Актуальность исследования эмоционального стресса у учащихся школ и возможностей профилактики его средствами физической культуры выбра-на, в первую очередь, возникновением у многих педагогов определенных трудностей в управлении психическим состоянием учащихся. Психическая напряженность преломляется через фрустрацию, усиливает проявление лич-ностных свойств школьников, таких как агрессивность и тревожность. Про-блема управления психическим состоянием учащихся вызывает обеспокоен-ность педагогов, потому что отсутствуют целенаправленные средства, мето-ды решения этой проблемы в общеобразовательных и специализированных школах и гимназиях (Прихожан А.М.,2000; Сиваков В.И.,1998).
Во-вторых, актуальность нашего исследования обусловлена негатив-ным действием эмоционального стресса повышенных учебных нагрузок и требований к учащимся школ, а также нарушением ими физиологических норм двигательной активности в сторону гиподинамии (Фомин Н.А.,2003). Последствия стресса отражаются на работе сердца в форме функциональных расстройств: сердцебиений, аритмий, приступов ишемии. Одновременно ги-покинезия сопровождается нарушением межмышечной координации, струк-турными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Выраженные изме-нения наблюдаются в сократительной функции сердца и в показателях гемо-динамики (учащается пульс, падает систолическое давление, уменьшается сердечный выброс и объем циркулирующей крови). Гомеостатические кон-станты покоя приобретают адренергические черты: экономичное энергообеспечения жизненных функций падает. В целом организм реагирует паданием иммунологической активности и уменьшением резистентности организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Современная медицина считает, что стресс – основная причина большинства заболеваний у учащихся (Астапов В.М.,1986; Васильев В.Н.,1991; Фомин Н.А.,2003).
В-третьих, на сегодняшний день в области изучения стресса и тревоги в учебной деятельности намного больше сформулировано вопросов, чем найдено устраивающих всех конкретных ответов и способов справиться с нежелательными последствиями стресса. Несмотря на то, что большое количество диссертаций, публикаций по психологии и педагогике возрастает, практика управления психическим состоянием учащихся продолжает испытывать определённые трудности в выявлении средств и методов, корригирующих поведение школьников (Сиваков В.И.,1998).
Также, актуальность темы исследования обусловлена существующим противоречием в том, что педагоги недостаточно владеют навыками профи-лактики эмоционального стресса у своих учеников, а у школьников процесс становления эмоциональной устойчивости к стрессам учебной деятельности происходит стихийно и некачественно. Данное противоречие сдерживает це-ленаправленное научно-обоснованную учебную работу с детьми и препят-ствует сохранению должного уровня их здоровья. В поисках способов пре-одоления возникших противоречий и реализации недостаточной разработанности теоретических и практических вопросов оптимизации процесса профилактики эмоционального стресса у учащихся школ мы сформулировали проблему исследования, сущность которой заключается в поиске таких организационно-методических условий использования средств физической культуры, при которых наиболее эффективно будет осуществляться профилактика эмоционального стресса у учащихся школ. Это и послужило основанием выбора темы исследования: «Профилактика эмоционального стресса у учащихся школ средствами физической культуры».
Цель исследования: описать и проверить эффективность организаци-онно-методических условий использования таких средств физической куль-туры, при которых наиболее эффективно будет осуществляться профилактика эмоционального стресса у учащихся школ.
Объект исследования: эмоциональный стресс у учащихся школ.
Предмет исследования: организационно-методические особенности использования специально подобранных средств физической культуры для профилактики эмоционального стресса.
Гипотеза исследования: эмоциональный стресс у учащихся школ бу-дет снижаться наиболее эффективно, если в качестве профилактики исполь-зовать специально подобранные средства физической культуры:
– активизирующие в деятельности учащихся положительные эмо-циональные состояния;
– создающие условия для эмоциональной разрядки после напря-женных видов учебной деятельности;
– удовлетворяющие мотивационно-потребностную сферу личности.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были опреде-лены следующие задачи:
1. Изучить психофизиологические механизмы и последствия эмо-ционального стресса у учащихся школ.
2. Выявить организационно-методические условия управления психическим состоянием школьников средствами физической культуры.
3. Разработать и проверить в эксперименте программу профилактики эмоционального стресса у учащихся школ средствами физической культуры.
4. Составить практические рекомендации по эффективной профи-лактике эмоционального стресса у учащихся школ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют об-щие положения педагогики физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев и др.); теории адаптивной физической культуры (С.В. Евсеев и др.); теория стресса (Г.Селье).
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта профилактики эмоционального стресса у учащихся;
– эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, тести-рование: опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным; шкала астенического состояния (ШАС), разработанная Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г.Чертовой; шкала сниженного настроения-субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В.Зунга и адаптированную Т.Н. Балашовой; шкала личной и ситуативной тревожности, основанная на методике Ч.Д. Спилберга и адаптирована Ю.Л. Ханиным, методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования про-водились на базе КГУ «Средняя школа № 1» отдела образования г. Лисаковска расположенной по адресу: Республика Казахстан, Костанайская область, г. Лисаковск. В ходе исследования на разных этапах эксперимента приняли участие учащиеся старших классов в количестве 56 человек (29 человек – контрольная группа, 27-экспериментальная). Экспериментальная и контрольная группа находились в разных условиях до эксперимента: приблизительно одинаковый уровень успеваемости, уровень эмоционального стресса и уровень эмоциональной устойчивости.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап: (теоретический) 2019-2020 учебный год – выявлено со-временное состояние исследуемой проблемы на основе анализа научной ли-тературы, разработан научный аппарат исследования, сформулировано понятие «эмоционального стресса» и «эмоциональной устойчивости», выявлены особенности эмоционального стресса учащихся в учебной деятельности, построена концептуальная модель профилактики эмоционального стресса и формирования эмоциональной устойчивости у учащихся старших классов школ средствами физической культуры.
Второй этап: (экспериментальный) 2020-2021 учебный год – сформу-лированы критерии и показатели эмоционального стресса и формирования эмоциональной устойчивости детей в школе. На экспериментальном этапе было осуществлено:
– определение контрольной и экспериментальной группы с учетом независимых переменных (свойств нервной системы; демографических пере-менных – пол, возраст; профессиональное окружение – учебная группа);
– изучения уровня эмоционального стресса и эмоциональной устойчивости учащихся в начале учебного 2020 года, анализ учебной дея-тельности учащихся;
– профилактика эмоционального стресса у учащихся старших классов школ с помощью разработанного комплекса физических упражнений;
– выявление уровня эмоционального стресса и эмоциональной устойчивости у учащихся в конце 2020 года, после применения, разработан-ного нами комплекса профилактики эмоционального стресса; анализ учебной деятельности учащихся.
Третий этап: (заключительный) 2021 учебный год – осуществлён ана-лиз и обобщение полученных результатов эксперимента, формулировалось выводы и практические рекомендации, оформлен текс дипломного исследо-вания.
Научная новизна и практическая значимость исследования:
Проведено комплексное исследование по профилактике эмоционального стресса средствами физической культуры учащихся школы. Был выявлен уровень эмоционального стресса и эмоциональной устойчивости у учащихся.
Был разработан комплекс профилактики эмоционального стресса; ана-лиз учебной деятельности учащихся.
Установлено позитивное воздействие программы по профилактике эмоционального стресса средствами физической культуры у учащихся школ. Влияние физического воспитания на качество преодоления эмоционального стресса у учащихся на уроках физической культуры.
На защиту выносятся:
1. Занятия физической культурой и спортом у учащихся школ имеет положительные особенности в профилактике эмоционального стресса у учащихся.
2. Реализация программы по профилактике эмоционального стресса у учащихся школ, основанной на применении физических средств, позволяет существенно снизить уровень тревожности, агрессии, повысить уровень эмоциональной устойчивости детей, их работоспособность и психологическое здоровье.
Апробация результатов работы
Основные результаты исследования доложены и обсуждены на:
1. XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Экологическая безопасность, здоровье и образование», 23 апреля 2021, ЮУрГГПУ, Челябинск.
2. 58-я научно-практическая конференция научно-педагогических работников и обучающихся ЮУрГГПУ, 10.02.2022, на базе ЮУрГГПУ, г. Челябинск.3. XI Международная научно-практическая конференция «Здоровье сберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения», 12-13 ноября 2020, ЮУрГГПУ, Челябинск.
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 86 страницах, состоит из введения, двух глав, выводов к ним, практических рекомендаций, заключения, библиографического списка, включающего 41 источник. Текст иллюстрирован 1 таблицей и 11.