Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Оценка специальных условий труда на предприятии сургутское управление технологического транспорта №3 ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» (УТТ №3)

baby_devochka 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.05.2022
Цель работы – характеристика современного состояния, проблем и перспектив развития специальной оценки условий труда на исследуемом предприятии. Задачи работы: - изучить проведение специальной оценки условий труда; - описать вредные факторы предприятия; - провести анализ проведения специальной оценки труда на исследуемом предприятии; - разработать мероприятия, направленные на совершенствование условий труда; - показать эффективность мероприятий. Методологическая основа исследования. В исследовании применялись общие методы научного познания (диалектический, системный, анализ и синтез), методы формальной логики (индукция, дедукция), специальные правовые методы (технико-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой). Нормативную основу исследования составили Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы РФ, подзаконные акты, нормативные акты РФ, законы субъектов РФ, определяющие особенности охраны труда и организации специальной оценки условий труда. Научная новизна исследования определяется комплексным исследованием специальной оценки условий труда как относительно нового инструмента повышения качества и эффективности условий труда, соблюдения прав работников, повышения здоровья нации и качества жизни в целом. Практическая значимость работы заключается в проведении комплексного сравнительно-правового анализа современного состояния оценки условий труда, выявлением практических проблем ее применения на практике с возможностью привлечения результатов работы.
Введение

Актуальность темы работы определяется важностью охраны труда и здоровья людей в Российской Федерации, которая является социальным государством. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на труд при обеспечении условий, которые отвечали бы требованиям гигиены и безопасности. Обеспечение надлежащих условий труда - это не только одно из важнейших направлений деятельности, ответственность любого работодателя, но и средство повышения эффективности труда, производительности труда работников, сохранения их здоровья, снижения производственного травматизма, что, по большому счету, одновременно выступает естественным элементом сохранения здоровья нации, важнейшими параметрами уровня и качества жизни населения. Согласно официальной статистике, собранной Всемирной организацией здравоохранения, производственный травматизм является серьезной проблемой во многих странах мира: ежегодно в мире регистрируется более 120 миллионов случаев производственного травматизма, в результате которых погибает более 200 тысяч человек. В целом в мире смертность от травм, полученных людьми на производстве, занимает третье место среди причин смерти после онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Несмотря на незначительное снижение смертности и числа жертв производственного травматизма в последние годы, Россия продолжает занимать одно из первых мест по количеству несчастных случаев и несчастных случаев на производстве [57]. В соответствии с нормами права и постулатами современного государства, оно обязуется осуществлять все необходимые меры, направленные на устранение ухудшения здоровья нации, предотвращение распространения различных заболеваний, в том числе создание условий, при которых каждый гражданин государства сможет работать, независимо от его профессии и уровня профессионального развития, в условиях, соответствующих стандартам безопасности и гигиены труда, установленным на законодательном уровне. В то же время ни для кого не секрет, что современные экономические условия характеризуются стремлением к получению экономических выгод, при которых работодатели, ставящие во главу угла максимизацию прибыли и максимально возможное повышение производительности труда, факторам, влияющим на формирование здоровья работников, условиям производственного микроклимата, снижению профессиональной заболеваемости и травматизма, не уделяют того внимания, которого заслуживают эти сферы. Между тем связь между условиями труда и резервами роста производительности труда, динамикой производственного травматизма, экономическими результатами самого предприятия и, наконец, здоровьем нации, уровнем и качеством жизни населения очевидна. В соответствии с этим государственное управление, правовое регулирование, контроль и надзор в обозначенной сфере выступают важнейшим фактором и элементом системы современного регулирования трудовых отношений. Чтобы гарантировать гражданам соблюдение их прав и свобод в сфере трудовых отношений, на данный момент сформировано достаточное количество институтов. Это включает в себя законодательство в различных областях регулирования трудового процесса и взаимоотношений работников с работодателями, а также аспекты регулирования заработной платы, установления режима труда и отдыха, механизмов социального партнерства и комплекса нормативных, методологических и организационных аспектов охраны труда. Важнейшее место в системе охраны труда, в свою очередь, принадлежит механизмам контроля условий, в которых протекает трудовая деятельность работников любого предприятия, независимо от сферы деятельности, формы собственности, организационно-правовой формы, объемов производства. И в настоящее время такой механизм активно формируется: исходя из принципов, определенных в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации, одной из обязанностей работодателя является обеспечение надлежащих условий для организации и проведения специальной оценки условий труда. Научная проблема исследования определяется противоречием между важностью эффективной системы охраны труда как основы формирования государственной политики в области трудовых отношений и отсутствием качественного и эффективного рабочего механизма оценки условий труда с точки зрения определения их соответствия существующим требованиям и стандартам. Гипотеза исследования: реализация комплексного подхода к разработке эффективных инструментов и механизмов оценки условий труда в форме совершенствования института специальной оценки условий труда и устранения существующих противоречий сформирует качественную и эффективную основу для оптимизации условий труда и государственного управления в этой области. Степень научной разработанности проблемы. В связи с тем, что методология специальной оценки условий труда была разработана и внедрена в практику управления трудовыми отношениями совсем недавно, ее теоретические аспекты на сегодняшний день также недостаточно разработаны в научно-исследовательской литературе. Однако из-за значительного количества споров и дискуссий о механизме специальной оценки условий труда, его недостатках и преимуществах, сравнительных исследованиях в области специальной оценки условий труда и ранее использовавшейся сертификации рабочих мест публикации по этой теме все еще присутствуют. В современных учебниках и монографиях по охране труда дается понятие оценки условий труда, обосновывается ее необходимость и практическая значимость, специальная оценка условий труда характеризуется как эффективный механизм проведения такой оценки. Объект исследования – особенности организации проведения специальной оценки условий труда Управления технологического транспорта №3 ОАО «Сургутнефтегаз». Предмет анализа – особенности организации, проведения и использования результатов специальной оценки условий труда.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 8 1.1 Понятие и порядок проведения специальной оценки условий труда 8 1.2 Необходимость совершенствования организации и условий труда на предприятии 15 ГЛАВА 2. Оценка специальных условий труда на предприятии сургутское управление технологического транспорта №3 ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» (УТТ №3) 20 2.1 Краткая характеристика предприятия 20 2.2 Описание вредных факторов исследуемого предприятия 22 2.3 Анализ проведения специальной оценки труда Сургутское Управление технологического транспорта №3 ОАО «Сургутнефтегаз» (УТТ №3) 28 ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 50 3.1 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование условий труда 50 3.2 Эффективность предложенных мероприятий 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Список литературы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.1 Понятие и порядок проведения специальной оценки условий труда Специальная оценка рабочих мест должна проводиться всеми организациями и предпринимателями, заключившими хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и удаленные работники, чьи рабочие места не подпадают под действие закона. За отказ от специальной оценки предусмотрены очень серьезные штрафы. Специальная оценка условий труда (СОУТ) - это комплекс мероприятий, направленных на установление наличия вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоение ему класса риска. Об этом говорится в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о СОУТ). СОУТ - это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют стандартам. Существует закон, согласно которому организации, имеющие сотрудников, должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ. По его результатам определяется класс условий труда. В зависимости от класса подсчитываются взносы, приобретается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные лампы. При проведении специальной оценки оцениваются вредные факторы, а не эстетика. Эксперт обратит внимание на шум, пыль или недостаток света, но не на цвет стен или качество дверной фурнитуры. Они также могут измерять тяжесть трудовых, химических, биологических факторов. Но обычно это касается сложных производственных предприятий. Существует четыре класса риска: Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо полностью отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Были созданы предпосылки для поддержания высокого уровня эффективности. Допустимый (2.0): имеются опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровней, установленных гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены. Вредный (3,0): уровни воздействия негативных факторов превышают норму. Он разделен на подклассы: первая степень (3.1), вторая степень (3.2), третья степень (3.3) и четвертая степень (3.4). Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов могут поставить под угрозу жизнь работника, а последствия могут привести к развитию профессионального заболевания. Результаты СОУТ используются, в том числе, при назначении скидок и доплат к ставке взносов "за травмы" и дополнительных тарифов по пенсионным взносам. Работникам, работающим на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляется дополнительный отпуск (статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение заработной платы не менее чем на 4 % от оклада или ставки (статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации). Есть и другие преимущества. В целом, все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника, обязаны пройти специальную оценку. СОУТ не является обязательным для следующих категорий: организации и индивидуальные предприниматели, не заключившие ни одного трудового договора; работодатели - физические лица без статуса индивидуального предпринимателя; работодатели - религиозные организации. Все работодатели без исключения имеют право отказать в СОУТ в отношении рабочих мест надомников и удаленных работников (часть 3 статьи 3 Закона о СОУТ). Вакантные места не подпадают под специальную оценку. Дело в том, что в отсутствие сотрудников невозможно проанализировать условия их труда. СОУТ проводится специализированной сторонней компанией с участием комиссии, созданной работодателем. В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда . Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель. Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям: СОУТ является основным видом ее деятельности. Получена соответствующая аккредитация. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по специальной оценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень. Дальнейшие исследования проводятся в рамках СОУТ. По их результатам составляется отчет. Он подписывается специалистами аккредитованной сторонней организации и членами комиссии. При этом на каждое рабочее место заполняется карточка (формы отчетов и карточки, утвержденные приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудники должны быть ознакомлены с карточкой для подписи в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. При этом сводные данные специальной оценки должны быть опубликованы на официальном сайте работодателя (при наличии). Плюс выдается декларация о соответствии условиям труда (форма и порядок подачи утверждены приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). Он включает информацию о рабочих местах, на которых не выявлены вредные и опасные производственные факторы, а условия труда признаны оптимальными и приемлемыми. Декларация должна быть подана в территориальную инспекцию труда не позднее чем через 30 рабочих дней после утверждения отчета о результатах СОУТ. Декларацию можно подать через Интернет на сайте Роструда. Для этого он должен быть подписан квалифицированной электронной подписью. Последний этап специальной оценки был завершен к 1 января 2019 года (часть 6 статьи 27 Закона о СОУТ). Предполагается, что к этой дате все работодатели осуществили вышеуказанные мероприятия и своевременно представили декларацию. Если на производстве нет несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а инспекторы не находят нарушений в области охраны труда, нет необходимости повторно проводить специальную оценку. И только при наступлении одного из этих событий необходимо провести внеплановую проверку и повторно подать декларацию. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую специальную оценку. Это должно быть сделано в течение 12 месяцев с даты его ввода в эксплуатацию. Начиная с 2019 года, за отсутствие СОУТ применяется штраф. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 Административного кодекса Российской Федерации. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах: для руководителя организации - от 5000 до 10000 рублей; для организации - от 60 000 до 80 000 рублей; для индивидуального предпринимателя - от 5000 до 10000 рублей. Закон не регулирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: конъюнктуры рынка, размера организации, численности персонала и т.д. В среднем одно место стоит от 600 рублей. Большинство аккредитованных компаний имеют более низкий ценовой порог: даже если специальную оценку необходимо провести для небольшого количества рабочих мест, например, одного или двух, вам придется заплатить не менее 10 000 рублей за процедуру. Как правило, работодатель должен финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Часть таких взносов может быть направлена на профилактику травматизма и профессиональных заболеваний рабочих. С 1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Федерального закона № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", которая внесла ряд изменений и дополнений в порядок. Одним из нововведений является дополнение статьи 2 Федерального закона № 426 новой частью 4, которая приводит закон в соответствие с изменениями в Конституцию Российской Федерации, которые произошли в 2020 году и установили приоритет российских законодательных норм над международными. Было заявлено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их толковании, противоречащие Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Обновлена формулировка статьи 15 Федерального закона № 426, регламентирующая срок утверждения результатов специальной оценки условий труда. Отчет о результатах экспертизы утверждается членами комиссии и ее председателем не позднее тридцати календарных дней. Срок начинает исчисляться с даты направления его работодателю организацией, предоставляющей услуги по специальной оценке условий труда. Член комиссии, не согласный с результатами идентификации, может изложить свое аргументированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету. По нашему мнению, вышеуказанная поправка в новой редакции закона устранит процесс затягивания утверждения результатов оценки комиссией, как это было ранее, что способствует оперативному предоставлению льгот и компенсаций работникам, работающим во вредных и опасных условиях. Нововведения касались декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Ранее в отношении рабочих мест, где не были выявлены вредные или опасные производственные факторы и где по результатам измерений условия были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подавал декларацию о соответствии в территориальный орган Роструда. Согласно нормам статьи 11 Закона о специальной оценке условий труда № 426, такая декларация действовала в течение 5 лет с даты внесения информации в федеральную государственную информационную систему для учета результатов специальной оценки условий труда [1]. Декларация становилась недействительной только в исключительных случаях. В частности, такими случаями были: несчастный случай на производстве, выявление профессиональных заболеваний у работников вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов, выявление нарушений требований охраны труда в ходе проверок. При отсутствии таких обстоятельств срок действия декларации был продлен еще на 5 лет. Таким образом, после истечения десятилетнего срока действия декларации необходимо было пересмотреть определение рабочих мест. С вступлением в силу поправок от 30 декабря 2020 года устанавливается бессрочный срок действия декларации в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте. По нашему мнению, введение вышеуказанной поправки снизит финансовую нагрузку на малые и средние предприятия, так как позволит избежать необходимости проведения работодателем специальной оценки условий труда после истечения срока действия декларации в случаях, когда условия труда на заявленных рабочих местах не изменились. Изменения также коснулись порядка расчета срока действия декларации. Если раньше срок действия декларации начинался с момента ее подачи в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту его нахождения, то теперь отсчет времени начинается с момента публикации результатов в учетной информационной системе. Нововведения коснулись не только действительности декларации, но и сроков применения результатов экспертной оценки. Результаты специальной оценки условий труда используются для: 1) установления гарантий и компенсаций работникам, условия труда которых отличаются от оптимальных и приемлемых; 2) обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты, а также оснащения помещений средствами коллективной защиты; 3) обоснования затрат на мероприятия по улучшению условий труда; 4) установления дополнительных ставок страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; 5) мониторинга состояния условий труда на рабочих местах; 6) для других целей [2]. Теперь использовать результаты СОУТ можно только после официальной публикации отчета в информационной системе, а не с момента его утверждения председателем и членами комиссии, как это было раньше. Изменения в законодательстве затронули права и обязанности участников процесса специальной оценки условий труда. Например, расширился перечень обязанностей организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Среди новых обязанностей была добавлена обязанность уведомлять работодателя о публикации информации в информационной системе бухгалтерского учета и предоставлять ему регистрационный номер. Вышеуказанное нововведение помогает устранить ситуации, когда контракты были заключены задним числом. Кроме того, работодатель получил право требовать от оценочной организации подтверждения передачи результатов оценки в информационную систему. Существует также новое обязательство работодателя учитывать замечания работника по результатам оценки. Сам работник имеет право представить письменные замечания и возражения работодателю или профсоюзному органу по результатам оценки. С вступлением в силу поправок появилась возможность проверить качество анализа, проведенного оценочной организацией. Для этого достаточно инициировать государственную экспертизу СОУТ для конкретных рабочих мест. Государственная экспертиза качества результатов проводится в соответствии с положением, утвержденным приказом Минтруда от 12.08.2014 № 549н. Также необходимо будет провести государственную экспертизу при выявлении разногласий между работодателем и организацией-исполнителем [3]. 1.2 Необходимость совершенствования организации и условий труда на предприятии Необходимость рассмотрения вопроса об улучшении организации и условий труда персонала обусловлена тем, что в условиях конкуренции все большее значение приобретает эффективность труда, как для каждого отдельного сотрудника, так и для всего предприятия. Основными направлениями изучения проблем и их оперативного устранения в области организации и условий труда персонала являются проведение специальной оценки условий труда, анализ качества внедрения технологических разработок, соблюдение требований охраны труда, внедрение и соблюдение технологий тайм-менеджмента и др. Улучшение организации и условий труда актуально на протяжении всей жизни предприятия, поскольку любое предприятие постоянно находится в поиске более прогрессивных форм организации труда, которые могут соответствовать как параметрам средств производства, так и характеристикам рабочей силы. Каждая компания уделяет большое внимание эффективности своей деятельности, поскольку от этого зависит ее прибыль, конкурентоспособность, имидж и другие аспекты. На это напрямую влияет организация труда работников и условия, в которых они выполняют свои трудовые функции. Трудовым ресурсом является работник, поэтому очень важно поддерживать его высокую эффективность. Эффективность работы каждого сотрудника, а следовательно, и компании в целом, зависит от организации и условий труда. Грамотная организация и благоприятные условия труда являются залогом привлекательности компании для ее сотрудников. От этих элементов зависит показатель удовлетворенности работой и эффективности труда. Современное состояние вопроса организации и условий труда регулируется основным документом в области трудового права – Трудовым кодексом Российской Федерации. Особенно в статьях части третьей и четвертой. Помимо Трудового кодекса Российской Федерации, организация и условия труда регулируются требованиями федеральных законов, СанПиН и других нормативных документов Российской Федерации и Международной организации труда, а также нормативных документов конкретной организации. Организация и условия труда являются одной из основных составляющих управления предприятием. С научно-техническим прогрессом общество не стоит на месте, поэтому каждому предприятию необходимо следовать вектору развития научно-технических знаний и совершенствоваться, чтобы оставаться конкурентоспособным. Применение новых научных разработок, в частности, требует области организации и условий труда персонала. Улучшение организации и условий труда состоит из комплекса мер, направленных на повышение привлекательности и комфорта работы, а также обеспечение максимально безопасных условий труда. Научные методы улучшения организации и условий труда могут быть направлены на: - снижение тяжести или интенсивности работы; - сокращение временных затрат; - снижение влияния вредных и (или) опасных производственных факторов; - эффективное использование трудовых ресурсов; - планирование рабочего места. Для того чтобы компания начала внедрять меры по улучшению, необходимо проанализировать состояние существующей организации и условия труда на предприятии. Это можно сделать с помощью: - проведение СОУТ (независимой экспертизы); - обратная связь от персонала (анкета, анкета, личная беседа); - изучение методических рекомендаций, разработанных для конкретных видов деятельности; - личные наблюдения руководителя; - анализ использования рабочего времени (хронометраж, фотосъемка рабочего дня, метод мгновенных наблюдений). С помощью предлагаемых мер оценивается текущее состояние существующей организации и условий труда на предприятии, а также определяются потребности сотрудников. На основании полученных данных составляется план по улучшению организации и условий труда. Затем выбирается метод, с помощью которого будут реализованы эти улучшения. Уточняются сроки реализации, ответственные лица, документационное обеспечение, выделяется бюджет на мероприятия. При разработке мер по улучшению организации и условий труда необходимо, в первую очередь, учитывать масштабы реализации этих мер. Они могут проводиться как на рабочих местах, внутри рабочих мест, так и в рамках всей организации. Основным методом улучшения условий и организации труда является защита работников от неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов, это входит в перечень охраны труда. Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие меры. В целях обеспечения надлежащей охраны труда организация должна: - определить направления охраны труда в организации; - нанять специалиста, который будет заниматься вопросами охраны труда в организации. Оценить эффективность улучшения организации и условий труда на предприятии можно путем измерения таких показателей, как: - уровень производительности труда или выпуска продукции является основным показателем эффективности труда; - показателем трудоемкости является стоимость рабочего времени на производство единицы продукции. Поскольку все меры по улучшению организации и условий труда направлены на повышение производительности труда, методами определения роста производительности труда являются: - определение индекса роста производительности труда; - определение темпов роста производительности труда. На большинстве промышленных предприятий, с учетом бурно развивающейся автоматизации и роботизации, используется труб наемных сотрудников, осуществляющих деятельность непосредственно в цехах, в непосредственной близости от оборудования. Помимо шума, риска получения травм, такое оборудование еще и нагревается, тем самым повышая температуру в помещение. Значительный рост температуры, выше допустимых (не более 24°С для легкой работы и не более 18°С для тяжелой) может нанести вред не только здоровью человека, но и привести к преждевременной поломке оборудования [1, 2]. Поэтому актуализируется вопрос по улучшению условий труда и правильной настройке климатического оборудования в производственных помещениях. Данную проблему можно решить несколькими способами, традиционным – экспериментальным, а также с помощью известных формул для расчетов необходимых параметров. Такие методы отличаются высокой сложностью и энергозатратами, однако существует альтернативный метод, заключающийся в компьютерно-математическом моделировании исследуемых процессов [3,4,5]. Программно-математический метод осуществляется при помощи специальных программ, нацеленных на решение той или иной узкой задачи, однако возможно применение мультифизических программных комплексов, решающих большое число разнообразных задач. К таким комплексам можно отнести Ansys [3,4,5]. Таким образом, научные методы улучшения и организации труда направлены на повышение качества и производительности труда, а также на сохранение здоровья и жизни работников организации и устранение производственного травматизма. Поэтому одной из главных задач в улучшении организации и условий труда является применение научных методов, которые не только учитывают эргономические нормы, правила и стандарты в практике проектирования рабочих мест, но и соответствуют техническим параметрам предприятия и характеристикам персонала. ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ СУРГУТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА №3 ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» (УТТ №3) 2.1 Краткая характеристика предприятия Сургутское Управление технологического транспорта №3 ОАО «Сургутнефтегаз» (УТТ №3) является транспортным структурным подразделением группы компании ПАО «Сургутнефтегаз». Официального сайта компания не имеет и вся доступная для анализа информация находится на сайте головного предприятия ПАО «СНГ». Предприятие зарегистрировано 27 июня 1996 года. Регистратор – Инспекция Министерства России по налогам и сборам по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Основным направлением деятельности предприятия заявлена деятельность автомобильного грузового транспорта. Предприятие также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: «Разделение и извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа», «Предоставление услуг по добыче нефти и газа», «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек». Руководитель компании — Доронин Виталий Александрович. Организационно-правовая форма — представительства и филиалы. Тип собственности — частная собственность Предприятие является одним из основополагающих предприятий в системе ПАО «Сургутнефтегаз», так как, выполнение работ напрямую зависит от того насколько своевременно и качественно выполняется транспортное обеспечение. В этой связи рассмотрение вопросов организации охраны труда на данном предприятии и выявление возможностей ее совершенствования являются особенно важными так как оказывают влияние на результаты деятельности ПАО в целом. В структуре управления кроме подразделений основного производства (автоколонн № 1-6) имеются вспомогательные службы (энерго-механическая служба, ремонтно-механические мастерские, гараж) обеспечивающие безопасную эксплуатацию транспорта, оборудования, зданий и сооружений. Местоположение предприятия: Ханты-Мансийский автономный округ, г. Сургут Рационализаторов, 13, 628401(рис. 1, 2). Рисунок 1 – УТТ № 3, г. Сургут, ул. Рационализаторов, д.13 Рисунок 2 – Общее расположение УТТ № 3 Сургутское УТТ №3 обеспечено 460 единицами автомобильной большегрузной техники. Вся техника сформирована в семь автоколонн по принципу перевозимых грузов или оказываемых услуг. 2.2 Описание вредных факторов исследуемого предприятия Производственные процессы, реализуемые УТТ №3 включают в себя транспортное обеспечение следующих работ: строительство оснований под эксплуатационное и разведочное бурение; строительство подъездных внутрипромысловых дорог и зимников; строительство магистральных автодорог в капитальном исполнении; строительство линий электропередач; строительство мостовых переходов и временных переправ; рекультивация кустовых площадок и шламовых амбаров; ликвидация замазученности и капитальный ремонт кустовых площадок; строительство оснований под дожимные насосные станции (ДНС), кустовые насосные станции (КНС) и трансформаторные подстанции. Данные процессы близки друг другу и состоят из ряда отдельных технологических операций: транспортировка оборудования к месту работ; расчистка территории; снос негодных строений; разбивка элементов земляного полотна; подготовительные работы и рытье котлованов; монтаж фундамента; устройство гидроизоляции и засыпка; укрепление русла и откосов насыпи и т.д. При проведении указанных работ основными вредными и опасными производственными факторами для водителя автотранспорта являются: движущиеся машины и их рабочие органы, а также передвигаемые ими предметы; повышенное выделение шума от работающих механизмов; повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; химические опасные и вредные производственные факторы (вредные токсичные вещества). 1. Вредные токсичные вещества. Одним из опасных и вредных производственных факторов при выполнении работ вблизи работающих машин или в их кабине, является наличие в воздухе вредных токсичных веществ: масляного аэрозоля (с концентрацией до 2,7-8,4 мг/м3), образующегося под воздействием высокой температуры из смазочных материалов и продуктов сгорания последних; окиси углерода, сернистого газа, сероводорода и других веществ, проникающих через неплотности в газоходах. В воздух в среднем попадает до 10 % общего количества вредных веществ, выделяемых при сгорании топлива, что в абсолютных значениях достигает величин, приведенных в таблице 1 [4]. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны и окружающей среде не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), регламентированных следующими документами: – ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 февраля 2018 г. № 25), заменили ГН 2.2.5.1313-03 [15]; – ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 февраля 2018 г. № 25), заменили ГН 2.1.6.695-98 [16]. При превышении указанных ПДК до 20% у здорового человека наблюдаются головная боль, слабые поведенческие изменения, понижение работоспособности, снижение памяти. В диапазоне 20–50% отмечается сильная головная боль, тошнота, слабость и психические нарушения. Выше 50% имеет место потеря сознания с угнетением сердечного и дыхательного центра, аритмия и падание артериального давления в результате расширения периферических сосудов. Таблица 1 – Вредные вещества в воздухе рабочей зоны, ПДК Выделяющиеся вредные вещества Применяемое топливо Удельное выделение вредного вещества, г/кг Предельно допустимая концентрация, мг/м3 в воздухе рабочей зоны в воздухе населенных пунктов среднесуточная максимально разовая Оксид углерода СО 1 кг природного газа 1 кг мазута 3-7* 20 (п. 2136 [2]) 3,0 5,0 (п. 552 [3]) Оксид азота NO 1 кг природного газа 1 кг мазута 0,21-0,33 5 (п. 5 [2]) 0,06 0,4 (п. 4 [3]) Диоксид азота NO2 1 кг природного газа 1 кг мазута 0,21-0,33 2 (п. 4 [2]) 0,04 0,2 (п. 6 [3]) Диоксид серы SO2 1 кг природного газа 1 кг мазута 2,2-5,2* 10 (п.1866 [2]) 0,05 0,5 (п. 490 [3]) 2. Шум. Вредным фактором строительного производства также является шум. В силу специфики работы строительное оборудование представляет собой совокупность отдельных источников, излучающих суммарный шум значительный мощности [14]. Основными источниками шума являются: система приводов; пневмосистема (в частности сброс отработавшего воздуха из муфты включения и тормоза); гидропривод, которые излучают соответственно механические, аэродинамические и гидродинамические шумы, двигатели. Все это обуславливает наличие на рабочих местах шума, характеризующегося высокими уровнями звука (до 100-110 дБА и выше). При этом он носит выраженный высокочастотный характер и является прерывистым шумом, т.е. наиболее неблагоприятным с точки зрения воздействия на человека. Превышение уровня звукового давления в области высоких частот может составлять 25-30 дБ. На постоянных рабочих местах и в рабочих зонах уровни звукового давления в октавных полосах частот (дБ), а также уровни звука и эквивалентные уровни звука (дБА) должны соответствовать значениям, указанным в [2] и [6], и соответствовать показателям: эквивалентный уровень звука A за рабочую смену – 80 дБА; максимальные уровни звука A, с коррекциями шумомера S (медленно) и I (импульс) – 110 дБА и 125 дБА; пиковый уровень звука C – 137 дБС. При превышении ПДУ по шуму повышается расход энергии при одинаковой физической нагрузке, ослабевает внимание, растет число ошибок, падает скорость реакций, в результате чего снижается производительность труда и ухудшается его качество. Шум затрудняет реакцию работающих на ситуацию, что способствует возникновению несчастных случаев. 3. Вибрация. Особенности технологических строительных процессов и соответствующий им характер работы оборудования предопределяют наличие такого вредного фактора, как повышенные уровни вибрации. Наиболее виброопасными являются компрессорные установки. Значения амплитуды колебаний их корпуса достигают 7-8 мм, при этом виброскорость достигает 100 мм/с. Значения уровней вибраций, создаваемых оборудованием на рабочих местах, в большой мере зависят от конструкции оборудования, являющегося их источником. Параметры вибрации на рабочих местах не должны превышать величин, установленных [14] и [15] (таблица 2).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.1 Понятие и порядок проведения специальной оценки условий труда Специальная оценка рабочих мест должна проводиться всеми организациями и предпринимателями, заключившими хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и удаленные работники, чьи рабочие места не подпадают под действие закона. За отказ от специальной оценки предусмотрены очень серьезные штрафы. Специальная оценка условий труда (СОУТ) - это комплекс мероприятий, направленных на установление наличия вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоение ему класса риска. Об этом говорится в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о СОУТ). СОУТ - это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют стандартам. Существует закон, согласно которому организации, имеющие сотрудников, должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ. По его результатам определяется класс условий труда. В зависимости от класса подсчитываются взносы, приобретается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные лампы. При проведении специальной оценки оцениваются вредные факторы, а не эстетика. Эксперт обратит внимание на шум, пыль или недостаток света, но не на цвет стен или качество дверной фурнитуры. Они также могут измерять тяжесть трудовых, химических, биологических факторов. Но обычно это касается сложных производственных предприятий. Существует четыре класса риска: Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо полностью отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Были созданы предпосылки для поддержания высокого уровня эффективности. Допустимый (2.0): имеются опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровней, установленных гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены. Вредный (3,0): уровни воздействия негативных факторов превышают норму. Он разделен на подклассы: первая степень (3.1), вторая степень (3.2), третья степень (3.3) и четвертая степень (3.4). Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов могут поставить под угрозу жизнь работника, а последствия могут привести к развитию профессионального заболевания. Результаты СОУТ используются, в том числе, при назначении скидок и доплат к ставке взносов "за травмы" и дополнительных тарифов по пенсионным взносам. Работникам, работающим на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляется дополнительный отпуск (статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение заработной платы не менее чем на 4 % от оклада или ставки (статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации). Есть и другие преимущества. В целом, все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника, обязаны пройти специальную оценку. СОУТ не является обязательным для следующих категорий: организации и индивидуальные предприниматели, не заключившие ни одного трудового договора; работодатели - физические лица без статуса индивидуального предпринимателя; работодатели - религиозные организации. Все работодатели без исключения имеют право отказать в СОУТ в отношении рабочих мест надомников и удаленных работников (часть 3 статьи 3 Закона о СОУТ). Вакантные места не подпадают под специальную оценку. Дело в том, что в отсутствие сотрудников невозможно проанализировать условия их труда. СОУТ проводится специализированной сторонней компанией с участием комиссии, созданной работодателем. В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда . Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель. Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям: СОУТ является основным видом ее деятельности. Получена соответствующая аккредитация. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по специальной оценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень. Дальнейшие исследования проводятся в рамках СОУТ. По их результатам составляется отчет. Он подписывается специалистами аккредитованной сторонней организации и членами комиссии. При этом на каждое рабочее место заполняется карточка (формы отчетов и карточки, утвержденные приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудники должны быть ознакомлены с карточкой для подписи в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. При этом сводные данные специальной оценки должны быть опубликованы на официальном сайте работодателя (при наличии). Плюс выдается декларация о соответствии условиям труда (форма и порядок подачи утверждены приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). Он включает информацию о рабочих местах, на которых не выявлены вредные и опасные производственные факторы, а условия труда признаны оптимальными и приемлемыми. Декларация должна быть подана в территориальную инспекцию труда не позднее чем через 30 рабочих дней после утверждения отчета о результатах СОУТ. Декларацию можно подать через Интернет на сайте Роструда. Для этого он должен быть подписан квалифицированной электронной подписью. Последний этап специальной оценки был завершен к 1 января 2019 года (часть 6 статьи 27 Закона о СОУТ). Предполагается, что к этой дате все работодатели осуществили вышеуказанные мероприятия и своевременно представили декларацию. Если на производстве нет несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а инспекторы не находят нарушений в области охраны труда, нет необходимости повторно проводить специальную оценку. И только при наступлении одного из этих событий необходимо провести внеплановую проверку и повторно подать декларацию. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую специальную оценку. Это должно быть сделано в течение 12 месяцев с даты его ввода в эксплуатацию. Начиная с 2019 года, за отсутствие СОУТ применяется штраф. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 Административного кодекса Российской Федерации. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах: для руководителя организации - от 5000 до 10000 рублей; для организации - от 60 000 до 80 000 рублей; для индивидуального предпринимателя - от 5000 до 10000 рублей. Закон не регулирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: конъюнктуры рынка, размера организации, численности персонала и т.д. В среднем одно место стоит от 600 рублей. Большинство аккредитованных компаний имеют более низкий ценовой порог: даже если специальную оценку необходимо провести для небольшого количества рабочих мест, например, одного или двух, вам придется заплатить не менее 10 000 рублей за процедуру. Как правило, работодатель должен финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Часть таких взносов может быть направлена на профилактику травматизма и профессиональных заболеваний рабочих. С 1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Федерального закона № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", которая внесла ряд изменений и дополнений в порядок. Одним из нововведений является дополнение статьи 2 Федерального закона № 426 новой частью 4, которая приводит закон в соответствие с изменениями в Конституцию Российской Федерации, которые произошли в 2020 году и установили приоритет российских законодательных норм над международными. Было заявлено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их толковании, противоречащие Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Обновлена формулировка статьи 15 Федерального закона № 426, регламентирующая срок утверждения результатов специальной оценки условий труда. Отчет о результатах экспертизы утверждается членами комиссии и ее председателем не позднее тридцати календарных дней. Срок начинает исчисляться с даты направления его работодателю организацией, предоставляющей услуги по специальной оценке условий труда. Член комиссии, не согласный с результатами идентификации, может изложить свое аргументированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету. По нашему мнению, вышеуказанная поправка в новой редакции закона устранит процесс затягивания утверждения результатов оценки комиссией, как это было ранее, что способствует оперативному предоставлению льгот и компенсаций работникам, работающим во вредных и опасных условиях. Нововведения касались декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Ранее в отношении рабочих мест, где не были выявлены вредные или опасные производственные факторы и где по результатам измерений условия были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подавал декларацию о соответствии в территориальный орган Роструда. Согласно нормам статьи 11 Закона о специальной оценке условий труда № 426, такая декларация действовала в течение 5 лет с даты внесения информации в федеральную государственную информационную систему для учета результатов специальной оценки условий труда [1]. Декларация становилась недействительной только в исключительных случаях. В частности, такими случаями были: несчастный случай на производстве, выявление профессиональных заболеваний у работников вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов, выявление нарушений требований охраны труда в ходе проверок. При отсутствии таких обстоятельств срок действия декларации был продлен еще на 5 лет. Таким образом, после истечения десятилетнего срока действия декларации необходимо было пересмотреть определение рабочих мест. С вступлением в силу поправок от 30 декабря 2020 года устанавливается бессрочный срок действия декларации в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте. По нашему мнению, введение вышеуказанной поправки снизит финансовую нагрузку на малые и средние предприятия, так как позволит избежать необходимости проведения работодателем специальной оценки условий труда после истечения срока действия декларации в случаях, когда условия труда на заявленных рабочих местах не изменились. Изменения также коснулись порядка расчета срока действия декларации. Если раньше срок действия декларации начинался с момента ее подачи в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту его нахождения, то теперь отсчет времени начинается с момента публикации результатов в учетной информационной системе. Нововведения коснулись не только действительности декларации, но и сроков применения результатов экспертной оценки. Результаты специальной оценки условий труда используются для: 1) установления гарантий и компенсаций работникам, условия труда которых отличаются от оптимальных и приемлемых; 2) обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты, а также оснащения помещений средствами коллективной защиты; 3) обоснования затрат на мероприятия по улучшению условий труда; 4) установления дополнительных ставок страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; 5) мониторинга состояния условий труда на рабочих местах; 6) для других целей [2]. Теперь использовать результаты СОУТ можно только после официальной публикации отчета в информационной системе, а не с момента его утверждения председателем и членами комиссии, как это было раньше. Изменения в законодательстве затронули права и обязанности участников процесса специальной оценки условий труда. Например, расширился перечень обязанностей организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Среди новых обязанностей была добавлена обязанность уведомлять работодателя о публикации информации в информационной системе бухгалтерского учета и предоставлять ему регистрационный номер. Вышеуказанное нововведение помогает устранить ситуации, когда контракты были заключены задним числом. Кроме того, работодатель получил право требовать от оценочной организации подтверждения передачи результатов оценки в информационную систему. Существует также новое обязательство работодателя учитывать замечания работника по результатам оценки. Сам работник имеет право представить письменные замечания и возражения работодателю или профсоюзному органу по результатам оценки. С вступлением в силу поправок появилась возможность проверить качество анализа, проведенного оценочной организацией. Для этого достаточно инициировать государственную экспертизу СОУТ для конкретных рабочих мест. Государственная экспертиза качества результатов проводится в соответствии с положением, утвержденным приказом Минтруда от 12.08.2014 № 549н. Также необходимо будет провести государственную экспертизу при выявлении разногласий между работодателем и организацией-исполнителем [3]. 1.2 Необходимость совершенствования организации и условий труда на предприятии Необходимость рассмотрения вопроса об улучшении организации и условий труда персонала обусловлена тем, что в условиях конкуренции все большее значение приобретает эффективность труда, как для каждого отдельного сотрудника, так и для всего предприятия. Основными направлениями изучения проблем и их оперативного устранения в области организации и условий труда персонала являются проведение специальной оценки условий труда, анализ качества внедрения технологических разработок, соблюдение требований охраны труда, внедрение и соблюдение технологий тайм-менеджмента и др. Улучшение организации и условий труда актуально на протяжении всей жизни предприятия, поскольку любое предприятие постоянно находится в поиске более прогрессивных форм организации труда, которые могут соответствовать как параметрам средств производства, так и характеристикам рабочей силы. Каждая компания уделяет большое внимание эффективности своей деятельности, поскольку от этого зависит ее прибыль, конкурентоспособность, имидж и другие аспекты. На это напрямую влияет организация труда работников и условия, в которых они выполняют свои трудовые функции. Трудовым ресурсом является работник, поэтому очень важно поддерживать его высокую эффективность. Эффективность работы каждого сотрудника, а следовательно, и компании в целом, зависит от организации и условий труда. Грамотная организация и благоприятные условия труда являются залогом привлекательности компании для ее сотрудников. От этих элементов зависит показатель удовлетворенности работой и эффективности труда. Современное состояние вопроса организации и условий труда регулируется основным документом в области трудового права – Трудовым кодексом Российской Федерации. Особенно в статьях части третьей и четвертой. Помимо Трудового кодекса Российской Федерации, организация и условия труда регулируются требованиями федеральных законов, СанПиН и других нормативных документов Российской Федерации и Международной организации труда, а также нормативных документов конкретной организации. Организация и условия труда являются одной из основных составляющих управления предприятием. С научно-техническим прогрессом общество не стоит на месте, поэтому каждому предприятию необходимо следовать вектору развития научно-технических знаний и совершенствоваться, чтобы оставаться конкурентоспособным. Применение новых научных разработок, в частности, требует области организации и условий труда персонала. Улучшение организации и условий труда состоит из комплекса мер, направленных на повышение привлекательности и комфорта работы, а также обеспечение максимально безопасных условий труда. Научные методы улучшения организации и условий труда могут быть направлены на: - снижение тяжести или интенсивности работы; - сокращение временных затрат; - снижение влияния вредных и (или) опасных производственных факторов; - эффективное использование трудовых ресурсов; - планирование рабочего места. Для того чтобы компания начала внедрять меры по улучшению, необходимо проанализировать состояние существующей организации и условия труда на предприятии. Это можно сделать с помощью: - проведение СОУТ (независимой экспертизы); - обратная связь от персонала (анкета, анкета, личная беседа); - изучение методических рекомендаций, разработанных для конкретных видов деятельности; - личные наблюдения руководителя; - анализ использования рабочего времени (хронометраж, фотосъемка рабочего дня, метод мгновенных наблюдений). С помощью предлагаемых мер оценивается текущее состояние существующей организации и условий труда на предприятии, а также определяются потребности сотрудников. На основании полученных данных составляется план по улучшению организации и условий труда. Затем выбирается метод, с помощью которого будут реализованы эти улучшения. Уточняются сроки реализации, ответственные лица, документационное обеспечение, выделяется бюджет на мероприятия. При разработке мер по улучшению организации и условий труда необходимо, в первую очередь, учитывать масштабы реализации этих мер. Они могут проводиться как на рабочих местах, внутри рабочих мест, так и в рамках всей организации. Основным методом улучшения условий и организации труда является защита работников от неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов, это входит в перечень охраны труда. Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие меры. В целях обеспечения надлежащей охраны труда организация должна: - определить направления охраны труда в организации; - нанять специалиста, который будет заниматься вопросами охраны труда в организации. Оценить эффективность улучшения организации и условий труда на предприятии можно путем измерения таких показателей, как: - уровень производительности труда или выпуска продукции является основным показателем эффективности труда; - показателем трудоемкости является стоимость рабочего времени на производство единицы продукции. Поскольку все меры по улучшению организации и условий труда направлены на повышение производительности труда, методами определения роста производительности труда являются: - определение индекса роста производительности труда; - определение темпов роста производительности труда. На большинстве промышленных предприятий, с учетом бурно развивающейся автоматизации и роботизации, используется труб наемных сотрудников, осуществляющих деятельность непосредственно в цехах, в непосредственной близости от оборудования. Помимо шума, риска получения травм, такое оборудование еще и нагревается, тем самым повышая температуру в помещение. Значительный рост температуры, выше допустимых (не более 24°С для легкой работы и не более 18°С для тяжелой) может нанести вред не только здоровью человека, но и привести к преждевременной поломке оборудования [1, 2]. Поэтому актуализируется вопрос по улучшению условий труда и правильной настройке климатического оборудования в производственных помещениях. Данную проблему можно решить несколькими способами, традиционным – экспериментальным, а также с помощью известных формул для расчетов необходимых параметров. Такие методы отличаются высокой сложностью и энергозатратами, однако существует альтернативный метод, заключающийся в компьютерно-математическом моделировании исследуемых процессов [3,4,5]. Программно-математический метод осуществляется при помощи специальных программ, нацеленных на решение той или иной узкой задачи, однако возможно применение мультифизических программных комплексов, решающих большое число разнообразных задач. К таким комплексам можно отнести Ansys [3,4,5]. Таким образом, научные методы улучшения и организации труда направлены на повышение качества и производительности труда, а также на сохранение здоровья и жизни работников организации и устранение производственного травматизма. Поэтому одной из главных задач в улучшении организации и условий труда является применение научных методов, которые не только учитывают эргономические нормы, правила и стандарты в практике проектирования рабочих мест, но и соответствуют техническим параметрам предприятия и характеристикам персонала. ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ СУРГУТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА №3 ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» (УТТ №3) 2.1 Краткая характеристика предприятия Сургутское Управление технологического транспорта №3 ОАО «Сургутнефтегаз» (УТТ №3) является транспортным структурным подразделением группы компании ПАО «Сургутнефтегаз». Официального сайта компания не имеет и вся доступная для анализа информация находится на сайте головного предприятия ПАО «СНГ». Предприятие зарегистрировано 27 июня 1996 года. Регистратор – Инспекция Министерства России по налогам и сборам по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Основным направлением деятельности предприятия заявлена деятельность автомобильного грузового транспорта. Предприятие также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: «Разделение и извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа», «Предоставление услуг по добыче нефти и газа», «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек». Руководитель компании — Доронин Виталий Александрович. Организационно-правовая форма — представительства и филиалы. Тип собственности — частная собственность Предприятие является одним из основополагающих предприятий в системе ПАО «Сургутнефтегаз», так как, выполнение работ напрямую зависит от того насколько своевременно и качественно выполняется транспортное обеспечение. В этой связи рассмотрение вопросов организации охраны труда на данном предприятии и выявление возможностей ее совершенствования являются особенно важными так как оказывают влияние на результаты деятельности ПАО в целом. В структуре управления кроме подразделений основного производства (автоколонн № 1-6) имеются вспомогательные службы (энерго-механическая служба, ремонтно-механические мастерские, гараж) обеспечивающие безопасную эксплуатацию транспорта, оборудования, зданий и сооружений. Местоположение предприятия: Ханты-Мансийский автономный округ, г. Сургут Рационализаторов, 13, 628401(рис. 1, 2). Рисунок 1 – УТТ № 3, г. Сургут, ул. Рационализаторов, д.13 Рисунок 2 – Общее расположение УТТ № 3 Сургутское УТТ №3 обеспечено 460 единицами автомобильной большегрузной техники. Вся техника сформирована в семь автоколонн по принципу перевозимых грузов или оказываемых услуг. 2.2 Описание вредных факторов исследуемого предприятия Производственные процессы, реализуемые УТТ №3 включают в себя транспортное обеспечение следующих работ: строительство оснований под эксплуатационное и разведочное бурение; строительство подъездных внутрипромысловых дорог и зимников; строительство магистральных автодорог в капитальном исполнении; строительство линий электропередач; строительство мостовых переходов и временных переправ; рекультивация кустовых площадок и шламовых амбаров; ликвидация замазученности и капитальный ремонт кустовых площадок; строительство оснований под дожимные насосные станции (ДНС), кустовые насосные станции (КНС) и трансформаторные подстанции. Данные процессы близки друг другу и состоят из ряда отдельных технологических операций: транспортировка оборудования к месту работ; расчистка территории; снос негодных строений; разбивка элементов земляного полотна; подготовительные работы и рытье котлованов; монтаж фундамента; устройство гидроизоляции и засыпка; укрепление русла и откосов насыпи и т.д. При проведении указанных работ основными вредными и опасными производственными факторами для водителя автотранспорта являются: движущиеся машины и их рабочие органы, а также передвигаемые ими предметы; повышенное выделение шума от работающих механизмов; повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; химические опасные и вредные производственные факторы (вредные токсичные вещества).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Теория управления, 62 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 59 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 38 страниц
400 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 67 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg