Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методические особенности занятий художественной гимнастикой со спортсменками 16-18 лет массовых разрядов

baby_devochka 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2022
Цель исследования: разработать программу занятий по художественной гимнастике для девушек 16 – 18 лет массовых спортивных разрядов и проверить её эффективность экспериментально. Задачи исследования: 1. Изучить особенности тренировочного процесса по художественной гимнастике на основе данных литературных источников, педагогического опыта и на этой основе разработать программу массовых спортивных разрядов для девушек 16 – 18 лет. 2. Определить уровень координационных способностей и гибкости у девушек 16-18 лет, занимающихся художественной гимнастикой, методом тестирования. 3. На основе педагогического эксперимента доказать эффективность разработанной программы тренировок в художественной гимнастике для девушек молодежного возраста 16-18 лет. Объект исследования: тренировочный процесс девушек 16 - 18 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Предмет исследования: динамика развития гибкости и координации у девушек 16 - 18 лет. Гипотеза исследования: предполагалось, что методика тренировки в художественной гимнастике, разработанная в диссертации, позволит развить высокие показатели гибкости и координации движений, а также, в дальнейшем, значительно повысить эффективность физического развития в тренировочном процессе у девушек 16 - 18 лет. Теоретико-методологической основой работы являются учебные и методические пособия (Базарова Н.П., Винер-Усманова И.А., Винер И.А., Власова О.П., Пшеничникова Г.Н., Карпенко Л.А., Лисицкая Т.С., Меньшиков Н.К., Рогова Р.В., Смолевский В.М. Ивалиев Б.К., Орлов Л.П.), статьи и выступления конференций (Беклемишева Е.В., Зеленкина И.Н., Загревский О.И., Куценко Ю.Е., Лаврухина Г.М., Макарова Е.Ю., Морозова Л.П., Стрижова Ф.Ф. Якимова Е.В.), статьи периодических изданий (Беляева М.С., Беляк Ю.И., Гавердовский Ю.К., Гончаренко Л.В., Дудко М.С., Жуманова А.С., Зубкова А.Ю., Иноземцева Е.С., Чивиль А.А., Яшина С.А.) по теории и методике занятий по художественной гимнастике. Основы общей методики преподавания физической культуры и спорта рассмотрены в работах Шипилиной И.А., Холодова Ж.К., Кузнецова В.С., Платонова В., Сахновского К., Озимек М., Лях В.И. В данном диссертационном исследовании для характеристики анатомо-физиологических особенностей девушек-спортсменок использовались работы Донцова Ю.Г., Кременцова Ю.Н., Лубышевой Л.И., Шахлиной Л.Я., Тхоревского В.И. Новизна исследования заключается в разработке нового, доступного и эффективного метода тренировочного процесса в художественной гимнастике для девушек 16 - 18 лет. Теоретическая значимость исследования: полученные в результате исследований данные дополняют систему знаний теории и методики гимнастики в разделе функционирования массовой художественной гимнастики. Практическая значимость. В результате исследования разработаны практические рекомендации для тренеров и специалистов по любительской художественной гимнастике, работающих с девушками 16 - 18 лет.
Введение

Актуальность. Одним из самых зрелищных, красивых и изящных видов спорта является художественная гимнастика. В себя она включает такие составляющие как: музыка, искусство, хореография, сила, ловкость. На сегодняшний день, в силу высокой конкуренции, профессиональный путь гимнасток считается не долгим, по сравнению с другими видами спорта. В основном гимнастки заканчивают свою спортивную карьеру в 14 -16 лет, в сборной команде России в среднем в 22 – 24 года. В зрелом возрасте для гимнасток из-за социальных и физиологических особенностей возникает сложность для продолжения спортивной деятельности в спорте высших достижений [7]. Очевидно, что многим хочется остаться в этом виде спорта дольше, продолжать совершенствовать свои достигнутые способности и находиться все время в отличной спортивной форме. Также стоить отметить, что появляется много желающих попробовать себя в данном виде спорта. Не у каждого есть талант и необходимые физические качества, но их привлекает в этом виде спорта то, что благодаря ему можно развить пластику и грацию, добиться хорошей осанки и фигуры, держать себя в отличной физической форме, укрепить все группы мышц. Художественная гимнастика помогает формировать спортивный характер, дисциплинированность, дружбу, а также принимать участие в соревнованиях и различных показательных выступлениях [49]. В связи с вышесказанным, делаются попытки сделать художественную гимнастику более доступным видом физической активности для девочек и девушек различных возрастных групп. В литературе очень мало методических рекомендаций по построению тренировочного процесса для этого контингента. В этом и заключается актуальность нашего исследования. Художественная гимнастика развивает растяжку, гибкость и пластичность, грацию, изящность движений, внимание, хорошую память, эстетический вкус. Девочки приобретают хорошую осанку [46]. Воспитываются также и морально-волевые качества: терпение, выдержка, собранность, организованность, умение работать в команде и выступать индивидуально; стрессоустойчивость и умение сконцентрироваться в нужный момент [50]. Всестороннее и гармоничное развитие занимающихся, совершенствование их двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия, эстетическое развитие, пластика, красота и грация – все это цель художественной гимнастики. Этот вид спорта формирует важные двигательные умения и навыки, воспитывает моральные и волевые качества человека. Упражнения художественной гимнастики соответствуют особенностям женской моторики, их способности выполнять мягкие, плавные движения [5, 11]. Принято считать, что ею надо начинать заниматься только детям еще в дошкольном возрасте. Но, в связи с растущей популярностью художественной гимнастики, становиться все больше желающих попробовать себя в этом женственном виде спорта, осуществить свою детскую мечту, стать гибкими и пластичными, научиться работать с предметами. Речь идет о школьницах старших классов, учащихся техникумов, студенток ВУЗов и молодых девушках.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………….3 ГЛАВА1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫРАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙГИМНАСТИКИНАСОРЕМЕННОМЭТАПЕ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР) ……………………………...…………………............7 1.1 История развития художественной гимнастики в России и за рубежом ….....7 1.2Актуальныепроблемыитенденцииразвитияхудожественнойгимнастики как вида спорта ……………………………………………………………………..11 1.3 Эволюция правил соревнований в художественной гимнастике…………..18 1.4 Возрастные психофизиологические особенности девушек 16-18 лет…......25 ГЛАВА2.ЦЕЛЬ,ЗАДАЧИ,МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………34 2.1 Задачи исследования…………………………………………………………...34 2.2 Методы исследования………………………………………………………….34 2.3 Организация исследования……………………………………………………. 37 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………... 38 3.1 Общая характеристика спортивного клуба «Ритмика»…………………….. 38 3.2 Программа занятий художественной гимнастикой со спортсменками 16 - 18 лет массовых разрядов……………………….……………………….……………42 3.3 Оценка эффективности разработанной программы …………………...…….48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…………………………………………………………...56 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………...…………………………...….58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………59 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………...….………………………………………….66
Список литературы

1. Авладеев А. А. Концепты развития студенческого спорта в России / А. А. Авладеев. — // Молодой ученый, 2016. – № 10 (114). – C. 430-434. 2. Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной году науки и технологий РФ. Казань, 23 апреля 2021 г. В 3 т. (23 апреля 2021 г.). – Казань: Поволжский ГУФКСиТ, 2021. – Том 3. – C. 472. 3. Базарова, Н.П. Классический танец: [учеб. пособие] / Н.П. Базарова. - Изд. 3, стер. – СПб; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2017. – C. 192. 4. Беклемишева, Е.В. Подходы к повышению массовости занимающихся художественной гимнастикой / Е.В. Беклемишева, Т.Ю. Колокольчикова // Международная научно-практическая интернет-конференция "Фитнес-2010": материалы / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2010. – C. 75-78. 5. Беляева М.С. Художественная гимнастика для девушек 10 – 11-х классов/ Беляева М.С.// Спорт в школе, 2003. – C. 25. 6. Беляк, Ю.И. Способ дозирования физической нагрузки в занятиях аэробикой для студенток / Беляк Ю.И., Зинченко Н.Н. // Физическое воспитание студентов, 2014. - № 5. – C. 8-13. 7. Винер-Усманова И.А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования/И.А. Винер-Усманова, Е. Крючек, Е. Медведева, Р. Терехина. - СПб. - 2014. 8. Винер, И.А., Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития / Е.С. Крючек, Е.Е. Медведева, Е.Е., Терехина, Р.Н. - М.: Физкультура и спорт, 2014. – C. 153. 9. Власова О.П., Пшеничникова Г.Н. Обучение без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: Учебное пособие. – Омск: СГУФКС, 2013. – C. 280. 10. Гавердовский Ю.К. Совершенствование техники движений и специальной технической подготовки как основа высших достижений в современной спортивной гимнастике / Ю.К. Гавердовский. // Наука в олимпийском спорте, 2012 - № 1. – C. 7-26. 11. Гончаренко Л.В. О значении выразительности движений в художественной гимнастике / Л.В. Гончаренко // Физическое воспитание молодежи. – Ростов-на-Дону, 1987. – C. 125-128. 12. Донцов Ю.Г. Анатомо-физиологические особенности женщин-спортсменок: учеб. пособие / Вгифк, мгафк. - Воронеж, 1996. – C. 95. 13. Дудко М.С. Современные проблемы пребывания высококвалифицированных спортсменок на этапе сохранения достижений в художественной гимнастике и перспективы их решения, 2006. – C. 65-67. 14. Жуманова, А. С. Специальная физическая подготовка юных гимнасток с применением метода интервальной тренировки Табата / А. С. Жуманова, А. Н. Хайралиева, В. Н. Авсиевич. // Молодой ученый, 2019. — № 51 (289). – C. 471-475. 15. Зеленкина И. Н., Загревский О. И. Особенности физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике//Вестник Томского государственного университета/ — 2011. – C. 115-119. 16. Зубкова А.Ю. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре для студентов вуза / А.Ю. Зубкова // Теория и практика физ. Культуры,2013. - № 10. – C. 24. 17. Иноземцева Е.С. Особенности занятий физической культурой с использованием средств художественной гимнастики с девушками 20-25 лет / Е.С. Иноземцева, Е.Г. Хацкалева // Теория и практика физ. культуры, 2017. - № 10. – C. 89-90. 18. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика / Л.А. Карпенко; Всероссийская федерация художественной гимнастики, С.-Петербург. гос. акад. физ. культуры имени П.Ф. Лесгафта. – М., 2018. – C. 210. 19. Кременцов Ю.Г. Физиологические особенности женщин и тренировочные нагрузки / Кременцов Ю.Г., Лосин Б.Е. // Легкая атлетика, 1974. - № 5. – C. 28. 20. Крючек Е.С., Супрун А.А., Медведева Е.Н., Винер-Усманова, И.А.,Терехина Р.Н. Теория и методика художественной гимнастики: «равновесия». – М.: Спорт, 2021. – C. 346. 21. Куценко Ю.Е. Развитие координационных способностей у гимнасток групп начальной подготовки/ Куценко Ю.Е., Тарасова Л.В.// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2016.-№12 (130) – C. 114-117. 22. Куценко, Ю.Е. Факторная структура физической подготовленности юных спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике /Ю.Е.Куценко, Л.В.Тарасова // Вестник проблемного совета по физической культуре Российской Академии Образования: Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2017. - №5. – C. 78-79. 23. Куценко Ю. Е. Средства и анализ физической подготовки гимнасток групп начальной подготовки / Ю.Е. Куценко, Л.В. Тарасова // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2016. - 44 (3). – C.158-162. 24. Куценко Ю.Е. Взаимосвязь показателей физической подготовленности юных гимнасток в возрасте 6-8 лет / Ю.Е. Куценко, Л.В. Тарасова // Культура физическая и здоровье, 2016. - №2 (57). – C. 81-83. 25. Куценко Ю.Е. Применение упражнений для развития прыгучести в группах начальной подготовки в художественной гимнастике / Ю.Е. Куценко, Л.В. Тарасова // Вестник спортивной науки, 2016. - №5 – C. 26-28. 26. Лаврухина Г.М. Художественная гимнастика, как основа грации и привлекательности/Г.М. Лаврухина//Сб. матер. «Международная научная конференция, посвященной 75-летию художественной гимнастики 6 ноября 2009 года»/ НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2010. – C. 36-44. 27. Лебедихина Т. М. Гимнастика: теория и методика преподавания : [учеб. пособие] / Т. М. Лебедихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – C. 112. 28. Лисицкая Т.С. Организационно-педагогические аспекты развития фитнесс-аэробики в России / Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В., Ивлев Б.М. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7 Междунар. науч. конгр. : Материалы конф., 24-27 мая 2003 г. - М., 2017. - Т. 3. – C. 30-31. 29. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ.культ./ Под ред. Т.С Лисицкой. – М.: Физ-ра и спорт, 1982. – C. 156-160. 30. Лубышева Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект // Теория и практика физической культуры, 2020. -№ 6. – C. 15-17. 31. Лях В.И. Гибкость и методика её развития //Физкультура в школе, 1999. - №1. – C. 25-27. 32. Майбородин С.В., Габибов А.Б, Веровский А.А., Саенко С. Г. Состояние, проблемы и пути развития студенческого спорта / С. В. Майбородин, А. Б. Габибов, А. А. Веровский, С. Г. Саенко // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. — № 9–2. 33. Макарова Е.Ю. Особенности двигательной подготовки спортсменок в художественной гимнастике / Макарова Е.Ю., Менхин А.В. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. – C. 97-101. 34. Меньшиков Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – C. 462. 35. Морозова Л.П. История развития и современное состояние эстетической гимнастики / Л.П. Морозова // Международная научно-практическая конференция "Фитнес 2007", 14-16 ноябрь. 2017 г.: к 75-летию каф. / сост. Т.С. Лисицкая; науч. ред. Ю.К. Гавердовский; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Каф. теории и методики гимнастики. - М., 2017. - Тетр. первая. – C. 49-51. 36. Платонов В., Сахновский К.В., Озимек М. Современная стратегия многолетней спортивной подготовки // Наука в олимпийском спорте, 2003. - №1. – C. 3-13. 37. Правила по художественной гимнастике ФИЖ 2009-2012г. 38. Правила по художественной гимнастике ФИЖ 2013-2016г. 39. Правила по художественной гимнастике ФИЖ 2017-2020г. 40. Рогова Р.В. Гимнастика и методика преподавания: Учебно-методическое пособие. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – C. 125. 41. Смолевский В.М. Ивалиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. - М.: Просвещение, 1992. – C. 80. 42. Стрижова Ф.Ф. Соревновательная деятельность спортсменов // Методологические аспекты теории спорта: Сб. науч. ст. /Казах. ИФК. - Алма-Ата, 1992. – C. 51-55. 43. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб. пособие / под общей ред. Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. – М.: Советский спорт, 2014. – C. 264. 44. Терехина Р.Н. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Художественная гимнастика» / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.Н. Медведева / Под общей редакцией Р.Н. Терехиной – М.: 2016. – C. 326. 45. ТхоревскийВ.И.Физиологические основыфизической культуры испорта//Основы физиологии человека. СПб., 1994. - т. 2. – C. 340 – 358. 46. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – C. 480. 47. Фитнес: программа дисциплины "Теория и методика фитнеса" сост. в соответствии с требованиями к содержанию и уровню подготовки студентов по специальности 032102.65, 050720.65: [рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта] / сост. Т.С. Лисицкая [и др.]; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2019. – C. 13. 48. Фитнес-аэробика-2013: материалы Международной научной интернет-конференции 1–12 декабря 2013 года. – М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». – C. 95. 49. Художественная гимнастика. Учебное пособие для институтов физической культуры. Под ред. Л.П.Орлова. М., «Физкультура и спорт», 1973. – C. 188. 50. Чивиль, А.А. Значение симметричного развития физических качеств в художественной гимнастике // Чивиль А.А. // Физическое воспитание студентов, 2012. - № 3. – C. 119-122. 51. Шахлина Л.Я. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин. - К.: Наукова думка, 2001. – C. 326. 52. Шипилина И.А. Фитнес - спорт: учеб. для студентов образовательного учреждений сред. проф. образования: доп. образования РФ / И.А. Шипилина, И.В. Самохин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – C. 217. 53. Щербакова М.И. Сравнительная характеристика фитнес-услуг в России и странах зарубежья / М.И. Щербакова, Т.С. Лисицкая // Сборник трудов студентов и молодых ученых РГУФКСиТ: материалы по итогам науч. конференции студентов и молодых ученых РГУФКСиТ (Москва, 18-20 марта, 22-24 апр. 2009 г.) / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2019. – C. 48-50. 54. Якимова Е.В. Соревновательная деятельность гимнасток 10-11 лет (на примере СДЮШОР N1 г. Хабаровска) / Якимова Е.В., Сергейцова Т.Г. // Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы 5 науч. конференции молодых ученых Дальнего Востока (2001). -Хабаровск, 2002. – C. 128-130. 55. Ярмолович Л.И. Классический танец: метод. пособие. - Л.: Музыка, 1986. – C. 88. 56. Яшина С.А. Фитнес-аэробика в культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи / С.А. Яшина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2012. - № 6. – C. 53-58. 57. Яшина С.А. Анализ рынка фитнес-услуг на основе психолого-поведенческих характеристик потребителя / С.А. Яшина // Теория и практика физ. культуры, 2013. - № 5. – C. 39-44. 58. www.rhythmica.ru (информационный сайт о клубе СК «Ритмика») 59. www.rsl.ru (Электронная библиотека диссертаций и авторефератов РГБ) 60. The Everything Krav Maga for Fitness Book. Get fit fast with this high-intensity martial arts workout (Part of Everything®).By Nathan Brown and Jeff Levine. 288 pages | ISBN 9781598694246 | September 2007 61. Rythmic Gymnastics. By (author) Nadeja Jastrjembskaia, USA Gymnastics, Yuri Titov. Publisher: Human Kinetics Publishers, Champaign, United States. Published: 30th Oct 1998 62. Gymnastics Scorebook & Journal : Rhythmic Edition. Author: Deborah Sevilla. publisher: Createspace Independent Publishing Platform. publication Date: 12 Dec 2018. Language: English
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР) 1.1 История развития художественной гимнастики в России и за рубежом Художественная гимнастика - вид спорта, заключающийся в выполнении под музыкальное сопровождение различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом [27]. В художественную гимнастику входит и хореография, и акробатика, и виртуозное владение такими предметами как скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. В настоящее время одна из тенденций развития художественной гимнастики заключается в изменении программ. Изучение произвольных композиций сильнейших гимнасток на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне, в 2016 году в Рио-де-Жанейро, в 2021 в Токио показало, что продолжается рост трудности, оригинальности элементов и соединений. Характерной особенностью является увеличение количества и разнообразия элементов трудности предмета. Усложнение программ в большей степени производится за счет расширения взаимодействия гимнастки с предметом, что подчеркивает специфику вида спорта. Особое развитие получило использование предмета различными частями тела, без помощи рук. А так же перекаты, не только в упражнение с мячом, но и с лентой и булавами. Сейчас наблюдается большое разнообразие связующих движений, передач, оригинальных элементов, повышающих техническую и артистическую ценность упражнения гимнастки [18]. В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. В групповых выступлениях используются или один предмет (например, пять мячей, пять пар булав, пять обручей), или одновременно два вида предметов (например, обручи и булавы, ленты и мячи, скакалки и мячи). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях. Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут (1 минута 30 секунд). Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) — олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). Художественная гимнастика – спортивная дисциплина, родиной которой является Россия. Природная грациозность, красота наших девушек обеспечивают высочайшие спортивные и олимпийские достижения на протяжении длительного времени [26]. Единственный вид спорта, который Россия подарила международному олимпийскому движению - это художественная гимнастика [7]. И родилась она в Ленинграде, в стенах Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта в 1934 г. Первые соревнования по художественной гимнастике состоялись в марте 1939 г. в Ленинграде. В декабре 1945 г. решением Всесоюзной конференции по гимнастике (Москва) художественная гимнастика была признана единой для всей страны. Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике, прошедших в Тбилиси, стала Башнина А. Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике состоялись в декабре 1963 г. в Будапеште, а чемпионкой мира стала Савинкова Л. В 1980 г. на Конгрессе МОК, после завершения XXII Олимпийских игр в Москве, было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. За период олимпийского развития этого вида спорта советские, а впоследствии и российские гимнастки 19 раз (до 2014 г.) становились абсолютными чемпионками Европы, 11 раз чемпионками мира и четырежды завоёвывали золотые награды на Олимпийских играх [8]. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежала почетному президенту Международной федерации гимнастики (ФИЖ), профессору кафедры гимнастики университета имени П. Ф. Лесгафта Титову Ю.Е. Через 50 лет после рождения, в 1984 г. художественная гимнастика впервые была представлена в программе XXIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США). Однако дебют был неудачен: из-за бойкота Игр на них не выступали ведущие спортсменки мира. А в 1988 г. в Сеуле состоялся настоящий олимпийский дебют художественной гимнастики как вида спорта. Победительницей стала Марина Лобач. Таким образом, логично, что на международной арене отечественные гимнастки стали первыми победительницами самых престижных форумов, завоевав почетные титулы абсолютных чемпионок. Однако в развитии отечественной художественной гимнастики наблюдались периоды некоторого отставания наших спортсменок от зарубежных, в частности от болгарских. Выход из кризиса явился следствием напряженных усилий специалистов (тренеров, судей, ученых), которые плодотворно решали задачи теории и практики данного вида спорта [13]. После Олимпийских игр в Сиднее (2000 г.) произошли большие изменения в основном документе, управляющем развитием художественной гимнастики. Комитет Международной федерации гимнастики (ФИЖ) стимулировал развитие сложности, что делает этот вид спорта динамичным, с оригинальными элементами и риском. Таким образом, стали актуальными все стороны подготовленности высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. На протяжении своего существования несколько стран всегда занимали лидирующие позиции в развитии этого вида спорта. В начале появления на мировой арене (с 1960 года) это был СССР, затем Болгария (НРБ). В период с 1960 до 1991 года основная конкурентная борьба проходила между гимнастками этих двух стран, причём доминирующие позиции, за исключением некоторых периодов (например, 1973-1977 года), занимали болгарские гимнастки. Представительницы других государств реально могли претендовать лишь на отдельные серебряные, а чаще бронзовые медали. Картина сильно поменялась со времени развала СССР в 1991 году и появлении на карте мира новых независимых государств. Начало 90-х годов 20-го века можно считать одновременно расцветом украинской художественной гимнастики и крахом болгарской и российской школ. Однако, если российская художественная гимнастика к началу 21 века возродилась с новой силой, то болгарские спортсменки так и не смогли выйти из кризиса. В настоящее время практически безраздельное лидерство принадлежит российским гимнасткам. Существенные результаты показывают также спортсменки Украины, Белоруссии, Азербайджана. Нельзя не отметить популярность этого вида спорта в таких странах как Испания, Канада, Италия, Япония, Франция, Израиль. Вряд ли можно говорить о существовании собственных школ и стилей художественной гимнастики в этих странах, но отдельным талантливым спортсменкам время от времени удаётся потеснить с пьедестала признанных лидеров [42]. В России художественная гимнастика считается одним из популярнейших видов спорта. Большой вклад в ее развитие внесла заслуженный тренер России Ирина Винер-Усманова. С 11 лет она сама занималась художественной гимнастикой. Трижды добивалась звания чемпионки Узбекистана. С 1992 года Винер-Усманова - главный тренер Центра олимпийской подготовки, а с 2001 года - главный тренер сборной России по художественной гимнастике. Среди ее воспитанниц - олимпийская чемпионка и двукратная абсолютная чемпионка мира Алина Кабаева, олимпийская чемпионка Юлия Барсукова, шестикратная чемпионка мира Амина Зарипова, чемпионки мира Марина Николаева, Яна Батыршина, Наталия Липковская и Ольга Белова, многократные чемпионки СССР Венера Зарипова и Елена Холодова, победительница Кубка "Интервидения" Вера Шаталина и многие другие. C 2008 года Винер-Усманова возглавляет Всероссийскую федерацию художественной гимнастики. В 2015 году награждена серебряным орденом Международного олимпийского комитета (МОК), получив его из рук президента МОК Томаса Баха "в знак признания выдающихся заслуг в мировом спортивном движении и преданности олимпийским идеалам". Ирина Винер-Усманова является инициатором и автором проекта спортивно-образовательного кластера "Олимпийская деревня Новогорск", который включает в себя Центр гимнастики Винер-Усмановой, где тренируются и готовятся к важным российским и международным соревнованиям по художественной гимнастике талантливые и подающие надежды спортсменки. На летних олимпийских играх большинство чемпионов и призёров по художественной гимнастике - россиянки: Алина Кабаева, Юлия Барсукова, Ирина Чащина, Евгения Канаева, Дарья Дмитриева, Маргарита Мамун, Яна Кудрявцева, Дина Аверина, Арина Аверина, Александра Солдатова и многие другие [36]. База сборной России является современнейшей в мире, с лучшими тренерами, огромным коллективом высокопрофессиональных специалистов различных областей, которые прилагают колоссальные усилия, для того, чтобы наша страна продолжала занимать лидирующие позиции в данном виде спорта [18]. 1.2 Актуальные проблемы и тенденции развития художественной гимнастики как вида спорта Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Их принимают, конечно же, не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Одной из главных проблем гимнасток является лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты - мочегонные средства (диуретики), которые, в свою очередь, запрещены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) [62]. История допинговых скандалов в России XXI века берет начало с дисквалификации Алины Кабаевой, которую в 2001 году обвинили в применении фуросемида и дисквалифицировали на два года вместе с другой известной гимнасткой Ириной Чащиной. Спортсменки лишились всех медалей, выигранных на чемпионате мира-2001. Прием детей в спортивные школы художественной гимнастики официально осуществляется с 6-7 лет. Но, как правило, детей начинают записывать в коммерческие группы предварительной подготовки уже с 3-5 лет, и к моменту отбора в спортивную школу, дети уже обладают хорошей начальной базой. На турнирах 2021 г. уже не редкость встретить гимнасток 2018 года рождения. И зачастую, когда родители приводят детей 7-ми лет, дети попадают в условия, когда им приходиться догонять своих сверстников, уже имеющих за плечами 2-3 года тренировок, либо просто не проходят высокую планку отбора [2]. Тренировки гимнасток младшего возраста ограничиваются несколькими часами в день. Старшего возраста - доходят до четырнадцати часов в день. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 23-25 лет [40]. Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная - более безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике и в фитнес-аэробике большинство участниц - бывшие гимнастки [56]. Можно сделать вывод, что на данный момент художественная гимнастика, как сравнительно молодой вид, имеет ярко выраженную направленность на подготовку именно профессиональных спортсменов. Прием в секции начинается в раннем возрасте и спортсменки в большинстве случаем, не показывая выдающихся результатов, заканчивают спортивную профессиональную карьеру в 14-16 лет [29]. Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом [61]. В настоящее время достаточно чётко обозначились четыре значительно различающихся уровня современной художественной гимнастики: 1) высший уровень – элитно-олимпийская художественная гимнастика, функционирующая в центрах олимпийской подготовки; 2) средний уровень – спортивно-образовательная художественная гимнастика, осуществляемая в рамках ДЮСШ, ДСО и ВУЗов; 3) массовый уровень – оздоровительно-развивающая художественная гимнастика, предлагаемая спортивно-оздоровительными клубами и школьными секциями. 4) любительский уровень – художественная гимнастика для непрофессионалов-любителей и девушек, закончивших свою спортивную карьеру, осуществляемая в рамках частных клубов, секций по художественной гимнастике. Задачи профессиональных образовательных организаций и ВУЗов в физическом и социальном оздоровлении студенчества превращают полупрофессиональный и любительские сегменты в главные объекты приложения ее спортивной политики, выражающейся в режиме наибольшего благоприятствования инициативам по развитию тренировочного и соревновательного процессов, инфраструктуры, различных спортивных практик, а также материального и методического сопровождения [30]. Период обучения в колледже или университете (от 16 лет) совпадает с периодом достижения атлетами наивысших спортивных результатов, залогом которых является кропотливый труд на тренировках, что делает на практике практически не достижимым сочетание полноценного обучения и высококвалифицированной спортивно-соревновательной деятельности [5]. Атлет оказывается перед выбором несистематических академических занятий и полноценной спортивной подготовки, либо высокой посещаемости аудиторных занятий, но нерегулярных тренировок и выступлений на соревнованиях. Таким образом мы сталкиваемся с ситуацией, когда профессиональная составляющая студенческого спорта является лишь констатацией личных достижений отдельных атлетов, за редким исключением профильных вузов физической культуры, осуществляющих основной тренировочный и соревновательный процессы вне стен университетов, что в свою очередь ни в коей мере не дает право последним проецировать их успехи на себя. Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт, который предоставляет: ? доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении); ? возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно; ? возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и в невузовских соревнованиях по избранным видам спорта). Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий [52]. Определенная часть молодых людей, по тем или иным причинам не попавших в поле зрения скаутов на раннем возрастном этапе, в дальнейшем практически лишена возможности реализовать себя в спорте высоких достижений, хотя в случае создания необходимых условий для занятий спортом эти люди могли бы проявить свои таланты [1]. На рубеже перехода из юношеской (юниорской) возрастной категории во взрослый спорт, последний лишается огромного количества талантливых спортсменов, готовых к дальнейшей самореализации, по причине их столкновения с реалиями взрослой жизни: необходимостью приобретать профессию, зарабатывать на жизнь, устраивать семейную сферу и др., вынужденных выбирать в пользу названных ценностей, поскольку имеющиеся условия реализации спортивной активности не позволяют им далее совмещение усилий. Пребывание в замкнутой спортивной корпоративной среде замедляет либо порой вовсе исключает, приобретение спортсменами навыков существования в обще-социальной среде, развивает в них патерналистские настроения, в результате чего после окончания спортивной карьеры значительное количество молодых, великолепно тренированных и психологически подготовленных людей не в состоянии найти адекватного их способностям места в жизни, либо социальная адаптация занимает неоправданно долгое время и сопряжена с неоправданными трудностями и переживаниями [54]. Отрыв молодых людей, готовящихся реализовать себя в спорте высоких достижений, от общесоциальной среды уже на самых ранних этапах их подготовки (необходимость особых условий для подготовки спортсменов-профессионалов на этапе их выступлений на высочайшем уровне, безусловно, не оспаривается) ведет к отчуждению от них основной массы сверстников, для которых серьезные занятия спортом выглядят как совершенно особого рода деятельность, несовместимая с обычным образом жизни и недоступная для «простых смертных», что неизбежно ведет к сокращению количества активно занимающихся спортом молодых людей [34]. Развитие студенческого спорта способно если не полностью решить перечисленные проблемы, то, по крайней мере, серьезно их минимизировать. Развитие студенческого спорта является одним из приоритетов в деятельности нашего министерства. Работать нужно системно, а именно системы студенческому спорту сейчас не хватает. Вообще, развитие студенческого спорта, его поддержка государством в лице Министерства спорта и туризма будет вестись по нескольким направлениям. Первое направление - это всяческая поддержка проектов, которые уже реализуются в командных видах спорта. Второе направление - законотворчество на межминистерском и федеральном уровнях. Меры разрабатываются очень серьезные. Третье направление - партнерство с Российским студенческим спортивным союзом, который недавно вернул себе историческое название - «Буревестник». Через какое-то время студенческий спорт в нашей стране станет тем, чем он и должен быть - базой, основой для спорта высших достижений и профессионального спорта России для участия в главных студенческих соревнованиях – Универсиадах [59]. В настоящее время в России существует большое количество любительских клубов, школ и секций по художественной гимнастике. Конечно, большинство из них ориентированы на детей (возраст 3-15 лет). Однако существуют и секции для более старших девушек. Это любительские секции, воспитанницами которых являются девушки в возрасте от 16 лет и старше. Одной из отличительных особенностей в построении тренировочного процесса является наличие определенной материальной базы. И на первый план в данном вопросе встает наличие помещения, удовлетворяющего требованиям для проведения занятий по художественной гимнастике: зал средней площадью 150-200 м. кв. с потолками от 6-7м. Особенностями оснащения зала для тренировок по художественной гимнастике являются встроенные в стены зеркала и балетные опоры, которые являются вспомогательным средством тренировки правильной осанки и обучения технике движений. Необходимыми вспомогательными средствами являются также шведская стенка и скамья. Вне зависимости от качества пола, он покрывается ковром. Абсолютно все любительские секции художественной гимнастики не имеют отношения к Спортивным школам и соответственно не имеют государственного финансирования, следовательно, являются коммерческими. Главным вопросом и проблемой для организации работы подобного рода клубов является поиск помещения, не только соответствующего требованиям для проведения занятий по художественной гимнастике, но и имеющего приемлемую арендную ставку. На наш взгляд - это одна из основных причин того, что данное направление не имеет широкого распространения. Секций и клубов, имеющих близкую специфику, но не требующих большого помещения, крайне много сейчас (боди-балет, стрейчинг, аэрострейчинг и пр.). Для данных направлений вполне подходит помещение 50 м.кв с потолком 2,5-3м. Однако секций, где тренировки проходят в игровых залах с высокими потолками и ковровым покрытием, не так уж и много. Также важное значение имеет расположение зала. Шаговая доступность от метро и остановок общественного транспорта в наши дни крайне важна. Однако, не смотря на все эти сложности, любительские секции и клубы художественной гимнастики для девушек существуют. Мы не рассматриваем секции, которые зачастую позиционируют свои направления как художественная гимнастика, но не имеют никакой материальной базы для проведения подобных занятий и соответственно на своих тренировках имеют возможность охватить только какую-то незначительную часть от общих направлений в художественной гимнастике, как правило, полностью исключая технику предмета, элементную базу, прыжковые комплексы, акробатику. Отличительной особенностью данных секций и клубов является не только наличие необходимой материально-технической базы для организации тренировочного процесса по художественной гимнастике для девушек, но и возможность подготовки своих воспитанниц для дальнейшего участия в турнирах, соревнованиях и фестивалях по художественной гимнастике для любителей, а также спортсменок, закончивших спортивную карьеру. Любительская художественная гимнастика для девушек - очень молодое направление и только набирает обороты. Привлечение девушек в секции идет по большей части посредством рекламы в сети интернет - особенно через социальные сети. Занятия художественной гимнастикой для девушек позволяют развиваться физически, расширить свои двигательные возможности, освоить множество сложных технических элементов, продемонстрировать свою грацию и пластичность [8, 10]. На выступлениях главную роль играет эстетическая сторона номера. Это уникальный вид спорта, объединяющий танцы, балет, акробатику с силовыми упражнениями [15]. 1.3 Эволюция правил соревнований в художественной гимнастике Программы и правила соревнований определяют направление всей работы в спортивной гимнастике. Программа первых соревнований проведенных в Чехии в 1862 г. состояла из многоборья: прыжка в длину, прыжка через козла, упражнений на коне с ручками, брусьях, перекладине, кольцах и наклонной лестнице. В дальнейшем в странах Европы в программы соревнований по гимнастике периодически вводились упражнения на трапеции, фехтование на рапирах и эспадронах, борьба, а также бег на 100 метров, прыжки в длину, высоту, с шестом, толкание ядра, лазанье по канату. В различное время в программы входили и другие дополнительные виды, но основное шестиборье всегда сохранялось. Программы соревнований в России состоялись по такому же принципу. После Великой Октябрьской Революции в программы гимнастических соревнований также вводились отдельные виды Л/А, что должно было способствовать разносторонней физической и военной подготовке занимающихся. С появлением ГТО гимнастические соревнования стали проводиться только по основным видам гимнастического многоборья. Это позволило больше внимания уделить освоению сложным упражнениям. Существенное значение для развития спортивной гимнастики в стране имело введение в 1935 г. единой классификации. Программы женских соревнований до середины 40-х годов включали те же виды, что и мужские. Когда наши спортсмены стали принимать участие в международных встречах, и особе6нно при подготовке к Олимпийским играм 1952 г., пришлось пересмотреть содержание женской спортивной гимнастики. Постепенно из программы для женщин были исключены упражнения на коне с ручками, средних брусьях, кольцах, перекладине и введены виды, составляющие содержание современной женской гимнастики. С 50-х годов все внутренние соревнования для мастеров спорта в нашей стране проводятся по международным программам, отражающим уровень развития спортивной гимнастики в мире. Организация первых соревнований по гимнастики потребовала разработки правил соревнований. Они значительно отличаются от современных. В 1871 г. порядок выступления гимнастов отличался от современных, он определялся жеребьевкой. При этом первый участник выполнял любое упражнение, а все остальные должны были его повторить. Оценка проводилась по 5 бальной системе. Для исполнения упражнения гимнасту давалась одна попытка. Вторая попытка разрешалась лишь в случае, если упражнение не выполнено, но об этом участник должен был предупредить судей. Победителем соревнований считался гимнаст, имевший наибольшую среднюю арифметическую оценку из общей суммы баллов. На олимпийских играх 1912 г. применялась 12-бальная шкала оценок (2 балла давалась на оценку подхода к снаряду и отходу от него). На каждом снаряде судили по 3 человека, и их оценки суммировались. За ошибки были установлены сбавки в 0,5 и 0,25 балла. В этот период постоянных правил соревнований не существовало, они разрабатывались для каждого нового соревнования. Судейство производилось из 10, 12, 15, 20 баллов, что позволяло выделять по желанию определённые виды многоборья. В начале 30-х годов начинают систематически проводиться различные соревнования по спортивной гимнастике. Это потребовало постоянных правил соревнований, содержащих основные положения организации и судейства соревнований. В 30-40-х годах правила постепенно совершенствовались и систематически переиздавались. В 1934 г. проводиться 1-я Всесоюзная судейская конференция по гимнастике, утвердившая единые правила соревнований и методику судейства. Были созданы первые учебники и методические пособия. В 1935 г. впервые была разработана Единая (обязательная для всех) Всесоюзная классификационная программа по гимнастике, которая стала основным критерием оценки спортивных успехов и определила задачи дальнейшего совершенствования советских гимнастов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg