Актуальность темы исследования. Проблема экологической и законной утилизации мусора в России до сих пор остается острой. Во многом этому способствуют имеющиеся нарушения действующего законодательства в этой сфере, особенно на промышленных предприятиях, и безответственное отношение населения к возникшей проблеме. При этом пищевые отходы составляют лишь 40%, остальные 60% – ресурсы, которые можно переработать. Десятая их часть – это пластик, который необходимо сортировать дополнительно.
Несмотря на то, что во многих крупных городах работают мусороперерабатывающие заводы, проблема загрязнения мусором не перестает быть актуальной и, прежде всего, из-за плохо налаженной системы вывоза и переработки мусора. По данным исследователей, «ежегодно на планете «прибавляется» 1,5 трлн. тонн отбросов, из которых 1,8 млрд – твердые бытовые отходы. Каждый человек в среднем за день оставляет после себя 11,5 килограмма такого «добра», а за год – 271,7. Ученые прогнозируют: в 2050 г. одного пластика в мировом океане будет больше, чем рыбы.
В целом ряде регионов много нареканий к качеству питьевой воды, загрязненному воздуху, недостаточному озеленению улиц и скверов. Именно принятая мусорная реформа призвана изменить подход к ликвидации отходов в стране, а ее принятие обосновано объективными причинами.
Проблема построения эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в настоящее время представляет интерес не только для практиков, но и для представителей науки. С одной стороны, ухудшение экологической ситуации, вызванное увеличением объема образования ТКО и, как следствие, ростом количества несанкционированных свалок, увеличением площади полигонов для захоронения отходов вынуждает органы власти всех уровней повышать эффективность деятельности по охране окружающей среды. С другой, принимаемые на местах управленческие решения все еще не приносят ощутимых результатов, о чем свидетельствуют публикации авторов из разных регионов. Кроме того, в ряде случаев, действия органов власти и управления непонятны населению и вызывают общественный резонанс, что и произошло при запуске в 2019 году «мусорной» реформы. В этой связи проблема повышения качества управленческих решений, в том числе, направленных на реформирование практик обращения с отходами, актуальна для представителей многих научных отраслей.
Степень разработанности проблемы. Общие вопросы исследования, использования и развития методик организации и управления обращением ТБО отражены в научных трудах Л.А. Велихова, Т.В. Ашимхиной, Т.В. Овчинниковой, В.И. Федянина, Е.Я. Андурского, А. П. Анисимова, А.Г. Воронина, В.А. Лапина, А.Н. Широкова, М.Ш. Баркан, Ю.М. Прохоцкого, И.В. Федосеева, Д.Е. Быкова, Н.В. Рюминой, Т.Г. Стрельниковой, М.П. Седогина, Л.С. Венцюлис, Ю.И. Скорик, Т.М, Флоринской, Г.Б. Мелентьева, З.М. Шулениной, Л.М. Делицына, М.Н.Поповой, О.Н. Крашенинникова и др. Вопросам разработки методов оптимизации управления сферой обращения с ТБО и совершенствованию экономического механизма регулирования посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых В.Б. Абрамова, Т.А. Акимовой, С.Н. Бобыла, А.А. Гусева, В.И. Данилова-Данильяна, Е.В. Закалюкинойа, А.В. Иванов, К.П. Колотырина, Г.М. Мкртчян, Н.В. Пахомовой, К.К. Рихтер и др.
Вместе с тем вопросы управления сферой обращения с твердыми бытовыми отходами на уровне муниципальных образований, городов и сельских поселений исследованы недостаточно, все более отчетливо обозначается неотложность задач обоснования и выбора рациональной модели организации управления сферой обращения с ТБО в регионах (муниципалитетах).
Объект исследования – сфера обращения твердых коммунальных отходов в Свердловской области.
Предметом исследования является государственная политика в сфере обращения твердых коммунальных отходов на региональном уровне.
Цель исследования – изучить особенности реализации государственной политики в сфере обращения твердых коммунальных отходов на региональном уровне (на примере Свердловской области).
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сферу обращения твердых коммунальных отходов: понятие, критерии, структуру;
2) проанализировать систему органов государственной власти Свердловской области и их основные направления деятельности при реализации государственной политики в сфере обращения твердых коммунальных отходов;
3) изучить нормативно-правовые основания реализации государственной политики в сфере обращения твердых коммунальных отходов на уровне региона;
4) рассмотреть цели, задачи, приоритетные направления государственной политики в сфере обращения твердых коммунальных отходов на региональном уровне;
5) провести анализ актуального состояния сферы обращения твердых коммунальных отходов в Свердловской области;
6) выявить основные проблемы и рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере обращения твердых коммунальных отходов на региональном уровне.
Методы исследования. Методологической основой работы послужил всеобщий диалектический метод познания социальных явлений и процессов. В контексте этого метода и во взаимосвязи с ним в работе использовались также общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, системный) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.) методы.
Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе данных Росстата, изучения и обобщения материалов научных статей, монографий, обзоров по экологической политике в Российской Федерации и за рубежом, публикаций в периодических изданиях, сведений, представленных на официальных сайтах предприятий, а так же органов государственного и муниципального управления.
Практическая значимость результатов исследования может состоять в обосновании методологических положений по организации управления сферой обращения с твердыми бытовыми отходами в исследуемом нами регионе. По результатам анализа и структуризации проблем функционирования сферы обращения с твердыми бытовыми отходами в Свердловской области, обзора отечественного и зарубежного опыта организации обращения с отходами сделан вывод о возможности их последовательного разрешения на основе системного подхода к управлению этой сферой с активизацией использования программно-целевого инструментария государственного регулирования развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего 31 источник.
В первой главе «Организационно-правовые основания реализации государственной политики в сфере обращения твердых коммунальных отходов на уровне региона» достигается задача подробного изучения сферы обращения твердых коммунальных отходов в Свердловской области, изучения нормативно-правовых оснований реализации государственной политики в сфере обращения твердых коммунальных отходов на уровне региона.
Во второй главе проведен анализ актуального состояния сферы обращения твердых коммунальных отходов в Свердловской области и выявлены основные проблемы и рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере обращения твердых коммунальных отходов на региональном уровне.
Работа изложена на 50 страницах машинописного текста, библиография включает 31 наименование.