Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

stitova 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.05.2022
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи он вдвойне сложен. А поскольку количество детей с общим недоразвитием речи постоянно увеличивается, то проблема коррекции и развития у них графомоторных навыков довольно актуальна.
Введение

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Педагогическая и медицинская статистика подтверждают, что с каждым годом неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития. Наиболее тяжелое и сложное речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи». При данном нарушени страдают все компоненты речевой системы: словарный запас ребенка бедный, нарушено произношение и восприятие звуков, с трудом происходит освоение грамматического строя речи (Г.А. Волкова, В.П. Глухов, Р.Е. Левина). Дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, в силу вышеперечисленных нарушений, испытывают большие трудности в учебном процессе. Такие дети попадают в группу риска по возникновению дисграфии - частичного расстройства процесса письма, проявляющегося в специфических и стойких ошибках, обусловленного несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы - письмо (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Ястребова). Одним из основных составляющих процесса письма является графомоторный навык. Проблема освоения учащимися графомоторного навыка письма занимает особое место в системе подготовки и обучения ребёнка в школе. Связано это с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо. У детей с общим недоразвитием речи графомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственновременной ориентировки и самоконтроля. Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы Безруких М.М., Ботвинникова А.Д., Илюхина В.А., Е.В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием методичексих рекомендаций по формированию графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались Т.В. Астахова, С.Н. Лысюк, Т. П. Буцыкина, Н. Н. Волоскова и другие. Нарушение графомоторного навыка у детей с общим недоразвитием речи приводит к появлению графических ошибок на письме, как следствие, снижается школьная успеваемость и осложняется учебная деятельность ребёнка. В наши дни современная школа предъявляет высокие требования к детям, поэтому выбранная нами тема: «Формирование графомоторного навыка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III yрoвня на логопедических занятиях» является актуальной. Проблема исследования – совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка младших школьников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: Теоретически изучить и практически обосновать содержание коррекционно-педагогического воздействия и возможность включения его в логопедические занятия. Oбъект исследования - процесс формирования графoмоторного навыка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования – особенности методов и приемов по формированию графомоторного навыка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования. 2. Выявить состояние графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 3. Определить методы и приемы формирования и коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и особености их использования на логопедических занятиях. Теоретико-методологической основой исследования является: концепция А.Р. Лурии, рассматривающая письмо как вид речевой деятельности; концепция Л.С.Выготского, представляющая письмо как многоуровневую структуру; концепция Р.Е. Левиной, трактующей нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи, концепция системного подхода к изучению функционального базиса письма А.Н. Корнева, Т.В. Ахутиной, И.Б. Иншаковой. Для решения поставленных задачь, нами была использована следующая совокупность методов: теоретические - анализ научной и методической литературы; эмпирические - анализ продуктов деятельности детей, тестирование, педагогический эксперимент (теоретический, констатирующий, формирующий); количественный и качественный анализ полученных результатов. База исследования: практическое исследование проводилось на базе МОУ Краснопольская СОШ п. Красное поле, ул. Цветочная 1. Контингент: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня в количестве 15 человек 8-10 лет 1-3 классов. Этапы исследования: Теоретический (сентябрь - октябрь 2021 г.) – анализ литературы по теме исследования; Констатирующий (ноябрь - декабрь 2021 г.) – проведение обследования детей; Формирующий (январь - февраль 2022 г.) – проведение итоговой диагностики и оформление результатов исследования.; Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Содержание

Введение...............................................................................................................3 ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения графомоторного навыка у детей младшего школьного возраста.................................................................7 1.1. Понятие «графомоторный навык» в психолого-педагогической литературе..................................................................................................7 1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 15 1.3. Коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21 Выводы по 1 главе 29 ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях 30 2.1. Методики изучения графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня......................30 2.2 Состояние графомоторных навыков навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня......................32 2.3. Система коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях..............................................................................................................40 Выводы по 2 главе.............................................................................................46 Заключение.........................................................................................................47 Список использованных источников...............................................................49 Приложения.......................................................................................................55
Список литературы

1. Агаркова,Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В.Джежелей [Текст]/ Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2007.–116 с. 2. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс [Текст]/ Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.–225 с. 3. Алипенко,Т.А. Программа направленная на развитие зрительноговосприятия и графомоторных функций[Текст]/Т.А. Алипенко//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».- 2008.-№7. – С. 20-31. 4. Астахова, Т. В. Коррекция нарушений письма у младших школьников сиспользованием графических средств [Текст]/Т. В. Астахова// Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - №8. - С. 18-23. 5. Ахутина,Т.В.Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7лет/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева// Школьный психолог.- 2001.- №15.– С.20-25. 6. Безруких, М.М.Грамота: Рабочая тетрадь к учебнику «Грамота», 1класс. [Текст]/ М.М. Безруких, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова– М.: Вентана-Граф, 2003.–120 с. 7. Безруких, М.М. Обучениепервоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина[Текст]/ М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002.– 165 с. 8. Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма. [Текст] / М.М.Безруких – М.: Просвещение, 2003. – 105 с. 9. Белякова, Л.И., Особенности профилялатеральной организации (ПЛО)учащихся начальных классов массовой школы с зеркальными ошибками письма. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой.- М.: Воронеж: МОДЭК, 2001.–316 с. 10. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст]/А.Д.Ботвинников, Б.Ф.Ломов. - М.:Просвещение, 2009. - 412 с. 11. Буцыкина, Т.П., Развитие общей и мелкой моторикикак основа формирования графомоторных навыков у младших школьников[Текст] /Т.П. Буцыкина// Логопед.- 2005.-№3.– С.10-14. 12. Волкова, Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова- СПб.: Питер, 2005.– 144с. 13. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 2012 14. Волоскова,Н. Н. Формирование графомоторного компонента письма уучащихся начальных классов. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция : Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой.- М.:Воронеж : МОДЭК, 2001.– 222 с. 15. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей снарушениями речи [Текст] /Т.И. Власенко - М.:Академия, 2000. - 184 с. 16. Выготский,Л.С. Мышление и речь[Текст] /Л.С. Выготский– М.: М.: Просвещение, 20 06. -200с. 17. Гаркуша,Ю.Ф. Развитие произвольного внимания удетей с моторнойалалией 5-6 лет в процессе логопедической работы[Текст] / Ю.Ф. Гаркуша – М.: «Сфера», 2008.-128 с. 18. Глухов,В.П. Психолингвистика. Теория речевойдеятельности. [Текст]/В.П. Глухов, В.А. Ковшиков В.А.- М.: Высш. школа, 2007.–226 с. 19. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников[Текст] / Е.В.Гурьянов. –М.:Просвещение,2000.- 339 с. 20. Дудьев,В.П.Особенности произвольной двигательной деятельностидетей с общим недоразвитием речи[Текст] / В.П. Дудьев// Дефектология.-2007.-№ 5.- С.43-50. 21. Елецкая, О.В.Организация логопедической работыв школе. [Текст] /О.В. Елецкая, М.Ю. Горбачевская- М.: Просвещение, 2007.– 222с. 22. Елецкая, О.В. Уточнение и обогащениепространственно 56 временныхпредставлений у детей с нарушениями речи[Текст] /О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская //Логопед.- 2005.- №2. – С. 20-25. 23. Илюхина,В.А. Новые подходы к формированию графических навыков:письмо с секретом[Текст] / В.А.Илюхина // Начальная школа. -2000. -№10. – С.37-52. 24. Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письмамладших школьников общеобразовательных школ[Текст] / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия.- 2003.-№ 1-2.- С. 37-41. 25. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе.[Текст] / Т.С. Комарова– М.: Просвещение,2008. – 187с. 26. Краткий психологический словарь[Текст] / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Просвещение,2005. – 195 с. 27. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников(формирование лексики и грамматического строя).[Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова-СПб.: СОЮЗ, 2000. - 160 с. 28. Лауткина, С.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие/ С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007 – 173 с. 29. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии[Текст] /Р.Е.Левина.– М.:Просвещение,2008. – 333с. 30. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов[Текст]/Под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-М.: ВЛАДОС,2008.- 624 с. 31. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма.[Текст]/ А.Р. Лурия – М.:Просвещение, 2000. – 300с. 32. Лысюк, С.Н.Развитиеграфомоторных навыков у детей 6 - 7 лет [Текст]/С.Н. Лысюк, С.Н. Телкова// Начальная школа.- 2004.-№6. – С.18-22. 33. Мастюкова,Е.М. Основные формы двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений у детей с анте- и перинатальным поражением мозга[Текст] /Е.М. Мастюкова// Дефектология. - 2007. - №5. - С. 33 - 38. 34. Мастюкова,Е.М. Психическое развитие школьников, страдающих моторной алалией [Текст] /Е.М. Мастюкова// Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сб. науч. тр. - М.,1980. - С. 50 - 55. 35. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков[Текст] / Г.Г. Мисаренко //Логопед.- 2005.-№3.– С.20-25. 36. Михайлов, Н.А.Путь к графической грамотности[Текст]/Н.А. Михайлов // Дефектология. -2006. - № 9. – С.14-18. 37. Нейропсихологическая диагностика,обследование письма и чтения младших школьников[Текст]/ Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.-М.: В.Секачев, 2008. – 208с. 38. Новикова, Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1-ый класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования)[Текст] /Г.Р. Новикова// Дефектология.- 2000.- №2. – С. 12-15. 39. Обнизова, Т.Ю. Динамическое изучение овладения письмом младшимишкольниками с трудностями обучения.[Текст] / Т.Ю. Обнизова, О.Б. Иншакова - М., 2008.– 165с. 40. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя[Текст] / Е.Н.Потапова.-М.: Просвещение,2000.– 226с. 41. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменнойречи у детей. [Текст] /Е.Н. Российская– М.: Айрис – пресс, 2004. – 230 с. 42. Рубанович,О. И. Развитие зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов при дисграфии и дислексии[Текст] /О.И. Рубанович //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».- 2009.-№4. – С.32-35. 43. Садовникова,И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление умладших школьников. [Текст] /Н.И. Садовникова - М.: Владос, 2007.– 243с. 44. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте.[Текст] / Т.П. 58 Сальникова– М.:Просвещение,2006. – 196с. 45. Скиотис, Е.И. Особенности развития связной письменной речи младшихшкольников с задержкой психического развития[Текст] / Е.И. Скиотис// Дефектология. –2006. - № 6. – с.24-27. 46. Усанова, О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи.Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. [Текст]/О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова. - М.: Просвещение, 2002. –119 с. 47. Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников[Текст] /Н.А. Федосова//Начальная школа.- 2007.-№4.- С.20 – 22. 48. Филичева, Т.Б.Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова-М.:«ГНОМ и Д»,2000. -128 с. 49. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речив условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М.: Альфа,2003. – 267с. 50. Храковская,М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушении двигательного праксиса[Текст] /М.Г. Храковская// Логопед.-2004.-№3.- С.10-14. 51. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение ивосстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Юристъ, 2000. – 253 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1 Понятие «графомоторный навык» в психолого - педагогической литературе. Навыком является действие, сформированное путем многократных повторений, доведенное до автоматизма. Особенность выполнения такого действия заключается в том, что оно не требует постоянного внимания и контроля. Наиболее полная и адекватная трактовка навыка как сложной многоуровневой двигательной системы предложена Н. А. Бернштейном: «это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок...» Сам двигательный навык — очень сложная структура: в нем всегда имеются ведущий и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перешифровки разных рангов и т.д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурной сложностью и процесс его формирования [7]. Существуют различные группы навыков: навыки поведения, сенсорные, мыслительные и двигательные. Графомоторные навыки относятся к двигательным навыкам. Двигательными навыками являются законченные сложнокоординированные действия, которые включают в себя выполнение простых двигательных актов, доведенных до автоматизма и, выполняемых в определенной последовательности. Н. Г. Агаркова считает что, графомоторный навык — определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения [1].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg