Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Комплекс физических упражнений, направленный на обучение удару слева двумя руками юных теннисистов 9-10 лет

baby_devochka 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.05.2022
Цель исследования - разработать комплекс физических упражнений, направленный на обучение удару слева двумя руками юных теннисистов 9-10 лет. Объект исследования - тренировочный процесс юных спортсменов 9-10 лет, занимающихся большим теннисом. Предмет исследования - комплекс физических упражнений, направленный на обучение удару слева двумя руками юных теннисистов 9-10 лет. Гипотеза исследования. Предполагается, что включение в содержание спортивной программы комплекса упражнений направленных на общую и специальную физическую подготовку, их рациональное планирование и применение будет содействовать повышению уровня двигательной подготовленности, а также улучшению показателей физической подготовленности, развитию и поддержанию устойчивой мотивации к постоянным занятиям. Практическая значимость. Разработанный комплекс физических упражнений поможет тренерам развить (или же улучшить) физические качества юных теннисистов 9-10 лет и эффективно подготовить к нелегким физическим нагрузкам.
Введение

Актуальность работы. Теннис, как и любой другой вид спорта, формирует прекрасное телосложение, укрепляет мышцы и очерчивает контуры. Ещё в 18-м веке, теннис считался игрой интеллигенции, только элита могла себе это позволить. Сейчас теннис стал более доступным, но не менее привлекательным. В теннис играют на спортивных площадках, во дворах школ и даже на курортах, это удивительная, увлекательная игра и прекрасное времяпрепровождение. Но большому теннису не так просто научиться, это не бессмысленное махание ракетками, это искусство, которое нужно чувствовать сердцем, телом и понимать разумом. Начальный этап обучения игре в теннис труднее, чем во многих других видах спорта. Иногда приходится потратить много времени, чтобы научиться отбивать мяч через сетку несколько раз подряд. Не только техника и способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела имеет значение при игре в теннис. Немаловажную роль играет способность быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний. Здесь стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства. В системе современного физического воспитания высоких достижений в уровне физической подготовленности и улучшения морально-нравственного состояния детей не отмечается, несмотря на различные формы физической культуры, в следствие этого одной из актуальных проблем современного общества считается повышение здоровья подрастающего поколения. В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные мышечные группы и на целые системы организма. Проблемой является поиск адекватных средств физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе. Традиционные способы физической культуры в процессе физкультминуток не всегда решают данные проблемы. В современных условиях необходим комплексный подход к проблеме здоровья детей. Один из путей решения этой проблемы – разработка и внедрение новых комплексных оздоровительных программ в процессе тренировок. В набор необходимых физических качеств теннисиста входят: умение расслаблять мышцы и гибкость, сила, скорость, ловкость, прыгучесть и выносливость. Высокое развитие этих качеств, как правило, невозможно без соответствующего уровня развития других. И в игре они не одни. Следовательно, воспитание физических качеств в значительной степени смешанное, в значительной степени осуществляется с помощью комплексных средств, прыжков, бега, акробатических упражнений. Физическая культура предполагает согласованное, гармоничное развитие качеств с учетом специфики тенниса. Для развития физических качеств в теннисе упражнения должны быть направлены на развитие силы, ловкости, координации, скорости реакции, выносливости и гибкости. Неотъемлемой частью методики является система спортивной тренировки, которая содержит комплекс упражнений, направленных на развитие физических качеств юных теннисистов. На этом этапе обучения большое внимание уделяется технической и тактической подготовкам теннисистов, что в свою очередь влияет на их спортивные результаты. Недостаточное внимание уделяется физической культуре. Исходя из вышесказанного, возникает противоречие: между необходимостью продолжения повышения уровня физической подготовленности на данном этапе тренировок и недостаточным развитием методик воспитания физических качеств юных теннисистов. Технику ударов трудно освоить, не обладая определенной ловкостью, силой, быстротой. Кроме того, физически подготовленный спортсмен способен выдерживать и большую психическую напряженность матчей, когда счет идет очко в очко, гейм в гейм. Таким образом, степень развития физических качеств, в значительной мере, определяет уровень достижения спортсмена. Однако надо также отметить, что работ наших авторов, посвященных вопросам современного тенниса, крайне мало. Анализ литературы, посвященной теннису, свидетельствует о том, что вопросу развития физических качеств у учащихся, занимающихся большим теннисом, не уделено должного внимания, и утверждение о необходимости в большей степени развивать те или иные физические качества теннисистов на начальном этапе тренировочного процесса носит дискуссионный характер. Это и определяет актуальность проводимых в данной работе исследований.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА И ОСНОВ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 7 1.1 Структурный анализ тренировочного процесса юных спортсменов-теннисистов 7 1.2 Средства и методы развития физических качеств юных теннисистов 11 1.3 Анатомо-физиологические особенности юных спортсменов 9-10 лет 25 Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31 2.1 Задачи исследования 31 2.2 Организация исследования 31 2.3 Организация исследования 34 Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36 3.1 Основы технико-тактических действий юных теннисиста 36 3.2 Методика проведения тренировок по общей физической подготовке 39 3.3 Сравнительный анализ педагогического эксперимента 45 ВЫВОДЫ 52 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Список литературы

1. Айвазян Ю.Н. Теннис / Ю.Н. Айвазян. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1986. – 62 с. 2. Ангелевич А.Е. Первые ракетки / А.Е. Ангелевич. - Москва: Олимп-Бизнес, 1985. - 98 с. 3. Артамонова Е.П. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста . Автореф. канд. дисс. пед. наук. Волгоград, 1996. – 23 с. 4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании // Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры,- М.: Физкультура и спорт, 1978. – 233 с. 5. Белиц-Гейман С.П. Теннис: Учебник для институтов физ. культуры . – М., 1977. – 298 с. 6. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей / С.П. Белиц- Гейман. - Москва: Педагогика, 1988. – 212 с. 7. Васина Е.В. Внешняя сторона соревновательных нагрузок теннисистов 13-14 лет / Е.В. Васина // Сборник трудов ученых РГУФК: материалы науч. конф. проф-преподават. и науч. состава РГУФК (Москва, 15-17 февр. 2006 г.) / Рос. гос. ун-т физ. культуры спорта и туризма.- М. 2006. – С.79-84. 8. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак; под ред. П.А. Виноградов. - Москва: Советский спорт, 1996. – 204 с. 9. Гем И. Всемирный теннис / И. Гем. – М.: Физкультура и спорт, 1979– 261 с. 10. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. – М. Физкультура и спорт, 1980. – 136 с. 11. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх . – М.: Советский спорт, 2010.- 332 с. 12. Голенко В.А. Академия тенниса / В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. – М.: Дедалус, 2002.- 154 с. 13. Голенко В. А., Скородумова А. П., Тарпищев Ш.А. Школа тенниса . – М., 2009. – 76 с. 14. Голенко В. А. Теннис: Внутренние механизм. – М., 2002. – 67с. 15. Демьяненко Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития: Автореф...канд. пед. наук . М., 1987.-26 с. 16. Жан-Поль Лот. Теннис за три дня / Жан-Поль Лот. - М.: Олимп- Бизнес, 1975. – 43 с. 17. Жур В.П. Начальное обучение и тренировка теннисистов / В.П. Жур. - Минск: Высшая школа, 1993. – 128 с. 18. Зайцева Л.С. Теннис для всех / Л.С. Зайцева. - Москва: Колос, 2001. - 128 с. 19. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена . – М., ФиС, 2008. 20. Иванова Т.С. Путь к мастерству . – М.: Инсофт, 1993. – 145 с. 21. Иванова Т.С. Основы подготовки юных теннисистов. Психологическая подготовка. Учебное пособие для студентов РГАФК. Москва. - 2000.– 54 с. 22. Иванова Т.С., Иванов Л.Ю. Использование зарубежного опыта психологической подготовки в тренировке юных теннисистов. – М.: Физкультура, образование и наука. Т. 3, 1998. – С.120-121. 23. Кондратьева Г.А. Теннис в спортивных школах / Г.А. Кондратьева, А.И. Шокин; под ред. Г.А. Кондратьева. - М.: Физкультура и спорт, 1975. – 180 с. 24. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки / Л.П. Матвеев. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 318 с. 25. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с. 26. Олдржих Машка. Начальная школа тенниса / Олдржих Машка, Владимир Шафаржик; под ред. Олдржих Машка. - М.: Олимп-Бизнес, 1998. – 75 с. 27. Род Лейвер. Как побеждать в теннисе / Род Лейвер. - М.: Рипол Классик, 2009. – 164 с. 28. Скородумова А.П. Современный теннис: основы тренировки [Текст] / А.П. Скородумова. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 160 с. 29. Скородумова А.П. Теннис: как добиться успеха / А.П. Скородумова. - М.: PRO-PRESS, 1998. – 176 с. 30. Скородумова А.П. Программа тестирования физической подготовленности / А.П. Скородумова // Лаун-теннис клуб. – 2003. - № 1.- 32с. 31. Скородумова А.П. Снова о «спортивной форме» / А.П. Скородумова // Теория и практика физической культуры. – 2009. - № 9. – С.4 32. Скородумова А.П. Соревновательная деятельность теннисистов 13-14 лет / А.П. Скородумова, Е.В. Васина // Теория и практика физической культуры. – 2008. - № 5. – С.45 33. Спортивные игры. Техника, тактика обучения . Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М., 2001. – 167 с. 34. Тарпищев Ш.А., Скородумова А.П. Теннис : учебник для ВУЗов физической культуры Часть 2. – Москва 2011. – 279 с. 35. Тарпищев Ш.А. Самый долгий матч / Ш.А. Тарпищев. – М.: Вагриус, 1999. – 187 с. 36. Тарпищев Ш.А. Не могу постоянно просить ребят играть за «спасибо» // Спорт – экспресс. – 2009. – 13 июля – С.16. 37. Тафернер В., Тафернер С. Теннис для начинающих. М., 2005. – 230 с. 38. Теннис: программа спортивной подготовки по виду спорта теннис для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под общ. ред. А.В. Калинкина. – М.: Коломна, 2021. – 151 с. 39. Шаповалова О.А. Теннис для начинающих . М. - 2002. – 266 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА И ОСНОВ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 1.1. Структурный анализ тренировочного процесса юных спортсменов-теннисистов Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет рад методических и организационных особенностей: - тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации); - тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма; - в процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью спортсменов и их физическим развитием; - надежной основой успеха юных спортсменов в теннисе является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма; - с возрастом и подготовленностью юных спортсменов постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки; - необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки. Во время практических занятий применяются разнообразные методы ведения тренировочного процесса, а именно: групповой, фронтальный, индивидуальный, поточный методы тренировки [38,39] В тренировочном процессе широко используется способ проведения физических упражнений в игровой форме. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, их интересов и перспективы развития. Организующим моментом в разработке и содержании занятия являются разминка и физические упражнения. Причем, важна как специфика самих упражнений, так и условия, в которых они выполняются. В содержание тренировочного занятия входит не только выполнение физических упражнений. Это сложная и многообразная деятельность спортсмена и тренера, которая проявляется в овладении новыми навыками и умениями, непосредственном выполнении упражнения, обсуждении, анализе и осмысливании выполняемых действий, контроле за состоянием здоровья, приобретении теоретических знаний и практического опыта спортсмена. Все перечисленные стороны содержания тренировочного занятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. От правильности подбора средств и методов (содержания) в большей степени зависят воспитательно-образовательные результаты занятия. Тренировочное занятие принято подразделять на три взаимосвязанные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Такое подразделение определяет логическую последовательность выполнения физических и других действий учащихся. Каждая часть тренировочного занятия решает свои определённые задачи. Подготовительная часть служит для создания необходимых условий (предпосылок) для проведения основной тренировочной работы в каждом отдельном занятии. В этой части происходит начальная организация занятия: тренер знакомит спортсменов с предстоящей работой, создает условия для её выполнения, проводит подготовку организма спортсменов (разминку, разогревание) к выполнению предстоящей физической нагрузки, создает благоприятный эмоциональный фон. На вводную часть в занятии отводится 10–15 мин. Средства вводной части - объяснение целей, задач и содержания занятия, различные строевые упражнения, ходьба, замедленный бег, гимнастические упражнения, упражнения на растяжение мышц и подвижность в суставах, общеразвивающие упражнения. Используются также различные гимнастические снаряды (стенка, брусья). В основной части решаются наиболее важные задачи занятия: овладение различными двигательными навыками и умениями, совершенствование в технике выполнения соревновательных упражнений, воспитание физических, морально-волевых и других качеств. В тесной связи с решением специфических задач физического воспитания в основной части занятия, как и в других его частях, решаются и задачи нравственного и эстетического воспитания. Для эффективного решения всех перечисленных задач в основной части могут применяться как непосредственно игровые упражнения по теннису, соревнования, так и самые разнообразные физические упражнения, а также средства и методы воспитания тех или других качеств учащихся. По времени основная часть может длиться от 15 мин до 25 минут. Это зависит от целей и задач занятия. Задачами заключительной части является снижение общего возбуждения нервной системы, снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц, а также краткий обзор и подведение итогов занятия, при необходимости - задание на дом [1, 5, 38, 39]. Наиболее характерные упражнения заключительной части - бег в умеренном темпе, ходьба, несложные гимнастические упражнения на расслабление мышц и осанку, висы на перекладине или шведской стенке, разгружающие позвоночник после занятий с напряжениями. Очень важно при построении тренировочного занятия не только правильно подобрать упражнения, но и определить последовательность их выполнения в каждой его части и обеспечить оптимальные связи между ними. Существуют определённые требования к выполнению тренировочного занятия, которых должен придерживаться каждый спортсмен. Делать общую и специальную разминку в течение 10-20 мин. Начинать занятия не ранее чем за 2 ч. после приёма пищи. Заниматься в удобной спортивной одежде и обуви. Не выполнять без разрешения преподавателя сложные, ещё не освоенные упражнения. Не отвлекаться и не отвлекать других во время занятий. Не допускать перерывов в тренировочных занятиях без уважительной причины. Стремиться к приобретению теоретических знаний по методике тренировки, физиологии, гигиене, самоконтроле, правилам соревнований. Вести дневник тренировочных занятий. Спортивный сезон начинается с 1 января. Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 52 недели (табл.1.1). (Из них 46 недель в условиях Учреждения, и 6 недель в условиях спортивного лагеря или тренировочных сборов, либо самостоятельной работой по индивидуальному плану спортсменов, выданным тренером) [38]. Таблица 1.1. Примерный план-график на 52 недели тренировочных занятий Разделы подготовки Этапы подготовки НП Т (спортивной специализации) Спортивного совершенст-вования Высшего спортивного мастерства До года 2 года 3 года 1 год 2 год Свыше 2 х лет 1 ОФП 124 155 151 129 126 155 Выполнение индивидуального плана спортивной подготовки 2 СФП 86 111 111 150 150 190 3 ТП 62 110 110 160 160 230 4 Теоретическая подготовка 3 3 3 20 20 36 5 Тактическая подготовка 3 3 3 70 70 180 6 Психологическая подготовка 3 3 3 24 24 37 7 Самостоятельная подготовка 31 31 31 63 63 94 8 Соревнования, тренировочные мероприятия 0 0 4 8 11 14 9 Всего 312 416 416 624 624 936 1.2. Средства и методы развития физических качеств юных теннисистов В комплекс необходимых теннисисту физических качеств входят гибкость, сила, быстрота, прыгучесть, ловкость и выносливость. Все они тесно взаимосвязаны и проявляются во время игры в специфических формах. Так, быстрота находится в прямой зависимости от гибкости и силы, а сила, в свою очередь, от этих двух качеств. Существенное значение в физической подготовке имеет и способность к расслаблению, от которой во многом зависит развитие и проявление всех физических качеств. Развитие качеств теннисиста осуществляется в основном комплексными средствами. Примерами таких средств могут служить прыжковые, беговые, вратарские упражнения [5]. В основном качества проявляются в игре непосредственно через технику. Прыгучесть, например, выражается в способности выполнять удары над головой в высоких прыжках вверх, а удары с лета справа и слева - в далеких прыжках в стороны. Поэтому развивать качества необходимо с учетом конкретных особенностей техники в целом и для каждого приема отдельно [13]. Физическая подготовка осуществляется с помощью основных и подготовительных упражнений. К первым относится сама игра и разнообразные игровые упражнения, ко вторым - общеразвивающие и специальные упражнения. Специальные подготовительные упражнения нацелены на развитие качеств, применительно к игровым действиям, приемам техники. Примерами таких упражнений могут служить метания, осуществляемые движениями, близкими к ударным движениям при подаче [3]. Значение основных и подготовительных упражнений для развития различных качеств не одинаково. Так, развитие быстроты двигательной реакции осуществляется главным образом с помощью основных упражнений, тогда как развитие гибкости - с помощью, прежде всего подготовительных упражнений. При этом следует иметь в виду, что не всякое игровое упражнение может служить действенным средством развития необходимых физических качеств. Так, игра у задней линии в медленном темпе, без использования сильных ударов, неожиданных, не будет способствовать развитию таких качеств, как быстрота и ловкость. Для физической подготовки необходимо использовать игровые упражнения, требующие наиболее высокого проявления физических качеств. Гибкость и способность к расслаблению. Движения игрока отличаются легкостью, свободой и быстротой. Это во многом зависит от гибкости и способности к расслаблению. Поэтому связь между гибкостью и способностью к расслаблению приобретает особое значение, и рассматривать их целесообразно в единстве. Тем более что способность к расслаблению является важной предпосылкой развития гибкости (подвижности в суставах) и, в свою очередь, может быть развита только при хорошей гибкости. Без оптимального развития этих качеств невозможно развить до высокого уровня и все другие качества теннисиста [4, 8, 32]. Во время игры в активную работу вовлекаются фактически мышцы всего тела теннисиста. Весь мышечный аппарат должен отличаться эластичностью, способностью свободно растягиваться, хорошо и быстро расслабляться. Для этого необходимо развивать в первую очередь общую способность к мышечному расслаблению и высокую подвижность во всех суставах тела. К этим важным качествам предъявляются высокие требования как при ударных движениях, так и при передвижениях по площадке. Для выполнения ударов (особенно сильных) важно, чтобы ударное движение осуществлялось быстро, свободно, а это возможно лишь при условии, если мышцы-антагонисты окажутся оптимально расслабленными, податливыми к растягиванию и не будут сопротивляться быстрому и свободному проведению ударного движения [9]. Нередко главной причиной задержки в освоении техники или закреплении приемов с явно нерациональными движениями бывает мышечная напряженность - общая или локальная (отдельных мышечных групп, которые непосредственно участвуют в ударном движении). Второй вид напряженности более характерен для мышц шеи, спины и плечевого пояса. Основной метод развития гибкости - многократное выполнение упражнений на растягивание с постепенно возрастающей (вплоть до предельной) амплитудой движений, достигаемой за счет собственных усилий, с помощью отягощений, а также с активной помощью партнера, причем гибкость должна проявляться свободно, в разнообразны, и, особенно, в быстрых движениях. Уровень развития гибкости теннисиста должен быть выше того уровня, который необходим в игровых действиях. Этот «запас» и поможет выполнять упражнение легко и свободно [33]. С возрастом снижается эластичность мышц, происходят изменения в суставах. В результате уменьшается гибкость. Задержать этот процесс или значительно ослабить его можно только при систематическом выполнении упражнений. Современный атлетический теннис предъявляет высокие требования к развитию силы. Развитие общей силы нацелено на совершенствование силовых способностей всех групп мышц и является необходимым условием гармонического физического развития, формирования атлетического телосложения. Специальную силу развивают применительно к ударным движениям, разнообразным скоростным передвижениям, прыжкам [7]. Игровые действия связаны с вовлечением в активную работу всех основных мышечных групп тела. Ведущую роль в этих действиях играют скоростные динамические усилия, обусловливающие большую скорость движений. Однако при ударах существенное значение имеют и довольно высокие статические усилия, например усилия, развиваемые мышцами пальцев, кисти и предплечья для создания «жесткости» хватки ракетки. Поэтому силовая подготовка должна быть всесторонней и развивать силу мышц в различных режимах работы. При развитии специальной силы следует учитывать конкретные задачи проявления этого качества применительно к различным вариантам ударных движений. Задачи сводятся к тому, чтобы: «сообщить» руке с ракеткой большую скорость для выполнения мощного удара (на длинном отрезке движения она возрастает постепенно, на коротком - быстро); управлять ракеткой в условиях крайне ограниченного времени; создать «жесткое» соединение звеньев кинематической цепи «теннисист-ракетка» к моменту удара ракеткой по мячу. Для первых двух случаев характерен преимущественно динамический режим работы мышц, для третьего – статический [16]. Для развития силы используют главным образом упражнения с преодолением различных сопротивлений с заданной оптимальной скоростью движения (например, упражнение с эспандером, с весом собственного тела при прыжках, с различными снарядами при метаниях). В упражнениях для развития силы применительно к ударным движениям используют резиновые амортизаторы, эспандеры, блоковые устройства, специальные тренажеры с упруго и подвижно закрепленными теннисными мячами, утяжеленные ракетки, набивные мячи, кистевые эспандеры и т. д. Режим работы мышц и усилия следует варьировать применительно к особенностям приемов техники, и прежде всего к ударам справа, слева и сверху. Основной метод использования силовых упражнений для теннисиста - метод повторных усилий с постепенным увеличением сопротивления и скорости движений, периодическим выполнением упражнений до отказа. Развитие силы применительно к скоростным передвижениям и прыжкам направлено на создание необходимых условий для мощного отталкивания и обеспечения высокой частоты движений ногами. При этом необходимо учитывать специфические для тенниса особенности стартовых исходных положений и связанные с ними особенности концентрации толчковых усилий. Теннисист стартует, выполняет разнообразные прыжки и броски у сетки из исходных положений, для которых характерно довольно небольшое сгибание ног в коленях. В результате толчковые усилия концентрируются главным образом на мышцах стопы и голени [14]. При развитии силы, необходимой для быстрых передвижений и прыжков, используют главным образом две группы упражнений. В первую входят упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, которые наиболее активно участвуют в создании мощного отталкивания и обеспечении высокой частоты движений ногами. Например: быстрые пружинистые выталкивания вверх, выполняемые разгибанием стоп; сгибания и разгибания стопы, голени, бедра с преодолением сопротивления амортизатора или отягощения; метания набивных мячей или других отягощений ногами (главным образом быстрым разгибанием в коленных суставах из исходного положения, лежа на спине). Во вторую группу входят упражнения комплексного характера, с преобладанием динамического режима работы мышц. Это разнообразные беговые и прыжковые упражнения. Силовую подготовку осуществляют с первых дней занятий теннисом. Ее необходимо рассматривать как одно из главных условий освоения рациональной техники. Недостаточная силовая подготовка часто становится основной причиной не только значительного замедления технической подготовки, но и причиной прочного закрепления неправильных движений. Качество быстрота в игре проявляется в скорости двигательной реакции, стартовых ускорений, дистанционных и челночных передвижений, в быстроте ударных движений [3]. При развитии быстроты двигательной реакции, особенно реакции с опережением, очень важна психологическая установка. Теннисист должен четко знать, на что в первую очередь необходимо быстро реагировать. Направление и сила подготавливаемого соперником удара, предполагаемые особенности вращения мяча - вот характеристики удара, которые наиболее тесно связаны с этим качеством. И все же главная из них - направление удара. Чтобы быстро осуществить ответные действия, необходимо в первую очередь незамедлительно определить, куда будет направлен мяч [12-14]. Главный метод развития быстроты реакции теннисиста - многократное повторение скоростных действий в ответ на неожиданные сигналы-раздражители, постепенно сокращая время, которым располагает игрок для ответных движений (до минимально возможного, даже более короткого, чем это требуется при темповой игре) [11]. Быстроту двигательной реакции развивают с помощью игровых средств, а также специальных и общеразвивающих подготовительных упражнений. Примером использования игровых средств могут служить следующие упражнения: игра с лета, полулета и ударами по отскочившему мячу у ребристой тренировочной стенки или стенки, смонтированной из трех-четырех гранников (от них мяч отскакивает неожиданно в разные стороны); игра с лета у сетки против двух партнеров, которые находятся у задней линии и используют острые неожиданные низкие обводящие удары и периодически обводящую «свечу»; игра у задней линии против двух партнеров, которые находятся у сетки, неожиданно направляют мячи в разные углы площадки и периодически используют укороченные удары. Из числа технических средств для развития быстроты реакции хорошо использовать теннисную пушку, способную выстреливать мячи с большой скоростью и в различные стороны [32]. Достаточно внимания следует уделять развитию с помощью игровых упражнений быстрого реагирования на неожиданные укороченные удары. В игре со счетом эти технические приемы используют довольно редко, поэтому она не может служить главным средством развития этого качества. Предпочтение следует отдавать высоким воротам, чтобы иметь возможность направлять мячи в трех направлениях (вправо, влево и высоко вверх). Упражнения, требующие проявления только простой или двухсложной реакции, целесообразно использовать главным образом при начальной постановке техники и периодическом исправлении недочетов (примером проявления двухсложной реакции могут служить ответы у сетки па низкие прямые или диагональные обводящие удары, когда заранее известно, что использование «свечи» исключено). Широкое использование таких упражнений отрицательно влияет на формирование необходимой теннисисту трехсложной реакции, в нужной степени не способствует развитию прогностических способностей [26]. При развитии быстроты передвижений следует учитывать следующие их особенности: направление старта не постоянно - он осуществляется во всех четырех направлениях; старт берется из высокого положения, когда толчковые усилия преимущественно сконцентрированы на мышцах стопы и голени; наиболее типичный отрезок дистанции передвижения - 6-10 м; способы передвижения разнообразны и отличаются комплексным характером - носят челночный или зигзагообразный характер, что требует высокой стартовой и дистанционной скорости, а также быстрой смены направления передвижения. Для теннисиста важно не только быстро добегать до мяча, но и быстро «выходить» из удара, изменять направление бега и незамедлительно повторно стартовать, чтобы занять новую позицию на площадке. Достигнуть этого можно при условии, если сократить до минимума потери времени на стыках разных по направлению передвижений [8, 10]. Развитие быстроты осуществляется применительно к двум основным вариантам передвижений во время игры: - челночным - из стороны в сторону у задней линии и у сетки и вперед- назад при выходах к сетке, приеме укороченного мяча и отбегании от сетки для отражения обводящей «свечи»; - зигзагообразным - вперед в стороны при выходах к сетке и последующих перемещениях в стороны для парирования низких обводящих ударов. Для развития быстроты передвижений широко используют следующие упражнения: бег на 6-30 м обычным способом, спиной вперед, боком вперед, скрестным шагом, приставными шагами в сторону; комплексный бег, состоящий из челночных и зигзагообразных передвижений в различных направлениях разными способами; серии разнообразных прыжков; упражнения для мышц ног с заданием добиваться максимальной частоты движений; силовые упражнения для мышц ног. Разнообразие и комплексность - одна из главных особенностей беговых и прыжковых упражнений, рекомендуемых теннисисту [10]. Примерами беговых комплексов могут служить следующие упражнения: бег зигзагами и по «восьмерке», обегая расставленные по дистанции предметы; челночный бег из стороны в сторону и вперед-назад с различными способами передвижений (например, вперед обычным способом, назад скрестным шагом, боком вперед или в одну сторону приставными шагами, в другую - обычным способом). Качество прыгучесть характеризуется способностью выполнять удары справа и слева в прыжках в стороны и удары над головой в прыжках вверх (так называемая горизонтальная и вертикальная прыгучесть). Проявление ее и развитие обусловлены следующими особенностями используемых в игре прыжков: выполнением отталкиваний, как с места, так и после коротких предварительных перемещений из исходных положений с небольшим сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах, в результате чего толчковые усилия концентрируются главные образом в мышцах стопы и голени; разнообразием направлений прыжков, проведением отталкиваний как правой, так и левой ногой - правой при прыжках вправо и вверх, левой - при прыжках влево; осуществлением прыжков в максимально вытянутом в сторону или вверх положении, которое позволяет дотянуться до далекого или высокого мяча (неслучайно прыжки теннисиста иногда называют прыжками стрелой); необходимостью при завершении прыжков занимать положение готовности к последующим ответным действиям, в том числе и к повторному прыжку в противоположную сторону. Для развития прыгучести главным образом используют три группы упражнений: упражнения, нацеленные на развитие силы отдельных мышц, играющих решающую роль в осуществлении мощного отталкивания, прыжковые и вратарские упражнения [4]. Прыжковые упражнения должны быть разнообразными. Значительную их часть следует выполнять серийно, ставя задачу в каждой попытке добиться не только возможно более далекого или высокого прыжка, но и мягкого пружинистого приземления, быстрой подготовки к каждому последующему прыжку [11]. Основные прыжковые упражнения следующие: прыжки вверх, главным образом разгибанием стопы и голени из обычного для теннисиста исходного положения и положения перед прыжком для удара над головой; прыжки вверх из среднего и глубокого приседа; прыжки вверх, доставая рукой высоко подвешенный предмет или условную отметку на стене; прыжки вверх с движениями, имитирующими удар над головой, ударяя рукой по высоко подвешенному мячу; прыжки из стороны в сторону со скрестным «прыжковым шагом»; прыжки на одной ноге толчками то одной, то другой ногой; одновременно обеими ногами; напрыгивания на возвышения; спрыгивания с возвышений и последующий прыжок вверх или в сторону; прыжки в стороны, доставая ладонью подвешенные предметы или выполняя удары по подвесным мячам движениями, имитирующими удары справа и слева слета; прыжки в высоту, длину, тройные, акробатические (в том числе и на батуте) [34]. Из арсенала игровых средств для развития прыгучести используют упражнения, которые ставят игроков в условия, вынуждающие для отражения мяча выполнять удары в прыжках. Их делят на две группы: в первую входят упражнения, развивающие прыгучесть применительно к ударам у сетки справа и слева, во вторую - применительно к ударам над головой. Первую группу упражнений составляют: одиночная и парная игра у тренировочной сетки с лета косыми ударами, вынуждающими для отражения трудного мяча использовать далекий прыжок в сторону; игра с лета у сетки против одного - двух партнеров, направляющих мячи обводящими ударами в разные стороны. Во вторую группу входят упражнения, при выполнении которых делается попытка с завершающим прыжком вверх отражать глубокую «свечу» ударом над головой, быстро отбегая от сетки. Ловкость в теннисе - сложное комплексное качество. Оно выражается, прежде всего, в способности успешно осуществлять сложные двигательные действия в быстро и неожиданно изменяющейся обстановке. Ловкость как бы аккумулирует другие физические качества для осуществления именно таких действий и именно в такой обстановке [12]. Ловкость в конкретных игровых действиях проявляется весьма специфично. Наиболее высокие требования к развитию этого качества предъявляются в игре у сетки. Все более важной в современном теннисе становится и так называемая приспособительная ловкость применительно к игре на различных площадках. Выражается она в способности быстро приспосабливать технику к специфическому для каждой площадки отскоку мяча и свободно использовать именно те удары, которые наиболее эффективны в конкретных условиях [6].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg