Актуальность темы исследования. Досуг, безусловно, является одной из важнейших сфер жизни людей. Сфера свободного времени характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей. Поэтому в современном российском обществе, в котором есть нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема свободного времени становится особенно острой. Особый интерес представляет изучение досуга определенных социально-возрастных групп, в первую очередь, молодежи. Тема является актуальной, поскольку современная молодежь формирует гражданское общество в будущем, во многом определяя его структуру и динамику. Молодые люди в прямом смысле представляют будущее страны. Из-за её острой восприимчивости ко всему новому её настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, которые измеряет политический и социально-психологический климат в данном обществе, а также дальнейшие пути его развития.
В пространстве досуга видны изменения всей системы ценностных ориентации в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей и распространением элементов упрощенной массовой культуры. При таких обстоятельствах, молодые люди теряют уверенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им. «Размываются» устойчивые жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.
Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена еще и тем, что молодое поколение в соответствии со своими социокультурными потребностями посвящает свой досуг в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на формирование личности молодого человека. Молодежные субкультуры, явление, определяемое как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и коренным изменением в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизни молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизни современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления, чем и определяется актуальность данного исследования.
Степень разработанности темы. Интерес к проблематике молодежного досуга впервые возник в российской социологии в конце XIX в начале XX века. Исследование проблем молодежи, как особой социально?демографической группы; определение возрастных границ; установление роли и места рассматриваемой группы в социальной структуре общества отражено в работах таких ученых, как Т. Лоусона, И.А. Бутенко, Г. Буданова, Л.Ф. Боженко, А. Алисов С.П. Тучина., Д. Джерри, М. X. Титма, Б. Ц. Урланис, Ф. Р. Филиппов.
Значительный вклад в понимание ценностного сознания молодого поколения внесли Ф. С. Махов, А. Т. Куракин, В. В. Фатьянов. Изменения социокультурного пространства российского социума обусловили усиление исследовательского интереса в области ценностных ориентаций и специфики молодежной культуры. Здесь следует выделить труды Л. К. Балясной, Т. В. Сорокина, М. В. А. Лукова, 3. В. Сикевич, А. И. Шендрика.
Исследованию категорий досуга и свободного времени разных групп населения, в том числе и молодежи, посвящены работы Л. А. Акимовой, Б.А. Грушина, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовского, А. С. Орлова , В. Д. Патрушева, В. М. Пича, Г. А. Пруденского, В. Я. Суртаева и др.
Таким образом, анализ научных концепций и подходов позволяет сделать вывод о масштабности изучения молодежной проблематики в отечественной социологии. Вместе с тем следует отметить, что не в полной мере исследованы специфика социализации, система ценностных ориентаций и структура досуговых предпочтений молодежи на региональном уровне. Результаты бакалаврского исследования призваны дополнить представления о положении в сфере молодежного досуга в Астраханском регионе.
Объект исследования досуговые предпочтения современной молодежи.
Предметом исследования выступают основные признаки и особенности досуговых предпочтений как специфической сферы жизнедеятельности современной молодежи.
Цель исследования заключается в выявлении специфики и особенностей досуговых предпочтений сельской молодежи современном российском обществе.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
? описать социологические теории досуговых предпочтений молодежи;
? охарактеризовать досуг в структуре свободного времени его виды и факторы формирования;
? провести сравнительный анализ социологических исследований досуговых предпочтений современной российской молодежи;
- выявить особенности формирования досуга в структуре свободного времени сельской молодежи (на примере молодежи села Икряное).
Теоретико?методологическая база исследования.
Процедуры структурно функционального анализа позволяют с социологической точки зрения рассмотреть структуру, функции и специфику досуга. С данных позиций характеризуются структурные элементы досуга как подсистемы общества, выявляются особенности его функционирования, анализируются факторы детерминации досуга как относительно самостоятельной сферы социальной жизнедеятельности. Методология субъектно?деятельностного подхода позволяет выявить характеристики мотивационной сферы субъектов досуговой деятельности и проанализировать особенности досуговых предпочтений молодежи.
Активное использование сравнительно?типологического подхода позволяет выявить типы досугового поведения современной молодежи. Применение историко?логического подхода дает возможность раскрыть причинную обусловленность изменений в досуговой сфере жизнедеятельности в конкретной социокультурной ситуации.
Информационно-эмпирическая база исследования. Социологический анализ досуга как сферы жизнедеятельности современной российской молодежи опирается на данные конкретных социологических исследований, посвященных изучению социокультурной динамики досуговых предпочтений молодежи.
Информационно-эмпирическую базу бакалаврской работы составили результаты следующих социологических исследований:
- Исследование Петровой М. Е. «Особенности досуговой жизнедеятельности студентов: социологический анализ» (2011г.). В качестве объекта авторского социологического исследования были выбраны студенты вузов. Предметом исследования являются внутривузовские социальные отношения, возникающие в процессе обучения и в свободное время студентов. Исследование проводилось среди студентов очной формы обучения столичного города Уфы и моногорода Октябрьский. Цель - изучение студенческого досуга. Выборочная совокупность составила N 500 человек.
- Исследование Фроловой Е. В. «Сфера досуга молодежи в современном мире» (2015 г.) В качестве методов эмпирического изучения содержания и специфики понятия досуга проведено социологическое. В исследовании главным методом стало анкетирование. Респондентами выступили студенты РГУФКСМиТ разных курсов N 200 человек.
- Исследование Вагаповой А. Р. «Предпочитаемые формы досуга студенческой молодежи» (2017 г.). В качестве объекта исследования были выбраны студенты Саратовского Государственного университета в количестве N 400 человек.
- Авторское социологическое исследование «Досуга в структуре свободного времени сельской молодежи (на примере молодежи села Икряное)» (N 120) декабрь 2021г.
Используемые методы: для сбора первичной социологической информации по данной проблеме оптимально применение таких методов, как анализ сайтов, анкетирование. Применение совокупности данных методов позволило объективно оценить ситуацию, сложившуюся в области молодежного досуга в современных российских условиях на примере города Астрахани.
Структура работы определена логикой исследования, поставленными целью, задачами и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
?