Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Особенности развития малых городов на примере посёлка горноправдинск

baby_devochka 4470 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 149 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.05.2022
Тема ВКР (магистерской диссертации): «Особенности развития малых городов на примере посёлка Горноправдинск» По направлению 21.04.02 - «Землеустройство и кадастры», по программе «Кадастровое обеспечение функционирования земельно-имущественного комплекса», программа «Организация и развитие урбанизированных территорий». Научный руководитель: к.э.н., доцент Черных Е.Г., магистрант: Румянцева Л.А. Место разработки ВКР (магистерской диссертации): Тюменский индустриальный университет, институт сервиса и отраслевого управления, кафедра геодезии и кадастровой деятельности. 2022 г., ….. с., …. табл., …. рис., …. источник. Ключевые слова: социально-экономическое развитие; стратегическое планирование; малые города; ….. Целью исследования ……. В выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) представлены результаты
Введение

В настоящее время доля городского и сельского населения во всем мире стремительно увеличивается, что позволяет говорить о создании принципиально новой среды обитания человека – урбанизированной. В рамках определенного пространства (района, региона, города и т. д.) происходит распределение экономического фактора, производственных фондов, рабочей силы и капитала. Так, территория становится для человека не только местом приложения труда, но и базисом развития многочисленных политических и социальных институтов. В современной России более 1100 городов, из которых свыше двух третей являются малыми, то есть насчитывающими менее 50 тыс. человек. В них проживает треть граждан населения страны. Согласно статистике Министерства регионального развития Российской Федерации, на 2020 год численность малых городов в России составила 792, а именно около 70% от всех городов страны. Малый город в системе градостроительной деятельности и управления занимает важную роль по устойчивому развитию территории страны и вносит свой вклад в социально-экономическое развитие, что определяет актуальность исследования стратегий их развития. На данный момент состояние многих малых городов России можно охарактеризовать как кризисное. Проблемы малых городов имеют четко выраженный пространственно-территориальный аспект и представляют собой особый вызов для государственной политики России в современных условиях и на перспективу, и, безусловно, требуют поиска механизмов и мониторинга тенденций ее формирования в целях последующей реализации. Динамику развития населенных пунктов во многом определяет уровень развития регионов и государства в целом. Вследствие этого требуется формирование совокупности ориентиров, целей развития и функционирования системы городского и сельского хозяйства, а также способов их достижения. Актуальность исследования обусловлена неблагоприятным социальном-экономическим состоянием малых городов в России, приводящим их развитие к застою и деградации. Научная новизна заключается в разработке научно-обоснованных, методологических и институциональных положений и подходов к развитию малых городов. Практическая значимость заключается в том, что синтез теоретических и нормативно-правовых основ и исследование социально-экономических и пространственных особенностей территории малого города позволяет определить особенности развития малых городов. Целью магистерской диссертации является исследование, определение и систематизация особенностей развития малых городов на примере анализа социально-экономического и территориального развития п. Горноправдинск. В качестве объекта исследования принята территория малого города – п. Горноправдинск. Предметом исследования являются теоретические, законодательные, методологические основы стратегического планирования территорий малых городов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Исследовать концептуальные и методологические аспекты организации и развития малых городов. 2. Исследовать теоретическое и нормативно-правовое обеспечение социально-экономического развития малых городов. 3. Проанализировать особенности пространственного развития малых городов как инструмента реализации стратегического планирования территории. 4. Исследовать физико-географическое положение п. Горноправдинск. 5. Выполнить оценку социально-экономического развития п. Горноправдинск. 6. Выполнить стратегический систематизированный SWOT-анализ социально-экономического развития п. Горноправдинск. 7. Исследовать территориальное планирование п. Горноправдинск. 8. Выявить особенности и проблемы развития п. Горноправдинск и сформулировать предложения по развитию малых городов на примере п. Горноправдинск. В качестве методов исследования использованы: абстрактно-логический, расчетно-конструктивный метод, моделирования, индукции и дедукции. В основу разработки магистерской диссертации положены следующие материалы: документы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ханты-Мансийского района, п. Горноправдинск, документы стратегического планирования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ханты-Манскийского района, кадастровые планы территорий в границах п. Горноправдинск,
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ 8 1.1 Концептуальные и методологические аспекты организации и развития малых городов 8 1.2 Теоретическое и нормативно-правовое обеспечение социально-экономического развития малых городов 20 1.3 Особенности пространственного развития малых городов как инструмента реализации стратегического планирования территории 40 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ П. ГОРНОПРАВДИНСК 59 2.1 Анализ физико-географического положения п. Горноправдинск 59 2.2 Оценка социально-экономического развития п. Горноправдинск 65 3 ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ П. ГОРНОПРАВДИНСК 96 3.1 Исследование территориального планирования п. Горноправдинск 96 3.2 Предложения по развитию малых городов на примере п. Горноправдинск 136 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 147 ПРИЛОЖЕНИЕ 149
Список литературы

1. Т-355 Территориальное планирование и прогнозирование (для всех форм обучения по направлению подготовки 21.04.02 (120700.68) «Землеустройство и кадастры», по программе «Управление недвижимостью»): учебн. пособие / М.А. Подковырова, А.М. Олейник, А.А. Матвеева, Е.А. Иваненко. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – 237 с. 2. СП 42.13330.2016 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. Планировка и застройка городских и сельских поселений». 3. Горанова О. А., Иванов И. О., Титов Е. В. Управление городским хозяйством: учебное пособие для направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Управление городским хозяйством». — М.: МГУУ Правительства Москвы, 2017. — 260 с. 4. Малые города в социальном пространстве России: [монография] / [А. Ю. Ардальянова, П. В. Бизюков, Р. Г. Браславский и др.]; отв. ред. В. В. Маркин, М. Ф. Черныш; предисл. ак. М. К. Горшков. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. – 545 с. 5. Сушенцева Н.В., Псарёв В.И., Гончаров И.А. Вопросы территориального планирования. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011. – 244 с. 6. Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации. 7. Основы градостроительства и планировка населённых мест: организация и планирование аудиторной и самостоятельной работы сту-дентов (для всех форм обучения по направлению подготовки 120700.62 (21.03.02) - «Землеустройство и кадастры»): учебн. пособие / М.А. Подко-вырова, А.М. Олейник, А.А. Матвеева, Е.А. Иваненко. – Тюмень: ТюмГН-ГУ, 2016. – 282 с. 8. Коротсева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация: Учеб. пособие / Л . И . Коротеева. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 158 с. 9. Сулин М. А. Землеустройство. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. — 448 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература). 10. Земельный Кодекс РФ. 11. Гражданский Кодекс РФ. 12. Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 13 февраля 2019 г. № 207-р 13. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 г.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ 1.1 Концептуальные и методологические аспекты организации и развития малых городов Для первых поселений, возникших 10-12 тыс. лет назад, когда главным занятием жителей поселений являлось земледелие, была характерна ограниченность пространства, которая была обусловлена в основном степенью доступности обрабатываемых земель. Специфика господствующего многие века натурального хозяйства поддерживала изолированный характер расселения. На тот период отсутствовали функциональные связи между поселениями. Принципиальные перемены в отношении расселения и поселений произошли с началом эпохи территориального разделения труда. Специализация видов трудовой деятельности (разнообразные ремёсла, торговля, строительство) привела к дифференциации социальных функций, выполняемых различными группами населения и появлению совместных сфер деятельности. Возникли первые города, ставшие центрами для окружающих их сельских поселений. Наиболее активное влияние расселения на формирование городов оказало европейская промышленная революция (16-17 вв.) и переход от феодализма к капитализму. Расселение – это исторически складывающаяся пространственная форма организации жизни общества. Место расселения изначально определялось пригодностью территории для жизни человека. На ранних этапах развития человеческого общества главную роль играли климатические факторы. Люди выбирали наиболее благоприятную зону [1]. Как правило, города возникали на пересечении торговых путей, а до появления промышленности именно торговля была главным двигателем человеческого прогресса. Территория города изначально формируется как свободная экономическая зона торговли, продажи и покупки всевозможных товаров, что способствует концентрации в городе денежных ресурсов, а впоследствии и формированию всех составляющих обслуживания финансово-денежной сферы (банки, биржи и пр.). Ключевую роль города сыграли также в формировании современной системы государственного управления. Начиная с местных властителей и княжеских дружин, «аппарата» писарей-подьячих и индивидуального, «монаршего» управления постепенно, выражаясь современным языком, «делегированием управленческих полномочий», города превратились в полноценные центры политической, экономической и даже духовной (Мекка, Ватикан) жизни. Наконец, именно город способствовал формированию совершенного иного типа личности — человека умственного труда — философа, учителя, художника, музыканта — интеллигента. Это позволяло сосредоточить в городах наиболее творческую часть населения, людей мыслящих, определявших основные векторы развития образования, искусства, а затем науки и техники. Считается, что первые элементы общественного хозяйства возникли именно в древних городах — водопровод, бани, мощеные мостовые. Историческое развитие городов повлекло за собой формирование и качественное совершенствование системы жизнеобеспечения города — городской инфраструктуры или городского хозяйства. Распределение городов по территории России было крайне неравномерным. В обширной Сибири они исчислялись десятками, тогда как в европейской части — сотнями. В настоящее время в России большая часть населения сосредоточена в городах, а количество городов и посёлков городского типа превышает 3 тысячи. Место расселения во все времена связано с тремя предпосылками: - местом приложения труда; - пригодностью территории для жизни; - возможностью удобных передвижений. Место приложения труда – это промышленное и сельскохозяйственное производство, научно-исследовательские и учебные центры, администрация любого характера и масштаба, то есть место концентрации людей для воспроизводства материальных и духовных ценностей, для руководства или управления, для личных контактов и общения. Население - главная производительная сила общества, а расселение - территориальная организация производительных сил. Для эффективного функционирования производительных сил одного наличия пространства мало - оно должно быть определённым образом организовано. Именно система расселения играет в территориальной структуре производительных сил регулирующую и объединяющую роль, поскольку по своей сущности должна наиболее полно удовлетворять всем потребностям человека и наиболее полно сохранять природные ресурсы, соблюдая принцип равновесного природопользования. Систему расселения в пределах экономического района образуют взаимосвязанные системы, охватывающие территории краёв и областей, которые в свою очередь объединяют в себе системы промышленных узлов, агропромышленных и сельскохозяйственных районов. Первичными элементами этих систем являются населённые места различного типа. Населённое место – ограниченная часть территории, на которой концентрация постоянного населения закреплена материальными фондами (здания, сооружения, дороги, инженерные сети и т.п.). Населенный пункт – место длительного проживания людей, где сосредотачивается быт, производство и отдых. Основными признаками населённых мест являются численность населения и связь его преобладающей части с определёнными видами деятельности. В настоящее время под термин «город» следует понимать исторически сложившуюся, территориально локализованную форму организации жизнедеятельности общества, основой функционирования которой является механизм городского устройства, выражающий способ взаимосвязи подсистем, составляющих территориально-административную и социально-экономическую структуру города — городской инфраструктуры, городской социальной морфологии, социальной стратификации городского населения, городской культуры и т. д. Следует отметить, что разделение труда - обособление сельского хозяйства от ремесленного производства и торговли, уже в период разложения первобытнообщинного строя привело к появлению двух основных видов расселения – городского и сельского. В соответствии с концепцией развития и организацией территорий городские и сельские поселения в зависимости от численности населения дифференцируются на следующие группы, представленные в табл. 1 [2]. Таблица 1 – Классификация городских и сельских поселений по численности населения (в соответствии с СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») Кроме классического подхода к классификации городов на основании численности населения, зафиксированного официальной документацией и обозначенной выше, существует огромное множество различных классификаций. Среди малых городов довольно высок уровень дифференциации по широкому кругу критериев: географическому и природно-климатическому, научно-техническому, ресурсному, экономическому, социальному и др. Следует также отметить, что в процессе индустриализации создание новых городов и поселений предполагало их временное функционирование, ограниченное выполнением каких-то определенных хозяйственных задач, например, освоение нового месторождения, строительство электростанции, завода и т.д. Однако большинство этих временных городов существует до сих пор. Исторически сложилась определенная типология малых городов: 1) города-сателлиты (города-спутники), выполняющие функцию периферии крупных индустриальных центров; 2) города — центры сельской округи, выполняющие преимущественно административные функции; 3) моногорода (монопрофильные города), сложившиеся на основе одного производственного предприятия; 4) города — научные центры (наукограды); 5) города как рекреационные центры (города-музеи, города проведения фестивалей и конкурсов); 6) города как мемориальные образования, к которым можно отнести исторические заповедники и религиозные центры. С 2018 года по прямому Поручению Президента осуществляется государственная поддержка малых городов и исторических поселений, являющихся победителями Всероссийского конкурса по созданию комфортной городской среды. В нем участвуют города с численностью населения до 100 тыс. человек, а также исторические поселения федерального и регионального значения. Ежегодно из федерального бюджета выделяется 5 миллиардов рублей, которые распределяются среди 80 победителей. [ ]. Согласно отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности практического применения на федеральном и региональном уровнях нормативных правовых актов, направленных на социально-экономическое развитие малых городов и исторических поселений и на сохранение их культурного наследия, а также результативности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2018–2019 годах на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды» выделяется еще один тип малых городов – исторические поселения. Согласно данному статус исторического поселения – это историко-культурная ценность застройки в установленных границах территорий как градообразующем факторе, с новым путем развития города – сохранение своей исторической самобытности и создание положительного образа, что является основным фактором для привлечения инвестиций и посетителей. Главным принципом сохранения исторических поселений является установление границ территорий, в пределах которых утверждается предмет охраны этого поселения. Участники конкурса поделены на следующие категории: 1) Исторические поселения; 2) Малые города. В зависимости от численности населения, проживающего в малых городах, категория делится на следующие подгруппы: - I подгруппа - малые города с численностью населения от 50 тыс. человек до 100 тыс. человек (включительно); - II подгруппа - малые города с численностью населения от 20 тыс. человек до 50 тыс. человек (включительно); - III подгруппа - малые города с численностью населения до 20 тыс. человек (включительно). Таким образом, сформировалась еще одна классификация малых городов по численности населения. Правительством РФ утверждена Концепция социально-экономического развития малых городов Российской Федерации на период 2015-2020 гг. Учитывая существенную специфику небольших городских населенных мест и районов, в Концепции «малый город» рассмотрен в качестве особого объекта управления. И типология малых городов определяется исходя из принятой группировки всех населенных пунктов страны, выделенных по таким критериям, как их роль в системах расселения, ведущие функциональные характеристики. Так, ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» малые города дифференцируются на статусы: 1) Городского округа; 2) Городского поселения; 3) Учитывая теснейшую функциональную связь малого города районного центра с окружающей его территорией (районом), объектом программы может являться также и район (со статусом муниципального района), особенно в тех нередких случаях, когда районной администрации переданы исполнительные функции райцентра. Также для решения поставленных задач в Концепции определяющее значение имеет прежде всего группировка малых городов по характеру их градообразующей базы. Выделяются следующие их основные функциональные типы: 1) малые города инновационного научно-производственного профиля (инновационные территориальные кластеры, технопарки и другие формы инновационной инфраструктуры, наукограды), находящиеся, как правило, на острие научно-технического прогресса в своих отраслях и представляющие особую значимость для страны; 2) малые промышленные города, сложившиеся в основном в местах размещения филиалов и специализированных производств крупных предприятий больших городов, при предприятиях оборонной и добывающей промышленности, в том числе моногорода; 3) малые города – местные районные и межрайонные социально-культурные центры с соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностью в основном местного значения, модернизация которых предполагает качественное повышение роли малых городов в реформировании территориальных агропромышленных комплексов, включая оказание специализированных услуг по распространение передового опыта, повышению квалификации кадров, финансовому обслуживанию и обеспечению доступности заёмных средств, организации маркетинговой и юридической службы и т.п.; 4) малые историко-туристические города, связывающие перспективы своего развития на базе новейших технологий туристического бизнеса и рекреации в качестве центров туризма и отдыха; 5) другие малые города, не попавшие в вышеперечисленные типы. Следует заметить, что в российском общественно-политическом дискурсе по отношению к малым городам сложилось две установки. Первая представлена в посланиях президента Российской Федерации Федеральному Собранию и в его указах, заключающаяся в том, что малые города являются одним из важнейших векторов и резервов пространственного развития России, укрепления социально-территориального каркаса российского государства. Вторая установка озвучивается отдельными влиятельными политиками, считающими малые города России неперспективными, тре-бующими больших бюджетных затрат и инвестиций, которые могли бы быть направлены в большие города и агломерации с привлечением в них населения из малых городов. При том, что в государственном и обществен¬но-политическом дискурсе в целом преобладает первая установка, единое мнение относительно перспектив малых городов все-таки еще не сложи¬лось. И это, безусловно, требует целенаправленного междисциплинарного изучения актуального состояния малых российских городов и существу¬ющей по отношению к ним государственной политики [4]. Фундаментальное комплексное изучение государственной политики в отно¬шении малых городов требует анализа сложившихся как федеральных, так и особенно региональных и местных политико-управленческих практик. Речь идет об исследовании совокупности регулирующих воздействий на функционирование и развитие макрорегиональных, собственно региональ¬ных и местных муниципальных образований, а также соответствующих социально-территориальных сообществ, предполагающих включенность их в общероссийское пространство, причем, включенность на основе взаи-модействия структур власти всех уровней, бизнеса, гражданского общества и самого населения. Развертывание таких исследований позволит выявить потенциал малых городов и их возможности по оптимизации условий для жизнедеятельности и социального воспроизводства значительной части российского социума. В отечественной литературе проблема малых городов полу¬чила самое разнообразное освещение. В 70–80-х годах эта проблема иссле¬довалась в ленинградской школе социального планирования предприятий, городов и регионов (А. Г. Здравомыслов, А. В. Дмитриев, М. Н. Межевич, А. В. Тихонов, О. И. Шкаратан, В. А. Ядов и др.), московской школе про¬гнозного социального проектирования (И. В. Бестужев-Лада, Т. М. Дридзе, М. С. Косолапов, А. М. Лола, О. Н. Яницкий и др.), уральской школе ис¬следования социальной структуры промышленных регионов (Н. А. Аитов, Л. Н. Коган, З. И. Файнбург и др.), поволжской школе региональной социологии (Е. Ф. Молевич, А. И. Сухарев, С. Ф. Фролов, В. Н. Ярская- Смирнова и др.). Названия школ в данном контексте весьма условные, в них больше отражены оригинальные для того времени аспектные направле¬ния, выдвинутые как отдельными учеными, так и их группами с простран¬ственно-региональной акцентировкой, опирающейся на соответствующую эмпирическую базу. В постсоветский период проблема малых городов изуча¬лась в сравнительном анализе с крупными (З. Т. Голенкова, М. К. Горшков, П. М. Козырева, В. В. Петухов, Н. Е. Покровский, Н. Е. Тихонова, М. Ф. Черныш и др.). Она была затронута и в двух Программах фундамен¬тальных исследований Президиума РАН: «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» (2009–2011 гг.) и «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал» (2012–2014 гг.), в ко¬торых ИС РАН выполнил крупномасштабные социологические проекты (М. К. Горшков, Л. М. Дробижева, Н. И. Лапин, В. В. Маркин, И. А. Халий и др.). Заметным вкладом в осмысление проблем социального простран¬ства стала работа А. Ф. Филиппова «Социология пространства» (2008 г.). [3]. Как показывает современная практика, у малых городов России много нерешенных проблем. В сложный период перехода страны к жизни в новых социально-экономических условиях именно малые города оказались практически беззащитными и особенно уязвимыми, в том числе и в организационно-правовом оформлении. Проблемой небольших городов остается недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее некомплектность и нарастание процессов распада. Негативные демографические процессы привели к сокращению численности населения части малых городов. Несмотря на высокий уровень дифференциации малых городов, они значительно отстали в экономическом и социальном развитии от больших городов, причем этот разрыв продолжает увеличиваться, малые города сталкиваются с целым рядом общих проблем. Среди них наиболее сложными и болезненными являются: - ограниченный выбор для трудовой деятельности, высокий уровень безработицы; - низкий уровень диверсификации, монозависимость; - недостаток (отсутствие) квалифицированных кадров; - демографические проблемы (отток молодежи, старение и убыль населения); - низкий уровень развития инфраструктуры (включая транспортную, ЖКХ, социальную, образовательную и др.); - низкий технологический уровень большинства предприятий; - изношенность основных фондов; - низкий рост доходов в бюджет малого города; - отсутствие самостоятельности развития. В современном обществознании в отношении малых городов сложились два методологических основания развития. 1. Центральное место пока принадлежит геопространственному подходу, предметом которого является геопространство как территориальный способ существования геообъектов, связанных с различными сферами жизнедеятельности людей. Геопространственный подход в исследованиях городов включает физико-географическую, геоисторическую, геополитическую, геоэкономическую, георелигиозную, геокультурную, геоурбанистическую и др. парадигмы, понимание эвристического потенциала которых дает возможность изучать города как целостные геопространственные сегменты социальной реальности в рамках тех или иных регионов. Производится таким образом «локализация локализации». Акцентирование такого подхода на геопарадигмальные основания может быть частично оправдано с позиций генезиса регионально-городской проблематики, которой в первую очередь занимались географы, все более дифференцируясь в зависимости от аспектов своих исследований: экономических, политических, культурологических и т. д. Вместе с тем геопространственные парадигмы теоретико-методологических оснований не покрывают все расширяющееся поле пространственно-территориальных исследований, а скорее лишь локализуют их в каких-то содержательных аспектах (экономическом, политическом, культурном и т. д.), не вполне схватывая тенденции глобализации и виртуализации, а самое главное – социальной субъектности современного пространства жизнедеятельности человеческих индивидов и их групп. 2. Социопространственный подход, в отличие от геопространственного, опирается на достижения социологической науки, в которой, прежде всего, выделяется особая субъектность социально-территориальных групп (общностей и сообществ), а не просто некое абстрактное население, дифференцируемое по каким-то признакам (демографическим, национальным и т. п.). Социально-территориальные общности, сформировавшиеся в малых городах, отличаются от подобных сообществ больших городов особенностями образа жизни, в котором происходят практически повседневные коммуникации и непосредственное взаимодействие между горожанами и их группами по самым различным поводам в сфере занятости, местах проживания, дорожно-транспортной сети, сфере торгово-бытовых услуг, отдыха, любительских занятий и т. д. Воспроизводится особая ментальность таких социально-территориальных общностей. Формируются солидарные группы со своими лидерами и авторитетами, у которых складываются формальные и неформальные отношения с официальной властью (из которых она, собственно, и рекрутируется). 1.2 Теоретическое и нормативно-правовое обеспечение социально-экономического развития малых городов Государство отводит ключевую роль в области обеспечения безопасности, благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной на окружающую среду, обеспечения рационального использования и охраны природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений – что напрямую связано с понятием «устойчивое развитие» территорий, который получил широкое распространение в современном обществе и обозначает социально-экономическое и экологическое развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранения природной среды. В Российской Федерации концепция устойчивого развития заключается в «достижении глобальной устойчивости, не подвергая риску способности окружающей среды поддерживать жизнь в будущем». Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривают два направления действия: 1) Решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов; 2) Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и прав будущих поколений людей на пользование природно-ресурсным потенциалом. Согласно концепции перехода от утверждённой стратегии устойчивого развития к её реализации, подразумевается сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения. Концепция устойчивого развития определяет государственную политику любой отрасли народного хозяйства. Устойчивое развитие территорий зависит от правильно выбранного курса их социально-экономического развития. Выполнение ключевых составляющих выдвинутого положения возможно лишь при согласовании пространственного развития территории, включающего в том числе работы по градостроительству, землеустройству и кадастру. Все виды работ должны быть направлены на поддержание в первую очередь экологического равновесия, дающего комфортные условия проживания и деятельности людей, обеспечивая тем самым устойчивое развитие социального и экономического направлений. Существующие подходы по использованию территорий выдвигают на первое место социально-экономические требования - планирование территорий, иными словами их стратегическое планирование. Планирование является важнейшей функцией и механизмом управления территорией. Оно заключается в постановке целей и задач; составлении программы действий (проектирования); выявлении необходимых ресурсов и их источников. Одним из современных, эффективных и перспективных подходов к планированию территорией является программно-целевое планирование или стратегическое планирование. Программно-целевой метод планирования представляет собой вид планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение строго установленных стратегических целей. Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначит разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляющим на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях муниципального управления. Разработка идей стратегического планирования нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Ganger (19721), Ansoff (972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1972) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Когда речь заходит о социально-экономическом планировании территории, то современная практика разделяет следующие инструменты стратегического планирования, представленные на рис. 1. Рисунок 1 – Инструменты стратегического планирования Развитие территорий, приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению закрепляется в стратегии пространственного развития Российской Федерации, разрабатываемой согласно основам государственной политики регионального развития Российской Федерации, в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 87 страниц
2000 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 78 страниц
40000 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 106 страниц
2200 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 72 страницы
1250 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 85 страниц
1500 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 80 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg