Актуальность темы исследования.
В настоящий период времени в России сложился достаточно мощный аппарат органов исполнительной власти (далее - ОИВ), количество чиновников которого составляет 1400 тыс. человек. Органы исполнительной власти нацелены на выполнение различных государственных задач и принятия ответственных управленческих решений, которые требуют эффективного информационного сопровождения - системы межведомственного взаимодействия ОИВ. Единого подхода к пониманию «межведомственного взаимодействия» не сложилось, но его можно определить как один из важнейших способов реализации исполнительной власти в России. Путем налаженного межведомственного взаимодействия решаются вопросы организации и функционирования ОИВ, оперативного оказания государственных услуг, проблемы отдельных форм реализации исполнительной власти и другие вопросы функционирования разветвленного аппарата государственной власти. Межведомственное взаимодействие – динамический процесс, который постоянно пополняется новым нормативным регулированием и способами разрешения технических проблем.
К сожалению, наукой административного права до настоящего времени не сформированы теоретические основы межведомственного взаимодействия ОИВ (не выработано понятие, не обозначен содержательный аспект, не выделены его основные виды, формы и методы и т.д.). Нормативное регулирование вопросов межведомственного взаимодействия ОИВ также весьма пробельно, что подталкивает должностных лиц действовать в этих вопросах исключительно «по усмотрению».
Все вышесказанное актуализирует тему нашего исследования.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти РФ.
Предметом исследования выступили правовые нормы, регламентирующие вопросы организации и функционирования межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти РФ.
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что межведомственное взаимодействие ОИВ Российской Федерации должно рассматриваться как системная и многоплановая деятельности ОИВ Российской Федерации, основанная на законах, подзаконных нормативно-правовых актах, различного рода правовых актах Российской Федерации и направленная на эффективное, оперативное и результативное достижение стоящих перед ОИВ государственных целей и государственных задач, на реализацию внутренних и внешних государственных функций.
Цель исследования состояла в формировании предложений и рекомендаций по разработке теории межведомственного взаимодействия ОИВ, а также по созданию эффективной системы реализации межведомственного взаимодействия ОИВ.
Задачи исследования заключаются в исследовании сущности, понятия и целевого назначения межведомственного взаимодействия ОИВ Российской Федерации;
– характеристики содержания межведомственного взаимодействия ОИВ Российской Федерации;
– осуществление обзора развития межведомственного взаимодействия ОИВ в России;
– анализе форм и методов межведомственного взаимодействия ОИВ Российской Федерации;
– исследование организационных аспектов обеспечения межведомственного взаимодействия ОИВ Российской Федерации;
– характеристике контрольно-мониторингового обеспечения межведомственного взаимодействия органов ОИВ Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основании выполненных исследований: разработаны научно-практические основы и установлены параметры осуществления межведомственного взаимодействия ОИВ на различных уровнях его реализации; определено его место и назначение в общей административной теории. исследованы формы межведомственного взаимодействия ОИВ, метода межведомственного взаимодействия ОИВ, системы межведомственного взаимодействия ОИВ, контроля в сфере реализации межведомственного взаимодействия ОИВ, мониторинг результативности межведомственного взаимодействия ОИВ..
Методологическая основа исследования состоит из общенаучных методов (анализа, синтеза, индукции, дедукции, классификации (систематизации), аналогии и др.), и специальных методов (исторический, сравнительно-правовой, формально-логический и др.), с помощью которых были выявлены закономерности развития межведомственного взаимодействия органов ОИВ Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования сформирована с учетом научных трудов таких авторов, как С.С. Алексеев, Н.А. Богданова, С.В. Бошно, А.В. Васильев, Н.А. Власенко, В.В. Гошуляк, Б.П. Елисеев, В.Б. Исаков, В.М. Карташов, Г.Н. Комкова, М.Н. Кузнецов, И.Н. Куксин, В.В. Лазарев, И.В. Левакин Ю.А. Тихомиров, В.А. Туманов, И.А. Умнова, В.И. Фадеев, В.Е. Чиркин, К.Ф. Шеремет, Н.Н. Щербинина, А.И. Экимов, Л.М. Энтин, И.С. Яценко и др. Следует обратить внимание на достаточно подробное исследование вопросов межведомственного взаимодействия, нашешее отражение в работе Замолоцких Юлии Николаевны «Межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти Российской Федерации: теория, практика, перспективы развития» (Воронеж, 2019). Тем не менее в настоящий период времени это исследование остается единственным, в котором разрозненные вопросы находят полное освещение. Таким образом, несмотря на важность существующих в современном правовом пространстве проблем межведомственного взаимодействия ОИВ Российской Федерации, влияющих на его эффективность и качество, в современной юридической литературе не достаточно комплексных исследований межведомственного взаимодействия ОИВ.
Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», региональная нормативно-правовая база, и др.
Эмпирическая основа исследования состоит из ненормативных актов исполнительной власти Российской Федерации, статистических материалов, аналитических обзоров, материалов, содержащихся на официальных сайтах органов исполнительной власти Российской Федерации и др.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что доказаны положения, вносящие вклад в расширение представлений о межведомственном взаимодействии ОИВ Российской Федерации, изложена система аргументов, свидетельствующих о целесообразности формирования отдельной теории межведомственного взаимодействия, а также принятия комплекса нормативно-правовых актов, правовых актов регулирования осуществления совместных полномочий ОИВ Российской Федерации.
Практическая значимость исследования определена тем, что его результаты могут быть использованы при дальнейшем научном изучении теорий административного права, государственного управления и межведомственного взаимодействия, в правоприменительном и нормотворческом процессах, при разработке программ учебных дисциплин и преподавании учебных курсов, а также положены в основу различных методических рекомендаций для ОИВ – участников межведомственного взаимодействия.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных правовых источников и литературы, двух приложений.