Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание студентов юношеского возраста

stitova 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.05.2022
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, изучались стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание личности в юношеском возрасте. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: 1. Исследование теоретических подходов к пониманию сущности стресса и стрессоустойчивости, показало, что явление стресса трактуют как реакцию организма на внешние раздражители (стрессоры) и его адаптацию при возникших экстремальных ситуациях при субъективной познавательной оценке личности на происходящие неблагоприятные события, а стрессоустойчивость – как взаимосвязь разноуровневых свойств индивидуальности, характеризующейся биологическим, физиологическим и психологическим гомеостазом системы.
Введение

Актуальность. В настоящее время в период обучения в высшем учебном заведении на личностные и профессиональные качества будущих специалистов оказывают влияние стрессоры личностного (например, самокритика, повышенные ожидания и т.д), организационного (сделанные не в срок задания, перегрузка, конфликт ролей и т.д.), экономического и иного характера, приводящие к формированию стресса как такового. Стресс представляет собой сумму реакций организма на воздействие вышеназванных факторов, дестабилизирует саморегуляцию и нервную систему организма в целом и влияет на психофизиологические показатели, разрушая, таким образом, обыденную жизнь личности и внося в нее свои коррективы. При длительном пребывании в состоянии стрессовости повышается нервная возбудимость, случаются нервные срывы, появляется тревожность, в их совокупности возникает хронический стресс, перерастающий в эмоциональное выгорание, при котором снижается работоспособность и увеличивается физическая утомляемость, отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, а также формируется негативное отношение к будущей деятельности, пропадает интерес к ней. Особенно явно признаки стресса и эмоционального выгорания проявляются во время сессий, зачётов и экзаменов, при непосредственной коммуникации в коллективе студенческой среды, в моменты «провалов» личного и профессионального характера. В итоге подвергается нарушению образовательный процесс и в состояние деструкции приходит учебная деятельность. Актуальность психологического исследования определяется тем, что сейчас для студентов неумение совладать своим состоянием и поведением, противостоять стрессу, а также преодолевать трудные жизненные ситуации является достаточно серьёзной проблемой, которая нуждается в решении. Цель исследования выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального выгорания студентов юношеского возраста. Объект исследования – стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание. Предмет исследования – взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального выгорания студентов юношеского возраста. В соответствии c целью, объектом и предметом исследования нами выдвинута гипотеза, которая заключается в следующих допущениях: - стресс является одним из факторов, вызывающих эмоциональное выгорание у личности; - личность с высоким уровнем стрессоустойчивости наименее подвержена эмоциональному выгоранию; - личность с низким уровнем стрессоустойчивости чаще всего находится в группе риска, так как подвержена наибольшему влиянию стресса. Цели и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию феномена стресса, стрессоустойчивости и эмоционального выгорания личности, раскрыть их психологическую природу и сущность. 2. Раскрыть особенности эмоционального выгорания как психологического феномена. 3. Исследовать уровень стресса, стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости студентов юношеского возраста. 4. На основе результатов исследований разработать рекомендации по преодолению стресса и эмоционального выгорания личности в юношеском возрасте. Методологической основой исследования являются: - положения системно-деятельностного подхода (Абульханова-Славская К. А., Ананьев Б. Г., Ганзен В. А., Леонтьев А. Н., Прохоров А. О., и др.) и его обращение к изучению психологических явлений, раскрывающие их сущность через деятельность субъекта; - научные принципы развития (Ананьев Б.Г., Выгодский Л.С., и др.) и детерминизма (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.). Теоретической основой исследования курсовой работы является: - теоретические положения о стрессе (Г. Селье, Р. Лазарус, М. Перре, Китаев-Смык Л. А., Н.Е. Водопьянова и т.д); - теоретические положения по проблеме влияния личностного фактора в преодолении стресса (С.В. Субботин, Е.И. Бережная, Б.X. Варданян, В.А. Бодров, Е.П. Ильин и т.д.); - теоретические положения об эмоциональном выгорании личности (Л.С. Чутко, В.В. Бойко, К. Чермисс, К. Маслач, А. Широм и т.д.); - теоретические положения об психологических особенностях личности в юношеском возрасте (Э. Эльконин, К. Левин, Г.Л. Валиф, Э. Фромм и т.д.). Эмпирическая база исследования: теоретический анализ и изучение психологической литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; методы сбора эмпирических данных (тест – опросники). В процессе исследования была использована методика «Прогноз-2» Рыбникова В.Ю. и опросник «Какова ваша устойчивость к стрессу?» Готфальда Ф.Т. Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось в декабре-январе 2021-2022 года в Омском государственном педагогическом университете города Омска. В исследование принимало участие 9 студентов 3 курса и 9 студентов 5 курса факультета истории, философии и право. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе исследования осуществлялась теоретическая разработка проблемы, уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза, методы, формировалась концепция исследования и проводился отбор необходимых методик. На втором этапе исследования осуществлялась диагностика уровня стресса и стрессоустойчивости личности студентов, а также была проведена методика исследования нервно-психической устойчивости личности студентов. На третьем этапе исследования, проводились обработка теоретических и экспериментальных данных, их анализ, систематизация и интерпретация; формулировались основные выводы исследования. Завершающий этап работы был связан с литературным оформлением текста курсовой работы и его защита. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, рекомендации по преодолению стресса и эмоционального выгорания для студентов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования стрессоустойчивости и эмоционального выгорания в психологии 7 1.1. Психологическая сущность понимания стресса и стрессоустойчивости личности 7 1.2. Эмоциональное выгорание как психологический феномен 16 1.3. Психологические особенности личности юношеского возраста. 22 Выводы по первой главе 28 Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и эмоционального выгорания студентов юношеского возраста. 29 2.1. Организация и методы психологического исследования. 29 2.2. Результаты исследования уровня стресса и стрессоустойчивости по опроснику Готфальда Ф.Т. «Какова ваша устойчивость к стрессу?». 32 2.3. Результаты исследования уровня нервно-психической устойчивости по методике Рыбникова В.Ю. «Прогноз-2» 36 Выводы по второй главе 40 Рекомендации для студентов по борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием 41 Заключение 48 Приложения 53
Список литературы

1. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. – Санкт-Петербург, 2003. 2. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с. 3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб. – 1999. – 32 с. 4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». – 1996. – 472 с. 5. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. – М. – 1983. – С. 542-543. 6. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. – Санкт-Петербург, 2010. 7. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.: ил. – (Серия «Практикум»). 8. Газиева, М. В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости / М.В. Газиева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №3. – С. 348–350. 9. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: Пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008. 10. Донцов, Д.А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста / Д.А. Донцов, М.В. Донцова // Образовательные технологии. - 2013. - № 2. - С. 34-42. 11. Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс – зависимые заболевания. Санкт-Петербург: Речь, 2011. 12. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 432 с. 13. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983 14. Королева, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания / Е.Г. Королева // Журнал ГрМУ. – 2007. – №3. – С. 108-111. 15. Кузнецова Е. В., Петровская В. Г., Рязанцева С. А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии. / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. – Куйбышев, 2012. – 96 с. 16. Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с. 17. Кутбиддинова, Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции): учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2019. – 124 с. 18. Ларенцова Л.И., Терехина Н.В. Феномен эмоционального выгорания: механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 37—48. 19. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. – 2014. - № 2 (126). С129-133. 20. Мельникова, М. Л. Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова; Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. Л. А. Максимова. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. 21. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М.: МГУ, 1976. 22. Перре М. Стресс и копинг как факторы влияния. Санкт-Петербург, 2002. 23. Полянский А. И., Быковская Л. И. Синдром выгорания как феномен в современной науке [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 5. С. 85–92. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/874 (дата обращения: 14.01.2021). 24. Попов Ю.В. Эмоциональное выгорание, не связанное с профессиональным стрессом / Ю.В. Попов, К.В. Кмить // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2013. – № 3. – С. 3-10. 25. Платонов, Ю. П. Феномен эмоционального выгорания личности: структурно-функциональный анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы: научно-практический журнал. – 2018. – № 1. – С. 7-13. 26. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е.Ф. Рыбалко. – Л., 1990. – 256 с. 27. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье; общ. ред. Е. М. Крепса; предисл. Ю. М. Саарма; пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола. - Москва: Прогресс, 1982. - 126 с. 28. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Пермь, 1992. 152 с. 29. Церковский, А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А. Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2011. – Т. 10, № 1. – С. 6-19. 30. Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С.Чутко, Н.В.Козина. – М.; МЕДпрессинформ, 2013. – 256 с. 31. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. – СПб: Питер, 2000. – 312 с. 32. Brill P.L. The need for an operational definition of burnout // Fam. Community Health. - 1984. - N 6. - P. 12-24. 33. Cherniss С. Long-term consequences of burnout: An exploratory study // J. of Organizational Behavior. 1992. V. 13(1). P. 1-11. 34. Cherniss С. Staff burnout: job stress in the human services. Beverly Hills, California:Sage, 1980. P. 17. 35. Dierendonck, D. V., Schaufeli, W. В., Sixma, H. J. Burnout among general practitioners: a perspective from equity theory // Journal of Social and Clinical Psychology. - 1994. - Vol. 13 (1). – PP. 86-100. 36. Edelwich Е., Brodsky A. Stages of Disillusionment in the Helping Professions. N. Y., 1980. 37. Maslach, C., Jackson, S. MBI: Maslach Burnout Inventory; manual research edition // Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1986. – PP. 1-17. 38. Maslach C, Leiter MP. The truth about burnout. San Francisco: Jossey?Bass, 1997. 39. Perlman B., Hartman E. A. Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. 1982. V 35 (4).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы исследования стрессоустойчивости и эмоционального выгорания в психологии 1.1. Психологическая сущность понимания стресса и стрессоустойчивости личности Теоретические основы изучения стрессоустойчивости и эмоционального выгорания следует начать с определения сущности понятий «стресс» и «стрессоустойчивость». В начале XX века американский физиолог У.Б. Кеннон ввел термин «гомеостазис» (от древнегреческого homoios - одинаковый и stasis - состояние), обозначающий способность сохранять постоянство. Данное понятие было использовано учёным для объяснения координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма [26]. Автором первоначальной концепции стресса стал канадский физиолог Ганс Селье. Основное содержание его теории может быть обобщено в ряде ключевых положений. 1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния равновесия функционирования своих систем. Сохранение этого баланса обеспечивается процессами гомеостазиса, поддержание которого является задачей организма, обеспечивающей его жизнеспособность. 2. Стрессоры (сильные внешние раздражители) нарушают внутреннее равновесие, вызывая реакцию организма неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной. 3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий, время течения и перехода которых зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора. 4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса, следовательно, их истощение может привести к заболеванию и смерти.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 13 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Психология, 54 страницы
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg