Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

stitova 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.05.2022
В заключении с учетом данных, полученных на разных этапах исследования, нами были сделаны следующие выводы: 1. Экологическая культура - сложное понятие, включающее в себя не только знание основных законов природы, но и понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всех видах деятель-ности. Экологическая культура охватывает как интеллектуальные, эстетиче-ские и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, так и практику бытовой и профессиональной деятельности человека. Поэтому эко-логическая культура личности должна формироваться на основе понимания главных закономерностей развития экологических систем и уважения к самой жизни во всех ее проявлениях. Ведущим показателем наличия такой культуры может считаться социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.
Введение

Актуальность. Современное образование представляется как комплекс задач по развитию нравственных, волевых и интеллектуальных характеристик личности ребенка. Одной из таких характеристик, формируемых в начальных классах, является экологическая культура обучающихся. Формирование экологической культуры – это беспрерывный процесс развития, воспитания и обучения детей, нацеленный на формирование структуры знаний и умений, ценностных ориентаций, сознательно положительного отношения к природе, способствующего формированию особой ответственности личности за состояние и сохранение мира природы. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) обращается внимание на то, что формирование экологической культуры должно обеспечиваться на примере экологического сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды; познавательного интереса и бережного отношения к природе. Широкие возможности для этого предоставляет использование приро-доведческой литературы, поскольку чтение рассказов о природе дает детям знания, формирует отношение и умение взаимодействовать с природными объектами. В руках педагога детская природоведческая книга имеет огром-ный формирующий потенциал. Она освещает пределы ненаблюдаемого и таким образом умножает представления детей, раскрывает суть тех явлений, которые непосредственно познать невозможно, помогает понять взаимосвязи и взаимоотношения, реально существующие в мире природы. Природоведческая литература глубоко воздействует на чувства детей, заставляет сопереживать, открывает красоту природы, учит понимать ее призывы о помощи. Детская художественная литература разных авторов может с успехом использоваться на уроках в начальной школе. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как на данном этапе развитие ребенка характеризуется преобладанием эмоционально - чувственного способа освоения окружающего мира, активным формированием свойств и качеств личности, которые закладывают основы ее экологической позиции. Вопросами формирования экологической культуры школьников зани-мались педагоги и психологи: Л. И. Божович, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, А. И. Леонтьев, И. Я. Лернер, С. Е. Матушкин, Н. Д. Никандров, А. А. Плешаков, Л. П. Симонова и др. Ими раскрывается проблема экологического воспитания школьников, а также цели, задачи экологического образования, развитие экологического сознания и чувственности школьников. По мнению И. Д. Зверева, формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся [20]. В работах Г. В. Буковской, А. Н. Захлебного, В. М. Минаевой, И. Т. Суравегиной, Т. И Тарасовой и др. даются модели формирования экологического образования школьников, а также оговариваются методы, формы и средства формирования экологической культуры младших школьников. Однако до настоящего времени нет оптимального определения понятия «экологическая культура», хотя к нему обращались и обращаются социологи, педагоги, психологи, рассматривая различные критерии данного феномена. Исходя из данных противоречий, проблема исследования заключается в том, что в отношении формирования экологической культуры у младших школьников на уроках литературного чтения сохраняется обширное поле для самостоятельного педагогического поиска оптимальных форм и методов организации учебного процесса. Проанализировав литературу по теме, мы попытаемся акцентироваться на главных концептах понятия «экологическая культура» применительно к ее формированию у младших школьников на уроках литературного чтения. Этим обусловливается актуальность темы квалификационной работы. Объект исследования: процесс формирования экологической культуры у младших школьников. Предмет исследования: формирование экологической культуры у младших школьников в процессе изучения природоведческой книги. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать результативность процесса формирования экологической культуры у младших школьников на уроках литературного чтения в 1 классе. Гипотеза исследования состоит в том, что формирование экологиче-ской культуры младших школьников в процессе изучения природоведческой детской книги будет эффективным при внедрении методик, соответствующих новым стандартам. Объект, предмет, проблема, цель исследования определили следующие задачи: 1. Раскрыть сущность и содержание понятия «экологическая культура»; 2. Изучить психолого-педагогические основы формирования экологи-ческой культуры у младших школьников на уроках литературного чтения в 1 классе; 3. Рассмотреть методические основы формирования экологической культуры младших школьников на уроках литературного чтения; 4. Экспериментально доказать результативность процесса формирова-ния экологической культуры у младших школьников на уроках литературного чтения в 1 классе. Теоретической основой исследования стали научные труды отече-ственных и зарубежных психологов и педагогов: Л. И. Божович, А. Н. За-хлебного, И. Д. Зверева, А. И. Леонтьева, И. Я. Лернера, С. Е. Матушкина, Н. Д. Никандрова, А. А. Плешакова, Л. П. Симонова и др.; модели формирования экологического образования школьников, а также методы, формы и средства формирования экологической культуры младших школьников, которые оговариваются в работах Г. В. Буковской, А. Н. Захлебного, В. М. Минаевой, И. Т. Суравегиной, Т. И Тарасовой и др. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом в школе; собеседование; анализ устных высказываний младших школьников; проведение анкетирования; педагоги-ческий эксперимент (констатирующий эксперимент); качественно-количественный анализ экспериментальных данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что по-лученные результаты и выводы могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов для повышения эффективности работы по формированию экологической культуры на уроках литературного чтения. Апробация результатов исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основной общеобразовательной школы № 22 п. Зорька Новокубанского района Краснодарского края. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………… 8 Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников…………….……………………………………….…..12 1.1. Сущность и содержание понятия «экологическая культура»……………12 1.2. Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры у младших школьников……………………………………………………...19 1.3. Методические основы формирования экологической культуры у млад-ших школьников…………………………………………………………………27 Глава 2. Содержание и результаты опытно – экспериментальной работы по формированию экологической культуры у младших школьников на уроках литературного чтения………………………………………………...36 2.1 Выявление уровня сформированности экологической культуры у млад-ших школьников на констатирующем этапе…..................................................36 2.2. Формирование экологической культуры у младших школьников в про-цессе изучения рассказов В.В. Бианки …………. .……………………………41 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе………………………………………………………………………………48 Заключение..…..………………………………………………………………...54 Список использованных источников…………………………………….... .56 Приложение…………………………………………………………………….....60
Список литературы

1. Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.: Под. ред. З.И. Васильевой. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с. 2. Борытко Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко и др. – М, 2007. - 302 с. 3. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С 24 - 26. 4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович - М.: Просвещение, 1998. - 422 с. 5. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального эко-логического воспитания // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 32-33. 6. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. -2016. - № 3. - С. 57-59. 7. Бондаревская Е. В. Культура общения с природой. М, 1987. - 105 с. 8. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с. 9. Вербицкий А.А. Основные принципы концепции непрерывного экологического образования / А.А. Вербицкий // Просвещение: проблемы и перспективы. Спец. вып. - Пенза, 1997. - №2 (7). - С. 4-5. 10. Винокурова Н.Ф. Геоэкология: Учеб. пособие / Н.Ф. Винокурова, Н.И. Колосова В.М. Смирнова М., 2002. – 47 с. 11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Педагогика., 2003. - 358 с. 12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико - ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. – М, 2011. - 608 с. 13. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис. … доктора пед. наук / С.Н. Глазачев. - М, 2008. -207 с. 14. Гумбольдт А. Избранные труды по педагогике. - 2. Изд. М.: Прогресс, 2000. – 396 с. 15. Данилов - Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа)/ В.И. Данилов-Данильян и др. // Зеленый мир. - 2014. - № 3. - С 23-25. 16. Давыдов В.В. Психология младшего школьника // Феникс. – 2005. - № 7. - С 43. 17. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова и др. – М, 2000. - 97 с. 18. Дежникова Н.С. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М, 2009. - 203 с. 19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 2006. 20. Зверев И.Д. Экогласность и образование / И.Д. Зверев // Советская педа-гогика. - 2001. - № 1. - С 9-11. 21. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 2012. 22. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. - 2015. - № 12. - С 10-12. 23. Коменский Я.А., Дистерверг., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 2010. - 202 с. 24. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981. – С.75- 92. 25. Крупская Н.К. О политическом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф.С. Озерская. - М.: Просвещение, 1982. - 86 с. 26. Когай Е.А. Социальная экология. Человек в городской среде // Социал. -гуманит. знания. - 2000. - № 1. - С. 116-131. 27. Козлова О.Н. Теоретико-методологические основания изучения социализации и инкультурации в динамичном обществе : Рос. ин-т культурологии. - М, 2000. - 59 с. 28. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова /Под ред. И.А. Колесниковой. - М, 2005. - 288 с. 29. Лихачев Б.Т. Экология личности /Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 1993. - № 2. - С 19-21. 30. Лихачев Д.С. Русская культура: сборник. – М.: Искусство, 2000, 440 с. 31. Мамедов Н.М. // Вестник экологического образования в России. - 2010 . - № 2. - С 6-9. 32. Моисеева А.В. Экологическое образование и экологизация образования / Моисеев / Биология в школе. - М, 1996. - 112 с. 33. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе / А. В. Миронов. - М. : ВЛАДОС, 2004 (Великолук. гор. тип.). – 222 с. 34. Молодова Л.П. Младший школьник /Л.П. Молодова. М.: Новая школа, 2014. - 367 с. 35. Никольский В.А. Теория и методика образования детей. - М, 2002. - 150 с. 36. Национальная стратегия экологического образования Российской Феде-рации. М, 2011. – 25 с. 37. Пономарева О.Н. Методическая система обучения в средней школе: Дис. доктора пед. наук / О.Н. Пономарева. - М, 2000. – 271 с. 38. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. - 1987. - № 3. - С 29 - 32. 39. Поддьякова М.М. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников / Н.Н. Поддьяков. - М, 2000. - 206 с. 40. Плешаков А. А. Зеленый дом /Методическое пособие для учителей. - М,1997. - 252 с. 41. Рапацкая Л.А. Психология и педагогика / Рапацкая Л.А. - М, 2002. - 223 с. 42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М, 2006. - 713 с. 43. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское народное поэти-ческое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост.: Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 2006. – С.176-185. 44. Райков Б.Е. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994. – С.132 – 184 . 45. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. М.: Киев, 1998. – С.30 - 43 . 46. Силяева Е.Г. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Е.Г. Силяева. - М, 2000. – С.45 -53. 47. Суравегина И.Т. Экологическое образование в школе / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер // Советская педагогика. - 1990. - № 12. - С 13 – 15. 48. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы, соч. в 6 т. - Т.1. - М, 2009. - 36 с. 49. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. М, 2002. 48.Экология и нравственность: грани взаимодействия / Под ред О.В. Покровской. - М., 2000. - 256 с . 49.Южакова Т.П. Нравственно-экологическое воспитание младших школь-ников: Учеб, пособ. / Т.П. Южакова. - Екатеринбург, 2002. - 268 с. 50.Южакова Т.П. Педагогические основы нравственно-экологического вос-питания младших школьников / Т.П. Южакова. - Екатеринбург, 2003. - 230 с. 51.Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы / Е.В. Яковлева. - М., 1996 – 354 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников 1.1. Сущность и содержание понятия «экологическая культура» В Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г., отмечается, что «современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации» [49, с. 2]. Очевидно, что выход из экологического кризиса может быть найден с помощью таких мировоззренческих подходов, которые способны изменить потребительское, утилитарное отношение к окружающей среде. Несомненно, ведущая роль в этом процессе принадлежит экологическому образованию наших детей. Культура как феномен в последние годы анализируется во многих научных исследованиях: философских (Б.С. Гершунский [12, с. 81], Н.М. Мамедов [31, с. 6-9], и др.), социологических (Е.А. Когай [26, с. 116-131], О.Н. Козлова [27, с. 59] и др.), психолого - педагогических (Е.В. Бондарев-ская [7, с. 105], И.А. Колесникова [28, с. 66], Л.А. Рапацкая [41, с.223], Е.Г. Силяева [46, с. 45-53] и др.). Ученые отмечают, что вмещающий объем понятия «культура» огромен, и это затрудняет выработку целостного представления о данном явлении. В мировой литературе насчитывается более 500 определений, но все они опираются на философское понятие, которое рассматривает культуру только в ее общих чертах.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg