Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Договор коммерческой концессии

baby_devochka 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.05.2022
Предмет составляет совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение договора коммерческой концессии. Целью исследования является всестороннее изучение и рассмотрение с позиций гражданского права нового института - коммерческой концессии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: ? раскрыть понятие договора коммерческой концессии; ? проследить этапы возникновения и становления договора коммерческой концессии; ? исследовать правовую природу данного договора; ? охарактеризовать основные черты рассматриваемой договорной конструкции; ? обратить внимание на последние изменения в законодательстве, которые произошли в правовом регулировании договора коммерческой концессии. При написании работы использовались как общенаучные методы познания: системный, исторический, формально-логический, лингвистический, так и отраслевые юридические: формально-юридический, сравнительно-правовой. Про договор коммерческой концессии написано достаточно работ. Но в многих работах коммерческая концессия рассматривается с точки зрения ведения предпринимательской деятельности. Например, Владимир Колесников «Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз», Лебедев И.В. «Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность», Цират А.В. «Франчайзинг и франчайзинговый договор». Один из самых основательных трудов на тему дипломной работы - это монография Сосны С.А. «Франчайзинг. Коммерческая концессия». Это, наверное, единственная работа, которая рассматривает так подробно и комплексно договор коммерческой концессии. В этой монографии на основе сравнения с зарубежным франчайзингом показаны существенные стороны российской коммерческой концессии. Также преимуществом этой монографии является, то, что договор коммерческой концессии рассматривается не со стороны предпринимательства, а через призму гражданского права. Помимо этого труда, договор коммерческой концессии рассматривается в работах таких отечественных цивилистов как Брагинский М.И., Садиков О.Н., Суханов Е.А., Сергеев А.П., Толстой Ю.К.
Введение

В настоящее время Россия переживает этап становления рыночной экономики со всеми присущими ему договорными моделями. Одной из самых интересных и перспективных моделей договорного права как инструмента рыночной экономики и предпринимательства, в частности, является модель франчайзинга, которая поименована в Гражданском кодексе РФ как коммерческая концессия. По франчайзинговому договору одна сторона - франчайзер (правообладатель) на определенных условиях предоставляет право другой стороне - франчайзи (пользователю) использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау - франшизу для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности. В развитых странах франчайзинг используется уже длительное время, что подтверждает его эффективность. Договор коммерческой концессии является относительно новым для цивильного права России, поскольку с момента легализации данного договора прошло не так много времени. Эта договорная конструкция мало используется в России на практике в связи с её малоизученностью и несовершенством закрепления в отечественном законодательстве. Данные положения придают объекту исследования особый научный и практический интерес. Таким образом, объектом настоящего исследования являются общественные отношения, непосредственно связанные с договором коммерческой концессии и возникающие в области предпринимательской деятельности.
Содержание

Введение Глава 1. История происхождения коммерческой концессии (франчайзинга) Глава 2. Правовая природа договора коммерческой концессии .1 Понятие коммерческой концессии .2 Самостоятельность института коммерческой концессии .3 Место коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров Глава 3. Сущность договора коммерческой концессии .1 Предмет и существенные условия договора .2 Форма рассматриваемого договора .3 Стороны договора: их права и обязанности .4 Прекращение договора франчайзинга Глава 4. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии Глава 5. Судебная практика Заключение Список использованных источников
Список литературы

Нормативно-правовые акты. . Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994, №32, ст. 3301. . Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410. . Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ от 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496. . Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. от 25.10.2007) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996, № 3, ст. 140. . ФЗ РФ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ (в ред. от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3126. Судебная практика. . Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 января 2003 г. № Ф03-А73/02-1/2898. // СПС «Гарант» . Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.04.2003 № Ф04/1572-293/А03-2003. // СПС «Гарант» Учебная литература и монографии. . Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (глава 54) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. - М., 1996. - С. 550-560. . Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. // СПС «КонсультантПлюс» . Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. - Издательство «Статут», 2004. // СПС «КонсультантПлюс» . Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право. Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: БЕК, 1997. - 704 с. . Гражданское право: В 2 т. Том II, полутом 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК,1999. - 704с. . Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 1997. - 784 с. . Григорьева С. Податься во франчайзинг и не пожалеть // Экономика и жизнь. - 2005, - №37, сентябрь. - С. 38-40. . Зуйкова Л.П. «Коммерческая концессия» // Экономико-правовой бюллетень. - Апрель 2007 г., № 4 // СПС «Гарант» . Кошоховский А. Принцип «ЛУКОЙЛа» - всегда быть на шаг впереди конкурентов // Человек и труд. - 1999, - № 2. - С.63-66. . Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб.: Изд. С.-Петербургского у-та, 1997. - 518 с. . Новосельцев О.В. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка // Финансовая газета.-1999. - № 18. - С. 6-8. . Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // СПС «Гарант» . Панюкова В.В. Развитие франчайзинговых отношений на обувном рынке России // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 5(49). - С. 129-135. . Пугинский Б.И. Коммерческое право России. - М.: Юрайт, 2000. - 314 с. . Словарь иностранных слов и выражений. - М.: «Олимп», «АСТ», 2000. -784с. . Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.
Отрывок из работы

Глава 1. История происхождения коммерческой концессии (франчайзинга) В современном законодательстве РФ вопросы, касающиеся гражданско-правового регулирования договора коммерческой концессии, закреплены только в части второй Гражданского кодекса РФ. В Соединенных Штатах Америки сейчас на федеральном уровне действуют два отраслевых закона о франчайзинге: закон 1956 года об автомобильном дилерском франчайзинге и закон 1978 года о нефтесбытовой рыночной практике, а также некоторые штаты принимают свои франчайзинговые законы. Таким образом, правое регулирование в США носит ограниченно-отраслевой характер. В рамках Европейского союза 30 ноября 1988 г. был принят Регламент 4087/88 о применении ст. 85 (п. 3) Римского договора к категории соглашений о франчайзинге. В настоящее время действует принятый Европейской Комиссией 22 декабря 1999 г. Регламент N 2790/1999 о применении ст. 81.1 Консолидированной версии Договора о ЕС к категории вертикальных соглашений и согласованной практике Данный Регламент вступил в силу с 1 января 2000 г., а его положения применяются с 1 июня 2000 г. Определенная этим Регламентом категория вертикальных соглашений включает соглашения, направленные на реализацию купли-продажи товаров или услуг, заключаемые между не конкурирующими между собой хозяйствующими субъектами, между определенными конкурентами или ассоциациями розничных торговцев товарами, а также вертикальные соглашения, содержащие дополнительные условия о предоставлении или использовании прав интеллектуальной собственности. Кроме того, это понятие охватывает также согласованную деловую практику. Значение ранее действовавшего Регламента 4087/88 состояло в том, что в нем впервые в рамках ЕС давалось определение таких соглашений и выделялись основные их виды: промышленная франшиза на индустриальные товары, дистрибьюторская франшиза, направленная на продажу товара, и франшиза на обслуживание, имеющая целью предоставление услуг. Под действие Регламента подпадали те соглашения о франчайзинге, в которых пользователь предоставляет товары или оказывает услуги именно конечному потребителю. Целью таких соглашений, согласно Регламенту, является совершенствование сети распространения товаров и услуг таким образом, чтобы предоставить правообладателю возможность создать единую продажную сеть без крупных инвестиций, особенно малым и средним предприятиям. Учитывая отсутствие определения данного вида соглашений в национальном законодательстве стран - членов Европейского союза, Регламент определял франшизу как комплекс промышленной и интеллектуальной собственности, касающейся товарных знаков, фирменных наименований, иных обозначений, полезных моделей, промышленных образцов (дизайна), авторских прав, ноу-хау и патентов, которые могут быть использованы при перепродаже товаров или оказании услуг конечному потребителю. При применении нового Регламента N 2790/1999 в числе прочих факторов в первую очередь учитывается конкретная ситуация на рынке купли-продажи конкретного товара. Категорийные изъятия предоставляются тем вертикальным соглашениям, в отношении которых ясно, что они удовлетворяют требованиям Регламента и направлены на совершенствование эффективности цепи производства и сбыта через обеспечение наилучшей координации взаимодействия соответствующих хозяйствующих субъектов, в частности путем снижения для сторон себестоимости сделок и расходов на продвижение товаров и оптимизации их коммерческих и инвестиционных возможностей. Последствия таких соглашений оцениваются по двум критериям: с точки зрения занимаемой тем или иным хозяйствующим субъектом доли на конкретном рынке, а также уровня конкуренции со стороны иных поставщиков товаров и услуг, с учетом конкретных характеристик товаров, их цен и целей использования. Если говорить об актах международного права, касающихся рассматриваемых вопросов, то Международный институт по унификации частного права (UNIDROIT) подготовил руководство по международным франшизным соглашениям, где подчеркивается, что для успешного функционирования франчайзинга необходима «здоровая правовая коммерческая среда», а именно, высокий уровень всего законодательства в целом. Для того чтобы понять современный договор коммерческой концессии (франчайзинга) необходимо раскрыть историю его происхождения. История развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в Средневековье. В Оксфордском словаре английского языка указано, что «franchising» - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 г., а «franchises» - это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги. Например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии. Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков. Немецкие пивовары в 1840г. предоставляли франшизы определенным тавернам, чтобы продавать пиво. Подлинного расцвета франчайзинг достиг в 1850-е гг., когда ряд крупных компаний, например «Зингер», уступают малому бизнесу право на продажу своих изделий по всей территории США. В то время было не принято приобретать швейные машины в магазинах, и производителю приходилось прибегать к «агрессивному» сбыту: продавец приходил домой к покупателю и наглядно демонстрировал достоинства товара. Поскольку у компании «Зингер» не хватало денег, чтобы нанимать коммивояжеров, ее владелец решил продавать права на реализацию швейных машин на определенной территории независимым продавцам (дилерам). Не менее эффективная франчайзинговая система была создана компанией «Дженерал мотор». В 1898 г. молодая компания, не имеющая средств для открытия магазинов, стала продавать паровые двигатели через дилеров (франчайзи), положив начало современной системе продажи автомобилей. Франчайзи выделялась определенная территория и гарантировалась защита от конкуренции, а также большой объем продаж. В обмен на это дилер брал на себя обязательство не продавать машины других производителей, обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать имидж франчайзера. Примеру «Дженерал моторс» последовала компания «Рексол», торговавшая франшизами на организацию аптек. Очень удачное применение франчайзинг нашел в индустрии безалкогольных напитков. К нему с успехом прибегнули известные всему миру гиганты, как «Кока-Кола» и «Пепси». Высокое содержание воды в их продукции делает невыгодными централизованное производство и продажу. Благодаря франшизе компании получили возможность производить концентрированный сироп и распределять его между местными заводами по розливу, которые находятся в собственности франчайзи и управляются ими. В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса. Пионером, так называемого «Business Format Franchisings», был основатель McDonald’s Рэй Крок. Его заслугой является не только изобретение мясного клопса между двумя половинками хлеба, но и разработка соответствующей дизайну ресторана рекламы и постоянного надзора за качеством. В 1945 г. в ресторан в San Bernardino на Западе США зашел агент, продающий молочные миксеры. Вместо того чтобы, как обычно после переговоров, двинуться дальше, он остался и наблюдал за рестораном целый день - от клиентов буквально не было отбоя. Успех ресторана не давал агенту покоя. Через несколько недель после своего посещения San Bernardino он обратился к владельцам и вскоре получил лицензию на право купли-продажи такого ресторана. 2 марта 1955 он основал собственную фирму. Запись в Коммерческом Регистре гласила: McDonald’s System, Inc. Имя основателя: Рэй Крок (Ray Kroc). Таким образом, если у франчайзинга и есть отец, то им с полным правом может считаться основатель McDonald’s Рэй Крок. Хотя франшизодатели существовали и до него, производитель гамбургеров как никто другой символизирует победное шествие этой формы сбыта. Из ресторана в глухой провинции развилась всемирная сеть с более чем 14000 предприятий. В России франчайзинг появился только в 1992 г. пионером выступила компания «Дока-пицца», возглавляемая Владимиром Довганем. Развернутая франчайзинговая сеть насчитывала около тысячи пиццерий. Однако процесс вскоре пошел вспять. Имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров: продукт вскоре стал выпускаться франчайзи «Дока-Пиццы» с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули. Лавры пионера зарубежного франчайзинга в России заслуженно носит один из крупнейших в мире продавцов мороженого - компания Baskin Robins, реализовавшая свою первую франшизу в Москве в 1993 году. Компания «1С» была просто вынуждена прибегнуть к франчайзингу, чтобы сохранить на прежнем уровне достигнутый в 1995г. объем продаж (6 тыс. копий в месяц) своего фирменного продукта - наиболее популярной бухгалтерской программы «1С-Бухгалтерия». Одно время объем продаж стал снижаться вследствие того, что неквалифицированные дилеры больше времени тратили на внедрение программ, нежели на продажу. Это подрывало престиж фирмы. Компания оказалась перед выбором: организовать отделы внедрения и тем самым перейти дорогу собственным дилерам или же прибегнуть к франчайзингу. Предпочтя второй путь, компания из 850 дилеров отобрала 70, которые стали франчайзи. Они обязались не продавать продукцию конкурентов и ежеквартально приобретать 50 копий программы, выплачивая определенный процент от выручки. Российский франчайзинг достиг максимального развития в 4 отраслях хозяйствования: в сфере общественного питания («Ростик'с», «Елки-Палки», «Баскин 31 Роббинс», «Макдоналдс»), в розничной торговле («Копейка», «Эконика-обувь», «Монарх»), в сфере услуг («Кодак-экспресс», «1С») и в организации автозаправочных станций (ТНК, «Сибнефть», «Славнефть»). Таким образом, на основе всего вышесказанного видно, что франчайзинг имеет длительную историю. Франчайзинг возник на Западе, но спустя несколько сот лет дошел и до России. Целью этой работы не является раскрытие сущности зарубежного франчайзинга. Эта глава введена для общего ознакомления с данным правовым институтом и его происхождением. Продолжительность существования франчайзинга свидетельствует о его практической пользе. Эта глава подтверждает тот факт, что в дальнейшем речь будет идти не просто о теоретической конструкции, а о действительно используемой на практике договорной модели - коммерческой концессии. Глава 2. Правовая природа договора коммерческой концессии .1 Понятие коммерческой концессии договор коммерческий франчайзинг концессия В статье 1027 ГК РФ закреплено, что «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)». В главе 54 Гражданского кодекса РФ, исследуемая договорная модель названа как коммерческая концессия, но зарубежное законодательство не знает такого понятия. За рубежом данный договор носит название франчайзинг. Понятие «коммерческая концессия» не совсем точно, поскольку концессионные договоры не являются частноправовыми. Слово «концессия» происходит от латинского «concessio» - «разрешение, уступка». Данный термин подразумевает санкционированную государством уступку прав: права собственности или права пользования. Классическая трактовка концессий основывается на так называемой лицензионной системе, при которой юридическим основанием для получения инвестором концессионных прав является не договор, а лицензия, представляющая собой односторонний властный акт государства по передаче им своих функций концессионеру. В отечественном законодательстве понятие концессии закреплено в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В силу статьи 3 этого Федерального закона «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности». Таким образом, особенности концессионного соглашения в следующем: концедент всегда орган публичной власти, а объект концессионного соглашения - только недвижимое имущество. Исходя из вышесказанного, понятие коммерческой концессии терминологически совсем не соответствует определяемым им отношениям, возникающим в предпринимательской сфере между коммерческими организациями и (или) гражданами - индивидуальными предпринимателями по поводу комплекса исключительных прав. В свете всего упомянутого логичнее называть изучаемую договорную конструкцию по аналогии с зарубежными странами франчайзинг, но поскольку отечественный законодатель легализовал другой термин, то в данной работе понятия коммерческая концессия и франчайзинг будут использоваться как тождественные. Но опять же нельзя путать термин «франшиза», используемый в значении договора коммерческой концессии, и термин «франшиза», применяемый в страховом праве (франшиза - одно из условий страхования - освобождает страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенную величину). 2.2 Самостоятельность института коммерческой концессии Для полноты понимания объекта исследования необходимо провести сравнительную характеристику договора коммерческой концессии с другими смежными институтами. Также использование сравнительного метода поможет разобраться в причине разгоревшейся дискуссии в научной литературе по поводу правовой природы рассматриваемого договора. На первый взгляд, кажется, что договор коммерческой концессии имеет элементы, как лицензионного договора, договора простого товарищества, так и купли-продажи, но при таком подходе тогда возникает сомнение в его самостоятельности как договорной конструкции. Однако ГК РФ развенчивает эти сомнения, поскольку договор коммерческой концессии выделен в отдельную главу, тем самым законодатель акцентирует внимание на его самостоятельности. Наиболее частой проблемой, встречающейся на практике, является необходимость отграничить договор коммерческой концессии от лицензионного договора. Эта проблема еще более обострилась в связи с принятием части четвертой ГК РФ. Так предметом договора коммерческой концессии является передача комплекса исключительных прав, включающего в себя право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение и ноу-хау (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Лицензионный договор о передаче права на использование товарного знака, равно как и договор коммерческой концессии, подлежит регистрации в Роспатенте. Согласно новой редакции п. 2 ст. 1028 ГК РФ из закона изъята норма о необходимости регистрации договора коммерческой концессии в органе, осуществившем регистрацию правообладателя (налоговом органе). Более того, в соответствии с п. 4 ст. 1027 ГК РФ к договору коммерческой концессии применяются все правила ГК РФ о лицензионном договоре. Таким образом, часть четвертая ГК РФ делает основным отличием договора коммерческой концессии от лицензионного договора объект договора. Если лицензионный договор предусматривает использование прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности, то по договору коммерческой концессии передается целый комплекс исключительных прав в разном объеме и сочетании. Пользователь использует имидж (brand name) и схему ведения предпринимательской деятельности правообладателя. Договор коммерческой концессии, как правило, носит более детализированный характер, уточняя все аспекты взаимоотношений между сторонами. В то время как лицензионный договор может быть возмездным и безвозмездным (п. 5 ст. 1235 ГК РФ), договор коммерческой концессии - это всегда возмездный договор (ст. 1027 ГК РФ). В качестве правообладателя по договору коммерческой концессии, как правило, выступает коммерческая организация, в редких случаях - физическое лицо, являющееся предпринимателем. В то же время лицензиарами могут быть как предприниматели (физические и юридические лица), так и некоммерческие организации и граждане, владеющие патентами. Е.А. Суханов подчеркивает, что договор коммерческой концессии нельзя рассматривать в качестве разновидности лицензионного договора, поскольку «в отличие от последнего франчайзинг дает возможность использовать не один определенный объект «интеллектуальной собственности», а комплекс объектов исключительных, а также иных имущественных прав. Кроме того, в лицензионных отношениях фактический изготовитель или услугодатель (лицензиат) всегда обязан так или иначе информировать о себе клиентов - потребителей и не вправе целиком скрываться под фирмой правообладателя (лицензиара)». Б.И. Пугинский указывает: «Франчайзинг означает систему договорных отношений крупных изготовителей (продавцов) с мелкими фирмами, в которых обязательства по продвижению товара сопровождаются использованием на основе лицензии фирменного наименования или товарного знака головной фирмы, а также соблюдением ее технологий производства и стратегии по сбыту товаров». Он видит недостаток гл. 54 ГК «Коммерческая концессия» как раз в том, что «в ней основное внимание уделено не содействию в реализации товаров, а вопросам лицензионных соглашений. Между тем вопросы лицензионных соглашений - это лишь часть, причем вспомогательная, по отношению к задаче реализации товара». Нельзя не обратить внимание на родство изучаемого договора с иными гражданско-правовыми институтами договорного права: договором поручения, комиссии, агентским договором и договором простого товарищества. Например, по мнению Городова О.А., все указанные договоры «сближает возможность опосредования сходных общественных отношений по обслуживанию, сбыту товаров, выполнению услуг, которое зиждется на принципах сотрудничества сторон и их равенства. Однако юридическое содержание в названных видах соглашений различно». Городов О.А. говорит, что различается предмет договора: если предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, то предметом договора простого товарищества - соединение вкладов товарищей и их совместные действия для достижения общей цели; предметом агентирования - юридические и иные (фактические) действия, предметом комиссии - одна или несколько сделок, предметом поручения - определенные юридические действия. Авилов Г.Е. усматривает отличие договора коммерческой концессии от договора комиссии и агентского договора в том, что «комиссионер и агент действуют в интересах и по поручению комитента (принципала), оказывая последнему определенные услуги, за что получают от него вознаграждение. При этом сделки, заключенные комиссионером или агентом с третьими лицами, имеют имущественные последствия для комитента или принципала. Иначе строятся отношения сторон по договору коммерческой концессии. Здесь пользователь действует без поручения правообладателя и за свой собственный счет. Он осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации правообладателя, его ноу-хау и коммерческого опыта, за что выплачивает правообладателю вознаграждение. Таким образом, если дистрибьютор, работающий по агентскому договору, получает от производителя товаров вознаграждение, то дистрибьютор по договору коммерческой концессии сам платит производителю за возможность работать под его фирмой». В юридической литературе предпринимаются попытки выделить специфические черты коммерческой концессии, отличающие ее и от некоторых иных смежных институтов гражданского права. Так, Иванов А.А. обращает внимание на имеющиеся различия между коммерческой концессией и уступкой права (цессией). Он пишет: «Уступка прав - универсальный институт обязательственного права. В строгом смысле этого слова закон регламентирует уступку лишь требований в обязательствах, причем таких, которые могут существовать в отрыве от личности кредитора (ст. 383 ГК). Переход абсолютных прав данным институтом формально не охватывается. Между тем по договору коммерческой концессии передаются исключительные (абсолютные) права на результаты интеллектуальной деятельности, которые подчас неразрывно связаны с личностью правообладателя». С различиями, выведенными Ивановым А.А. вряд ли стоит согласиться, так как уступка прав и коммерческая концессия не являются смежными институтами по отношению друг к другу. Также при коммерческой концессии нет места передачи прав (ни обязательственных, ни тем более исключительных), пользователю предоставляется правообладателем право использования комплекса исключительных прав, при этом сами исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности остаются у правообладателя. Пользователю только разрешается пользоваться комплексом исключительных прав, в данном случае и речи нет о каком-либо акте передачи прав, уступке (цессии). Вместе с тем вполне уместным представляется проведенное Ивановым А.А. сравнение договора коммерческой концессии и договора простого товарищества, поскольку предоставление права на использование исключительных прав может служить и в качестве вклада товарища в общее имущество простого товарищества. Однако в последнем случае, как верно замечает Иванов А.А., «это право передается для достижения общих целей в рамках многостороннего договора. Все участники договора простого товарищества имеют общие интересы. В то же время договор коммерческой концессии является взаимным (синаллагматическим). Его участники имеют противоположные по направленности интересы; каждый из них стремится к извлечению максимальной выгоды за счет контрагента. Никакого общего имущества в данном случае не образуется». На несомненное сходство коммерческой концессии и совместной деятельности обращает внимание также Авилов Г.Е., который подчеркивает, что «для коммерческой концессии свойственно сотрудничество сторон в процессе исполнения договора, так как конечные их интересы во многом совпадают. Поэтому франчайзинг в каком-то смысле можно считать разновидностью совместной деятельности. Однако было бы неправильно рассматривать его в контексте договора о совместной деятельности, также нашедшего свое место в ГК РФ (гл. 55). Помимо других очевидных различий между этими договорами, следует отметить, что характер сотрудничества сторон и его значение в этих договорах далеко не совпадают. Если в договоре о совместной деятельности такое сотрудничество имеет определяющее значение, то в коммерческой концессии оно является лишь одним из элементов и, кроме того, носит неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в зависимых, чем в партнерских правоотношениях с правообладателем». Отмечающееся в юридической литературе стремление российских правоведов обнаружить сходство и установить различия между договором коммерческой концессии и многими другими типами гражданско-правовых договорных обязательств объясняется тем, что указанный договор появился в системе договорных обязательств сравнительно недавно и, как и всякий новый гражданско-правовой договор, он впитал в себя элементы различных договоров. Таким образом, учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что договор коммерческой концессии является самостоятельным договором. Тогда возникает другой вопрос, к какой группе договоров он относится. 2.3 Место коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров На сегодняшний день нет единого мнения о том, к группе каких договоров относится исследуемая договорная модель, тем не менее, многие юристы относят его к группе договоров об оказании услуг. Профессор А.Ю. Кабалкин включает данный договор в группу договоров по оказанию услуг, а в качестве его предмета видит юридические и фактические действия. Эта точка зрения опирается на признание в качестве предмета договора действий по перепродаже пользователем товаров, принадлежащих на праве собственности правообладателю. При этом предоставление комплекса исключительных прав пользователю служит не конституирующим признаком договора, а лишь вспомогательным условием.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
1300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 73 страницы
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg