Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Центральный Банк РФ как финансовый мегарегулятор: проблемы, задачи, пути решения

baby_devochka 2700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2022
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что большая часть населения не имеет представления о том, что такое финансовый рынок и кто ведет над ним надзор и контроль. А так как необходимо привлекать физических лиц на финансовый рынок, то возникает необходимость создания совершенной системы контроля и надзора над финансовым рынком с целью защиты законных прав и интересов населения, чем занимается Банк России на правах мегарегулятора финансового рынка. От того, насколько качественно проведены надзорные мероприятия, зависит благосостояние населения, развитие финансового рынка и экономики страны в целом. Степень разработанности данной темы, с точки зрения автора, недостаточна, поскольку она является достаточно узконаправленной. В основном авторы научной экономической литературы часто используют в своих трудах выдержки из законодательства без предложения путей его совершенствования, либо же представляют исторический очерк проблемы. Дискуссии и рассуждения в отношении новых участников финансового рынка и вопросах осуществления регулирования и надзора Банка России в целом и частности поднимались в различных трудах научного общества. Большой вклад в формирование понимания деятельности Банка России как мегарегулятора финансового рынка внесли представители российской академической школы, такие как А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская, О.В. Буклемишев, Ю.А. Данилов. П.М. Лансков, А.Ю. Чикунов и другие ученые. Анализ финансового рынка, деятельности его участников, в том числе некредитных финансовых организаций, демонстрируют такие авторы, как В.А. Татьянников, Е.А. Разумовская, Т.В. Решетникова, Ю.В. Куваева, М.И. Львова, Н.Б. Болдырева, М.Н. Михайленко, Е.Н. Новокшонова и другие представители научного общества. Несмотря на значительный вклад перечисленных авторов в изучение данной проблемы, системный подход к исследованию деятельности Банка России в процессе развития и деятельности институтов финансового рынка требует постоянного обновления и дополнения. Основной целью исследования в рамках выпускной квалификационный работы является изучение деятельности Банка России как мегарегулятора финансового рынка страны. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: ? охарактеризовать генезис Центрального банка РФ как финансового мегарегулятора, его место в структуре рынка и объекты регулирования; ? рассмотреть цели, функции и инструменты регулирующей деятельности Банка России; ? обобщить правовые основы деятельности ЦБ РФ как финансового мегарегулятора; ? провести анализ регулирования Банком России банковской системы; ? провести анализ регулирования Банком России денежного оборота и инфляции ? проанализировать воздействие Банком России на доступность финансовых услуг и развитие национальной платежной системы; ? выделить проблемы роста российской экономики в условиях позиционирования Банка России как финансового мегарегулятора; ? проработать направления по совершенствованию Банком России повышения доступности финансовых услуг и устойчивости финансового рынка. Объектом исследования является Банк России. Предметом исследования – особенности деятельности Банка России по регулированию финансового рынка. Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных исследователей в сфере финансовых рынков регулирования финансового рынка, научные и методические публикации, статьи, материалы научных конференций, дискуссий, а также законодательные и нормативные акты, которые регулируют деятельность Банка России и финансовых организации Российской Федерации. Информационно-эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Банка России, официальная статистическая информация и аналитические материалы Банка России, результаты авторских исследований, справочные материалы и электронные системы информации. Методологической составляющей данного выпускного квалификационного исследования послужили системно-функциональный подход; диалектический метод был применен при сборе и изучении научных знаний; кроме того, в процессе выпускного квалификационного исследования использовались общенаучные методы, такие как: исторический, логико-ситуационный, экономическо-диагностический методы, регистрация данных; применение в исследовательском процессе в данной выпускной квалификационной работе структурных и логических схем, дало возможность обобщить собранный материал, сделать соответствующие выводы и заключения. Выпускное квалификационное исследование структурно состоит из введения, в котором приводится актуализация цели и задач; тремя главами, разделенными на параграфы в соответствии с проработанными задачами; заключением, в котором приводится обобщение результатов по итогам проведенного исследования; списком использованных источников, в который включены нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемую проблематику, научно-периодическая источниковая база, официальные Интернет-ресурсы; приложения, которые позволили лучше проиллюстрировать полученный исследовательский материал.
Введение

Российская экономика, несмотря на неблагоприятные внешние факторы, продолжает развиваться, стараясь не отставать от развивающихся технологий. Но все усилия будут бесполезны, если не обеспечить приток новых денежных средств в экономику, которые доступны самым крупным инвесторам-гражданам, остерегающимся вкладывать средства из-за негативного опыта в прошлом. Банковский сектор является неотъемлемой частью экономической системы страны. Это означает, что деятельность и развитие банков должны быть тесно связаны с производством, циркуляцией и потреблением материальных и нематериальных товаров. В своей практической деятельности банки органично интегрированы в общий механизм регулирования экономической жизни в тесном сотрудничестве с бюджетными, налоговыми системами, системой ценообразования, политикой цен и доходов в условиях внешнеэкономической деятельности. Текущая задача Банка России – создать благоприятные условия для функционирования новой экономики, построенной на доверии, и показать, что инвестиции сейчас достигли очень высокого уровня, а система стала стабильной. Выполнение этой задачи происходит уже сейчас – использование новых технологий и инвестиционных инструментов, привлекательных и комфортных для населения, идет комплексная работа по совершенствованию финансового рынка России в целом, внедряются зарубежные практики корпоративного управления, и по статистике она дала следующие результаты – с 2014 года наблюдается приток физических лиц на финансовый рынок.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ФИНАНСОВОГО МЕГАРЕГУЛЯТОРА 7 1.1 Генезис Центрального банка РФ как финансового мегарегулятора, его место в структуре рынка и объекты регулирования 7 1.2 Цели, функции и инструменты регулирующей деятельности Банка России 13 1.3 Правовые основы деятельности ЦБ РФ как финансового мегарегулятора 18 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 25 2.1 Анализ регулирования Банком России банковской системы 25 2.2 Анализ регулирования Банком России денежного оборота и инфляции 38 2.3 Анализ воздействия Банком России на доступность финансовых услуг и развитие национальной платежной системы 57 ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ФИНАНСОВОГО МЕГАРЕГУЛЯТОРА 71 3.1 Проблемы роста российской экономики в условиях позиционирования Банка России как финансового мегарегулятора 71 3.2 Совершенствование Банком России повышения доступности финансовых услуг и устойчивости финансового рыка 83 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97 ПРИЛОЖЕНИЯ 104
Список литературы

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс. 2 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2022) // СПС Консультант Плюс. 3 Федеральный закон от 02 декабря 1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2021) «О банках и банковской деятельности» // СПС Консультант Плюс. 4 Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС Консультант Плюс. 5 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // СПС Консультант Плюс. 6 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. 7 Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // СПС Консультант Плюс. 8 Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.10.2021) // СПС Консультант Плюс. 9 Федеральный закон от 29.07.2004 № 96-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. 10 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС Консультант Плюс. 11 Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О кредитных историях» // СПС Консультант Плюс. 12 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // СПС Консультант Плюс. 13 Указ Президента РФ от 04.03.2011 № 270 (ред. от 25.07.2013) «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. 14 Инструкция Банка России от 15 января 2020 г. № 202-И «О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2020 № 58159) // СПС Консультант Плюс. 15 Абдулалимов А.А., Исаева П.Г. Роль и значение Центрального Банка России в кредитной системе // РППЭ. - 2020. - №3 (113). - С.144-150. 16 Агеева Н.А. Основы банковского дела: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017. - 440 с. 17 Алиев Б.Х., Идрисова С.К., Магомедов М. Центральный Банк Российской Федерации как регулятор финансового рынка России // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 4. - № 12 (84). - С. 103-109. 18 Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. - 12-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2016. - 800 с. 19 Банк и банковские операции: учебник /под ред. О. И. Лаврушина. - УМО. - М.: КНОРУС, 2016. - 272 с. 20 Бит-Шабо И.В., Табакова Д.И. Надзорная деятельность Центрального Банка Российской Федерации // В сборнике: Проблемы развития российской правовой системы. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 174-176. 21 Бочарова Н.Н., Толмачев Д.В., Мурадов Н.Н. Анализ некоторых особенностей правового статуса Центрального Банка Российской Федерации // Современный юрист. - 2019. - № 2 (27). - С. 169-177. 22 Гарельская А.Е. Критерии успешности деятельности Банка России в качестве мегарегулятора // Шаг в науку. - 2019. - № 1. - С. 9-11. 23 Гузнов А.Г. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: монография / А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 500 с. 24 Гузнов А.Г. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации: учебное пособие для вузов / А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 500 с. 25 Заварзина И.П. Надзорная функция Банка России как мегарегулятора финансового рынка в сфере ПОД/ФТ // News of Science and Education. - 2019. - Т. 5. - № 1. - С. 38-44. 26 Зверев А.В., Мандрон В.В., Мишина М.Ю. Формирование российской модели регулирования финансового рынка через построение мегарегулятора // Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 7 (86). - С. 117-131. 27 Ибрагимова Э.С., Шамаев Р.А., Вацаев Б.Ш. Прогнозные сценарии Банка России по развитию кредитной системы РФ // Московский экономический журнал. - 2021. - №1. - С.117-121. 28 Исрафилов С.Э. К вопросу о роли и статусе Банка России как мегарегулятора российской экономики // В сборнике: МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ XXI ВЕКА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. Сборник статей III Всероссийской межвузовской студенческой научно-практической конференции. - Москва, 2020. - С. 182-188. 29 Казимагомедов А.А. Риск-ориентирванный надзор за деятельностью банковских и небанковских организаций // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ. материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2018. - С. 109-113. 30 Камышева И.А., Крымова И.П. Алгоритм модернизации деятельности Банка России в качестве мегарегулятора всего финансового рынка // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ. сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2021. - С. 66-69. 31 Канцеров Р.А., Школьникова Н.Н. Банк России как мегарегулятор финансового рынка // В сборнике: Конкуренция и монополия. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, научно-педагогических работников и специалистов в области антимонопольного регулирования. Под общей редакцией Н.В. Кудреватых, В.Г. Михайлова. - Кемерово, 2021. - С. 92-96. 32 Карпова Е.Н. Анализ реализации Центральным Банком РФ надзорной функции в сфере противодействия легализации преступных доходов // Modern Science. - 2020. - № 1-2. - С. 65-69. 33 Ковалева Э.Р., Фукина С.П. Оценка деятельности Банка России как мегарегулятора на страховом рынке // Балканское научное обозрение. - 2019. Т. 3. - № 1 (3). - С. 97-100. 34 Крымова И.П. Организация деятельности Центрального банка: учебник для вузов / И.П. Крымова, С.П. Дядичко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 275 с. 35 Крымова И.П., Саморядова А.В. Практика деятельности Банка России в качестве мегарегулятора // В сборнике: Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2021. - С. 150-154. 36 Кудишин Е.С. Формы и виды контрольно-надзорной деятельности центрального Банка России как мегарегулятора финансового рынка // Молодой ученый. - 2020. - № 47 (337). - С. 312-314. 37 Кудишин Е.С. Предпосылки формирования в России мегарегулятора финансового рынка в роли Центрального Банка России // Молодой ученый. - 2020. - № 47 (337). - С. 311-312. 38 Кузнецова А.А., Лосякова О.В. Банк России как мегарегулятор финансового рынка // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 11 (27). - С. 744-747. 39 Лютцева А.А., Молокова А.В., Дубовицкая А.С. Влияние центрального банка как мегарегулятора на развитие кредитной системы России // В книге: Современный специалист-профессионал: теория и практика. материалы 12-ой международной научной конференции студентов и магистрантов, посвященной 55-летию Алтайского филиала Финуниверситета. под общ. ред. В.А. Ивановой, Т.Е. Фасенко. - Барнаул, 2020. - С. 311-313. 40 Мартынова О.Ю., Миндубаева Н.Р., Николаев А.А., Тихонов Н.Е. Организация банковского надзора на современном этапе // Форум молодых ученых. - 2020. - № 10 (50). - С. 414-417. 41 Михайленко М.Н. Финансовые рынки и институты: учебник для вузов / М. Н. Михайленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с. 42 Нижник А.В. Проблемы, возникающие во время осуществления Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) финансово-кредитной политики // В сборнике: Молодой исследователь. материалы 5-й научной выставки-конференции научно-технических и творческих работ студентов. Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет. - 2018. - С. 429-433. 43 Никитина Т.В. Финансовые рынки и институты. Краткий курс: учебник и практикум для вузов / Т.В. Никитина, А.В. Репета-Турсунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 97 с. 44 Новокшонова Е.Н. Некредитные финансовые организации как субъекты финансового рынка // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2018. – № 3 (50). – C. 49-58. 45 Рождественская Т.Э. Цифровые финансовые активы: проблемы и перспективы правового регулирования // Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15. – № 6(115). – С. 43-54. 46 Ряскова Е.С. Трансформация функций центрального Банка РФ как мегарегулятора // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2018. - Т. 20. - № 4. - С. 137-149. 47 Скуратова И.Н., Елдратов Я.В. История Банка России: от госбанка СССР к мегарегулятору // В сборнике: Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской очной научно-практической конференции. - 2020. - С. 205-210. 48 Солдатенкова И.В. Развитие финансового надзора Банка России как мегарегулятора финансового рынка // Hypothesis. - 2019. - № 1 (6). - С. 93-98. 49 Сошенко Т.А. Совершенствование контрольных и надзорных функций Банка России как мегарегулятора финансового рынка // В сборнике: Экономика и общество: эксперименты и концептуализация. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 53-59. 50 Стерликова А.Д. Регулирование и надзор за состоянием банковского сектора Банком России: перспективы изменения оценки рисков в банковском секторе // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 4 (121). - С. 315-319. 51 Терехова В.В. Особенности определения правового статуса Банка России // В сборнике: Муромцевские чтения. Неопределённости права в доктрине, законодательстве и юридической практике. Сборник научных трудов ХXI Международной научной конференции. - Москва, 2021. - С. 323-331. 52 Финансовые рынки и институты: учебное пособие / Е.Г. Князева, Е.А. Разумовская, М.И. Львова, Н.Н. Мокеева, О.В. Толмачева; под общей редакцией О.В. Толмачевой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. – 96 с. 53 Финансовые рынки и институты: учебник и практикум для вузов / Н.Б. Болдырева [и др.]; под редакцией Н.Б. Болдыревой, Г.В. Черновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 403 с. 54 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / М.В. Романовский [и др.]; под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 523 с. 55 Хатагов М.И. Центральный Банк: функции и его роль в экономике // Научные междисциплинарные исследования. - 2020. - №8-1. - С.241-246. 56 Целыковский И.В. Банковский надзор и его пределы // Государственная служба и кадры. - 2018. - № 1. - С. 92-94. 57 Чирков Д.А. Банк России как основной институт банковского надзора в Российской Федерации // В сборнике: Развитие современной науки: тенденции, проблемы, перспективы. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2020. - С. 88-92. 58 Годовой отчет Банка России за 2019 год. – URL: https://cbr.ru/about_br/publ/god/. 59 Годовой отчет Банка России за 2020 год. – URL: https://cbr.ru/about_br/publ/god/. 60 Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов 2020 год - URL: https://cbr.ru/ec_research/#a_87693. 61 От ФКЦБ до ЦБ. – URL: https://naufor.ru/tree.asp?n=10560. 62 Официальный сайт Банка России. – URL: https://cbr.ru/.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ КАК ФИНАНСОВОГО МЕГАРЕГУЛЯТОРА 1.1 Генезис Центрального банка РФ как финансового мегарегулятора, его место в структуре рынка и объекты регулирования В течение продолжительного периода времени контрольно-надзорные функции по отношению к участникам финансовых рынков были возложены на различные органы, такие, как Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Пенсионный фонд России, Министерство экономики России и многие другие. Данные министерства и ведомства были не в состоянии оценить ситуацию на рынке в целом, поскольку осуществляли надзор за одним конкретным сегментом финансового рынка или же несколькими участниками, а их функции нередко дублировались . Мегарегулятор – форма организации регулирования и надзора за участниками и инфраструктурой финансового рынка в стране в рамках единого государственного органа . Основная цель его создания заключается в одновременном обеспечении устойчивости финансового сектора как на макропруденциальном (минимизация системного риска финансового рынка), так и на микропруденциальном уровне (поддержание устойчивого финансового положения отдельных финансовых посредников для защиты интересов вкладчиков, кредиторов и инвесторов) . На рисунке 1 представлены ключевые задачи деятельности мегарегулятора. Источник: составлено автором на основе - Канцеров Р.А., Школьникова Н.Н. Банк России как мегарегулятор финансового рынка // В сборнике: Конкуренция и монополия. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, научно-педагогических работников и специалистов в области антимонопольного регулирования. Под общей редакцией Н.В. Кудреватых, В.Г. Михайлова. - Кемерово, 2021. - С. 92-96. Рисунок 1 - Ключевые задачи деятельности мегарегулятора Впервые подобная модель интегрированного финансового надзора была применена в Великобритании в 1998 году при создании Агентства финансового надзора (Financial Supervision Authority). На сегодняшний день мегарегуляторы функционируют в 161 стране. При этом в таких странах, как Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Швеция, Швейцария и др., действует автономный финансовый мегарегулятор, а в Армении, Грузии, Казахстане, Литве, Чехии, Эстонии и пр. его функции выполняет центральный банк. В отдельных странах функционируют так называемые частичные мегарегуляторы (под надзор которых попадают лишь отдельные части финансового рынка): так, в Люксембурге, Мексике и Финляндии он контролирует банковский и фондовый рынки; в Венесуэле, Канаде, Саудовской Аравии и пр. – банковский и страховой рынки; в Болгарии, Чили, на Украине и пр. – фондовый и страховой рынки. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. До 2013 г. основными субъектами регулирования в РФ выступали Центральный банк РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Министерство финансов. Банк России регулировал деятельность банков. Надзор в сфере финансовых рынков осуществляла ФСФР, которая была создана в марте 2004 года. Позже к ФСФР была присоединена Федеральная служба страхового надзора, что расширило сферу деятельности ФСФР за счет регулирующих и надзорных функций в страховом секторе. ФСФР создавалась как министерство и действовала на принципах единоначалия, принимая нормативные акты, обязательные для участников рынка. Так как ФСФР выполняла и нормативно-правовую функцию, ее деятельность стала перекликаться с деятельностью Министерства финансов. Принятие документов по многим вопросам требовало согласия Минфина. В результате стали возникать противоречия, которые требовалось решать . Проявившиеся тенденции финансового рынка создали серьезные проблемы для эффективного регулирования. Глобальный кризис и опыт стран показал, что тенденция к концентрации регулирующих функций в одной структуре является более эффективной. Была признана необходимость исключения противоречий в надзоре и регулировании разных сегментов рынка, повышение результативности и двойственности надзорных функций регулирующего органа. Первый заместитель Председателя Банка России С.А. Швецов заявил, что помимо присутствия противоречия между ведомствами, одной из причин создания мегарегулятора стал дефицит ресурсов у ФСФР. Таким образом, в условиях развертывания кризиса и недостаточной роли Минфина и ФСФР и противоречий, возникающих с ними, Банк России вынужден был усиливать функции как мегарегулятор. В конце мая 2013 г. Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о создании в России финансового мегарегулятора . В соответствии с Законом Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №251 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» в сферу действия института «финансового мегарегулятора» попадают направления, описанные на рисунке 2. Финансовая система в целом выиграла от создания мегарегулятора. Сейчас действует «единая инспекция, мы с банковским надзором выстраиваем общую надзорную практику. Рынок становится цивилизованным, нормальным благодаря тому, что мы смотрим на него и регулируем его как единый организм» . Рисунок 2 - Сфера действия института «финансового мегарегулятора» Причины создания мегарегулятора представлены в таблице 1. Таблица 1 - Причины создания мегарегулятора Пояснение Первая причина это дефицит ресурсов у ФСФР. ЦБ восполнил этот дефицит как с точки зрения кадрового потенциала, так и с точки зрения технологий. ЦБ выделил лучшие кадры для блока некредитных финансовых организаций (НФО). Мы не просто увеличили количество вакансий, а мы физически перевели в этот блок высококвалифицированных сотрудников Вторая причина это разобщенный подход по вопросам регулирования и развития рынка и затрудненный обмен информацией между регуляторами, мешавший видеть картинку в целом. Это проблема типична не только для России. В странах, где множество регуляторов, они, как правило, неохотно делятся информацией друг с другом. Когда мы работаем в одной организации, этих барьеров для движения информации не существует Третья причина это затрудненная процедура нормотворчества, когда противоречия между отдельными ведомствами требуют постоянного нахождения компромисса, что приводит, как правило, к скромным результатам Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» . Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах. Государство не несет ответственности по обязательствам Банка России, а также Банк России не несет ответственности по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или иным образом в соответствии с федеральными законами. Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, в то время как кредитные организации и небанковские финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и небанковские финансовые организации принимают на себя такие обязательства. В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ (далее – Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России и членов Совета директоров Банка России; контролирует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. 1.2 Цели, функции и инструменты регулирующей деятельности Банка России В связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка страны цели его деятельности, функции и полномочия претерпели существенные изменения: ? во-первых, Банк России, хотя и сохранил все свои прежние функции и полномочия, но при этом в формулировку некоторых из них были внесены изменения и дополнения, уточняющие и расширяющие содержание этих функций и полномочий; ? во-вторых, Банк России унаследовал все основные полномочия упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам России, в связи с чем, его полномочия качественно расширились; ? в-третьих, Банк России в новом статусе получил функции, которых не было ни у него, ни у Федеральной службы по финансовым рынкам России . Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (далее – РФ) и Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» , осуществляются Банком России независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Главная особенность Банка России заключается в том, что все свои многочисленные функции он реализует за счет собственных доходов, которые формируются за счет проведения банковских операций и сделок. Банк России не получает средства на осуществления своих функций из федерального бюджета (или любого иного бюджета). Цели и функции Банка России определены Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Согласно этому закону, перед Центральным банком поставлены пять целей: 1) защита и обеспечение устойчивости рубля; 2) развитие и укрепление банковской системы РФ; 3) обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; 4) развитие финансового рынка РФ; 5) обеспечение стабильности финансового рынка РФ . Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Для их реализации он выполняет функции, которые описаны в Приложении 1. Банк России при осуществлении функций, предусмотренных Федеральным законом, обязан разрабатывать и осуществлять политику по предупреждению, выявлению и регулированию конфликтов интересов. Банк России вправе обратиться с иском в суд в порядке, установленном законодательством РФ. А так же Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и арбитражные суды. Банк России осуществляет полномочия, которые перечислены в Приложении 2. Как орган монетарной власти ЦБ РФ осуществляет: разработку и осуществление (совместно с Правительством РФ) кредитно-денежной политики, валютного регулирования и контроля, проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня. Банк России совершает операции на внутреннем и внешнем финансовых рынках . На внутреннем рынке Банк России проводит операции денежно-кредитной политики. Их цель – поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. Банк России – это главный банк Российской Федерации (далее – РФ). Он не зависит от представительных и исполнительных органов власти и представляет собой самостоятельное экономическое учреждение. Банк России подотчетен только Федеральному собранию РФ. Также Банк России может проводить финансовые операции или осуществлять операции для поддержания финансовой стабильности. Для каждого вида операций Банка России на внутреннем рынке устанавливаются условия и порядок их осуществления, в том числе требования к контрагенту и кредитному качеству используемых финансовых активов . На внешнем рынке Банк России проводит операции в рамках управления своими активами в иностранных валютах. Эти активы относятся к международным резервам РФ. Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции. При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом правил: 1. Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Денежно-кредитная политика – часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Ее приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели. Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и, исходя из этого, принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели . 2. При режиме таргетирования инфляции валютный курс является плавающим, то есть он формируется под влиянием спроса и предложения на валютном рынке. При плавающем валютном курсе Банк России не проводит интервенций на внутреннем валютном рынке в целях поддержания определенного уровня курса или скорости его изменения. При этом Банк России может проводить операции с иностранной валютой на внутреннем рынке в случае возникновения угрозы для финансовой стабильности, а также для пополнения (использования) международных резервов в связи с применением Минфином России бюджетного правила . 3. Основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на динамику процентных ставок в экономике, которая в свою очередь влияет на внутренний спрос и инфляцию. Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, и как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции . 4. Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз. Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций. При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам . 5. Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности . Таким образом, Банк России – это, во-первых, банк-эмитент, во-вторых, организация, осуществляющая банковский надзор, и в-третьих, кредитные организации, являющиеся клиентами других банков, государственных органов и международных финансовых организаций. 1.3 Правовые основы деятельности ЦБ РФ как финансового мегарегулятора Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. На рисунке 3 показаны законы, регулирующие деятельность Банка России. Все законодательные акты имеют разное значение по отношению к регулированию деятельности мегарегулятора. В самом общем виде их можно условно разделить на 2 группы: общие и регулирующие определенную сферу или отраслевые. Рисунок 3 – Законы, регулирующие деятельность Центрального банка РФ Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Основным источником правового регулирования деятельности Центрального банка Российской Федерации является Федеральный закон от ю июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» . Согласно статье 1 указанного федерального закона, статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации . Иными федеральными законами, регулирующими деятельность Центрального банка Российской Федерации, являются следующие законодательные акты: 1. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР», изложенный в новой редакции как Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» ; 2. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» ; 3. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» ; 4. Федеральный закон от ю декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ; 5. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ; 6. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» ; 7. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» . Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России. Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства. В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Таким образом, раскрыты теоретические аспекты функционирования Центрального банка РФ в качестве мегарегулятора финансового рынка. Проанализирован генезис Центрального банка РФ: необходимость и история создания финансового мегарегулятора в Российской Федерации, определено его место в структуре рынка и объекты регулирования. Дано понятие мегарегулятора, цели, функции и инструменты регулирующей деятельности Банка России в новом статусе. Выделены особенности правового положения Центрального Банка РФ как мегарегулятора фи
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Банковское дело, 75 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 45 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 91 страница
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg