Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие опосредованного внимания у детей дошкольного возраста

stitova 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.05.2022
В дошкольном возрасте идет активное развитие всех высших психических функций детей, в том числе изменяется и внимание детей. Развиваются все его виды и свойства. Изначально у ребенка идет развитие только непроизвольного внима-ния, раздражителем выступает первоначально близкий взрослый, потом уже другие различные раздражители (стук, шум, яркость, движение объектов). Затем уже начинает появляться целенаправленная исследовательская деятельность, чуть позже дети начинают понимать и выполнять простые словесные инструкции, а потом и сложные. Выполняя требования взрослого, ребенок учится управлять своим вниманием. В процессе общения со взрослым. Используя средства-стимулы, у ребенка зарождается опосредованное внимание. Следующим моментом появляется способность удерживать внимание не только на объекте, но и анализировать его свойство, и взаимосвязь с другими факторами окружающей среды. Далее совершенствуется произвольная функция по собственному желанию и под контролем самоинструкции пока до конца не сформируется к концу дошкольного возраста. Сформировавшееся произвольное, опосредованное внимание и его свойства могут и будут со-вершенствоваться дальше всю оставшуюся жизнь.
Введение

Внимание, память и воображение в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. Если в раннем детстве существуют особые формы ориентировочных действий, которые можно определить как действия восприятия и мышления, а в дошкольном возрасте такие действия непрерывно усложняются и совершенствуются, то внимание, память и воображение долгое время не приобретают самостоятельности. У ребенка нет специальных действий, позволяющих сосредоточиться на чем-то, удержать в памяти увиденное или услышанное, представить себе что-то, выходящее за рамки ранее воспринимаемого. Такие действия начи-нают формироваться только в дошкольном возрасте. Поэтому внимание, память, воображение маленького ребенка являются непроизвольными, непреднамеренными. Они остаются такими и после того, как ребенок вступает в дошкольный возраст. Изучая эти аспекты психического развития дошкольника, мы можем до определенного момента указывать только на количественные изменения: повышается концентрация и устойчивость внимания, увеличивается продолжительность хранения материала в памяти, обогащается воображение. Поворотный момент наступает, когда под влиянием новых видов дея-тельности, которые осваивает дошкольник, новых требований, предъявляе-мых взрослыми, перед ребенком встают особые задачи – сосредоточиться и удерживать внимание на чем-то, запомнить материал и затем воспроизвести его, построить план игры, рисования и т. д. Для того чтобы иметь возможность решать эти проблемы, ребенок использует те или иные методы, которым он учится у взрослых. Затем начинают формироваться особые действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер. На протяжении всего дошкольного возраста, в связи с возрастающей сложностью деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает большую направленность и стабильность. Актуальность исследования: Внимание к различным аспектам интеллектуального развития дошкольника обусловлено его предстоящей учебной деятельностью и уровнем интеллектуальной подготовленности. Проблема развития внимания детей давно беспокоит педагогов и пси-хологов. В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели часто наблюдают у детей недостаточное развитие внимания. Так как дети старшего дошкольного возраста – это будущие школьники, хорошо сформированные свойства внимания являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Здесь мы определяем внимание как способность задействовать ресурсы мозга таким образом, чтобы оптимизировать производительность для достижения поведенческих целей. Эти ресурсы могут быть сенсорными или перцептивными, анализирующими наиболее значимые и релевантные задаче стимулы, а также могут быть пространственными для направления обработки в направлении местоположения, которое может потребовать действий. Однако необходимо также контролировать более абстрактные когни-тивные ресурсы, такие как те, которые выбирают, управляют и поддержива-ют правила поведения, необходимые для достижения цели в текущей задаче. Кроме того, развитие внимания является одним из важнейших даль-нейших приобретений ребенка, связанных с формированием у него волевых качеств. К концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью. При плохо развитом внимании ребенку сложно сконцентрироваться на одном деле, при выполнении любой работы он будет выполнять ее не до конца или с большим количеством ошибок. Ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Степень разработанности темы исследования: Большой вклад в разработку проблемы воспитания внимания внесли отечественные и зарубежные психологи. Среди них Б. Г. Ананьев [1], Л.С. Выготский [6,7], В. Вундт [8], П.Я. Гальперин [10,11], Н.Ф. Добрынин [13,14,15], А. В. Запорожец [17], А. Н. Леонтьев [22,23], Р.А. Лурия [25], Т.А. Рибо [34], С. П. Рубинштейн [35] и другие. Объект исследования: внимание. Предмет исследования: развитие опосредованного внимания у детей дошкольного возраста. Цель исследования: изучение развития опосредованного внимания у детей дошкольного возраста. В качестве гипотезы исследования выступили следующие положения: 1. Непосредственное внимание детей на протяжении среднего и стар-шего дошкольного возраста существенно не изменяется. 2. В старшем дошкольном возрасте дети способны к опосредованному вниманию, в то время как в среднем дошкольном возрасте использование средств еще является недостаточно эффективным и чаще не облегчает, а затрудняет организацию детьми своего внимания. Задачи исследования: 1. провести теоретический анализ изучения проблемы внимания в тру-дах отечественных и зарубежных авторов: - изучить особенности развития внимания детей дошкольного возраста; - исследовать особенности формирования и развития опосредованного внимания в старшем дошкольном возрасте; 2. провести эмпирическое исследование опосредованного и непосредственного внимания детей среднего и старшего дошкольного возраста; - выявить различия в уровне развития опосредованного и непосред-ственного внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста - проанализировать в каком возрастном периоде дошкольного возраста происходит развитие опосредованного внимания. 3. Произвести анализ и оценку результатов проведенной работы. Методы исследования включали: - теоретические: библиографический метод; - эмпирические: тестирование, опрос, опытно-экспериментальная работа; - методы математической статистики: U-Манна-Уитни, Т-Вилкоксон. Методологическая основа исследования: 1. Методика «Да и нет не говорите» – модифицированный вариант методики Л.С. Выготского. 2. «Корректурная проба» без использования вспомогательных средств – модифицированный вариант методики Бурдона для дошкольников; 3. «Корректурная проба» с использованием вспомогательных средств – модифицированный вариант методики Бурдона для дошкольников. База исследования: В качестве испытуемых в эмпирическом иссле-довании приняли участие дети двух групп: групп: подготовительной и средней группы дошкольного возраста, на базе МБОУ ЦО №4 города Ногинск, 50 испытуемых (25 детей в возрасте 4-5 лет и 25 детей в возрасте 6-7 лет). Теоретическая значимость: дополнение знаний об особенностях развития опосредованного внимания у детей дошкольного возраста. Практическая значимость может выражаться в использование ре-зультатов данного исследования специалистами для работы с детьми до-школьного возраста. Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1 Теоретический анализ изучения проблемы внимания в трудах отечественных и зарубежных авторов 7 1.2 Особенности развития внимания детей дошкольного возраста 12 1.3 Особенности формирования и развития опосредованного внимания в старшем дошкольном возрасте 19 Выводы по I главе 27 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28 2.1 Организация, методы и методики исследования 28 2.2 Результаты исследования развития опосредованного внимания у детей дошкольного возраста 36 2.3 Сравнительный анализ полученных результатов, используемых методик 48 2.4 Статистическая обработка полученных результатов 53 Выводы по II главе 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68 ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Мысль, 2015. – 282 с. 2. Баскакова, И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / под ред. И.И. Баскаковой. – М.: Изд-во «Институт практической психоло-гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 164 с. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400 с. 4. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учебное пособие / ред. Г.В. Бурменская. – 2-е издание, расширенное. – М.: МПСИ, 2005. – 656 с. 5. Венгер, Л.А. Хорошо ли вашему ребёнку в школе [Текст] / А.Л. Венгер // Популярная психология для родителей. – М.: Знание, 1994. – 192 с. 6. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / под ред. Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006. – 186 с. 7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 512 с. 8. Вундт, В. Память и внимание / В. Вундт. – М.: Просвещение, 2014. – 372 с. 9. Габдулина, Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. – 50 с. 10. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: МГУ, 2004. – 102 с. 11. Гальперин, П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Министерство Просвещения РСФСР, 1995. – 196 с. 12. Гуткина, Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н.И. Гуткина // Культурно-историческая психология. – 2018. – Том 14. – № 2. – С. 116-128. 13. Добрынин, Н.Ф. Внимание и его воспитание / под ред. Н.Ф. Добрынина. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с. 14. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / под ред. Н.Ф. Добрынина. – М.: Просвещение, 2008. – 118 с. 15. Добрынин, Н. Ф. О селективности и динамике внимания / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 12-23. 16. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Дормашев Ю.Б., Романов, В.Я. – М.: Просвещение, 2001. – 215 с. 17. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. – 320 с 18. Иванова, В.А., Лебедева М.А. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12. – С.1704-1708. 19. Крамаренко, А.С. Cущность понятия внимание: виды, критерии, свойства / А.С. Крамаренко, М.Е. Клименко, Д.А. Кураева // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 29 (41). – С. 133-135. 20. Крамаренко, А.С. Cредства развития внимания у старших дошкольников / А.С. Крамаренко, М.Е. Клименко // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-2 (28). – С. 1178-1182. 21. Константинова, Н.И. Формирование произвольного внимания у старших дошкольников / Н.И. Константинова, Ш.В. Квитатиани Гани С.В. Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2020. – № 4 (17). – С. 5-10. 22. Леонтьев, А.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Н. Леонтьев. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с. 23. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2010. – 511 с. 24. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова, Б. С. Лейкина. – М: Просвещение, 2013. – 345 с. 25. Лурия, А. Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М.: Сфера, 2014. – 291 с. 26. Люблинская, А.А. Психология развития ребенка / А.А. Люблинская. – М.: Эксмо, 2003 г. – 512 с. 27. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феминология развития: учебник для студ. Высш. учеб. Заведений, 15-е издание [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 656 с. 28. Набиуллина, Н.В. Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания старших дошкольников / Н.В. Набиуллина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 3 (8). – С. 120-122. 29. Нагорнова, А.Ю. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 28-29 ноября 2016 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ЗЕБРА, 2016. – 504 с. 30. Немов, Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 369 с. 31. Немов, Р. С. Общая психология / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2008. – 400 с. 32. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 104с. 33. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддъяков. – М. Педагогика, 1985. – 267с. 34. Рибо, Т.А. Психология внимания / Т.А. Рибо. – М.: Ленанд, 2022. – 96 с. 35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – 276 с. 36. Симоненко, Е.А. Особенности произвольного и непроизвольного внимания / Е.А. Симаненко // В сборнике: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции: в 2 Частях. – Уфа, 2021. – С. 172-177. 37. Смирнов, А.А. Проблемы психологии внимания / под ред. А.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. – 168 с. 38. Смирнова, Т.С. Психология внимания / под ред. Т.С. Смирновой. – М.: Просвещение, 2007. – 376 с. 39. Сунцова, А.С. Особенности развитие внимания старших дошкольников / А.С. Сунцова, А.Е.Шушкова // Аллея науки. 2019. – Т. 1. – № 11 (38). – С. 838-840. 40. Тамбиев, А.Э. Исследование обобщенной оценки внимания: вопросы психологии / А. Э. Тамбиев. – М.: Владос, 2007. – 85 с. 41. Ухтомский, А.А. Развитие внимания детей / А.А. Ухтомский. – М.: Сфера, 2007. – 122 с. 42. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова. – С-П: Детство-Пресс, 2011 – 80 с. 43. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: пособие для родителей и педагогов / под ред. Л.В. Черемошкиной. – Ярославль, 2001. – 176 с. 44. Чупров, Л.Ф. Исследования особенностей внимания / под ред. Л.Ф. Чупрова. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2003. – 87 с. 45. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / под ред. И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 267 с. 46. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 328 с. 47. Saar, A. Laps ja mang. Tallinn: Riiklik Eksami- ja Kvalifikatsioonikeskus / A. Saar. – 1997.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗ-ВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬ-НОГО ВОЗРАСТА 1.1 Теоретический анализ изучения проблемы внимания в трудах отечественных и зарубежных авторов Среди психических явлений внимание занимает особое место: как от-мечают многие психологи, оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы, посредствам него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но оно присуще любому из познавательных процессов (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание является одной из высших психических функций [6,25]. Внимание является одним из компонентов ориентировочно – исследовательской деятельности, оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли и других явлений. Внимание играет огромную роль в регуляции интеллектуальной активности [12]. По мнению П. Я. Гальперина «внимание нигде не выступает как само-стоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, как сторона или свойство этой деятельности» [10].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 8 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 64 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 89 страниц
2700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg