Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

stitova 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.05.2022
Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.
Введение

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Что такое музейная педагогика – это особый процесс представления посетителю культурных ценностей с целью погружения (соучастия, сопереживания) последнего в представляемую тему, событие или исторический период средствами информационно-коммуникативных и интерактивных технологий. Музейная педагогика – один из элементов исторического образования и одна из важнейших отраслей школьного краеведения. Она же является важным средством связи школы с жизнью. Она является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и т.д. О воспитательном потенциале музеев можно судить по научным философским, педагогическим, психологическим, культурологическим исследованиям. Музейная педагогика признана в качестве научной дисциплины учеными всего мира (И. Аве, А.Г. Бойко, Е.В. Бондаревская, М.Б. Гнедовский, А. Кунтс, К. Пацвалл, Н.Ф. Рева, М.Ю. Юхневич, К. Фризен, В. Хильгерс, Р. Якушек и др.). Исследованию роли музейной педагогики в процессе гражданского воспитания школьников уделяли внимание такие ученые как М.Ю. Билавов, Е.Н. Корчагин, М.В. Соколова и др. Существенное внимание уделяется музейной коммуникации, которая рассматривается в качестве предмета исследования музейной педагогики (А. Александер, В. Глузинский, М.Б. Гнедоский, Ю. Каграманов, Д.Ф. Камерон, Н.А. Никишин, Д. Портер, Ю. Родемер и др.). Анализ существующих научных исследований по данной проблеме позволяет выделить музейную коммуникацию как основу музейно-педагогического процесса, однако его структура, содержание и методическое обеспечение еще не получили должного освещения в теории и практике воспитательной работы. Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки". Музейная педагогика раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Также усиление роли исторического краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с интересом к истории своей Родины учащихся школ, а в связи с этим – созданием в сельских и городских школах небольших музеев, краеведческих уголков. Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков или элективных курсов. Сегодня необходимо вызвать у учащихся интерес к изучению истории и культуры своего родного края, своей «Малой родины» развивать познавательный интерес к сегодняшнему дню региона, показать им значимость школьного исторического краеведения для определения дальнейших жизненных планов. Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на усиление гражданско-патриотического воспитания, где одной из важных составляющих может стать музейная педагогика. Объект исследования – изучения истории родного края в основной школе. Предмет исследования – Музейная педагогика в изучении истории родного края. Цель ВКР: выявление сущности музейной педагогики в изучении родного края вообще и Нюрбинского улуса в частности. В соответствии с целью работы были определены следующие задачи: - изучить теоретические основы использования технологии музейной педагогики в преподавании истории; - особенности психолого-возрастные особенности учащихся основной школы - изучить опыт российских учителей в преподавании истории родного края - выявить музейные материалы для создания проекта программы элективных курсов по истории Нюрбинского улуса; - Разработать проект программы элективного курса «История родного края». Гипотеза: использование технологии музейной педагогики позволит обогатить знания школьников по истории родного края, если: 1) будут выявлены и систематизированы краеведческие темы в линиях учебников истории для основной школы. 2) будет определено содержание и структуру элективных курсов по истории в соответствии с ресурсами краеведческого музея; Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: Определены принципы элективного курса, содействующего воспитанию творчески-активной личности, развитию навыков, способствующих формированию у учащихся потребности в самоидентификации. Практическая значимость: проект программы учащихся, сценарии занятий могут быть использованы другими педагогами. Данный курс собранный и обобщенный материал будет полезен для составления программ элективных курсов по историческому краеведению, а также для развития музейной педагогики в районе и республике. В нашей дипломной работе мы представляем проект элективного курса, тематическое планирование по данному курсу, систему интегрированных занятий. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3 I. Глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Изучение вопросов родного края с точки зрения историко-культурного стандарта (ИКС). …………………………………………………………...7 1.2. История края в современных учебниках истории для основной школы……………………………………………………………………….12 1.3. Психолого-возрастные особенности учащихся основной школы………………………………………………………………..……..26 II. Глава. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. 2.1. Возможности музейной педагогики для изучения родного края из опыта учителей истории……………………………………………………….………..30 2.2. Проект программы элективного курса по истории Нюрбинского улуса с использованием ресурсов музея Дружбы народов им. К.Д. Уткина……….40 Заключение……………………….……………………………………………….59 Источники и литература………………………………………………………….62 Приложения.
Список литературы

Список источников и литературы: 1. Манюхин Игорь Семенович, Историко-культурный стандарт: анализ содержания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017 № 6 (72) С. 185-187. 2. Морозов А.Ю., История Великой отечественной войны в региональных учебниках XXI века // Преподавание военной истории в России и за рубежом. Нестор-История. Москва. Санкт-Петербург. 2018. 3. Суркова Л.И., Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования //Поволжский педагогический вестник, 2014. № 45. С.73 4. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС ООО с изменениями по состоянию на июль 2020 года // 5. Актуальные проблемы музейного строительства. Музей и посетитель. –М: 1997. 6. Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003.№4.-43-48 с. 7. Альбом: Музей народной педагогики.- Якутск, 1996. 8. Борисов П.П. Из истоков народной педагогики. Якутск, 1992. 14-16с. 9. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе.- М., 1972. - 298 – 301с Винокуров П.В. музей в полном и единственно возможном смысле //история1 сентября. 2006. №10 -2-3 с. 10. Винокуров П.В. Музеи Якутии. –Якутск, 1991. 11. Верба А. И., Сейненский А. Е. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы. «Воспитание школьников». 1986. - № 2.- с.55—56. 12. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика.- Чебоксары, 1958. 13. Воронина Г.А. «Элективные курсы: алгоритм создания, примеры программ. Практическое руководство для учителя» м., Айрис-пресс, 2006г. 14. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. – № 12. – 2007. – С23-25/. 15. Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Т. –Деятельность музеев.-М., 1995. 16. Гамбург Е.Я. Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами историко-краеведческого факультативного курса.-24-32 с. 17. Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5 18. Диалог: музей и общество: Материалы IIмеждународной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО «Диалог: музей и общество», посвященной 75-летию Национального художественного музея РС(Я), Ред. Г.Г. Неустроева». – Якутск, 2003. -236с. 19. Егорова В.И. Духовная жизнь России в XIX веке: Программа элективного курса//Преподавание истории и обществознания в школе. -2006. -№7. -С.53-57. 20. Макарова А.А. Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной работе //Народное образование. -2009. -№2(70)-с.101-104. 21. Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля». - М., 1988. - С.62-70. 22. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105. 23. Музейная педагогика /Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37. 24. Музейная педагогика и школа в единой воспитательно-образовательной системе Якутии. -М.: Издательство «Спутник +», 2009. -164с 25. Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова// Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24 26. Саплина Е.В., Безносов А.Э., Мельникова О.Н., Орлова О.Н. Элективные курсы «Традиции, культура, быт народов нашей страны»//Преподавание истории и обществознания в школе. -2007. -№2-С.46-49. 27. Синько Т.И. Элективные курсы. http://imag.web sib.ru// (электронный ресурс). 28. Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности»-М., 1995г. С 127. 29. Студеникин М.Т. Историческое краеведение в школах России (18-20 в.в) //Преподавание истории и обществознания в школе. -2008. №10-с.53-59 30. Стражев А.Н. Методика преподавания истории. М.: Просвещение, 1964. 31. Степанова Р.В. Школьные музеи Республики Саха (Якутия). Министерство образования РС(Я), Якутск: Офсет, 2006г. 32. Следзевский И.В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15. 33. Калачева К.В. Школьный музей – лаборатория//Народное образование. -2010. -№4(76)-с71-76. 34. Каспржак А.Г. Проблемы выбора: элективные курсы в школе.М., 2005г. 35. Кочмар Н.Н. Методические указания. Музейная практика. Якутск, 2004г. 36. Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов.- http://www college/ru- [Электронный ресур] 37. Т.Т.Курчатова. Программа и методические указания по учебной музейно-краеведческой практике. ЯГУ, 2004г. 38. Т.Т.Курчатова. Краеведение, музееведение. Методические указания по специальности «Культурология» для студентов-заочников, Якутск, 2006 г. 39. Помарнацкий В.Ф. Организация учебных экскурсий. – Преподавание истории в школе. 1973.- № 4.- с.21. 40. Портнягин И.С. Этнопедагог Чиряев К.С.: педагогические мысли, идеи, взгляды.Я , 2002 41. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии /Под ред. Л.М. Панчешниковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 303 с. 42. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. Сб. статей. – М.: АПН, РСФСР, 1963. – 117 с. 43. Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие для учи- телей географии и студентов географ. спец. высш. пед. учеб. заведений /М.А. Никонова, О.А. Бахчиева, И.В. Душина и др.; Под ред. М.А. Никоновой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 188 с. 44. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. – М., 1979. – 127 с. 45. Научная статья в продолжающихся изданиях и научная статья в сборнике. Алексеева М.Я. // Историко-культурный стандарт в системе ФГОС: системный подход к преподаванию истории в школе и вузе, 2016г. https://tsput.ru/rio/document/doc/istoriko_kulturny_standart_maket.pdf 46. Н.М Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева. Учебник истории Росии 7 кл.Москва «Просвещещние» 2016г. 47. Т.В. Черникова, Р.В. Пазин. Учебник Итсория России 7 класс. Москвы. Издательствово «Просвещение» 2021г. И.Л. Андреев И.Н.Федоров И.В.Амосова. Учебник по истории 16-конец 17 век 7 класс. Москва Издательство Дрофа 2017г
Отрывок из работы

I. Теоретические основы изучения истории родного края в основной школе. 1.1. Изучение вопросов родного края с точки зрения историко-культурного стандарта (ИКС). В ныне действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования выдвигается требование к становлению личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС ООО с изменениями по состоянию на июль 2020 года // https://fgos.ru/: 1. любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной языки, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; 2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. В условиях стандартизации образования в ходе изучения дисциплины «история» возникает потребность в разумной вариативности обучения, совершенствовании методов обучения, направленных на развитие у обучающихся перечисленных в стандарте характеристик. Кроме федеральных образовательных стандартов для преподавания истории России принят историко-культурный стандарт (далее ИКС) как научное ядро содержания школьного исторического образования. ИКС был разработан авторским коллективом Института Российской истории РАН. Манюхин Игорь Семенович, Историко-культурный стандарт: анализ содержания // Филологические науки. Воапросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017 № 6 (72) [С. 185]. На основе стандарта написаны новые линейки учебников по истории России, вводятся изменения в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Текст документа размещен на портале Российского исторического общества. Что положительного в имеющемся историко-культурном стандарте? Определены хронология и последовательность периодов изучения истории России, указаны дидактические единицы, перечень дат, понятий и терминов, необходимых для изучения в школе по уровням образования. Выделен перечень трудных вопросов. Каждый раздел имеет пояснительную записку, где дается общая характеристика периода. Все рекомендованные линейки учебников отражают с точностью структуру, основное содержание, дидактические единицы, понятия, термины, события и даты, прописанные в стандарте. Несомненно, реализация историко-культурного стандарта имеет огромное значение для формирования всех образовательных результатов, но особенно – личностных. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств, описанных в историко-культурном стандарте, в котором большое значение имеет изучение личности в истории и воспитание краеведческим материалом.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg