Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальное сопровождение семей с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида (на базе ГБОУ «Центр специального образования № 1» Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 6).

baby_devochka 2600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 104 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.05.2022
Психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с ЗПР рассматриваются в работах Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыплиной, П.А. Егоровой, А.А. Прохоровой, С.Н. Сорокоумовой и др. Вопросы организации психологической помощи таким детям и их семьям разрабатываются такими авторами как И. М. Гилевич, Е.А. Забара, М.В. Ипполитова, Л. М. Кобрина, Г.Ф. Кумарина, Н. Н, Малофеев, Н.Д. Шматко, Л. М. Шипицына и др. Одним из путей социальной помощи данной категории населения является психологическое сопровождение. Идеологию и технологии социального сопровождения разрабатывали такие специалисты, как Безенкова Т.А., Олейник Е.В., Андрусяк Н.Ю., Плугина Н.А., Годило Г.В., Горбунова В.В., Дьяченко О.А., Иванова А.В., Кузина И.Г., Панкова Н.В. и др. Объектом исследования выступают семьи с детьми с ЗПР. Предмет исследования – организация социального сопровождения в специальных коррекционных школах 7 вида семей с детьми с ЗПР. Основная цель работы – разработка и апробация программы социального сопровождения в специальных коррекционных школах 7 вида семей, воспитывающих детей с ЗПР. В работе были поставлены следующие задачи: - изучить социально-педагогические проблемы семей с детьми обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида; - проанализировать модели социального сопровождения семей с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида; - провести исследование определить уровень готовности и характер взаимодействия при социальном сопровождении семей с детьми, обучающимися специальных коррекционных школах 7 вида; - разработать и апробировать программу организации социального сопровождения семей с детьми, обучающимися специальных коррекционных школах 7 вида. Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом - социальное сопровождение семей с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида более эффективной, при условии оценки функционального состояния семьи и применения специальной программы. Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; изучение личных дел детей; методы психодиагностики и математической статистики.
Введение

Определение социальному сопровождению семьи было дано в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 января 2015 г. В нем говорится о новом виде государственной помощи семье - социальном сопровождении, понимаемом как «деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия». В законе социальное сопровождение семьи рассматривается как «новый вид государственной помощи, включающий комплексную поддержку, и как современная технология профессиональной деятельности специалистов социальной сферы». С каждым годом число детей с замедленным психическим развитие (ЗПР), обучающимся в специальных коррекционных школах 7 вида растет в Российском обществе. Это объясняется несколькими причинами: гуманность общества и новые медицинские технологии позволяют сохранить жизнь даже тем детям, которые раньше не выживали. И низкий уровень жизни, неблагоприятная экологическая ситуация или социальное неблагополучие способствуют росту количества больных детей, в том числе и детей с ЗПР. Семьи, воспитывающие детей с ЗПР, имеют целый ряд сложных проблем, с которыми им помогают справляться специалисты. Поэтому, проблема социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ЗПР является актуальной в современном обществе. В сложившихся условиях возникает необходимость формирования эффективной комплексной системы поддержки семей, которая должна включать в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия. Требуется создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с неблагополучными семьями. В семьях социального неблагополучия нарушаются все её основные функции: репродуктивная, психологическая, медицинская, экономическая. Причинами и факторами, вызывающими семейное неблагополучие, выступают субъективные причины и факторы социально-педагогического характера, т.е. внутрисемейные эксцессы и, как следствие, дефекты воспитания детей в семье. Работа с семьями, воспитывающими детей с ЗПР, является одной из сложных проблем современности. Такие семьи до недавнего времени не были объектом специального изучения, не разрабатывалось программно-методическое обеспечение их сопровождения. На первый план выдвигалась проблема обучения и адаптации таких детей в социум, в то время как психологические проблемы самих детей и тем более их семей отходили на второй план. Следует учесть, что физиологические проблемы таких детей мешают их нормальной социализации и превращаются в психологические проблемы самого ребенка и его семьи. Поэтому важно определить методические подходы к социальному сопровождению таких семей с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида. Представляется чрезвычайно актуальным охарактеризовать достижения и проблемы в области социального сопровождения семей с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида и разработать программу их сопровождения, которая давала бы возможность целенаправленно и вовремя оказывать необходимую социальную поддержку таким семьям. Существуют следующее противоречие: между остротой социальных проблем, семей воспитывающих детей с ЗПР, ее психотравмирующей значимостью и отсутствием разработанных моделей социального сопровождения семей, с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида. Проблема сопровождения семей, воспитывающих детей с ЗПР имеет огромное практическое и теоретическое значение. Теоретическая значимость данной проблемы заключается в том, что изучение социальных и педагогических проблем семей, воспитывающих детей с ЗПР может дать значительный материал для выявления особенностей современной семьи. Практическая значимость проблемы очевидна, поскольку ее решение обозначает решения острых насущных проблем семей, воспитывающих детей с ЗПР. Проблема адаптации детей с ЗПР разрабатывалась в рамках культурно- исторической теории развития высших психических функций (Л.С. Выготский, Б.А. Воскресенский). Вопросы педагогического сопровождения таких детей освещается такими авторами как М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото и др.
Содержание

Введение……………………………………………………………………2 Глава 1. Теоретические положения социального сопровождения семей с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида …….7 1.1. Социально-педагогические проблемы семей с детьми обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида ………………7 1.2. Модели социального сопровождения семей с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида………………21 Выводы по первой главе………………………………………………….32 Глава 2. Содержание и способы Социального сопровождения семей с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида ……34 2.1. Определение уровня готовности и характера взаимодействия при социальном сопровождении семей с детьми, обучающимися специальных коррекционных школах 7 вида (на базе ГБОУ «Центр специального образования № 1» Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 6)……………………………………………………………………………….34 2.2. Организация социального сопровождения семей с детьми, обучающимися специальных коррекционных школах 7 вида (на базе ГБОУ «Центр специального образования № 1» Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 6)……………………………………………..64 Выводы по 2 главе………………………………………………………...86 Заключение………………………………………………………………..88 Список использованной литературы …………………………………….91 Приложения ………………………………………………………………96
Список литературы

1. Безенкова Т.А., Олейник Е.В., Андрусяк Н.Ю., Плугина Н.А. Социальные технологии сопровождения и поддержки неполной семьи: проектный подход / Современные наукоемкие технологии. 2018. № 9. С. 155-159. 2. Вебер М. Основные социологические понятия / пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с. 3. Воскресенский Б.А. Общая психопатология. Учебно-методическое пособие. Под редакцией профессора Н.Д. Лакосиной. М.: 2-й МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова, 1990 4. Воспитание детей с церебральным параличом в семье : Кн. для родителей / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1993. - 52 с. 5. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений и слушателей курсов переподгот., обучающихся по специальности 031700 - Олигофренопедагогика / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Academia, 2003. - 202, [1] с. 6. Выготская Г.Л. Текст выступления на IV Международных чтениях памяти Л.С. Выготского / Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2006. № 1. С. 15-22. 7. Годило Г.В., Горбунова В.В. Социальное сопровождение семьи: проблемы и особенности реализации в современном Российском обществе/ В сборнике: Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. В 4-х частях. 2018. С. 152-158. 8. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыплиной. - М.: Просвещение, 1984. 9. Дьяченко О.А. Социальное сопрвождение семьи, воспитывающей ребёнка с особенностями психофизического развития / В сборнике: Социальная и психолого-педагогическая поддержка родительства: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции . Минск, 2019. С. 301-304. 10. Егорова П.А., Прохорова А.А., Сорокоумова С.Н. Применение мультилингвального подхода при инклюзивном обучении в высшей школе / Язык и культура. 2021. № 54. С. 152-166. 11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии . –– М.: Медицина, 1993. – 112 с. 12. Заяц О.В., Панкова Н.В. Системный подход к организации социального сопровождения семьи (на примере Приморского края) // Current issues of social researches and social work: Materials of the III international scientific conference. – Prague, 2017. – С. 9–15. 13. Иванова А.В. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с аутизмом / В сборнике: Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы. сборник научных трудов. Под редакцией Е.Н. Ткач. 2019. С. 205-210. 14. Кузина И.Г., Панкова Н.В. Социальное сопровождение как инновационная семейносберегающая технология: из опыта Приморского края / Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 1. С. 105-110. 15. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. 16. Лига М.Б., Щеткина И.А., Захарова Е.Ю. Социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья как социальная услуга // Общетеоретические и отраслевые проблемы науки и пути их решения. – Калуга, 2019. – С. 67–70. 17. Майрамян, Роберт Францевич. Семья и умственно отсталый ребенок [Текст] : (Психопатол. и психол. аспекты проблемы) : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. (14.00.18) / I Моск. мед. ин-т им. И. М. Сеченова. - Москва : [б. и.], 1976. - 24 с. 18. Макаров А.О. Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 127-137. 19. Макаров А.О. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 102-108. 20. Максимов А.С., Крейк К.В. Социально-педагогическое сопровождение обучающегося подросткового возрата, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях / Вестник Белгородского института развития образования. 2020. Т. 7. № 4 (18). С. 86-101. 21. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие, – Москва : Аркти, 2005. – 176 с. – (Методическая библиотека) 22. Мамайчук И.И. Методы психологической помощи детям и подростакм с нарушениями в развитии. Учебное пособие / Психологическая диагностика. 2017. Т. 14. № 2. С. 126-127. 23. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии . - СПб.: Речь, 2001. - 220 с. 24. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда . - М.: Просвещение, 1985. 25. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция . - М..: Просвещение, 1992. – 95 с. 26. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с. 27. Минина К.В. Технологии социального сопровождения дезадаптированных подростков (подростков группы риска) в условиях образовательного учреждения открытой (сменной) школы // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2008. – Т. 10, № 2. – С. 127–133. 28. Морозова В.Н., Киселёва И.Н. Социальное сопровождение как решение проблем неблагополучных семей в современных условиях / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 5. С. 114-119. 29. Морозова Е.А., Селипецкая Е.А. Социальное сопрврждение семей, воспитывающих детей-инвалидов с психологическими расстройствами и расстройствами поведения (Теоретический обзор) / Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. 2020. № 6. С. 116-123. 30. Не говори ребенку - ты плохой : О воспитании ребенка для педагогов и родителей : По опубл. и неопубл. работам Б.Д. Корсунской и воспоминаниям о ней / [Рос. акад. образования, Ин-т коррекц. педагогики; Авт.-сост. Э.А. Корсунская]. - М. : Классикс стиль, 2003. - 95 с. 31. Патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 222 с.; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Когито-Центр, 2000. - 287 с. 32. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - Изд. 2-е, испр. - М.: Когито-Центр, 2009. - 183 с. 33. Рослякова С.В. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ЗПР, в условиях социально-реабелитационного центра / В сборнике: Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования. Сборник статей XI международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. С. 193-198. 34. Сафонова М.В., Карабанова Т.Р. Особенности установок и воспитательских умений родителей разного психологического типа, имеющих ребёнка с нарушением интеллекта / Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 4 (54). С. 118-132. 35. Семаго Н.Я. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения: программа и методические рекомендации / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Чистые пруды, 2005 36. Современные представления о психической норме и патологии: психологический, клинический и социальный аспекты / отв. ред. Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2015. - 291 с. 37. Солнцева О.В. Гуманирная экспертиза оценки качества основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 909-911. 38. Сыроваткина-Сидорина К.Б. Книги "Читаю сам" Б.Д. Корсунской - Уникальное пособие по обучению чтению дошкольников с нарушенным слухом / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 5. С. 23-26. 39. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. -318 с. 40. Шульга Т.И., Семья Г.В. Социальное сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей с ЗПР / методические рекомендации / Москва, 2016.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ 7 ВИДА 1.1. Социально-педагогические проблемы семей с детьми, обучающимися в специальных коррекционных школах 7 вида Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально- культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития. Социальное сопровождение - это особая форма социальной поддержки граждан, лиц, нуждающихся в этом. В это понятие входит не только работа социальных служб, но и участие в процессе социализации и помощи конкретному человеку (или семье) представителей различных сфер деятельности (медицинских работников, юристов, педагогов, психологов и прочее). В Российской Федерации с первого января 2015 года и по сегодняшний день действует закон, регулирующий работу социальных служб. Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать. Коррекционная работа позволяет также оказать существенную помощь родителям детей с отклонениями в развитии. Специальная помощь необходима родителям для нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний, связанных с нарушениями развития ребенка. Особое значение личностные особенности родителя, его отношение к аномальному развитию в целом приобретают при определении характера и содержания его контактов с собственным ребенком, имеющим психофизические нарушения. Итак, оказание психологической помощи семьям позволяет оптимизовать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с ЗПР. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая позиция позволит родителю обрести новый жизненный смысл, гармонизирует взаимоотношения с ребенком, повысит собственную самооценку, оптимизирует самосознание. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым [15], к основным категориям детей с ограниченными возможностями относятся: 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Изучением вопросов, возникающих перед родителями, воспитывающими детей с проблемами в развитии, занимались многие специалисты (Б.Д. Корсунская, Г.А. Выготская, М.В. Ипполитова, А.Р. Маллер, Н.Л. Белопольская, Е.М. Мастюкова, Л.И.Солнцева, И.И. Мамайчук и др.). В их исследованиях чаще всего затрагивается аспект участия семьи в воспитании и развитии ребенка с ЗПР. К настоящему времени имеются лишь единичные исследования, отражающие состояние родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии (Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, Б.А. Воскресенский, В.В. Ткачева). Эти работы посвящены изучению особенностей постреактивных расстройств и их динамике при появлении в семье умственно отсталого ребенка. Результаты исследований указывают на наличие серьезных нарушений во всех сферах проявления человека (эмоциональная сфера, проблемы общения с социумом, соматические нарушения), весь этот комплекс нарушений авторы определяют как родительский кризис. Уровень его тяжести зависит от ряда обстоятельств: степени выраженности дефекта ребенка, времени, прошедшего с момента постановки диагноза, личностных особенностей матерей и помощи, оказанной специалистами (психологами, дефектологами и т.д.), то есть самостоятельно, без помощи специалистов, родители не могут преодолеть этот кризис. На основании этого некоторые авторы (Майрамян Р.Ф. и др.) делают вывод о необходимости помещения ребенка с тяжелой патологией в специализированные государственные учреждения. Данный подход вряд ли является приемлемым с позиций гуманизма и толерантности. Трудности, с которыми сталкиваются родители детей с проблемами в развитии, чаще всего являются причинами их негативного отношения к своим детям. Вопросами социального сопровождения семей, воспитывающими детей с особенностями развития в нашей стране занимались психологи, социологи, педагоги (Андрусяк Н.Ю., Безенкова Т.А., Годило Г.В., Горбунова В.В., Егорова П.А., Иванова А.В., Киселёва И.Н., Крейк К.В., Кузина И.Г., Макаров А.О., Максимов А.С., Морозова В.Н., Морозова Е.А., Олейник Е.В., Панкова Н.В., Плугина Н.А., Прохорова А.А., Селипецкая Е.А., Сорокоумова С.Н. и др.). Все работы, посвященные данному вопросу, подтверждают выводы о прямой зависимости отношения родителей к детям от особенностей личности самих родителей, их состояния, жизненного опыта и, в меньшей степени, от особенностей детей. Поскольку психологическое изучение семей, воспитывающих детей с ЗПР тесно связано с изучением психологии самих детей с ЗПР, а эта психология в свою очередь опирается на сурдопсихологические исследования, необходимо начать изучение проблемы именно с краткого обзора этих исследований. В России Л.С. Выготский был первым, кто систематически изучал особенности психики детей с ЗПР. Относительно недавно психологи начали изучать проблемы социального воспитания, психологического сопровождения ребенка с ЗПР и его семьи, стали разрабатывать программно-методическое обеспечение этого процесса. На первый план выдвинулась проблема обучения детей с ЗПР. В настоящее время активно развиваются исследования возможностей психологического сопровождения семей с детьми с ЗПР. Одна из направленностей психологической помощи таким семьям является психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР. Над данной концепцией работали такие специалисты, как И.А. Баева, Е.И. Казакова, М.Р. Битянова, А.В.Волосников, Е.А. Козырева, B.C. Мухина, Г.Р. Бардиер, Ю.В. Слюсарев и др. В данное время еще не разработали единый методологический подход к определению сущности психологического сопровождения: его трактуют как вся система профессиональной деятельности психолога (Р. М. Битянова), как общий метод работы психолога (Н. С. Глуханюк), как одно из направлений и технологий профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова). С какими психологическими проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ЗПР? Одни из самых очевидных проблем, которые возникают у таких детей – это проблемы их умственного и социального развития. У детей с ЗПР, как правило, слабо развиты следующие сферы деятельности: • игровая деятельность; • умение взаимодействовать со сверстниками; • умение взаимодействовать со взрослыми; • сфера представлений об окружающем мире и о себе; • уровень познавательной активности; • готовность к школьному обучению [8]. Ребенок, только поступивший в школу, должен овладеть социальными навыками: учебной деятельностью, выработкой обязательных школьных умений и навыков, а также в межличностные отношения [11]. Ребенок знает какое место занимает среди людей, и какое место он займет в ближайшем будущем. Ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. В этом ребенку помогает прошлый опыт общения, он имеет определенный уровень межличностных отношений: ориентируется в семейно-родственных отношениях, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками, занимает желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких, умеет подчинить себя обстоятельствам, имеет навыки самообладания,. Ребенок понимает, что не только он оценивает свои поступки и мотивы, но и окружающие его люди [23]. У всех детей с ЗПР имеется общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость и неустойчивость, неадекватная самооценка, несформированность волевого поведения, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе познавательной, речевой и т.д. [26]. Все это обуславливает интеллектуальное недоразвитие этих детей. Мотивационная незрелость, необъективная самооценка, эмоциональная неустойчивость и незрелость, отягощённые неврологической симптоматикой зачастую влекут к возникновению у детей с ЗПР эмоциональных нарушений, которые в свою очередь сказываются на межличностном общении. У детей с ЗПР, к сожалению, имеются предпосылки, мешающие развитию процесса общения: низкая речевая активность, неразвитая речемыслительная деятельность, слабая сформированность речевой деятельности и всех её компонентов. Общение со сверстниками у детей с ЗПР часто носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, часто не принимают их в свои игры. Находясь в группе «нормальных» детей, ребёнок с ЗПР практически с ними не взаимодействует. Большинство таких детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер [27]. Сюжетно-ролевую игру детей с ЗПР можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры у таких детей наблюдается редко. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, то есть не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Поэтому следует говорить о значительном отставании в формировании навыков общения у детей с ЗПР. Это отставание обусловлено как недоразвитием ряда психических процессов, так и динамическими нарушениями всех некоторых видов деятельности, выражающимися в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор [30]. В результате у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. У детей с ЗПР часто наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот. Изменение эмоционального фона – это один из самых ярких критериев поведения таких детей. В реализации эмоций задействованы и подкорковые структуры мозга, и вегетативные и двигательные механизмы, и, естественно, кора головного мозга. Причём, чем младше ребёнок, тем менее дифференцированы у него эти структуры, тем больше «разливается» проявление переживания, тем сильнее задействованы те сферы, которые обычно не связаны с эмоциональными переживаниями: двигательная активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры и т.п. Всё это приводит к тому, что у детей гораздо чаще, чем у взрослых, встречаются нетипичные проявления эмоциональных расстройств, которые затрудняют их правильное распознавание и лечение. Изменение эмоционального фона может быть почти незаметным за разными фасадами: нарушением вегетативных функций, имитирующим те или иные заболевания, за расстройствами поведения, за снижением школьных успехов. Однако выявление эмоционального расстройства необходимо для правильной корректировки поведения ребенка. Ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, иногда чувство собственной изменённости, заторможенности - типичные проявления «взрослой» депрессии. У детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки - не только из-за их нечёткости, но и из-за того, что ребёнок, как правило, не может дать подробный отчёт о своих эмоциональных переживаниях. Эмоциональная лабильность у таких детей проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих. Трудности, с которыми сталкиваются дети с ЗПР при выполнении учебных заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей с ЗПР в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки. В свою очередь, заниженная самооценка вновь создает препятствия в общении. При этом дети с ЗПР часто слабо разбираются в эмоциях других детей и взрослых, что обуславливает неадекватность их поведения, которую окружающие воспринимают как девиацию. Определяя более или менее успешно, по внешнему выражению эмоции других людей, такие дети иногда затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определённом недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким [32]. Взаимодействие с другими детьми у них поэтому носит ситуативный характер. Таким образом, у детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление. В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. Следующая группа проблем семей, воспитывающих детей с ЗПР связана с особым статусом такого ребенка. В отечественной теории долгое время развивалась социальная парадигма, в рамках которой физические проблемы понималась как личная проблема человека. Согласно этой парадигме, любые проблемы со здоровьем – это медицинская патология, и этим они отличаются от «нормальных» людей. Все проблемы детей с ЗПР являются следствием этой патологии. Следовательно, именно человек с ЗПР должен приспосабливаться к обществу нормальных людей. Преобладание такого подхода по мнению В.В. Ткачева привело к созданию кризисной ситуации, которая порождает следующие проблемы в отношении семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР: - социальная «маркировка» ребёнка с особыми нуждами как ребёнка с дефектом (неполноценного); - искусственная изоляция ребёнка в особом социуме, часто не способствующая его последующей адаптации в обществе; - жёсткость и безвариантность форм получения образования учреждений; - почти полное исключение семьи из процесса воспитания и образования ребёнка с особыми потребностями [39]. Сам факт наличия в семье ребёнка с ограниченными возможностями является существенной проблемой, нарушающей социальное благополучие семьи. Во-первых, это моральная травма и для родителей, и для самого ребёнка. Семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями развития, постоянно находится в условиях психотравматической ситуации. По данным исследований Р.Ф. Майрамяна, сообщение о таком состоянии ребенка вызывает у 65,7% матерей, острые эмоциональные расстройства, аффективно-шоковые и истерические расстройства [17]. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться, поскольку растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет и тревога. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Положительные эмоции, связанные с рождением ребенка, «гасятся» сведениями о недостатках его физического развития. Становление новых жизненных ценностей у родителей чаще всего растягивается на длительный период. Это обусловливается многими причинами: - психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка); - комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития; - воздействием социума при контактах с семьей [17]. Вследствие того, что рождение ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним, является длительным патогенно воздействующим психологическим фактором, фрустрирующим психику матери, она становится предрасположенной к развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Семья часто полностью посвящает себя больному ребенку, родители становятся склонны отрицать собственные проблемы, делая акцент на проблемы ребенка. Следствием проявления чувства вины ставится поиск подтверждения или опровержения диагноза. Возникает своеобразный семейный «комплекс» вины. Очень часто, как отмечает Р.Ф. Майрамян, родители возлагают неоправданные надежды на медицину и посещение все новых врачей становится навязчивой идеей родителей или одного из родителей [17]. Это попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех средств. Некоторые родители признают диагноз, но при этом усваивают неоправданно оптимистический взгляд на возможности развития ребенка. У них появляется убеждение, что лечение может вернуть ребенку полноценное состояние. Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию и мешающие терапевтической работе. Семья упускает время, которое необходимо направить на адаптацию как ребенка, так и их самих. У родителей воспитывающих детей с ЗПР формируются своеобразные родительские установки в отношении такого ребенка. Родительские установки включают такие явления как семейные ценности, восприятие ребенка и самих себя, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка. Родительские установки включают оценку того, что ребенок может или не может сделать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемые способы его воспитания. Родительские установки оказывают огромное влияние на родителей и детей. Именно они формируют семейные воспитательные стратегии. В родительских установках выделяют три компонента: 1. оценочный, 2. когнитивный 3. поведенческий [17]. В.В.Ткачев отмечает, что в семьях, воспитывающих детей с ЗПР чаще всего формируются следующие родительские установки [39]. Матери чрезмерно вовлечены в воспитание ребенка, в то время как отцы уходят от ситуации эмоционально или физически. Ребенок с ЗПР, даже взрослея, продолжает играть роль маленького. Фиксация ребенка на этой роли не дает возможности семье пройти нормальный семейный цикл. В.В.Ткачев в своих исследованиях показывает, что матери таких детей отличаются более простым вербальным общением с детьми, чаще меняют тему разговора с ребенком, более дидактичны и требовательны, а также менее спонтанны в общении с ребенком, нежели матери нормальных детей [39]. При этом характер детской патологии влияет на эмоциональные реакции матери. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность прежде всего у матери. Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее, и они переживают чувство вины, утраты, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Отцы, пишет Б.Д. Корсунская обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены; тем, что именно на них ложатся особые материальные тяготы, связанные с воспитанием «особого» ребенка, которые ощущаются еще острее в связи с тем, что обещают быть долговременными, практически пожизненными [30]. Переживания, выпадающие на долю матери «особого» ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах. Исследования К. Скорги говорят о необходимости изменить теоретические ориентации в исследовании родителей, имеющих детей с аномалиями развития. Долгое время исследователями делался акцент на стрессе, кризисе, дезадаптации, связанными с рождением и воспитанием ребенка с ЗПР, однако, упускалось из виду, что родители данной категории могут испытывать те же потребности и проблемы, что и родители нормально развивающихся детей [33]. Более того, современные данные, полученные американскими исследователями, показывают, что воспитание ребенка с нарушениями развития имеет позитивное влияние, как на личностное развитие родителей, так и на функционирование семьи в целом. В частности, улучшаются отношения между супругами, растет терпимость и сотрудничество, катализируется личностный рост родителей [27]. Считается, что эти изменения являются результатом так называемых трансформирующих переживаний, ведущих к переосмысливанию жизненной ситуации, порождению новых ценностей и смыслов [27]. У российских авторов существует определенный скептицизм относительно этих выводов, в частности, позитивные изменения у родителей аномальных детей рассматриваются как отрицание реальности или нереалистический оптимизм. Таким образом, психологическая неполноценность ребенка с ЗПР своеобразным образом «проецируется» на его родителей и всю его семью. Проблемы ребенка с ЗПР — это серьёзные физиологические и медицинские проблемы. В некоторых случаях здоровье ребёнка поддаётся восстановлению, что требует многочисленных усилий, чаще - когда об улучшении состояния ребёнка говорить не приходиться, требуется целый комплекс мер по поддержанию его жизнедеятельности. М.В. Ипполитова пишет, что из проблем физиологических, медицинских и психологических проистекают проблемы материальные и социальные [24]. Любое лечение и тем более лечение серьезного заболевания, ограничивающего возможности ребенка вести нормальную жизнь, требует значительных финансовых средств. Существующий размер пособия на содержание ребенка-инвалида, как правило, не окупает даже физиологического прожиточного минимума, то есть необходимых продуктов и одежды, не говоря уже о дорогостоящих лекарствах, реабилитационных процедурах, отдыхе и т.д. Поэтому семья с ребёнком с ЗПР тем более, если в этой семье есть другие дети, очень часто оказывается в группе неимущих семей или даже в группе семей, находящихся за чертой бедности. Все это обостряет существующие психологические проблемы семьи. Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Тяжёлый морально-психологический климат в семье, воспитывающей ребёнка с ЗПР, часто приводит к её краху и распаду. Р.Ф. Майрамян указывает на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка, с тяжелыми нарушениями развития [17]. Как правило, из такой семьи уходит отец, хотя бывают и случаи, когда ребёнка с ЗПР покидает мать. В этом случае к проблемам детской ЗПР добавляется проблема неполной семьи с её сложными моральными и психологическими аспектами. Надо учесть, что дети с ЗПР очень часто рождаются в неблагополучных семьях. Таким образом, к проблемам насилия в семье, алкоголизма, наркомании добавляется ещё и проблема детской ЗПР. С другой стороны, проблема в виде ребёнка с ЗПР, в свою очередь, часто провоцирует взрослых членов семьи на различные варианты девиантного поведения. Даже благополучная семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг социального общения, ограничивает контакты с родственниками в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 62 страницы
1450 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 94 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 63 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 51 страница
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg