Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

stitova 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.05.2022
В первой части курсовой работы было проведено теоретическое исследование содержания, структуры, путей, методов, средств, принципов и условий формирования коммуникативной компетентности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Введение

Проблема формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в современном мире приобретает огромную социальную и педагогическую значимость. Социальная значимость заключается в том, что владение сложными коммуникативными навыками и умениями, а также знание культурных норм и ограничений в общении является обязательным требованием к каждому гражданину российского общества, без которого невозможны благоприятные межличностные отношения. Педагогическая значимость заключается в том, что посредством формирования коммуникативной компетентности у обучающихся реализуются важнейшие педагогические процессы: социализация ребёнка, формирование умений межличностного взаимодействия, воспитание социально-значимых качеств его личности. В то же время, отсутствие единой системы технологий и методических рекомендаций для педагогов, системы подготовки и повышения квалификации в данной сфере свидетельствуют о серьёзных проблемах в формировании коммуникативной компетентности у обучающихся. Помимо этого, следует отметить, что в большинстве образовательных организаций отсутствуют субъект-субъектные отношения между педагогическим составом и обучающимися. Такое взаимодействие ставит воспитанника в позицию пассивного слушателя, не проявляющего должной активности, что в результате формирует пассивную личность, не умеющую высказать собственное мнение, отстоять свою позицию, продуктивно взаимодействовать. Всё это подчеркивает актуальность поиска путей решения проблемы формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе, создания в образовательных организациях педагогических условий, способствующих более эффективной реализации данного процесса. Степень разработанности проблемы. Проблеме изучения коммуникативной компетентности посвящены работы отечественных психологов: В.В. Девятко, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.А. Кан-Калика, В.Н. Куницыной, A.A. Леонтьева, A.B. Мудрика, JI.A. Петровской и др. Их работы посвящены изучению особенностей коммуникативного взаимодействия и развития её компетентности в различные возрастные периоды. В зарубежной психологии разработкой проблемы коммуникативной компетентности занимались такие ученые, как А. Бандура, Э. Берн, Т.Гордон, Д. Джурард, А. Маслоу, Я. Морено, Д. Хант, Д. Хоманс. Рассматривали вопросы коммуникативной компетентности во взаимоотношениях различных социальных слоёв общества. В современных психолого-педагогических исследованиях проблема коммуникативной компетентности связывается с изучением коммуникативной культуры. Её с своих работах подробно рассматривают: A.A. Бодалёв, P.A. Воронова, Л.Д. Демина, Л.С. Колмогорова, З.Н. Лукьянова, В.В. Семикин и др. Данные учёные принимали коммуникативную компетентность, как составную часть коммуникативной культуры человека. Так же отдельные вопросы коммуникативной компетентности поднимались в исследованиях психологии общения и межличностного взаимодействия. Данную проблему разрабатывали Андреева Г.М., Бодалев A.A., Ломов Б.Ф., Коломинский Я.Л., Кузьмин Е.С., Куницына В.Н., Лабунская В.А., Петровский В.А., Парыгин Б.Д., Скрипкина Т.П. и др. Актуальность исследования также обусловлена обострением рядом противоречий: - между государственной задачей в формировании гражданина, способного к сложным коммуникативным действиям, и отсутствием программ воспитания направленных на формирование коммуникативной компетентности будущих граждан РФ. - между социально-педагогической потребностью в формировании и развитии коммуникативной компетентности обучающихся и несформированностью данного качества у детей в связи с неразвитостью у них актуального менталитета. - между социальной потребностью в формировании коммуникативной компетентности у обучающихся и отсутствием организационных и психолого-педагогических условий и технологий в образовательных организациях. Указанные противоречия позволили сформулировать научную проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий, разработке модели и технологии формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе образовательной организации. Решение этой проблемы является целью исследования. Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Предмет исследования – педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Объект, предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач: 1. Раскрыть сущность и структурные компоненты формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. 2. Разработать эффективную педагогическую модель формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. 3. Экспериментально изучить уровень формирования коммуникативной компетентности обучающихся в учебно-воспитательном процессе. 4. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Методологической основой исследования явились: - системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, А.Н. Новиков, В.И. Слободчиков), который предусматривает формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе как системы; - деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), который позволяет организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы главное место отводилось активной, разносторонней и самостоятельной деятельности обучающихся; - антропологический подход (В.М. Бехтеров, Б.М. Бим-Бад, П.Ф. Каптерев, Т.Ф. Орехова, В.А. Сухомлинский, Л.Г. Татарникова, К.Д. Ушинский и др.) – предполагает комплексный анализ формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе; - аксиологический подход (С.Ф. Анисимов, Е.В. Бондаревская, А.С. Кузнецов, П.Е. Матвеев, В.А. Сластенин и др.), который позволяет реализовать формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе на основе гуманистических идей, принципов и ценностей; - личностно-ориентированный подход (Н.А. Алексеев, А.Г. Асмолов, В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванов, В.В. Сериков, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), который предусматривает формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка; - фундаментальные принципы педагогики: природосообразности; гуманизма; единства обучения, воспитания и развития (Э. Берн, Л.С. Выготский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Пиаже, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) Теоретической основой исследования явились: - исследования феномена коммуникативной компетентности в работах отечественных психологов (Демидова И.Ф., Дружинин В.Н., Дубровина И.В., Кричевский Р.Л., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Никифоров А.Г., Петровская Л.А., Прайнер Д., Шредер Г. и др.) - исследования личностных свойств индивида, как основы формирования умений общения и совместной деятельности (Бодалев A.A., Ломов Б.Ф., Кузьмин Е.С., Куницына В.Н., Магун B.C., Палей И.М., Обозов H.H., Устинова Е. С. , Кульневич C. B., Лакоценина Т. П. , Киричук А. В., Иванова И. Ю., Битянова М. Р., Довыдовым К. Д. и др.) - исследования посвященные разработке типологии коммуникативной компетентности (Т. Куна, Дж. Ритцера , Осипова Г.В., Кравченко С.А., Ядова В.А., Зборовский Г.Е., Тощенко Ж.Т., Девятко И.Ф., Дридзе Т.М., Я. Л. Коломинский) Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: - теоретические методы: анализ, обобщение и систематизация данных научной литературы; анализ нормативных документов, государственных образовательных стандартов, статистических материалов; обобщение и систематизация опыта по формированию коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе; - эмпирические методы исследования: тестирование и анкетирование обучающихся; - изучение опыта образовательной организации (МБОУ “СОШ №10 им.Е.И. Зеленко” г. Курска) в формировании коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе; - обработка статистических данных, качественный анализ результатов; Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МБОУ “СОШ №10 им.Е.И. Зеленко” г. Курска Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа: 1. На первом этапе была выбрана тема, осуществлён анализ литературы, сформированы цель и задачи исследования, изучены теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. 2. На втором этапе – изучение экспериментального опыта МБОУ “СОШ №10 им.Е.И. Зеленко” г. Курска, города Курска в формировании коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. 3. На третьем этапе проходило осмысление, обобщение и оформление результатов исследования, формулирование выводов. Практическая значимость исследования. Разработаны методологические рекомендации, модель и технология формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Структура работы соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Достоверность и обоснованность полученных данных исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных положений исследования; использованием совокупности методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, качественным и количественным анализом полученного фактического материала, доказательностью и логической непротиворечивостью выводов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 10 1.1. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся как педагогический феномен 10 1.2 Формирование коммуникативной компетентности в теории и практике обучения 15 1.3. Принципы и условия успешного формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе образовательной организации 18 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 22 2.1. Организация формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе в МБОУ “СОШ №10 им.Е.И. Зеленко” г. Курска 22 2.2. Технология формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе в МБОУ “СОШ №10 им.Е.И. Зеленко” г. Курска 24 2.3. Современные тенденции формирования коммуникативной компетенции у младших школьников 26 Выводы по второй главе 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 ЛИТЕРАТУРА 36
Список литературы

1. Бендас Т.В., Психология общения: учебное пособие. Спб.: Питер, 2009. с.64 2. Петрушин В.И., Психология общения: учебник для академического бакалавриата / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. 3. Бодалёв А.А., Личность и общение — М.: Международная педагогическая академия, 1995. с.65-79 4. Жуков В.К, Педагогика и психология: учебное пособие / В.К.Жуков, В.И.Андреев, Л.В.Капилевич – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – с.139 5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – с.312-344 6. Корчагин В.Н., Системно-функциональная технология коммуникации. Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 10. - С.97-102 7. Разина Л.С., Диалоговые формы взаимодействия / Л.С. Разина // Педагогика. - 2009. 8. Коновалова Л.В., Коммуникативная компетенция подростков / Л.В.Коновалова / Мир психологии. - 2009. - №4. - С. 77-80. 9. Сысоева Е.Э., Формирование коммуникативной компетенции в средней школе / Сысоева Е.Э. // Педагогика. - 2007. - №5. - С.6-15. 10. Петровская Л.А., Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг // Общение - компетентность – тренинг: Избранные труды. - М.: Смысл, 2007. 11. Фатеев А.М., Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании — «Педагогика» / Фатеев А.М.. — Москва : Московский городской педагогический университет, 2011. — 212 c. 12. Седов К.Ф., Дискурс и личность - Москва : Лабиринт, 2004. - 317 с. 13. Горшкова В.В., Культура диалога как цель и ценность образования, / В.В.Горшкова // Педагогика. - 2012. - № 9. - С. 75-81. 14. Зачесова И.А., Взаимопонимание собеседников и его роль в развитии учебного диалога / И.А. Зачесова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 19-23. 15. Песняева Н.А., Продуктивный диалог в процессе обучения / Н.А.Песняева / Методист. - 2008. - №5. - С.59-61. 16. Кошербаева Б.Н., Диалог в образовании / Б.Н. Кошербаева // Педагогика. - 2007. - №10. - С.42-43. 17. Зубанова Л.Б., Сущность общения и возможность формирования его потенциала / Л.Б. Зубанова // Педагогическое образование и наука. - 2007. - №2. - С.53-57. 18. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно- метод [Текст] : пособие для педагогов и психологов / Я. Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2013. – 312 с. 19. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательного учреждения [Текст] / 29.А. К. Колеченко. – СПб.: Изд-во «Каро», 2006. – 320 с. 20. Колкер, Я. М. Речевые способности: как их формировать? [Текст] / Я. М. Колкер, Е. С. Устинов // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 30–33. 21. Кульневич, С. И. Современный урок. [Текст] / С. И. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – М.: Издательство «Учитель», 2005. – 84 с. 22. Леонтьев, А. А. Теория речевой деятельности. [Текст] / А. А. Леонтьев. М.: Высшая школа, 2001. – 294 с. 23. Иванова, И. Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности [Текст] / И. Ю. Иванова // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 57–59. 24. Киричук, А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе: проблемы общения и воспитания [Текст] / А. В. Киричук, Л. А. Буевой. – М.: Тарту, 2004. – 197 с. 25. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст]/ М. Р. Битянова. – М.: Генезис, 2012. – 298 с. 26. Быковская Е. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2016, - 63 с. 27. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011, - 48с. 28. Горячев М.Д., Попов А.А., Ширяев Е.А., Яндукова Т.А. Современное школьное образование: актуальные проблемы. ? Самара: ООО «Пор-то-принт», 2018. ? 194 с. 29. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Чернова А.А. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. 30. Краева А. А., Привалова С. Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста// Педагогическое образование в России.- 2017.- № 8 С. 46-51.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся как педагогический феномен Понятие “коммуникативная компетентность” имеет множество определений: 1. Способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов – знаний и умений (Бодалёв А.А.) [3] 2. Психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. (Жуков В.К.) [4] 3. Владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии. (Куницына В.Н.) [5] Итак, обобщая вышеуказанные термины, можно определить, что коммуникативная компетентность – есть сложное личностное качество, определяющее способность человека вести наиболее эффективные и благоприятные межличностные отношения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 13 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg