Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Разработка и использование элективного курса по новейшей истории зарубежных стран в условиях профильного обучения.

baby_devochka 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2022
Обзор теоретических работ. При написании данной работы была использована историко-педагогическая и методическая литература, благодаря которой удалось провести наиболее широкий и детальный анализ реализации элективных курсов по истории в рамках профильного обучения. На сегодняшний день многими практикующими учителями изданы многочисленные монографии и статьи, воплощающие в себе опыт самих авторов. Из историко-педагогической литературы, использованной нами в ходе работы, важно отметить работу прогрессивного педагога своего времени А.А Алешенцева . «История гимназического образования в России». Данная работа помогла нам проследить зарождение и развитие идеи профильного обучения в школе, а также эффективность внедрения факультативных занятий по отдельным предметам. Анализ работы О.Б. Даутовой и О.Н. Крыловой показал не только практическую значимость, но и психологическое обоснование внедрения профильного обучения в старшей школе. Кроме того, работа содержит идеи о вариативности реализация элективных курсов в рамках профильного обучения. Работа авторов показала не только преимущество элективных курсов для обучающихся, но и для всего процесса обучения, так как в них содержится решение проблемы нехватки учебных часов в основном процессе обучения и в качестве усвоения материала по отдельным предметам. Среди многочисленной методической литературы современных методистов можно выделить труды Г.П. Безиковой, В.А.Орлова , которые показали уровень эффективности элективных курсов в рамках профильного обучения в современной школе, ознакомили нас с методическими рекомендациями и дидактическими условиями для успешной реализации профильного обучения и разработки элективного курса по истории нового времени для обучающихся старшей школы. Работы Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой послужили одним из основных материалов для написание практической части работы и грамотного построения уроков в рамках реализации разработанного нами курса. Знакомство с методическими работами А.А. Каравка и Н.В. Николаевой о правилах и условиях разработки и проведения квестов помогли разработать авторский квест для обучающихся, который может применяться для повторительно-обобщающего урока в рамках реализации разработанного нами элективного курса по зарубежной истории. Объектом нашего исследования выступает процесс профильного обучения истории в профильной школе, предметом – процесс реализации элективного курса по истории в рамках профильного обучения истории в общеобразовательной школе. Целью нашей работы является научное обоснование и апробация методов и приёмов обеспечивающих положительные результаты обучения в рамках реализации элективных курсов по истории в профильной школе. Перед началом написания научно-исследовательской работы были поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть история становления и проблематику профильного обучения в современных школах; 2. проследить историю становления и особенности элективных курсов по истории в профильных школах; 3. на основе анализа теоретической и методической литературы разработать элективный курс по новейшей истории зарубежных стран для реализации его в рамках профильного обучения; 4. провести опытно-экспериментальную практику по заявленной теме на основе анкетирования; 5. разработать и провести урок получения новых знаний по истории по теме: «Мировой экономический кризис 1929-1933 годов. Пути выхода» в рамках элективного курса; 6. разработать и провести повторительно-обобщающий урок по истории по теме «Великая депрессия США 1929-1933 годов» с системой оценивания полученных знаний. Методологическую (научно-теоретическую) основу работы составляют: - концепция личностно-ориентированного обучения в школе; -психологическая и дидактическая теория деятельностного и компетентностного подходов в обучении; - дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности и творческую самореализацию обучающихся в ходе обучения, повышение уровня заинтересованности к процессу обучения и успешности усвоения материала. Основой изучения темы было исследование научной и методической литературы, которое включало в себя теоретический анализ для определения научных основ исследования. Метод анализа психолого-педагогической и методической литературы был использован для определения научных основ исследования. Изучение и обобщение инновационного опыта преподавания позволило выявить эффективность элективных курсов в процессе реализации профильного обучения. Кроме этого исследование научной литературы было необходимо для установления уровня изученности данного вопроса и выявления трудностей и проблематики при исследовании заявленной темы. Также был использован сравнительно-исторический метод, который позволил рассмотреть историю становление и развитие профильного обучения в России и зарубежом, а также проблематику реализации элективных курсов по истории в современной системе образования. Был проведён анализ методических разработок, который позволил выявить структуру и дидактические условия для применения элективных курсов по истории в рамках профильного обучения на уроках в старшей школе. Рабочая гипотеза. Использование элективного курса по новейшей истории зарубежных стран в условиях профильного обучения способствует повышению уровня интереса к процессу обучения истории и качества знаний у обучающихся. Научная новизна. В данной работе нами предложены теоретически разработанный авторский элективный курс по зарубежной истории, который включает в себя интеграцию как с гуманитарными, так и с техническими дисциплинами, а также уроки по предлагаемым темам курса, которые включают в себя различные формы работы обучающихся как на уроке, так и в ходе выполнения домашнего задания. Практическая значимость исследования. Результаты нашей работы можно использовать в общих исследованиях по изучению вопроса о профильном обучении в современных школах, а также роли и проблематики элективных курсов на старшей ступени обучения. Предложенный нами авторский элективный курс по истории может быть реализован на базе общеобразовательной школы, а разработанные нами уроки истории могут быть применены не только в процессе реализации элективного курса, но и в рамках базового изучения зарубежной истории в общеобразовательной школе. Апробация результатов исследования. Результаты данной работы прошли апробацию в ряде научно практических конференций международного уровня , а также научных журналах и сборниках статей . Структура работы. Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

Актуальность проблемы внедрения и реализации профильного обучения связана с постоянными изменениями в различных сферах общественной жизни, которые затрагивают каждого человека и меняют социокультурную ситуацию во всем мире, которая в свою очередь влияет на становление и развитие личности. Анализ современных направлений в мировой науке по данной проблеме свидетельствуют о том, что реформы образования, происходящие в большинстве развитых стран мира очень часто затрагивают проблему внедрения и реализации профильного обучения. Вхождение России в 2003 году в Болонский процесс предоставили новые возможности для продвижения страны на международной арене. Одним из инструментов для достижения достойного положения страны служит грамотно построенные образовательный процесс, качество высшего образования, гибкость образовательных программ, возможность для обучающегося войти в международные сети непрерывного образования, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. На фоне высоких требований к современному образованию многие обучающиеся старшей школы заинтересованы в повышении качества получаемого образования, в первую очередь, по тем предметам, которые позволят им успешно поступить в ВУЗ и продолжить обучение. Одним из решений проблемы повышения качества образования в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, является переход обучающихся на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы. Введение профильного обучения – адекватный ответ на вызов времени. Профильное обучение старшеклассников соответствует их интересам и приоритетам. Однако простого внедрения профильного обучения как новой модели образования для повышения качества образования и уровня усвоения знаний обучающимися – недостаточно. Поэтому Министерством образования было предложено внедрять элективные курсы в рамках профильного обучения, которые будут погружать обучающихся в ещё более углубленное изучение отдельных предметов. Что же касается элективных курсов по истории в рамках профильного обучения, то, как показывает практика, обучающие общеобразовательных школ очень часто недооценивают их, так как многие не понимают для чего знать историю будущему экономисту или юристу, который проходит профильное обучение по гуманитарному направлению. Традиционные базовые обзорные курсы по истории в старшей школе, дают «сухой» обзор “всего, что когда-либо происходило”, и одновременно не информативны в подробностях о жизни людей, в противоречиях и причинах событий, которые сформировали нации и мир в целом. Поэтому старшеклассники недопонимают, что изучение истории – это нечто большее, чем общие знания. Реализация учебной программы общеобразовательной школы и федеральные стандарты по истории, к сожалению выявило несоответствие реального и ожидаемого в целях обучения. намерение авторов современных учебников и тех, стандартов состоит в том, чтобы представить историю как линейное движение к прогрессу, лишенное моральных и этических конфликтов. Это представление истории как непоколебимого марша вперед, в лучшее будущее, оставляет обучающихся без ощущения реалистичности истории. Учебники часто и намеренно преуменьшают противоречия и упускают из виду противоречивые взгляды, которые помогли бы сформировать целостную картину мира. Положение о свободном выборе элективного курса обучающимися, их право на детальное изучение истории является неопровержимым преимуществом в обучении. Таким образом, введение элективного курса в рамках профильного обучения становится основополагающим фактором, позволяющим реализовать обучение, эффективное для каждого отдельного учащегося, а также развить самостоятельность посредством предоставления выбора.
Содержание

3Глава 1. Научно-теоретические и методологические основы реализации элективных курсов в условиях профильного обучения истории……………..9 1.1 История становления и проблематика профильного обучения истории в современных школах………………………………………………….9 1.2 История становления и проблематика элективных курсов в профильных школах………………………………………………………….….25 Глава 2. Реализация элективного курса по новейшей истории зарубежных стран в условиях профильного обучения………………………………………37 2.1 Авторская разработка элективного курса по новейшей истории зарубежных стран в условиях профильного обучения………………………..37 2.2. Опытно-экспериментальная практика по заявленной теме на основе анкетирования……………………………………………………………………43 Глава 3. Реализация элективного курса по зарубежной истории в рамках раздела «Экономическая история США начала XX века»………………………………………………………………………..……..50 3.1 Авторская разработка урока получения новых знаний по истории по теме: «Мировой экономический кризис 1929-1933 годов. Пути выхода»……………………………………………………………………..…….50 3.2. Повторительно-обобщающий урок по истории по теме «Великая депрессия США 1929-1933 годов»……………………………..........................60 Заключение……………………………………………………………………….68 Список использованной литературы…………………………...........................70 Приложение…………..…………………………………………………………..76
Список литературы

1. Алешинцев И. История гимназического образования в России XVIII и XIX вв. / И. Алешинцев. – СПб.: Изд. О.Богдановой, 1912. – 346 с. 2. Афанасьева Т. П. Разработка и экспертиза программ элективных курсов // Профильное обучение: педагогическая система и управление. Система профильного обучения старшеклассников / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПКПРО, 2004. С. 52–60. 3. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга I. Система профильного обучения старшеклассников. М., 2004. – С. 25, 73. 4. Барроу Б. Джонни Д. Враги общества. – М.: Азбука-классика, 2009. – С.28. 5. Безикова Г. П. Концептуальные основы профильной дифференциации образования в гимназии. Профильное образование как творческий процесс: научно-практические материалы экспериментальной площадки//Под ред. А. П. Аношкина. – Омск, 2001. – С. 8-11. 6. Безикова Г. П. Концептуальные основы профильной дифференциации образования в гимназии. Профильное образование как творческий процесс: научно-практические материалы экспериментальной площадки // Под ред. А. П. Аношкина. – Омск, 2001. – С. 8-11. 7. Богуславский М. В. XX век российского образования. – М., 2002. – 336 с. 8. Бурдинская, О.О., Сидоров, Ю.О., Степанов, В.А., Федорова, Н.Б. Профориентационная работа среди учащихся школ при проведении элективных курсов // Российский научный журнал. – 2009. – № 2. – С. 132-139. 9. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с. 10. Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. – № 6. – С. 57-68. 11. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: Основы профессионального мастерства. М., 2000. – 384с. 12. Гаврилин, А.В., Шалыгина, О.В. Аналитический обзор существующих моделей профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений [Электронный ресурс] – URL: http://vio.uchim.info/Vio56/cdsite/articles/art34.htm. [Дата обращения: 12.04. 2021]. 13. Гузеев, В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. – 2002 – № 9 – С. 113-122. 14. Далингер В. А. Элективные курсы в системе профильного обучения // Вестник Омского государственного университета. – 2006. – №6. – С. 26 – 31. 15. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении/ под ред.А.П.Тряпицыной. – СПб:КАРО, 2006. – 176 с. 16. Егоров А. Д. Гимназическое образование в России (исторический очерк). – Иваново, 1990. – 96 с. 17. Ельцов, А.В., Степанов, В.А., Федорова, Н.Б. Проблемы и преимущества профильной и предпрофильной подготовки учащихся средней школы [Текст] // Наука и школа. – 2007. – № 3. – С. 14-16 . 18. Ермаков Д. С. Организационно-педагогические проблемы разработки и изучения элективных курсов // Педагогика. 2009. № 2. С. 36 – 41. 19. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения. // Народное образование. – 2002. – №2 – с.114-118. 20. Ермаков, Д.С., Рыбкина, Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения [Текст] // Профильная школа. – 2004. – № 3 – С. 6-11. 21. Иванова Н. В., Кузнецова М. П.//Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт//Журнал практического психолога. – 1997. – № 2. – С.78-93. 22. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями // Мир науки. – 2015. – №3. – С. 20. 23. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002. – 28 с. 24. Кузнецов, А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3. – C. 30-33. 25. Кузнецов, А.А., Филатова, Л.О. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени общего образования [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3. – С. 54-59. 26. Лернер, П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении [Текст] / П.С. Лернер // Профильная школа. – 2004. – № 3. – С. 12-17. 27. Лях В. И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения. – Красноярск, – 2005. 28. Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Электронный ресурс], URL.: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/seminar4/profil.htm [Дата обращения: 11.04. 2020]. 29. Мостяева Л. В., Беляков А. В. Критерии экспертизы, формат программ и примеры элективных курсов // Преподавание истории в школе. 2009. № 2. – С. 7–13. 30. Мухамадеева Е.М., Насырова Л.Г Элективный курс по новейшей истории зарубежных стран как средство реализации самообразования обучающихся в условиях профильного обучения (на примере разработки авторского урока)// Вопросы педагогики. М., 2021. – №12-2. – с. 173-181. 31. Мухамадеева Е.М., Насырова Л.Г. Игра – квест как способ формирования межпредметных связей на уроке истории //Педагогика: традиции и инновации: сборник материалов IV международной очно-заочной научно-практической конференции, 22 декабря, 2018 – М.: Издательство НИЦ «Империя», 2018. – С.38-45. 32. Мухамадеева Е.М., Насырова Л.Г. Причины Великой депрессии США 1929-1933 гг. // Вестник современных исследований. – Омск: Научный центр Орка, 2018. – №6-3 (21). – С.26-29. 33. Мухамадеева Е.М., Насырова Л.Г. Сельское хозяйство США в период Великой депрессии 1929-1933 года // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов а направления развития: сборник статей Международной научно - практической конференции (18 декабря 2017 г, г. Челябинск). В 3 ч. Ч.2. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. – С.152-154. 34. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности у учащихся // Вопросы Интернет-образования. – 2002. – №7. – 117с. 35. Новикова, Т.Г., Прутченков, А.С., Пинская, М.А. Рекомендации по по-строению различных моделей и использованию портфолио учащихся основ-ной и полной средней школы [Текст] // Профильная школа. – 2005. – № 1. – С. 4-12. 36. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения/ В.А. Орлов// «Эйдос», 2003. – №4. – С. 35-47. 37. Орлов, В.А. Элективные курсы и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения // Российский научный журнал. – 2003. – № 7. – С.17-20. 38. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова, Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. [Электронный ресурс] URL.: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247/ [Дата обращения:30.03.2020]. 39. Пискунов А.И. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины ХХ в. / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 304 с. 40. Попов, А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников / А. А. Попов. // Молодой ученый. – 2015. – № 17 (97). – С. 561-563. –[Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/97/21721/ [Дата обращения: 08.08.2021]. 41. Постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 15.05.1934 г. «О структуре начальной и средней школы в СССР»//СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=16623 [Дата обращения: 12.11. 2021]. 42. Саплина Е.В. Элективные курсы в профильном обучении. «Преподавание истории и обществознания в школе». М., 2007. – 275с. 43. Стейнбек Дж. Гроздья гнева. – М.: АСТ., 2014. – С.75. 44. Теория и методика обучения истории: Словарь-справочник / Э. В. Ванина, Л. К. Ермолоева, О. Н. Журавлева и др. / Под ред. В. В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. М.: Проспект, 2007. – 518с. 45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс] URL:http://base.garant.ru/55170507/ [Дата обращения:30.10.2020]. 46. Федорова, Н.Б., Жокина, Н.А. Элективные курсы в системе профильного обучения, как средство самоопределения личности школьника [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2007. – № 1. – С. 26-33. 47. Филиппов В.М. Министр образования России. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего развития. \\ Народное образование. – 2002. – №9 – с.29. 48. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, – 2005. – 122с. 49. Юрчук О. Л.//Психологический портрет современных профильных классов// – 2006. – № 6. – С. 253-257.
Отрывок из работы

Глава 1. Научно-теоретические и методологические основы реализации элективных курсов в условиях профильного обучения истории 1.1. История становления и проблематика профильного обучения в современных школах На сегодняшний день вопрос о реализации профильного обучения в общеобразовательных школах является одним из основных в системе образования не только РФ, но и всего мира. Данная тема вызывает очень много противоречий среди учителей, учеников и их родителей. Методисты и работники системы образования с каждым годом вводят новые методики и программы внедрения профильного обучения именно в общеобразовательные школы. Прежде чем говорить о специфике и проблематике дифференцированного обучения стоит разобраться с понятием «профильное обучение». Долгое время методисты не разделяли понятия «профильное обучение» и «профильная школа». На сегодняшний день эти понятия принято дифференцировать. Доктор педагогических наук Ольга Борисовна Даутова в своих работах определяет профильное обучение как средство индивидуализации обучения. Профильная школа согласно её работам – форма реализации индивидуального, т.е. профильного обучения. Однако существуют и другие формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения . На сегодняшний день методисты и преподаватели рассматривают профильное обучение как одно из средств для реализации дифференцированного и индивидуального обучения. Таким образом, реализация профильного обучения даёт возможность более детально и полно учитывать способности и интересы обучающихся за счёт изменений в содержании, организации и структуре процесса обучения. Основная идея профильного обучения в старшей школе состоит в том, что в рамках такого обучения расширяются возможности школьников в выборе индивидуальной образовательной программы с учётом своих профессиональных интересов и предпочтений в выборе дальнейшего направления образования. Многолетний опыт реализаций разных программ обучения и обстановка современной действительности показала, что «учить всех и всему» нецелесообразно и не эффективно. Таким образом, идея профильного обучения истории предполагает отказаться от такой методики обучения, в процессе которой деятельность обучающихся сводится к простому усвоению базовых дисциплинарных знаний. Образование в данном случае это не тот процесс, который сводится только к потреблению и присвоению знаний, обучающиеся перестают быть «консументами» знаний и становятся самостоятельными субъектами собственной учебной деятельности и развития. В основе профильного обучения лежит дифференцированное изучение школьных дисциплин и систематизация их по профилям. На сегодняшний день во многих развитых странах образование на завершающих годах обучения в школе (в старших классах) носит дифференцированный, а именно профильный характер. С каждым годом количество обучающихся в профильных классах растёт, увеличивается и количество профильных направлений. Если 5-7 лет назад в западных странах существовало ограниченное количество профилей: филологический, экономический, технологический и т.п., то теперь, в связи с постоянным развитием и модернизированием общества таких профилей становится в несколько раз больше и носят они всё более узкопрофессиональный характер . Для реализации профильного обучения в западных странах разрабатывается индивидуальный учебный план, в основном индивидуальный не только для разных учебных заведений, но и для определенного класса. Таким образом, эти планы отходят от фиксированного плана учебных дисциплин и дают возможность использовать выборочные дисциплин из всего школьного курса. Исходя из реализации данного процесса, число обязательных предметов существенно сокращается. Кроме того по завершению такого обучения выдаваемые дипломы, аттестаты или свидетельства дают преимущества при зачислении в высшие учебные заведения и даже право прямого зачисления. Исторические аспекты становления профильного обучения в России требуют особого внимания, так как его формирование и становление прошло длинный период и нельзя однозначно утверждать, что закончило свои преобразования. Проанализировав историю российского образования можно сделать вывод о том, что предпринимались многократные попытки реализации профильного (дифференцированного) обучения на постоянной основе. В России зарождение идеи профильного обучения началось в XVIII веке, а именно с появлением гимназий, в которых формировалось непрерывное профильное обучение. Так, в Санкт-Петербурге был учреждён первый российский университет при Академии наук, а при университете – первая Академическая гимназия, которая подготавливала обучающихся к обучению в университете. Такая гимназия имела две цели. Первая заключалась в подготовке обучающихся к университетским наукам, которые требовали более глубоких познаний. Вторая – предполагала обучать наукам для саморазвития тех, у кого не было намерений продолжать обучение в университетах, но для благовоспитанного человека эти знания были необходимы . Во второй половине XIX века Александром II был издан указ об организации семиклассных учебных заведений двух типов. Одним из которых были классические гимназии, подготавливавшие обучающихся к поступлению в университет. Вторым типом были реальные училища. Они подготавливали учащихся к обучению в специализированных учебных заведениях. В первой половине XX века в результате реформы образования министра просвещения П.Н. Игнатьева произошло деление старших классов гимназий на три направления: новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное (физико-математическое) . В 1918 году Всероссийским съездом работников просвещения было разработано положение о единой трудовой школе, которая предполагала профильное обучение в старших классах, привычное нам и в современной России деление на три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. Спустя почти 20 лет документом «О структуре начальной и средней школы СССР» дифференциация не предусматривалась, был единый план, который включал в себя обязательные для всех дисциплины . Однако процесс поступления абитуриентов в специализированные высшие учебные дисциплины нуждался в профильной дифференциации учебной программы в старших классах. Вторая половина XX в. Несколько затормозила развитие профильного обучения. В этот период индивидуальные особенности школьников резко игнорировались. Весь процесс обучения был направлен на среднестатистического ученика и носил общий характер. По инициативе академика Михаила Алексеевича Лаврентьева в Новосибирске, Москве и Ленинграде были созданы три школы интерната для математически одаренных детей . Ещё одной попыткой дифференциации обучения в 1957 году было введение Академией педагогических наук трех направлений: технического и физико-математического; гуманитарного и социально-экономического; биолого-агрономического. В 1966 году была введена абсолютно новая форма дифференциации, сохранившаяся до наших дней и предполагала собой введение факультативных занятий на старшей ступени обучения, а также специализированные классы и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Самый прогрессивный этап становления профильного образования пришёлся на конец 80-х начало 90-х годов XX века. По сути, никаких новых мер он не предполагал, а наоборот, возобновил старые преобразования в ходе которых, вновь были введены такие образовательные учреждения как: гимназии и лицеи, ориентированные на более детальное, углубленное изучения отдельных предметов, самостоятельно выбранных учащимися. Однако проблема дифференцированного обучения всё ещё занимала первую позицию во всей системе образования. Было два пути решения данной проблемы. Первый был направлен на просвещение прежде всего обучающий персонал и предполагал оснащение педагогов и учителей дидактическими материалами для реализации профильного обучения. В это время были изданы учебники для углубленного изучения материала, но действовали они параллельно с обычными, создавались различные программы и системы обучения, которые были подкреплены методическим сопровождением для педагогов. Второй путь был направлен на создание профильных классов в общеобразовательных школах, а также профильных школ. Данная система имела положительные результаты, но требовала нововведений. Индивидуализация обучения должна быть более разнообразной, а специализация быть более узкой. Именно с этого времени начинают свою активную работу профильные спортивные, художественные, физико-математические, музыкальные и иные общеобразовательные учреждения. Пройдя длительную историю становления, на сегодняшний день профильное обучение в современной системе образования, которая нацелена на повышение уровня качества усвоенных обучающими знаний, является одним из приоритетных направлений. Однако, реализация такого направления в обучении требует не только методической подготовки, но глубоких знаний теоретического материала, который в первую очередь носил бы научный, академический характер. Согласно анализу зарубежной и отечественной практики профильного обучения, можно сделать вывод, что весь опыт применения такого обучения имеет общие черты для всех стран. В зарубежных странах профильное обучение в общеобразовательных организациях реализуется только в старших класс и в среднем занимает 2-3 последних года. Таким образом, все старшеклассники средней школы в зарубежных странах получают профильное образование. Школы имеют чётко ограниченное количество профильных направлений в основном это 3 направления, такие как, социально-экономическое, естественные науки и языки. Кроме того дифференциация профилей может иметь всего 2 направления: академическое и неакадемическое. В этом случае количество изучаемых предметов больше, чем при первой дифференциации. Реализация профильного обучения в зарубежных странах даёт возможность сокращать количество часов по главным (общим) дисциплинам, но они по-прежнему остаются обязательным, а вот количество часов профильных предметов значительно увеличивается. Таким образом, в системе европейского образования до шестого класса учащиеся проходят примерно одинаковую подготовку по всем предметам. Поступая в 7 класс школы ученик должен определиться в выборе дальнейшего плана обучения. Далее ученику предлагается два варианта профильного обучения: профессиональный., в котором реализуется упрощённый план обучения, предполагаемый изучение прикладных и профильных дисциплин по выбранному профилю. Второй – академический, предполагающий углубленное изучение отдельных дисциплин и подготавливающий к высшему образованию. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический. Но все планы, предлагаемые Министерством образования – примерные и образовательные учреждения имеют право менять их по своему усмотрению и подстраивать их под свой учебный процесс. На сегодняшний день по словам ведущих методистов в общеобразовательных школах образовано более 12 различных профилей, среди них есть: медицинский, аграрный, педагогический и другие . Таким образом, профильное образование даёт возможность изучать углубленно не один пример, а сразу несколько, которые в совокупности составляют целый профильный блок. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный - литературы, русского, истории и иностранных языков. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в современной системе образования существует две модели реализации профильного обучения в общеобразовательном учреждении. Первая модель – имеет внутришкольный характер профилизации. Данная модель предполагает самостоятельность общеобразовательной организации. Таким образом она может быть однопрофильной и реализовывая только один избранные профиль и многопрофильной реализовывать сразу несколько профилей обучения. Более того такая модель предполагает, что образовательная организация может быть и вовсе не ориентирована на определённый профиль, но включая в свою программу большое количество элективных курсов в полной мере реализовывать свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы. Вторая модель – предполагает сетевую организацию. Она основана на профилизации конкретной школы по определенному направлению и реализуется за счёт целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений для осуществления данной модели. Оно может строиться в двух основных вариантах. Первый вариант предполагает интеграцию двух и более общеобразовательных учреждений вокруг учреждения, которое обладает достаточным материальным и кадровым потенциалом и выполняет роль «ресурсного центра». Далее все школы осуществляют преподавание базовых предметов и некоторые профильные и элективные курсы, которые могут реализовывать в рамках своих компетенций. «Ресурсный центр» берет на себя обязанность координировать, помогать учебным заведениям, а самое главное внедрять свои профильные курсы и оснащать методически. Второй вариант – объединение общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. Данный вариант предоставляет обучающимся выбора получения профильного обучения не только в своей школе, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах. Это могут быть как учреждения профессионального образования, так и дистанционные курсы. Данный подход не обязательно предполагает объединение профильных учреждений с обычными общеобразовательными школами для реализации профильного обучения. Универсальные (непрофильные) школы и классы, которые не ориентированы на различного рода специализации так же могут развиваться и существовать в рамках реализации данного подхода . На сегодняшний день решение о реализации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления. В России принята достаточно гибкая система профильного обучения. Она предусматривает возможность комбинировать учебные предметы и реализовывать профиль на старшей ступени в общеобразовательном учреждении. Однако есть обязательные типы предметов, которая должна включать в себя эта система: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Базовые общеобразовательные предметы включают в себя: русский и иностранный языки, математику, историю, физическую культуру, а также интегрированные курсы обществознания (для естественно-математического, технологического или иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономических или иных возможных профилей). Эти предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения . Профильные общеобразовательные предметы представляют собой предметы повышенного уровня сложности, они определяют направление каждого конкретного курса профильного обучения. Так например, физика, химия, биология входят в естественнонаучный профиль; литература, русский язык и иностранные языки – в гуманитарный; история, право, экономика и другие – в социально-экономический профиль. Профильные учебные предметы являются обязательными для обучающихся в рамках выбранного профиля обучения . Многолетний опыт и анализ профильного обучения показали, что оптимальным возрастом школьников для начала реализации такого обучения является 15 лет или средний подростковый возраст. Именно начиная с такого возраста, согласно социологическим исследованиям, юноши и девушки предпочитают поверхностно изучать основные дисциплины и отдают предпочтение углубленному изучению предметам, на которых будут специализироваться в дальнейшем. Таким образом, введение профильного обучения именно на старшей ступени в школе соответствует социальным жизненным установкам старших школьников. Обратимся к профильному обучению в рамках интересующей нас школьной дисциплине – к истории. Глобализация и модернизация системы образования во всем мире выдвигает одной из своих задач профилизацию обучения на старших ступенях школы. Остановимся на применении её к истории. Профильное обучение истории можно преподносить по-разному. В зависимости от выбранных тем и методов обучения для профильного преподавания истории в школе, можно формировать базу для выбора дальнейшего профиля. Профиль характеризуется выбором ведущих способов деятельности, их взаимодействием и сбалансированностью. В изучении истории можно формировать тот или иной её профиль, по-разному ориентируя использование различных познавательных стилей. Развиваемое нами понимание профиля обучения истории легко комбинируется с выбором будущей профессии. Так как история наука с большим количеством межпредметных связей, то и будущие профили, формируемые на базе изучения истории многообразны . Таким образом, будущий выбор профессии на базе изучения истории может быть как гуманитарной, так и естественнонаучной направленности, например, на базе исторического изучения слоёв горных пород можно изучать науки естественнонаучного цикла – почвоведение или горную науку; проведение исторического анализа экономики разных стран – даёт возможность выбрать экономическое направление будущей профессии. Говоря о реализации профильного обучения в современной школе, стоит отметить разницу между базовым и профильным обучением истории в школе. Сравнив стандарт среднего (полного) образования по истории со стандартом основным, мы выделили основные маркеры исторической подготовки обучающихся в рамках профильного обучения. Различия исходят от цели исторического образования, которая заключается в формировании у обучающихся исторического мышления, которое предполагает рассматривать события, явления и факты с точки зрения их исторической обусловленности, а также сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей и формулировать собственное отношение к историческим проблемам прошлого и настоящего. Таким образом на основе изучения истории на углубленном уровне у обучающихся формируются особые навыки, в отличие от учеников, которые прошли курс обучения истории на базовом уровне. В процессе профильного изучения истории формируется способность более детально осмысливать события прошлого и настоящего с точки зрения исторического анализа. На основе детальной работы с историческими источниками развивается умение правильно анализировать исторические события, оспаривать различные гипотезы и делать прогнозы на основе анализа причинно-следственных связей. Постоянная работа с историческими источниками помогает вырабатывать навыки аргументации, формирует своё отношение к различным версиям и событиям истории, а также расширяет кругозор для рассмотрения актуальных проблем истории и современности. Отдельным аспектом в профильном обучении является задача подготовить обучающихся к профессиональному образованию, а именно уделить особое внимание промежуточной и итоговой аттестации, на которые рассчитана высшая школа. Таким образом на передний план выходит ещё одна задача профильного обучения, а именно профориентация старших школьников, которая заключается в знакомстве учеников с социально-гуманитарным направлением профессиональной деятельности. Исходя из особых задач профильного обучения, можно сделать вывод о проблемах его реализации. Так в рамках решения этих задач на первый план выходят проблемы подготовки обучающихся к стандартным процедурам аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Кроме того особое внимание в рамках такого обучения нужно уделять участию в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету, которые в свою очередь становятся фундаментом для выстраивания личной образовательной стратегии школьника и одним их этапов поступления в высшее учебное заведение. Важная задача при изучении историю профильно – не отходить от истории базовой, знания которой требуются для сдачи стандартных экзаменов. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что для успешного достижения одной из целей основного общего образования, а именно сдача ОГЭ и ЕГЭ возникает вопрос о степени изучения дополнительных исторических дисциплин в рамках профильного обучения истории в школе. Подробное (целостное) изучение историографии возможно только в условиях профессиональной школы. В такой школе созданы все условия для реализации важного принципа обучения историографии, а именно раскрытие различных подходов к изучению истории и характеристика школ историков с максимально возможным показом методологических принципов исследования, аргументацией позиций. Для реализации такого обучения простой подготовки профессиональных кадров в обычном педагогическом в вузе будет недостаточно. Учителям профессиональной школы необходимы дополнительные профильные курсы и методическая переподготовка для преподавания историографии школьникам. Профильное изучение истории в свою очередь предполагает элементарное ознакомление обучающихся с фрагментами историографии для более детального понимания трудных вопросов истории и анализа исторических явлений. Таким образом в рамках ознакомления школьниками историографии важно не усвоение знаний по вспомогательной исторической дисциплине, а понимание ими на доступном в профильной общеобразовательной школе уровне методологии исследований, особенностей исторического анализа и синтеза, более тонких и детальных причинно-следственных связей и точной аргументации с использованием верно подобранных исторических источников. На сегодняшний день в России в рамках профильного обучения в общеобразовательной школе, изучаемые предметы делятся в процентном соотношении на три группы. Первая группа предполагает изучение базовых дисциплин и составляет 50% от общего количества часов. Вторая группа – это профильные дисциплины, они составляют 30% учебного времени. Третья – элективные курсы в количестве 20%. Особое место в данной модели обучения играет форма контроля, которая предполагает отчёт обучающегося в успешном изучении по базовым и профильным предметам, выбранным самостоятельно. Список предметов для выбора содержит избыточное количество элективных курсов, предлагаемых образовательным учреждением для данного профиля, по сравнению с минимумом, который должен реально изучить школьник. Таким образом одним из главных способов реализации профильного обучения в общеобразовательной школе являются элективные курсы. Именно они способны решить задачи по профессиональной специализации и индивидуализации процесса обучения и расширить содержательный компонент преподаваемых предметов в школе. С проблемой профилизации обучения тесно связана проблема его индивидуализации . С активным внедрением и реализацией профильного обучения в общеобразовательный процесс появилась потребность в специальной технологии преподавания профильных предметов, которая способна обеспечить индивидуальную траекторию обучения, с учётом не только контроля степени усвоения учеником знаний, но и уровня образования и воспитания школьника. Кроме того она должна быть достаточно гибкой и в любой момент подстраиваться под обучающего. Несмотря на то, что на данный момент профильное обучение получило большое распространение и для его реализации издано большое количество методического материала, профильная система не так проста. Профильная система обучения имеет ряд проблем. Для организации профильного обучения в современной школе необходимо решить некоторые вопросы. Проблема набора детей в профильный класс является одной из основных. К общеобразовательным школам предъявляют большое количество требований для реализации профильных классов. Очень часто в классы узкой профильной направленности с трудом набирается нужное количество обучающихся, а иногда и не набирается вовсе. В таком случае образовательная организация не сможет реализовывать обучение в рамках профильного класса. Второй проблемой являются тесные специальности из-за которых ребенку придётся буквально разрываться между учебными дисциплинами. Для примера возьмём профессию психолога, для поступления на данную специальность ребенку необходимо углубленное изучение обществознания и биологии. Оба предмета входят в разные профили: биология – естественно – научный, обществознание – гуманитарный и социально-экономический профиль. В таком случае обучающемуся стоит отдать предпочтение тому направлению, в изучении которого он испытывает большие сложности. Ещё одной проблемой является личная мотивация школьников старших классов, которые в последний год обучения меняют своё мнение касаемо будущей профессии и выбирают специальность противоположную выбранной ранее. В выпускном классе перевестись с одного профиля в другой не всегда возможно. В таком случае решать данную проблему необходимо ещё в среднем звене и вводит дополнительные занятия для школьников – непрофильников. К примеру, ввести такую дисциплину, как элективный курс по обществознанию в классе с математическим или естественно – научным профилем.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, История, 65 страниц
1540 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg