркетинговой стратегии предприятия; 2) изучены критерии выбора маркетинговых стратегий; 3) проанализированы особенности маркетинговой деятельности предприятия (на примере ООО «Эдельвейс»); 4) разработаны и экономически обоснованы мероприятия по форми-рованию маркетинговой стратегии предприятия ООО «Эдельвейс». Теоретико-методологическую основу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учеб-ные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специа-лизированные веб-сайты организаций. Исследование проведено с использованием методов экономического, логического анализа и экспертных оценок. Практическая значимость работы состоит в целом ряде выводов и предложений, направленных на формирование маркетинговой стратегии исследуемого предприятия. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введе-нии обоснована актуальность темы; сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования; изложена практическая значимость работы. Пер-вая глава имеет целью изучение теоретических основ формирования мар-кетинговой стратегии предприятия. Вторая глава направлена на описание маркетинговой деятельности ООО «Эдельвейс». В третьей главе разрабо-таны мероприятия по формированию маркетинговой стратегии ООО «Эдельвейс».
Введение

Актуальность темы. Маркетинг и маркетинговые стратегии в совре-менных условиях занимают одно из центральных мест в функционирова-нии предприятия. В широком смысле под понятием маркетинг подразуме-вается такая рыночная деятельность, при которой производители исполь-зуют системный подход и программно-целевой метод решения производ-ственных и рыночных проблем. Главная особенность и сущность марке-тинга заключается в том, что необходимо производить и продавать только то, что будет воспринято рынком, а не пытаться навязать покупателю про-дукцию, произведенную без согласования с рынком, без предварительной ориентации на рынок и на требования потребителя. Предприятия, ориентированные на маркетинг, разрабатывают и по-следовательно реализуют целенаправленную маркетинговую политику, рассчитанную на определенный период времени. А главнейшей составной частью этой политики является определение маркетинговой стратегии по-ведения. Именно маркетинговая стратегия лежит в основе принятия реше-ния по всем вопросам. Таким образом, маркетинговые стратегии включают все основные вопросы, связанные с производственной и сбытовой деятельностью компа-нии. Стратегия определяет планы развития фирмы и пути их реализации, сочетает перспективное и текущее планирование. Долгосрочные стратеги-ческие планы развития фирмы содержат формулирование главной линии, определяющей ее деятельность, разработку и выбор основополагающих идей, целей и основной стратегии, характер деятельности на перспективу, пути лучшего использования имеющихся ресурсов. Маркетинговые стратегии нацеливают предприятие на рынок буду-щего, на стабильное развитие в условиях конкуренции. Если раньше все резервы фирма стремилась найти во внутренней среде, в рационализации организации производства, снижении его издержек за счет внутри произ-водственных ресурсов, то при стратегическом подходе резервы ищут и во внешней среде. При этом учитывается и общая экономическая ситуация, последние достижения науки и техники, запросы рынка, деятельность кон-курентов. При разработке стратегий магистрального развития фирмы идут от будущего к настоящему, а не наоборот. То есть организация внут-рифирменного управления определяется на основе сочетания воздействия внешней среды и реальных возможностей фирмы. Стратегии, таким обра-зом, учитывают различные параметры и на основе их всестороннего ана-лиза определяют пути развития фирмы. Это свидетельствует о том, что маркетинг, анализ, разработка и со-вершенствование маркетинговых стратегий весьма важны для управления предприятием. Очевидно, что поэтому маркетинг и стал одной из важных концепций управления. Реальные маркетинговые стратегии как наиболее емкая форма про-явления маркетинга могут повысить эффективность функционирования фирмы, в частности, и народного хозяйства в целом. Необходимо перейти к освоению маркетинговых принципов производства и сбыта. Конечно, практическое овладение маркетингом - это достаточно сложный, длитель-ный, противоречивый процесс. Отечественные предприятия начали приме-нять элементы маркетинга, его основные положения, но пока еще, без-условно, рано говорить о целостных концепциях и стратегиях маркетинга в деятельности наших фирм. Пока еще нет экономической базы для этого. Производство еще недостаточно оперативно и гибко реагирует на требо-вания рынка, медленно обновляется продукция и внедряются новые техно-логии, замедлялись темпы научных исследований и разработок вследствие нехватки финансовых средств, нет определенности и сбалансированности развития. Компании предпочитают в таких условиях решать ближайшие задачи, а не разрабатывать стратегии на предстоящие периоды. Но, не-смотря на эти сложности и противоречия, отечественные фирмы в бли-жайшее время обязательно придут к необходимости шагов по созданию маркетинговых стратегий и переходу от использования отдельных сторон маркетинга к глобальным и конкретным стратегиям. Это будет для них за-логом успешного функционирования в условиях развития рыночных от-ношений. Именно поэтому проблемы разработки эффективной маркетинговой стратегии в условиях современной рыночной конъюнктуры являются весьма актуальными. Отметим, что проблемы работки маркетинговой стратегии в марке-тинге нашли широкое и глубокое отражение в зарубежной экономической литературе. Большинство западных специалистов по маркетингу в различ-ных странах, в той или иной степени касались проблем маркетинговой стратегии - глобальных или конкретных. Можно назвать наиболее извест-ных из них - Г. Армстронг, А. Белленджер, Й. Беккер, В. Вонг, Ф. Котлер, Дж. Сандерс, X. Мефферт, Р. Моррис, Дж. Эванс и др. При написании выпускной квалификационной работы мы опирались также на труды отечественных ученых, занимающихся проблемами марке-тинговой страте-гии. Среди них: В.В. Амбросов, В. Баранчеев, С. Стри-жов, Т.Л. Босоргин, О.С. Виханский, Н.В. Герасимов, Р.В. Осокин, А.И. Говорков, Е.П. Голубков, В.А. Козлов, Д.И. Копылов, Г.Д. Крылова, Л.М. Михайлина, П.Р. Моряков, Э.А. Уткин, Р. Фахрутдинов, А. Хаем, В.Е. Хруцкий и другие. В трудах указанных зарубежных и отечественных ав-торов рассматриваются общие проблемы маркетинга, вопросы его макро- и микросреды, вопросы планиро-вания, разработка рынков и их сегмента-ции, товародвижения, организации сбыта и стимулирования спроса, цено-вая политика и методы установления цены, международный маркетинг и управление маркетингом. В целом можно составить достаточно полную картину общего уровня развития маркетинговых исследований в отдель-ных странах и фирмах, проведения сравнительного межстранового анали-за по перечисленным проблемам. Есть отдельные исследования по россий-скому маркетингу.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы формирования маркетинговой стратегии предприя-тия 7 1.1 Понятие и типы маркетинговой стратегии предприятия 7 1.2 Этапы разработки и формирование маркетинговой стратегии предприя-тия 16 1.3 Критерии выбора маркетинговых стратегий 24 2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия (на примере ООО «Эдельвейс») 33 2.1 Общая характеристика предприятия 33 2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия: конкурентная среда, факторы прямого и косвенного воздействия 37 2.3 Стратегические зоны хозяйствования. Перспективы роста 45 3 Разработка проекта по формированию маркетинговой стратегии предпри-ятия ООО «Эдельвейс» 5515 Заключение 68 Список использованных источников 72 Приложение 75
Список литературы

1. Абрамова Г.П. Управление конкурентоспособностью: вопросы и ответы. - М.: Инфра-М, 2013. - 373с. 2. Аверин Д. Оценка конкурентоспособности отечественных предприятий.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №7. - с.29-33. 3. Акулич И.Л. Основы конкурентоспособности предприятия. - М.: Инфра-М, 2010. - 432с. 4. Амбросов В.В. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2011. - 341с. 5. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового по-тенциала предприятий // Маркетинг. - 2014. - №5. - с.23-35. 6. Багаутдинов Р.С. Анализ конкурентоспособности предприятия: Учебник для ВУЗов. - М.: Экономика, 2011. - 376с. 7. Босоргин Т.Л. Маркетинг: оценка конкурентных преимуществ предприятия. - М.: Инфра-М, 2012. - 428с. 8. Бассовский А.С. Основы менеджмента. - СПб.: Книжник, 2010. - 452с. 9. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. - СПб.: Экономическая школа, 2009. - 352с. 10. Виханский О.С. Основы управления предприятием: Учебное пособие. - М: Гардарика, 2011. - 496с. 11. Герасимов Н.В., Осокин Р.В. Основы маркетинга. - М.: Пер-спектива, 2011. - 342с. 12. Говорков А.И. Маркетинговые исследования: современная практика. - СПб.: Книжник, 2014. - 360с. 13. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методо-логия и практика. - М: Финпресс, 2013. - 356с. 14. Глухов А.Б. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения. - М.: Маркетинг, 2012. - 328с. 15. Деркачев А.А. Управление организацией. - М: Инфра-М, 2012. - 341с. 16. Дж. Ван Хорн, Остиен М. Основы управления предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 620с. 17. Иванов В.Н., Выскребцев В.А. Основы управления отечествен-ными предприятиями. - М.: Макцентр, 2011. - 425с. 18. Козлов В.А. Управление системой маркетинга на предприятии. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 268с. 19. Котлер Ф., Армстронг Г., Сандерс Дж., Вонг В. Основы марке-тинга. - СПб.: Книжник, 2009. - 546с. 20. Копылов Д.И. Маркетинг: основы формирования конкурент-ных преимуществ предприятия. - СПб.: Печатник, 2014. - 267с. 21. Крылова Г.Д. Современный практикум по маркетингу: ситуа-ционные задачи и тест - контроль: Учебное пособие./ Под. ред. акад. Рома-нова А.М. - М.: Инфра-М, 2012. - 284с. 22. Маркетинг / Под ред. проф. Желобова В.И. - М.: Маркетинг, 2013. - 344с. 23. Маркетинг./ Под ред. проф. Уткина Э.А. - М: Ассоциация авто-ров и издателей «ТАНДЕМ», 2011. - 320с. 24. Маркетинг: Учебник./ Под ред. Красильникова С. и другие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 580с. 25. Маркетинг на отечественных предприятиях./ Под ред. Завьяло-ва М.И. - М.: ЮНИТИ, ДАНА, 2014. - 317с. 26. Маркетинг: Учебник для вузов./ Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. и другие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 256с. 27. Матвеева Е.А. Новое понимание маркетинга. - Калининград: КГИММ, 2011. - 396с. 28. Михайлина Л.М. Методические указания к разработке марке-тингового плана фирмы. - М.: Маркетинг, 2012. - 142с. 29. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №4. - с.45-49. 30. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // Риск. - 2014. - №2. - с.34-42. 31. Моряков П.Р. Маркетинг: ситуация и примеры. - М., ЮНИТИ ДАНА, 2011. - 467с. 32. Огарков Р.С. Основы менеджмента и маркетинга. - М: Инфра-М, 2013. - 426с. 33. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17-ти модульная про-грамма для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. - М.: Инфра-М, 2010. - 357с. 34. Сокол А.С. Тайны бизнеса: управление организацией. - Киев: Уфи-МБ, 2013. - 317с. 35. Стати М.П. Методика планирования маркетинговой деятельно-сти фирмы // Маркетинг. - 2014. - №1. - с.24-30. 36. Тергаев Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособ-ность за счет маркетинга. - М.: Высшая школа бизнеса, 2012. - 138с. 37. Уваров П.Р. Управление конкурентоспособностью фирмы. - М: Перспектива, 2011. - 516с. 38. Фахрутдинов Р.С. Основы маркетинга: Учебник. - СПб.: Книж-ник, 2013. - 288с. 39. Хаем А. Маркетинг. - М.: Инфра-М, 2011. - 511с. 40. Хруцкий В.Е. и другие. Современный маркетинг. - М.: Финан-сы и статистика, 2014. - 412с. 41. Официальный сайт ООО «Эдельвейс» [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.edelveis.ucoz.lv.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы формирования маркетинговой стратегии предприятия 1.1 Понятие и типы маркетинговой стратегии предприятия Исследуя сущность маркетинговой стратегии, представляется необ-ходимым определить само понятие «стратегия». Существует два противоположных подхода к пониманию стратегии. При первом подходе сначала определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени, и необ-ходимые действия, чтобы достичь такого состояния. Затем составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конеч-ной цели [11, с.82]. В основном именно такой подход к стратегии суще-ствовал в системах с централизованной плановой экономикой. Стратегия рассматривалась как конкретный долгосрочный план или достижение кон-кретной долгосрочной цели, а выработка стратегии - нахождение цели и составление долгосрочного плана. Считалось, что все изменения, проис-ходящие в среде функционирования, поддаются полному контролю и управлению [27, с.63]. Однако развитие рыночных отношений говорит о том, что скорость процессов изменения среды, а также дополнительные возможности, которые заключены в этих изменениях, постоянно возраста-ют. Поэтому стратегия фирмы в рыночной экономике должна в первую очередь ориентироваться на возможности получения преимуществ от из-менений. Второй подход к пониманию стратегии характеризуется тем, что она рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития фирмы, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, си-стемы взаимоотношений внутри нее, а также ее позиции в окружающей среде, - всего того, что приводит к выбранным целям [40, с.74]. При таком подходе исключается детерминизм в поведении фирмы, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае, стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление пути дальнейшего поведения в среде, (функционирование в рамках которого должно привести фирму к достижению поставленных целей. Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, что и сколько производить в каждом конкретном временном периоде, а также что и сколько будет производиться в конечном периоде. Ко второму типу могут быть отнесены стратегии, предусматривающие: увеличение до-ли объема продажи на рынке до определенного процента без снижения це-ны; начало производства определенного продукта при одновременном со-кращении производства другого продукта; проникновение в сеть распре-деления, контролируемую конкурентом; осуществление перехода на кол-лективную форму организации труда и т.д. Стратегия - понятие многогранное. В многочисленных источниках по стратегическому планированию и управлению дается целый ряд опре-делений стратегии. Зарубежными авторами видится следующие определе-ние стратегии. А. Томпсон и А. Стрикленд определяют стратегию как об-раз действий руководителей, стремящихся достичь целей предприятия [24, с.93]. Г. Клейнер определяет стратегию как систему взаимосогласованных стратегических решений по основным направлениям деятельности и разви-тия предприятия, определяющих его внутренне и внешнее поведение [22, с.106]. В понимании Дж. Лафта стратегия - это генеральный курс действий, общая концепция организации, план управления фирмой, нацеленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение по-ставленных целей [23, с.85]. К. Боумэн считает, что стратегия это «обоб-щенная модель действий, необходимых для достижения поставленных це-лей» [26, с.112]. Достаточно схоже с последним определением видят стратегию и оте-чественные авторы. К примеру, В.А Козлов также определяет стратегию как обобщенную модель длительных действий, необходимых для достиже-ния поставленных целей, добавляя в определение понятие «имеющихся возможностей» у фирмы для достижения целей [18, с.127]. П.Р. Моряков видит стратегию как «процесс построения оптимального будущего пред-приятия с учетом ограничений на ресурсы» [31, с.89]. Р. Фатхутдинов по-нимает стратегию как генеральный курс субъекта управления по достиже-нию им стратегических целей в любой области деятельности [38, с.216]. В ряде определений стратегии прослеживается очевидная взаимо-связь стратегии и планирования. Д.И. Копылов рассматривает стратегию как программу (стратегический план) действий, определяющую приорите-ты проблем и ресурсы для достижения основных целей, эффективную де-ловую концепцию по достижению конкурентных преимуществ [20, с.134]. А.И. Говорков утверждает, что стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осу-ществление миссии организации и достижение ее целей [12, с.73]. Действенным способом реализации стратегии развития организации в условиях высоко конкурентного рынка является маркетинговая состав-ляющая. Маркетинг, играя особую и исключительно важную роль в стра-тегическом развитии организации, проникает во все этапы стратегического планирования и управления, и делает возможной ориентацию организации на запросы потребителей, обеспечивая тем самым более гибкое и адаптив-ное включение ее в окружающую среду. В рамках маркетинга осуществляется практическая реализация целей стратегического порядка, направленная на перспективу, то есть решение тактических задач предприятия подчиняется необходимости последова-тельного осуществления стратегических подходов. Стратегическое плани-рование в сочетании с анализом маркетинговой информации становится действенным фактором развития, позволяя своевременно улавливать тен-денции в экономике, структурные сдвиги, перемены в сознании людей. Задачи «маркетинговой стратегии» как в российской, так и в зару-бежной литературе преимущественно определяются как перевод предпри-ятия на более сильную конкурентную позицию за счет адаптации к внеш-ним силам (конкуренции, развитию технологий) и приведения ресурсов в соответствие с открывающимися возможностями [5, с.23]. Маркетинговую стратегию можно характеризовать, по крайней мере, в трёх основных взаимообусловленных ипостасях: как стратегическую установку предприятия на использование принципов и технологий марке-тинга, стратегию внедрения комплекса маркетинга и т.п.; как стратегиче-ский маркетинг и его инварианты; как некий спектр используемых, либо учитываемых предприятием стратегий маркетинга (рис. 1.1.1) [5, с.23]. Рисунок 1.1.1 - Основные аспекты содержательной интерпретации катего-рии «маркетинговая стратегия» Стратегия маркетинга, по мнению Вайсман А., это «принципиаль-ные, средние или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направля-ющие отдельные мероприятия маркетинга на достижение поставленных целей» [7, с.215]. Обоснование стратегии маркетинга «...включает три ло-гические и хронологические фазы: 1. Работа начинается с анализа текуще-го и будущего положения предприятия и среды (анализ ситуации). 2. На этой основе вырабатываются цели и стратегии для их достижения. 3. В за-ключение определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно, с точки зрения достижения целей, реализовать избранные стратегии» [5,с.212]. По мнению Эдвин Дж. Долан, стратегия маркетинга - определение того «...как нужно применять структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей организации» [31, с.46]. Хисрик Роберт Д., Джексон Ральф В. считают, что стратегия марке-тинга призвана указывать, «...какие маркетинговые действия фирма долж-на предпринять, почему они необходимы, кто отвечает за их реализацию, где они будут предприняты и как они будут завершены» [29, с.448]. Ряд авторов [3, 11, 15, 17] придерживается того мнения, что марке-тин¬говые стратегии необходимо рассматривать с позиции инвестиций в маркетинговую деятельность предприятия. Наиболее емкое определение маркетинговой стратегии дает Е.П.Голубков. Он определяет стратегию маркетинга как «главное направление маркетинговой деятельности, следуя которому, стратегические хозяйственные подразделения организации стремятся достигнуть своих маркетинговых целей [13, с.64]. Итак, мы приходим к выводу, что маркетинговая стратегия - это со-вокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворе-ния потребностей существующих и потенциальных клиентов компании за счет использования ее внутренних ресурсов и внешних возможностей. Маркетинговая стратегия компании обычно закрепляется в документе, имеющем одноименное название или название «маркетинговая политика». Маркетинговая стратегия разрабатывается как составная часть об-щей стратегии развития компании. В зависимости от отраслевой принад-лежности, ситуации на рынке и сложившихся особенностей управления ор-ганизацией маркетинговая стратегия может разрабатываться на срок от 1 года до 25 лет. Наиболее часто в России в настоящее время используется горизонт планирования, равный 1-3 лет, но уже сейчас можно встретить предприятия, разрабатывающие стратегии на срок 5 и даже 10 лет [5, с.23]. Разработке маркетинговой стратегии предшествует установление рыночных целей компании. Цель - конкретное состояние отдельных харак-теристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Рыночные цели определяют желаемое положение компании на рынке в будущем. Сроки, на которые устанавливаются рыночные цели, зависят от масштаба цели, скорости изменений внешней среды компании. Требования к постановке рыночных целей аналогичны общим требованиям к постановке целей ор-ганизации [5, с.24]. В зависимости от доли на рынке известны три основных типа марке-тинговой стратегии [7, с.164]: 1) атакующая стратегия или стратегия наступления. Предполагает активную позицию фирмы на рынке, преследует цель завоевать и расши-рить рыночную нишу (достичь оптимальной доли рынка или превысить ее). Оптимальная доля рынка определяется количеством покупателей на рынке. Оптимальным считается сегмент, где присутствует 20% постоянных покупателей, которые приобретают 80% товаров, предложенных данной фирмой; 2) оборонительная или удерживающая стратегия. Предполагает со-хранения фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительна или у нее недостаточно средств для проведения актив-ной наступательной политики. Это может быть либо боязнь ответных мер конкурентов или боязнь быть монополистом. Такую политику проводят солидные фирмы для известных для них рынков; 3) стратегия отступления - вынужденная, а не выбираемая стратегия, т.е. фирма сознательно идет на снижение свое рыночной доли. Данная стратегия предполагает постепенное сворачивание сбытовых и стимули-рующих операций. При этом важно не нарушить связи и деловые контак-ты, не подвести прежних партнеров, обеспечить трудоустройство высво-бождаемых сотрудников и не допустить утечки информации о готовящем-ся прекращении бизнеса. Цель - снижение издержек. По мнению француз-ских маркетологов школы Бизнеса стратегии наступления и обороны включают 9 вариантов в случае концентрированного и дисперсного выхо-да на рынок. При выходе на рынок следует отрабатывать методы проникновения и внедрения по принципу от простого к сложному, т.е. начинать с проник-новения и внедрения на более доступном или освоенном рынке, а затем уже выходить на сложные и труднодоступные рынки. В частности, вначале рекомендуется работать на внутреннем рынке, затем внедряться на зару-бежные рынки нейтрального характера, где нет высокой конкуренции местных производителей товара, потом выходить на рынки с высокой сте-пенью конкуренции национальных фирм (и при дисперсном) (табл. 1.1.1) [4, с.137]. Таблица 1.1.1 - Стратегические варианты выхода на рынок Тип рынка Концентрированный выход на рынок Дисперсный выход на рынок Цель Цель Наступление Оборона Наступление Оборона Внутренний Накопление боево-го снаряжения Нейтральный за-рубежный Завоевание плацдарма Крепостная обо-рона Тиски Бой в арьергарде Зарубежный рынок высокой конкурен-ции Фронтальный штурм (атака) Удержание пери-метра обороны Грабли Партизанская вой-на При поиске оптимального сегмента рынка или рыночной ниши ре-комендуется пользоваться двумя методами: 1. Концентрированный метод (метод «Муравья») (рис. 1.1.2). В этом случае ведется последовательная (от одного сегмента к другому) поиско-вая работа. Метод не очень быстрый, однако, не требует значительных за-трат средств. Сначала осваивается один сегмент рынка, затем следующий и т.д. [21, с.157] Рисунок 1.1.2 - Концентрированный метод 2. Дисперсный метод (метод «Стрекозы») - метод проб и ошибок (рис. 1.1.3). Этот метод предполагает выход фирмы на максимально воз-можное количество сегментов рынка с тем, чтобы в последствии отобрать наиболее выгодные из них [25, с.178]. Рисунок 1.1.3 - Дисперсный метод Придерживаясь стратегии концентрированного наступления, фирма может осуществить три вида стратегии (последовательно): 1) накопление боевого снаряжения. Фирма готовит атаку на внешнем рынке, занимая выжидательную позицию, и отрабатывает торговую тех-нологию на освоенном внутреннем рынке, концентрируя на нем все свои предпринимательские усилия; 2) завоевание плацдарма для последующих рыночных действий. В этом случае фирма постепенно осваивает зарубежный рынок, т.е. рынок тех стран, где нет конкуренции со стороны национальных фирм; 3) штурм - фирма внедряется со своим товаром на труднодоступные рынки с активной конкуренцией национальных фирм, при этом предпола-гается применение жестких методов рыночной борьбы, требуются боль-шие средства. При этом желательно, чтобы рынок проникновения не при-держивался жесткой оборонительной стратегии. В случае проведения стратегии концентрированной обороны воз-можны два направления в рыночной деятельности фирмы: 1) крепостная оборона предполагает низкий уровень интернациона-лизации внутреннего производства и активное применение мер протекцио-низма в качестве защиты местного рынка от проникновения иностранных фирм, как с товарами, так и с капиталами; 2) «удержание периметра обороны» предполагает определенный уровень интернационализации экономических отношений фирм с другими странами и расширение оборонительных действий за пределы рынка соб-ственной страны за границу нейтральных рынков, где данная фирма уже закрепила свои позиции и активно работает. В этом случае нейтральный рынок превращается в, своего рода, «санитарный кордон». При дисперсном типе проникновения на рынке стратегия наступле-ния предусматривает следующие виды [32, с.315]: 1) «тиски» - фирма предпринимает атакующие действия одновремен-но на большом количестве рынков на подступе к рынкам основных конку-рентов. Данная стратегия предполагает относительно высокий уровень ин-тернационализации деятельности фирмы; 2) «грабли» - активные наступательные действия фирмы на несколь-ких рынках основных конкурентов одновременно. Эту стратегию также называют стратегией мирового лидерства. Это наиболее распространенная наступательная маркетинговая стратегия крупных международных корпо-раций. При дисперсном типе рыночных действий оборонительной стратегии можно выделить следующие виды: 1) «бой в арьергарде» - в этом случае торговая оборонительная война выходит на ближайшие нейтральные рын-ки; 2) «партизанская война» - предполагает осуществление торговых вы-лазок против основных конкурентов на их собственных рынках, делая тем самым своеобразное предупреждение о своей экономической силе. Одна из целей подобной стратегии - достижение договоренности с конкурентом на компромиссной основе и разделение рынка сбыта. Обобщив научный опыт ряда ученых в области маркетинговых стра-тегий предприятия, сделаем следующие выводы: 1. Весь комплекс маркетинговых стратегий предприятия можно раз-делить по направленности (табл. 1.1.2); стратегия по отношению к рынку, стратегия по отношению к предприятию, стратегия по отношению к това-ру, стра¬тегия по отношению к потребителям, стратегия по отношению к конкурентам. Таблица 1.1.2 - Комплекс маркетинговых стратегий предприятия (поле маркетинговых стратегий) Направленность стратегии Осуществление стратегии По отношению к рынку Больше рынков Большая доля рынка Больший объем продаж По отношению к фирме Интенсивный рост Интеграционный рост Диверсификационный рост По отношению к товару Дифференциация Специализация Диверсификация Расширение областей использования товара По отношению к потребителям Реклама Стимулирование сбыта Личные продажи Связи с общественностью По отношению к конкурентам Стратегии лидеров рынка Стратегии претендентов на лидерство Стратегии для последователей Специализация в нише 2. Осуществление маркетинговых стратегий носит комплексный ха-рактер: выбор стратегии по отношению к рынку влияет на выбор всех без исключения маркетинговых стратегий, которые условно назовем поле мар-кетинговых стратегий: стратегий по отношению к товару, предприятию, потребителю, конкурентам и рынку. 3. Каждая составляющая комплекса маркетинговых стратегий оказы-ва¬ет влияние на формирование рекламных стратегий предприятия, ко-торые по аналогии с маркетинговыми стратегиями можно разделить на стратегии по отношении к рынку, к потребителям, к конкурентам. 1.2 Этапы разработки и формирование маркетинговой стратегии предприятия При выборе маркетинговой стратегии существенную помощь мене-джеру могут оказать признаки и классификация маркетинговых стратегий (табл. 1.2.1) [35, с.25]. Особенность данной классификации заключается в выделении признаков, комплексно характеризующих не только будущее положение организации на рынке, но и пути его достижения. Таблица 1.2.1 - Классификация маркетинговых стратегий Признак Виды стратегии 1. Маркетинговая среда Интеграционные стратегии: макроэкономическая; внешнеэкономическая; регио-нальная; производственной сферы и непроизводственной сферы; межотраслевая и отраслевая 2. Функциональное назначение Стратегии факторов производства: производственных, инвестиционных, инноваци-онных, финансовых, трудовых и информационных 3. Развитие организа-ции Антикризисная стратегия: предотвращение несостоятельности, выход из кризиса, ликвида¬ция его последствий 4. Вид и масштаб рынка Рыночная стратегия: расширение рынка, проникновение в глубь рынка, продвиже-ние товара на новые рынки, конкурентные преимущества 5. Приоритет средств маркетинга Товарная стратегия: дифференциация профилирующего товара, диверсификация Ценовая стратегия: повышение (понижение) цен, ценовая конъюнктура Фирменная стратегия: фирменного товара, имиджа, сервиса, стиля и дизайна Рекламная стратегия: информирование о преимуществах товара, убеждение, моти-вация, напоминание 6. Рыночная конъюнк-тура Стратегия спроса и предложения: стимулирующая, креативная, поддерживающая, противодействующая 7. Рыночное поведение Стратегия мелких организаций: копирование продуктов ведущих фирм, приспособ-ление к потребностям, интеграция с более крупными организациями Стратегия средних организаций: патентная рыночных ниш, инновационная, интен-сивного маркетинга Стратегия крупных фирм: широкое проникновение, «снятие сливок» Признаки, определяющие характер производственно-хозяйственной деятельности, ее функциональное назначение, место в экономике страны, ключевые проблемы, решаемые в данной сфере, вид бизнеса, стадию раз-вития организации (признаки 1-3), имеют интеграционный характер и формируют социально-экономическую и организационно-правовую базу для разработки реальной маркетинговой стратегии организации. «Среда» или «окружение» организации - совокупность всех внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность этой организации. Анализ внешней и внутренней среды позволяет получить информацию, необходимую как для стратегического планирования, так и для оценки успешности реализации стратегии. На основе данных этого анализа опре-деляются цели и стратегии организации, и, в меньшей степени, ее миссия. Цель этапа - уяснить положение и определить перспективы развития ком-пании на долгосрочный период путем выявления внешних возможностей и угроз с учетом внутреннего потенциала компании [35, с.25]. Перед проведением анализа среды необходимо иметь в виду, что имеется неограниченное количество сведений, не все из которых одинаково полезны при принятии решений. Поэтому, чтобы ограничить затраты вре-мени, сил и финансовых средств на проведение анализа среды, необходимо найти «фильтры» для определения нужной информации (релевантной ин-формации). Такими фильтрами служат миссия, цели и стратегии организа-ции. Но стратегическое планирование как раз и служит для их разработки, поэтому речь может идти о том, что перед началом анализа среды необхо-димо получить приблизительную формулировку миссии и, желательно, целей организации. Практически так всегда и происходит, только часто миссия и цели организации не формулируются в явном виде, а только по-нимаются «на интуитивном уровне». Поэтому крайне желательно получать эти формулировки письменно, чтобы избежать их неоднозначного толко-вания и иметь возможность точно определить, какая информация из окру-жения организации имеет значение, а какая не имеет. Анализ среды является важнейшим процессом стратегического управления. На основе данных этого анализа определяются цели и страте-гии компании, и уточняется ее миссия (табл. 1.2.2) [40, с.179]. Таблица 1.2.2 - Цели, стратегии и миссия предприятия Внешняя среда Сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность. Совокупность факторов влияния вне организации. На них непосредственно компания влиять не может. Возможность Нечто, дающее компании шанс улучшить свое положение: выпустить но-вый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию и т.п. Угроза То, что может нанести ущерб компании, лишить ее существенных преиму-ществ. Анализ внешней среды проводится для: 1) определения возможностей, на что может рассчитывать предприя-тие, если оно успешно поведет работу; 2) выявления угроз, осложнений, которые будут ждать предприятие, если оно не сумеет вовремя отвратить негативные влияния окружения. Внешняя среда состоит из «ближнего окружения» и «дальнего окру-жения». Ближнее окружение включает в себя клиентов, акционеров, по-ставщиков и конкурентов организации, дальнее окружение - все остальные заинтересованные группы (государство, общество и т.д.). В первую оче-редь анализируется ближнее окружение (отрасль), однако в условиях нашей страны очень важным фактором также является анализ действий органов государственной власти. Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отно-шению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разра-ботки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, вре-мя для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руковод-ство. Вид и масштаб рынка (признак 4) определяют поведение организа-ции в достижении устойчивого рыночного положения: расширение и углубление рынка, продвижение товара на новые рынки; стратегия конку-рентных преимуществ. Критерием такой оценки выступает доля продук-ции организации на рынке и ее абсолютная и относительная величины. Чаще всего в качестве методологического принципа в данном процессе вы-ступает жизненный цикл товара: выведение на рынок, стратегия расшире-ния рынка, рост продаж (стратегия проникновения в глубь рынка), зре-лость и стабилизация (стратегия осваивания своей доли на рынке), упадок (стратегия повышения рентабельности). В соответствии с изменением стратегии изменяются приоритеты средств маркетинга (признак 5). На стадии выведения товара на рынок ор-ганизация имеет небольшое количество покупателей, наиболее подготов-ленных и готовых заплатить высокую цену за новый товар. Объем продаж небольшой, и при высокой цене прибыль невысока. Реклама направлена на сообщение о преимуществах товара для потенциальных покупателей, чис-ло конкурентов небольшое, затраты на маркетинг высокие. На каждой стадии жизненного цикла товара изменения средств маркетинга имеют особый характер, что и принимается во внимание при формировании ан-тикризисных программ. Естественно, при устойчивой рыночной ситуации стратегии, выделяемые по приоритетам средств маркетинга, могут выпол-нять роль самостоятельной стратегии или конкурентного преимущества. Например, стратегия повышения цен или стратегия фирменного товара. Рыночная конъюнктура (признак 6) оказывает главное воздействие на стратегию спроса и предложения, т. е. воздействие на производителя. Особенности спроса дают основание для использования ряда страте-гий рыночной политики организации. Стимулирующая стратегия спроса используется для привлечения потребителей к покупке товара (услуги), ко-гда интерес к предлагаемому товару снижается. Креативная стратегия применяется, когда потенциальные потребности следует преобразовать в реальный спрос.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Маркетинг, 56 страниц
680 руб.
Дипломная работа, Маркетинг, 80 страниц
830 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg