Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Коррекционная работа по перцептивному развитию детей с особыми образовательными потребностями

stitova 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.05.2022
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Это базовый психический процесс, от уровня развития которого зависит развитие всех психических процессов и психики в целом.
Введение

Актуальность темы. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с особыми образовательными потребностями. Кроме роста числа всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, наличие комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития. Получение детьми с задержкой психического развития образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Развитие восприятия и формирование перцептивных действий является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприятие необходимо для многих видов игровой, учебной и трудовой деятельности. С восприятия начинается познание окружающего мира. Все остальные формы познания: память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира. Особое значение в развитии детей с задержкой психического развития педагоги должны уделять развитию восприятия, в частности перцептивных действий. Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности, в соответствии с их возможностями, к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей и адаптации к социальной среде. Проблематика исследования заключается в развитии восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий и стоит остро в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Специальные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть ФГОС общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2017г.). Данный подход, в свою очередь, согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка, а так же Конституцией РФ, которая гарантирует право на обязательное и бесплатное среднее образование абсолютно каждому ребенку. В связи с совершенствованием системы образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» становится необходимым внедрение в практику деятельности общеобразовательных организаций комплекса мер, которые должны своевременно обеспечивать адекватные условия для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, получения качественного образования и всестороннего развития личности в целом. В Приказе Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" указано, что образовательная деятельность осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную, комбинированную направленность. Дети с задержкой психического развития, как правило, неэмоциональны, пассивны и не проявляют особого желания активно действовать с предметами и игрушками. Создание у них положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности является важной задачей работы педагога. В связи с этим становится чрезвычайно важно развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять внимание на те или иные стороны предметов и явлений, выделять в них существенные признаки и свойства. Необходимо в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. В коррекционной работе по перцептивному развитию детей с задержкой психического развития уделяется достаточно много внимания. Эффективность аналитической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится понятным. Учитывая особенности формирования сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития и их влияние на многие сферы деятельности, коррекция восприятия является одним из приоритетных направлений. Объект исследования – перцептивное развитие детей. Предмет исследования – особенности коррекции сенсорно-перцептивной сферы детей с задержкой психического развития. Цель исследования – разработать методику по перцептивному развитию детей с задержкой психического развития. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что коррекционная работа по перцептивному развитию детей с особыми образовательными потребностями будет эффективна если: - изучено понятие «перцепция» в научной литературе; - проанализировано перцептивное развитие у детей в онтогенезе; - выявлены особенности развития детей с ЗПР; - подобраны диагностические методики изучения уровня сформированности развития у детей с задержкой психического развития с учетом особенностей высших психических процессов, которые заключаются в несформированности мышления, памяти, восприятия, речи. В соответствии с обозначенной проблемой, выдвинутой целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить понятие «перцепция» в научной литературе. 2. Рассмотреть перцептивное развитие у детей в онтогенезе. 3. Выявить особенности развития детей с ЗПР. 4. Подобрать диагностические методики изучения уровня сформированности развития у детей с задержкой психического развития. 5. Организовать эмпирическое исследование у детей с задержкой психического развития. 6. Провести количественный и качественный анализ исследования. Методологическая основа исследования: Теоретико-методологической основой исследования стали фундаментальные положения специальной и возрастной психологии о значении перцептивных функций для психического развития ребенка. Проблема развития и совершенствования восприятия в дошкольном возрасте была предметом исследований таких известных учёных, как Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Т.А.Власова, М.С. Певзнер, К.Л. Лебединской. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение; 2. Эмпирические: наблюдение, сравнение, анализ полученных данных, обобщение. Методики исследования: Для более подробного изучения выбранной темы в данной работе проведено эмпирическое исследование перцептивного развития с особенностями зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития. Эмпирическое исследование состоит из трех самостоятельных блоков: 1. Контент-анализ; 2. Метод тестирования; 3. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития. Для исследования зрительного восприятия у дошкольников использовались методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной: 1. Методика «Какого цвета кружки»; 2. Методика «Собери пирамидку»; 3. Методика «Ориентируйся правильно». Практическая значимость работы заключается в том, что её данные могут быть использованы в преподавательской практике, а также в процессе дальнейшего научного исследования процесса восприятия дошкольниками с задержкой психического развития. База исследования: ГБУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов Бутово». В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет с задержкой психического развития. Учащиеся были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек. С детьми было проведено исследование изучения зрительного восприятия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ПЕРЦЕПТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 8 1.1 Характеристика и развитие восприятия в онтогенезе 8 1.2 Особенности развития детей с ЗПР 17 1.3 Особенности диагностики и коррекционной работы детей с ЗПР 24 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 32 2.1 Характеристика методов исследования 32 2.2 Первичный анализ зрительного восприятия у детей с ЗПР 38 2.3 Программа по профилактике зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития 2.4. Повторная диагностика зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития после коррекционной работы 43 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57 ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Список литературы

1. Авдулова Т. П., Изотова Е.И., Хузеева Г.Р. Психология дошкольного возраста. М., 2018. – 224 с. 2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. М., 2017. – 286 с. 3. Артемьева Т.И. Развитие личности и ее способностей. М., 2019.–196 с. 4. Афонькина Ю. А. Развитие познавательных способностей у дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования. М., 2020. – 254 с. 5. Ахмерова Н.М., Зиатдинова Ф.Н., Рабаданова Р.С., Гереева М.Ш. Педагогика творчества: развитие одаренности в системе дошкольного образования: Учебно – методическое пособие. М.: «ВАШ ФОРМАТ» - 2018. – 180 с. 6. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. М., 2018. – 123с. 7. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. М., 2017. – 219 с. 8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., 2019. – 136 с. 9. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. М., 2018. – 137 с. 10. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2019. – 156 с. 11. Боряева Л.Б. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. М., 2018. – 133 с 12. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2017. – 144 с. 13. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. М., 2018. – 103 с. 14. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология дошкольного возраста. М., 2017. – 270 с. 15. Ведерников М.В. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития. М., 2019. – 103 с. 16. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 2020. – 206 с. 17. Восковская Л. В. Психология ощущений и восприятия. М., 2017. – 476 с. 18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2018. – 672 с. 19. Власова М.С., Певзнер М.С. Дети с временными задержками развития. М., 2019. – 208 с. 20. Власова В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. М., 2018. – 168 с. 21. Габова М. А. Дошкольная педагогика: развитие пространственного мышления и графических умений. М., 2017. – 144 с. 22. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. М., 2017. – 466 с. 23. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. М., 2020. – 464 с. 24. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. Развитие восприятия у дошкольников. М., 2018. – 213 с. 25. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого – педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. М., 2017. – 244 с. 26. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. М., 2019. – 157 с. 27. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 2018. – 178 с. 28. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. М., 2021. – 168 с. 29. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 2019. – 172 с. 30. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М., 2017. – 288 с. 31. Кошелева А.Д., Шаграева В.И. Эмоциональное развитие дошкольников с задержкой психического развития. М., 2019. – 176 с. 32. Корсакова С.С. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития. М., 2020. – 413 с. 33. Карасева Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. М., 2018. – 264 с. 34. Лапп Е. А., Шипилова Е.В. Коррекционная педагогика. М., 2017. – 148 с. 35. Лубовский В.И., Кузнецова Л.В. Дети с задержкой психического развития. М., 2019. – 256 с. 36. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития. М., 2020. – 244 с. 37. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 2018. – 126 с. 38. Левченко И. Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2020. – 160 с. 39. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития. М., 2019. – 190 с. 40. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины. Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. М., 2018. – 316 с. 41. Маркова Л.С. Организация коррекционно – развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2017. – 248 с. 42. Методолого – теоретический и технологический ресурс развития информационно – образовательной среды. Сборник IX Международной научно – методической конференции «Методолого – теоретический и технологический ресурс развития информационно – образовательной среды» (21 марта 2018 г.). М., 2018. – 486 с. 43. Морозова Л. Н. Психофизиология зрительного восприятия детей 5-7 лет: закономерности формирования и реализации. М., 2019. – 264 с. 44. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М., 2017. – 128 с. 45. Назарова М. В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и специфические особенности их восприятия. М., 2018. – 234 с. 46. Немов Р. С. Общая психология. Ощущения и восприятие. М., 2017. – 302 с. 47. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. М., 2017. – 240 с. 48. Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы. М., 2018. – 145 с. 49. Прозорова М. Н. Изучение социальных эмоций у дошкольников с задержкой психического развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2019. – 169 с. 50. Попова С.С. Особенности эмоциональной диагностики эмоционального развития у дошкольников с задержкой психического развития. М., 2018. – 224 с. 51. Переслени Л. И. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики. М., 2017. – 237 с. 52. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у детей. М., 2019. – 184 с. 53. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. (ред. от 21.01.2019) Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 54. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". 55. Ротарь Н. В., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. М., 2020. – 156 с. 56. Рындина Е. В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. М., 2019. – 176 с. 57. Селищева Т. В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. М., 2018. – 196 с. 58. Стребелева Е. А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития детей раннего и дошкольного возраста. М., 2021. – 200 с. 59. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. М., 2017. – 155 с. 60. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 2018. – 146 с. 61. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной помощи детям с проблемами в развитии. М., 2019. – 106 с. 62. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М., 2017. 80 с. 63. Шишов С.Е. Теоретические и методические проблемы современного образования. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2016 г.; «МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ)». – М., 2016. – 360 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ПЕРЦЕПТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 1.1. Характеристика и развитие восприятия в онтогенезе Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающий в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Восприятие – это познавательный, психический процесс связанный с целостным отражением с в сознание человека, предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном взаимодействии на наши органы чувств. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, формируется определенная сенсорная информация. Восприятие тесно связано с ощущением и это является рефлекторным процессом. Иван Петрович Павлов доказал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, так называемые временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg