Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности организации психолого-педагогической коррекции дошкольников с задержкой психического развития

stitova 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.05.2022
Задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Особенностью ЗПР является неравномерность нарушений различных психических функций: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.
Введение

На современном этапе развития образования особое значение приобретают проблемы общения и становления индивидуальности дошкольников с задержанным темпом развития в психолого-педагогической теории и практике, особенно при поиске наиболее оптимальных условий обучения и воспитания таких детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Данная категория детей нуждается в полном всестороннем изучении и в организации особой психолого-педагогической помощи. Большое внимание стоит уделять вопросам подготовки личности детей с проблемами в развитии к межличностным взаимодействиям, способствующим оптимизации процесса их адаптации. В последние годы число детей, имеющих те или иные нарушения в общем и психофизическом развитии очень быстро растёт. Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость этого нарушения возможна, но только в условиях специального обучения и воспитания. В процессе компенсации решающую роль играют социальные факторы. Педагогическая практика ориентируется на классификацию В.В.Лебединского и обозначает незрелость эмоциональной сферы, недоразвитие познавательной деятельности как задержанное психическое развитие (ЗПР). В исследованиях, посвященных особенностям общения дошкольников (М.И.Лисина, Т.А.Репина, А.Г.Рузская), речь идет о детях без каких-либо выраженных отклонений в психическом развитии. В программе обучения и воспитания ребенка с нарушениями психического развития, которая берется за основу педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений, отдельно задача развития и коррекции общения не выделяется. Как правило, элементы развития общения в форме сопутствующей задачи и попутно формируемого навыка включаются в логопедические занятия и занятия по развитию речи, что явно недостаточно для детей с задержкой психического развития. В этой связи требуется осуществление специально организованной работы по коррекции и развитию общения ребенка с ЗПР в условиях дошкольного учреждения и семьи. Г.С.Абрамова, И.В.Дубровина, О.А.Карабанова отмечают необходимость направленных коррекционных воздействий, организуемых с учетом ведущей деятельности возраста, основных новообразований и индивидуального своеобразия выборки. Особое значение для нашего исследования приобретают работы О.В.Алмазовой, О.В.Защиринской, В.И.Лубовского, Е.А.Стребелевой, У.В.Ульенковой, С.Г.Шевченко, Л.М.Шипицыной представляющие разные подходы к организации коррекционных воздействий на детей с ЗПР. Личность и индивидуально-типологические особенности детей с задержкой психического развития своеобразны в сравнении с нормальным темпом развития психики. Специфика проявления психодинамических свойств у детей с разным видом дизонтогенеза - это та отрасль психолого-педагогических исследований, которая изучена в меньшей степени, либо не изучена вообще. Взаимосвязь разных свойств индивидуальности и проявление их в деятельности предоставляет возможность организовать общение дошкольников с ЗПР с целью оптимизации проявления их личностных и индивидуально-типологических свойств. Такая возможность появляется в связи с разработкой коррекционной программы, апробация и внедрение которой будет отражать практическую значимость данной работы. Выявление особенностей психики ребенка с дефектом необходимо начинать, прежде всего, с позиций общетеоретических концепций, в основе которых лежит системный подход (В.И.Лубовский). В основе проводимого исследования лежит системный подход, разновидностью которого является представление об уровневой системе индивидуальности и опосредующих звеньях. В рамках данной теории интегральная индивидуальность рассматривается как частный случай саморазвивающейся и самоорганизующейся системы, состоящей из относительно замкнутых подсистем или уровней целостной большой системы «человек - общество», начиная от биохимических особенностей и кончая социальным статусом личности в обществе. Личность и темперамент представляют собой два уровня интегральной индивидуальности, а разные действия, операции и стили деятельности, в том числе общения, являются межуровневыми или промежуточными переменными, опосредующими звеньями. Влияя на промежуточные переменные можно опосредованно влиять на систему индивидуальных свойств, что особенно актуально в детском возрасте, поскольку психика ребенка представляет собой динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений (В.С. Мерлин). Благодаря опосредующим межуровневым звеньям, в частности общению, существует полиморфная или многозначная взаимосвязь свойств. Коррекция общения приводит к разрушению одних и формированию других связей свойств личности и темперамента в индивидуальности человека. Нами была сформулирована проблема исследования: психолого-педагогической коррекции личностных качеств дошкольников с ЗПР. Важность и актуальность исследуемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Особенности организации психолого-педагогической коррекции дошкольников с задержкой психического развития». Объект исследования: Психолого-педагогическая коррекция детей дошкольного возраста. Предмет исследования: Психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Цель исследования: заключается в изучении особенностей организации психолого-педагогической коррекции дошкольников с ЗПР. В соответствии с целью и были поставлены следующие задачи исследования: 1). Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования; 2). Выявить особенности психолого-педагогического развития дошкольников с ЗПР; 3). Проанализировать особенности психолого-педагогической коррекции общения детей дошкольного возраста с ЗПР; 4). Апробировать методы психолого-педагогической коррекции общения и личностного развития дошкольников с ЗПР в условиях школы - интерната и семьи. Данное исследование опиралось на деятельностный подход в психологии (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), на теорию о ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), на основные положения теории о ведущей роли обучения в развитии (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), на фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению общения (М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Т.А.Репина), на концепцию Л.С.Выготского о единстве законов развития нормальных и аномальных детей, принцип единства коррекции и развития. Для решения поставленных задач и разрешения предположений использовался анализ педагогической и психологической литературы, наблюдение, опрос, методы анализа и интерпретации полученных данных. Этапы исследования: исследование проводилось с девятого октября 2021 года по ноябрь 2021 года. На первом этапе: с девятого октября 2021 года, осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; выбор методов исследования и диагностических методик. Второй этап: связан с проведением констатирующего эксперимента, систематизацией данных, разработкой коррекционной работы, направленной на оптимизацию общения и личностного развития старших дошкольников с ЗПР. Практическая значимость: исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации могут быть использованы в профилактической и коррекционной работе с дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….……………………………………… 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР……………………………………………….. 8 1.1. Психолого-педагогическая коррекция, её особенности………. 8 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР………………………………………….. 20 1.3. Возможности коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР……………………………………………………………………… 27 Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР……………………………………………………………………………... 36 2.1. Ход исследования, его методы………………………………… 36 2.2. Анализ результатов исследования…………………………….. 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 51 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт [Текст]/ Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. 2. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]/ О.В. Алмазова. - Екатеринбург: Калинина, 2007.- 227 с. 3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Том 1[Текст]/ Б.Г. Ананьев. - СПб.: СПУ, 2007. - 412 с. 4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст]/Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с. 5. Бодалёв, А.А. Личность и общение [Текст]/ А.А. Бодалёв. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с. 6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с. 7. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст]/ М.О.Блинова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 154 с. 8. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]/Т.А.Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1995. – 189 с. 9. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Дети с временными задержками развития [Текст]/Т.А.Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. 10. Власова, Т.А., Лубовский, В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития [Текст]/ Т.А. Власова, В.И., Лубовский, Н.А., Цыпина Н.А. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с. 11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]/ Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 134 с. 12. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368с. 13. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. 14. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]/ П.Я. Гальперин. – М.: Университет, 2009. – 332 с. 15. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии [Текст]/ В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2005. – 176 с. 16. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2007. - 464 с. 17. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]/ А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев. – М.: МОПК, 1995. – 144 с. 18. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст]/ О.В. Защиринская. - Хрестоматия Изд. 2-е. - СПб.: Речь, 2007. - 168 с. 19. Карабанова, О.А. Возрастная психология [Текст]/ О.А. Карабанова. - СПб.: Айрис-Пресс, 2005. – 240 с. 20. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/ В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. -223 с. 21. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст]/ К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 2012. – 450 с. 22. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст]/ В.В. Лебединский.- М.: Издательство Московского Университета, 2004. - 148 с. 23. Леонтьев, А.Н. Философия психологии [Текст]/ А.Н. Леонтьев. – М.: МУ, 1994. – 228 с. 24. Лисина, М.И. Формирования личности и ребенка в общении [Текст]/ М.И. Лисина.- СПб.: Питер. 2009.- 320 с. 25. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст]/ В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с. 26. Лубовский В. И. Специальная психология [Текст]/В.И. Лубовский. - М.: Академия, 2005. - 464 с. 27. Мамайчук, И.И., Ильина, Н.М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство[Текст]/ И.И. Мамайчук, Н.М. Ильина. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с. 28. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст]/ В.С. Мерлин. – М.: Модэк, 2009. – 544 с. 29. Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]/ М.С. Певзнер, Т.А.Власова. – М.: Просвещение, 1973. – 176 с. 30. Репина, Т.А. Социальная психология дошкольника [Текст]/ Т.А. Репина. - М.: Мозаика-синтез, 2016.- 501с. 31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с. 32. Рузская, А.Г. Развитие речи [Текст]/ А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 64 с. 33. Семенович, А. В. Программа коррекционной работы в школе[Текст]/ А. В. Семенович. – М.: Дрофа, 2015. – 112 с. 34. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста[Текст]/ Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 164 с. 35. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/ Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с. 36. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами развития[Текст]/ У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Академия, 2002. – 176 с. 37. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста[Текст]/ Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с. 38. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]/ С.Г . Шевченко. - М.: АРКТИ, 2004. – 224 с. 39. Шипицына, Л.М. Необучаемы ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст]/ Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с. 40. Щербо, И.Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе[Текст]/ И.Н. Щербо. - М.: Сентябрь, 2003. – 159 с. 41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989 . - 560 с. 42. Бабкина, Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития[Текст]/ Н.В Бабкина // Дефектология. - 2002. - N 5. - С. 40-45. 43. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития[Текст]/Н.Ю. Борякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 10 – 17. 44. Голиков, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе [Текст]/ Н. А. Голиков // Педагогическая техника, 2006. - №6. – С.93 - 99. 45. Демидова, Л.И. Адаптационный аспект личности в системе школьного образования [Текст] / Л. И. Демидова // Наука и социум. – 2016. – № 1. – С. 57-62. 46. Дмитриева, Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития[Текст] / Е.Е. Дмитриева // Дефектология. - 2015. - № 2. C. 27-32. 47. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи[Текст]/ В.П. Дудьев // Логопедия. - 2016. - № 2. С. 22-26. 48. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии[Текст]/ Е. А. Екжанова// Дефектология. - 2003. - №6. - С. 51-54. 49. Кондратьева, С.Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР[Текст]/ С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2006. - №5. - С. 40-45. 50. Лукьянова, И.Е. Инновационные реабилитационные технологии в системе лечебно-педагогической помощи детям с ограничениями жизнедеятельности [Текст]/И.Е Лукьянова// Сборник научных трудов., Москва, 2016. – С. 12 – 22. 51. Селютина, Н.В. Сравнительное исследование некоторых особенностей эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с нарушениями в развитии[Текст]/Н.В. Селютина// Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - № 3. - С. 80-83.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АПСЕКТЫ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР 1.1 Психолого-педагогическая коррекция, её особенности Психолого-педагогическая коррекция-это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье [20, с. 10]. При постановке коррекционных целей педагог-психолог руководствуется знаниями закономерностей психического развития ребенка как активного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым, представлениями о структуре и динамике возраста, деятельностной теорией в формировании возрастных новообразований, психологической информацией о социокультурной ситуации развития конкретного ребенка[10, с. 164]. Основные принципы психолого-педагогической коррекциионной работы в нашей стране основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность-это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Кащенко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей (в дошкольном детстве-игра, в младшем школьном детстве-учебная деятельность) [7, с. 114].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg