1. Теоретические основы управления проектам по разработке нового продукта на предприятии
1.1. Понятие нового продукта, его сущность и виды
Одна из центральных понятий маркетинга - продукт. Применительно к продукту задача маркетинга заключается в формировании продуктного ассортимента фирмы и в частности в разработку новых для фирмы продуктов. Дополнительная задача - разработка продуктной марки и упаковки продукта.
Под продуктом в широком смысле понимается все, что может удовлетворять ту или иную потребность и предлагается на рынок [1, с. 58].
Экономическое понимание продукта весьма близко к общелексическому значению этого термина. У экономистов под продуктом принято понимать все, что имеет стоимость. Причем стоимость не только потребительскую, но и меновую. Так, потребителям, приобретая продукт, смотрят на него с точки зрения его полезности именно для него, для потребителя. Потребителя интересуют его полезные свойства, и поэтому он оплачивает не столько стоимость продукта, сколько его полезность. Для торговца же продукт - это прежде всего возмещение затрат на продукт и получение прибыли. Продукт предназначен для обмена, он важен для производителя его способностью быть проданным, выменянным на деньги или иные продукты. Поэтому продукт представляет из себя единство меновой и потребительской стоимости, благо, имущественную ценность. Таким образом, экономическое понимание продукта представляет из себя следующее: продукт - это любое имущественное благо [2, с. 124].
Любое новое изделие создается как реальность, востребованная жизнью на основе идей и разработок, то есть «душой» маркетинга являются потребности людей. Выявления потребностей, дотошный анализ их структуры, изменений - ключевой пункт коммерческого поведения предприятия.
Содержание маркетинга все время меняется, что отражается и на его разрешительных способностях - создавать такие новые продукты, которые удовлетворяют новые потребности и дают возможность выиграть в условиях конкуренции [3, с. 69].
Эволюция концепции маркетинга привела к тому, что потребитель стал играть активную роль не только в процессе потребления, но и разработке продукта, формировании рекламной концепции, стратегии продвижения. Границы между компаниями и их клиентами стираются. Сегодняшние компании включают потребителей в свои корпоративные сети, таким образом, создавая среду для разработки передовых продуктов [4, с. 163].
Предприятие может получить новинки двумя способами. Во-первых, путем приобретения фирмы, патента или лицензии на производство чужого продукта. Во-вторых, благодаря собственным исследованиям и разработкам
[5, с. 78].