Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Профилактика эмоционального стресса у учащихся школ средствами физической культуры

stitova 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.05.2022
Проблема управления психическим состоянием учащихся вызывает обеспокоенность педагогов, потому что отсутствуют целенаправленные средства, методы решения этой проблемы в школах. Эмоциональный стресс при повышенных учебных нагрузках и требований к учащимся школ, а также нарушением ими физиологических норм двигательной активности в сторону гиподинамии отражаются в первую очередь на работе сердца сначала в форме функциональных расстройств: сердцебиений, аритмий, приступов ишемии.
Введение

Актуальность исследования эмоционального стресса у учащихся школ и возможностей профилактики его средствами физической культуры выбра-на, в первую очередь, возникновением у многих педагогов определенных трудностей в управлении психическим состоянием учащихся. Психическая напряженность преломляется через фрустрацию, усиливает проявление лич-ностных свойств школьников, таких как агрессивность и тревожность. Про-блема управления психическим состоянием учащихся вызывает обеспокоен-ность педагогов, потому что отсутствуют целенаправленные средства, мето-ды решения этой проблемы в общеобразовательных и специализированных школах и гимназиях (Прихожан А.М.,2000; Сиваков В.И.,1998). Во-вторых, актуальность нашего исследования обусловлена негатив-ным действием эмоционального стресса повышенных учебных нагрузок и требований к учащимся школ, а также нарушением ими физиологических норм двигательной активности в сторону гиподинамии (Фомин Н.А.,2003). Последствия стресса отражаются на работе сердца в форме функциональных расстройств: сердцебиений, аритмий, приступов ишемии. Одновременно ги-покинезия сопровождается нарушением межмышечной координации, струк-турными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Выраженные изме-нения наблюдаются в сократительной функции сердца и в показателях гемо-динамики (учащается пульс, падает систолическое давление, уменьшается сердечный выброс и объем циркулирующей крови). Гомеостатические кон-станты покоя приобретают адренергические черты: экономичное энергообеспечения жизненных функций падает. В целом организм реагирует паданием иммунологической активности и уменьшением резистентности организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Современная медицина считает, что стресс – основная причина большинства заболеваний у учащихся (Астапов В.М.,1986; Васильев В.Н.,1991; Фомин Н.А.,2003). В-третьих, на сегодняшний день в области изучения стресса и тревоги в учебной деятельности намного больше сформулировано вопросов, чем найдено устраивающих всех конкретных ответов и способов справиться с нежелательными последствиями стресса. Несмотря на то, что большое количество диссертаций, публикаций по психологии и педагогике возрастает, практика управления психическим состоянием учащихся продолжает испытывать определённые трудности в выявлении средств и методов, корригирующих поведение школьников (Сиваков В.И.,1998). Также, актуальность темы исследования обусловлена существующим противоречием в том, что педагоги недостаточно владеют навыками профи-лактики эмоционального стресса у своих учеников, а у школьников процесс становления эмоциональной устойчивости к стрессам учебной деятельности происходит стихийно и некачественно. Данное противоречие сдерживает це-ленаправленное научно-обоснованную учебную работу с детьми и препят-ствует сохранению должного уровня их здоровья. В поисках способов пре-одоления возникших противоречий и реализации недостаточной разработанности теоретических и практических вопросов оптимизации процесса профилактики эмоционального стресса у учащихся школ мы сформулировали проблему исследования, сущность которой заключается в поиске таких организационно-методических условий использования средств физической культуры, при которых наиболее эффективно будет осуществляться профилактика эмоционального стресса у учащихся школ. Это и послужило основанием выбора темы исследования: «Профилактика эмоционального стресса у учащихся школ средствами физической культуры». Цель исследования: описать и проверить эффективность организаци-онно-методических условий использования таких средств физической куль-туры, при которых наиболее эффективно будет осуществляться профилактика эмоционального стресса у учащихся школ. Объект исследования: эмоциональный стресс у учащихся школ. Предмет исследования: организационно-методические особенности использования специально подобранных средств физической культуры для профилактики эмоционального стресса. Гипотеза исследования: эмоциональный стресс у учащихся школ бу-дет снижаться наиболее эффективно, если в качестве профилактики исполь-зовать специально подобранные средства физической культуры: – активизирующие в деятельности учащихся положительные эмо-циональные состояния; – создающие условия для эмоциональной разрядки после напря-женных видов учебной деятельности; – удовлетворяющие мотивационно-потребностную сферу личности. Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были опреде-лены следующие задачи: 1. Изучить психофизиологические механизмы и последствия эмо-ционального стресса у учащихся школ. 2. Выявить организационно-методические условия управления психическим состоянием школьников средствами физической культуры. 3. Разработать и проверить в эксперименте программу профилактики эмоционального стресса у учащихся школ средствами физической культуры. 4. Составить практические рекомендации по эффективной профи-лактике эмоционального стресса у учащихся школ. Теоретико-методологическую основу исследования составляют об-щие положения педагогики физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев и др.); теории адаптивной физической культуры (С.В. Евсеев и др.); теория стресса (Г.Селье). Методы исследования: – теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта профилактики эмоционального стресса у учащихся; – эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, тести-рование: опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным; шкала астенического состояния (ШАС), разработанная Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г.Чертовой; шкала сниженного настроения-субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В.Зунга и адаптированную Т.Н. Балашовой; шкала личной и ситуативной тревожности, основанная на методике Ч.Д. Спилберга и адаптирована Ю.Л. Ханиным, методы математической обработки данных. Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования про-водились на базе КГУ «Средняя школа № 1» отдела образования г. Лисаковска расположенной по адресу: Республика Казахстан, Костанайская область, г. Лисаковск. В ходе исследования на разных этапах эксперимента приняли участие учащиеся старших классов в количестве 56 человек (29 человек – контрольная группа, 27-экспериментальная). Экспериментальная и контрольная группа находились в разных условиях до эксперимента: приблизительно одинаковый уровень успеваемости, уровень эмоционального стресса и уровень эмоциональной устойчивости. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап: (теоретический) 2019-2020 учебный год – выявлено со-временное состояние исследуемой проблемы на основе анализа научной ли-тературы, разработан научный аппарат исследования, сформулировано понятие «эмоционального стресса» и «эмоциональной устойчивости», выявлены особенности эмоционального стресса учащихся в учебной деятельности, построена концептуальная модель профилактики эмоционального стресса и формирования эмоциональной устойчивости у учащихся старших классов школ средствами физической культуры. Второй этап: (экспериментальный) 2020-2021 учебный год – сформу-лированы критерии и показатели эмоционального стресса и формирования эмоциональной устойчивости детей в школе. На экспериментальном этапе было осуществлено: – определение контрольной и экспериментальной группы с учетом независимых переменных (свойств нервной системы; демографических пере-менных – пол, возраст; профессиональное окружение – учебная группа); – изучения уровня эмоционального стресса и эмоциональной устойчивости учащихся в начале учебного 2020 года, анализ учебной дея-тельности учащихся; – профилактика эмоционального стресса у учащихся старших классов школ с помощью разработанного комплекса физических упражнений; – выявление уровня эмоционального стресса и эмоциональной устойчивости у учащихся в конце 2020 года, после применения, разработан-ного нами комплекса профилактики эмоционального стресса; анализ учебной деятельности учащихся. Третий этап: (заключительный) 2021 учебный год – осуществлён ана-лиз и обобщение полученных результатов эксперимента, формулировалось выводы и практические рекомендации, оформлен текс дипломного исследо-вания. Научная новизна и практическая значимость исследования: Проведено комплексное исследование по профилактике эмоционального стресса средствами физической культуры учащихся школы. Был выявлен уровень эмоционального стресса и эмоциональной устойчивости у учащихся. Был разработан комплекс профилактики эмоционального стресса; ана-лиз учебной деятельности учащихся. Установлено позитивное воздействие программы по профилактике эмоционального стресса средствами физической культуры у учащихся школ. Влияние физического воспитания на качество преодоления эмоционального стресса у учащихся на уроках физической культуры. На защиту выносятся: 1. Занятия физической культурой и спортом у учащихся школ имеет положительные особенности в профилактике эмоционального стресса у учащихся. 2. Реализация программы по профилактике эмоционального стресса у учащихся школ, основанной на применении физических средств, позволяет существенно снизить уровень тревожности, агрессии, повысить уровень эмоциональной устойчивости детей, их работоспособность и психологическое здоровье. Апробация результатов работы Основные результаты исследования доложены и обсуждены на: 1. XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Экологическая безопасность, здоровье и образование», 23 апреля 2021, ЮУрГГПУ, Челябинск. 2. 58-я научно-практическая конференция научно-педагогических работников и обучающихся ЮУрГГПУ, 10.02.2022, на базе ЮУрГГПУ, г. Челябинск.3. XI Международная научно-практическая конференция «Здоровье сберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения», 12-13 ноября 2020, ЮУрГГПУ, Челябинск. Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 86 страницах, состоит из введения, двух глав, выводов к ним, практических рекомендаций, заключения, библиографического списка, включающего 41 источник. Текст иллюстрирован 1 таблицей и 11.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ СОТСОЯНИЕМ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР) 10 1.1 Значение эмоционального стресса в психолого-педагогических исследованиях 10 1.2 Биологические и психофизиологические последствия эмоционального стресса 21 1.3 Педагогические условия управления психическим состоянием учащихся средствами физической культуры 29 Выводы по первой главе 42 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 44 2.1 Организация и методы исследования 44 2.1 Модель профилактики эмоционального стресса у учащихся старших классов средствами физической культуры 48 2.3 Программа профилактики эмоционального стресса у учащихся старших классов средствами физической культуры 55 2.4 Результаты исследования профилактики эмоционального стресса у учащихся школ средствами физической культуры 64 Выводы по второй главе 73 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Список литературы

1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) / Ю. А. Александровский. – М.: Наука, 1976. – 291 с. 2. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. – М.: Московский международный институт эконометрики, инфор-матики, финансов и права, 2002. – 264 с. 3. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов // Принципы общепсихологического анализа. – М.: МГУ, 1990. – 367 с. 4. Аугис Р. Б. Особенности волевой регуляции младших школьни-ков в условиях психической напряженности: автореф. дис. канд. психол. Наук / Аугис Р. Б.. – Рязань, 1984. – 21 с. 5. Бабанский Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю. К. Бабанский. – М.: Знание, – 48 с. 6. Банков В. Л. Воспитание психической устойчивости у юношей 9-10 классов на уроках гимнастики / В. Л. Банков //Физическая культура в школе. – 1986. – №5. – С. 19–22. 7. Берне Р. Д. Развития Я – концепции и проблемы воспитания / Р. Д. Берне. – М.: Педагогика, 1986. – С. 1–159. 8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. 9. Бороздина Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. 10. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б. Х. Варданян. – М.: 1983. – 543 с. 11. Васильев В. Н. Здоровье и стресс / В. Н. Васильев. – М.: Знание, 1991. – 159 с. 12. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. / Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2002. – 496с. 13. Ермолаева М. Е Адаптивная функция состояния тревоги в спорте / М. Е. Ермолаева, И. Н. Худадов // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 4. – С. 5-8. 14. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2003. – 185 с. 15. Зотов Ю. И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. – М.: Физкультура и спорт / И. Ю. Зотов. – 1984. – 104 с. 16. Ильин В. С. Формирование личности школьника / В. С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с. 17. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – М., 1980. – 327 с. 18. Караячак Б. И. Чувство тревоги у спортсменов // Теория и прак-тика физической культуры / Б. И. Караячак. – 1972. – № 1. – С. 28–34. 19. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 368 с. 20. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. – СПБ.: Речь, 2002. – 198 с. 21. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СРб.: Пи-тер, 2000. – 592 с. 22. Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилак-тика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с. 23. Наенко Н. И. Психическая напряженность / Н. И. Наенко. – М.: Изд-во Москю ун-та, 1976. – 311 с. 24. Писаренко В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований / В. М. Писаренко. – М., 1964. – 254 с. 25. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – СПБ: Речь, 2004. – 480с. 26. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологи-ческая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. 27. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990. 28. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт. Сост. Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. 29. Реан А.А. Психология и педагогика. Учебное пособие / А.А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004. – 432с. 30. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рей-ковский. – М.: Прогресс, 1979. – 391 с. 31. Селье Г. На уровне целого организма / Г. Селье. – М.: Наука, 1972 – 24 с. 32. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1982 – 124 с. 33. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психоло-гии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 35с. 34. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: Учеб. Посо-бие для вузов / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2002. – 607с. 35. Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей. – М.: Физкультура и спорт, 1983. 36. Тигранян Р. Н. Стресс и его значение для организма / Р. Н. Тигранян. – М.: Наука, 1988 – 173 с. 37. Ханин О. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактив-ной и личной тревожности Ч.Д. Спилберга / О. Л. Ханин. – Л., 1976. – 116 с. 38. Шакуров Р. Х. Эмоция, личность, деятельность / Р. Х. Шакуров. – Казань, 20001. – 278 с. 39. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Гром-баха. – М.: Медицина, 1988 – 272 с. 40. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Никольская О.С. – М.: МГУ, 1990. – 196 с. 41. Фомин Н. А. Адаптация: общебиологические п психофизиологические основы / Н. А. Фомин. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 384 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ СОТСОЯНИЕМ УЧА-ЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЛИТЕРАТУР-НЫЙ ОБЗОР) 1.1 Значение эмоционального стресса в психолого-педагогических ис-следованиях Эмоциональное состояние сопровождает человека на протяжении всей жизни. Они по-разному проявляются у взрослого и ребенка, преодолевая определенный видоизменения в онтогенезе и по ходу филогенеза. Эмоцио-нальные состояния многолики: они выражаются и в ярко окрашенных эмоциях (улыбка, плач и т.п.), и в разнообразных мотивациях (голод, жажда, какое-либо устремление и т.п.), и в сильных эмоциональных напряжениях, сочетающих в себе элементы и эмоций, и мотиваций [32; 33; 80]. Функционирование и генезис эмоций – одна из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. В психологии не было ни одной значительной школы, которая не разработала бы своей собственной концепции формирования и развития эмоциональных состояний. Уже в философских воззрениях Демокрита и Платона уделяется внимание значению чувств в регуляции деятельности, в работах Аристотеля и стоиков поднимается вопрос об аффектах, способах их предупреждения и борьбы с ними [33]. Также мы можем отметить, что большинство исследователей проблемы эмоций, независимо от теоретического направления, считали, что целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта [78]: 1) переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным; 2) наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма; 3) фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению. Во многих исследованиях отмечалось влияние эмоций на протекание целенаправленной деятельности в целом. С одной стороны, эмоции могут способствовать концентрации внимания, направляя его на эмоционально привлекательный объект или деятельность – организующая функция эмоций; с другой стороны, такое состояние субъекта может нарушать другую организованную деятельность, отвлекая субъекта от нее (Э. Клапаред, Х. Пьерон и др.). Таким образом, эмоция выполняет и дезорганизующую функцию.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 56 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 59 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg