Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль семьи в формировании нравственности младшего школьника

baby_devochka 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.05.2022
Цель исследования: экспериментально выявить влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности младшего школьника. Гипотеза исследования: формирование нравственной основы личности будет эффективным, если в семейном воспитании будут преобладать: -эстетические ценности дела; -принятие других; -создание атмосферы сотрудничества; -семейно-бытовые и этические ценности. Объект исследования: нравственная основа личности младшего школьника. Предмет исследования: особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности. Задачи исследования: 1. Выявить факторы формирования нравственной основы личности. 2. Изучить развитие нравственной основы личности. 3. Рассмотреть семейное воспитание, как основной фактор становления нравственной основы личности. 4. Провести экспериментальную работу по нравственному воспитанию младших школьников, описать результаты, полученные в ходе проведения эксперимента. 5. Разработать рекомендации для родителей по нравственному воспитанию ребенка. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тогурская общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Владимировича Маслова, с. Тогур, Томской области. Методы исследования: -теоретическое изучение литературы по проблеме исследования; -анализ педагогической документации; -поиск диагностических материалов, для проведения исследования; -метод научного описания.
Введение

В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что в семье закладываются основы нравственности. Педагог В.А. Сухомлинский писал, что только отец и мать могут быть для ребенка величайшими авторитетами. Ученый отмечал, что существует глубокая связь поколений: ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал [8]. Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. Воспитать человека интеллектуально значит воспитать его нравственно: обогатить его знаниями, умениями, сформировать отношение к добру и злу, подготовить к жизни в обществе. Нравственное воспитание ребёнка начинается в семье. В семье формируются такие нравственные человеческие качества, как доброта, честность, чувство долга, справедливость, совесть, сострадание, сопереживание, трудолюбие любовь к рядом живущим людям, любовь к Родине. Эти качества закладываются в ребёнке с самого раннего возраста и в будущем они становятся нравственными правилами поведения ребёнка в самых разных ситуациях. Воспитать нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье и понимать, какими методами формировать в детях нравственные качества. В связи с психологическим развитием ребенка со стороны семьи первым и главным чувством должна быть глубокая вера и доверие, не показное и фальшивое, а искреннее и настоящее. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку в самоопределении, приобретении знаний по основам наук, большая роль в нравственном воспитании учащихся принадлежит учителю. Зная воспитательный потенциал семьи, учитель может оказать родителям содействие в решении проблем, связанных с воспитанием и обучением детей.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Формирование основ нравственности у младшего школьника 1.1 Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младшего школьника 6 1.2 Семейные традиции духовно-нравственного воспитания 10 1.3 Критерии нравственной воспитанности младших школьников 16 Выводы к первой главе 22 Глава 2. Исследование уровня семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности младшего школьника 2.1 Диагностика сформированности нравственности младшего школьника 23 2.2 Разработка комплекса мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 28 Рекомендации для родителей по нравственному воспитанию ребенка 41 Выводы ко второй главе 42 Заключение 43 Список литературы 45
Список литературы

1. Алоева, М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4е классы. Изд. 3-е, доп. И перераб. / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 314 с. 2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам/ Е.А Алябьева – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 88с. 3. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций. – Москва: Просвещение, 1988. 4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. – Москва: Просвещение, 1975. 5. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников. – Москва: Просвещение, 1979. 6. Волкова, Е.В., Дьячкова Г.Т. Родительское собрание в начальной школе (лекции, беседы, разработки). Выпуск 2/ - Волгоград: Учитель, 2007. - 103 с. 7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / совмещ. ред. издание Даль В.И. и И.А Бодуэна де Куртенэ. – Москва: Олма – Пресс: Крас. пролетарий, 2004. - 700 с. 8. Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность» :1-4 класс. – Москва: 2006. - 196 с. 9. Ильин, И. А. Душа ребёнка// Очаг. - 1993. - №9. 10. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Изд. 4-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 349 с. 11. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. -// «Начальная школа», №1,2011 - с.46 12. Касаткина, Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / - Волгоград: Учитель, 2005. - 122 с. 13. Короткова, Л.Д. Семейное чтение как средство духовно - нравственное становление личности. -// «Начальная школа», №1, 2007 - с.15 14. Лисица, В.А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре. / В.А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22 15. Макаренко, А.С. Сочинение в семи томах / А.С. Макаренко / Т.4: Книга для родителей // Москва : Издательство Академии Педагогических наук, 1957. - 540 с. 16. Мазова, Г.С. Оценка и отметка. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/10/otsenka-i-otmetka. 17. Мамарыгин, А.А. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности. / А.А. Мамарыгин // Дополнительное образование и воспитание. 2012 г. - № 9. - С. 8 - 10. 18. Маслов, Н.В. Толковый педагогический словарь /изд. 1831 г., Маслов Н.В. //Москва: Самшит - изд., 2006 Московская типография 6, 751 с.;25 см. 19. Никулочкина, В.Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы // Психология, социология и педагогика. / В.Я. Никулочкина. - Москва, 2013. - № 12. - С. 67-70. 20. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - Москва: просвещение, 1995. -478 с/ c. 414 21. Подласый, И.П. Педагогика: в 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика: учебник для академического бакалавриата/ И.П. Подласный. - 2-е изд., исп. и доп. – Москва: Юрайт, 2016. - 404 с. С. 310-319. 22. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. / Е.С. Рабунский. – Москва: Педагогика, 2008. - 180с. 23. Розанов, В. В. Сумерки просвещения. - Москва, 1990. - с. 219. 24. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех. - Москва, 1987. - с. 92. 25. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев - Радяньска школа, 1974. - 288 с. 26. Сафонова, О. А. Сотрудничество семьи и школы в рамках реализации ФГОС (из опыта работы) [Текст] / О. А. Сафонова, С. И. Дивина // Педагогический опыт: теория, методика, практика, материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (8). - с. 252-259. 27. Созонов, В.П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания Народное образование. - 2011.- № 4. - С. 195-204. 28. Степанов, Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – Москва: ТЦ Сфера, 2002. 29. Сухомлинская, А.И. – Москва: Мол. Гвардия, 1998. - 304 с., ил. - (Б-ка для родителей). 30. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности. – Москва: Мысль, 1987. - 240 с. 31. Ткачева, М.С. Педагогическая психология: конспект лекций. / М.С. Ткачева, - Москва: Высшее образование, 2010. - 191 с. 32. Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций. – Москва: Просвещение, 1990. 33. Щукина, Г.И. Педагогика школы. – Москва: Просвещение, 1998. 34. Щуркова, Н.Е. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под редакцией Е.Н. Степанова. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с. 35. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 736 с. 36. Яценко, И.Ф. Родительские собрания. – Москва : ВАКО, 2009
Отрывок из работы

Глава 1. Формирование основ нравственности у младшего школьника 1.1 Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младшего школьника «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт [25]. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами». Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье. Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. Семья - малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья - сложная многофункциональная система. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Также семью можно определить, как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие и воспитание личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка. Из последнего определения можно сделать вывод, что главная задача семьи – это воспитывать детей. В словаре Даля сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно» [7]. Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [20]. Семейное воспитание - это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне, каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Воспитанность - способность следовать моральным правилам и поведенческим нормам, принятым в определенной группе. Воспитанность - знание правил поведения в обществе, приобретенное в результате "хорошего" воспитания. Марковой А.К. выделены 2 уровня воспитанности: высокий и низкий. Воспитанность (высокий уровень) - широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. Воспитанность (низкий уровень) - слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе. Нравственное воспитание - процесс формирования отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм формирование отношений к Родине, общественной системе и гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию, умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения [25]. Нравственность, по определению Ожегова С.И., это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [20]. Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Делая вывод из приведенных выше определений можно сказать, что нравственная воспитанность- это способность следовать правилам и нормам поведения, основанным на моральных и этических принципах. Вот уже более 20 лет Россия живет в условиях бесконечных реформ. Растет число брошенных и беспризорных детей. По телевидению все чаще показывают фильмы и передачи о насилии, жестокости, и очень мало о добрых человеческих отношениях между членами семьи и духовно-нравственном воспитании наших детей. Но даже исторический опыт нашей страны, да и всего человечества, неоспоримо свидетельствует: благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственного состояния. Это ясно понимали мыслители прошлого. Более близкий к нам по времени священнослужитель, богослов и педагог Иоанн Маслов (1932- 1991г.) писал: «Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает». [18] Можно сказать, что история России 20 века бесспорное тому свидетельство. Забвение нравственных принципов, складывавшихся веками, привело к моральной деградации российского общества. В 2009 г. был создан проект концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, в котором говорится, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. [18] Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: ? личностная культура; ? социальная культура; ? семейная культура. Остановлюсь на семейной культуре. Семейная культура – это понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого, а также бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. Конечно, основы воспитания с малых лет и даже с первых дней жизни ребенка закладываются, прежде всего, в семье. С родителей главный спрос за нравственные качества молодого поколения. Но и в частности наша школа, через которую проходят в детстве и юности тысячи жителей нашего поселка, не может уклониться от ответственности за формирование душ будущих граждан России. Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов. Педагог, работающий не только с родителями, но и непосредственно с учащимися, опираясь на принцип «не навредить», также использует разные методы, такие как игровые формы; конкурсы; внеклассные мероприятия; экскурсии и т. д. 1.2 Семейные традиции духовно-нравственного воспитания Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье. Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Нравственные потребности начинаются: 1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. 2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредит никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру. 3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом. Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу. Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется семейные традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания. Современная система духовно-нравственного воспитания связана с многовековыми традициями. В России семья традиционно являлась и является одним из важнейших институтов. Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз. Если 1 сентября посадить с ребёнком деревце или 9 Мая по-особому поздравить дедушку или соседа-ветерана, всё это скрепит семейные узы, поможет в воспитании духовности, нравственности в наших детях. Семья, как и другие социальные институты существует, воспроизводя традиции, следуя образцам деятельности, без которой немыслимо её развитие. Различные типы образцов воспроизводятся каждым поколением и регламентируют создание новой семьи: супружеские и родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга. Семейные традиции имеют свои специфические особенности. В связи с этим семейно-родственные отношения служат одним из важнейших каркасов построения культуры и воспитания нравственности. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, сочувствия, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку. Именно через них многовековой опыт, обычаи передаются от старших поколений младшим. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное, духовно-нравственное развитие ребёнка проходит более успешно. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Семейное чтение - самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребенка. Коллекционирование. Очень хорошо если в семье есть такая традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд других людей. Семейный отдых на природе. Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, а прогулки и походы благотворно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться всей семьей в поход, поехать на пикник, на дачу. Побродить по лесным тропинкам или на лугу, искупаться в реке, наблюдать за жизнью насекомых, рассмотреть незнакомые растения, собирать природный материал для поделок. Дети обожают перекусить на лесной полянке. А взрослые должны научить ребенка правильно себя вести на природе: убирать за собой мусор, не шуметь, не ломать кусты и т. д. Если такие походы станут традицией, то ребенок будет ждать и готовиться к ним, стараясь интересней и полезней провести время на природе. Традиции всегда показывают и ярко подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит данная семья, ее веру исповедания, национальность, культурное развитие. И чем богаче она на традиции, тем разносторонней будет ребенок. Например, если празднование нового года сопровождается весельем, задорными играми, стихотворением, сюрпризами, подарками, гостями в доме, то и ребенок будет дружелюбным, добрым, активным, гостеприимным. Другими словами, ценнее всего для нас становится время, проведенное вместе с семьей и наполненное различными ритуалами, традициями и совместными действиями - то есть важны для нас наши семейные традиции. Цель традиций: - Они придают семье уникальность и неповторимость, отличая ее от других; - При этом, именно они сохраняют связь семьи с культурным, национальным и религиозным контекстом; - Помогают ощутить и укрепить связь с родом, предками и своими «корнями»; - Способствуют формированию и передаче семейных ценностей, оказывают влияние на нравственную сферу и развитие морально-этических норм; - Усиливают внутрисемейные связи и способствуют укреплению теплой, доверительной атмосферы в семье, создают крепкие и нежные отношения между родителями и детьми; - Способствуют созданию и укреплению связей между поколениями, передаче опыта и знаний. Учеными доказано, что в семьях, где бабушки и дедушки принимают активное участие в жизни семьи, у детей меньше эмоциональных и поведенческих проблем; - Создают теплые воспоминания и ощущение крепкого тыла, которые будут поддерживать нас в течение всей жизни; - Обеспечивают создание безопасной среды, которая помогает справляться с жизненными трудностями; - Дают уверенность и чувство стабильности, поддерживающие нас в моменты жизненных перемен, снижают тревогу и уровень стресса. Семейные традиции являются одним из очень действенных методов укрепления семьи. Ведь чем больше в доме традиционных событий, даже самых маленьких и на первый взгляд незначительных, тем разнообразнее будни и веселее праздники. И тем светлее воспоминания о детстве и юности, о бабушках и дедушках, о родительском доме. Все это служит формированию нравственности ребенка. 1.3 Критерии нравственной воспитанности младших школьников Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня: -мотивационно-побудительный; -эмоционально-чувственный; -рациональный, или умственный. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека. Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред. Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом - воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится. Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. [8] Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят. Нравственные потребности начинаются: с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму. Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие. Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания подрастающего поколения. Перед данными социальными институтами стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого существенно изменится в условиях научно-технической революции. Это требует приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В воспитании младших школьников доминирующей стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg