Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Лидерские качества у подростков и их формирование посредством тренинга

stitova 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.05.2022
По проведенному исследованию в выпускной квалификационной работе на тему «Лидерские качества у подростков и их формирование посредством тренинга», можно сформулировать следующие выводы: 1) Решая первую задачу, были рассмотрены теоретические основы проблемы становления лидерства в подростковом возрасте, на основании чего выявили: сильные стороны лидера, которые и характеризуют его сущность и поведение заключаются в следующем: лидер всегда уверен в собственных силах, и в критических ситуациях, он действует смело и решительно, увлекая за собой окружающих единомышленников; лидер должен выдерживать перепады настроения и уметь взять себя в руки в любой экстремальной ситуации, т. е. иметь сильное самообладание; умение оставаться хладнокровным в любой ситуации - одно из главных преимуществ лидера - это, хладнокровие; плюсом в достижении целей для лидера является настойчивость и упорство; настоящий лидер должен быть способным на разумный риск и решительным. Подводя итог, мы поняли, что именно эти сильные качества лидера помогают ему добиться больших успехов в жизни.
Введение

В наше время всё большую актуальность приобретает исследование лидерских качеств подростков, так как именно они - движущая сила общества завтрашнего дня, нашего будущего. И от того готовы ли подростки в скором времени проявить себя самостоятельными и ответственными, зависит, по большому счёту, будущее всего мира. Ведь общество, живущее, во многом по инерции, остро нуждается в конкурентно способных гражданах, которые могут повести за собой, сказать новое слово в науке и культуре, торговле и политике, объединить людей ради общего благого дела, разрушить старые, утратившие важность, социальные шаблоны, но сохранить культурные и духовно - нравственные традиции, ценности, историческую память нашего народа и вывести свою страну на качественно новый уровень. В данном исследовании мы будем рассматривать особенности проявления лидерских качеств подростков, на формирование которых значительное влияние оказывает их уровень личностной зрелости. Вот что говорят об актуальности изучения проблемы формирования личностной зрелости и развитии лидерских способностей психологи - аспирант Погорелова Д.А. [48] и кандидат психологических наук, доцент Медведева И.А. в своей научной статье «Изучение социально-психологических факторов формирования личностной зрелости современной молодёжи» [37]. В стремительном темпе научного, общественного развития возникают новые сферы деятельности. Появилась острая необходимость в информационной сфере, в сфере высоких компьютерных технологий в космической, инженерной, военной сфере. Изменились условия жизни, увеличился объем информации, что ведет к возрастанию потребности в активных, инициативных, креативных молодых гражданах, способных к постоянному развитию и самосовершенствованию, сознательному отношению к жизни, что возможно лишь при условии зрелости личности. Только личностно зрелый человек способен к преобразованию окружающей среды, усвоению традиционной и созиданию новой культуры, к самореализации в любом виде деятельности и успешным отношениям с окружающими его другими членами общества. Мы живём в век информационных не только технологий, но и в век информационных гибридных войн. На выбор социальных взглядов и позиций молодёжи огромное влияние оказывают СМИ. В интернете появляются разные лидеры с провокационными призывами, в основном стараясь повлиять на нашу молодёжь. Следовательно, наша задача в том состоит, чтобы научить подрастающее поколение отличать цели и задачи разных лидеров, выработать иммунитет к асоциальным явлениям. В производстве, экономике, политике, педагогике, медицине, в информационной сфере нам нужны творческие люди с сильными, характерами, с качествами лидера. Проблема исследования заключается в том, что есть потребность общества в лидерах, но недостаточно разработаны практические рекомендации развития лидерских качеств в подростковом возрасте, который считается основой для их формирования. Степень разработанности проблемы исследования. Исследованию лидерских качеств подростков посвящены научные труды таких ученых как Е. А. Климов, И. С. Кон, Е. С. Кузьмин, В. Н. Князев, И. С. Полонский, Б. Д. Парыгин, А. И. Пригожий, А. Г. Сорокова, Л. И. Уманский, и др. На сегодняшний день глобальный интерес вызывает проблема эффективности педагогического сопровождения и поддержки подросткового лидерства, идет активная разработка технологий формирования лидерских качеств личности. Несмотря на обилие научной литературы по проблемам лидерства наш анализ дает основания сделать вывод о том, что проблема развития лидерских способностей подростков в полной мере не была осмыслена педагогической наукой, так как удельный вес в разработке интересующей нас проблемы принадлежит работам психологического плана. К числу нерешенных относятся вопросы, связанные с раскрытием сущности, содержания и структуры понятия «лидерские качества и способности подростка», использование возможностей образовательной среды школы в процессе развития лидерских способностей подростков не нашло должного отражения в исследованиях. Цель исследования: изучение лидерских качеств подростков и их формирование. Объект исследования: лидерские качества. Предмет исследования: процесс формирования лидерских качеств подростков. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы становления лидерства в подростковом возрасте. 2. В ходе эмпирического исследования изучить особенности проявления лидерских качеств у подростков. 3. Разработать и апробировать тренинговую программу по формированию лидерских качеств подростков. 4.Проверить результативность разработанной тренинговой программы по формированию лидерских качеств подростков. Гипотеза исследования: реализована разработанная тренинговая программа, представляющая собой последовательное развитие лидерских качеств, будет способствовать формированию лидерских качеств. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ проблемы лидерства в психолого-педагогической литературе, выявление основных понятий, анализ, обобщение, сравнение, структурирование теоретического материала, моделирование. 2. Эмпирические: беседа, сравнение, констатирующий и формирующий этапы эмпирического исследования; тестирование по следующим психодиагностическим методикам: «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (В.А. Федоришин), «Я – лидер» (А.Н. Лутошкин). Практическая значимость исследования связана с разработанными на его основе психолого-педагогическими рекомендациями, которые могут быть использованы психологами образования при работе с педагогами и родителями учащихся подросткового возраста. Разработанный комплекс занятий с элементами тренинга для развития позитивных лидерских качеств (далее – ПЛК) может быть использован в работе психологов, социальных педагогов и педагогов-организаторов образовательных организаций. Также в воспитательной работе детских оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования, школьной практике классных руководителей и учителей-предметников. База исследования: исследование проводилось на базе КГУ «Средняя общеобразовательная профильная школа № 41 города Павлодара с физкультурно - оздоровительной направленностью». Выборка: в данном исследовании приняли участие 54 учащихся 8 А и Б классов. Средний возраст испытуемых 14-15 лет. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Список использованной литературы включает 74 источников. В приложении представлены использованные в исследовании методики и результаты статистического анализа эмпирических данных.
Содержание

Введение 6 1 Теоретические основы проблемы становления лидерства в подростковом возрасте 10 1.1 Современные подходы к изучению проблемы лидерского поведения и лидерских качеств личности 10 1.2 Психолого-педагогические условия для развития позитивных лидерских качеств подростков 18 1.3 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста, лидерство в подростковом возрасте 22 2 Эмпирическое исследование лидерских качеств у подростков 32 2.1 Этапы, методы и методики исследования 32 2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего этапа эмпирического исследования 36 2.3 Разработка и апробация Тренинговой программы формирования лидерских качеств подростков 47 2.4 Анализ эффективности реализации Тренинговой программы по формированию лидерских качеств подростков 57 Заключение 62 Список использованной литературы 67 Приложения
Список литературы

1. Аве¬ринцев С.С. Философский энциклопедический словарь / ред.кол.: С.С. Аве¬ринцев, Э.А. Араб-Оглы. - 2-е изд. - Москва: Сов. энциклопедия, 1989. - 815с. 2. Адлер, Ю.П. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности / Ю.П. Адлер, В.В. Липкина // Стандарты и качество. - 2000. - №10. - С.14-22. 3. Ананченко, М.Ю. Сущность и источники лидерства / М.Ю. Ананченко // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №1. - С.47-54. 4. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c. 5. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Academia, 2018. - 320 c. 6. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. - 271 с. 7. Бабинцев, В.П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона / В.П. Бабинцев, И.В. Бояринова, Е.В. Реутов // Социологические исследования. - 2018. - №2. – С.76-82. 8. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова. 2-е изд. М.: Издателъско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 328 с. 9. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c. 10. Беляева, П.А. Развитие лидерского потенциала подростков как психологическая проблема / П.А.Беляева // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2019. - №6. - С.126-131. 11. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства /Т.В. Бендас// Вопросы психологии. -2018. -С.120-123. 12. Бендас Т.В. Уровень организованности группы и проблема лидерства: автореф. дис...канд. психол. наук. Ленин град, 1981. 21с. 13. Бендас, Т.В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности лидеров / Т.В. Бендас // Вестник Оренбургского университета. - 2020. - №1. - С.19-23. 14. Беннис У. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поко¬ления / У. Беннис, Р. Томас. - М.: Вильямс, 2006. – 208 с. 15. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и эф фективность в напряженных ситуациях совместной деятельности (на при мере учебных групп подростков и юношей): автореф. дис...канд. психол. наук. Курск, 2016. 24 с. 16. Вергилес Э.В. Теория лидерства. – М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2020. – 42 с 17. Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидер¬ских качеств личности ребенка /М.А. Викулова. - М.: Автореферат кандидат пед. наук, 1990. - С. 54 – 64 18. Гапонюк З.Г. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у подростков // Вестник университета (ГУУ). - 2018. - №5. - С.25-29 19. Гольева Г.Ю. Развитие лидерских качеств у подроситков [Текст]: монография / Г.Ю. Гольева – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 204 с. 20. Давлетова, А. И. Лидерство как социальное явление: сб. науч. тр. / А.И. Давлетова.- Славянск-на-Кубани: центр СГПИ, 2011. - С. 65-76. 21. Дафт Р.Л. Уроки лидерства. - М.: Эксмо, 2016. - 480 с. 22. Евтихов О.В. Тренинг лидерства / О.В. Евтихов. – М.: Речь, 2020.- 240 с. 23. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. - 2016. - №5. – С.23-29. 24. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - 258 с. 25. Занковский А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. - М.: ИНРАН, 2017. - 390 с 26. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможности формирования его потенциала / Л.Б. Зубанова // Педагогическое образование и наука. - 2007. - №2. - С.53-57 27. Исследование особенностей потенциала лидерской мотивации учащихся в системе общего образования: Монография. / Отв. ред. к.т.н., доц. Петров Е.В. Минобрнауки России, ТГАСУ. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2019. 80 с. 28. Кретов, Б.И. Типология лидерства // Социально - гуманистические знания. - 2020. - №3. – С.73-78. 29. Кривеньшева, Е.Н. Аксиология молодежного лидерства в регионе /Е.Н. Кривеньшева // Регионология. - 2019. - №3. - С.221-229. 30. Кричевский, Р.Л., Рыжак, М.М. Лидерство как структурный фе-номен // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для учащихся вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2013. - С. 268-274. 31. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. - 2020. - № 9. – С. 114-121 32. Кунакбаева А. М. Развитие лидерских качеств у старших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 1. – С. 196–202 33. Ларионов, В.Г. Природа лидерства / В.Г. Ларионов, О.Н. Мельников // Российское предпринимательство. - 2020. - № 2/4.- С.13-19. 34. Лидерство в молодежной среде : учеб. пособие / А.В. Поно марёв, А.О. Ланцев, М.С. Кырчиков ; Мин-во науки и выс шего образования РФ.- Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020.- 216 с 35. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2018. – 192с. 36. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учебное пособие для учащихся. – М.: Перспектива, 2016. – 120 с 37. Медведева И.А. Изучение социально-психологических факторов формирования личностной зрелости современной молодёжи / Т.В. Бендас // Вопросы психологии. – 2020. – № 1. – С. 87-95. 38. Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2012.- 208 с. 39. Мень, М.А. Лидерство как личностный феномен / М.А. Мень // Личность. Культура. Общество / 2019. - № 16. – С. 181-191. 40. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь: ПГПИ, 2008. - 79 с. 41. Намазбаева Ж.И. Развитие интеллектуальной творческой личности: учебно-методическое пособие. - Алматы: Изд-во «УЛАГАТ», 2013. – 198 с. 42. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. - М.: Перспектива, 1994. - 366 с. 43. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: Учеб. пособие / П. Д. Павленок. 10-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. 592 с. 44. Павлова О.А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2018. - С. 168. 45. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 2019. – 404 с. 46. Петрова Ю.О. Инновационное лидерство // Альманах современной науки и образования. - 2020. - № 10. - С. 148-150. 47. Платонов, Ю. Структура и условия лидерства / Ю. Платонов // Менеджмент и менеджер. - 2018. - №2. - С.9-14. 48. Погорелова, Д. А. Изучение социально-психологических факторов формирования личностной зрелости современной молодежи / Д.А. Погорелова //Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. - № 11 (65). - Часть 1. - С. 80-84 49. Психологическая характеристика лидерства. // Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. - Теоретическая психология. - 2020. - с. 267-281. 50. Райс Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - Москва: Питер, 2014. - 816 c 51. Райс. Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - Изд-во: Питер, 2020. – 816с 52. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. - М.: Психология, 2014. - 319 с. 53. Репина, Т.А., Викулина, М.А. Специфика организации лидерами совместной деятельности со сверстниками /Т.А.Репина, М.А. Викулина //Педагогическое обозрение.- 2020.- № 3.- С.44-49. 54. Романова М.В. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы лидерства в науке // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 192-199. 55. Рудяков О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2018. – 99 с. 56. Рябышева Ю.Ю. Валеева, Р.А. Особенности развития лидерских способностей у старших подростков / Ю.Ю. Рябышева, Р.А. Валеева // Образование и саморазвтие. – 2020. - № 32. – с.131-136 57. Социальная психология: учебно - методический комплекс по дисциплине 030301 Психология/ авторы - составители Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - 286 с. 58. Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 21-23 апреля 2016 г.) / ред. колл.: Н.Н. Михайлова [и др.]. Москва: Пробел, 2016. 372 с. 59. Спивак А.А. Лидерство. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2015. - 320 с 60. Стогдилл. Р. Лидерство / Р. Стогдилл.- М.: Норд-Вест, 2020.- 224с. 61. Тихонов А.К. Ключевые качества современного лидера / А.К. Тихонов // Вестник НЛП. - 2020. - №31. - С.5-9. 62. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение подросткового лидерства: Автореф. дис. доктора пед. наук. - Кострома, 2018. - С. 321 63. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие /Л.И. Уманский. - Москва: Просвещение, 1980. - 160 с. 64. Усова, С.И. Лидерство как одна из важнейших черт личности и ее проявление в студенческом коллективе / С.И. Усова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - №5. - С.88-96 65. Фадеева Е.И. Как стать лидером? // Управление образовательным учреждением, 2020, №7, с.19. 66. Чарышева, С.Р. Лидерство и продуктивность: методология развития лидерского потенциала / С. Р. Чарышева: Бук; Казань; 2017.- 220 с. 67. Шейн Е. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2007. 336 с. 68. Ansbacher H.L. Alfred Adler and humanistic psychology // Journal of hu manistic psychology. - 2019. - № 11. - Р. 58-66. 69. Bass B.M. Leadership and performance beyond expectations. - New York: Free Press, 2016. – 211 р. 70. Bennis W. The 4 Competencies of leadership // Training and develop ment journal. 2014. - № 2. – Р. 128-139 71. Bird S. Social psychology. Boston: Houghton Mifflin. 2020. – 185 с. 72. Borgatta E. Some findings relevant to a great man theory of leadership // American sociological Review. - 2020. - № 19. - P. 755-759. 73. Cattel R., Slice G. Four formulae for selecting leaders on the basis of per sonality // Human Relations. - 2020. - № 7. – С. 29-34 74. Theorien und Konzepte der padagogischen Anthropologie / H. J. Petersen und G.B. Reinert. – Donauworth, 2017. – 312 p
Отрывок из работы

1 Теоретические основы проблемы становления лидерства в подростковом возрасте 1.1 Современные подходы к изучению проблемы лидерского поведения и лидерских качеств личности В данном разделе мы рассматриваем изучение концепции лидерства в отечественных и зарубежных исследованиях. Известно, что лидерство – одна из ключевых проблем современной психологии. В современном мире до сих пор идут споры: одни считают, что лидерами рождаются, а другие, - что необходимо развивать лидерские качества. Актуальным остается «нужность» лидеров в любой сфере деятельности: учебной, профессиональной, творческой и других. Вопросы, касающиеся проблемы лидерства, в том числе формирования и развития лидерских качеств личности, привлекают внимание многих ученых. В их числе Г.К. Ашин, А.В. Петровский, А.П. Панкрухин, Б.Д. Парыгин, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Р. Бейлс и др. В подростковом возрасте у подростков появляется сильная потребность быть лидером в общении со сверстниками, желание занять среди сверстников значимое положение – определённую «позицию» и статус в классе. Среди одноклассников есть ребята, которые активно участвуют в делах класса и школы, они общительные, инициативные, успешные в учебе, энергичные, стремятся быть лидерами, а есть одноклассники, которые остаются в стороне, не проявляют интереса к происходящему, не имеют достижений ни в одной из сфер деятельности. Поэтому данная тема меня заинтересовала, влияют ли лидерские качества на успешность подростков, а именно на успехи в учебе. Проблема развития лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон и многие др. [39]
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg