Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культурная речь или нецензурная брань

baby_devochka 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 20 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2022
Цель: создание настольной игры «Искусство слова» Для достижения поставленной цели мне нужно выполнить следующие задачи: • Рассмотреть понятие «культурная речь» и «нецензурная брань»; • Рассмотреть историю возникновения и распространения нецензурной брани; • Рассмотреть законы, запрещающие использование нецензурной лексики; • Выявить причины употребления нецензурной лексики; • Разработать способы избавления от нецензурной брани; • Создать настольную игру «Искусство слова». Рассматриваемая в работе тема является актуальной, так как…… Гипотеза: мы полагаем, что культурная речь может стать более привлекательной среди подростков и к ней можно приобщить без запретов. Объектом исследования является речь человека. Предметом исследования является культурная речь и нецензурная брань При написании работы были использованы такие методы: анкетирование, наблюдение……нецензурной лексики Материалы данного исследования можно использовать в работе с обучающимися, склонными к употреблению нецензурной лексики в речи.
Введение

«Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо» Антон Павлович Чехов В своем окружении нам часто приходится слышать разную речь. Слова, которые употребляют люди для высказывания своих мыслей, чувств и переживаний, неоднозначно воздействуют на собеседника. Для одних эти слова являются нормой, для других – чем-то из ряда вон выходящим, неприемлемым. Все зависит от нашего воспитания, окружения и образа жизни в целом. Таким образом, речь человека может быть понятной, доступной приятной, а может и отталкивать.
Содержание

Паспорт проекта …………………………………………….……………...... Введение …………………………………………...…………………………. I (Основная часть) ……………………………………………………………. 1. …………………………………………………......................................... III (Практическая часть)……………………………………………………… Заключение …………………………………………………………………... Приложение ……………………………………………………………… ….
Список литературы

1. Википедия 2. Толковый словарь В.И. Даля для школьников. Содержит более 10000 слов / В.И. Даль. – Минск: Харвест, 2011. – 512 с. – (Современный словарь русского языка). 3. https://www.youtube.com/watch?v=ebwYyFh4gF0&t=512s 4. Словарь Ожегова 5. Конституция РФ 6. https://odiplom.ru/lab/kultura_rechi.html
Отрывок из работы

Глава 1. Культурная речь и нецензурная лексика Каждый человек, хоть раз в жизни употреблял в своей речи нецензурную лексику. В моем окружении такие ребята тоже встречаются. Они сквернословят и даже не задумываются об этом. Конечно, мне, например, слышать такую речь неприятно. Но проблемам состоит в том, что не общаться с людьми, которые так выражаются, я не могу, так как они интересные ребята, умные, отличные слушатели и собеседники. И мне бы хотелось, чтобы их речь была культурной, правильной. Для того, чтобы понять, а много ли таких людей, которые употребляют брань в своей речи и готовы ли они с этим бороться, мы провели опрос среди обучающихся 9-11 классов. Мы предложили им ответить на следующие вопросы: 1. Используете ли вы в своей речи нецензурную лексику? 2. Как вы относитесь к нецензурной лексике в общественных местах? 3. Хотели бы вы избавиться от нецензурной лексики? 4. Какие способы избавления от нецензурной лексики Вы считаете наиболее эффективными? 5. Приятно ли Вам общаться с человеком, который в своей речи употребляет нецензурную брань? 6. Просите ли Вы перестать употреблять нецензурную лексику в разговоре с Вами? Опрос показал, что большинство учащихся употребляют в своей речи ненормативную лексику, однако также большинству учащихся неприятно общаться с людьми, использующим нецензурную брань, и 45% просят перестать так общаться. Получается, что люди, которые сами используют нецензурную лексику, не хотят слышать её от других. Это уже говорит нам о том, что людям неприятна речь, наполненная бранью, и это подтверждается результатами опроса: 87% хотят избавиться от ненормативной лексики. Рассмотрим подробнее отношение людей к способам избавления от нецензурной лексики. По результатам опроса, самым неэффективным считается способ запретов и ограничений, так считают всего 5% опрошенных. И действительно, зачастую запреты не дают результата, а наоборот – дают обратный эффект. Так, например, ребенок, зная, что ему нельзя материться, но слыша ругань от взрослых, будет повторять за ними, ведь хочет чувствовать себя взрослым. По его мнению, все, что запрещено ребенку, разрешено взрослому, а значит именно так ему себя и нужно вести. Далее, всего 10% считают, что можно изменить окружение, чтобы избавиться от мата, поэтому этот способ тоже считается малоэффективным. И правда, в нашей жизни есть люди, от общения с которыми нельзя отказаться только потому что они используют брань. Они могут быть нам дороги, с ними нам интересно, это могут быть люди, от которых зависит работа и т.п. Наиболее эффективными способами по мнению опрошенных являются изменение образа жизни и саморазвитие. Это 48% и 37% соответственно. С этим нельзя не согласиться. Это действительно два эффективных способа избавиться от ненормативной лексики в своей речи, т.к. культурному и образованному человеку она несвойственна, она ему не нужна. Одним из способов саморазвития являются лингвистические настольные развивающие игры в компании друзей. Это не только помогает пополнить словарный запас, но и развлечься и усвоить информацию в игровой форме, а также культурно провести время. Игру можно распространять: звать играть друзей, делиться впечатлениями в социальных сетях, рассказывать о ней знакомым, советовать в нее играть. Таким образом, она может стать популярной, а значит распространится идея, которую игра в себе несет. Итак, прежде чем начать избавляться от нецензурной лексики, необходимо разобраться, а что же такое культура речи, что значит правильно и красиво говорить? Понятие культурной речи раскрывается через определение культуры речи. Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Современная концепция культуры речи состоит из четырех компонентов: языковой компонент, этический компонент, эстетический компонент, коммуникативный компонент. Рассмотрим коммуникативный компонент подробнее. Коммуникативный компонент направлен на развитие общения, на повышение его уровня с учетом норм литературного русского языка. [6] Культурная речь – сегмент нормативной лексики различных языков, включающий различные языковые средства выразительности, богатство красноречия, точность, содержательность, чистоту. Культурная речь содержит в себе соблюдение всех языковых норм и использование языковых средств, является приятной на слух, точной, содержательной, богатой. Ненормативная лексика или обсценная лексика (от англ. obscene — непристойный, грязный, бесстыдный) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Мы слышим ее каждый день, но не задумываемся, что она из себя представляет. Наиболее грубой, обесцененной разновидностью ненормативной лексики является мат (матерщина, матерные ругательства, нецензурная брань). Русский мат (ма?терный язык, матерная ру?гань, матерщи?на) — бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью. Такие слова предназначены преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений. Матерными считаются высказывания, в состав которых входят слова, образованные от матерных корней. Типичный список матерных корней состоит из 4—7 элементов. Русские матерные слова имеют славянское происхождение, заимствованы из просторечия, диалектов и жаргонов. [1]. Распространение мата настолько масштабное и быстрое явление, что его можно сравнить с вирусной эпидемией, а мат с самим вирусом. Нецензурную лексику быстро подхватывают, привыкают к ней и «заражают» других людей. Перед тем, как начать лечиться, мы изучаем свои симптомы и методы лечения, также и здесь, мы должны сначала узнать, что есть ненормативная лексика, прежде чем избавляться от нее. Как же определить, ругается матом собеседник или нет? Границы условны и каждый сам определят рамки приличия. Важнее, обычно, не то, что человек говорит, а то, что он подразумевает. Например, человек может оскорбить другого обычным словом, которое не является нецензурным, но несло в себе цель унизить собеседника. Однако, есть принципиальные отличия – конкретные слова, содержащие в себе матерные корни, также это могут быть слова, созвучные с матерными, слова-заменители. Человек, понимая границы и зная, что такое мат, не откажется от привычки его употреблять, а просто заменит его другими, похожими словами. Теперь обратимся к истории происхождения мата, рассмотрим степень влияния государства на цензуру, а также обратимся к причинам, побуждающим человека употреблять эти грязные слова. История возникновения и распространения мата Как же появился мат на Руси? Какое-то время бытовало мнение, что матерные слова были занесены к нам татарами во время Ордынского ига. Но данное предположение не нашло подтверждений и сейчас установлено, что матерные слова имеют корни в славянских языках. Матерные слова не были распространены. Во-первых, матерщина пресекалась на законодательном уровне, во-вторых, подавляющее большинство населения регулярно посещало церковь, исповедовалось и воздерживалось от греха сквернословия. Вот, что об этом писал Иоанн Златоуст: «Не подобает православным христианам матерный лаять. Матерным словом оскорбляется, во-первых, матерь божья, во-вторых, родная мать человека, и, наконец, третья мать – мать земля». Существует мнение, что мат использовался в магических ритуалах. Однако, не найдено ни одного исторического документа, где были бы записаны подобные ритуалы. Законная необходимость наказания за бранные слова мы встречаем и в военно-уголовном кодексе, принятым Петром I в 1715 году. Интересно, что государственный контроль в этом вопросе присутствовал еще со времен глубокой древности, например, Аристотель писал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить непременно развивается склонность к совершению дурных поступков». Во второй половине XVIII столетия с наступлением галантного века в русской культуре непристойные слова практически вышли из обихода. «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят» говорила Екатерина II. Такое отношение к мату оставалось на протяжении всего XIX века. А редкие примеры появления сквернословия больше выражались как некий протест. Например, нецензурные произведения Пушкина, о которых по прошествии лет, Александр Сергеевич сожалел. Даже наши великие классики всегда оставались простыми смертными со своими страстями и заблуждениями. Начиная с революционных событий 1917 года, матерные слова начинают входить в языковой обиход в работе крестьянской власти. Солдаты, матросы, опьяневшие от вседозволенности, насаждают матерщину в армии и на флоте. В России грамотная речь уже является показателем причастности человека к аристократическим кругам, а значит – расстрел. А грязные ругательства становятся неким критерием того, что ты – свой. Но с укреплением советской государственности, сквернословие спускается в самый низ общества, и в 1930-е годы происходит его запрет. На протяжение всего советского периода использование мата было запрещено законом, а в 1961 году принимается моральный кодекс строителя коммунизма, закрепляющий стремление советского человека к нравственной чистоте. В 90-е года, с разрушением советского союза, начинается разгул преступности. Деградация проникает во все части жизни общества, в том числе и в речь. Матерщина с новой силой входит в жизненный обиход. Похабные фразы выдают за некий признак свободы слова. Мат понесся с экранов телевизоров из уст медийных людей и заполнил СМИ. Постепенно матерщина захватила не только взрослых людей, но и подростков, и детей. [3] Исходя из истории, мы можем заметить, что в России традиционно был запрещен мат. Отсюда и нынешнее название «нецензурная брань» в условиях демократии, где цензура отсутствует. То есть понятие нецензурной брани берет свои корни из далекого прошлого и оставляет в нас смысл запрещенности, благодаря чему мы уже интуитивно знаем, что мат часто неуместен в тех или иных местах, например, в семье, в учебных заведениях, культурных, в общественных местах, в СМИ и т.д. Но настолько ли он разрешен в современной России? Нецензурная лексика с точки зрения закона РФ. Цензура – это то, что ограничивает, запрещает нам те или иные неприемлемые вещи, принятые таковыми в обществе. Обращаясь к главному закону страны - Конституции РФ, цензура прямо запрещена статьей 29.5, так: Статья 29 Конституции РФ 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. То есть, в нашей стране, цензура – это скорее самодисциплина, чем строгий закон. Однако, нынешняя свобода слова все же не отменяет ответственности говорящего и пишущего за сказанное, об этом свидетельствует статья 20.1 КоАП РФ: мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. То есть, употребление русского мата в некоторых случаях может расцениваться как нарушение закона при ругательстве в общественном месте. В СМИ тоже есть закон, устанавливающий выше указанную ответственность, так Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 ст. 4 (ред. от 01.07.2021): не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. То есть, не допускается использовать в СМИ распространение материалов, содержащих нецензурную брани. Цензура в нашей стране проявляется в форме ответственности и самодисциплины со стороны граждан, общественных и иных организаций. Цензура — сознательный процесс управления, задачей которого является формирование необходимого информационного модуля, вписанного в рамки выбранной идеологии. Цензура порождена общественным взаимодействием и возникающими внутри него отношениями. Качество общества, в смысле устойчивости развития, обусловлено циркулирующей в нём информацией, поток которой может сдержать, отфильтровать и направить в нужное русло. Цензура, например, участвуя в формировании ценностных ориентиров, фактически может являться инструментом, используемым обществом, для достижения целей развития и сохранения существующего порядка. Исходя из вышесказанного, я могу сделать вывод о том, что за каждым человеком остается право выбора: использовать мат в своей речи или нет. Мы можем принять более комфортное и оптимальное для себя решение. Однако, с культурной точки зрения, мат отравляет речь, делает ее грязной, запятнанной, неприятной. Перейдем к вопросу о том, почему стоит исключить мат. Причины употребления нецензурной лексики Почему мат употребляют? Каковы причины? Ведь с лингвистической точки зрения он не несет никакого смысла. Причин несколько. 1. Пытаются подстраиваться под окружение. Чаще всего, такое поведение встречается у подростков, а также у людей с повышенной тревожностью, у неуверенных в себе, как способ самоутверждения. Здесь привычка использовать мат свидетельствует о комплексах неполноценности, такие люди расписываются в своей несостоятельности и пытаются самоутвердиться. Мат дает им ложное ощущение уверенности, мнимой взрослости. Желание скрыть свою неуверенность за похабной речью приводит к привычке использовать и в общении, что в последствии способствует деградации личности. То есть, человек с комплексами не только не избавляется от них, а наоборот, приобретает новые. Чтобы решить данную проблему, надо искать общение с культурными и интересными людьми и через отношения с ними развиваться как личность. Нужно уметь видеть в обществе такие вредные привычки и вырабатывать к ним иммунитет. Также, очень важно строить культурный фон в семье. Семья – это главный формат, в котором человек может сохранить культуру, через которую создается иммунитет к такому восприятию безнравственности других людей. Даже «заразившись», человек, вернувшись в семью, будет устойчив. 2. Специально демонстрируют Матерная речь у публичных людей – признак проявления желания эпатировать, вызвать к себе дополнительный интерес. Из-за низкого уровня морали такие люди не особо придают значение тому, что их модель поведения копируется подростками и детьми. В стремлении популярности они готовы использовать любые слова и им все равно как это повлияет на тех, кто их слушает. Данная патология по сути самая сложная, т.к. такому человеку очень сложно поменяться. Даже если в какой-то момент он осознал, что его поведение низкое и разрушительное для других, он становится заложником того, как вел себя ранее. Публично признать свою вину способны очень немногие. Чем больше ты оказываешь влияния на людей, тем больше на тебе ответственности. Позиция о том, что я никому ничего не должен, не приводит ни к чему, кроме погибели общества. Поэтому то, как человек себя ведет, как он выглядит, как говорит – это принципиально важный факт 3. Используют в качестве связки слов В данном случае матерщина восполняет убогий скудный язык при умственной отсталости, дебильности, таким образом выступая в качестве словесных протезов, являясь свидетельством глубокой деградации личности. Как правило, таким людям сложно посмотреть на себя со стороны и увидеть, как они опустились. Основным решением данной патологии является развитие интеллекта и самообразование. 4. Используют на эмоциях В различных ситуациях люди реагируют по-своему. В некоторых случаях мат может быть использован для выражения разного рода эмоций. Это могут быть ситуации как негативные, так и радующие, и часто человек не хочет сдерживать себя в проявлении чувств, используя бранные слова. Материться человека заставляет спонтанность, неожиданность случившегося, радость после предвкушения, обида и злость на непредвиденные обстоятельства. 5. Хотят поднять авторитет среди подчиненных Это прежде всего матерщина в различных силовых подразделениях, например, войсковых частях. Использование похабных выражений по отношению к подчиненным это желание унизить их. Подобные матерная агрессия свидетельствует лишь об отсутствии профессионализма, а не о способностях офицера грамотно поставить задачу, составить коллектив единомышленников, и к тому же говорит о слабости такого командира. Подчас под таким «ревностным служением» скрывается подлое животное желание унизить подчиненных и излить на них свою злобу. Модель таких отношений можно наблюдать и в семье у родителей к детям, у старших братьев и сестер к младшим, у начальников к работникам, у мужчин к женщинам, когда они демонстрируют свою власть над человеком «ниже» себя. Можно ли построить эффективную команду периодически унижая ее участников? Конечно, нет. Также очевидно, что сильной личности незачем использовать такой метод воздействия. Авторитет сильного человека базируется на его качествах, а использование такой похабности в своей речи только девальвирует эту личность. Заметим, что матерщина позорит воинские традиции, флаг, форму и в целом достоинства армии и флота. Честно признать этот факт и поменять свое поведение будет шагом настоящего мужчины, Человека с большой буквы. Подведем небольшой итог. Человек может употреблять мат по разным причинам. Однако, нет ни одной обоснованной причины ругаться матом. Люди делают это, как правило, по привычке, но привычка эта вредная, от которой стоит избавиться. Мат не красит человека, не делает его речь интереснее, более того, под матерными словами могут подразумеваться разные значения, что затрудняет восприятие сказанного. Все вышеуказанные причины можно назвать условиями употребления мата: необходимость самоутверждения в обществе, привлечения внимания, компенсации бедности словарного запаса, выражения эмоций, влияния на другого человека. Но не все люди матерятся, оказавшись в таких условиях, ведь каждому человеку приходится самоутверждаться, привлекать внимание, оказывать влияние на своих подчиненных, своих детей, выступать на публике и выражать свои чувства. В пример можно привести добросовестных учителей, врачей, представителей власти, хороших родителей. Я заметила, что матерящихся людей в моем окружении не много, в основном меня окружают люди, которые следят за своей речью, понимают, где мат неуместен, умеющие «выкрутиться» из неожиданных ситуаций и те, которым хватает самодостаточности не использовать мат для бо?льшего влияния над другими. Таким образом, можно сделать вывод, что использование мата в своей речи или нет – это, прежде всего, признак степени воспитанности и образа жизни человека.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Культурология, 21 страница
250 руб.
Реферат, Культурология, 10 страниц
250 руб.
Реферат, Культурология, 23 страницы
250 руб.
Реферат, Культурология, 17 страниц
250 руб.
Реферат, Культурология, 16 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg