Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

stitova 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.05.2022
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. В работе отмечено высокое значение творческих заданий для формирования читательских навыков младших школьников, описаны основные их виды: словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление диафильма, киносценария, инсценирование, творческий пересказ.
Введение

Актуальность. Художественная литература содержит в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. Она приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его мышление, облагораживает чувства. Чем детальнее и объемнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее влияние на личность оно оказывает. Именно по этой причине в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. Главная задача школы, по К.Д. Ушинскому, в том, чтобы «…приучить дитя к разумной беседе с книгой» [50, с.67]. Чтобы ее решить, учитель должен использовать разные виды заданий для плодотворной работы над содержанием текста. По мнению Л.И. Беленькой, которая делает ссылку на О.И. Колесникову, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, «призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова» [1, с.6]. При этом А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности, сосредотачивает внимание на том, что «…технике восприятия (художественного текста – прим. наше) нужно учить» [21, с.188]. Свою мысль учёный продолжает в книге «Обучение чтению младших школьников»: «…достаточно часто, - замечает А.А. Леонтьев, - дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно, потому что на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно» [22, с.76]. М.С. Соловейчик справедливо указывает на то, что воспринимать текст как явление художественное, основанное на образном способе познания жизни, младшего школьника нужно учить, в противном случае он будет схватывать его поверхностно и так и не прикоснется к сокровищнице родного слова, которое для него не стало, и, что еще хуже, может не стать фактором духовного, эстетического развития, а фиксируется и тормозится на уровне занимательности [46, с.321]. Продолжая мысль М.С. Соловейчик, О.И. Никифорова пишет, что «…при дефектном механизме восприятия читатели и из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг» [35, с.116]. Поэтому М.С. Соловейчик, соглашаясь с А.А. Леонтьевым, говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над хорошей книгой, а значит, думать о человеке и о жизни в целом. О важности обучения учащихся восприятию художественного произведения пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская [2, с.99]. Над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский [5, с.325], Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская [18, с.79], М.Р. Львов [25, с.368], Т.Г. Рамзаева [39, с.471], С.Л. Рубинштейн [45, с.226], М.С. Соловейчик[46], О.В. Сосновская и др. Необходимо также подчеркнуть, что адекватное восприятие формиру-ется в процессе анализа произведения, анализа, который должен быть сов-местным (для учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться у школьника естественной потребности самому разобраться в прочитанном произведении. По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, «анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения» [51, с.20]. Современные ученые отмечают, что полноценного восприятия художественной литературы нет и не может быть без развитого воссоздающего воображения, имеющего, по определению А.В. Петровского, в своей основе создание образов, соответствующих описанию [36, с. 351]. По мнению М.В. Гамезо, реконструкция «образов происходит с опорой на словесное описание объектов, восприятия их изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей» [6, с.101]. Мы целиком разделяем точку зрения О.В. Кубасовой, которая утвер-ждает, что «именно в младшем возрасте воображение читателя лучше всего поддается воздействию». Поэтому, как считает ученый, начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы впоследствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения [17, с.26]. Причём, как замечает М.С. Соловейчик, «творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении» [46, с.320]. Безусловно, развитию воображения способствуют такие творческие виды работ, как словесное и графическое рисование, анализ и иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое. Особо значимое место в этой цепочке занимают различные виды пересказа, среди которых особняком стоит самый сложный и малоиспользуемый в школьной практике вариант пересказа – творческий, ставший предметом нашего исследования. Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. М.И. Оморокова считает, что цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается [2]. Вместе с тем, остаётся дискуссионным вопрос о предпочтительных формах работы с текстом, причём его острота особенно ощущается в контексте реалий современной школы, активно использующей репродуктивные методы обучения. Этим обусловливается актуальность нашего исследования. Проблемой исследования стал поиск продуктивных методов работы с творческим пересказом на уроках литературного чтения для более эффективного восприятия произведения младшими школьниками. Цель данного исследования – доказать, что использование творческого пересказа на уроках чтения способствует эффективному восприятию художественного произведения младшими школьниками. Объект исследования - процесс анализа художественного произведе-ния в начальной школе. Предметом исследования является творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками. Гипотеза исследования состоит в том, что использование предложен-ных нами методик и заданий по творческому пересказу будет способство-вать повышению эффективности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: 1.Дать характеристику видов творческих работ на уроках литературного чтения и раскрыть сущность и содержание понятия «творческий пересказ»; 2.Изучить психолого-педагогические основы восприятия художественного произведения младшими школьниками. 3.Рассмотреть методический аспект использования творческих заданий на уроках чтения в начальных классах. 4.Создать систему работы с творческим пересказом на уроках литературного чтения и проверить на практике ее эффективность. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической, методической литературы); экспериментальный (констатирующий, формирующий эксперимент); статистический (анализ результатов исследования). Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи педагогов, психологов, методистов, разрабатывающих проблему вос-приятия художественного произведения,: М.С. Васильева, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, М.П Воюшиной., Л.С. Выготского, Г.Н. Кудиной, Н.Д. Молдавской, З.Н. Новлянской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой [39, с.471], С.Л. Рубинштейна [45, с.226], М.С. Соловейчик[46], О.В. Сосновской и др. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов данной квалификационной работы в учебной и внеурочной деятельности учителей начальных классов. Апробация исследования. Исследование проводилось на базе муни-ципального бюджетного образовательного учреждения среднейобразова-тельной школы № 4 с.Ванновского Тбилисского района Краснодарского края. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….8 Глава I. . Теоретические основы исследования проблемы восприятия художественного произведения младшими школьниками .12 1.1. Виды творческих работ на уроках литературного чтения и сущ-ность и содержание понятия «творческий пересказ»…………………………12 1.2.Психолого-педагогические основы восприятия художественного произведения младшими школьниками………………………………………..21 1.3. Методический аспект использования творческих заданий на уроках литературного чтения в начальных классах …………………………………..29 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками в процессе работы с творческим пересказом………..........41 2.1. Выявление исходного уровня восприятия художественного произведения учащимися……………………………………………………….41 2.2.Методы и приемы применения творческого пересказа для повышения эффективности восприятия художественного произведения…...49 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования……………….54 Заключение……………………………………………………………….63 Список использованных источников…………………………………65 Приложение………………………………………………………………70
Список литературы

1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005. – 144 с.. 2. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чте-нию в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светлов-ская– М.: Педагогика, 2000. 3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. –Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2008 - С.58. 4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 2009 - №5. - С. 16-20. 5. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 – С.315. 6. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – С.190. 7. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2017. - №11. - С.19-25. 8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение 1989 – С.399. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000 – С.383. 10. Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план. //Начальная школа. –2016. - №12. С.31-34. 11. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания рус-ского языка в начальной школе. – Л., 1955 – С.315. 12. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения //Начальная школа. – 2016. - №3. С.67-68. 13. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произве-дением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2015. - №11. С.6-13. 14. Костин Н.А. Методика русского языка в начальной школе. – М. – Л., 1949 – С.289. 15. Кочаровская З.Д. Краткие пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 2018. - №5. С.20-23. 16. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 2005. - №12. С. 30-34. 17. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. –2011. - №9. - С. 26-31. 18. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988. – С.79. 19. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - С.350. 20. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 2014. – С.192. 21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студен-тов вузов. – М.: Смысл, 1997. – С.288. 22. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001. – С.215. 23. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью уча-щихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967. – С.112. 24. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников. – Киев, 2011. – С.17. 25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика препода-вания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2004. – С.368. 26. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976. 27. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 2013. – С.208-232. 28. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа. – 2011. – №3. – С.27-31. 29. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – С – Пб.: Специ-альная литература, 2007. – С.168. 30. Н.Я. Мещерякова, Л. Я. Гришина //Литература в школе. - 2016. - № 3. - с. 29-42. 31. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения: Теория воспитания: Дис.д-ра пед.наук: 13.00.02 - М.:РГБ, 2020. 32. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965 – С.27. 33. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. – 2017. - №5. С.59-63. 34. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972. – С.206. 35. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959. - С.206. 36. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. – С.463. 37. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные классы 1 –3. – М.: Просвещение, 1994. – С.160. 38. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса /Кубасова О.В. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2016. 39. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – С.431. 40. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С – Пб.: Питер, 2000. – С.432. 41. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в началь-ной школе: Избранные труды. – М.: Изательство АПН РСФСР, 1961. – С.427. 42. Родная речь: Книга 2, часть вторая. – М.: Просвещение, 1993. – С. –224. 43. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. – М.: Просвещение, 1977. – С.158. 44. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1965. – С. 347. 45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. – С.720. 46. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – С.384. 47. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1995. - №7. С.28-32. 48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Фе-никс, 2014. – С.671. 49. Ткачева Т.А., Толмачев А.А. Методы сбора, Обработки и пред-ставления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: Издательство КГПИ, 2014. – С.88. 50. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – С.557. 51. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведе-ние может быть воспринято младшими школьниками полноценно //Начальная школа. –2017. - №10. – С.20-24 52. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. – М. Про-свещение, 1950. – С.220. 53. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М.: Искусство, 1964. – С.86. 54. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. –2013. - №2. - С.50-54. 55. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. –2016. - №1. - С. 53-57. 56. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа.- 2017. - №1. - С.20-26.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы восприятия художественного произведения младшими школьниками 1.1. Виды творческих работ на уроках литературного чтения и сущ-ность и содержание понятия «творческий пересказ»; Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника является творческая деятельность реб?нка. «Творческая деятельность учащихся, - по определению А.Н. Лука, – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность» [26, с 231]. Творческие работы учащихся предполагают деятельность детей с произведением, которая реализует их собственное художественное отношение к прочитанному. Такая деятельность организуется учителем на уроке литературного чтения. В методической науке творческая деятельность на уроках литературного чтения представлена в двух направлениях: во-первых, организация творческих работ на основе прочитанного, во-вторых, собственное литературное творчество младших школьников (М.П. Воюшина, О.В. Кубасова, Л.Д. Мали). В связи с этим анализ учебников был направлен на выявление заданий, направленных на проведение следующих видов творческих работ (см. табл. ):
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg