Проблема формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в современном мире приобретает огромную социальную и педагогическую значимость.
Социальная значимость заключается в том, что владение сложными коммуникативными навыками и умениями, а также знание культурных норм и ограничений в общении является обязательным требованием к каждому гражданину российского общества, без которого невозможны благоприятные межличностные отношения.
Педагогическая значимость заключается в том, что посредством формирования коммуникативной компетентности у обучающихся реализуются важнейшие педагогические процессы: социализация ребёнка, формирование умений межличностного взаимодействия, воспитание социально-значимых качеств его личности.
В то же время, отсутствие единой системы технологий и методических рекомендаций для педагогов, системы подготовки и повышения квалификации в данной сфере свидетельствуют о серьёзных проблемах в формировании коммуникативной компетентности у обучающихся.
Помимо этого, следует отметить, что в большинстве образовательных организаций отсутствуют субъект-субъектные отношения между педагогическим составом и обучающимися. Такое взаимодействие ставит воспитанника в позицию пассивного слушателя, не проявляющего должной активности, что в результате формирует пассивную личность, не умеющую высказать собственное мнение, отстоять свою позицию, продуктивно взаимодействовать.
Всё это подчеркивает актуальность поиска путей решения проблемы формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе, создания в образовательных организациях педагогических условий, способствующих более эффективной реализации данного процесса.
Степень разработанности проблемы.
Проблеме изучения коммуникативной компетентности посвящены работы отечественных психологов: В.В. Девятко, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.А. Кан-Калика, В.Н. Куницыной, A.A. Леонтьева, A.B. Мудрика, JI.A. Петровской и др. Их работы посвящены изучению особенностей коммуникативного взаимодействия и развития её компетентности в различные возрастные периоды.
В зарубежной психологии разработкой проблемы коммуникативной компетентности занимались такие ученые, как А. Бандура, Э. Берн, Т.Гордон, Д. Джурард, А. Маслоу, Я. Морено, Д. Хант, Д. Хоманс. Рассматривали вопросы коммуникативной компетентности во взаимоотношениях различных социальных слоёв общества.
В современных психолого-педагогических исследованиях проблема коммуникативной компетентности связывается с изучением коммуникативной культуры. Её с своих работах подробно рассматривают: A.A. Бодалёв, P.A. Воронова, Л.Д. Демина, Л.С. Колмогорова, З.Н. Лукьянова, В.В. Семикин и др. Данные учёные принимали коммуникативную компетентность, как составную часть коммуникативной культуры человека.
Так же отдельные вопросы коммуникативной компетентности поднимались в исследованиях психологии общения и межличностного взаимодействия. Данную проблему разрабатывали Андреева Г.М., Бодалев A.A., Ломов Б.Ф., Коломинский Я.Л., Кузьмин Е.С., Куницына В.Н., Лабунская В.А., Петровский В.А., Парыгин Б.Д., Скрипкина Т.П. и др.
Актуальность исследования также обусловлена обострением рядом противоречий:
- между государственной задачей в формировании гражданина, способного к сложным коммуникативным действиям, и отсутствием программ воспитания направленных на формирование коммуникативной компетентности будущих граждан РФ.
- между социально-педагогической потребностью в формировании и развитии коммуникативной компетентности обучающихся и несформированностью данного качества у детей в связи с неразвитостью у них актуального менталитета.
- между социальной потребностью в формировании коммуникативной компетентности у обучающихся и отсутствием организационных и психолого-педагогических условий и технологий в образовательных организациях.
Указанные противоречия позволили сформулировать научную проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий, разработке модели и технологии формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе образовательной организации.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования – педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Объект, предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и структурные компоненты формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
2. Разработать эффективную педагогическую модель формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
3. Экспериментально изучить уровень формирования коммуникативной компетентности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Методологической основой исследования явились:
- системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, А.Н. Новиков, В.И. Слободчиков), который предусматривает формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе как системы;
- деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), который позволяет организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы главное место отводилось активной, разносторонней и самостоятельной деятельности обучающихся;
- антропологический подход (В.М. Бехтеров, Б.М. Бим-Бад, П.Ф. Каптерев, Т.Ф. Орехова, В.А. Сухомлинский, Л.Г. Татарникова, К.Д. Ушинский и др.) – предполагает комплексный анализ формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе;
- аксиологический подход (С.Ф. Анисимов, Е.В. Бондаревская, А.С. Кузнецов, П.Е. Матвеев, В.А. Сластенин и др.), который позволяет реализовать формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе на основе гуманистических идей, принципов и ценностей;
- личностно-ориентированный подход (Н.А. Алексеев, А.Г. Асмолов, В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванов, В.В. Сериков, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), который предусматривает формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- фундаментальные принципы педагогики: природосообразности; гуманизма; единства обучения, воспитания и развития (Э. Берн, Л.С. Выготский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Пиаже, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.)
Теоретической основой исследования явились:
- исследования феномена коммуникативной компетентности в работах отечественных психологов (Демидова И.Ф., Дружинин В.Н., Дубровина И.В., Кричевский Р.Л., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Никифоров А.Г., Петровская Л.А., Прайнер Д., Шредер Г. и др.)
- исследования личностных свойств индивида, как основы формирования умений общения и совместной деятельности (Бодалев A.A., Ломов Б.Ф., Кузьмин Е.С., Куницына В.Н., Магун B.C., Палей И.М., Обозов H.H., Устинова Е. С. , Кульневич C. B., Лакоценина Т. П. , Киричук А. В., Иванова И. Ю., Битянова М. Р., Довыдовым К. Д. и др.)
- исследования посвященные разработке типологии коммуникативной компетентности (Т. Куна, Дж. Ритцера , Осипова Г.В., Кравченко С.А., Ядова В.А., Зборовский Г.Е., Тощенко Ж.Т., Девятко И.Ф., Дридзе Т.М., Я. Л. Коломинский)
Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические методы: анализ, обобщение и систематизация данных научной литературы; анализ нормативных документов, государственных образовательных стандартов, статистических материалов; обобщение и систематизация опыта по формированию коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе;
- эмпирические методы исследования: тестирование и анкетирование обучающихся;
- изучение опыта образовательной организации (МБОУ “СОШ №10 им.Е.И. Зеленко” г. Курска) в формировании коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе;
- обработка статистических данных, качественный анализ результатов;
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МБОУ “СОШ №10 им.Е.И. Зеленко” г. Курска
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:
1. На первом этапе была выбрана тема, осуществлён анализ литературы, сформированы цель и задачи исследования, изучены теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
2. На втором этапе – изучение экспериментального опыта МБОУ “СОШ №10 им.Е.И. Зеленко” г. Курска, города Курска в формировании коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
3. На третьем этапе проходило осмысление, обобщение и оформление результатов исследования, формулирование выводов.
Практическая значимость исследования. Разработаны методологические рекомендации, модель и технология формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Структура работы соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Достоверность и обоснованность полученных данных исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных положений исследования; использованием совокупности методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, качественным и количественным анализом полученного фактического материала, доказательностью и логической непротиворечивостью выводов.